45030

Интонация как единица фонетического уровня языка

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Повышения тона вверх вниз называются интонацией. В русском языке можно выделить 6 интонационных конструкций. Основными различительными признаками ИК является направление движения тона в центре и уровень тона в постцентровой части.

Русский

2013-11-15

17.03 KB

1 чел.

Интонация как единица фонетического уровня языка.

Повышения тона вверх/вниз называются интонацией. В русском языке можно выделить 6 интонационных конструкций. Каждая ИК имеет центр – слог, на который падает основное ударение. Прицентровое/постцентровое.

Предцентровая часть обычно произносится на среднем тоне. Основными различительными признаками ИК является направление движения тона в центре и уровень тона в постцентровой части.

ИК 1. - \ _

тон постцентровой части ниже среднего. ИК 1 встречается при выражении завершенности в повествовательных предложениях. («Поздняя осень. Грачи улетели./Лес обнажился. Поля опустели»)

ИК 2. - - _

Звуки центра произносятся в пределах диапазона предцентровой части. На следующем после центра слоге понижение тона ниже среднего. ИК 2 обычно встречается в вопросительных предложениях с вопросительным словом и в предложениях с обращением/волеизъявлением. («Куда ты идешь, Сережа? Там опасно»)

Понижение происходит после 1 слога, следующего за ударным. ИК 2 и ИК 1 один и тот же мелодический контур. От среднего тона резкое понижение, а затем тон ниже среднего. Различие в этих интонационных конструкциях в месте падения тона у ИК 1 – в центре, у ИК 2 – на следующий после центра слоге.

ИК 3. - / _

Резко восходящие движения тона в то время, как тон постццентровой части ниже среднего тона. ИК 3 характерно ля выражения незавершенности речи. Обычно встречается в вопросительных предложениях без вопросительного слова («Анна пьет сок?»)

При отсутствии постцентровой части в некоторых случаях наблюдается восходящее/нисходящее движение тона.

ИК 4. - \ ¯

На звуках центра – нисходящее движение тона. тон постцентровой части выше среднего. Обычно встречается в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом «а», в вопросах с оттенком требования («А Наташа?»)

Повышение тона в постцентровой части может происходить на 1 заударном слоге, на последнем.

ИК 5. - /  ¯ | _

Имеет два центра. На звуках 1го центра восходящее движение тона. На звуках второго центра, на следующем за ним слоге – нисходящее. Тон между центрами выше среднего тона. Обычно встречается при выражении высокой степени признака, действия, состояния («Какой у нее голос!»)

ИК5 часто встречается и в вопросительных предложениях с вопросительным словом («Куда ты идешь?»)

ИК 6. _/¯

На звуках центра восходящее движение тона. Тон постцентровой части выше среднего.

Обычно встречается при выражении неожиданного обнаружения высокой степени признака действия, состояния («Какой вкусный кекс»)

Общий уровень тона, фонетической синтагмы или фразы может сдвигаться вверх/вниз.

  1.  средний регистр тона (большинство речевых тактов)
  2.  верхний регистр (при переспросах)
  3.  нижний регистр (вводные слова, предложения)

Характер интонации определяется и интервалом повышения/понижения тона. Расстояние между нижним и верхним уровнем от начала до конца изменения тона – интервал.

Тембровые средства интонации: разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок.

Степень длительности и громкости центра ИК зависит от нейтральности или эмоциональности произнесения фразы.

Функции интонации:

  1.  членит речевой поток на отдельные отрезки (синтагмы и фразы)
  2.  при отсутствии пауз между синтагмами интонация является основным средством, объединяющим фонетические слова в синтагмы.
  3.  различает предложения разных типов. Отражает нейтральное и субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания. Передает разнообразные оттенки эмоций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27749. Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются 17.47 KB
  Поскольку проблема ребенка требующая разрешения как правило имеет и внутренние личностные и внешние аспекты социальнопедагогическая деятельность обычно включает две составляющие: непосредственную работу с ребенком; посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой способствующую их социальнокультурному становлению и развитию. По содержанию социальнопедагогическая деятельность чрезвычайно многообразна. Однако в настоящее время эта задача непростая поскольку сфера практической социально педагогической деятельности...
27750. Становление идей воспитывающего и развивающего обучения в педагогической мысли Западной Европы до 80-х гг. XIX в 27.72 KB
  Становление идей воспитывающего и развивающего обучения в педагогической мысли Западной Европы до 80х гг. в педагогической мысли возникают теории обучения и воспитания которые становятся классическими педагогическими теориями и базой для дальнейшего развития науки и практики образования во всех странах. Так один из основоположников дидактики начального обучения швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци 17461827 окончивший два курса коллегиума Каролинум вел активную просветительскую деятельность организовал ряд приютов для детей из...
27751. Сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками 28.78 KB
  Возникает задача поиска более действенных и результативных путей профилактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков как следствия их школьной дезадаптации опирающихся на принципы гуманизации и индивидуализации педагогического процесса в общеобразовательной школе. В педагогической науке в настоящий момент отсутствуют системные исследования коррекционнопедагогической деятельности не ведется пока целостного изучения взаимосвязи между коррекционной деятельностью и единым педагогическим процессом. Поэтому...
27752. Психолого - педагогические подходы в воспитании детей с ограниченными возможностями 39.13 KB
  В процессе развития ребенка функциональные системы взаимовлияют друг на друга. Поэтому эмоциональноположительное взаимодействие ребенка с матерью составляет основу формирования всех психических функций: речи внимания памяти целенаправленной деятельности эмоциональной сферы мышления и сознания. Специальные исследования показали что отрицательные последствия воспитания детей грудного и раннего возраста в учреждениях закрытого типа возникают не изза отсутствия материального ухода а являются следствием недостаточности эмоциональных...
27753. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков 23.81 KB
  Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации. СМИ являются также источниками пошлой информации порнографии. Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение можно выделить несколько позитивных моментов: СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий таким образом удаляя информационный голод средства массовой информации повышает общую в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и...
27754. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 46.16 KB
  В свою очередь для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта предмета анализа задач исследования совокупности исследовательских средств необходимых для их решения а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач. Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе...
27755. Сущность социальной педагогики 18.67 KB
  Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах то есть социальная педагогика выступает и как наука и как область практической деятельности нацеленная на преобразование окружающей среды создание гуманных воспитывающих отношений в социуме поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные в том числе кризисные ситуации социальной действительности. Мудрик считает что социальная педагогика это отрасль педагогики рассматривающая социальное воспитание...
27756. Принцип. Основные принципы и их применение 26.32 KB
  Человек природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Сущность принципа заключается в том что отношение к человеку должно быть как к природному существу а точнее социальноприродному. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социальнопедагогической работы общих законов развития природы другими словами естественных возможностей человека. Основные требования это: знать законы и закономерности развития и воспитания человека и уметь строить в соответствии с ними всю...
27757. Принцип гуманизма 16.95 KB
  Гуманность человечность идеал различных направлений гуманизма его целью является развитие ценностных способностей чувств и разума человека высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру. Понятие гуманизация широко используемое в наше время подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения признание ценности человека как личности его права на свободное развитие и проявление своих способностей...