44990

Качество как экономическая категория и объект управления

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Понятие качества. Значение повышения качества. Качество как объект управления и основные концепции менеджмента качества. Академия проблем качества России.

Русский

2013-11-15

800.06 KB

21 чел.

 

 Профессор Лосев Е.Ф.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Тема -1

ВОПРОСЫ

1. Понятие качества.

2. Значение повышения качества.

3. Качество как объект управления и основные концепции менеджмента качества.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:

Основная:

1.Квитко А.В. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ: Учебное пособие. МЭСИ. — М., 2004. с.

2.УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ: Учебник для вузов.  Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Дополнительная:

3.TQM XXI. Проблемы, опыт, перспективы. Выпуск 1. Академия проблем качества России. -М.: АО "ТКБ Интерсертифика", 1997.

4.Лапидус В.А. Звезды качества// Стандарты и качество, 1996.-№ 7.

5.Менеджмент систем качества. М.Г. Круглов, С.К. Сергев, В.А. Такташев и др. – М.: Изд-во стандартов, 1997.

ВВЕДЕНИЕ

Овладевая знаниями по «Управлению качеством», студенты должны:

ПОНИМАТЬ сущность и задачи менеджмента качества во взаимосвязи и взаимозависимости с общим менеджментом, производственным менеджментом, управлением персоналом и его производительностью, финансовым менеджментом.

ЗНАТЬ:

– области применения полученных сведений по управлению качеством;

– системы менеджмента качества, сложившиеся в отечественной теории и практике, а также за рубежом;

– международную и внутреннюю политику в области управления качеством;

– статистические методы контроля качества продукции и услуг;

– исторический опыт развития систем качества;

– философию качества;

– значение качества в условиях перенасыщенного рынка товарами и услугами;

– критерии качества;

– эволюцию качества;

– новые методы управления качеством, такие, например, как метод экспертиз, метод экспертных и рейтинговых оценок.

УМЕТЬ рассчитывать:

– параметры качества;

– показатели качества с использованием выборочных методов, контрольных карт Шухарта и др. методов анализа;

– затраты на качество.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОСНОВАХ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

В Государственной Думе Российской Федерации был принят Федеральный закон

«ОБ ОСНОВАХ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ». 

Он направлен на совершенствование правовых основ в области принятия, применения и исполнения обязательных требований и добровольных правил и общих принципов характеристик продукции, процессов, методов производства, эксплуатации и утилизации, работ и услуг, оценки соответствия продукции, ответственности участников регулируемых законом отношений.

ПРЕДМЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ обязательные технические нормы и правила, подтверждение соответствия продукции, процессов производства обязательным требованиям стандартизации и аккредитации.

ЦЕЛЬ: принятие технических регламентов, обеспечение защиты жизни, здоровья, имущества, охраны окружающей среды.

Сфера применения закона не затрагивает государственные образовательные стандарты и правила (стандарты) по бухгалтерскому учету и аудиторской деятельности, а также стандарты эмиссии ценных бумаг. Но зато разрабатываются и утверждаются стандарты коммерческих, общественных организаций и объединений юридических лиц. Впервые в практике российского законодательства особая роль отводится национальному органу по стандартизации.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КАЧЕСТВЕ включает также Закон РФ «О стандартизации», в соответствии со ст.1 которого она рассматривается как деятельность по установлению норм, правил и характеристик.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОВОДИТСЯ в целях обеспечения высокого уровня качества продукции, работ и услуг в соответствии с развитием науки, техники и технологии, а также в целях единства параметрических измерений.

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СТАНДАРТИЗАЦИИ создание системы нормативно-технической документации, предъявляющей требования к качеству продукции и услуг.

В статье 1 Закона РФ «О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ» сказано, что сертификация осуществляется в целях подтверждения качества продукции, заявленной изготовителем.

Сертификация по международным стандартам носит после принятия Закона «Об основах технического регулирования в РФ» добровольный характер, тем не менее играет важную роль при работе на внешнем рынке, где действуют очень жесткие экологические требования.

Таким образом, Госстандарта РФ больше не существует.

Теперь это – ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ. 

В таких условиях создается новый курс на управление качеством в нашей стране.

1.ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА

В рыночной экономике ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.

Качество комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. 

Важным элементом в системах управления качеством изделий является

СТАНДАРТИЗАЦИЯ 

Главная задача стандартизации состоит

в СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ,

определяющей прогрессивные требования к продукции, а также контроль

за правильностью использования этой документации.

 

Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 80-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества.

Эти стандарты и положили начало

СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ КАЧЕСТВА.

Возникло самостоятельное направление менеджмента – МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА.

СЕРТИФИКАЦИЯ деятельность уполномоченных органов по подтверждению соответствия товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандарта и выдаче документа соответствия.

Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции.

Иными словами, стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя.

Рис. 1. Пирамида качества

T Q M

В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.

НАВЕРХУ ПИРАМИДЫ находится TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции.

Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.

Для дальнейшего уточнения понятия управления качеством продукции целесообразно обратить внимание на трактовку понятия продукции и уточнить само это понятие.

ПРОДУКЦИЯ – комплексное понятие.

Результат деятельности фирмы, который может быть представлен товарами, продуктами (имеющими вещественную форму) и услугами (не имеющими вещественной формы).

Услуги производственного характера (ремонт и т.п.) называют работами.

Для того чтобы произвести ту или иную продукцию, выполнить работу, оказать услугу, необходимо осуществить целый ряд операций, подготовительных работ.

Конечное качество зависит от качества работы на каждом этапе. 

Формирование качества продукции начинается на стадии замысла будущей продукции.

Понятие качества формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств.  Это обусловлено тем, что каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА формирования понятия качества:

1. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т. п.).

2. Повышение сложности изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового производства качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.

Р(t)     Вероятность безотказной работы

1

                                                                                                                                                                     

0                                                                                                                                                          t

3. С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация производства, появились автоматические устройства для управления сложным оборудованием и другими системами.

Возникло понятие надежность” как свойства объекта сохранять работоспособность в течение заданного времени.

Надежность систем и элементов оценивается по следующим критериям или иногда говорят свойствам объекта: безотказность (интенсивность отказа),  ремонтопригодность, долговечность, сохраняемость и др.

 (t)  Интенсивность отказа

           I                          II                        III

                              Нормальная

                                эксплуатация

    

0   Приработка                                          Старение (износ)     

                                                                    продление сроков

                                                                    эксплуатации

Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. В связи с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве.

Фирмы, функционировавшие в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за качеством в процессе производства и потребления. Упор был сделан на предупреждение дефектов.

 

Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.

Качество у производителя и потребителя – понятия взаимосвязанные.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПРОЯВЛЯТЬ ЗАБОТУ О КАЧЕСТВЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ПЕРИОДА ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТА.

Кроме того, он должен обеспечить необходимое послепродажное обслуживание. 

Особенно это важно для товаров, отличающихся сложностью эксплуатации, программных продуктов.

Идея такого подхода к определению качества продукции принадлежит голландскими ученым

Дж. Ван Этингеру и Дж. Ситтигу.

Ими разработана специальная область науки квалиметрия.

Квалиметрия – наука о способах измерения и квантификации показателей качества.

По мнению Дж. Ван Этингера и Дж. Ситтига, КАЧЕСТВО МОЖЕТ БЫТЬ ВЫРАЖЕНО ЦИФРОВЫМИ ЗНАЧЕНИЯМИ, если потребитель в состоянии группировать свойства в порядке их важности.

Они считали, что КАЧЕСТВО – ВЕЛИЧИНА ИЗМЕРИМАЯ и, следовательно, несоответствие продукта предъявляемым к нему требованиям может быть выражено через какую-либо постоянную меру, которой обычно являются ДЕНЬГИ.

Квалиметрия исходит из того, что качество зависти от большого числа свойств рассматриваемого продукта.

То или иное изготавливаемое изделие воплощает в себе как потребительную стоимость, так и стоимость производства. Следовательно, качество является комплексным понятием.

ВАЖНЫЕ СВОЙСТВА ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

эксплуатационный

уровень, связанный с технической стороной использования продукции (уход за изделием, ремонт и т. п.);

эстетический

уровень, который характеризуется комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;

технический

уровень, который отражает материализацию в продукции научно-технических достижений;

техническое качество, предполагаемых и фактических потребительных свойств в эксплуатации изделия (функциональная точность, надежность, длительность срока службы).

Большую роль в формировании современного представления о качестве сыграла Академия проблем качества Российской Федерации. 

В РЕЗУЛЬТАТЕ СФОРМИРОВАЛОСЬ КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ КАЧЕСТВА КАК ОДНОЙ ИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОБРАЗ ЖИЗНИ, СОЦИАЛЬНУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.

Такое видение качества представляется достаточно емким и более четко определяет значение повышения качества.

2.ЗНАЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

 

По мере развития экономических реформ в России все большее внимание уделяется качеству.

В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. 

Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА И СЕРТИФИКАТА на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом.

Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение.

Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.

Большую роль в обеспечении качества продукции российских производителей и ее успешной конкуренции на мировых рынках призваны сыграть СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ.  Различного рода конкурсы с присуждением их победителям почетных наград широко используются в мировой практике.

В России функционирует СОВЕТ ПО ПРИСУЖДЕНИЮ ПРЕМИЙ Правительства в области качества продукции. 

С декабря 1996 г. регулярно объявляется конкурс, имеющий целью привлечь внимание субъектов российской экономики к качеству продукции.

УЧРЕЖДЕН ПРИЗ ЗА КАЧЕСТВО.

Приз за качество состоит из диплома, словесного поощрения правительства и права изобразить символ качества на продукции. Иными словами символ победы позволяет повысить эффективность рекламы.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРЕМИЙ – помочь российским предприятиям и организациям повысить конкурентоспособность отечественной промышленности на мировом рынке.

Следует отметить, что конкурсы, имеющие целью повышение качества, имеют в России уже некоторую историю.

Так, например уже в 1992 г. Санкт-Петербургским Клубом менеджеров по качеству (Клуб-9000), малым научно-производственным и сервисным предприятием “Конфлакс” и журналом “Стандарты и качество” был учрежден конкурс на звание “Лучший менеджер по качеству года”.

В 1995 г. его соучредителями стали также Союз потребителей России и Администрация Санкт-Петербурга,

В 1997 г. – Центр испытаний и сертификации “Тест-С.-Петербург” и АО "ТКБ Итерсифика".

Конкурентоспособность товара обеспечивается его качеством.

ПОЛЕЗНОСТЬ ТОВАРА И ЕГО ТЕХНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СВОЙСТВАМИ ТОВАРА:

-Функциональные

-Социальные

-Эстетические

-Эргономические и

-Экологические свойства товара

Качество

Стоимость

Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность товара.

ЗАНЯТИЕ ЛИДИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ НЕВОЗМОЖНО

БЕЗ РАЗРАБОТКИ И ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ТОВАРОВ (МОДИФИЦИРОВАННЫХ, УЛУЧШЕННЫХ).

Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо больший эффект будет достигнут путем разработки долгосрочных программ по предотвращению дефектов.

Ключевую роль в повышении качества играют требования потребителей,

информация о неисправностях, просчетах и ошибках, оценки потребителей.

До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изучения опыта ведущих фирм мира по достижению высокого качества. Ведущие фирмы стран с развитой рыночной экономикой считают, что на достижение качества должны быть нацелены все службы.

 

ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОВЕДЕННЫЕ В РЯДЕ СТРАН, ПОКАЗАЛИ, ЧТО В КОМПАНИЯХ, МАЛО УДЕЛЯЮЩИХ ВНИМАНИЯ КАЧЕСТВУ, ДО 60% ПРОЦЕНТОВ ВРЕМЕНИ МОЖЕТ УХОДИТЬ НА ИСПРАВЛЕНИЕ БРАКА.

ЗНАЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА хорошо иллюстрируется на примере Японии. 

После второй мировой войны японские промышленники занимались активно поисками путей повышения эффективности производства и качества продукции. Группы японских управляющих изучали опыт по всему миру. Они встречались с руководителями ведущих промышленных фирм США и Европы. Все рациональное переносилось на национальную почву.

Внимание японских управляющих привлекли такие понятия, как

СТАТИСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА и КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ.

Японские рабочие и служащие изучали новые методы в рабочее время. Изучая опыт различных стран, японские управляющие обратили внимание на то, что преуспевающие фирмы предъявляют высокие требования к своим работникам и качеству продукции.

В итоге проведенных исследований и выполненных разработок появились так называемые,

ЯПОНСКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА”.  Кроме того, в Японии возникло новое понятие

КУЛЬТУРА КАЧЕСТВА”, являющееся комплексным понятием.

Япония стала родоначальником новой методологии деятельности предприятия и перешла к

ТОТАЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА.

При этом традиционное управление качеством не устраняется, а совершенствуется.

T Q M

контроль рынка сбыта продукции

анализ рыночной конъюнктуры

послепродажное обслуживание

Обратная связь формирования качества продукта организации

Таким образом:

1.Новая система  TQM выходит за рамки микроуровня и включает работу с рынком.

2.Тотальное качество входит в число критериев оценки работы менеджеров.

Запрос потребителей на качество продукта

Значение же тотального контроля качества состоит в том, что он усиливает воздействие запросов потребителей на качество продукции. Потребителей интересуют надежность, удобство в эксплуатации, долговечность, эстетические свойства продукции.

Менеджеры компаний относятся к ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА не как к одному из рядовых моментов управления, а отдают ему ПРИОРИТЕТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Сертификат

Системы     качества


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82760. Понятие культуры. Функции культуры 40.85 KB
  Несмотря на многообразие научных взглядов на культуру как систему, существуют и общие (традиционные) положения, поддерживаемые большинством исследователей. Многие ученые рассматривают культуру как сложное многокомпонентное явление, связанное с многообразием жизни и деятельности человека.
82761. Развитие прокуратуры в переходный период. Упразднение прокуратуры СССР Постановлением Президиума ВС РСФСР от 28.12.1991 года 27.19 KB
  С распадом СССР в начале 90-х годов прошлого века органы военной прокуратуры как и вся страна переживали непростые времена: трудности в экономике резко осложнили финансирование вооружённые конфликты в различных регионах лавинообразный всплеск преступности многочисленные реорганизации вызвали...
82762. Расходы бюджетной системы 592 KB
  В современных условиях бюджетные кредиты предоставляются в основном в форме связанных кредитов иностранных государств зарубежных банков фирм и международных финансовых организаций. Таким образом сумма налога на имущество физических лиц в следующем финансовом году составит...
82763. Биологический возраст человека 41.42 KB
  Определение биологического возраста. Понятие биологического возраста возникло в результате осознания неравномерности развития зрелости и старения. Биологический возраст может опережать либо отставать от хронологического возраста.
82764. Білінгвізм як психолінгвістичний феномен 43.01 KB
  Двомовність привертає увагу лінгвістів, психологів, педагогів відповідно до динаміки когнітивних підходів до опису мовних явищ та мовленнєвих процесів. У вивченні й оволодінні іноземною мовою надзвичайно велику роль відіграють різноманітні нейро- та психолінгвістичні аспекти.
82765. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского 38.77 KB
  Цели: Формировать у учащихся представление об эпохе, в которой жил и создавал свои произведения А.С. Пушкин; Раскрыть причину недуга времени - равнодушия, разочарования во всем; Воспитывать чувство прекрасного и уважение к русской культуре.
82766. Давление и сила давления 67.5 KB
  Как вы считаете какие задачи нам нужно решить что нужно узнать о давлении чтобы разгадать всю тайну Учащиеся называют что нужно узнать о давлении что такое давление чем оно характеризуется от чего зависит как его рассчитать где применяется.
82767. Царство Грибов. Плесневые грибы 40.08 KB
  Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления. Тип урока: комбинированный( изучения нового материала и первичное закрепление); Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный...
82768. С любовью на все времена. Ко Дню 8 Марта 41 KB
  Без солнца не цветут цветы без любви нет счастья без женщин нет любви без матери нет ни поэта ни героя. Горький Ведущий что может быть на свете священнее имени матери Человек еще не сделавший ни одного шага по земле и только только начинающий лопотать неуверенно и старательно складывает...