44945

Александр Николаевич Самохвалов

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Александр Николаевич Самохвалов 21 августа 1894 Бежецк Тверская губерния Российская империя 20 августа 1971 Ленинград СССР крупнейший советский художник живописец график прикладник монументалист Заслуженный деятель искусств Российской Федерации член Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Самохвалов Александр Николаевич родился 8 21 августа 1894 года в городе Бежецк Тверской губернии. Его отец Николай Дмитриевич Самохвалов занимался мелкой торговлей умер в 1917 году. Мать Самохвалова Елена Фёдоровна в девичестве...

Русский

2013-11-14

24.39 KB

3 чел.

Общество “Круг художников” (Ленинград: 1926-1932 гг.)
Основу группировки составили выпускники ленинградского ВХУТЕИН(а), кредо которых - овладение профессиональным мастерством на основе освоения традиций прошлого в контексте экспериментаторства XX века; поиски путей отражения реальной действительности без натурализма, повествовательной сюжетики и агитационности. “Круговцы” призывали к созданию “стиля эпохи”, противостоящего “дилетантизму и мещанству, вкусикам направленчеств, измам”. В декларации и Уставе “Круга” утверждалось, что реализм - есть “метод живописного восприятия, исторически всегда совпадавшего с профессиональным максимумом”.
В активной программе борьбы за профессионализм против бытовщины (АХРРа), ретростилизации (“Мир искусства”, “Бубновый валет” и пр.) просматривались и грандиозные планы - организации выставок, учебных курсов, музеев, лабораторий, библиотек, издательского дела и пр. Выступая против “протокольного реализма”, художники “Круга” мечтали о “новом стиле” эпохи, через который можно будет выразить “мощь труда в живописно-пластическом восприятии природы”, найти “новые монументальные формы” искусства.
Заметим, что подобная концепция во многом сближала позиции “Круга” с платформой “ОСТа” - в выборе сюжетов стройки, спорта, массового труда, в отборе выразительно-изобразительных средств и декларативной монументализации образных решений. На четырех выставках, организованных обществом, демонстрировались произведения учеников ВХУТЕИНа мастерских А.Е.Карева, А.И.Савинова, К.С.Петрова-Водкина, А.Т.Матвеева - В.В.Пакулина, Л.Р.Британишского, М.В.Вербова, Д.Е.Загоскина, А.С.Ведерникова, А.Д.Зайцева, Б.Е.Каплянского, Л.А.Месса, В.И.Малагиса, А.Ф.Пахомова, А.П.Почтенного, А.И.Русакова, А.Н.Самохвалова, Г.Н.Траугота.

Александр Николаевич Самохвалов (21 августа 1894, Бежецк, Тверская губерния, Российская империя — 20 августа 1971, Ленинград, СССР) — крупнейший советский художник, живописец, график, прикладник, монументалист, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Самохвалов Александр Николаевич родился 8 (21) августа 1894 года в городе Бежецк Тверской губернии. Его отец Николай Дмитриевич Самохвалов занимался мелкой торговлей (умер в 1917 году). Мать Самохвалова Елена Фёдоровна (в девичестве Чистякова, ум. в 1937) занималась домашним хозяйством и воспитанием четырёх детей. Своё образование Самохвалов начал в механико-техническом училище в Калязине, откуда был исключён в 1908 году за участие, как писал художник в автобиографии в начале 1950-х, в «школьном революционном движении»[3]. В последующем закончил реальное училище в Бежецке.

Учился в Академии художеств до её закрытия (1914—1918), затем вернулся на родину в Бежецк. Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919—1923).

Среди учителей особое влияние на Александра Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества. Не случайно путешествие с К. С. Петровым-Водкиным в Самарканд (1921 год) и работу в составе экспедиции Института истории материальной культуры по зарисовкам и обмеру памятников он воспринимал впоследствии как переломный момент в своём мировоззрении и творчестве. Другим сильнейшим впечатлением, повлиявшим на формирование творческого стиля художника, стало участие Александра Самохвалова в работах по реставрации Георгиевского собора вСтарой Ладоге (1926), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись.

Александр Самохвалов начал участвовать в выставках с 1914 года. В 1917 участвовал в выставке объединения художников «Мир искусства». Писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Занимался плакатом, скульптурой, монументальной и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книги.

Дипломная картина «Головомойка» (1923, Русский музей), в которой художник стремился воплотить принципы «сферической перспективы» в духе Петрова-Водкина, стилистически близка сюрреализму. Однако Александр Самохвалов вступил на самостоятельный творческий путь в тот период, когда модернистски-авангардные поиски постепенно уходили в сферу «тихого искусства» или вообще в «подполье». Тем не менее, подобно мастерам ОСТа, к которому ленинградский «Круг художников» был эстетически весьма близок, Самохвалов сумел сохранить яркие черты поэтически-вольного символизма и во вполне официальных, заказных произведениях.

Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта» («Кондукторша», 1928; «Девушка с ядром», 1933, Третьяковская галерея; знаменитая акварельная серия «Метростроевки», 1933—1934, в основном — Русский музей) — образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом. Именно ему принадлежит знаковое произведение советского искусства 1930-х годов — «Девушка в футболке» (1932), в котором наиболее полно воплотилось стремление художника к созданию образа молодого современника, понимание зрелым мастером своих живописных задач.

В 1937 году картина Самохвалова «Девушка в футболке» на Международной выставке в Париже была удостоена золотой медали. Тогда же за панно «Советская физкультура», выполненное для советского павильона, и за иллюстрации к «Истории одного города»[4] М. Е. Салтыкова-Щедрина художник получает два Гран-при Международной выставки.

Книгой и книжной графикой Александр Самохвалов занимался с середины 1920-х годов, сотрудничая с ленинградскими издательством «Радуга» и Детгизом. Примечательны артистичные детские книжки, в том числе с текстами самого художника («Наш город», 1927; «Ночные страхи», 1927; «Водолазная база», 1928; «Мстительный Худжар», 1929, и др.).

Александр Самохвалов успешно выступал также как художник театра. С середины 30-х годов он оформлял спектакли «Бесприданница» А. Н. Островского (режиссёр С. А. Морщихин, 1935, ГБДТ, Ленинград), «Горячее сердце» А. Н. Островского, «Стакан воды» Э. Скриба (оба 1943, Академический театр драмы им. А. С. Пушкина) и др. После начала войны Самохвалов эвакуировался с Академическим театром драмы им. А. С. Пушкина в Новосибирск, где оформил спектакли «Свадьба Кречинского», «Платон Кречет», «Маскарад», а также ряд спектаклей для Московского театра оперетты.

Наряду с этим Александр Самохвалов исполнил и большое число заказных полотен («С. М. Киров принимает парад физкультурников» (1935, ГРМ), «Появление В. И. Ленина на Всероссийском съезде Советов» (1939, ГРМ), «Парад Победы» (1947, эскиз для росписи «Дворец Советов», частная коллекция), «С. М. Киров и И. В. Сталин на Волховстрое» (1950, частное собрание, Лондон) и др. Среди произведений, созданных А. Самохваловым в станковой живописи, также картины «В. Ленин и И. Сталин на втором съезде РСДРП» (1939, ГРМ), «Фронтовые друзья» (1946), «Сталинградка», «Вспоминая боевые дни» (обе 1948), «Портрет Е. Мравинского»[5] (1950), «Под солнцем» (1953), «Кафе «Гурзуф» (1956), «Портрет М. А. Клещар» (1958) и другие.

В 1948—1951 годах Самохвалов преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В. И. Мухиной[6]. Автор книги воспоминаний «Мой творческий путь» (1977), повести «В годы беспокойного солнца» (1996). Выставки произведений А. Н. Самохвалова были показаны в 1963[7], 1968[8] и 1975[9] годах в Ленинграде (ЛОСХ, Дом писателей, ГРМ) и в 1964 в Москве. В 1967 году А. Н. Самохвалов был награждён Орденом Ленина за выдающийся вклад в развитие советского изобразительного искусства.

С 1926 года Самохвалов был членом ленинградского объединения «Круг художников», которое покинул в 1928 году. В 1929—1932 был членом общества художников «Октябрь», с 1932 года — членом Ленинградского Союза советских художников. С 1938 по 1940 годы был заместителем председателя ЛССХ.

Александр Николаевич Самохвалов скончался в Ленинграде 20 августа 1971 года на семьдесят седьмом году жизни. Похоронен на Комаровском кладбище. Памятник на могиле является культурно-историческим наследием с федеральным уровнем охраны. Произведения Александра Николаевича Самохвалова находятся в Государственном Русском музееГосударственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20339. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 43 KB
  ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Какой из возможных видов сравнения взять за начало Сравнение философии с другими видами мировоззрений. Это позволит с одной стороны показать специфику философии на фоне других мировоззрений с другой стороны выйти на разделы философского знания. Темы раздела: диалектика противоположности законы диалектики качество количество Вопросы: отличие диалектики от метафизики специфика диалектического снятия История философии собрание всей мудрости.
20340. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ 50 KB
  Социальноисторические условия и предпосылки возникновения философии. Необходимым условием возникновения философии выступает рост производительных сил общва техники трудовых умений и знаний. Из истории вы должны знать какие причины видят в основании греческого чуда которое в частности привело к возникновению философии.
20341. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ, ЕЕ МЕСТА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. НАУКА, ФИЛОСОФИЯ, ЦЕННОСТЬ 44 KB
  СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ ЕЕ МЕСТА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. Наука в это время в целом входит в лоно философии. Одни социальноэкономические условия способствовали появлению философии и науки атмосфера демократии возможность существования теоретического абстрактного знания.
20342. ПРИЧИНЫ И ЗНАЧЕНИЕ ПЛЮРАЛИЗМА ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ 38 KB
  ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ. Для многих это признак слабости философии. В философии сегодня наиболее полно представлена самобытность человека.
20343. СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ, РЕЛИГИЯ, РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА, ФОМЫ АКВИНСКОГО, Г. ГЕГЕЛЯ. ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА 52 KB
  Но размышляя он приходит к выводу что известный тезис христианства о творении мира из ничто ничего нужно понимать так: есть некое Ничто существующее независимо от Бога. Но Бердяев считал что в таком случае никак нельзя обосновать свободу какая это свобода если все в мире подконтрольно Богу и все грехи мира падают на Бога. Но лишает христианского Бога роли господина всего существующего что для большинства христиан абсолютно неприемлемо. мы в силу общественной привычки и обучения часто без особых доказательств не говоря уже о...
20344. СПЕЦИФИКА СУБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА. СОФИСТИКА, СКЕПТИЦИЗМ И СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА ОТ БЕРКЛИ К КАНТУ. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ОСНОВЫ КРИТИКИ СУБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА 63.5 KB
  Си философское направление обостренно воспринимающее проблему тему ограниченности человеческого опыта знания откуда для него объективно вытекает что сознание человека творит мир. Для крайнего последовательного СИ это означает не только познавательно гносеологически творит мир т. человек своим сознанием делает то что мы называем считаем материальным миром. В античности склонялись либо к простому релятивизму у каждого свои взгляды на мир либо к благоразумию критика философских взглядов одновременно не отвергала а наоборот...
20345. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МАТЕРИАЛИЗМА. ФИЛОСОФСКИЕ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИЛАЗИМА В СЕР. 19 В. НОВЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ В НАЧАЛЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ 37 KB
  Это связано с тем что они делали ффию так или иначе критикуя или не соглашаясь с мифологией например сводя мир к водному началу Фалес Первым собственно М был Демокрит. Атомов и пустоты было Демокриту достаточно не только чтобы построить мир но и разработать первое в ффии учение о детерминизме; сменим им или противопоставив его мифологическим учениям о судьбе. Определенное положение мира в момент времени Т однозначно определяет положение мира в следующий момент времени т. если бы мир откатили на пять лет назад Вы снова бы читали о...
20346. СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА. ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИИ. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И «ДУРНАЯ» БЕСКОНЕЧНОСТЬ. ПРИНЦИП МАТЕРИАЛЬНОГО ЕДИНСТВА МИРА 49.5 KB
  ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИИ. Это связано не только с тем материализму понятие материи ближе. В понятии материи сохранятся продуктивная диалектическая жизненная двойственность которой лишена категория бытия.
20347. СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ, СУБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ, РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. ПРОСТАНСТВО И ВРЕМЯ КАК АТРИБУТЫ МАТЕРИИ. ПРОБЛЕМА ТЕМПОРАЛЬНОСТИ 33.5 KB
  СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ СУБЪЕКТИВНОИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. Гипотезы об отдельном существовании времени как такового впечатляют но понимаются с трудом. Кинг чтото подобное использовал в своих по крайней мере двух произведениях; Сказка о потерянном времени; машины времени 2. Субъективноидеалистическая трактовка пространства и времени.