45151

Образование СССР

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В то время на долю РСФСР приходилось 92 площади страны население которой в дальнейшем составило 70 новообразованного СССР. Причины образования СССР Образование СССР произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. Год образования СССР Официально дата образования СССР это 30 декабря 1922 года.

Русский

2013-11-15

8.3 KB

3 чел.

Образование СССР

Предпосылки образования СССР

Перед раздираемым последствиями гражданской войны молодым государством остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы. В то время на долю РСФСР приходилось 92% площади страны, население которой в дальнейшем составило 70% новообразованного СССР. Оставшиеся 8% делили между собой республики Советов: Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, которая объединила в 1922 году Азербайджан, Грузию и Армению. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик - Хорезмской и Бухарской.

Предыстория вопроса.

Советское государство возникло вследствие двух переворотов, которые произошли в России в 1917. Первый из них, Февральский, заменил царское самодержавие неустойчивой политической структурой, в которой власть, ввиду всеобщего краха государственной власти и правопорядка, разделилась между Временным правительством, состоявшим из членов прежнего законодательного собрания (Думы), и советами рабочих и солдатских депутатов, избранных на заводах и в воинских частях. На Втором Всероссийском съезде советов 25 октября (7 ноября) представители большевиков объявили о свержении Временного правительства как неспособного разрешить кризисные ситуации, возникшие из-за неудач на фронте, голода в городах и экспроприаций крестьянами собственности у землевладельцев. Руководящие органы советов в подавляющем большинстве состояли из представителей радикального крыла, и новое правительство - Совет народных комиссаров (СНК) - сформировали большевики и левые социалисты-революционеры (эсеры). Во главе (СНК) встал лидер большевиков В.И.Ульянов (Ленин). Это правительство провозгласило Россию первой в мире социалистической республикой и пообещало провести выборы в Учредительное собрание. Проиграв выборы, большевики разогнали Учредительное собрание (6 января 1918), установили режим диктатуры и развязали террор, что привело к гражданской войне. В этих обстоятельствах советы утратили реальное значение в политической жизни страны. Партия большевиков (РКП(б), ВКП(б), позже КПСС) руководила карательными и административными органами, созданными для управления страной и национализированной экономикой, а также Красной Армией. Возврат к более демократическим порядкам (НЭП) в середине 1920-х годов сменился кампаниями террора, которые связаны с деятельностью генерального секретаря ВКП(б) И.В.Сталина и борьбой в руководстве партии. Политическая полиция (ЧК - ОГПУ - НКВД) превратилась в могущественный институт политической системы, содержавший огромную систему трудовых лагерей (ГУЛАГ) и распространивший на все население, от рядовых граждан до руководителей коммунистической партии практику репрессий, которые унесли жизни многих миллионов людей. После смерти Сталина в 1953 власть политических спецслужб на некоторое время была ослаблена; формально были восстановлены также и некоторые властные функции советов, но фактически изменения оказались незначительными. Лишь в 1989 ряд конституционных поправок позволил впервые после 1912 провести альтернативные выборы и модернизировать государственную систему, в которой демократические органы власти стали играть значительно большую роль.

Причины образования СССР

Образование СССР произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу.

Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов.

Год образования СССР

Официально дата образования СССР – это  30 декабря 1922 года. В этот день на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. Государственным органам Союза вверялись внешняя политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации и контроля финансов и обороны.

Всё остальное принадлежало к сфере управления республик.

Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Значение образования СССР

Финансовое и экономическое развитие

Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства.

Социальное и культурное значение

Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА     

Государственное устройство.

СССР с момента своего создания в декабре 1922 на руинах Российской империи был тоталитарным однопартийным государством. Партия-государство осуществляла свою власть, называвшуюся "диктатурой пролетариата", через Центральный Комитет, Политбюро и подконтрольное им правительство, системы советов, профсоюзов и другие структуры

 

Президентство. Пост президента был учрежден Верховным Советом 13 марта 1990 по предложению его председателя М.С.Горбачева после того, как Центральный Комитет КПСС согласился с этой идеей месяцем раньше. Горбачев был избран президентом СССР тайным голосованием на Съезде народных депутатов. Президент, по постановлению Верховного Совета, является главой государства и главнокомандующим вооруженными силами. Он содействует организации работы Съездов народных депутатов и Верховного Совета; имеет полномочия издавать административные указы, которые обязательны к исполнению на территории всего Союза, и назначать ряд высших чиновников. К ним относятся Комитет конституционного надзора (подлежит утверждению Съездом), председатель Совета министров и председатель Верховного суда (подлежит утверждению Верховным Советом). Президент может приостанавливать решения Совета министров.

Съезд народных депутатов. Съезд народных депутатов был определен в конституции как "высший орган государственной власти СССР". 1500 депутатов Съезда выбирались в соответствии с тройственным принципом представительства: от населения, национальных образований и от общественных организаций.

Верховный Совет. 542 депутата, избранные Съездом народных депутатов в Верховный Совет, составляли действующий законодательный орган СССР. В нем было две палаты: Cовет Союза - из числа депутатов от общегосударственных общественных организаций и от мажоритарных территориальных округов - и Совет Национальностей, где заседали депутаты, избранные от национально-территориальных округов и республиканских общественных организаций. Каждая палата избирала собственного председателя. Решения принимались большинством депутатов в каждой палате.Верховных Советов союзных республик и председателя Комитета народного контроля. Президиум осуществлял организацию работы Съезда и Верховного Совета и его постоянных комитетов; он мог издавать собственные указы и проводить общегосударственные референдумы по вопросам, поставленным Съездом.

Министерства. Исполнительная ветвь власти состояла из почти 40 министерств и 19 государственных комитетов. Министерства организовывались по функциональному признаку - иностранных дел, сельского хозяйства, путей сообщения и т.д. - в то время как государственные комитеты осуществляли межфункциональные связи, такие, как планирование, снабжение, труд и спорт. В Совет министров входил председатель, несколько его заместителей, министры и руководители государственных комитетов (все они назначались председателем правительства и утверждались Верховным Советом), а также председатели Советов министров всех союзных республик.

Республиканское и местное управление. Союзные республики, из которых состоял СССР, имели собственные государственные и партийные органы и формально считались суверенными. Конституция предоставляла каждой из них право на отделение, а некоторые из них даже имели собственные министерства иностранных дел, однако на деле их независимость была иллюзорной. Поэтому суверенитет республик СССР точнее было бы интерпретировать как форму административного правления, учитывавшего специфические интересы партийного руководства той или иной национальной группы. Но в течение 1990 Верховные Советы всех республик, вслед за Литвой, заново провозгласили свой суверенитет и приняли постановления о том, что республиканские законы должны обладать приоритетом перед всесоюзными. В 1991 республики стали независимыми государствами. Структура управления союзных республик была аналогична системе управления на союзном уровне, но Верховные Советы республик имели по одной палате, а число министерств в республиканских Советах министров было меньше, чем в союзном. Такая же организационная структура, но с еще меньшим числом министерств, была и в автономных республиках. Более крупные союзные республики разделялись на области. Областное управление состояло из Совета депутатов и исполнительного комитета, которые находились под юрисдикцией своей республики почти таким же образом, каким республика была связана с общесоюзным правительством. Выборы в областные Советы проводились каждые пять лет. Городские и районные советы и исполнительные комитеты создавались в каждом районе. Эти местные органы власти подчинялись соответствующим областным (краевым) органам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59582. Образне мислення на уроках ритміки 47.5 KB
  На першому році навчання вивчається склад класу для чого учням даються різні вправи на розвиток пластики освоєння жестів і поз у різних психологічних станах у статиці у дії у спілкуванні з партнерами.
59583. Комбінований урок із біології, фізики, основ здоров’я: Око як оптична система 86 KB
  На основі знань одержаних вами у 8му класі на уроках фізики про світло про закони заломлення світла на межі двох прозорих середовищ про геометричну оптику ми ознайомимося з тим як наше око сприймає світло та колір пояснимо причини...
59584. Источники «формы права» 54.5 KB
  Рассмотрение формы права предусматривает понимание вопроса о том, каким способом и где формируются правовые нормы. Иногда форма права и источник права воспринимается как одно и то же понятие, однако значение и смысл этих понятий различен
59585. Трудове навчання: Осінні фантазії 44.5 KB
  Наочність та обладнання: репродукція картини Левітана Золота осінь грамзапис П. Чайковського Пори року відеозапис телевізор відеомагнітофон програвач казковий герой Осінь. Ой а хто це ще до нас на урок поспішає...
59586. Сценарій уроку: Освіта проти корупції 39 KB
  Методи: робота у групах створення формального тексту гра інсценівка. Кожна група повинна придумати десять правил угоди. Команди повинні написати лист чиновникам із проханням виділити школі компютери: перша група дуже покірний і прохальний стиль листа...
59587. Виховний захід у молодшій школі: Поговоримо про культуру… 53.5 KB
  Дуже добре якщо у класі всі дружать але коли тобі хтось не подобається ти можеш з ним не дружити хоча це і прикро але ти маєш памятати: ображати іншого це великий гріх або злочин. На тему дуже звичну нам Вікторія говорить: Почну з Вітька бо він себе поводить некультурно...
59588. Разработка стратегии селективной территориальной экспансии компании CARLO PAZOLINI 1.3 MB
  Розничный обувной рынок можно охарактеризовать как непрозрачный и закрытый. Значительная часть обувных ритейлеров отказывается публично предоставлять информацию относительно размера торговых площадей, финансовых индикаторов своей деятельности и даже о количестве магазинов.
59589. Разработка системы карьерного роста в Управляющей компании Группы компаний «ВайзЭдвайс» для снижения текучести персонала 724 KB
  Функции и формы управляющей компании определяются спецификой работы холдинга и теми целями, которые ставят перед собой собственники бизнеса. Управляющая компания позволяет оперативно контролировать деятельность предприятий, входящих в холдинговую структуру, в частности отслеживать финансовые потоки и расходы...
59590. Позитивні та негативні емоції, їх значення для здоров’я 70.5 KB
  Гра Дружба починається з посмішки Запитання до учнів: Діти у вас є друзі Хто твій друг Як ви думаєте з чого починається дружба Я вам розкрию велику таємницю дружба починається з посмішки.