45139

Институты и механизмы власти в период правления Николая первого

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Второе отделение было образовано с целью приведения в порядок российского законодательства систематизации законов Российской империи. со времени Уложения а затем из этого огромного собрания законодательного материала составил систематический свод действующих в стране законов. Такой способ работы был указан самим императором не желавшим сочинения новых законов. Отпечатали два издания: Полное Собрание Законов Российской Империи и Свод Законов Российской Империи.

Русский

2013-11-15

20.51 KB

1 чел.

Институты и механизмы власти в период правления Николая первого

Характерной  особенностью николаевского стиля  царствования стало стремление  решить все государственные проблемы путем политической централизации и жестокой регламентации общественной жизни. Для четкости исполнения высочайших указаний были милитаризованы многие звенья государственного аппарата. Началось широкое назначение на важнейшие административные должности генералов. Были военизированы многие ведомства – горное, лесное, путей сообщения.

         Главными фигурами губернской  администрации становятся люди  в генеральских мундирах, чья  преданность престолу и умение  командовать были известны Николаю  I. К 1850 году из 53 губерний России лишь 12 имели гражданское управление, во главе остальных стояли военные губернаторы.

       Правление Николая I всегда отождествляется с проведением консервативной политики. Первым важным шагом на пути ее осуществления стала деятельность « Комитета 6 декабря 1926 года». Ему предписывалось рассмотреть проекты реформ, намечавшиеся при императоре Александре I, наметить неотложные преобразования в устройстве государственных учреждений, а также в положении и правах отдельных сословий.

         Удалив с политической сцены Аракчеева, император вернул к делам управления Россией М.М. Сперанского, возвращенного из ссылки еще в 1821 году. С его помощью Николай I задумал проведение многих консервативных реформ.

        Во главе Государственного совета был поставлен В.П. Кочубец, приближенный императора Александра I в годы его юности. Опытный в государственных делах сановник председательствовать в особом секретном «Комитете 6 декабря 1826 года». С целью разбора бумаг умершего императора «для просмотра государственного управления».

         Комитет действовал несколько  лет и выработал проекты преобразования  как центральных, так и губернских  учреждений и, кроме того, подготовил обширный проект нового закона о сословиях, в котором среди прочего предлагалось улучшение быта крепостных крестьян. Однако многие предложения «Комитета» так и остались предложениями. Закон о сословиях Государственный совет одобрил, но обнародован он не был. Революционные события в Европе отбили у императора и его окружения охоту к реформам. 
 

Чтобы улучшить дело государственного управления и сосредоточить все его нити в своих руках, император Николай I провел реформу Собственной его величества канцелярии, в которой еще совсем недавно безраздельно правил А.А. Аракчеев. Она превратилась в важный орган власти, связывающий самодержца со всеми правительственными учреждениями по наиболее важным вопросам внутренней политики. Созданные в ее составе шесть отделений представляли собой самостоятельные высшие государственные учреждения со своими начальниками, ответственными только перед императором.

         В январе 1826 года были созданы  Первое и Второе отделения.  Первое  продолжало заведовать  делами личной императорской  канцелярии – готовило бумаги для доклада Николаю I и контролировало выполнение его высочайших повелений. Второе отделение было образовано с целью приведения в порядок российского законодательства, систематизации законов Российской империи. Фактическим руководителем этой работы был М.М. Сперанский.

       3 июля 1826 года в составе Канцелярии появляется Третье отделение – орган политического сыска и следствия, который заменил существовавшую в стране децентрализацию систему политической полиции. Отделение ведало высшей полицией в государстве и следило за законностью и порядком в управлении и общественной жизни. Его сотрудники должны были «наблюдать, чтобы спокойствие и права граждан не могли быть нарушены чьей-либо личной властью, или преобладанием сильных, или пагубным направлением людей злоумышленных».

        Появившееся в 1828 году Четвертое  отделение Канцелярии ведало  благотворительными учреждениями  – приютами, богадельнями и больницами, женскими учебными заведениями – институтами и училищами.

        Созданное в 1836 году Пятое отделение императорской канцелярии занималось разработкой реформы, касающейся государственных крестьян. Шестое отделение, начавшее действовать в 1842 году, рассматривало вопросы реформы административного управления на Кавказе, где шла война с горцами Шамиля. 
 

Правительство, стремясь не допустить новые организованные революционные выступления и укрепить устои самодержавия, пыталось усовершенствовать российское законодательство. В XVIII веке такие попытки успехом не увенчались, как не имели успеха и законодательные работы М.М. Сперанского. Николай I сразу по воцарении обратил внимание на слабость законодательства государства и поручил Второму отделению Канцелярии дело кодификации. Поскольку скованные бюрократизмом высшие и центральные правительственные учреждения не смогли справиться с этой весьма сложной задачей, во второй четверти XIX века был создан еще один вид государственного аппарата – высшие комитеты, носившие названия секретных.

        По структуре это были малочисленные, наделенные большими полномочиями, относительно недолговечные (они существовали от нескольких месяцев до 2-3 лет) объединения. В них входили высшие сановники, люди опытные в ведении государственных дел и лично значимые для императора: И.В. Васильчиков, А.Н. Голицын, В.П. Кочубей, М.М. Сперанский, М.А. Корф, П.Д. Киселев.

         Комитеты были секретными и действовали в очень узком составе. Это позволяло правительству не «возбуждать» общественное мнение в ожидании реформ в стране, которые пока только прогнозировались. Разработанные комитетами законопроекты поступали или в Государственный совет, или Кабинет министров, или утверждались самим императором. Но чаще всего подготовленные законы вообще не получали хода.

       Главной задачей секретных комитетов являлось составление законодательного кодекса Российской империи. Это было поручено знаменитому Сперанскому, который постепенно сумел завоевать полное доверие Николая I. Сперанский повел дело таким образом, что сначала собрал все законы, изданные с 1649 года, т.е. со времени Уложения, а затем из этого огромного собрания законодательного материала составил систематический свод действующих в стране законов. Такой способ работы был указан самим императором, не желавшим «сочинения новых законов». Он велел «собрать вполне и привести в порядок те, которые уже существуют».  
 

  В 1833 году труд М.М. Сперанского был закончен и получил высшее одобрение. Отпечатали два издания: «Полное Собрание Законов Российской Империи» и «Свод Законов Российской Империи». «Полное Собрание» включило все старые законы и высочайшие указы, начиная с Уложения 1649 года царя Алексея Михайловича и до воцарения Николая I. Они были расположены в хронологическом порядке и заняли 45 больших томов.

      Такой способ составления российского законодательного кодекса пережил самого Сперанского. Законы, принятые в царствование Николая I и Александра II за период с 1825 по 1881 год, так же были впоследствии напечатаны в хронологическом порядке и составили второе «Полное Собрание Законов», занявшее уже 57 объемных томов. Законы, изданные в России с 1881 года, печатались при императорах Александре III и Николае II ежегодно в третьем «Полном Собрании Законов».

        «Свод Законов Российской Империи» - 15 томов – был издан в 1832 году. В него вошли только действующие законы, систематизированные по строго определенной схеме, что делало их более доступными для пользования в повседневной жизни. Решением Государственного совета России «Свод Законов» был признан единственным официальным руководством в практике органов правосудия и управления. Сперанский систематизировал действующие законы и указы по следующим разделам: «Основные государственные законы», «Учреждения», «Законы о состояниях», «Законы гражданские» и т.п.

         Первая статья вошедшего в  «Свод» собрания законов и  законодательных постановлений  XVIII – начала XIX века об основах государственного строя России гласила: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

         Так при императоре Николае  I было завершено составление законодательного кодекса Российского государства. Дело удалось благодаря исключительным способностям М.М. Сперанского и его немногочисленным помощникам, а также упрощенному плану работы. Собрать и систематизировать старый русский законодательный материал было, конечно, легче и проще, чем заимствовать европейский законодательный опыт и согласовывать его с потребностями и нравами российского общества или же создавать нечто принципиально новое.

         Законодательную деятельность при  Николае I можно назвать образцовой для России, ибо ее результатом стало «Полное Собрание Законов», позволившее навести должный порядок в отношениях между государством и его гражданами, между членами общества, определившее их права и обязанности, личную ответственность каждого россиянина перед Отечеством и государем. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66971. Кто же все-таки человек: раб природы или ее господин? 42.5 KB
  На эту дилемму по-разному отвечали мыслители прошлого нет единого мнения и у современников. На ваших рабочих листках написаны названия объектов природы: Воздух Земля Вода Растения Животные Человек. По окончании работы заслушиваются ответы учащихся...
66972. Екологічна агітбригада «Юні екологи» 51 KB
  Хід заходу Учень: Сьогодні іскристо вирує наснага І щедрість природа дарує всякчас Тому всі сприймайте нас дуже серйозно Ми просимо слухайте слухайте нас Учень: Доброго дня друзі Вас вітає команда Юні екологи Учень: Ми знову тут бо іржа байдужості Вже роз'їдає день...
66974. Гроші. Історія українських грошей 209.5 KB
  Мета: Формувати уявлення про гроші для чого і як вони виникли які є їх форми дізнатися про призначення грошей. Познайомити учнів коли з якою метою запроваджені гроші в Україні Продовжувати розкривати основи економічної психології для молодших школярів.
66975. «Пані Економіка» Інтелектуально-ігрова програма 105.5 KB
  Економічна культура формується здебільшого через освіту і виховання. Економічна освіта полягає у формуванні економічних знань, вмінь та навичок господарювання, засвоєння попереднього досвіду у соціально-економічній діяльності. Економічна освіта спрямована на зміну економічної поведінки людей.
66976. Поняття економіки як сфери життя і діяльності людини 175 KB
  Мета: ознайомити учнів з поняттям нової учбової дисципліни, а також про те, для чого потрібно знати, вивчати «Цікаву економіку», показати залежність життя людей від рівня розвитку економіки; розвивати мислення, пам’ять; виховувати інтерес до суспільного життя в рідній державі.
66977. Реклама – двигун торгівлі 101 KB
  Познайомити учнів з поняттям реклама показати що реклама це форма звернення до споживачів з метою залучити їхню увагу до товарів чи послуг; розвивати логічне мислення учнів навичку спілкування колективної та самостійної роботи; виховувати відповідальність самостійність здібності майбутніх рекламодавців.
66978. Матеріальні та духовні потреби. Судження. Істині та хибні судження 52 KB
  Мета. Поглибити знання про матеріальні та духовні потреби. Розвивати економічне мислення; сприяти вихованню в учнів бережного ставлення до власних речей, до шкільного майна. Тип уроку: комбінований Обладнання: зошит «Цікава економіка», девіз уроку, казки «Золота рибка», «Рукавичка», «Колобок», «Попелюшка».
66979. Екологія і раціональне використання ресурсів 1.12 MB
  Мета: Продовжити знайомити учнів з поняттями «екологія», «екологічна криза»,вчити раціонально використовувати ресурси, сприяти усвідомленню дітьми власної відповідальності за порушення екологічної рівноваги на Землі зацікавити учнів у вивченні даної теми...