4497

Структуры в языке ассемблер

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Структуры в языке ассемблер Рассмотренные нами выше массивы представляют собой совокупность однотипных элементов. Но часто в приложениях возникает необходимость рассматривать некоторую совокупность данных разного типа как некоторый единый тип. Это о...

Русский

2012-11-21

33.87 KB

6 чел.

Структуры в языке ассемблер

Рассмотренные нами выше массивы представляют собой совокупность однотипных элементов. Но часто в приложениях возникает необходимость рассматривать некоторую совокупность данных разного типа как некоторый единый тип.

Это очень актуально, например, для программ баз данных, где необходимо связывать совокупность данных разного типа с одним объектом.

К примеру, ранее мы рассмотрели листинг 4, в котором работа производилась с массивом трехбайтовых элементов. Каждый элемент, в свою очередь, представлял собой два элемента разных типов: однобайтовое поле счетчика и двухбайтовое поле, которое могло нести еще какую-то нужную для хранения и обработки информацию. Если читатель знаком с одним из языков высокого уровня, то он знает, что такой объект обычно описывается с помощью специального типа данных — структуры.

С целью повысить удобство использования языка ассемблера в него также был введен такой тип данных.

По определению структура — это тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов разного типа.

Для использования структур в программе необходимо выполнить три действия:

  1.  Задать шаблон структуры.
  2.  По смыслу это означает определение нового типа данных, который впоследствии можно использовать для определения переменных этого типа.
  3.  Определить экземпляр структуры.
  4.  Этот этап подразумевает инициализацию конкретной переменной заранее определенной (с помощью шаблона) структурой.
  5.  Организовать обращение к элементам структуры.

Очень важно, чтобы вы с самого начала уяснили, в чем разница между описанием структуры в программе и ее определением.

Описать структуру в программе означает лишь указать ее схему или шаблон; память при этом не выделяется.

Этот шаблон можно рассматривать лишь как информацию для транслятора о расположении полей и их значении по умолчанию.

Определить структуру — значит, дать указание транслятору выделить память и присвоить этой области памяти символическое имя.

Описать структуру в программе можно только один раз, а определить — любое количество раз.

Описание шаблона структуры

Описание шаблона структуры имеет следующий синтаксис:

имя_структуры STRUC

<описание полей>

имя_структуры ENDS

 

Здесь <описание полей> представляет собой последовательность директив описания данных db, dw, dd, dq и dt.

Их операнды определяют размер полей и, при необходимости, начальные значения. Этими значениями будут, возможно, инициализироваться соответствующие поля при определении структуры.

Как мы уже отметили при описании шаблона, память не выделяется, так как это всего лишь информация для транслятора.

Местоположение шаблона в программе может быть поизвольным, но, следуя логике работы однопроходного транслятора, он должен быть расположен до того места, где определяется переменная с типом данной структуры. То есть при описании в сегменте данных переменной с типом некоторой структуры ее шаблон необходимо поместить в начале сегмента данных либо перед ним.

Рассмотрим работу со структурами на примере моделирования базы данных о сотрудниках некоторого отдела.

Для простоты, чтобы уйти от проблем преобразования информации при вводе, условимся, что все поля символьные.

Определим структуру записи этой базы данных следующим шаблоном:

worker struc ;информация о сотруднике

nam db 30 dup (' ') ;фамилия, имя, отчество

sex db 'м' ;пол, по умолчанию 'м' — мужской

position db 30 dup (' ') ;должность

age db 2 dup(‘ ’)  ;возраст

standing db 2 dup(‘ ’) ;стаж

salary db 4 dup(‘ ’)  ;оклад в рублях

birthdate db 8 dup(‘ ’) ;дата рождения

worker ends

Определение данных с типом структуры

Для использования описанной с помощью шаблона структуры в программе необходимо определить переменную с типом данной структуры. Для этого используется следующая синтаксическая конструкция:

[имя переменной] имя_структуры <[список значений]>

Здесь:

  1.  имя переменной — идентификатор переменной данного структурного типа.
  2.  Задание имени переменной необязательно. Если его не указать, будет просто выделена область памяти размером в сумму длин всех элементов структуры.
  3.  список значений — заключенный в угловые скобки список начальных значений элементов структуры, разделенных запятыми.
  4.  Его задание также необязательно.
  5.  Если список указан не полностью, то все поля структуры для данной переменной инициализируются значениями из шаблона, если таковые заданы.
  6.  Допускается инициализация отдельных полей, но в этом случае пропущенные поля должны отделяться запятыми. Пропущенные поля будут инициализированы значениями из шаблона структуры. Если при определении новой переменной с типом данной структуры мы согласны со всеми значениями полей в ее шаблоне (то есть заданными по умолчанию), то нужно просто написать угловые скобки.
  7.  К примеру: victor worker <>.

Для примера определим несколько переменных с типом описанной выше структуры.

data segment

sotr1 worker <’Гурко Андрей Вячеславович’,,’художник’,’33’,‘15’,‘1800’,’26.01.64’<

sotr2 worker <’Михайлова Наталья Геннадьевна’,’ж’,’программист’,’30’,’10’,’1680’,’27.10.58’<

sotr3 worker <’Степанов Юрий Лонгинович’,,’художник’,’38’,’20’,’1750’,’01.01.58’<

sotr4 worker <’Юрова Елена Александровна’,’ж’,’свяэист’,’32’,’2’,,’09.01.66’<

sotr5 worker <> ;здесь все значения по умолчанию

data ends

Методы работы со структурой

Идея введения структурного типа в любой язык программирования состоит в объединении разнотипных переменных в один объект.

В языке должны быть средства доступа к этим переменным внутри конкретного экземпляра структуры. Для того чтобы сослаться в команде на поле некоторой структуры, используется специальный оператор — символ "." (точка). Он используется в следующей синтаксической конструкции:

адресное_выражение.имя_поля_структуры

 

Здесь:

  1.  адресное_выражение — идентификатор переменной некоторого структурного типа или выражение в скобках в соответствии с указанными ниже синтаксическими правилами (рис. 1);
  2.  имя_поля_структуры — имя поля из шаблона структуры.
  3.  Это, на самом деле, тоже адрес, а точнее, смещение поля от начала структуры.

Таким образом оператор "." (точка) вычисляет выражение

(адресное_выражение) + (имя_поля_структуры)

 

Рис. 5. Синтаксис адресного выражения в операторе обращения к полю структуры

Продемонстрируем на примере определенной нами структуры worker некоторые приемы работы со структурами.

К примеру, извлечь в ax значения поля с возрастом. Так как вряд ли возраст трудоспособного человека будет больше величины 99 лет, то после помещения содержимого этого символьного поля в регистр ax его будет удобно преобразовать в двоичное представление командой aad.

Будьте внимательны, так как из-за принципа хранения данных “младший байт по младшему адресу” старшая цифра возраста будет помещена в al, а младшая — в ah.

Для корректировки достаточно использовать команду xchg al,ah:

 mov ax,word ptr sotr1.age ;в al возраст sotr1

 xchg ah,al

а можно и так:

lea bx,sotr1

mov ax,word ptr [bx].age

 xchg ah,al

Давайте представим, что сотрудников не четверо, а намного больше, и к тому же их число и информация о них постоянно меняются. В этом случае теряется смысл явного определения переменных с типом worker для конкретных личностей.

Язык ассемблера разрешает определять не только отдельную переменную с типом структуры, но и массив структур.

К примеру, определим массив из 10 структур типа worker:

mas_sotr worker 10 dup (<>)

Дальнейшая работа с массивом структур производится так же, как и с одномерным массивом. Здесь возникает несколько вопросов:

Как быть с размером и как организовать индексацию элементов массива?

Аналогично другим идентификаторам, определенным в программе, транслятор назначает имени типа структуры и имени переменной с типом структуры атрибут типа. Значением этого атрибута является размер в байтах, занимаемый полями этой структуры. Извлечь это значение можно с помощью оператор type.

После того как стал известен размер экземпляра структуры, организовать индексацию в массиве структур не представляет особой сложности.

К примеру:

worker struc

...

worker ends

...

mas_sotr worker 10 dup (<>)

...

mov bx,type worker ;bx=77

 lea di,mas_sotr

;извлечь и вывести на экран пол всех сотрудников:

 mov cx,10

cycl:

mov al,[di].sex

...

;вывод на экран содержимого поля sex структуры worker

add di,bx ;к следующей структуре в массиве mas_sort

loop cycl

Как выполнить копирование поля из одной структуры в соответствующее поле другой структуры? Или как выполнить копирование всей структуры? Давайте выполним копирование поля nam третьего сотрудника в поле nam пятого сотрудника:

worker struc

...

worker ends

...

mas_sotr worker 10 dup (<>)

...

mov bx,offset mas_sotr

mov si,(type worker)*2 ;si=77*2

add si,bx

mov di,(type worker)*4 ;si=77*4

add di,bx

mov cx,30

rep movsb

Мне кажется, что ремесло программиста рано или поздно делает человека похожим на хорошую домохозяйку. Он, подобно ей, постоянно находится в поиске, где бы чего-нибудь сэкономить, урезать и из минимума продуктов сделать прекрасный обед. И если это удается, то и моральное удовлетворение получается ничуть не меньше, а может и больше, чем от прекрасного обеда у домохозяйки. Степень этого удовлетворения, как мне кажется, зависит от степени любви к своей профессии.

С другой стороны, успехи в разработке программного и аппаратного обеспечения несколько расслабляют программиста, и довольно часто наблюдается ситуация, похожая на известную пословицу про муху и слона, - для решения некоторой мелкой задачи привлекаются тяжеловесные средства, эффективность которых, в общем случае, значима только при реализации сравнительно больших проектов.

Наличие в языке следующих двух типов данных, наверное, объясняется стремлением “хозяйки” максимально эффективно использовать рабочую площадь стола (оперативной памяти) при приготовлении еды или для размещения продуктов (данных программы).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45427. Концептуальные основы технологии АТМ 994 KB
  АТМ относится к технологии с асинхронным режимом передачи. 1 – коммутация каналов с одной фиксированной скоростью; 2 – многоскоростная система с коммутацией каналов; 3 – выскоскоростная система с коммутацией каналов; 4 – технология АТМ или асинхронный режим передачи; АТМ – synchronous Trnsfer Mode. Для систем передачи с коммутацией каналов характерна постоянная скорость передачи и отсутствие всплесков нагрузки. Если пользователь генерирует в какойто момент времени более интенсивный поток информации чем способна передавать система с...
45428. Системы беспроводной связи 96.5 KB
  Системы беспроводной связи начали развиваться с 2000 01 года в связи с появлением стандарта GSM. Основное применение беспроводных средств связи стало развитие протокола Ethernet а также необходимостью обеспечения коммуникации узлов находящихся на территориях не охваченных телефонной связью. Первым развитием беспроводных каналов связи стала беспроводная телефонная связь.
45429. Стандарт Wi-Fi 296.5 KB
  Любой абонент с WiFi точкой доступа может получить доступ к локальной сети. Эта проблема решается с помощью разработки системы безопасности локальной сети. Достоинство: для построения сети на основе распределенной архитектуры достаточно установить несколько точек доступа. Развертывание такой сети является установка точки доступа в свободный порт маршрутизатора или коммутатора.
45430. Технология GPRS 340 KB
  GPRS – Generl Pcket Rdio Service – технология разработанная в 1991 году Европейским институтом ТК стандартов позволяющие передавать получать данные из сети Internet с применением мобильной связи на основе GSM. GPRS предоставляет следующие сервисы работа с электронной почтой; Httpинтерфейс. GPRS позволяет читать данные в том формате который является общедоступным для сетевых узлов.
45431. Эволюционное программирование (генетические алгоритмы) 57.5 KB
  Метод алгоритм пример решения задачи Эволюционное программирование генетические алгоритмы Для эволюционного программирования должны выполняться следующие требования: 1Наличие пространства параметров x = {x1x2x3.е случайное варьирование параметров. Хромосома вектор варьируемых параметров решения Операции получение новых решений из существующих Скрещивание получение параметров хромосомы от родителей расширение области поиска Мутация ...
45432. Модель нейрона. Понятие нейронной сети. Особенности функционирования технических структур, моделируемых нейронной сетью 92 KB
  Схема работы натрийкалиевого насоса: а активные центры захватили ион калия снаружи и ион натрия внутри клетки; б белковая молекула захватившая ионы повернулась на 180 за счет энергии АТФ и освободила захваченные ионы при этом калий попал внутрь клетки а ион натрия был выброшен наружу в молекула вновь повернулась на 180 и готова к захвату новых ионов. Диффузия в жидкостях происходит при помощи ионов. Идет расслаивание ионов возникает потенциал...
45433. Модель обучения на примере автоматов с линейной тактикой. Автомат с переменной структурой 124.5 KB
  Автомат с переменной структурой. Рациональность поведения автомата в детерминированной стохастической стационарной и нестационарной среде. Автомат с линейной тактикой рис.
45434. Применение метода оценочной функции при реализации интеллектуальных функций. Уровни интеллектуальности поведения 61.5 KB
  Черепаха представляет собой трехколесную тележку на которой размещены аккумуляторы система реле и электронная ламповая схема. Схема отрегулирована таким образом что при низком потенциале анода лампы Л1 запирается лампа Л2 и реле Р2 устанавливается так что исключается одновременное нахождение под током реле P1 и Р2. При умеренном освещении фотоэлемента лампа Л2 приоткрывается однако проводимый ею ток недостаточен для срабатывания реле P1 хотя уменьшение напряжения на аноде лампы и приводит к отпусканию реле Р2. Замыкание...
45435. Модели языка. Синтез и анализ языковых фрагментов. Проблема представления знаний 351 KB
  Проблема представления знаний Язык Человек лингвизирует свой мир живет в мире пересотворяемом с помощью его собственного языка. Границы языка границы мира. Если два языка подобны некой системе то они подобно друг другу.