45168

Современная система государственного управления в России

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Мирная преемственность власти это важнейший элемент политической стабильности о которой мы с вами мечтали к которой стремились которой добивались.Отставка правительства Примакова приход к власти премьер-министра Степашина углубил государственный кризис в стране и только утверждение в должности нового Президента России привело к укреплению государственных институтов власти всех уровней. Новая команда Президента поставила перед собой цель: выстроить четко работающую исполнительную вертикаль власти добиться правовой дисциплины и...

Русский

2013-11-15

26.07 KB

48 чел.

Современная система государственного управления в России

Укрепление системы государственного управления.


26 марта 2000 г. Президентом Российской Федерации был избран В.В.Путин. Вступая на этот пост, он сказал: «Мы доказали, что Россия становится современным демократическим государством. Мирная преемственность власти — это важнейший элемент политической стабильности, о которой мы с вами мечтали, к которой стремились, которой добивались».

Отставка правительства Примакова, приход к власти премьер-министра Степашина углубил государственный кризис в стране, и только утверждение в должности нового Президента России привело к укреплению государственных институтов власти всех уровней. Новая команда Президента поставила перед собой цель: выстроить четко работающую исполнительную вертикаль власти, добиться правовой дисциплины и действенной судебной системы.

В деятельности нового политического руководства страны определились приоритеты:

— в области государственного управления - укрепление вертикали власти;

— в экономической области — продолжение и углубление либеральных экономических реформ.

В конце 80-х — 90-х гг. явственно обозначилась угроза ослабления системы управления страной. «Парад суверенитетов», начавшийся в последние годы перестройки, сохранялся в различных формах и в 90-е гг. Он выражался в том, что конституции республик в составе России, уставы краев и областей зачастую отличались от норм федерального законодательства, деятельность органов и учреждений федеральной власти зачастую не была скоординирована. Институт уполномоченных Президента в регионах России не был в состоянии выполнить эту роль. Поэтому в мае 2000 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Этим указом страна была разделена на 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Округа включали в свой состав республики, края и области. Они создавались, как было определено Указом, в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе получил права и обязанности:

- представлять Президента РФ в пределах федерального округа;

- обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах федерального округа;

- организовывать в соответствующем федеральном округе работу по реализации органами гос.власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

- обеспечивать контроль за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов гос.власти;

- осуществлять реализацию в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;

- представлять Президенту РФ регулярные доклады об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, вносить Президенту соответствующие предложения;

- обеспечивать координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе и ряд др. функций.

Другим государственным институтом, который должен способствовать укреплению вертикали власти, стал созданный Президентом консультативный орган — Государственный Совет, в состав которого вошли ряд руководителей регионов страны.

Произошли важные изменения в порядке комплектования Совета Федерации.

В связи с тем, что в Гос.Думе впервые сложилось устойчивое пропрезидентское большинство, по предложению Президента и Правительства, были приняты важнейшие законы. Утверждены государственные символы России, приняты новые Административный и Уголовный кодексы, законы о земле, внесены важные изменения и дополнения в налоговое законодательство.

Важные и позитивные перемены наметились в экономической области. Правительство, руководимое Касьяновым, осуществляло курс на продолжение и углубление либеральных экономических реформ. Впервые с 1985 г. страна свела свой бюджет с профицитом, то есть с превышением доходов над расходами. В 2000 г. он составил 1,5% федерального бюджета, а в 2001 — 2,9%. В связи с этим создались условия для выплаты внешнего долга, не прибегая к новым заимствованиям. Ослабла зависимость от Международного валютного фонда. Благоприятная конъюнктура на углеводородное сырье — нефть и газ, важнейшие статьи российского импорта — позволила существенно увеличить налоговые поступления и рост золото-валютных ресурсов Центробанка. Валовой внутренний продукт вырос к июню 2002 г. на 103,7% по сравнению с июнем 2001 г. За этот же период производство промышленной продукции выросло на 104,4%, сельского хозяйства — на 102,2%. Вместе с тем, темпы экономического развития оцениваются как недостаточные. Актуальной остается задача дебюрократизации экономики, контроля за инфляционными процессами, увеличения инвестиций, сокращения оттока капитала из страны.

Одним из наиболее важных правительственных решений 2001 г. явилось создание судебной реформы. Отечественная судебная система отстает от жизни и мало помогает на практике. Необходимо усовершенствование деятельности Прокуратуры.

Настала необходимость вводить административную реформу в России, для чего

принят пакет федеральных законов. Проведена реформа Совета Федерации. Первые результаты дала работа полпредов в Федеральных округах. У России, наконец, появились утвержденные Законом государственные символы.

Административная реформа коснулась Правительства, министерств и ведомств, их территориальных органов. До сегодняшнего дня неоднократные попытки сокращения аппарата управления, слияния и разделения ведомств пока не сделали Правительство и его органы более компетентными и эффективными. Более того, число работников государственной власти и управления выросло с 882 тыс. в 1993 г. до более чем миллиона в 2001 г. В то же время Правительство в 2001 г. подготовило пакет законопроектов по дебюрократизации и минимизации административного вмешательства государства в деле предприятий.



  1.  
    ^ Состояние российской государственности в начале XXI века.


Состояние российской государственности сегодня можно определить как господство консервативного авторитарного режима с бонапартистскими тенденциями президентского правления, оторванного от классов и социальных групп, опирающегося на информационно-пропагандистскую поддержку средств массовой коммуникации и узкую группу крупных собственников-олигархов, при полной социальной апатии и политической пассивности широких народных масс.

Этот режим не использовал все необходимые властные полномочия по вертикали, поскольку сам породил выборных, а посему самостоятельных и независимых глав субъектов РФ, мнящих себя вершителями судеб вверенных им территорий и проживающего там населения и во многом строивших свои отношения не на конституционно-правовой основе, а на договорных нормах и зачастую личных связях и договоренностях.

В послании Президента РФ Федеральному Собранию (июль 2000 г.) признается, что в России федеративные отношения недостроены и не развиты, а региональная самостоятельность часто трактуется как санкция на деинтеграцию государства.

То трагическое состояние, в котором оказалось наше общество на рубеже XXI столетия, связано не только с объективными факторами; во многом оно связано со слабостью государственных структур, их неспособностью эффективно решить назревшие общественно-политические и социально-экономические потребности, с тем политическим режимом и федеративными отношениями, которые были заданы прежним главой государства. Мы убедились, говорится в послании Президента РФ, что нерешительность власти и слабость государства сводят на нет экономические и другие реформы, что Центр и территории, региональные и местные власти все еще соревнуются между собой.

Преодолеть слабость российской государственности, ее оторванность от общества является насущной задачей нового политического курса, начавшегося в первой половине 2000 г. с реформы государственного строительства.

Стратегический курс такой реформы, определенный в самом общем виде в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию (2000 и 2001 гг.), сводится к построению сильного эффективного государства, укреплению государственного единства, повышению инициативы и ответственности федеральных органов исполнительной власти.

Этот процесс начался пока за счет усиления властной федеральной вертикали. Его первый этап связан с действиями и решениями, направленными на усиление президентской власти, которая, будучи относительно самостоятельной разновидностью государственной власти, не входящей ни в одну из ее ветвей, поименованных в ст. 10 Конституции РФ, и субъективно и объективно стремится к такому усилению, что в итоге, как предполагается, должно привести к укреплению российской государственности в целом.

Правовой основой процесса усиления президентской власти является конституционное положение о Президенте РФ как главе государства, гаранте прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и целостности государства (ст. 80). Эта конституционная формула позволяет, с правовой точки зрения, выстраивать президентские структуры в любом направлении по личному усмотрению Президента РФ. Организационные возможности для этого также предусмотрены Конституцией РФ. Это - Администрация Президента РФ, Совет Безопасности, полномочные представители Президента РФ, без ограничения сферы деятельности таких представителей они могут быть назначены практически всюду - от федеральных министерств и ведомств до муниципальных образований.

Именно в аспекте усиления президентской власти следует рассматривать принятие в 2000 г. решений о реформировании Совета Федерации, об образовании федеральных округов и назначении в них президентских полномочных представителей, об усилении государственно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов РФ и региональных парламентов, а также глав муниципальных образований и представительных органов местного самоуправления, о создании Государственного совета РФ, о мерах по обеспечению единства правового пространства РФ.

Эти и некоторые другие меры должны были положительно сказаться на повышении эффективности государства и особенно президентских структур власти. Однако попытка усиления личной президентской власти, в итоге привела к авторитарному режиму с опорой на военно-силовые и некоторые избранные олигархические структуры при молчаливой поддержке широких народных масс, получивших в последние годы морально-психологический импульс некой надежды и умеренного оптимизма.

Наведение порядка в органах власти, говорится в послании Президента Федеральному Собранию (июль 2000 г.), это не конечная цель, а лишь самый первый этап государственной модернизации. Главными задачами являются: совершенствование политической системы и строительство эффективного государства как гаранта стабильного общественного развития, гаранта соблюдения прав личности; фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации с целью обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав; создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного предпринимательства и деловой инициативы граждан.

К сожалению, все это пока остается не реализованным.



  1.  
    ^ Ситуация двоевластия в России.


Сегодня мы имеем двух основных соперников в государственном управлении: «Старая площадь» - Правительство Путина и «Кремль» - команда Президента РФ Медведева. На стороне Медведева огромный государственный аппарат, силовые структуры, Совет безопасности при Президенте, куда входят все силовики, ФСБ, судебная система и армия. Это такой монстр, с которым Путину не справиться. 

Т.о., Россия сегодня плавно скатилась к практически неограниченной президентской власти. Законодательный орган – Федеральное Собрание сегодня превращается в нечто убогое. Вся законодательная инициатива по всем основным вопросам развития государства находится в руках Президента и его команды. Гос.Дума сегодня занимается в основном какими-то текущими второстепенными вопросами: социальной политики, административного законодательства, правилами дорожного движения и пр. При этом каждый вопрос рассматривается по нескольку месяцев, а то и лет. А могут его рассмотрение и вообще отложить.

Основной объект спора между Путиным и Медведевым и их сторонниками на сегодняшний день является вопрос об ориентации государства на международной арене: где искать союзников? На Востоке или на Западе? Путин предлагает традиционную ориентацию на Восток, и в первую очередь – на Китай. Создание военных и торговых альянсов с целью создания мощного противовеса странам Западной Европы и США. Он требует отказа от вступления в ВТО и разворачивания собственной внешней политики, ориентированной на тесное сотрудничество с Китаем.

Медведев, наоборот, требует установления более тесного сотрудничества со странами ЕС и США. Он готовит Россию к вступлению в ВТО, стремиться устранить административные барьеры, например, введение безвизового режима со многими странами, упростить доступ иностранным компаниям и капиталам на российский рынок, создание совместных корпораций и т.д.

Эту проблему двоевластия должны разрешить следующие президентские выборы (2012), однако, нынешняя власть стремиться устроить досрочные выборы уже в 2011 году и начать широкомасштабные реформы.




^ Управление субъектами Федерации.


Управление субъектами Федерации сегодня также претерпевает значительные изменения. Везде красной линией проходит тенденция к увеличению власти и влияния Центра. Суверенитеты отменены, главы субъектов уже не выбираются, а назначаются непосредственно Президентом. 

Федеральные округа исчерпали свои возможности и доказали свою неэффективность. Вероятнее всего вскоре власти от них откажутся.

Усиливаются тенденции к межрегиональной интеграции регионов. С 2004 года начался процесс ликвидации автономных округов: так, Коми-Пермяцкий АО вошел в состав Пермского края, Таймырский и Эвенкийский АО присоединены к Красноярскому краю, Корякский АО – к Камчатскому краю, Усть-Ордынский Бурятский АО – к Иркутской области, Агинский Бурятский АО вошел в состав Забайкальского края. Сегодня на очереди объединение мелких дотационных образований (типа Бурятии) с крупными и экономически более сильными регионами-донорами.

На сегодняшний день мы отказались от политики «выравнивания» регионального социально-экономического развития и перешли к политики «точек роста». Эля этого нам необходимо создать мощные самообеспечивающиеся регионы, которые уже не будут зависеть от бюджетной политики центра.


Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что история государственного управления России чрезвычайно богата бурными политическими потрясениями, необыкновенно сложна, противоречива и требует совместных коллективных усилий юристов, историков, политологов, социологов, экономистов, философов и т.д. Наши главные управленческие проблемы слишком глубоки, уходят корнями в далекое прошлое и требуют не политики наскока, а квалифицированного, ежедневного труда по их решению. В настоящее время для решения проблем гос.управления нужны грамотные, подготовленные специалисты как среди предпринимателей, так и государственных служащих.

После бурного десятилетия реформ Россия входит в период политической стабильности в области гос.управления. Но чтобы нынешняя политическая стабильность в конечном итоге обернулась экономическим процветанием, необходимо приложить множество усилий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67509. Операции дисконтирования. Сущность дисконтирования 57.5 KB
  Такие ситуации возникают при разработке условий финансовой сделки, или когда проценты с наращенной суммы удерживаются непосредственно при выдаче ссуды. Процесс начисления и удержания процентов вперед, до наступления срока погашения долга, называют учетом, а сами проценты в виде разности наращенной и первоначальной сумм долга дисконтом.
67510. Потоки платежей и финансовые ренты. Сущность потока платежей и основные категории 203 KB
  Потоки платежей являются неотъемлемой частью всевозможных финансовых операций: с ценными бумагами, в управлении финансами предприятий, при осуществлении инвестиционных проектов, в кредитных операциях, при оценке бизнеса, при оценке недвижимости, выборе альтернативных вариантов финансовых операций...
67511. Инфляция в финансово-коммерческих расчетах. Сущность инфляции и необходимость ее учета в количественном анализе 62 KB
  Инфляция это экономическое явление которое возникает вследствие целого комплекса как политических так и социально-экономических событий. Уровень инфляции выступает обобщающим показателем финансово-экономического положения страны. Внешним проявлением инфляции является повышение общего уровня цен...
67512. Типовые приложения финансовой математики. Финансовые функции ЕХСЕL как основа практических расчетов в современных условиях. Сущность финансовых функций 97 KB
  Операции наращения Функции обслуживающие расчеты по операциям наращения позволяют рассчитать будущую стоимость разовой суммы по простым и сложным процентам а также будущее значение потока платежей как на основе постоянной процентной ставки так и на основе переменной процентной ставки.
67513. Кредитные расчеты. Планирование погашения долга. Погашение долга единовременным платежом 129.5 KB
  Количественный анализ долгосрочной задолженности займа применяется для достижения сбалансированности т. адекватности его параметров принятым условиям финансового соглашения путем планирования погашения долга. Планирование погашения долга заключается в определении периодических расходов...
67514. Оценка инвестиционных процессов. Особенности инвестиционных процессов как объекта финансовой математики 79 KB
  Если проект предполагает не разовую инвестицию а последовательное инвестирование финансовых ресурсов в течение нескольких лет m то формула для расчета модифицируется: Показатель NPV является абсолютным приростом поскольку оценивает на сколько приведенный доход перекрывает приведенные затраты...
67515. Управление персоналом 208.5 KB
  Управление персоналом вид деятельности по руководству людьми отдельными работниками группами коллективом направленный на достижение целей фирмы предприятия путем использования труда опыта таланта этих людей и с учетом их удовлетворенности трудом. Основное внимание менеджера по персоналу...
67516. SYNONYMS 48 KB
  A carefully chosen word from a group of synonyms is a great asset not only on the printed page but also in a speaker's utterance. It was Mark Twain who said that the difference between the right word and just the right word is the difference between the lightning and the lightning-bug.
67517. Электропривод как система. Классификация электроприводов. Общие требования к электроприводу. Состав электропривода и назначение его элементов 94.5 KB
  Электрический привод совокупность электродвигательного устройства ЭД передаточного устройства ПУ управляющего устройства УУ усилительно-преобразовательного устройства УПУ и информационного устройства ИУ см. Функциональная схема электропривода Информационное устройство ИУ содержит датчики сигналов.