45172

Управленческая модель новгородской республики. История ГУ

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Необычна судьба Новгорода в истории русского средневековья. Однако уникальность исторического опыта Новгорода проявлялась прежде всего в том что в системе древнерусских земель и княжеств это был самый крупный городгосударство где не существовало правящей династии князей. Вплоть до этого времени киевские князья без особого успеха боролись с древней ещё племенной традицией вечевой власти Новгорода постепенно отдавая городу всё больше прав. боярство и купечество Новгорода используя народное движение добились политической независимости от...

Русский

2013-11-15

31.5 KB

0 чел.

Управленческая модель новгородской республики. История ГУ.

Необычна судьба Новгорода в истории русского средневековья. Один из древнейших городов, впервые упомянутый в летописях в 859 г., он с конца Х в.становится вторым по значению центром Киевской Руси. Этот город был расположен вблизи жизненно важной торговой магистрали– пути «из варяг в греки».Благодаря этому Новгород являлся посредническим центром в торговле между Западной Европой, славянскими землями и Востоком. Он был одним из крупнейших европейских городов с высокоразвитым ремеслом и широкими торговыми связями. Однако уникальность исторического опыта Новгорода проявлялась прежде всего в том, что в системе древнерусских земель и княжеств это был самый крупный город-государство, где не существовало правящей династии князей. В ХII в. Он становится боярской республикой с самобытным «вечевым» политическим устройством, при котором важнейшие государственные дела решались на городском собрании-вече, в то время как в других землях и княжествах Древней Руси главным законом была воля князя.

Новгород объединил в своей черте несколько «концов» – посёлков –славянских и угро-финских племён. Ещё в ХII в. Концы имели обособленные укрепления, и только через столетие город был окружён общей крепостной стеной.

Вся территория Новгородской республики делилась на 5 частей-«пятин».

К стенам Софийского собора примыкала площадь для вечевых(всеобщих) собраний, решавших важнейшие вопросы городской жизни.

Выделяя владения для своих сыновей, Ярослав Мудрый не отдал Новгород никому: он не создал «Новгородского княжества» , а оставил город под управлением киевских князей. Киевский князь, как правило, либо посылал для управления городом сына, либо назначал посадника(наместника) и тысяцкого(начальника ополчения), а также взимал дань со всей Новгородской земли.

Так продолжалось до второй четверти ХII в. Вплоть до этого времени киевские князья без особого успеха боролись с древней, ещё племенной традицией вечевой власти Новгорода, постепенно отдавая городу всё больше прав. К концу ХI в. Всё новгородское население уже было неподсудно князю. Тогда же посадники перестали назначаться из Киева, а выбирались вечем( общегородским собранием). В 1136 г. боярство и купечество Новгорода, используя народное движение, добились политической независимости от Киева. Новгород стал столицей Новгородской республики.

Князь не был полновластным господином в Новгороде. Новгородцы приглашали князей сами, придирчиво выбирая наиболее подходящего из кандидатов и ограничивая его пребывание в городе жёсткими рамками: приглашённым князьям запрещалось приобретать земельные владения в Новгородской земле для себя и своей дружины, они не могли пользоваться доходами сверх строго определённых размеров и распоряжаться городской казной.

Князь не правил городом, а служил ему, являясь третейским судьёй в важнейших судебных разбирательствах и наёмным военачальником. Если князь был строптив и не желал подчиняться принятым в городе порядкам или же проявлял себя неудачливым полководцем, новгородцы ему «указывали путь чист» , т.е. попросту выгоняли из города.

Каждая улица и каждый конец города управлялись «уличанским» или «кончанским» вечем, на которое собиралось всё свободное мужское население, т.е. все, кроме слуг, холопов и других зависимых людей. На общегородское вече, обладавшее высшей властью во всём Новгороде, приходили «300 золотых поясов» - 300 представителей знатнейших и богатейших боярских семейств Новгорода( в дальнейшем их число увеличилось до 500). Собиралось вече на городской площади , и его решения были известны всем и каждому. Этот высший орган власти имел право объявлять войну и заключать мир, утверждать договоры и законодательные акты, приглашать и изгонять князей; здесь выбирались главнейшие должностные лица: посадник, тысяцкий и епископ( позднее архиепископ). Последний помимо духовной власти обладал и властью светской: он ведал городской казной, внешними сношениями Новгородской республики, имел право суда. Но высшая светская власть находилась в руках посадника. Тысяцкий командовал городским ополчением и выступал вместе со своими помощниками-сотскими от имени всего свободного населения Новгорода. Поначалу избирались лишь один посадник и один тысяцкий, которые оставались на своих должностях пожизненно. В начале ХV в. Их было уже соответственно 38 и 8; старшими среди них считались посадник и тысяцкий, именовавшиеся «степенными» , срок полномочий которых длился всего лишь полгода.

В 1478г. Новгородская республика прекратила своё существование как особое государство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26096. Человек в современной культуре. Культурная модернизация 18.66 KB
  Формирование личности в современных условиях: рост независимости от власти традиционных факторов как семья религия; открытость новой практике и в отношениях с людьми; вера в могущество науки и отказ от пассивности и фатализма; стремление индивида к повышению образовательного и профессионального статуса; возрастание интереса к социальной и политической жизни и активное участие в ней; долгосрочное планирование дел и действий стремление к точности во времени. Проблема идентичности Проблема идентичности тесно связана с темой субъекта...
26097. Культурология как наука: междисциплинарные связи, предмет, объект, содержательная область и проблемные поля, структура 19.48 KB
  Лесли Элвин Уайт Открытие культуры когданибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни. проясняет природу и смыслы культуры раскрывает ее роль в общественной жизни А. помогает прояснить то подлинное значение культуры которое присутствует в трудах выдающихся мыслителей как прошлого так и настоящего вскрывает причины искажений в их теоретических позициях С. предлагает иную интерпретацию взаимоотношений культуры и природы которая коренным образом...
26098. Происхождения термина 21.88 KB
  написал трактат о земледелии перевод названия которого по латыни звучит примерно так: агрокультура. Отсюда первоначально слово культура применялось как агротехнический термин обработка земли возделывание почвы. В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста С.
26099. Философские и научные основания постижения культуры 13.42 KB
  Имеет смысл лишь в границах определенной культуры философские идеи свойством культурной уникальности и самобытности философ же пытается постичь его в прямой и непосредственной связи с человеческой субъективностью всегда культурно обусловленной Смотреть философскими глазами на мир значит смотреть на него как на мир культуры своей культуры видеть в нем отражение собственной исторически и общественно сформированной индивидуальности. Восприятие через призму культуры философия как знание о мире не выходит за культурный горизонт своей...
26100. Культура как система 20.17 KB
  Однако такое восприятие культуры утвердилось далеко не сразу. Начало системному рассмотрению культуры было положено Эдуардом Бернеттом Тайлором в работе Первобытная культура. На основе изучения большого этнографического материала автор описывает и анализирует конкретные элементы первобытной культуры на фоне культуры мировой и формулирует целостное видение культуры первобытности в контексте теории анимизма специфической веры первобытного человека в одушевленность всей природы которая связывала в единую целостность весь его практический...
26101. Методология, методы и методика исследования культуры 13.43 KB
  Методология система базовых мировоззренческих принципов исследования включающая методы методики способы и средства реализации поставленных целей и задач. Методология исследования культуры: Феноменологические Функционализм Структурализм Постструктурализм Системный Синергетический Постмодернизм Диалектический Семиотический Органицизм Диффузионизм Цивилизационный Аксиологический и др. Методология: Универсалистская Индивидуалистическая Конструктивистская Метод последовательность шагов действий которые необходимо...
26102. Основные подходы в изучении культуры 17.67 KB
  Ценности нормы и значения Предметные и организационные формы Главная функция Креативная творение бытия человеком или для человека Адаптация и воспроизводство жизненною уклада людей Латентность поддержание образца и социализация Воспроизводство и обновление самой деятельности Приоритетный метод исследования Диалектический Эволюционный Структурнофункциональный Системнодеятельностный Философский подход дает самую широкую панораму видения культуры предполагая изучение фундаментальных оснований человеческого бытия глубин самосознания...
26103. Проблема типологии культуры: основные принципы построения 17.54 KB
  Этническая культура совокупность черт культуры касающихся преимущественно обыденной жизни бытовой культуры. Этническая культура включает орудия труда нравы обычаи нормы обычного права ценности постройки одежду пищу средства передвижений жилище знания верования виды народного искусства. Национальная культура имеет соционормативную структуру которая обеспечивает координацию поведения и деятельности людей объединенных в рамках данной общности; предохраняет от распада и способствует адаптации членов общества к внешним и...
26104. Культура как способ самореализации человека 14.83 KB
  Человек выступает одновременно и как субъект культуры ее творец и как объект ее воздействия. Воспитание определенного типа личности главная цель в функционировании духовной культуры. В основе функционирования всей духовной культуры лежит деятельность по производству и воспроизводству духовных ценностей а также деятельность по овладению этими ценностями.