45080

Введение. Сестринский процесс в психиатрии

Доклад

Медицина и ветеринария

Психиатрия медицинская дисциплина которая занимается диагностикой терапией и профилактикой психических заболеваний человека. В качестве этиологических факторов психических заболеваний выступают эндогенные чаще наследственная предрасположенность генетические аномалии конституциональная неполноценность и экзогенные инфекции интоксикации черепномозговые травмы психотравмы. В основе патогенеза психических расстройств лежит нарушение взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Сделаны первые шаги в понимании психических...

Русский

2013-11-15

45 KB

154 чел.

Лекция №1.

Введение. Сестринский процесс в психиатрии.

План лекции:

  1.  Определение «психиатрия»
  2.  Психиатрия - часть общей медицины
  3.  Краткий исторический обзор
  4.  Принципы диагностики и лечения в психиатрии
  5.  Особенности сестринского процесса (СП) в психиатрии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Психиатрия - медицинская дисциплина, которая занимается диагностикой, терапией и профилактикой психических заболеваний человека.

Психические болезни (душевные болезни) (психозы) - болезни головного мозга, проявляющиеся разнообразными расстройствами психической деятельности. Эти расстройства могут быть продуктивными (бред, галлюцинации, кататонические расстройства) и негативными (выпадения или ослабления психической деятельности), а также проявляться общими изменениями личности. Психиатрия тесно связана с другими научными дисциплинами:

  •  философией (основной вопрос философии - первичность материи или сознания),
  •  психологией (соотношение нормальной и болезненной психики, законы логики и их преломление в болезненной психике, олигофрения и деменция, реагирование осмысленное и болезненное),
  •  юриспруденцией (судебно-психиатрические аспекты),
  •  биологическими науками (анатомией, физиологией, биохимией, патофизиологией, патологической анатомией и др.),
  •  другими медицинскими дисциплинами (терапией, нервными болезнями и пр.).

Психиатрия является частью общей медицины, и отдельные направления психиатрии изучают психические расстройства при соматических заболеваниях (соматопсихиатрия), и психические причины возникновения соматических заболеваний (психосоматика).

В качестве этиологических факторов психических заболеваний выступают эндогенные (чаще наследственная предрасположенность, генетические аномалии, конституциональная неполноценность) и экзогенные (инфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы, психотравмы).

В основе патогенеза психических расстройств лежит нарушение взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Чаще имеет место запредельное торможение, при котором нарушается фазовое состояние клеток ЦНС. Клетки могут находиться в уравнительной фазе (одинаковый ответ на разные по силе раздражители - снижение порога возбуждения, астения, эмоциональная неустойчивость), фазе парадоксальной (отсутствие ответа на сильный или обычный раздражитель и наличие ответа на слабый раздражитель, например, кататонические расстройства) и ультрапарадоксальной фазе (ответ качественно не соответствует раздражителю - бред, галлюцинации).

При исследовании патогенеза психического расстройства необходимо учитывать такое понятие, как «преморбид». Это индивидуальные особенности организма, наследственность, возраст, пол, биологическая фаза, остаточные явления перенесенных заболеваний. Преморбидные особенности способствуют, либо препятствуют развитию болезни, накладывают свой отпечаток на особенности клиники и течения заболевания.

Краткий исторический обзор.

В истории психиатрии выделяют следующие этапы формирования научных воззрений и организации помощи психически больным.

 Донаучный период, простирающийся с древнейших времен до появления эллинской медицины. Он характеризуется примитивно-теологическим пониманием аномального поведения больных. Полностью отсутствует какая-либо медицинская помощь при душевных болезнях, однако в это время происходит хотя и бессистемное, однако, крайне важное для будущего накопление разрозненных фактов и наблюдений, получивших образное запечатление в мифологии и народной поэзии.

 Эпоха древней греко-римской медицины. Началом ее условно можно считать VII или VI век до нашей эры, когда впервые появились попытки оказать помощь душевнобольным, заболевание которых стало рассматриваться, как явление естественного порядка, требующее принятия каких-то естественных мер. Сделаны первые шаги в понимании психических расстройств вне теологических тенденций (учение Гиппократа о конституции и темпераменте, учение об истерии, взаимовлияние души и тела в развитии болезней), а также отмечаются зачатки организации помощи психически больным.

 Средние века (эпоха инквизиции) характеризуются регрессом до уровня донаучного мировоззрения. Отношение к больным весьма противоречиво - от первых шагов по организации общественного призрения до уничтожения больных на кострах инквизиции.

Период, охватывающий 18 век и начало 19-го века - период становления психиатрии, как области медицины, эпоха Ф. Пинеля и Дж. Конолли, провозгласивших принципы ненасилия в отношении душевнобольных. Развертывается широкое строительство психиатрических больниц, в них проводятся исследовательские работы, на основании которых происходит становление симптоматологической психиатрии.

 Эпоха нозологической психиатрии Э. Крепелина. Создание нозологической классификации психических расстройств. Вместе с тем, психиатрия, в связи с огромным усилением так называемой нервности в широких слоях населения все более выходит за пределы специальных больниц и быстрыми шагами приближается к повседневной жизни. Изучение пограничных состояний – неврозов и психоневрозов – подает повод к созданию нового, скоро получившего права гражданства термина – «малая психиатрия».

 Современный этап развития психиатрии – характеризуется расширением внебольничных форм психиатрической помощи, изучением социальных, психосоматических аспектов психических расстройств. Основными вехами этого этапа являются учение З. Фрейда о «бессознательном», а также «психофармакологическая революция».

Принципы диагностики и лечения. Основой диагностики психических расстройств является клиническое обследование. Оно складывается из расспроса пациента, сбора субъективного (от больного) и объективного (от родственников, сотрудников, соседей) анамнеза, наблюдения за поведением пациента. Этап наблюдения особенно важен для правильной постановки диагноза. И на этом этапе незаменима роль медицинской сестры, которая в отличие от врача может находиться с пациентом постоянно. В ее задачу входит сообщать врачу о любых изменениях в психическом статусе пациента, делать соответствующие записи в документации.

Помимо клинического обследования для диагностики психических заболеваний применяют дополнительные методы исследования — неврологические, соматические, биохимические, экспериментально-психологические, электрофизиологические (ЭЭГ, РЭГ, ПЭГ, КТГ, ЯМР, ПЭТ) и др. Они направлены на уточнение диагноза и имеют второстепенное значение.

Принципы лечения лиц с психическими расстройствами основываются на соблюдении этических и правовых норм психиатрии. Они предполагают добровольность лечения, право выбора методов лечения и отказа от него, обязательное письменное согласие больного (или лица, представляющего его интересы) на госпитализацию, соблюдение конфиденциальности. Недобровольная госпитализация допустима в случаях, определенных Законом РФ и в соответствии с ним.

Методы лечения психических расстройств делятся на две большие группы: биологические и психологические.

К биологическим относятся методы, непосредственно воздействующие на нарушенные физиологические и биохимические процессы в головном мозгу и организме в целом. Это медикаментозная терапия, электросудорожная и инсу-линокоматозная терапия, физиотерапия, а также мероприятия по организации режима и диеты.

Из биологических методов наиболее популярна медикаментозная терапия. Основу ее составляет применение психотропных лекарственных средств. Различают следующие группы психотропных препаратов: 1) нейролептики (аминазин, трифтазин, галоперидол), 2) транквилизаторы (фе-назепам, диазепам, нитразепам и т.п.), 3) антидепрессанты (амитриптилин, мелипрамин, аурорикс, леривон), 4) психостимуляторы (кофеин, сиднокар), 5) нормотимики (лития карбонат, контемнол).

Психологические методы лечения приводят к нормализации физиологических и биохимических механизмов, лежащих в основе психических нарушений. Сюда относятся многочисленные разновидности психотерапии. Под психотерапией понимают лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к реальной действительности и самому себе.

Психотерапевтическим подходом, составляющим основу медицинской деонтологии, обязан владеть каждый медицинский работник.

Специальные методы применяют врачи-психотерапевты. В настоящее время существует множество разнообразных психотерапевтических методов и техник. Наиболее известны рациональная психотерапия, методы внушения (кодирование, гипноз), аутогенная тренировка, психоанализ, трансактный анализ, гештальттерапия, групповая психотерапия, нейролингвистическое перепрограммирование (НЛП) и т.п.

Значительную роль в лечении и реабилитации психически больных играет трудотерапия. Атмосфера занятости благотворно влияет на течение многих психических расстройств. Для привлечения больных к общественно полезному труду при психоневрологических диспансерах и интернатах создаются трудовые мастерские.

Особенности сестринского процесса (СП) в психиатрии. Медицинская сестра, работающая вместе с районным психиатром, осуществляет выполнение лечебных назначений, осуществляет патронаж психически больных на дому, по месту работы, оказывает помощь врачу в организации реабилитационных мероприятий, ведет необходимую медицинскую документацию, статистический учет.

Ухаживающий персонал не должен воспринимать личность пациента, с ее потребностями, желаниями и страхами только с точки зрения диагноза заболевания. Целостный уход охватывает личность, болезнь, профессию, семью, взаимоотношения и пр. Уход за обычными и странными, а поступки — неожиданными, поэтому их называют чудаками, странными, людьми «не от мира сего». Часть из них переживает по поводу своей «необычности», другие не тяготятся особенностями своей натуры, одиночеством.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82051. Архітектура рідного міста. Стилістичні ознаки будівель-пам’яток архітектури місцевого значення. Вивчення студентами-архітекторами стилістичних ознак будівель для поглиблення фундаментальних фахових знань 77 KB
  Мета: Підвищити рівень знань та розвинути пізнавальні можливості студентівархітекторів при вивченні архітектурних стилів; поглибити знання студентів про стилістичні ознаки будівель навчити розпізнавати пам’ятки архітектури міста Чернівців за стилями.
82052. Ким бути? Яким бути? 54 KB
  Мета: З’ясувати рівень знань учнів про професії; Розширити знання дітей про професії; Формувати інтерес до професій батьків; Розвивати вміння працювати самостійно та в групах; Розвивати вміння планувати та оцінювати свою діяльність Познайомити з поняттями майстер посада...
82053. Врятуй своє майбутнє 60.5 KB
  Пані в чорному: Шановна публіко, панове, Ми починаєм дійства мову, Що розповість не про минуле, Яке нащадки вже забули, А про сучасне піде мова... Важкою буде ця розмова. Не десь у казці, за горами, А тут і зараз поміж нами Йде боротьба зла та добра І вибрати нам всім пора.
82054. Пора навчання – світла й неповторна 60 KB
  Мета: поглибити знання учнів про святкування дня студента, історію Хорольського Міжрегіонального центру звільнених у запас військовослужбовців. Виховувати у учнів любов до життя; любов до молодості, патріотичне відношення до свого навчального закладу, вміння помічати красиве; спостережливість.
82055. О времени, о жизни, о себе... 56.5 KB
  О счастье жить дышать и понимать Как ледяное время бьется в жилах И слушать ночь течение её Стоять и петь под солнцем на горе Вот я иду по солнцу. Ты солнце рушишь изменяя время И хитрости придумываешь чтобы заставить жить меня: Мне солнце мёдом наполняет грудь Пусть звёзды гаснут рано или поздно...
82056. ПОГОВОРИМО ПРО АСТРОНОМІЮ 83.5 KB
  Познайомити учнів з новою наукою про природу - астрономію. її розділи; сформувати уяву про походження і розвиток цій науки; розвинути зацікавленість у вивченні цієї науки та спостереженні за космічними об’єктами; вміння користуватися додатковою літературою; виковувати гордість за досягнення...
82057. Тато, мама і я – дружна сім’я 59.5 KB
  Будем разом відзначати і родину шанувати. Не забути рідну мову батька щирий заповіт мами ніжну колискову що нас вивела у світ. Пісня колискова для мами Колискові вечорами нам співали наші мами а тепер пора і нам заспівать про наших мам. Радість маєш чи тривогу серце мами разом з нами.
82058. Сім’я буде щасливою коли… 155.5 KB
  На світ білому єдине, Як і Дніпрова течія, Домашнє вогнище родинне, Оселя наша і сім’я. В щасливі і в сумні години, Куди б нам не стелився шлях, Не згасне вогнище родинне В людських запалених серцях. (Д. Білоус) Тематичні питання: Які люди, що допомагають іншим, найважливіші? Чи важливо знати історію свого роду?