45001

Расходы и доходы организаций

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Расходы и доходы организаций План Классификация затрат 2. Классификация затрат В процессе осуществления производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия несут определенные расходы. расходы связанные с извлечением прибыли 2. расходы не связанные с извлечением прибыли 3.

Русский

2013-11-15

195.5 KB

18 чел.

Тема 2. Расходы и доходы организаций

План

  1.  Классификация затрат

         2. Планирование расходов

  3.  Классификация доходов предприятия

  4. Понятие выручки от реализации

          5.  Планирование доходов от реализации. 

          6. Направления использования выручки от реализации

 

1. Классификация затрат

В процессе осуществления производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия несут определенные расходы.

Под расходами предприятия признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала.

В целях управления затратами1 используются различные классификаторы затрат. Рассмотрим некоторые из них, необходимые для организации системы управления затратами  и планирования.   

Все денежные затраты предприятия группируются по трем признакам:

1. расходы, связанные с извлечением прибыли,

2. расходы, не связанные с извлечением прибыли,

3. принудительные расходы.

Расходы, связанные с извлечением прибыли включают в себя

  •  затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
  •  инвестиции

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) – это расходы, связанные с созданием товара (продукции, работ, услуг), в результате продажи которых предприятие получит финансовый результат в виде прибыли или убытка.

Инвестиции - это капитальные вложения, имеющие целью расширение объемов собственного производства, а также извлечение доходов на финансовых и фондовых рынках.

Расходы, не связанные с извлечением прибыли, это расходы на потребление, социальную поддержку работников, благотворительность и другие гуманитарные цели. Такие расходы поддерживают общественную репутацию предприятия, способствуют созданию благоприятного социального климата в коллективе и, в конечном итоге, способствуют повышению производительности и качества труда.

Принудительные расходы – это налоги и налоговые платежи, отчисления на социальное страхование, расходы по обязательному личному и имущественному страхованию, созданию обязательных резервов, экономические санкции.

При составлении Отчета о прибылях и убытках расходы классифицируются на:

  •  расходы по обычным видам деятельности
  •  операционные расходы
  •  внереализационные расходы

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также  расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Сюда же относятся управленческие и коммерческие расходы.

Операционными расходами являются:

расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

прочие операционные расходы.

Внереализационными расходами являются:

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

возмещение причиненных организацией убытков;

убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

курсовые разницы;

сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);

прочие внереализационные расходы.

К внереализационным расходам относятся чрезвычайные расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Рассмотрим подробнее состав затрат на производство и реализацию продукции.

Эти расходы включают в себя:

- материальные затраты, то есть, стоимость потребленных в процессе производства товарной продукции, работ, услуг материальных ресурсов,

- затраты на оплату труда,

- расходы, связанные с управлением производственным процессом,

- стоимость использованных в процессе производства внеоборотных активов (основных фондов, нематериальных активов).

Материальные затраты - это затраты:

1) на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и на хозяйственные нужды;

2) на тару и тарные материалы;

3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом;

4) на приобретение комплектующих изделий, полуфабрикатов сторонних производителей;

5) на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели,

6) на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними подрядчиками, в том числе транспортных;

7) связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Затраты на оплату труда представляют собой любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Расходы, связанные с управлением производственным процессом (накладные расходы) включают в себя административно-управленческие расходы, арендную плату, командировочные расходы, содержание служебного автотранспорта, затраты вспомогательного производства и т.п.

 Стоимость использованных в процессе производства внеоборотных активов (основных фондов, нематериальных активов) переносится на затраты через механизм амортизации. Амортизация – это постепенный по частям в течение длительного времени перенос стоимости используемых в производственном процессе основных средств и нематериальных активов на стоимость вновь создаваемого продукта (товара).

В соответствии с признаком однородности затраты по основной деятельности группируются по элементам:

  •  материальные затраты
  •  затраты на оплату труда
  •  отчисления на социальные нужды (социальный налог)
  •  амортизация
  •  прочие затраты

По отношению к объему производства:

  •  постоянные
  •  переменные

Постоянными называются затраты, величина которых не зависит от объема производства. Они возможны даже тогда, когда предприятие простаивает или только что организовалось. К таким затратам относятся например, арендная плата по взятым в аренду основным фондам, амортизация собственных основных фондов, зарплата администрации и обслуживающего персонала, коммунальные услуги, почтово-телеграфные услуги, налоги и другие.

Переменные затраты зависят от выпуска продукции:   увеличиваются с ростом выпуска продукции, уменьшаются со снижением выпуска продукции. Это затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, зарплата основных рабочих, затраты на ремонт и обслуживание оборудования.

В зависимости от порядка отнесения затрат на период генерирования прибыли:

  •  на продукт;
  •  на период.

«Затраты на продукт» непосредственно связаны с производством продукции (товаров, работ, услуг). Это прямые расходы, обусловленные технологией производства.

«Затраты на период", зависят не от того, сколько продукции выпущено, а только от того, что закончился некий период времени, за который начисляются платежи.

Классификация расходов на “затраты на продукт” и “затраты на период” относительно нова для отечественного учета, но имеет важное методологическое значение, в том числе при оптимизации величины прибыли. Затраты на продукт включаются в себестоимость продукции, они связаны с физическими единицами, они могут быть частично отнесены на готовую продукцию на складе или товары отгруженные и участвовать в процессе исчисления прибыли месяцами позже их фактического осуществления. Затраты на период включаются в себестоимость реализованной продукции в том периоде, в котором они возникли и уменьшают прибыль.

Эквивалентом затрат на продукт в торговле служит стоимость приобретенных товаров, в промышленности - производственная себестоимость. Эквивалентом затрат на период являются общепроизводственные, административные и коммерческие расходы.

Поскольку управление затратами является одной из главных задач внутрифирменного управления, то для этой цели высшим критерием классификации является классификация по местам возникновения затрат в зависимости от организационного деления предприятия. Это деление предусматривает назначение ответственных руководителей подразделений. Классификация мест возникновения затрат должна быть настолько широкой, чтобы по каждому подразделению можно было бы определить только один базовый показатель, который бы учитывал загрузку данного структурного подразделения и одновременно отражал зависимость затрат от выработки.

Классификация по объектам затрат производится в зависимости от производимых предприятием товаров, услуг, работ, на которые падают эти затраты. Основой классификации является картотека продукции предприятия, объектом затрат - каждое изделие, вид услуг, вид работ, предназначенных для реализации. Полуфабрикаты образуют объект учета, если необходимо осуществлять контроль рентабельности этих изделий и оценивать изменение их запасов. При серийном, непрерывном производстве, а также при изготовлении продукции по отдельным заказам, в качестве объекта затрат выступает заказ.

По способу отнесения на себестоимость объектов:

  •  прямые;
  •  косвенные.

В системе бухгалтерского учета к прямым расходам относятся расходы,  которые можно прямо, по первичному документу, отнести на себестоимость единицы изделия (например, материалы из которых изготавливаются конкретные изделия). К косвенным расходам относятся расходы, которые невозможно в момент их возникновения соотнести с конкретными видами изделий. Такие расходы предварительно накапливаются на отдельных счетах, затем, в конце отчетного периода, они распределяются между видами продукции пропорционально выбранной базе (например, основной заработной плате рабочих, или прямым материальным затратам).

В целях налогообложения налогом на прибыль в Налоговом кодексе также предусмотрена классификация расходов на прямые и косвенные. К прямым относятся материальные расходы, расходы на оплату труда и амортизация. Остальные расходы классифицируются как косвенные. Прямые расходы формируют производственную себестоимость готовой продукции и распределяются между готовой продукцией и незавершенным производством, а косвенные – включаются в себестоимость реализованной продукции в конце отчетного (налогового) периода. При этом следует учитывать, что в Налоговом кодексе не предусмотрен учет себестоимости единицы изделий (продукции, работ, услуг), а только «котловой» метод формирования совокупных затрат предприятия за налоговый (отчетный) период. Поэтому пользоваться классификаторами, данными в Налоговом кодексе, для целей планирования и управления предприятием, нельзя. Их следует учитывать только для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

По степени однородности затраты разделяются на:

  •  элементные
  •  комплексные

Элементные расходы – это совокупность расходов одного вида без учета того, где эти расходы возникли – в основном производстве, в сфере снабжения, сбыта или управления. Например, все материальные расходы, все расходы на оплату труда, вся амортизация

Комплексные расходы указывают на место возникновения затрат и причину их возникновения. Например, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования включают в себя материальные затраты (запасные части, вспомогательные материалы), зарплату ремонтников, наладчиков, начисления на их зарплату), общепроизводственные и общехозяйственные расходы также включают в себя материальные затраты, зарплату, амортизацию и прочие затраты.

Существуют и другие классификаторы, которые помогают руководителю и финансовому менеджеру управлять затратами осознанно и своевременно.

Классификация затрат позволяет применять методы управления расходами, которые подразделяются на административные и экономические. Административными методами можно предотвратить необоснованные, несанкционированные расходы, хищения, злоупотребления. К экономическим методам управления затратами относят планирование и бюджетирование.

  1.  Планирование расходов

Планирование затрат на производство и реализацию продукции осуществляется различными методами, которые зависят от общеэкономических условий, размеров предприятия, масштабов его деятельности, учетных возможностей.

При учете затрат в разрезе постоянных и переменных расходов планирование осуществляется в отношении переменных затрат. Планируемая сумма переменных затрат (С) определяется как произведение удельных затрат на единицу продукции (Н) на планируемый объем выпуска продукции в натуральном выражении (В):

С = Н х В

Если на момент планирования можно опираться на фактические данные отчетного периода, то планируемая сумма переменных затрат может быть рассчитана следующим образом:

 Впл ,

                                С = Сф *   Вф

Где    Сф – фактическая сумма переменных затрат в отчетном периоде;

Впл – плановый объем выпуска в натуральном выражении;

Вф – фактический объем выпуска в отчетном периоде в натуральном выражении.

В планировании применяется метод формирования плановой себестоимости на основе сметы затрат. Смета составляется по элементам затрат. По каждому элементу осуществляются разработки и планируются затраты исходя из потребностей производства с учетом использования факторов снижения себестоимости.

Совокупность затрат по элементам формирует валовые затраты (всего затраты на производство).  Из этих затрат исключаются затраты, списываемые на непроизводственные счета. Это затраты, связанные с обслуживанием хозяйства или выполнением и оказанием услуг, отдельно возмещаемых сверх цены товарной продукции.

На себестоимость оказывают влияние различные факторы. Если в структуре себестоимости большой удельный вес имеют материальные затраты, значит производство материалоемкое и  в управлении затратами следует направить свои усилия на снижение материальных затрат. Если оплата труда с начислением социального налога занимает наибольший удельный вес в себестоимости, то это – трудоемкое производство и следует заниматься повышением производительности труда, что приведет к удельному снижению себестоимости. Если амортизация основных фондов составляет значительную долю в структуре себестоимости, то это производство – фондоемкое. Следует изучить степень эффективности использования основных фондов, загруженность производственных мощностей и принять меры к улучшению использования имеющихся основных фондов. Тогда доля амортизации на единицу продукции уменьшится и себестоимость снизится.

На величину себестоимости готовой продукции оказывает влияние изменение остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов, а также создание резервов предстоящих расходов и платежей.

Влияние это заключается в следующем.

1. Незавершенное производство (НП) – так называется продукция, процесс изготовления которой еще не закончен. Когда планируется себестоимость выпуска продукции в планируемом периоде, то учитывается, что на начало планируемого года на предприятии есть остатки незавершенного производства (входные остатки), так как в массовом серийном производстве вряд ли вся продукция будет полностью изготовлена именно к 31 декабря. Поэтому накопившиеся в незавершенном производстве затраты, которые еще не стали готовой продукции, переходят на следующий год, чтобы в новом периоде превратиться в готовую продукцию (выходные остатки).  Но и на конец планируемого периода следует предусмотреть так называемый "задел", когда часть затрат перейдет уже на следующий период в качестве незавершенного производства, что вскоре стать готовой продукцией. Таким образом, сохраняется непрерывность производства и отгрузки готовой продукции.

Выпуск готовой продукции по себестоимости считается по формуле:

Выпуск ГП = Остатки НП входные + Валовые затраты – Остатки НП выходные

отсюда

Выпуск ГП = Валовые затраты - (Остатки НП выходные– Остатки НП входные)

Если входные остатки незавершенного производства в начале года меньше выходных остатков в конце года, то произойдет уменьшение сальдо по счету "Незавершенное производство" и это разница попадает на себестоимость готовой продукции, увеличивая ее.

Если входные остатки незавершенного производства в начале года больше выходных остатков в конце года, то произойдет увеличение сальдо по счету "Незавершенное производство" и это разница не попадает на себестоимость готовой продукции, уменьшая ее.

Примеры:

1)  Остатки НП – входные  - 100 рублей

Валовые затраты    - 1000 рублей

Остатки НП – выходные  - 120 рублей

Готовая продукция = 100 + 1000 – 120 = 980 рублей

      (по себестоимости)

2).  Остатки НП – входные  - 100 рублей

Валовые затраты    - 1000 рублей

Остатки НП – выходные  - 70 рублей

Готовая продукция = 100 + 1000 – 70 = 1030 рублей

      (по себестоимости)

Эти же примеры можно решить и другим способом:

Разница между входными и выходными остатками – это изменение сальдо.

В первом примере изменение (+20) рублей, во втором примере (-30) рублей.

Следовательно:

Выпуск ГП = Валовые затраты – Изменение сальдо НП

1) Готовая продукция = 1000 – (120-100) = 1000 – (+20) = 980 рублей

     (по себестоимости)

2) Готовая продукция = 1000 – (70-100) = 1000 – (-30) = 1030 рублей

       (по себестоимости)

Аналогично влияет на себестоимость готовой продукции изменение остатков расходов будущих периодов.

2) Расходы будущих периодов (РБП) – это расходы, которые несет предприятие в данном периоде, но которые будут включаться в себестоимость в следующих периодах – в тех, к которым они относятся по своему отношению к производственному процессу. Например, арендная плата, уплаченная в декабре  за 1 квартал следующего года, должна включаться в себестоимость в следующем году, а в том периоде, когда оплата аренды произведена на предприятии увеличится сальдо по счету "Расходы будущих периодов". Зато в первом квартале следующего года сальдо по счету "Расходы будущих периодов" уменьшится и затраты будут включены в себестоимость продукции, выпущенной в первом квартале.

Если входные остатки РБП больше выходных остатков РБП, то увеличится сальдо по счету "Расходы будущих периодов", и затраты останутся на этом счете, не будут включаться в себестоимость готовой продукции.

Если входные остатки РБП меньше выходных остатков РБП, то сальдо по счету "Расходы будущих периодов" уменьшится, и затраты списанные с  этого счета, будут включены в себестоимость готовой продукции.

Таким образом:

Выпуск ГП = Валовые затраты – изменение сальдо НП – изменение сальдо по РБП

Примеры:

К данным предыдущих примеров добавим изменение сальдо по расходам будущих периодов

1) Остатки РБП входные  - 25 рублей

Остатки РБП выходные – 35 рублей

Готовая продукция = 1000 – (120-100) – (35 – 25) = 1000 – (+20) – (+10) =

(по себестоимости)

990рублей

2) Остатки РБП входные  - 25 рублей

Остатки РБП выходные – 15 рублей

Готовая продукция = 1000 – (70-100) – (15 – 25) = 1000 – (-30) – (-10) =       

(по себестоимости)

1040 рублей

3) Создание резервов предстоящих расходов и платежей увеличивает себестоимость, поскольку эти резервы создаются для осуществления расходов, обычно включаемых в себестоимость. Так резервы создаются под предстоящий крупный ремонт основных средств, под оплату предстоящих отпусков рабочим, под сезонную закупку товаров и сезонные затраты. В планировании затрат в целом на год и на период больше года, создание резервов предстоящих расходов и платежей практически не влияют на величину себестоимости, поскольку эти резервы должны быть использованы в течение одного финансового года. Но при планировании поквартально или помесячно их создание и использование может повлиять на себестоимость готовой продукции внутри каждого из кварталов или месяцев.

Себестоимость – денежное выражение затрат предприятия на производство продукции (работ, услуг), включающее в себя прямые затраты труда (заработная плата), сырья, материалов, а также накладные затраты, связанные непосредственно с превращением сырья и материалов в готовую продукцию. Различают производственную себестоимость и полную себестоимость. Производственная себестоимость включает в себя валовые затраты с учетом изменения остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и платежей. Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости, внепроизводственных (коммерческих расходов) и управленческих расходов. В соответствии с выбранным методом учетной политики управленческие расходы могут включаться в производственную себестоимость. Тем не менее, предпочтительнее формировать производственную себестоимость только из переменных затрат, раздельно ведя учет постоянных расходов.  

Пример. На основе приведенной ниже сметы рассчитаем полную себестоимость продукции на планируемый год, в том числе на четвертый квартал планируемого года. Данные четвертого квартала потребуются для расчетов остатков готовой продукции на конец года, а также в дальнейших расчетах нормативов оборотных средств.

Таблица 1

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА СМЕТЫ ЗАТРАТ

на производство и реализацию продукции открытого акционерного общества (тыс. руб.)

№ п/п

Статья затрат

Всего за год

В т.ч. за

IV квартал

1

2

3

4

1

Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов):

В том числе:

Сырье и основные материалы

116800

35000

  1.  

Вспомогательные материалы

8000

2400

  1.  

Топливо

7400

2800

  1.  

Энергия

5000

1500

  1.  

Затраты, связанные с использованием природного сырья

1450

430

2

Амортизация основных средств

17076

4269

3

Расходы на оплату труда

26150

7000

4

Отчисления на социальные нужды (Единый социальный налог)

В том числе:

а) в Пенсионный фонд (28%)

  1.  

б) в Фонд государственного социального страхования  (4%)

  1.  

в) в Фонд обязательного медицинского страхования (3, 6%)

5

Прочие расходы

9732

3000

6

Итого затрат  

7

Списано на непроизводственные счета

2100

585

8

Затраты на валовую продукцию

9

Изменение остатков незавершенного производства

–1500

–450

10

Изменение остатков по расходам будущих периодов

208

70

11

Производственная себестоимость товарной продукции

12

Внепроизводственные (коммерческие) расходы

900

280

13

Управленческие расходы

400

100

14

Полная себестоимость товарной продукции

1 шаг. На основе данных о потребности материально-сырьевых ресурсов рассчитаем общую сумму материальных затрат:

МЗ  (год)   = 116800 + 8000 + 7400 + 5000 + 1450  = 138650

МЗ (кварт)  = 35000 + 2400 + 2800 + 1500 + 430 = 42130

2 шаг. На основе данных о предполагаемом фонде оплаты труда и установленных Налоговым кодексом ставок рассчитаем сумму социального налога:

Отчисления в ПФ (год)  = 26150 * 28/100 = 7322

Отчисления в ПФ (кварт)  = 7000 * 28/100 = 1960

Отчисления в ФСС (год)  = 26150 * 4/100 = 1046

Отчисления в ФСС (кварт)  = 7000 * 4/100 = 280

Отчисления в ФОМС (год)  = 26150 * 3,6/100 = 941

Отчисления в ФОМС (кварт)  = 7000 * 3,6/100 = 252

Всего сумма социального налога (год) = 7322 + 1046 + 941 = 9309

Всего сумма социального налога (кварт) = 1960 + 280 + 252 = 2492

3 шаг. Подсчитаем общую сумму затрат как сумму строк с первой по пятую:

Затраты (год)   =  138650 + 17076 + 26150 + 9309 + 9732 = 200917

Затраты  (кварт) = 42130+4269+  7000 + 2492 + 3000 = 58891

4 шаг. Подсчитаем затраты на производство валовой продукции с учетом того, что часть затрат отнесена на непроизводственные счета (строка 7 сметы)

Затраты (вал.прод.) (год) = 200917 – 2100 = 198817

Затраты (вал.прод.) (кварт) = 58891 – 585 = 58306

5 шаг. Подсчитаем производственную себестоимость продукции (стр.11) с учетом влияния изменения остатков по счетам "незавершенное производство" (стр.9) и "расходы будущих периодов" (стр.10):

Произ.с/с (год) = 198817 – (–1500) – 208 = 200109

Произ.с/с (кварт) = 58306 – (- 450) – 70 = 58686

6 шаг. Подсчитаем полную себестоимость продукции (стр. 14), которая включает в себя сумму производственной себестоимости (стр.11), внепроизводственных (коммерческих) расходов (стр.12) и управленческих расходов (стр.13):

Полн.с/с (год) = 200109 + 900 + 400 = 201409

Полн.с/с (кварт) = 58686 + 280 + 100 = 59066

7 шаг. Определим производственную себестоимость плановых остатков готовой продукции, переходящих на следующий года:

Получим смету затрат на производство и реализацию продукции:

Таблица 2

СМЕТА ЗАТРАТ

на производство и реализацию продукции открытого акционерного общества (тыс. руб.)

№ п/п

Статья затрат

Всего за год

В т.ч. за

IV квартал

1

2

3

4

1

Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов) – всего:

138650

42130

В том числе:

Сырье и основные материалы

116800

35000

  1.  

Вспомогательные материалы

8000

2400

  1.  

Топливо

7400

2800

  1.  

Энергия

5000

1500

  1.  

Затраты, связанные с использованием природного сырья

1450

430

2

Амортизация основных средств

17076

4269

3

Расходы на оплату труда

26150

7000

4

Отчисления на социальные нужды (Единый социальный налог) (35,6%):

- всего

В том числе:

9309

2492

а) в Пенсионный фонд (28%)

7322

1960

  1.  

б) в Фонд государственного социального страхования  (4%)

1046

280

  1.  

в) в Фонд обязательного медицинского страхования (3, 6%)

941

252

5

Прочие расходы

9732

3000

6

Итого затрат  

200917

58891

7

Списано на непроизводственные счета

2100

585

8

Затраты на валовую продукцию

198817

58306

9

Изменение остатков незавершенного производства

–1500

–450

10

Изменение остатков по расходам будущих периодов

208

70

11

Производственная себестоимость товарной продукции

200109

58686

12

Внепроизводственные (коммерческие) расходы

900

280

13

Управленческие расходы

400

100

14

Полная себестоимость товарной продукции

201409

59066

В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, таким как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль над издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.

Учет по центрам ответственности базируется на принципе бюджетирования.2 Всесторонний (полный) бюджет - это сочетание финансового и производственного планов, выраженных в числовых значениях. В хорошо организованной системе управления бюджеты используются для планирования, оценки исполнения, координации и установления коммуникаций.

 Бюджет - это план деятельности компании, представляющий собой набор экономических, финансовых и имущественных показателей. Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов, как структура бюджетов, процедуры формирования, согласования, утверждения бюджетов и контроль за фактическим исполнением, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты); типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений.

В общем случае можно выделить следующие этапы постановки системы бюджетирования:

формирование финансовой структуры. Цель этого этапа - разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность и контролировать источники возникновения доходов и расходов;

создание структуры бюджетов. На этом этапе определяется общая схема формирования основного бюджета компании;

разработка методик и процедур управленческого учета. В результате проведения данного этапа устанавливается учетно-финансовая политика компании, т.е. правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и мониторинге выполнения бюджетов;

разработка регламента планирования. Регламент планирования определяет процедуры планирования, процедуры мониторинга и анализа причин невыполнения планов, а также текущей корректировки планов;

внедрение системы бюджетирования. Этот этап включает работы по составлению операционных и финансовых бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям компании.

На рис представлена схема основного бюджета компании. 

         

           Бюджет продаж                    

     (программа сбыта)

         

          

    бюджет конечных    бюджет производ-

    запасов готовой    ства (производст-

         продукции   венная программа)

     

         

         

бюджет   Трудовой       Смета накладных

материалов   бюджет       производственных

        расходов

         

 

   

          Бюджет цеховой

    себестоимости    

     

    

                                                     Смета

      административных

    расходов

                        

     

   Смета коммерческих

расходов

   

         

       

       План по

       прибыли

       

           

         

 Бюджет           Бюджет   Проект     Проект

  капитала           денежных             баланса    бюджета

       (оборотных)       денежных

           средств        потоков

Рис. 2.1 Основной бюджет

Основные термины, использованные в теме:

Затраты, расходы, себестоимость, прямые и косвенные расходы, постоянные и переменные затраты, производственная и полная себестоимость, материальные затраты, затраты на оплату труда, затраты на социальное страхование, амортизация, прочие расходы,

Затраты на продукт, затраты на период, расходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов, коммерческие расходы, незавершенное производство.

  1.  Классификация доходов предприятия

Под доходами предприятия подразумевается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала.

 Доходы, также как и расходы, подразделяются на:

 а) доходы от обычных видов деятельности;

б) операционные доходы;

в) внереализационные доходы;

г) чрезвычайные доходы.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг

Операционными доходами являются:

поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Внереализационными доходами являются:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

- поступления в возмещение причиненных организации убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

- курсовые разницы;

- сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);

- прочие внереализационные доходы.

В состав прочих внереализационных доходов входят чрезвычайные  доходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

4. Понятие выручки от реализации

В процессе осуществления своей экономической деятельности предприятие (организация) получает доход. Доход классифицируется в зависимости от направлений деятельности предприятия: основная (обычная), инвестиционная и финансовая. 

1. Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг)

2. Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг

3. Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) является основным источником финансовых потоков на предприятии.  

Выручка от реализации включает суммы денежных средств, поступившие в счет оплаты продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг

Понятие выручки от реализации и методы определения момента реализации имеют существенное значение для расчета финансовых показателей.

В отечественной практике применяются два метода определения момента реализации:

  •  по отгрузке – метод начислений
  •  по оплате – кассовый метод

Все организации, кроме малых,  должны применять метод начислений и учитывать выручку от реализации продукции по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг. Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным производственным циклом по мере готовности этапов в отраслях строительства, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Малые предприятия могут отражать в учете выручку от реализации по мере ее оплаты.

Для целей  налогообложения некоторыми налогами (в частности НДС, налог с продаж) организации определяют в своей учетной политике метод признания выручки от реализации либо по факту отгрузки, либо по факту оплаты.  Если организация признает для целей налогообложения выручку от реализации по оплате, то при исчислении налога на прибыль, НДС и некоторых других налогов корректируется сумма дохода исходя из фактической оплаты реализованной продукции, товаров, работ, услуг.

Для целей налогообложения налогом на прибыль все организации, за некоторым исключением, должны исчислять выручку от реализации методом начислений. Исключением составляют организации, у которых на дату определения дохода (осуществления расхода), в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Если организация признает выручку от реализации по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, то обязательства по уплате налогов возникают независимо от факта получения денег от покупателей (дебиторов). В таких случаях организация имеет право на создание резерва по сомнительным долгам, который создается из прибыли до налогообложения. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность, не обеспеченная гарантиями, срок погашения которой истек.

Выбор метода признания выручки от реализации имеет большое значение для оценки финансового состояния предприятия. При выборе метода начислений предприятие должно учитывать необходимость иметь оборотные средства для уплаты начисленных налогов еще до того, как будут получены денежные средства от покупателей. Кассовый метод снимает эту проблему, но не позволяет создавать резерв по сомнительным долгам.

Размер выручки от реализации равный совокупным затратам называется "критическим объемом реализации". Если предприятие будет получать выручку меньше критического объема, то это приведет к получению убытка, получение выручки в размере большем критического объема реализации принесет предприятию прибыль. Применяя классификацию затрат на постоянные и переменные, рассчитывают критический объем реализации.   Вычислив величину средних переменных затрат (Пер), постоянных расходов (Пос) и цену продукции (Ц) можно рассчитать критический объем реализации (Ко) по формуле:

Пос

Ко = Ц - Пер

На величину выручки от реализации влияют такие факторы, как цена реализуемых товаров, объем продаж в натуральном выражении.

  1.  Планирование доходов от реализации. 

Планирование выручки от реализации осуществляется одним из двух способов:

1) метод прямого счета

Выручка от реализации (В) определяется на произведение цены (без налогов в виде надбавок к цене) (Ц) на объем реализованной продукции (выполненных работ) в натуральном выражении (Р).

В = Р х Ц

2) расчетный метод

При этом методе учитываются выпуск товарной продукции (Т), остатки готовой продукции на складе и в товарах отгруженных на начало (Он) и конец (Ок) планируемого года

В = Он + Т – Ок

Расчет осуществляется в ценах продаж, причем остатки на начало планируемого года оцениваются по ценам предыдущего года, товарный выпуск и остатки на конец планируемого года в плановых ценах. Не менее важно определить и полную себестоимость реализованной продукции, поскольку разница между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимостью составляет прибыль от продажи.

Таблица

РАСЧЕТ

объема реализации продукции         

№ п/п

Показатель

Сумма

(тыс.руб.)

1

Плановый объем выпуска сопоставимой продукции, тыс.шт.

в том числе:

выпуск в IV квартале

2500

630

2

Отпускная цена единицы продукции, руб.

126

3

Производственная себестоимость выпуска продукции

в том числе:

выпуска в IV квартале

200109

58686

4

Полная себестоимость выпуска продукции

201409

5

Остаток готовой продукции на складе, в товарах отгруженных и на ответственном хранении на начало года:

    а) по отпускным ценам предприятия

    б) по производственной себестоимости

9100

6600

6

Планируемый остаток готовой продукции на складе и в товарах отгруженных на конец года  (в днях запаса)

12,5

Планируемый остаток готовой продукции на складе и в товарах отгруженных на конец года:

а) по отпускным ценам предприятия

б) по производственной себестоимости

11025

8151

7

Плановый объем продаж:

а) по отпускным ценам предприятия

б) по полной себестоимости

313075

199858

5. Направления использования выручки от реализации

Поступая на предприятие, выручка от реализации распределяется по направлениям возмещения потребленных средств производства, а также формирует валовой и чистый доход. Выручка от реализации должна покрыватьсовокупные затраты предприятия и приносить ему прибыль.

Поступление выручки на денежные счета организации – завершение кругооборота средств. Дальнейшее использование поступивших средств – это начало  нового кругооборота. Одновременно происходит распределение чистого дохода в интересах предприятия, физических лиц, государства, других заинтересованных лиц. Направления использования выручки представлены на рис.3.1.

Выручка используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Остаток выручки после возмещения стоимости израсходованных материальных ресурсов и возмещения амортизации внеоборотных активов формирует валовый доход. Из выручки выплачивается заработная плата, начисляется социальное страхование, формируется прибыль предприятия.

  Рис.   Направления использования выручки

Немалое  значение для предприятия имеют и доходы от реализации имущества, в частности основных фондов. Доходы от реализации имущества отражаются как операционные доходы, а остаточная стоимость и расходы, связанные с реализацией – как операционные расходы.

Если организация считает сдачу в аренду или лизинг своего имущества основной деятельностью, то арендная плата и лизинговые платежи являются выручкой от основной деятельности. В остальных случаях получение арендной платы или результата от продажи имущества считается выручкой от инвестиционной деятельности.

Финансовая деятельность приносит организации выручку в виде эмиссионного дохода и средств от размещения акций или облигаций.

 

 Основные термины, использованные в теме:

Доходы от текущей деятельности, операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы, выручка от реализации, метод начисления, кассовый метод, метод прямого счета, расчетный метод, критический объем реализации, факторы роста дохода от реализации: цена, объем продаж.

1 В данном контексте термины «затраты» и «расходы» применяются в качестве синонимов

2 Более подробно о принципе бюджетирования можно ознакомиться в курсе "Управленческий учет".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33855. Человечество 15.75 KB
  Человечество становится единым целым в ходе отношений в эпоху открытия мирового рынка. повсеместные охватывают все челво; от решения этих проблем зависит существование челва; решение требует усилий больва челва.Угрозы: Экологические катастрофы; Деградация челва; Мировая война. Человек – биологический вид и ему необходимы привычные условия обитания.
33856. Системный анализ общества и исторического процесса 14.58 KB
  Философия была бы неполной и односторонней если бы она абстрагировалась от человека а значит и от общества ограничивая свои интересы исследованием ненаселенной людьми природы. Все это превращает системное философскосоциологическое осмысление общества и исторического процесса в абсолютно необходимую и притом органически составную часть философии. Сегодня ясно что без природы как базиса у общества нет будущего.
33857. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. Функции философии 14.86 KB
  ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия от греч. Философия – это наука о всеобщем она – свободная и универсальная область человеческого знания постоянный поиск нового. Философия как система делится: на теорию познания; метафизику онтологию философскую антропологию космологию теологию философию существования; логику математику логистику; этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию. Философия включает в себя: – учение...
33858. Соотношение философии с религией, искусством и наукой 14.64 KB
  Является ли философия наукой Первое. Философия–в ней также есть систематичность доказательность проверяемость. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание то философия наука философия–любовь к мудрости истине.
33859. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ 15.76 KB
  В дальнейшем происходит выделение из предфилософии и специализированного знания науки. Первые философы появились в VII – VI веках до нашей эры – значит история философии насчитывает более 2500 лет. Вопервых мир философии не следует рассматривать как хаотическую совокупность непространственных и вневременных случайно возникающих взглядов и идей.
33860. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 15.05 KB
  В Индии процесс зарождения Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. систематически излагалась в сутрах Веды первые священные книги древней Индии результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы I тыс. обобщающее в себе все три уровня атман Буддизм зародился в Индии в VIV вв.
33861. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 19.33 KB
  Это очень древняя форма философии в Индии. Буддизм возник на северовостоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.
33862. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 15.43 KB
  В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивноматериалистические идеи о пяти первоначалах вещей металле дереве воде огне земле; о противоположных началах инь и янь о естественном пути дао. В развитии философии Древнего Китая важное значение имел Даосизм. Даосизм философское учение основоположником которого по традиции считают Лаоцзы жившего в конце VII начале VI в до н. Главная категория философского даосизма дао путь понимается как всеобщий закон природы как первопричина всего сущего как источник...
33863. Космоцентризм 14.08 KB
  И Пифагор и Фалес и Гераклит и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала воды воздуха числа огня и т. Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса стремления проникнуть через видимое в невидимое начало различения явления и сущности бытия и небытия. Начало европейской философии у истоков которой стояли греки революция в интеллектуальномировоззренческой культуре оказавшая...