45023
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Доклад
Иностранные языки, филология и лингвистика
Напишите сочинение-рассуждение приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Степанова Георгия Владимировича: Словарь языка свидетельствует о чём думают люди а грамматика как они думают. Однозначные слова Грамматические связи между словами в словосочетании
Русский
2013-11-15
91 KB
29 чел.
Учимся писать сочинение рассуждение на лингвистическую тему.
Задание требует описать содержание языковых явлений: лексических и грамматических, доказать необходимость, значимость названного языкового явления. Сочинение должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждения. Особое внимание уделяется умению аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст.
Сочинение рассуждение на лингвистическую тему оценивает: умение дать обоснованный ответна поставленный вопрос, привести примеры- аргументы, сохранить смысловую цельность, речевую связность, последовательность и композиционную стройность работы.
Сочинение рассуждение на лингвистическую тему удобно писать по следующей схеме:
При написании сочинения важно привести 2 примера аргумента, один из которых иллюстрирует лексическое явление, второй грамматическое. Приводимые примеры-аргументы должны соответствовать названным лексическим и грамматическим явлениям, правильно описывать их роль в тексте. Если лексические и грамматические явления только названы, но не указана их роль в тексте, то баллы снижаются.
Если в сочинении названо только одно языковое явление, которое иллюстрируется двумя примерами из текста, то оценка снижается как по первому, так и по второму критерию.
Примеры не из прочитанного текста не учитываются.
В Демонстрационном варианте экзаменационной работы ГИА 9 ученикам предлагается следующее задание С2.1: напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова (Георгия Владимировича): «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают».
Таблица № 1
Лексические явления (передают, о чём говорят и думают люди) |
Грамматические явления (устанавливают связи лексических единиц, т.е. как думают люди) |
1.Морфемы (корень, приставка, суффикс) |
1.Морфемы (окончания) |
2. Однозначные слова |
2. Грамматические связи между словами в словосочетании |
3. Многозначные слова |
3.Грамматические связи между частями простого предложения |
4. Синонимы |
4.Грамматические связи между частями простого осложнённого предложения |
5. Антонимы |
5.Грамматические связи между частями в сложном предложении |
6. Изобразительно выразительные средства |
6.Служебные части речи (союзы, предлоги) |
7. Омонимы |
|
8. Паронимы |
|
9. Фразеологизмы |
|
10.Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления |
Используя материалы таблиц № 1 и № 2,
Таблица № 2
Лексические явления (называют то, о чём думают и говорят люди) |
|||
Лексические явления |
Определение явления |
Типовые значения лексических явлений (вспомогательные слова для оформления доводов в сочинении) |
|
Морфемы |
Корень слова |
Главная морфема, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. |
Несёт основное лексическое значение слова |
Приставка |
Морфема, которая служит для образования слов и форм слов. Она стоит перед корнем или другой приставкой. (Каждая приставка имеет своё значение (приближение, близость, неполное действие и т.д.). |
Уточняет основное значение слова |
|
а) словообразовательные: анти-научный б) формообразующие: на-писать в) словоформообразующие: пере-читать (приставка, меняющая лексическое и грамматическое значение основы) |
|||
Суффикс |
Морфема, которая служит для образования слов и форм слова и находится после корня. Каждый суффикс имеет своё значение (обозначает лицо по профессии, роду занятий, по месту жительства и национальности, обозначает оценку). |
Уточняют основное значение слова |
|
а) словообразовательные (словообразующие) рад-ость б) формообразующие скор-ее в) словоформообразующие: лошад-к-а (суффикс указывает на уменьшительность и на субъективно-эмоциональную окраску) |
|||
Однозначные слова |
Слова, имеющие одно лексическое значение (бинт, берёза) |
Называют отдельное явление действительности |
|
Многозначные слова |
Слова, имеющие несколько лексических значений (дом здание: выйти из дому; дом домашнее хозяйство: управлять домом; дом семья: всем домом отправились в гости; дом был в движении). |
Первое значение многозначного слова всегда прямое. Остальные могут быть переносными, в том числе образными. |
|
Синонимы |
Слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской. (Неустрашимый, храбрый, удалой; красивый, обаятельный, очаровательный). Типы синонимов: 1.Синонимы, отличающиеся оттенками в значениях семантические (смысловые): мокрый влажный, сырой; умирать погибать. 2. Стилевые синонимы (имеющие отличия в экспрессивно-эмоциональной окраске и употребляемые поэтому в разных стилях речи: жена (общеупотр.) супруга (офиц.), глаза (нейтр.) очи (выс.), лицо (нейтр.) морда (сниж.) лик (выс.). |
Синонимы (в синонимическом ряду) уточняют основное значение синонимического ряда, передают авторское отношение к предмету речи, передают оттенки основного значения, разную степень интенсивности признака и действия, могут иметь стилистическую окраску, обогащают речь, придают ей яркость, выразительность. |
|
Антонимы |
Слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда ложь, добрый злой. Противопоставление предполагает возможную степень усиления признака, качества, действия |
Уточняют, противопоставляют, передают авторское отношение, создают контрастные образы во фразе и тексте. |
|
Изобразительно выразительные средства |
Эпитет это образное использование прилагательного в переносном значении. Эпитет усиливает выразительность речи, делает высказывание более точным, подчёркивает индивидуальный признак предмета или явления. Метафора это перенос названия слова с одного предмета (действия, признака, явления) на другой на основе их сходства. Метафору также называют скрытым сравнением. В художественных произведениях метафоры употребляются для большей выразительности, образности речи, передачи оттенков настроения, а также, чтобы придать ту или иную стилистическую окраску фразе. Олицетворение особый вид метафоры, при котором неодушевлённые явления, предметы наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью, свойствами живых существ, изображаются как живые существа. |
Создают образ, усиливают выразительность (яркость), подчёркивают индивидуальный (характерный) признак, сопоставляют, передают оттенки настроения, могут иметь ту или иную стилистическую окраску, выражают отношение автора к предмету речи, передают состояние героя. (Каждое средство выразительности может иметь и своё индивидуальное значение). |
|
Омонимы |
Слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения: ключ (родник) ключ (для открывания дверей), лук (оружие) лук (растение). |
Обостряют внимание к слову, учат видеть слово в контексте, показывают авторское владение языком. |
|
Паронимы |
Однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись роспись, существо сущность, груз нагрузка. |
Обостряют внимание к лексическому значению корня, показывают авторское владение языком. |
|
Фразеологизмы |
Устойчивые сочетания слов. |
Обозначают нечто единое по смыслу, помогают сделать речь эмоциональной, образной. |
|
Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (архаизмы, историзмы, неологизмы, диалектизмы, просторечные слова) |
Архаизмы названия существующих в настоящее время предметов и явлений, вытесненные по каким-либо причинам другими словами (комедиант актёр, вседневно всегда, брадобрей парикмахер). Историзмы названия исчезнувших предметов, явлений, понятий (опричник, институтка, городовой). Неологизмы новые слова, которые ещё не стали привычными и повседневными. |
Позволяют дать речевую характеристику героя (персонажа), создают экспрессивность фразы и текста, создают образ, передают колорит обстановки (эпохи), вносят яркое стилистическое разнообразие в текст. |
Приложение к таблице № 2
Средства речевой выразительности |
Пример |
|
1.Метафора (чаще всего выражается существительными, глаголами) |
Переносное значение слова, основанное на сходстве или контрасте предметов или явлений; скрытое сравнение, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. М. повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность. Разновидности метафоры:
|
Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. А.С. Пушкин
|
2.Олицетворение |
Изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ. |
Ночь металась за окнами… |
3.Эпитет |
Образное определение предмета или действия |
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
9379. | Внеклассная воспитательная работа в школе | 62.65 KB | |
Внеклассная воспитательная работа в школе 1. Сущность внеклассной воспитательной работы Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для... | |||
9380. | ДОГОВОР БАНКОВСКОГО СЧЕТА (БС) | 47 KB | |
Тема №35: ДОГОВОР БАНКОВСКОГО СЧЕТА (БС) -1- Понятие договора банковского счета Договор БС - это гражданско-правовое соглашение, в соответствии с которым банк обязуется принимать и зачислять на счет вкладчика денежные средства, выполняться распоряже... | |||
9381. | Расчетные обязательства (РО). | 79 KB | |
Тема №36: расчетные обязательства (РО). Общие положения по расчете. Расчетные правоотношения – это урегулированные нормами права о/о, возникающие между субъектами возмездного гр.пр.обязательства и кредитной организации в связи с осущ... | |||
9382. | Хранение. Понятие и содержание договора | 67.5 KB | |
Тема №37: Хранение Понятие и содержание договора По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданной ей другой стороной (поклажедателем) и возвратить эту вещь в сохранности. Договор хранения может быть как реальным, ... | |||
9383. | Поручение. Понятие договора. | 29.5 KB | |
Поручение. Понятие договора. Договор поручения оформляет одну из разновидностей обязательств по оказанию юр.услуг. в силу данного договора одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определяет... | |||
9384. | Страхование. Понятие договора страхования | 39.5 KB | |
Тема №39. Страхование 1. понятие договора. В силу обязательства по страхованию 1 лицо (страховщик) обязан при наступлении в определенный срок предусмотренных обстоятельств (страховых случаев) произвести выплаты другому лицу (страхователю) или иному ... | |||
9385. | Общая фармакология | 23.48 KB | |
Общая фармакология. Фармакология (pharmacon + logos- наука о лекарствах) - наука о воздействии лекарственных веществ на живой организм. Фармакология: Общая - изучает общие закономерности действия лекарственных веществ в организме Частная ф... | |||
9386. | Фармакодинамика Зависимость действия ЛВ от химической структуры | 27.01 KB | |
Биотрансформация (метаболизм) - изменение химической структуры ЛВ и их физико-химических свойств под действием различных ферментов. В результате, как правило, структура меняется ЛВ и переходит в более удобную для выведения форму - водную.... | |||
9387. | Частная фармакология. Вещества медиаторного действия (вегетотропные средства) | 26.21 KB | |
Общая фармакология. Продолжение Кумуляция (от лат Увеличение, скопление). Виды кумуляции: Материальная - накопление вещества в организме. Ей подвергаются порфирины, хорошо связываются с белками. Например: фенобарбитал... | |||