45030

Интонация как единица фонетического уровня языка

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Повышения тона вверх вниз называются интонацией. В русском языке можно выделить 6 интонационных конструкций. Основными различительными признаками ИК является направление движения тона в центре и уровень тона в постцентровой части.

Русский

2013-11-15

17.03 KB

1 чел.

Интонация как единица фонетического уровня языка.

Повышения тона вверх/вниз называются интонацией. В русском языке можно выделить 6 интонационных конструкций. Каждая ИК имеет центр – слог, на который падает основное ударение. Прицентровое/постцентровое.

Предцентровая часть обычно произносится на среднем тоне. Основными различительными признаками ИК является направление движения тона в центре и уровень тона в постцентровой части.

ИК 1. - \ _

тон постцентровой части ниже среднего. ИК 1 встречается при выражении завершенности в повествовательных предложениях. («Поздняя осень. Грачи улетели./Лес обнажился. Поля опустели»)

ИК 2. - - _

Звуки центра произносятся в пределах диапазона предцентровой части. На следующем после центра слоге понижение тона ниже среднего. ИК 2 обычно встречается в вопросительных предложениях с вопросительным словом и в предложениях с обращением/волеизъявлением. («Куда ты идешь, Сережа? Там опасно»)

Понижение происходит после 1 слога, следующего за ударным. ИК 2 и ИК 1 один и тот же мелодический контур. От среднего тона резкое понижение, а затем тон ниже среднего. Различие в этих интонационных конструкциях в месте падения тона у ИК 1 – в центре, у ИК 2 – на следующий после центра слоге.

ИК 3. - / _

Резко восходящие движения тона в то время, как тон постццентровой части ниже среднего тона. ИК 3 характерно ля выражения незавершенности речи. Обычно встречается в вопросительных предложениях без вопросительного слова («Анна пьет сок?»)

При отсутствии постцентровой части в некоторых случаях наблюдается восходящее/нисходящее движение тона.

ИК 4. - \ ¯

На звуках центра – нисходящее движение тона. тон постцентровой части выше среднего. Обычно встречается в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом «а», в вопросах с оттенком требования («А Наташа?»)

Повышение тона в постцентровой части может происходить на 1 заударном слоге, на последнем.

ИК 5. - /  ¯ | _

Имеет два центра. На звуках 1го центра восходящее движение тона. На звуках второго центра, на следующем за ним слоге – нисходящее. Тон между центрами выше среднего тона. Обычно встречается при выражении высокой степени признака, действия, состояния («Какой у нее голос!»)

ИК5 часто встречается и в вопросительных предложениях с вопросительным словом («Куда ты идешь?»)

ИК 6. _/¯

На звуках центра восходящее движение тона. Тон постцентровой части выше среднего.

Обычно встречается при выражении неожиданного обнаружения высокой степени признака действия, состояния («Какой вкусный кекс»)

Общий уровень тона, фонетической синтагмы или фразы может сдвигаться вверх/вниз.

  1.  средний регистр тона (большинство речевых тактов)
  2.  верхний регистр (при переспросах)
  3.  нижний регистр (вводные слова, предложения)

Характер интонации определяется и интервалом повышения/понижения тона. Расстояние между нижним и верхним уровнем от начала до конца изменения тона – интервал.

Тембровые средства интонации: разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок.

Степень длительности и громкости центра ИК зависит от нейтральности или эмоциональности произнесения фразы.

Функции интонации:

  1.  членит речевой поток на отдельные отрезки (синтагмы и фразы)
  2.  при отсутствии пауз между синтагмами интонация является основным средством, объединяющим фонетические слова в синтагмы.
  3.  различает предложения разных типов. Отражает нейтральное и субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания. Передает разнообразные оттенки эмоций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54396. Множення натуральних чисел 35.5 KB
  Мета уроку: сформувати в учнів поняття дії множення вміння множити натуральні числа усно і в стовпчик розвивати логічне мислення математичну мову виховувати прагнення до успіху стійкий інтерес до математики.
54397. Розподільна властивість множення 94.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з формулюванням і застосуванням розподільної властивості множення та запису її в загальному вигляді. Виконай множення.
54399. Множення. Переставна властивість множення 115 KB
  Переставна властивість множення. Мета: узагальнити і систематизувати знання учнів про зміст дії множення натуральних чисел про переставну властивість множення; властивості нуля і одиниці під час множення;формувати навички множення багатоцифрових чисел; розвивати память увагу мислення; виховувати наполегливість старанність акуратність під час виконання записів у зошитах. Яке ж слово зашифроване по вертикалі Множення.
54400. Множення раціональних чисел 264.5 KB
  Ще навкруги в лісах лежать сніги. Учень 1: В перекладі з давньогрецької підсніжник означає молочно квітковий тому що має білі квіти. Учень2: У світі спостерігається зменшення кількості підсніжників що повязано з масовим зриванням квітів на букети викопуванням цибулин.
54401. Множення десяткових дробів 83 KB
  Множення десяткових дробів. Створити проблемну ситуацію спільно з учнями вивести правило множення десяткових дробів на розрядну одиницю натуральне число і десятковий дріб; навчитися користуватися правилом множення десяткових дробів під час виконання вправ; розвивати увагу алгоритмічні і логічне мислення. десяткового десяткового дробу на розрядну дробу на натуральне одиницю...
54402. Множення звичайних дробів. Розв’язування задач і вправ 1.76 MB
  Мета уроку: Повторення, узагальнення та систематизація матеріалу теми, підготовка до контрольної роботи; розвиток уваги й пам’яті, мислення та математичного мовлення; виховання інтересу до математики.
54403. Множина та ії елементи 88 KB
  Мета уроку: Формувати знання учнів про множину та ії елементи, способи знання, порожню множину, рівні множин, сприяти розвитку навичок роботи з множиною, логічного мислення здібностей до самоаналізу, виховувати інформаційну і соціальну компетентності.
54404. Множина та її елементи 78 KB
  Мета: формувати знання про множину та її елементи; вивчити означення рівних множин, порожньої множини; розглянути способи задання множини; відтворювати означення вивчених понять; формулювати вивчені властивості; розв’язувати найпростіші завдання на використання вивчених понять.