44945

Александр Николаевич Самохвалов

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Александр Николаевич Самохвалов 21 августа 1894 Бежецк Тверская губерния Российская империя 20 августа 1971 Ленинград СССР крупнейший советский художник живописец график прикладник монументалист Заслуженный деятель искусств Российской Федерации член Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Самохвалов Александр Николаевич родился 8 21 августа 1894 года в городе Бежецк Тверской губернии. Его отец Николай Дмитриевич Самохвалов занимался мелкой торговлей умер в 1917 году. Мать Самохвалова Елена Фёдоровна в девичестве...

Русский

2013-11-14

24.39 KB

3 чел.

Общество “Круг художников” (Ленинград: 1926-1932 гг.)
Основу группировки составили выпускники ленинградского ВХУТЕИН(а), кредо которых - овладение профессиональным мастерством на основе освоения традиций прошлого в контексте экспериментаторства XX века; поиски путей отражения реальной действительности без натурализма, повествовательной сюжетики и агитационности. “Круговцы” призывали к созданию “стиля эпохи”, противостоящего “дилетантизму и мещанству, вкусикам направленчеств, измам”. В декларации и Уставе “Круга” утверждалось, что реализм - есть “метод живописного восприятия, исторически всегда совпадавшего с профессиональным максимумом”.
В активной программе борьбы за профессионализм против бытовщины (АХРРа), ретростилизации (“Мир искусства”, “Бубновый валет” и пр.) просматривались и грандиозные планы - организации выставок, учебных курсов, музеев, лабораторий, библиотек, издательского дела и пр. Выступая против “протокольного реализма”, художники “Круга” мечтали о “новом стиле” эпохи, через который можно будет выразить “мощь труда в живописно-пластическом восприятии природы”, найти “новые монументальные формы” искусства.
Заметим, что подобная концепция во многом сближала позиции “Круга” с платформой “ОСТа” - в выборе сюжетов стройки, спорта, массового труда, в отборе выразительно-изобразительных средств и декларативной монументализации образных решений. На четырех выставках, организованных обществом, демонстрировались произведения учеников ВХУТЕИНа мастерских А.Е.Карева, А.И.Савинова, К.С.Петрова-Водкина, А.Т.Матвеева - В.В.Пакулина, Л.Р.Британишского, М.В.Вербова, Д.Е.Загоскина, А.С.Ведерникова, А.Д.Зайцева, Б.Е.Каплянского, Л.А.Месса, В.И.Малагиса, А.Ф.Пахомова, А.П.Почтенного, А.И.Русакова, А.Н.Самохвалова, Г.Н.Траугота.

Александр Николаевич Самохвалов (21 августа 1894, Бежецк, Тверская губерния, Российская империя — 20 августа 1971, Ленинград, СССР) — крупнейший советский художник, живописец, график, прикладник, монументалист, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Самохвалов Александр Николаевич родился 8 (21) августа 1894 года в городе Бежецк Тверской губернии. Его отец Николай Дмитриевич Самохвалов занимался мелкой торговлей (умер в 1917 году). Мать Самохвалова Елена Фёдоровна (в девичестве Чистякова, ум. в 1937) занималась домашним хозяйством и воспитанием четырёх детей. Своё образование Самохвалов начал в механико-техническом училище в Калязине, откуда был исключён в 1908 году за участие, как писал художник в автобиографии в начале 1950-х, в «школьном революционном движении»[3]. В последующем закончил реальное училище в Бежецке.

Учился в Академии художеств до её закрытия (1914—1918), затем вернулся на родину в Бежецк. Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919—1923).

Среди учителей особое влияние на Александра Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества. Не случайно путешествие с К. С. Петровым-Водкиным в Самарканд (1921 год) и работу в составе экспедиции Института истории материальной культуры по зарисовкам и обмеру памятников он воспринимал впоследствии как переломный момент в своём мировоззрении и творчестве. Другим сильнейшим впечатлением, повлиявшим на формирование творческого стиля художника, стало участие Александра Самохвалова в работах по реставрации Георгиевского собора вСтарой Ладоге (1926), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись.

Александр Самохвалов начал участвовать в выставках с 1914 года. В 1917 участвовал в выставке объединения художников «Мир искусства». Писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Занимался плакатом, скульптурой, монументальной и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книги.

Дипломная картина «Головомойка» (1923, Русский музей), в которой художник стремился воплотить принципы «сферической перспективы» в духе Петрова-Водкина, стилистически близка сюрреализму. Однако Александр Самохвалов вступил на самостоятельный творческий путь в тот период, когда модернистски-авангардные поиски постепенно уходили в сферу «тихого искусства» или вообще в «подполье». Тем не менее, подобно мастерам ОСТа, к которому ленинградский «Круг художников» был эстетически весьма близок, Самохвалов сумел сохранить яркие черты поэтически-вольного символизма и во вполне официальных, заказных произведениях.

Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта» («Кондукторша», 1928; «Девушка с ядром», 1933, Третьяковская галерея; знаменитая акварельная серия «Метростроевки», 1933—1934, в основном — Русский музей) — образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом. Именно ему принадлежит знаковое произведение советского искусства 1930-х годов — «Девушка в футболке» (1932), в котором наиболее полно воплотилось стремление художника к созданию образа молодого современника, понимание зрелым мастером своих живописных задач.

В 1937 году картина Самохвалова «Девушка в футболке» на Международной выставке в Париже была удостоена золотой медали. Тогда же за панно «Советская физкультура», выполненное для советского павильона, и за иллюстрации к «Истории одного города»[4] М. Е. Салтыкова-Щедрина художник получает два Гран-при Международной выставки.

Книгой и книжной графикой Александр Самохвалов занимался с середины 1920-х годов, сотрудничая с ленинградскими издательством «Радуга» и Детгизом. Примечательны артистичные детские книжки, в том числе с текстами самого художника («Наш город», 1927; «Ночные страхи», 1927; «Водолазная база», 1928; «Мстительный Худжар», 1929, и др.).

Александр Самохвалов успешно выступал также как художник театра. С середины 30-х годов он оформлял спектакли «Бесприданница» А. Н. Островского (режиссёр С. А. Морщихин, 1935, ГБДТ, Ленинград), «Горячее сердце» А. Н. Островского, «Стакан воды» Э. Скриба (оба 1943, Академический театр драмы им. А. С. Пушкина) и др. После начала войны Самохвалов эвакуировался с Академическим театром драмы им. А. С. Пушкина в Новосибирск, где оформил спектакли «Свадьба Кречинского», «Платон Кречет», «Маскарад», а также ряд спектаклей для Московского театра оперетты.

Наряду с этим Александр Самохвалов исполнил и большое число заказных полотен («С. М. Киров принимает парад физкультурников» (1935, ГРМ), «Появление В. И. Ленина на Всероссийском съезде Советов» (1939, ГРМ), «Парад Победы» (1947, эскиз для росписи «Дворец Советов», частная коллекция), «С. М. Киров и И. В. Сталин на Волховстрое» (1950, частное собрание, Лондон) и др. Среди произведений, созданных А. Самохваловым в станковой живописи, также картины «В. Ленин и И. Сталин на втором съезде РСДРП» (1939, ГРМ), «Фронтовые друзья» (1946), «Сталинградка», «Вспоминая боевые дни» (обе 1948), «Портрет Е. Мравинского»[5] (1950), «Под солнцем» (1953), «Кафе «Гурзуф» (1956), «Портрет М. А. Клещар» (1958) и другие.

В 1948—1951 годах Самохвалов преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В. И. Мухиной[6]. Автор книги воспоминаний «Мой творческий путь» (1977), повести «В годы беспокойного солнца» (1996). Выставки произведений А. Н. Самохвалова были показаны в 1963[7], 1968[8] и 1975[9] годах в Ленинграде (ЛОСХ, Дом писателей, ГРМ) и в 1964 в Москве. В 1967 году А. Н. Самохвалов был награждён Орденом Ленина за выдающийся вклад в развитие советского изобразительного искусства.

С 1926 года Самохвалов был членом ленинградского объединения «Круг художников», которое покинул в 1928 году. В 1929—1932 был членом общества художников «Октябрь», с 1932 года — членом Ленинградского Союза советских художников. С 1938 по 1940 годы был заместителем председателя ЛССХ.

Александр Николаевич Самохвалов скончался в Ленинграде 20 августа 1971 года на семьдесят седьмом году жизни. Похоронен на Комаровском кладбище. Памятник на могиле является культурно-историческим наследием с федеральным уровнем охраны. Произведения Александра Николаевича Самохвалова находятся в Государственном Русском музееГосударственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55093. Розрахунки витрат сировини і виходу готового продукту у виробництві сухих молочних консервів 147.5 KB
  Сухий знежирений молочний залишок незбираного молока визначають за формулою: СЗМЗм = – Жм. Сухий знежирений молочний залишок знежиреного молока визначають за формулою: СЗМЗзн. Масову частку жиру в нормалізованій суміші розраховують за формулою: Жн. Масу знежиреного молока необхідного для нормалізації незбираного молока розраховують за формулою: Мзн.
55094. Виды фискальной политики государства. Цели, методы и последствия фискальной политики 28.18 KB
  Фискальная политика — это вмешательство государства в экономику путем изменения налогообложения и государственных расходов. Главными инструментами фискальной политики государства являются налоги и государственные расходы.
55097. Господарський процес. Методичні вказівки 396.5 KB
  Завданням цих методичних рекомендацій є засвоєння студентами знань про джерела права, сприяти глибокому засвоєнню змісту ряду нормативно – правових актів з курсу, навчити користуватися ними, навчити використовувати їх зміст при вирішенні конкретних правових питань, навчити застосовувати теоретичні положення на практиці, прищепити навики складання процесуальних документів...
55098. ПСИХОЛОГІЯ ЯК НАУКА 273 KB
  Предметом психології є: а душа людини; б характер темперамент особливості діяльності людини; в психічні процеси психічні властивості та психічні стани; г свідомість та підсвідомість. Яке з наведених нижче тверджень є правильним а свідомість людини існує поза діяльністю а виявляється в діяльності;...
55099. Маркетинг. Методичні вказівки 296 KB
  Практичні заняття, самостійне опрацювання літературних та інших інформаційних джерел мають сприяти кращому засвоєнню теоретичного матеріалу, напрацюванню певних практичних навичок та умінь для реалізації високого рівня фахової підготовки.
55100. Навчально-виховний процес як основа діяльності викладача вищої школи 74 KB
  Чому професіонал це завжди індивідуальність зі своїм обличчям почерком Чи сформований на вашу думку у вас власний стиль професійної діяльності Виділіть основні його ознаки. Чи можна в основу навчання студента покласти копіювання зразків новаторського досвіду за фахом Який викладач вибере групу студентів ...
55101. Перемещение и копирование частей рисунка 323.5 KB
  Используя команду горизонтального меню Рисунок Атрибуты измените размер полотна: ширина 93 высота 86 единицы измерения: см Используя инструменты панели рисования палитру операции перемещения и копирования нарисуйте солнце в качестве подсказки можно использовать следующие этапы...