45172

Управленческая модель новгородской республики. История ГУ

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Необычна судьба Новгорода в истории русского средневековья. Однако уникальность исторического опыта Новгорода проявлялась прежде всего в том что в системе древнерусских земель и княжеств это был самый крупный городгосударство где не существовало правящей династии князей. Вплоть до этого времени киевские князья без особого успеха боролись с древней ещё племенной традицией вечевой власти Новгорода постепенно отдавая городу всё больше прав. боярство и купечество Новгорода используя народное движение добились политической независимости от...

Русский

2013-11-15

31.5 KB

0 чел.

Управленческая модель новгородской республики. История ГУ.

Необычна судьба Новгорода в истории русского средневековья. Один из древнейших городов, впервые упомянутый в летописях в 859 г., он с конца Х в.становится вторым по значению центром Киевской Руси. Этот город был расположен вблизи жизненно важной торговой магистрали– пути «из варяг в греки».Благодаря этому Новгород являлся посредническим центром в торговле между Западной Европой, славянскими землями и Востоком. Он был одним из крупнейших европейских городов с высокоразвитым ремеслом и широкими торговыми связями. Однако уникальность исторического опыта Новгорода проявлялась прежде всего в том, что в системе древнерусских земель и княжеств это был самый крупный город-государство, где не существовало правящей династии князей. В ХII в. Он становится боярской республикой с самобытным «вечевым» политическим устройством, при котором важнейшие государственные дела решались на городском собрании-вече, в то время как в других землях и княжествах Древней Руси главным законом была воля князя.

Новгород объединил в своей черте несколько «концов» – посёлков –славянских и угро-финских племён. Ещё в ХII в. Концы имели обособленные укрепления, и только через столетие город был окружён общей крепостной стеной.

Вся территория Новгородской республики делилась на 5 частей-«пятин».

К стенам Софийского собора примыкала площадь для вечевых(всеобщих) собраний, решавших важнейшие вопросы городской жизни.

Выделяя владения для своих сыновей, Ярослав Мудрый не отдал Новгород никому: он не создал «Новгородского княжества» , а оставил город под управлением киевских князей. Киевский князь, как правило, либо посылал для управления городом сына, либо назначал посадника(наместника) и тысяцкого(начальника ополчения), а также взимал дань со всей Новгородской земли.

Так продолжалось до второй четверти ХII в. Вплоть до этого времени киевские князья без особого успеха боролись с древней, ещё племенной традицией вечевой власти Новгорода, постепенно отдавая городу всё больше прав. К концу ХI в. Всё новгородское население уже было неподсудно князю. Тогда же посадники перестали назначаться из Киева, а выбирались вечем( общегородским собранием). В 1136 г. боярство и купечество Новгорода, используя народное движение, добились политической независимости от Киева. Новгород стал столицей Новгородской республики.

Князь не был полновластным господином в Новгороде. Новгородцы приглашали князей сами, придирчиво выбирая наиболее подходящего из кандидатов и ограничивая его пребывание в городе жёсткими рамками: приглашённым князьям запрещалось приобретать земельные владения в Новгородской земле для себя и своей дружины, они не могли пользоваться доходами сверх строго определённых размеров и распоряжаться городской казной.

Князь не правил городом, а служил ему, являясь третейским судьёй в важнейших судебных разбирательствах и наёмным военачальником. Если князь был строптив и не желал подчиняться принятым в городе порядкам или же проявлял себя неудачливым полководцем, новгородцы ему «указывали путь чист» , т.е. попросту выгоняли из города.

Каждая улица и каждый конец города управлялись «уличанским» или «кончанским» вечем, на которое собиралось всё свободное мужское население, т.е. все, кроме слуг, холопов и других зависимых людей. На общегородское вече, обладавшее высшей властью во всём Новгороде, приходили «300 золотых поясов» - 300 представителей знатнейших и богатейших боярских семейств Новгорода( в дальнейшем их число увеличилось до 500). Собиралось вече на городской площади , и его решения были известны всем и каждому. Этот высший орган власти имел право объявлять войну и заключать мир, утверждать договоры и законодательные акты, приглашать и изгонять князей; здесь выбирались главнейшие должностные лица: посадник, тысяцкий и епископ( позднее архиепископ). Последний помимо духовной власти обладал и властью светской: он ведал городской казной, внешними сношениями Новгородской республики, имел право суда. Но высшая светская власть находилась в руках посадника. Тысяцкий командовал городским ополчением и выступал вместе со своими помощниками-сотскими от имени всего свободного населения Новгорода. Поначалу избирались лишь один посадник и один тысяцкий, которые оставались на своих должностях пожизненно. В начале ХV в. Их было уже соответственно 38 и 8; старшими среди них считались посадник и тысяцкий, именовавшиеся «степенными» , срок полномочий которых длился всего лишь полгода.

В 1478г. Новгородская республика прекратила своё существование как особое государство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27800. Технологии профилактики наркомании и алкоголизма 20.21 KB
  Привлекают внимание информационные технологии профилактики наркомании и алкоголизма разработанные в г.Первый постулат профилактики наркомании заполнение информационного вакуума. Необходимо создать постоянно действующий и стабильно финансируемый конвейер публикаций и рекламы в СМИ по профилактике наркомании.
27801. СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В МОУ СОШ № 3 с. КИТАЕВСКОГО ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 40.19 KB
  Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования. Деятельность научного общества учащихся Олимп в которое входят предметные секции. Материальная поддержка талантливых и одарённых детей поездка в Москву на Всероссийский конкурс творческих работ учащихся посвящённый 75летию Д. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих учащихся уделять внимание развитию их способностей.
27802. Работа учителей иностранного языка с одаренными детьми 181.5 KB
  Алексин Тульской области август 2010 года Слайд 2 В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является работа с одаренными детьми. Слайд 3 Наличие способных учащихся в школе реализация целевой программы Наша новая школа подчёркивают актуальность и необходимость программы развития одарённых детей. Слайд 4 Работа учителей иностранного языка с одаренными детьми В каждом классе есть учащиеся обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. Летний профильный лагерь...
27804. Принципы организации и функции детского досуга 65.5 KB
  Досуг детей подростков и юношества развивается по своим законам принципам теоретически обоснованным и апробированным на практике.Принцип всеобщности и доступности возможность приобщения вовлеченности всех детей подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения их досуговых запросов и интересов. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности увлеченности и инициативе детей подростков и юношества с одной стороны и их поощрении...
27805. Ресоциализация 32.5 KB
  в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры которая до сих пор для него имела исключительную значимость. В это время становится очевидной инерционность прежних социальных установок подростка оценок его поведения общественного мнения в школе в кругу друзей. Коррекция имеет следующие функции: восстановительную предполагающую восстановление тех положительных качеств которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости обращение к памяти подростка о его добрых делах; ...
27806. Социально - психологический портрет современного подростка 32.5 KB
  Подростковый возраст как наиболее сложный этап в развитии ребенка Подростковый возраст период жизни человека от детства к юности в традиционной классификации от 1112 до 1415 лет. [11] Подростковый возраст протекает очень бурно самый затяжной и самый острый. Можно говорить о трех кризисах которые сливаются воедино и переживаются подростками а значит о трех группах причин которые делают возраст труднее. Возрастает контроль над инстинктом эмоциями.
27808. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ В ОБЛАСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 26.49 KB
  Этические нормы устанавливают обязательные правила профессиональной психологической деятельности психологаконсультанта. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ Общие нормы Границы компетентности Психологиконсультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности которая определяется образованием формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом. Психологиконсультанты осуществляют профессиональную деятельность в новых областях или используют новые методики только после их соответствующего изучения...