45139

Институты и механизмы власти в период правления Николая первого

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Второе отделение было образовано с целью приведения в порядок российского законодательства систематизации законов Российской империи. со времени Уложения а затем из этого огромного собрания законодательного материала составил систематический свод действующих в стране законов. Такой способ работы был указан самим императором не желавшим сочинения новых законов. Отпечатали два издания: Полное Собрание Законов Российской Империи и Свод Законов Российской Империи.

Русский

2013-11-15

20.51 KB

1 чел.

Институты и механизмы власти в период правления Николая первого

Характерной  особенностью николаевского стиля  царствования стало стремление  решить все государственные проблемы путем политической централизации и жестокой регламентации общественной жизни. Для четкости исполнения высочайших указаний были милитаризованы многие звенья государственного аппарата. Началось широкое назначение на важнейшие административные должности генералов. Были военизированы многие ведомства – горное, лесное, путей сообщения.

         Главными фигурами губернской  администрации становятся люди  в генеральских мундирах, чья  преданность престолу и умение  командовать были известны Николаю  I. К 1850 году из 53 губерний России лишь 12 имели гражданское управление, во главе остальных стояли военные губернаторы.

       Правление Николая I всегда отождествляется с проведением консервативной политики. Первым важным шагом на пути ее осуществления стала деятельность « Комитета 6 декабря 1926 года». Ему предписывалось рассмотреть проекты реформ, намечавшиеся при императоре Александре I, наметить неотложные преобразования в устройстве государственных учреждений, а также в положении и правах отдельных сословий.

         Удалив с политической сцены Аракчеева, император вернул к делам управления Россией М.М. Сперанского, возвращенного из ссылки еще в 1821 году. С его помощью Николай I задумал проведение многих консервативных реформ.

        Во главе Государственного совета был поставлен В.П. Кочубец, приближенный императора Александра I в годы его юности. Опытный в государственных делах сановник председательствовать в особом секретном «Комитете 6 декабря 1826 года». С целью разбора бумаг умершего императора «для просмотра государственного управления».

         Комитет действовал несколько  лет и выработал проекты преобразования  как центральных, так и губернских  учреждений и, кроме того, подготовил обширный проект нового закона о сословиях, в котором среди прочего предлагалось улучшение быта крепостных крестьян. Однако многие предложения «Комитета» так и остались предложениями. Закон о сословиях Государственный совет одобрил, но обнародован он не был. Революционные события в Европе отбили у императора и его окружения охоту к реформам. 
 

Чтобы улучшить дело государственного управления и сосредоточить все его нити в своих руках, император Николай I провел реформу Собственной его величества канцелярии, в которой еще совсем недавно безраздельно правил А.А. Аракчеев. Она превратилась в важный орган власти, связывающий самодержца со всеми правительственными учреждениями по наиболее важным вопросам внутренней политики. Созданные в ее составе шесть отделений представляли собой самостоятельные высшие государственные учреждения со своими начальниками, ответственными только перед императором.

         В январе 1826 года были созданы  Первое и Второе отделения.  Первое  продолжало заведовать  делами личной императорской  канцелярии – готовило бумаги для доклада Николаю I и контролировало выполнение его высочайших повелений. Второе отделение было образовано с целью приведения в порядок российского законодательства, систематизации законов Российской империи. Фактическим руководителем этой работы был М.М. Сперанский.

       3 июля 1826 года в составе Канцелярии появляется Третье отделение – орган политического сыска и следствия, который заменил существовавшую в стране децентрализацию систему политической полиции. Отделение ведало высшей полицией в государстве и следило за законностью и порядком в управлении и общественной жизни. Его сотрудники должны были «наблюдать, чтобы спокойствие и права граждан не могли быть нарушены чьей-либо личной властью, или преобладанием сильных, или пагубным направлением людей злоумышленных».

        Появившееся в 1828 году Четвертое  отделение Канцелярии ведало  благотворительными учреждениями  – приютами, богадельнями и больницами, женскими учебными заведениями – институтами и училищами.

        Созданное в 1836 году Пятое отделение императорской канцелярии занималось разработкой реформы, касающейся государственных крестьян. Шестое отделение, начавшее действовать в 1842 году, рассматривало вопросы реформы административного управления на Кавказе, где шла война с горцами Шамиля. 
 

Правительство, стремясь не допустить новые организованные революционные выступления и укрепить устои самодержавия, пыталось усовершенствовать российское законодательство. В XVIII веке такие попытки успехом не увенчались, как не имели успеха и законодательные работы М.М. Сперанского. Николай I сразу по воцарении обратил внимание на слабость законодательства государства и поручил Второму отделению Канцелярии дело кодификации. Поскольку скованные бюрократизмом высшие и центральные правительственные учреждения не смогли справиться с этой весьма сложной задачей, во второй четверти XIX века был создан еще один вид государственного аппарата – высшие комитеты, носившие названия секретных.

        По структуре это были малочисленные, наделенные большими полномочиями, относительно недолговечные (они существовали от нескольких месяцев до 2-3 лет) объединения. В них входили высшие сановники, люди опытные в ведении государственных дел и лично значимые для императора: И.В. Васильчиков, А.Н. Голицын, В.П. Кочубей, М.М. Сперанский, М.А. Корф, П.Д. Киселев.

         Комитеты были секретными и действовали в очень узком составе. Это позволяло правительству не «возбуждать» общественное мнение в ожидании реформ в стране, которые пока только прогнозировались. Разработанные комитетами законопроекты поступали или в Государственный совет, или Кабинет министров, или утверждались самим императором. Но чаще всего подготовленные законы вообще не получали хода.

       Главной задачей секретных комитетов являлось составление законодательного кодекса Российской империи. Это было поручено знаменитому Сперанскому, который постепенно сумел завоевать полное доверие Николая I. Сперанский повел дело таким образом, что сначала собрал все законы, изданные с 1649 года, т.е. со времени Уложения, а затем из этого огромного собрания законодательного материала составил систематический свод действующих в стране законов. Такой способ работы был указан самим императором, не желавшим «сочинения новых законов». Он велел «собрать вполне и привести в порядок те, которые уже существуют».  
 

  В 1833 году труд М.М. Сперанского был закончен и получил высшее одобрение. Отпечатали два издания: «Полное Собрание Законов Российской Империи» и «Свод Законов Российской Империи». «Полное Собрание» включило все старые законы и высочайшие указы, начиная с Уложения 1649 года царя Алексея Михайловича и до воцарения Николая I. Они были расположены в хронологическом порядке и заняли 45 больших томов.

      Такой способ составления российского законодательного кодекса пережил самого Сперанского. Законы, принятые в царствование Николая I и Александра II за период с 1825 по 1881 год, так же были впоследствии напечатаны в хронологическом порядке и составили второе «Полное Собрание Законов», занявшее уже 57 объемных томов. Законы, изданные в России с 1881 года, печатались при императорах Александре III и Николае II ежегодно в третьем «Полном Собрании Законов».

        «Свод Законов Российской Империи» - 15 томов – был издан в 1832 году. В него вошли только действующие законы, систематизированные по строго определенной схеме, что делало их более доступными для пользования в повседневной жизни. Решением Государственного совета России «Свод Законов» был признан единственным официальным руководством в практике органов правосудия и управления. Сперанский систематизировал действующие законы и указы по следующим разделам: «Основные государственные законы», «Учреждения», «Законы о состояниях», «Законы гражданские» и т.п.

         Первая статья вошедшего в  «Свод» собрания законов и  законодательных постановлений  XVIII – начала XIX века об основах государственного строя России гласила: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

         Так при императоре Николае  I было завершено составление законодательного кодекса Российского государства. Дело удалось благодаря исключительным способностям М.М. Сперанского и его немногочисленным помощникам, а также упрощенному плану работы. Собрать и систематизировать старый русский законодательный материал было, конечно, легче и проще, чем заимствовать европейский законодательный опыт и согласовывать его с потребностями и нравами российского общества или же создавать нечто принципиально новое.

         Законодательную деятельность при  Николае I можно назвать образцовой для России, ибо ее результатом стало «Полное Собрание Законов», позволившее навести должный порядок в отношениях между государством и его гражданами, между членами общества, определившее их права и обязанности, личную ответственность каждого россиянина перед Отечеством и государем. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38428. Топографо-геодезические работы в Янаульском и Татышлинском районе для прокладки оптово-волоконно-кабеля связи 609.49 KB
  Целью изысканий является получение топографических материалов необходимых и достаточных для разработки проекта строительства волоконнооптической линии связи. Более эффективно волоконнооптический кабель 9 125 с полимерными волокнами работает за счет способности не воспринимать влияние электромагнитных сигналов и радиоволн. При выполнение дипломного проекта нами были проведены топографогеодезические работы в Янаульском и Татышлинском районе по проходящем там линиям электропередач данные изыскания были основой для прокладки...
38429. Исследование теории робастного управления и применение ее методов к решению задачи стабилизации бокового движения ЛА 2.34 MB
  На современном этапе основными объектами управления являются системы работающие в условиях неопределенности т. Системы автоматического и полуавтоматического управления полетом относятся в настоящее время к числу наиболее важных и стремительно развивающихся систем летательных аппаратов ЛА. Системы управления самолетов вертолетов и других пилотируемых ЛА все в большой мере становятся комплексными обеспечивающими все основные этапы полета.
38430. Многокритериальный анализ решений по обеспечению безопасности техногенного объекта с расширенным понятием безопасности 735 KB
  Экспертные подходы многокритериальных принятий решений на основе сравнений многокритериальных альтернатив обеспечения социотехнической безопасности техногенного объекта ТО Определение наилучшей альтернативы. Методы ELECTRE ранжирования многокритериальных альтернатив. Применения МАИ для многокритериальных сравнений альтернатив оценки безопасности техногенного объекта
38431. Метод расчета мехатронной системы привода телескопа на основе равновесно-оптимальной балансировки 3.15 MB
  Cтабильноэффективный компромисс в ММС СТЭК ММС это объединение стабильности и эффективности в рамках множества решений от полного совпадения данных свойств до обеспечения определенной степени сближения в условиях информационнотактических расширений соглашений. СТЭК в иерархических системах дополняет СТЭК ММС СТЭК ИС.3 П Парето граница АВ; Н Нэшравновесие; УКУ область угрозконтругроз; ИТ идеальная точка; УК – оптимальная часть Пграницы на основе узкого конуса ; Ш – точка Шепли; СНД – ПаретоНэш область компромиссов ПНОК...
38432. Моделирование процесса нанесения краски устройством с применением робота Kawasaki 3.31 MB
  Определить параметры траекторного движения захвата – декартовы координаты углы Эйлера скорости обеспечивающие непрерывное точное и безошибочное выполнение технологических операций. Пульт выполняет серию важных задач: Ручное управление роботом Обучение данных позиции координат Обучение вспомогательных данных блочное программирование Рис. В языке используется термин позиция так как этот термин выбран в стандарте ISO фактически же позицией является совокупность трёх координат конца центра схвата TCP а также трёх эйлеровых...
38433. Разработка и исследования метода сетевого оператора для адаптивного управления динамическим объектом 3.77 MB
  Решение задачи синтеза системы управления — есть поиск управления, как функции от пространственных координат. При этом сложнее всего получить структуру функции многомерного управления. До недавнего времени данная задача решалась следующим образом: исследователь определял структуру математического выражения, оставляя параметры неопределенными, затем их значения находились с помощью численных методов в соответствии с заданным критерием управления.
38434. Разработка и исследование искусственной нейронной сети для управления динамическим объектом с переменными параметрами 2.08 MB
  Искусственные нейронные сети используются в качестве регулятора многомерных и многосвязных динамических объектов. Применение искусственных нейронных сетей для целей управления является одной из многочисленных областей относительного нового раздела современной науки – нейроинформатики..
38435. Разработка системы конкурентно-оптимального прогноза управления предприятием на основе динамической модели олигополии 3.31 MB
  Cтабильноэффективный компромисс в ММС СТЭК ММС – это объединение стабильности и эффективности в рамках множества решений – от полного совпадения данных свойств в одной точке пространства J или U до обеспечения возможной степени сближения в условиях информационнотактических расширений соглашений. СТЭК ММС дополняют СТЭК в иерархических системах СТЭК ИС где реализуется право первого хода на основе субъективной информации что составляет тему отдельного исследования. Компромиссы на основе комбинации ПаретоНэшУКУШеплиподходовП –...
38436. Разработка и исследование метода аналитического программирования для структурно-параметрического синтеза системы управления динамическим объектом 14.23 MB
  Сложность задачи состоит в том, что в общей постановке для нелинейного объекта с произвольными критериями качества практически невозможно получить аналитическое решение. Поэтому известные методы для решения, как правило, неэффективны, поскольку используют специальные свойства объектов и функционалов.