45023

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Напишите сочинение-рассуждение приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Степанова Георгия Владимировича: Словарь языка свидетельствует о чём думают люди а грамматика – как они думают. Однозначные слова Грамматические связи между словами в словосочетании

Русский

2013-11-15

91 KB

29 чел.

Учимся писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.

Задание  требует описать содержание языковых явлений: лексических и грамматических, доказать необходимость, значимость названного языкового явления. Сочинение должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждения. Особое внимание уделяется  умению аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст.

Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему оценивает: умение дать обоснованный ответна поставленный вопрос, привести примеры- аргументы, сохранить смысловую цельность, речевую связность, последовательность и композиционную стройность  работы.

Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему удобно писать по  следующей схеме:

При написании сочинения важно привести 2 примера – аргумента, один из которых иллюстрирует лексическое явление, второй – грамматическое. Приводимые примеры-аргументы должны соответствовать названным лексическим и грамматическим явлениям, правильно описывать их роль в тексте. Если лексические и грамматические явления только названы, но не указана их роль в тексте, то баллы снижаются.

Если в сочинении названо только одно языковое явление, которое иллюстрируется двумя примерами из текста, то оценка снижается как по первому, так и по второму критерию.

Примеры не из прочитанного текста не учитываются.

В Демонстрационном варианте экзаменационной работы ГИА – 9 ученикам предлагается следующее задание С2.1: напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова (Георгия Владимировича): «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Таблица № 1

Лексические явления

(передают, о чём говорят и думают люди)

Грамматические явления

(устанавливают связи лексических единиц,

т.е. как думают люди)

1.Морфемы (корень, приставка, суффикс)

1.Морфемы (окончания)

2. Однозначные слова

2. Грамматические связи между словами в словосочетании

3. Многозначные слова

3.Грамматические связи между частями простого предложения

4. Синонимы

4.Грамматические связи между частями простого осложнённого предложения

5. Антонимы

5.Грамматические связи между частями в сложном предложении

6. Изобразительно – выразительные средства

6.Служебные части речи (союзы, предлоги)

7. Омонимы

8. Паронимы

9. Фразеологизмы

10.Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления

Используя материалы таблиц № 1 и № 2,

  1.  расскажите о названных явлениях,
  2.  В чём вы видите разницу между лексическими  и грамматическими явлениями?

Таблица № 2

Лексические явления (называют то, о чём думают и говорят люди)

Лексические явления

Определение явления

Типовые значения лексических явлений

(вспомогательные слова для оформления доводов в сочинении)

Морфемы

Корень слова

Главная морфема, в которой заключено общее лексическое значение всех  родственных слов.

Несёт основное лексическое значение слова

Приставка

Морфема, которая служит для образования слов  и форм слов. Она стоит перед корнем или другой приставкой.

(Каждая приставка имеет своё значение (приближение, близость, неполное действие и т.д.).

Уточняет основное значение слова

а) словообразовательные: анти-научный

б) формообразующие: на-писать

в) словоформообразующие: пере-читать (приставка, меняющая лексическое и грамматическое значение основы)

Суффикс

Морфема, которая служит для образования слов и форм слова и находится после корня.

Каждый суффикс имеет своё значение (обозначает лицо по профессии, роду занятий, по месту жительства и национальности, обозначает оценку).

Уточняют основное значение слова

а) словообразовательные (словообразующие) – рад-ость

б) формообразующие – скор-ее

в) словоформообразующие: лошад-к-а (суффикс указывает на уменьшительность и на субъективно-эмоциональную окраску)

Однозначные слова

Слова, имеющие одно лексическое значение (бинт, берёза)

Называют отдельное явление действительности

Многозначные слова

Слова, имеющие несколько лексических значений (дом – здание: выйти из дому;  дом – домашнее хозяйство: управлять домом;  дом – семья: всем домом отправились в гости;  дом был в движении).

Первое значение многозначного слова всегда прямое. Остальные могут быть переносными, в том числе образными.

Синонимы

Слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской.  (Неустрашимый, храбрый, удалой; красивый, обаятельный, очаровательный).

  Типы синонимов:

1.Синонимы, отличающиеся оттенками в значениях – семантические (смысловые): мокрый – влажный, сырой; умирать – погибать.

2. Стилевые синонимы (имеющие отличия в экспрессивно-эмоциональной окраске и употребляемые поэтому в разных стилях речи: жена (общеупотр.) – супруга (офиц.), глаза (нейтр.) – очи (выс.), лицо (нейтр.) – морда (сниж.) – лик (выс.).

Синонимы (в синонимическом ряду) уточняют основное значение синонимического ряда, передают авторское отношение к предмету речи, передают оттенки основного значения, разную степень интенсивности признака и действия, могут иметь стилистическую окраску, обогащают речь, придают ей яркость, выразительность.

Антонимы

Слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда – ложь, добрый – злой.

  Противопоставление предполагает возможную степень усиления признака, качества, действия

Уточняют, противопоставляют, передают авторское отношение, создают контрастные образы во фразе и тексте.

Изобразительно – выразительные средства

Эпитет – это образное использование прилагательного в переносном значении. Эпитет усиливает выразительность речи, делает высказывание более точным, подчёркивает индивидуальный признак предмета или явления.

Метафора – это перенос названия слова с одного предмета (действия, признака, явления) на другой на основе их сходства. Метафору также называют скрытым сравнением. В художественных произведениях метафоры употребляются  для большей выразительности, образности речи, передачи оттенков настроения, а также, чтобы придать ту или иную стилистическую окраску фразе.

  Олицетворение – особый вид метафоры, при котором неодушевлённые явления, предметы наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью, свойствами живых существ, изображаются как живые существа.

Создают образ, усиливают выразительность (яркость), подчёркивают индивидуальный (характерный) признак, сопоставляют, передают оттенки настроения, могут иметь ту или иную стилистическую окраску, выражают отношение автора  к предмету речи, передают состояние героя.

(Каждое средство выразительности может иметь и своё индивидуальное значение).

Омонимы

Слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения: ключ (родник) – ключ (для открывания дверей), лук (оружие) – лук (растение).

Обостряют внимание к слову, учат видеть слово в контексте, показывают авторское владение языком.

Паронимы

Однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись – роспись, существо – сущность, груз – нагрузка.

Обостряют внимание к лексическому значению корня, показывают авторское владение языком.

Фразеологизмы

 Устойчивые сочетания слов.

Обозначают нечто единое по смыслу, помогают сделать речь эмоциональной, образной.

Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (архаизмы, историзмы, неологизмы, диалектизмы, просторечные слова)

  Архаизмы – названия существующих в настоящее время предметов и явлений, вытесненные по каким-либо причинам другими словами (комедиант – актёр, вседневно – всегда, брадобрей – парикмахер).

Историзмы – названия исчезнувших предметов, явлений, понятий (опричник, институтка, городовой).

Неологизмы – новые слова, которые ещё не стали привычными и повседневными.

Позволяют дать речевую характеристику героя (персонажа), создают экспрессивность фразы и текста, создают образ, передают колорит обстановки (эпохи), вносят яркое стилистическое  разнообразие в текст.

Приложение к таблице № 2

Средства речевой выразительности

Пример

1.Метафора

(чаще всего выражается существительными, глаголами)

  Переносное значение слова, основанное на сходстве или контрасте предметов или явлений; скрытое сравнение, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

  М. повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность.

  Разновидности метафоры:

  1.  лексическая (или стёртая, в которой прямое значение полностью уничтожено;
  2.  простая (построена на сближении предметов по общему признаку

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

                              А.С. Пушкин

  1.  «дождь идёт», «время бежит», «дверная ручка»
  2.  «град пуль», «говор волн», «ножка стола», заря пылает»

2.Олицетворение

  Изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ.

Ночь металась за окнами…

3.Эпитет

  Образное определение предмета или действия

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62256. Самостоятельная работа на уроках русского языка как средство активизации познавательного интереса 34.33 KB
  В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс. Значит учителям необходимо учить детей самостоятельной работе.
62257. Самым лучшим уроком жизни бывает армия 20.01 KB
  Армия Что на самом деле дает этот важный урок в нашей жизни Вопрос на самом деле очень интересен и важен но в то же время кажущимся бесполезным для всех тех героев которые отслужили и вернулись домой. Армия Отнимает она на первый взгляд кажется больше чем дает. При всем моем огромном желании возможностях и начальных способностях я не умею воевать Задавим количеством А если Китай Что же на самом деле дает Армия Ты вглядываешься на жизнь совсем с другой стороны учишься жить в большом непростом коллективе когда каждый сам за...
62259. Счет победителей. Невыученные уроки войн, проигранных Россией 442.6 KB
  Прекратилась ли после этого информационная психологическая война Запада против России Сошла ли на нет русофобия Не прекратилась и не сошла. Вовторых восприятие России Западом как Чужого повидимому сохранится до тех пор пока Россия и Запад будут существовать в их нынешнем виде. Втретьих Запад в долгосрочной перспективе будет стремиться к максимальному ослаблению вплоть до раздробления России об этом откровенно говорили и говорят многие на Западе включая друга Билла Клинтона в октябре 1995 г. до такой степени при которой...