45003

СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Лабораторная работа

Физика

Сущность и физические основы метода Спектральный анализ это способ определения химического состава и концентрации отдельных элементов в веществе по его спектру излучения или поглощения. Спектры излучения или поглощения представляют собой распределения интенсивности испускаемого или поглощаемого веществом излучения по длинам волн или частотам. При исследовании спектров понятие интенсивности употребляют чаще как величину пропорциональную мощности излучения приходящейся на рассматриваемую спектральную линию и выражают ее в относительных...

Русский

2013-11-15

296.5 KB

42 чел.

8

ЛАБОРАТОРНАЯ   РАБОТА  N 14

СПЕКТРАЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ

1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ

  1.  Изучить сущность и физические основы спектрального анализа.
    1.  Изучить общую схему проведения качественного и количественного спектрального анализа.
    2.  Провести качественный эмиссионный анализ состава газа и качественный абсорбционный анализ состава растворов.

2. СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

2. 1. Сущность и физические основы метода

Спектральный анализ - это способ определения химического состава и концентрации отдельных элементов в веществе по его спектру излучения или поглощения. Спектры излучения или поглощения представляют собой распределения интенсивности испускаемого или поглощаемого веществом излучения по длинам волн (или частотам). При исследовании спектров понятие интенсивности употребляют чаще как величину пропорциональную мощности излучения приходящейся на рассматриваемую спектральную линию и выражают ее в относительных единицах. В зависимости от изучаемого спектра - излучения или поглощения - различают эмиссионный и абсорбционный спектральный анализ.

Спектральный анализ основан на следующих экспериментально установленных фактах:

1. Каждому веществу соответствует строго определённый спектр излучения и поглощения. Разреженные одноатомные газы и газы простых молекул обладают линейчатыми спектрами. Такой спектр состоит из отдельных узких линий различной интенсивности, группирующихся в спектральные серии. У газов многоатомных молекул и у веществ, состоящих из органических молекул, наблюдаются серии очень близко расположенных узких спектральных линий, образующих полосы поглощения или излучения. Жидкие и твёрдые диэлектрики имеют сплошные спектры, состоящие из сравнительно широких полос, в пределах которых коэффициент поглощения или интенсивность излучения изменяются плавно. За пределами этих полос коэффициент поглощения близок к нулю, т.е. для излучения с длинами волн за пределами полос поглощения диэлектрики прозрачны.

2. При прохождении плоской монохроматической волны через слой поглощающего вещества толщиной х выполняется закон Бугера-Ламберта

I = I0· ехр(- х),                                   (1)

где I0 и I - интенсивность света на входе в слой и на выходе из него, - коэффициент поглощения вещества, зависящий от длины волны света, химической природы и состояния вещества. Коэффициент поглощения не зависит от интенсивности света.

3. Если поглощающее вещество находится в непоглощающем растворителе, то коэффициент поглощения пропорционален концентрации растворённого вещества:

= а · С,                                       (2)

где С - концентрация растворённого вещества,  а - коэффициент  пропорциональности (закон Бера). Этот закон справедлив для не слишком концентрированных растворов в не поглощающих жидкостях, для примесей в диэлектриках и аморфных телах и в некоторых других случаях.

4. Интенсивность излучения света веществом или коэффициент поглощения излучения прямо пропорциональны концентрации молекул или атомов, ответственных за данную линию излучения. Пункт 1 означает, что, измеряя спектр излучения или поглощения, можно сделать вывод о химическом составе исследуемого вещества. Пункты 2-4, кроме того, показывают, что интенсивность излучённого или  поглощённого света зависит от количественного содержания отдельных компонентов в изучаемом веществе. Поэтому возможен как качественный, так и количественный спектральный анализ. В случае качественного спектрального анализа выясняется только химический состав исследуемого вещества, в случае количественного анализа определяется химический состав и количественное содержание отдельных компонентов

2.2. Схема проведения спектрального анализа

2.2.1. Эмиссионный анализ.  Для того чтобы исследуемое вещество излучало электромагнитные волны, необходимо его возбудить, т.е. передать его атомам или молекулам дополнительную энергию. Этого можно добиться различными способами. Например, пропуская электрический ток через исследуемое вещество (газовый разряд, электролюминесценция твёрдых и жидких тел),  направляя на вещество интенсивный луч света от внешнего источника (фотолюминесценция) или пучок ускоренных электронов (катодолюминесценция), распыляя исследуемое вещество и направляя его атомы и молекулы в область электрической дуги,  где они возбуждаются и начинают излучать, и другими способами.

Общая схема проведения эмиссионного спектрального анализа показана на рис.1. Излучение исследуемого светящегося вещества ИВ с помощью собирающей линзы (конденсора) К фокусируется на входную щель спектрального прибора СП. Спектральный прибор раскладывает это излучение на монохроматические составляющие, каждая из которых регистрируется с помощью регистрирующего устройства РУ. Фотографический и фотоэлектрический методы регистрации  позволяют

Рис.1. Схема проведения эмиссионного анализа:

ИВ - исследуемое вещество, К - конденсор, СП -спектральный прибор, РУ – регистрирующее устройство

построить график  зависимости интенсивности излучения исследуемого вещества от длины волны, т.е.  спектр излучения.  Для  примера на рис.2, схематически показан линейчатый спектр излучения. Далее спектр излучения необходимо расшифровать, т.е. установить какому химическому элементу  или соединению  принадлежит та или иная линия  или полоса. С этой целью  используют атласы эталонных спектров химических элементов и их соединений. Установив происхождение линий и полос  в  спектре исследуемого вещества, мы тем самым определяем его химический состав, т.е.  проводим  качественный эмиссионный анализ.

Рис.2. Линейчатый спектр излучения

Для осуществления количественного анализа,  кроме этого, необходимо измерить интенсивность отдельных линий или полос в спектре исследуемого вещества и сравнить её с интенсивностью аналогичных линий или полос в спектре излучения эталонных образцов, для которого известно количественное содержание интересующего  нас  химического элемента или соединения. С помощью эталонных образцов (не менее 3) можно построить график зависимости интенсивности отдельной линии, обусловленной наличием в веществе исследуемого элемента, от его концентрации I=f(C) при одинаковых условиях возбуждения излучения образцов (т.е. градуировочный график). Чтобы обеспечить последнее условие на практике обычно используется градуировочный график  в виде зависимости I/Iref=f(C) , где I/Iref – отношение интенсивности линии соответствующей примеси в эталонных образцах к интенсивности одной из линий некоторого образца сравнения. Измерив интенсивность линии в образце с неизвестной концентрацией примеси и используя градуировочный график, можно найти значение данной концентрации.

Отметим, что при использовании спектроскопа, т.е. при визуальной регистрации спектра, мы можем точно измерить лишь длины волн различных спектральных линий. Их интенсивности могут быть оценены лишь приблизительно. Поэтому с помощью спектроскопа возможен только качественный эмиссионный анализ.

2.2.2. Абсорбционный анализ. Общая схема проведения абсорбционного анализа показана на рис.3. Для абсорбционного анализа необходим источник излучения, обладающий сплошным спектром. В качестве такого могут быть использованы лампа накаливания, газоразрядная лампа высокого давления, графитовый стержень (глобар), нагретый до высокой температуры при пропускании через него электрического тока, и некоторые  другие. Исследуемое вещество ИВ располагают на пути светового пучка перед спектральным прибором. В остальном, оптическая схема абсорбционного анализа аналогична схеме эмиссионного.

Рис.3. Схема абсорбционного анализа:

ИСС -источник излучения со сплошным спектром, К  -конденсор, ИВ -исследуемое вещество, СП -спектральный прибор, РУ -регистрирующее устройство.

Абсорбционный анализ проводят в следующем порядке. Сначала измеряют спектр самого источника излучения в интересующем нас интервале длин волн от min до max. При этом исследуемое вещество убирают из светового пучка. На рис. 4а схематически показан сплошной спектр излучения  источника света. В нём содержится излучение любых длин волн, а интенсивность излучения плавно изменяется при изменении . Затем на пути светового луча помещается исследуемое вещество и измеряется спектр, прошедшего через него излучения. На рис.4 схематически представлен такой спектр для случая,  когда исследуемое вещество имеет линейчатый спектр поглощения. На фоне сплошного спектpa излучения появляются узкие провалы интенсивности регистрируемого излучения различной глубины.  Это означает, что излучение соответствующих длин волн поглощается исследуемым веществом, причём коэффициент поглощения различен для различных спектральных линий.

Расшифровка полученного спектра осуществляется с помощью атласов эталонных спектров поглощения химических элементов и их соединений. В результате устанавливается химический состав исследуемого вещества (качественный абсорбционный анализ).

Рис.4. Сплошной  спектр излучения источника света  (а) и спектр излучения, прошедшего через вещество с линейчатым спектром поглощения (б).

Для проведения  количественного анализа необходимо,  кроме того, измерить спектр поглощения эталонного образца,  т.е.  образца,  для которого  концентрация  интересующего  нас химического элемента известна.  Для расчётов используют обычно одну или  несколько линий поглощения,  наиболее характерных для данного химического элемента. Пусть Се, хе и е - концентрация химического элемента, толщина поглощающего  слоя и коэффициент поглощения для эталонного образца,  а С,  х, и - аналогичные параметры для исследуемого вещества. Тогда на основании законов Бугера-Ламберта (1) и Бера (2) можно написать

Iе = Iо· exp(-·хе);          I = lо· exp(-·x);

       е= а · Се;                      = а · С,

где Iо - интенсивность падающего монохроматического излучения, а Iе и I - интенсивности излучения, прошедшего через эталонный образец и исследуемое вещество. Из этих формул находим, что

I/Iе = ехр[а(Се·хе – С·х)],

откуда искомая концентрация

С = Се·хе / х  -  (a ·x)-1 ·ln(I/Iе).                              (3)

3. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ

Оптическая схема проведения эмиссионного и абсорбционного спектрального анализа в  данной  работе  соответствует  рис.1  и  рис.3. Спектральным прибором является монохроматор УМ-2, градуировка которого проводилась в работе N 13.  Он используется в качестве спектроскопа. Поэтому возможен лишь качественный анализ. Монохроматор укреплён на рельсе,  на который устанавливается  также конденсор.  В ходе выполнения работы на этот же рельс перед конденсором устанавливаются последовательно ртутная лампа ДРШ-250,  газоразрядная  лампа МН-5 и лампа накаливания К-12.  Ртутная лампа используется для проверки  градуировки  монохроматора.  Газоразрядная лампа  МН-5 наполнена газом,  химический состав которого необходимо определить (качественный эмиссионный анализ).  Лампа  накаливания К-12 служит источником излучения со сплошным спектром и используется для качественного абсорбционного анализа состава растворов,  залитых в кюветы. Последние устанавливаются на столик, укреплённый на рельсе между конденсором и монохроматором.

4. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

4.1. Проверка градуировки монохроматора

  1.  Установите ртутную лампу на оптический рельс перед входной щелью монохроматора.
  2.  Включите тумблера  "Сеть"  и  "Лампа ДРШ"  блока питания, затем нажмите кнопку  "Пуск"  и удерживайте  ее  в  нажатом положении до тех пор, пока лампа не  загорится  устойчивым разрядом.
  3.  Перемещая лампу ДРШ-250, добейтесь четкого изображения разрядного промежутка на колпачке 9. Работая винтами, сдвигающими конденсор в вертикальном и горизонтальном направлениях,  совместите это изображение с перекрестием колпачка.  Флажок шторки "Открыт-закрыт" 16 поставьте в положение "Открыт".
  4.  С  помощью  микрометрического винта 10 (рис.5) установите ширину входной щели,  равную 0.02 мм.  При этом край  микрометрического винта должен совпадать с цифрой "О", а индекс на шкале нониуса - с цифрой "20". Снимите колпачок 9, закрывающий входную щель коллиматора.
  5.  Вращая барабан 11 поворотного механизма,  выведите линии  спектра в поле зрения окуляра.  Включите тумблер 15 подсветки указателя.  Поворачивая револьверную оправу 3 сменных светофильтров, осветите  указатель желтым светом.  Вращая окуляр 2, добейтесь максимальной резкости указателя. В этом случае изображение спектральных линий тоже должно быть резким. Барабаном 11 подведите к указателю желтый дублет (две желтые линии).  При правильной установке ширины щели и фокусировке окуляра линии спектра должны наблюдаться раздельно.  Поворачивая барабан 11,  просмотрите весь спектр излучения ртутной лампы.


Рис.5. Устройство монохроматора УМ-2.

  1.  Измерьте положение каждой из спектральных линий ((см.рис.7). табл.1). Для чего, путем вращения барабана 11, совместите линию с указателем, снимите  соответствующий отсчет по барабану и занесите результат в таблицу 2. Измерения рекомендуется начинать с фиолетовой  части  спектра и последовательно двигаться к красной.  Данный пункт повторите три раза,  рассчитайте среднее значение φср отсчета по барабану, соответствующее каждой из линий спектра.  На листе миллиметровой бумаги формата А4 постройте градуировочный график λ= f (φср) .
  2.  Выключите тумблер "Лампа ДРШ".
    Наденьте колпачок на входную щель коллиматора.


Табл.1. Спектр излучения ДРШ-250 в видимой области

Цвет линий

Интенсивность

λ  (нм)

Фиолетовая

сильная

404,6

Фиолетовая

средняя

408,0

Синяя

сильная

435,8

Зелено-голубая

средняя

491.1

Зеленая

сильная

546.4

Желтый дублет

сильная

576.4

сильная

579.1

Пять линий в

слабые

607.0

оранжево-красной

614.0

области

623.4

671.6

690.7

Табл.2. Результаты градуировки

λ  (нм)

отсчет по барабану

(деления)

404.6

φ1

φ2

φ3

φСР

690.7

4.2. Качественный эмиссионный анализ газа

  1.  Установите на оптический рельс за конденсором лампу МН-5.  Штепсельную  вилку  лампы включите в гнездо "Лампа МН-5" блока питания
  2.  Перемещая лампу по рельсу, а также, работая юстировочными винтами конденсора,  сфокусируйте разрядный промежуток лампы  в перекрестие  колпачка.  Закрепите лампу на рельсе.  Окончательную фокусировку осуществите с помощью юстировочных винтов конденсора. Снимите колпачок с входа коллиматора.
  3.  Вращая барабан монохроматора,  просмотрите спектр излучения лампы, найдите самую интенсивную линию и зрительно запомните её яркость
  4.  Двигаясь от фиолетовой к красной области спектра, совмещайте линии  спектра излучения лампы с указателем в фокальной плоскости окуляра и снимайте соответствующие отсчёты по барабану. Одновременно оцените яркость каждой из линий по отношению к самой яркой в спектре,  пользуясь  трёхбальной  шкалой  яркости:  "сильная", "средняя", "слабая". Данные занесите в таблицу 3.
  5.  Пункт 4 проделайте 2 раза.
  6.  Выньте штепсельную вилку лампы МН-5 из гнезда блока питания. Наденьте колпачок на вход коллиматора.
  7.  Рассчитайте ср и, пользуясь градуировочным графиком монохроматора, определите длины волн излучения лампы МН-5. Данные занесите в таблицу 3.

Таблица 3. Спектр излучения лампы МН-5

Яркость линий

Отсчет по барабану (деления)

      (нм)   

 1

 2

 ср

8. На листе миллиметровой бумаги формата А4 (210 х 297)мм постройте спектры излучения газов,  указанных в таблице 4,  и лампы МН-5. Спектры  должны  иметь одинаковый масштаб и располагаться строго друг под другом.  По горизонтальной оси отложите длину волны  от 380 до 720 нм (в масштабе 1 мм = 2 нм),  по вертикальной - относительную яркость линий.  Спектральные линии изобразите  в  виде вертикальных штрихов (узких столбиков), начинающихся от оси длин волн и имеющих высоту 45 мм  в случае сильной яркости,  20 мм  в случае  средней  и 8 мм в случае слабой яркости. Для примера на рис.6 показан спектр излучения аргона,  построенный по указанным правилам.


Рис.6. Спектр излучения аргона

Таблица 4. Наиболее интенсивные линии излучения аргона, ксенона, неона в видимой области спектра

Аг (аргон)

Хе (ксенон)

Ne (неон)

λ, нм

яркость

λ, нм

яркость

, нм

Яркость

, НМ

яркость

394.9

3

450.1

1

500.5

1

640.2

3

404.4

2

462.4

2

503.8

1

650.6

2

415.9

2

467.1

3

514.5

1

659.9

2

419.8

2

473.4

1

534.1

2

693.0

2

427.2

2

582.4

1

540.0

3

703.2

2

430.0

2

618.2

1

576.4

1

433.4

2

631.8

1

585.2

2

451.1

2

687.2

1

588.2

2

459.6

2

712.0

1

597.5

1

462.8

2

603.0

2

518.8

1

607.4

2

549.6

2

614.3

2

565.1

3

616.4

2

574.0

1

621.7

2

591.2

1

626.7

2

696.5

1

633.4

2

706.7

1

638.3

2

Примечание: для характеристики яркости линий приняты следующие обозначения: 1 - слабая, 2 - средняя, 3 - сильная.

  1.  Используя спектры излучения аргона,  ксенона и неона,  расшифруйте  спектр лампы МН-5 и сделайте вывод  о  химическом составе заполняющего её газа.

4.3. Качественный абсорбционный анализ

В этой части работы необходимо определить, растворы каких из веществ - родамин 6Ж,  КMnО4 или CuS04 - находятся в кюветах N 1,2,3. Зависимость коэффициентов поглощения этих веществ  от  длины  волны схематически показана на рис.7. Родамин 6Ж имеет одну полосу поглощения в середине видимой области спектра, КMnО4-- 5 более узких полос,  а CuS04 - одну широкую полосу, начинающуюся в красной области спектра и простирающуюся за пределы видимого света в инфракрасную область.  При  прохождении через кювету с раствором излучение лампы К-12 с длинами волн, лежащими в пределах какой-либо полосы поглощения  раствора,  будет  в этой полосе поглощаться.  В результате в соответствующем месте спектра,  наблюдаемого через окуляр,  интенсивность излучения будет сильно ослаблена, т.е. будет наблюдаться тёмная полоса.

Качественный абсорбционный анализ растворов выполняется в следующем порядке.

  1.  Установите на оптический рельс за конденсором лампу  накаливания
    К-12. Включите ее тумблером на блоке питания.
  2.  Перемещая  лампу по рельсу и работая юстировочными винтами конденсора,  сфокусируйте изображение нити лампы  в  перекрестие колпачка,  надетого на вход коллиматора.  Закрепите лампу на рельсе. Окончательную фокусировку осуществите с помощью юстировочных винтов конденсора. Снимите  колпачок со входа коллиматора.
  3.  Наблюдая спектр излучения лампы через окуляр и, вращая барабан монохроматора, убедитесь, что спектр является сплошным, т.е. в нём присутствует излучение всех длин волн от фиолетовой до красной областей, за которыми излучение отсутствует (границы спектра).
  4.  Для  фиолетовой и  красной  границ  спектра снимите отсчёты по барабану коллиматора и занесите в таблицу 5.  Рассчитайте  ср и, пользуясь градуировочным графиком, определите длины волн, соответствующие границам видимого сплошного спектра. 
  5.  Поместите поочерёдно кюветы N 1,2,3 на столик между монохроматором и конденсором.  Просмотрите через окуляр  спектр  излучения, прошедшего через каждую из кювет, и, используя данные рис.7, определите раствор какого вещества находится в каждой кювете.
  6.  Установите на столик кювету с раствором родамина 6Ж.  Совместите с указателем окуляра последовательно  коротковолновую и длинноволновую границы полосы поглощения, снимите соответствующие отсчёты  по  барабану  и  занесите  данные  в табл.6.  По градуировочному графику определите длины волн, соответствующие границам полосы поглощения.

Рис.7. Зависимость коэффициента поглощения от длины волны для трёх веществ: родамин 6Ж, KMn04, CuS04

Таблица 5. Границы видимого сплошного спектра лампы К-12

Фиолетовая

Красная

Отсчёт по барабану (деления)

λ, нм

Отсчёт по барабану (деления)

λ, нм

φ1

φ2

φср

φ1

φ2

φср

  1.  Для кюветы с раствором КМп04 снимите отсчёты по барабану и определите длины волн,  соответствующие центрам всех полос  поглощения. Результаты внесите в таблицу 7.
  2.  Снимите отсчёт по барабану и определите длины волн, соответствующие границам спектра излучения лампы К-12, прошедшего через кювету с раствором CuS04.  Занесите данные в таблицу  8.  Сделайте вывод о том,  излучение каких длин волн поглощается этим раствором.
  3.  Выключите  последовательно  тумблера "Лампа К-12" и "Сеть" блока питания. Наденьте колпачок на вход коллиматора.
  4.  Результаты измерений покажите преподавателю.

Таблица 6. Положение полосы поглощения раствора

родамина 6Ж ( кювета N ...)

Границы полосы

Отсчёт по барабану  (деления)

φ1

φ2

φср

λ (нм)

коротковолновая

длинноволновая

Таблица 7. Центры полос поглощения раствора KMnO4,

( кювета N ...)

Номер  полосы

Отсчёт  по  барабану  (деления)

λ  (нм)

φ1

φ2

φср

1

2

3

4

5

Таблица 8. Границы спектра излучения, прошедшего через раствор CuS04 (кювета N ...)

Граница спектра

Отсчёт по барабану (деления)

λ  (нм)

φ1

φ2

φср

коротковолновая

длинноволновая

Вывод: раствор CuS04 поглощает излучение в области длин волн ...........

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.   Что такое спектральный анализ? Назовите его разновидности.

2.   Типы спектров излучения и поглощения.

3.   Способы возбуждения свечения вещества.

4.   Оптическая  схема и методика проведения эмиссионного и абсорбционного спектрального анализа в данной работе.

5.   Качественный и количественный спектральный анализ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Б.М.Яворский. А.А.Детлаф. Курс физики, т.З. - М.: Высшая школа, 1971 г. §§ 7.3; 13.3; 13.4; 15.5.

2. И.В.Савельев.   Курс общей физики, т.2. - М.: Наука, 1982 г. § 145.

3. И.В.Савельев.   Курс общей физики, т. З. - М.: Наука, 1979 г. §§ 12; 40; 53.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71701. Технология помехоустойчивого кодирования 64.71 KB
  При передаче информации в пространстве или во времени имеет место где вектор ошибки знак – обозначает суммирование по модулю 2. 3 Вектор в 3 называемый синдромом будет равен вектору нуль только в двух случаях: либо ошибки нет либо имеет место так называемая необнаруживаемая ошибка.
71702. Модуляция гармонических колебаний 540.84 KB
  Под модуляцией понимают процесс изменения одного или нескольких параметров физического процесса по закону передаваемого сообщения. Так, например, если моделью физического процесса является функция f(a, b, c, d, t), то параметры a, b, c, d можно использовать для осуществления модуляции.
71703. ПРОЦЕССЫ 503.52 KB
  В головном процессе создаются/открываются два файла: текстовый (несколько строк) и двоичный (ряд арифметических данных). Информация об открытых файлах (дескрипторы) передается в дочерние процессы на этапе их создания через командную строку.
71704. Решение задачи классификация и регрессии с помощью деревьев решений 136.54 KB
  Цель работы: изучение алгоритмов построения деревьев решений; создание и исследование классификационных и регрессионных моделей с помощью деревьев решений Индивидуальное задание: seeds Data Set Attribute Information: To construct the data, seven geometric parameters of wheat...
71706. Модуляция 602 KB
  Определить зависимость качества модуляции сигнала от уровня шума. Исходные данные На рисунке 1 представлена Sмодель: Модуляция гармонических колебаний которая позволяет изменять тип модуляции ее параметры например частоту а также параметры канала связи...
71707. Доступ к базам данных из программ на языке Java 378 KB
  Операции с данными в SQL Операции с данными позволяют получить значения одно нескольких или всех полей базы данных а также добавлять или удалять записи строки из таблицы либо изменять значения полей таблицы.
71708. Редактирование новости 50.5 KB
  Состоялся благотворительный аукцион в пользу Анисимовского детского дома Около 150 тысяч рублей которые удалось выручить организаторам аукциона администрация Анисимовского детского дома Детский дом Анисимовский МОУ Детский дом для детей оставшихся без попечения родителей...
71709. Команды изменения данных 60.5 KB
  При создании и дальнейшем сопровождении базы данных обычно возникает задача добавления новых и удаления ненужных записей а также изменения содержимого ячеек таблицы. Запросы начинающиеся с этих ключевых слов не возвращают данные в виде виртуальной таблицы...