45168

Современная система государственного управления в России

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Мирная преемственность власти это важнейший элемент политической стабильности о которой мы с вами мечтали к которой стремились которой добивались.Отставка правительства Примакова приход к власти премьер-министра Степашина углубил государственный кризис в стране и только утверждение в должности нового Президента России привело к укреплению государственных институтов власти всех уровней. Новая команда Президента поставила перед собой цель: выстроить четко работающую исполнительную вертикаль власти добиться правовой дисциплины и...

Русский

2013-11-15

26.07 KB

48 чел.

Современная система государственного управления в России

Укрепление системы государственного управления.


26 марта 2000 г. Президентом Российской Федерации был избран В.В.Путин. Вступая на этот пост, он сказал: «Мы доказали, что Россия становится современным демократическим государством. Мирная преемственность власти — это важнейший элемент политической стабильности, о которой мы с вами мечтали, к которой стремились, которой добивались».

Отставка правительства Примакова, приход к власти премьер-министра Степашина углубил государственный кризис в стране, и только утверждение в должности нового Президента России привело к укреплению государственных институтов власти всех уровней. Новая команда Президента поставила перед собой цель: выстроить четко работающую исполнительную вертикаль власти, добиться правовой дисциплины и действенной судебной системы.

В деятельности нового политического руководства страны определились приоритеты:

— в области государственного управления - укрепление вертикали власти;

— в экономической области — продолжение и углубление либеральных экономических реформ.

В конце 80-х — 90-х гг. явственно обозначилась угроза ослабления системы управления страной. «Парад суверенитетов», начавшийся в последние годы перестройки, сохранялся в различных формах и в 90-е гг. Он выражался в том, что конституции республик в составе России, уставы краев и областей зачастую отличались от норм федерального законодательства, деятельность органов и учреждений федеральной власти зачастую не была скоординирована. Институт уполномоченных Президента в регионах России не был в состоянии выполнить эту роль. Поэтому в мае 2000 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Этим указом страна была разделена на 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Округа включали в свой состав республики, края и области. Они создавались, как было определено Указом, в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе получил права и обязанности:

- представлять Президента РФ в пределах федерального округа;

- обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах федерального округа;

- организовывать в соответствующем федеральном округе работу по реализации органами гос.власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

- обеспечивать контроль за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов гос.власти;

- осуществлять реализацию в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;

- представлять Президенту РФ регулярные доклады об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, вносить Президенту соответствующие предложения;

- обеспечивать координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе и ряд др. функций.

Другим государственным институтом, который должен способствовать укреплению вертикали власти, стал созданный Президентом консультативный орган — Государственный Совет, в состав которого вошли ряд руководителей регионов страны.

Произошли важные изменения в порядке комплектования Совета Федерации.

В связи с тем, что в Гос.Думе впервые сложилось устойчивое пропрезидентское большинство, по предложению Президента и Правительства, были приняты важнейшие законы. Утверждены государственные символы России, приняты новые Административный и Уголовный кодексы, законы о земле, внесены важные изменения и дополнения в налоговое законодательство.

Важные и позитивные перемены наметились в экономической области. Правительство, руководимое Касьяновым, осуществляло курс на продолжение и углубление либеральных экономических реформ. Впервые с 1985 г. страна свела свой бюджет с профицитом, то есть с превышением доходов над расходами. В 2000 г. он составил 1,5% федерального бюджета, а в 2001 — 2,9%. В связи с этим создались условия для выплаты внешнего долга, не прибегая к новым заимствованиям. Ослабла зависимость от Международного валютного фонда. Благоприятная конъюнктура на углеводородное сырье — нефть и газ, важнейшие статьи российского импорта — позволила существенно увеличить налоговые поступления и рост золото-валютных ресурсов Центробанка. Валовой внутренний продукт вырос к июню 2002 г. на 103,7% по сравнению с июнем 2001 г. За этот же период производство промышленной продукции выросло на 104,4%, сельского хозяйства — на 102,2%. Вместе с тем, темпы экономического развития оцениваются как недостаточные. Актуальной остается задача дебюрократизации экономики, контроля за инфляционными процессами, увеличения инвестиций, сокращения оттока капитала из страны.

Одним из наиболее важных правительственных решений 2001 г. явилось создание судебной реформы. Отечественная судебная система отстает от жизни и мало помогает на практике. Необходимо усовершенствование деятельности Прокуратуры.

Настала необходимость вводить административную реформу в России, для чего

принят пакет федеральных законов. Проведена реформа Совета Федерации. Первые результаты дала работа полпредов в Федеральных округах. У России, наконец, появились утвержденные Законом государственные символы.

Административная реформа коснулась Правительства, министерств и ведомств, их территориальных органов. До сегодняшнего дня неоднократные попытки сокращения аппарата управления, слияния и разделения ведомств пока не сделали Правительство и его органы более компетентными и эффективными. Более того, число работников государственной власти и управления выросло с 882 тыс. в 1993 г. до более чем миллиона в 2001 г. В то же время Правительство в 2001 г. подготовило пакет законопроектов по дебюрократизации и минимизации административного вмешательства государства в деле предприятий.



  1.  
    ^ Состояние российской государственности в начале XXI века.


Состояние российской государственности сегодня можно определить как господство консервативного авторитарного режима с бонапартистскими тенденциями президентского правления, оторванного от классов и социальных групп, опирающегося на информационно-пропагандистскую поддержку средств массовой коммуникации и узкую группу крупных собственников-олигархов, при полной социальной апатии и политической пассивности широких народных масс.

Этот режим не использовал все необходимые властные полномочия по вертикали, поскольку сам породил выборных, а посему самостоятельных и независимых глав субъектов РФ, мнящих себя вершителями судеб вверенных им территорий и проживающего там населения и во многом строивших свои отношения не на конституционно-правовой основе, а на договорных нормах и зачастую личных связях и договоренностях.

В послании Президента РФ Федеральному Собранию (июль 2000 г.) признается, что в России федеративные отношения недостроены и не развиты, а региональная самостоятельность часто трактуется как санкция на деинтеграцию государства.

То трагическое состояние, в котором оказалось наше общество на рубеже XXI столетия, связано не только с объективными факторами; во многом оно связано со слабостью государственных структур, их неспособностью эффективно решить назревшие общественно-политические и социально-экономические потребности, с тем политическим режимом и федеративными отношениями, которые были заданы прежним главой государства. Мы убедились, говорится в послании Президента РФ, что нерешительность власти и слабость государства сводят на нет экономические и другие реформы, что Центр и территории, региональные и местные власти все еще соревнуются между собой.

Преодолеть слабость российской государственности, ее оторванность от общества является насущной задачей нового политического курса, начавшегося в первой половине 2000 г. с реформы государственного строительства.

Стратегический курс такой реформы, определенный в самом общем виде в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию (2000 и 2001 гг.), сводится к построению сильного эффективного государства, укреплению государственного единства, повышению инициативы и ответственности федеральных органов исполнительной власти.

Этот процесс начался пока за счет усиления властной федеральной вертикали. Его первый этап связан с действиями и решениями, направленными на усиление президентской власти, которая, будучи относительно самостоятельной разновидностью государственной власти, не входящей ни в одну из ее ветвей, поименованных в ст. 10 Конституции РФ, и субъективно и объективно стремится к такому усилению, что в итоге, как предполагается, должно привести к укреплению российской государственности в целом.

Правовой основой процесса усиления президентской власти является конституционное положение о Президенте РФ как главе государства, гаранте прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и целостности государства (ст. 80). Эта конституционная формула позволяет, с правовой точки зрения, выстраивать президентские структуры в любом направлении по личному усмотрению Президента РФ. Организационные возможности для этого также предусмотрены Конституцией РФ. Это - Администрация Президента РФ, Совет Безопасности, полномочные представители Президента РФ, без ограничения сферы деятельности таких представителей они могут быть назначены практически всюду - от федеральных министерств и ведомств до муниципальных образований.

Именно в аспекте усиления президентской власти следует рассматривать принятие в 2000 г. решений о реформировании Совета Федерации, об образовании федеральных округов и назначении в них президентских полномочных представителей, об усилении государственно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов РФ и региональных парламентов, а также глав муниципальных образований и представительных органов местного самоуправления, о создании Государственного совета РФ, о мерах по обеспечению единства правового пространства РФ.

Эти и некоторые другие меры должны были положительно сказаться на повышении эффективности государства и особенно президентских структур власти. Однако попытка усиления личной президентской власти, в итоге привела к авторитарному режиму с опорой на военно-силовые и некоторые избранные олигархические структуры при молчаливой поддержке широких народных масс, получивших в последние годы морально-психологический импульс некой надежды и умеренного оптимизма.

Наведение порядка в органах власти, говорится в послании Президента Федеральному Собранию (июль 2000 г.), это не конечная цель, а лишь самый первый этап государственной модернизации. Главными задачами являются: совершенствование политической системы и строительство эффективного государства как гаранта стабильного общественного развития, гаранта соблюдения прав личности; фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации с целью обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав; создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного предпринимательства и деловой инициативы граждан.

К сожалению, все это пока остается не реализованным.



  1.  
    ^ Ситуация двоевластия в России.


Сегодня мы имеем двух основных соперников в государственном управлении: «Старая площадь» - Правительство Путина и «Кремль» - команда Президента РФ Медведева. На стороне Медведева огромный государственный аппарат, силовые структуры, Совет безопасности при Президенте, куда входят все силовики, ФСБ, судебная система и армия. Это такой монстр, с которым Путину не справиться. 

Т.о., Россия сегодня плавно скатилась к практически неограниченной президентской власти. Законодательный орган – Федеральное Собрание сегодня превращается в нечто убогое. Вся законодательная инициатива по всем основным вопросам развития государства находится в руках Президента и его команды. Гос.Дума сегодня занимается в основном какими-то текущими второстепенными вопросами: социальной политики, административного законодательства, правилами дорожного движения и пр. При этом каждый вопрос рассматривается по нескольку месяцев, а то и лет. А могут его рассмотрение и вообще отложить.

Основной объект спора между Путиным и Медведевым и их сторонниками на сегодняшний день является вопрос об ориентации государства на международной арене: где искать союзников? На Востоке или на Западе? Путин предлагает традиционную ориентацию на Восток, и в первую очередь – на Китай. Создание военных и торговых альянсов с целью создания мощного противовеса странам Западной Европы и США. Он требует отказа от вступления в ВТО и разворачивания собственной внешней политики, ориентированной на тесное сотрудничество с Китаем.

Медведев, наоборот, требует установления более тесного сотрудничества со странами ЕС и США. Он готовит Россию к вступлению в ВТО, стремиться устранить административные барьеры, например, введение безвизового режима со многими странами, упростить доступ иностранным компаниям и капиталам на российский рынок, создание совместных корпораций и т.д.

Эту проблему двоевластия должны разрешить следующие президентские выборы (2012), однако, нынешняя власть стремиться устроить досрочные выборы уже в 2011 году и начать широкомасштабные реформы.




^ Управление субъектами Федерации.


Управление субъектами Федерации сегодня также претерпевает значительные изменения. Везде красной линией проходит тенденция к увеличению власти и влияния Центра. Суверенитеты отменены, главы субъектов уже не выбираются, а назначаются непосредственно Президентом. 

Федеральные округа исчерпали свои возможности и доказали свою неэффективность. Вероятнее всего вскоре власти от них откажутся.

Усиливаются тенденции к межрегиональной интеграции регионов. С 2004 года начался процесс ликвидации автономных округов: так, Коми-Пермяцкий АО вошел в состав Пермского края, Таймырский и Эвенкийский АО присоединены к Красноярскому краю, Корякский АО – к Камчатскому краю, Усть-Ордынский Бурятский АО – к Иркутской области, Агинский Бурятский АО вошел в состав Забайкальского края. Сегодня на очереди объединение мелких дотационных образований (типа Бурятии) с крупными и экономически более сильными регионами-донорами.

На сегодняшний день мы отказались от политики «выравнивания» регионального социально-экономического развития и перешли к политики «точек роста». Эля этого нам необходимо создать мощные самообеспечивающиеся регионы, которые уже не будут зависеть от бюджетной политики центра.


Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что история государственного управления России чрезвычайно богата бурными политическими потрясениями, необыкновенно сложна, противоречива и требует совместных коллективных усилий юристов, историков, политологов, социологов, экономистов, философов и т.д. Наши главные управленческие проблемы слишком глубоки, уходят корнями в далекое прошлое и требуют не политики наскока, а квалифицированного, ежедневного труда по их решению. В настоящее время для решения проблем гос.управления нужны грамотные, подготовленные специалисты как среди предпринимателей, так и государственных служащих.

После бурного десятилетия реформ Россия входит в период политической стабильности в области гос.управления. Но чтобы нынешняя политическая стабильность в конечном итоге обернулась экономическим процветанием, необходимо приложить множество усилий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70992. Основи організації обліку готівкового обігу на ТзОВ «Коломийська автобаза» 208.5 KB
  Метою написання даної роботи є дослідження роботи підприємства ТзОВ «Коломийська автобаза», та розкрити теоретичну частину обігу грошових коштів (а саме касових операцій) як в національній практиці так і з порівнянням досвіду зарубіжних країн.
70993. Визначення юридичних підстав кримінальної відповідальності за злочини проти власності 90.17 KB
  Одним із важливих напрямів розбудови України як незалежної демократичної держави є протидія злочинності. Успіх у цій діяльності значною мірою залежить від теоретичних розробок протидії окремим видам злочинності.
70994. ВДОСКОНАЛЕННЯ ОБЛІКУ ВИТРАТ ВИРОБНИЦТВА ТА КАЛЬКУЛЮВАННЯ СОБІВАРТОСТІ ВИГОТОВЛЕНОЇ ПРОДУКЦІЇ НА ТОВ «КАРПАТІЯ-БУК» 480.43 KB
  Собівартість продукції – це грошовий вираз витрат підприємства на виробництво і реалізацію продукції. Собівартість продукції характеризує ефективність всього процесу виробництва на підприємстві, оскільки в ній в ній відображаються рівень організації виробничого процесу...
70995. Моделювання систем масового обслуговування 726.8 KB
  Імітаційні моделі можуть бути як завгодно близькими до системи, яку моделюють, і простими у використанні. Це дає змогу застосовувати імітаційне моделювання як універсальний підхід для прийняття рішень в умовах невизначеності, враховуючи в моделях навіть ті чинники... По всем вопросам пишите на почту.
70996. Розробка навчальної програми для вивчення Delphi 887 KB
  Мета роботи: створити програму для вивчення Delphi з ілюстраціями та прикладами того, що можна робити з її компонентами. Завдання роботи: викласти навчальний матеріал про середовище програмування Delphi, його основні вікна та компоненти з можливістю наглядної демонстрації...
70997. Злочини проти властності 69.78 KB
  Об’єктом дослідження є законодавство України що регулює суспільні відносини власності передусім відносини з приводу володіння користування і розпорядження майном а його предмет ndsh; проблемні питання злочинів проти власності.
70998. Призначення та класифікація системи охолодження 815.87 KB
  Система охолодження поділяєтьсь на повітряну та рідину. Основним недоліками системи рідинного охолодження є: більша складність конструкції і ТО взимку і менша надійність в роботі біля 20 усіх відказів двигуна припадає на рідинну систему охолодження.
70999. Електронні таблиці Microsoft Excel 372.41 KB
  Перевагою MS Excel є те, що програма допомагає оперувати більшими обсягами інформації. Робочі книги MS Excel надають можливість зберігання й організації даних, обчислення суми значень у комірках. MS Excel надає широкий спектр методів, що дозволяють зробити інформацію простою для сприйняття.