45167

Попытки реорганизации советской системы управления во второй половине 1980х гг

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

СССР пытался в одиночку выдержать гонку вооружений против США и НАТО. Андропов оставил пост председателя КГБ СССР сохранив фактический контроль за этой организацией и стал вторым секретарем ЦК КПСС официальным наследником Брежнева. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР провозгласившее курс на введение сухого закона. Удар по бюджету был столь значителен что он так и не был преодолен до последних дней существования СССР.

Русский

2013-11-15

28.13 KB

0 чел.

Вопрос 37. Попытки реорганизации советской системы управления во второй половине 1980х гг

Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления.

Начало 80-х гг. стало временем обострения кризиса и прихода к власти Ю.Андропова. Афганская война стала для россиян первой после ВОВ. Впервые за многие десятилетия в семьи стали приходить похоронки. В магазинах пропадали товары. При замене торговли распределением неизбежно возникали нарушения. «Теневая экономика» стала реальностью, к которой были причастны различные слои населения. Менее очевидными, но не менее опасными были кризисные тенденции в экономике. Промышленность производила вооружение. СССР пытался, в одиночку выдержать гонку вооружений против США и НАТО. Огромные ресурсы направлялись в ВПК. Нарастали другие диспропорции в развитии экономики. Росли объемы незавершенного строительства. Инвестиции в промышленность вязли в неэффективном хозяйственном механизме. Воротников, энергичный партийный чиновник, сделавший свою карьеру при Андропове и Горбачеве, писал в своих мемуарах, что «многих, в том числе и нас, членов ЦК, руководителей областей и министерств, поражало равнодушие и бездеятельность высших партийных и гос.структур, видевших и молчаливо взиравших, как страна теряет темпы развития».

Политическое руководство страны старело. Членам Политбюро в большинстве своем было за 70 лет. Феноменом начала 80-х гг. стали слухи и сплетни о высшем политическом руководстве, их родных и близких. Больше всего доставалось Брежневу. В 1982 г. Андропов оставил пост председателя КГБ СССР, сохранив фактический контроль за этой организацией, и стал «вторым секретарем» ЦК КПСС, официальным наследником Брежнева. После его смерти Андропов стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. На заседании Политбюро произошло распределение обязанностей в высшем руководстве. Андропов оставил за собой оборону, внутреннюю и внешнюю политику, организационную работу Политбюро и внешнюю торговлю. Огромные полномочия получил член Политбюро Черненко, почти 20 лет управлявший Общим отделом ЦК КПСС. Он вел заседания Секретариата ЦК, а в отсутствие Андропова—и заседания Политбюро, отвечал за КГБ, МВД, контролировал деятельность судов и прокуратуры, правоохранительных органов. Кроме того, он же руководил отделами идеологии, культуры, науки, партийных органов, писем.

Первым крупным изменением в системе управления явилось создание в аппарате ЦК КПСС Экономического отдела. Это свидетельствовало о признании экономических проблем, стоявших перед страной. Заведующим стал Рыжков. Новый Генеральный секретарь, в отличие от Брежнева, гораздо лучше понимал значение информации как инструмента управления. Именно с ним были связаны важные шаги по расширению доступа к информации, контролируемого, управляемого из ЦК и КГБ. С декабря 1982 г. публиковались еженедельные сообщения «В Политбюро ЦК КПСС». Руководитель партии попытался реанимировать позиции командно-административной системы. Наведение порядка предполагало укрепление всей вертикали управления, чтобы сохранить систему и укрепить командные методы управления экономикой.

При Андропове КГБ провел серию хозяйственных процессов. Самым шумным из них был процесс директоров московских магазинов, который закончился расстрелом нескольких человек. Этот процесс спровоцировал начало газетной кампании о коррупции в гос. и партийном аппарате. Все начиналось, казалось, под строжайшим контролем. Однако слово «мафия», появившись в прессе, стало одним из определений тогдашней политической системы. Независимо от желания инициаторов кампании, она стала средством дискредитации всей власти. Конечно, на такой результат вовсе не рассчитывали инициаторы этих расследований.

9 февраля 1984 г. Андропов умер. На следующий день на заседании Политбюро его преемником стал Черненко, который был уже старым и больным человеком. В Политбюро сложилось временное равновесие. Старики - Устинов, Тихонов, Громыко, Щербицкий, Кунаев, Гришин, а также стоявшая за ними часть партийного аппарата и в ЦК - стремились по возможности сохранить свои позиции. Горбачев и другая часть партаппарата еще не имела реальных сил вытеснить «брежневскую генерацию». Приход Черненко к власти означал отказ от андроповского курса по отношению к чиновничеству. После смерти Черненко в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК стал М.С.Горбачев.



4. «Перестройка» и «ускорение». 

Общество давало новому Генеральному секретарю такой кредит доверия, которого, пожалуй, не было ни у кого из его предшественников. От Горбачева ждали продолжения курса Андропова. Он знал это и старался его продолжить. В апреле 1985г. на Пленуме ЦК КПСС Горбачев сформулировал концепцию хозяйственного механизма, включавшую форсирование научно-технического прогресса, реконструкцию отечественного машиностроения, применение инновационных технологий. Наряду с этим выдвигалась идея децентрализации управления экономикой, расширения прав предприятий, внедрения хозрасчета, повышения ответственности и заинтересованности самих работников. Была провозглашена установка на ускорение социально-экономического развития общества. На 12-ю пятилетку планировалось увеличить темпы роста национального дохода до 20-22%, промышленной продукции —до 21—24%, с/х — в 2 раза. Всерьез ставилась задача - догнать к 2000 г. США по уровню промышленного производства.

Андропов рассматривал использование административных мер как способ ускорения развития экономики. Эту тенденцию «подхватила» и команда Горбачева. При этом для гражданских секторов экономики методы управления, которые использовались в ВПК. За образец органа управления в правительстве была взята Государственная комиссия по ВПК, в которой были объединены все министерства и ведомства этого профиля. По образу и подобию Военно-промышленной комиссии появились специальные органы в структуре Совета Министров — Бюро Совета Министров по машиностроению, по топливно-энергетическому комплексу, химическому, социальному развитию и агропромышленному комплексу.

Ярким примером попыток применения военно-административных методов управления экономикой было введение системы государственной приемки продукции на промышленных предприятиях по образу военной приемки, действовавшей в оборонной промышленности. Эту систему, оправданную для военных как заказчиков, распространили на всю промышленность. Для этого потребовалось создать по всей стране огромную систему государственной приемки. 

Первоначально как вполне традиционная воспринималась и другая тема — о борьбе с пьянством и алкоголизмом. В мае 1985 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, провозгласившее курс на введение «сухого закона». Последствия проявились позже. Площадь виноградников в 1985—1988 гг. сократилась на 30%. Был нанесен катастрофический удар по бюджету: Гос.казна недополучила огромные деньги. Удар по бюджету был столь значителен, что он так и не был преодолен до последних дней существования СССР. Эксперименты в борьбе с «водочными деньгами» способствовали формированию долговременных негативных экономических факторов - раскручиванию инфляции, нарастанию товарного дефицита.

Горбачев перенял у Андропова и практику расправы с неугодными чиновниками свидетельство борьбы с коррупцией. На этот раз репрессии из сферы внутренней торговли обрушились на внешнеэкономические ведомства. Были арестованы люди, входившие в ближайшее окружение Брежнева. Пожалуй, самым полным воплощением преемственности репрессивной политики двух Генеральных секретарей стала деятельность следственной группы, направленной в Узбекистан для расследования фактов коррупции. Были произведены аресты, затронувшие всю партийную элиту республики. Так разоблачение коррупции в советском обществе, встретившее поддержку широких слоев общества, превращалось в политический фактор. 

В это время изменились общественные настроения в стране. Ожидание перемен создавало общий оптимистический фон. Молодой лидер вызывал доверие. Его готовность сражаться с коррупцией делала его очень популярным. В 1985—86 гг. произошли изменения в руководстве страны. Председателем Верховного Совета СССР стал Громыко, Председателем Совмина СССР — Рыжков, министром иностранных дел — Шеварднадзе. В партийном руководстве укрепились позиции Лигачева, Яковлева, Лукьянова, Б.Н. Ельцина — людей, понимавших необходимость реформ.

1986 г. сохранялась идея «ускорения социально-экономического развития страны». Однако эта кампания начинала затухать. Нарастали экономические проблемы. Бюджетный дефицит в СССР составлял в 1985 г. 17 млрд. руб., а в 1986 г. он вырос в 3 раза.

Осложнялись финансовые проблемы. Эксперименты с бюджетом, начатые с антиалкогольной кампании, привели к тому, что скрытым источником инвестиций в народное хозяйство становились повышение цен и рост эмиссии. 25% промышленных предприятий не выполняли планы, 13% были убыточны, зато на предприятиях накапливались т.н. «сверхнормативные ценности», материалы, сырье, оборудование «про запас», сумма этих запасов составляла около 80 млрд. рублей по ценам 1986г.

Осложнение экономического положения толкало правительство к внешним займам. Нефтяной наркотик экономики сменился на другой, несравненно более опасный — на зависимость от внешних долгов, которые начали стремительно расти. Платежи в погашение кредитов загоняли страну в долговую яму. Влияние этого фактора маскировалось сменой экономических приоритетов и лозунгов.

В 1988 г. лозунг «ускорения» был заменен на лозунг «сильной социальной политики». Инвестиционные проекты сокращались, их приоритеты были обозначены в потребительском секторе, централизованные капиталовложения сократились в 1,3 раза, в металлургии и топливно-энергетическом комплексе - в 1,4 раза.

В прессе началась критика исторического прошлого. Широко обсуждался важнейший тезис: правилен ли выбор, сделанный страной в 1917 г., и кто несет за это ответственность. Партийные идеологи не могли контролировать прошлое. Это лишало социалистический идеал утопической легкости, сильно мешало выдвинуть очередную идею «демократического социализма» или чего-то похожего. Именно в эти месяцы по всей стране стремительно возникали общественные объединения, ставившие своей задачей защиту исторических памятников, родного языка, экологические движения, дискуссионные клубы и др. Эти общественные объединения стали в будущем ядром новых политических движений и партий.

5. Критика номенклатурной системы управления. 

Взрыв атомного реактора на Чернобыльской АЭС в конце апреля 1986 г. вызвал растерянность, интернационализировал меры по преодолению этой катастрофы, вынудил власть расширить объем информации и ослабить цензурные барьеры.

События в Чернобыле стали мощным стимулом для экологических движений по всей стране. Эти движения принимали явно выраженную политическую окраску. На Украине и в Белоруссии, особенно пострадавших от катастрофы, появились общественные движения, обвинявшие центральные власти в «геноциде» по отношению к жителям этих республик. Эти настроения встречали поддержку среди большей части коренного населения и вылились в кровавые национальные разборки.

В августе 1986 г. состоялась поездка Горбачева на Дальний Восток, где он также столкнулся с недовольством населения. Именно там Горбачев публично обвинил «среднее звено» управленческой системы страны в саботаже, коррумпированности и склонности к махинациям. В 1986 г., встречаясь с представителями прессы, Горбачев заявил: «... многие из наших консервативных проявлений, ошибок и просчетов, вызывающих застой мысли и действия и в партии, и в государстве, связаны с отсутствием оппозиции, альтернативы мнений, оценок. И здесь, на нынешнем этапе развития общества, такой своеобразной оппозицией могла бы стать наша пресса».

Стремясь расширить социальную базу перестройки, найти новые кадры управленцев, не входивших прежде в элиту брежневской поры, Горбачев выступил за радикальное изменение кадровой политики. На январском (1987) Пленуме ЦК «О перестройке и кадровой политике» было впервые заявлено о возможности проведения выборов в Советы на альтернативной основе.

Летом 1987 г. впервые за много десятилетий состоялись выборы в местные Советы народных депутатов, на которых было разрешено выдвинуть по нескольку кандидатов на одно место. Итоги этого эксперимента оказались следующими: избиратели в 9 раз чаще, чем на предыдущих выборах, голосовали «против» депутатов в областные и краевые Советы; власти столкнулись с массовой неявкой избирателей на избирательные участки, в том числе «без объяснения причин». Впервые не состоялись выборы в 9 округах. Это еще не было политической «грозой», но уже все ощущали ее приближение.

Мощное политическое начало 1987 г., выраженное решениями январского Пленума ЦК КПСС, провозгласившего курс на демократизацию жизни в стране, не было подкреплено соответствующими изменениями в экономике. Горбачев по-прежнему видел главную проблему в том, что никто не работает по-новому — ни министерства, ни предприятия, ни партаппарат. 


^ 6. XIX Всесоюзная партийная конференция.

В 1988 г. состоялась XIX Всесоюзная партийная конференция. Впервые с начала 20-х гг. делегаты на нее избирались от первичных организаций КПСС. В работе конференции складывались партийные платформы. На практике это означало отказ от принципа «демократического централизма». Многомиллионная КПСС стремительно разваливалась на политические партии и движения, не укладывавшиеся в единую программу. 

Со 2-й пол. 80-х гг. в политике с неожиданной силой обозначился национальный фактор. В декабре 1986 г. вспыхнули беспорядки в столице Казахстана - Алма-Ате, поводом для которых стала вынужденная отставка Первого секретаря ЦК Казахстана Кунаева. Летом 1987 г. с новой силой начались акции протеста крымских татар, настаивавших на возвращении на свою историческую родину — в Крым, требовавших восстановления здесь крымско-татарской автономии. Подобное требование выдвинули немцы Поволжья. Крупнейший этнический конфликт, без сомнения повлиявший на судьбу СССР, развернулся в Закавказье. Причиной его стал спор о статусе Нагорного Карабаха — армянского анклава, обладавшего статусом автономной области на территории Азербайджана. Волнения в Карабахе и Армении с требованием воссоединения начались уже в 1987 г., приобретая особый размах к февралю 1988 г.

Власть столкнулась с многообразием проявления национальных конфликтов. Это были протесты государств Прибалтики, включенных в состав СССР во время Второй мировой войны. Отчасти это положение было характерно и для Молдавии. 

Другой характер имели противоречия в Закавказье, где накопился исторический потенциал противоречии как между государствами, так и межнациональных противоречий внутри этих государств (грузины — абхазы, грузины — осетины). Здесь Центр выступал как гарант сохранения прежних автономий, что вызывало протест у националистов. В Средней Азии существовали и опасность проникновения исламского фундаментализма, что грозило гибелью местным властным элитам, и неуверенность в способности СССР защитить эти местные элиты перед лицом усиливавшихся выступлений национальной интеллигенции.

В ходе работы XIX Всесоюзной партийной конференции острой критике был подвергнут аппарат ЦК КПСС и весь управленческий аппарат. Это положение стало отправным пунктом для начала их реорганизации. Конференция дала старт политической реформе, открыла дорогу к альтернативным выборам как способу формирования представительной власти. Это был реальный шаг по пути реформирования советского социалистического строя. Другое дело, что вскоре обнаружилась его неспособность к реформированию. Были приняты два важных закона о высших органах государственной власти и управления - «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР», предусматривавший создание Съезда народных депутатов СССР, и «О выборах народных депутатов СССР».

Т.о., результатом работы XIX Всесоюзной партийной конференции было принятие решения о преобразовании всей государственной системы, о развертывании гласности, борьбы с бюрократизмом, о перестройке. Впервые сформулированы понятия «правовое государство» и «гражданское общество» применительно к СССР. При этом подчеркивалась необходимость приоритет закона в деле формирования баланса человеческих, социальных и политических в самоуправляющемся обществе. 

Получив санкцию конференции на политические преобразования, Горбачев и его команда сразу провели очищение ЦК от старой «партийной гвардии» (более 100 человек). Сам Горбачев был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Обновленное руководство приступило к формированию новой представительной двухуровневой советской системы. Высшим органом власти становился Съезд Советов из 2250 народных депутатов, избираемых на 5 лет на основе альтернативных выборов. Большая часть депутатов — 1500 — выбиралась от населения по округам, а 750 от общественных организаций: КПСС, профсоюзы и т.д. Съезд путем тайного голосования избирал постоянно действующий парламент с законодательными, распорядительными и контрольными функциями — Верховный Совет в составе 544 депутатов и его Председателя. Соответственно Верховный Совет избирал Президиум, Верховный суд и Генерального прокурора СССР.

I съезд народных депутатов избрал М.С. Горбачева на высший государственный пост, однако одновременно обнаружилось наличие оппозиции из числа интеллигенции. Лидерами оппозиции стали выдающийся ученый-диссидент академик Сахаров и Ельцин. Одновременно в рамках пока еще правящей КПСС возникла т.н. Демократическая платформа КПСС. Сущность оппозиции в области гос.управления заключалась в том, чтобы сделать Советы единственным полновластным государственным институтом. КПСС должна была отказаться от монополии на власть, стать парламентской партией и участвовать в борьбе за власть наравне с другими. При этом СССР как «советская империя» должен распасться на возможно большее число территорий. 

Коммунистическая элита раскололась на ряд субэлит. Консервативное крыло (Полозков, Андреева) выступало за ограничение масштабов перестройки и сохранение политических основ социалистической государственности. Демократическое крыло КПСС (Яковлев, Афанасьев, Попов), вдохновляемое либерально-демократическими антисоветскими движениями и организациями, требовала доведения перестройки до полного крушения социализма и роспуска «советской империи». М.С. Горбачев и его окружение пытались проводить центристскую политику, допуская бесконечные колебания и зигзаги и в конечном счете не смогли сформировать принципиального курса и потеряли политическую инициативу. 

Горбачев выдвигал идеи, которые явно тяготели к концепциям западной социал-демократии, но не устраивали ни радикальных коммунистов, ни радикальных либералов. На демонстрации 7 ноября 1987 г. впервые в истории государства были организованы контрманифестации оппозиции. Однако Горбачев все еще рассчитывал справиться с управлением в стране, для чего взял у западных государств почти 50 млрд. долларов тайных займов. И действительно, эти заемные деньги позволили снять остроту дефицита и временно укрепить позиции генсека. Но эти же займы объективно позволили выиграть время и демократическим силам для овладения общественным мнением и создания революционной ситуации в стране. В качестве награды и поощрения за ликвидацию советского оборонительного блока в Европе Горбачев получает в 1990 гг. Нобелевскую Премию мира. Популярность Горбачева на западе не знала границ, но в СССР она стал стремительно падать.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60111. Любімо Україну! 74.5 KB
  Ой зелене жито зелене хорошії гості у мене Зеленеє жито женці жнуть хорошії гості мене ждуть 2р. Ой зелене житто зелене хорошії гості у мене Зеленеє жито при межі хорошії гості від душі...
60112. Виховний захід «Миколай святий іде, подарунки всім несе!» 47 KB
  Увага Дітвора У нас чудова новина До казки просимо усіх Де вас чекають жарти й сміх Сьогодні в нас казкове свято Гостей запрошено багато Уучень. Летить сніжок Легесенький кружляє Безшумно осідає він на все...
60114. Виховний захід до річниці визволення Києва та України від німецько-фашистських загарбників 55 KB
  Мета: 1. Показати героїзм визволителів Києва та України. на території України; окупацію України; голокост; битву за Дніпро та визволення Києва від окупантів. Обладнання: проектор на сцені надпис Київ 1941-1943 фотографії Києва часів війни та подій пов’язаних із визволенням столиці.
60115. НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ 58.5 KB
  Время вроде замкнутого круга: Год мелькнул как месяц день как час. Я рада что все вы откликнулись и решили принять участие в конкурсе Мама папа я - дружная семья. Рада приветствовать вас на нашем семейном развлечении Наша дружная семья.
60116. Виховний захід: «Моя Батьківщина – Україна» 59 KB
  Мова кожного народу неповторна і своя це рядки з вірша. Українська мова Давня й молода. Рідна мова як її не знати Як же не любити нам її. Рідна мова в рідній школі Що бринить нам чарівніш Що нам ближче і миліш І дорожче в час недолі Рідна мова...
60117. Позакласний захід з народознавства «Обжинки» 33 KB
  Учні: Ой обжинки господарю обжинки Позбирали колосочки із нивки Ой весело господарю весело Що ми тобі віночок несемо А ще буде веселіш Коли буде цей вінок на голові Коли буде коровай на столі Діти виконують пісню з рухами...
60118. Здоров’я – це скарб. Усний журнал 85 KB
  Мета: вчити здорового способу життя свідома ставитися до свого здоров’я; розвивати бажання вести активний спосіб життя берегти зміцнювати здоров’я; виховувати хороші звички бажання перетворити набуті знання у внутрішню потребу.