4526

Изучение теодолитов. Поверки. Производство измерений

Лабораторная работа

Производство и промышленные технологии

Изучение теодолитов. Поверки. Производство измерений Цель работы: Изучить устройство, поверки теодолита Т30, принципы и порядок измерения горизонтальных и вертикальных углов с помощью теодолита. Описание и общая схема теодолита Т30 с осями...

Русский

2012-11-22

225.5 KB

33 чел.

Изучение теодолитов. Поверки. Производство измерений

Цель работы: Изучить устройство, поверки теодолита Т30, принципы и порядок измерения горизонтальных и вертикальных углов с помощью теодолита.

  1.  Описание и общая схема теодолита Т30 с осями.

1 – основание; 2 – исправительный винт цилиндрического уровня;   3, 4 – закрепительный и наводящий винты алидады; 5 – цилиндрический уровень; 6 – наводящий винт зрительной трубы; 7 – кремальера; 8 – закрепительный винт зрительной трубы; 9 – визир; 10 – окуляр зрительной трубы;   11 – окуляр отсчетного микроскопа; 12 – колонка;         13 – подставка; 14 – закрепительный винт лимба; 15 – подъемный винт.

Теодолит - это геодезический прибор, предназначенный для измерения горизонтальных и вертикальных углов.

В теодолите Т30 отсчетное приспособление выполнено в виде штрихового микроскопа, позволяющего брать отсчеты с точностью 1'.

На зрительной трубе имеется оптический визир 9, в поле зрения которого виден светлый крест. Этот крест совмещается с предметом, который должен попасть в поле зрения зрительной трубы, но изображение предмета может быть размытым (иногда его изображение вообще не будет видно). Для получения четкого изображения предмета необходимо с помощью кремальеры 7 перемещать в трубе специальную фокусирующую линзу до тех пор, пока его изображение не станет четким. Зажимные винты зрительной трубы 8 и алидады горизонтального круга 3 закрепляются, и микрометренными винтами алидады горизонтального круга 4 и зрительной трубы 6 центр сетки нитей наводится на предмет. Отчетливость изображения сетки нитей получают вращением диоптрийного кольца окуляра трубы 10.

В теодолите Т30 подставка 13 жестко скреплена с основанием 1, служащим одновременно донцем футляра, что позволяет закрывать теодолит футляром, не снимая его со штатива. Ось вращения теодолита устанавливается в отвесное положение с помощью подъемных винтов 15 и цилиндрического уровня при алидаде горизонтального круга 5.

В теодолитах Т30 имеется только один цилиндрический уровень при алидаде горизонтального круга 5, который прикрепляется к подставке зрительной трубы параллельно визирной плоскости. Положение уровня изменяется юстировочными (исправительными) винтами 2. При алидаде вертикального круга уровня нет.

  1.  Описание отсчетных устройств Т30 и 2Т30. 

В штриховом микроскопе в середине поля зрения виден штрих, относительно которого осуществляется отсчет по лимбу. Цена деления лимба составляет 10 угловых минут, т.е. градус разделен на шесть частей. Число минут оценивается на глаз. Точность отсчета составляет 1'.

В шкаловом микроскопе в поле зрения видна шкала, размер которой соответствует цене деления лимба. Для теодолита технической точности размер шкалы и цена деления лимба равны 60'. Шкала разделена на двенадцать частей и цена ее деления составляет 5 угловых минут. Если перед числом градусов знака минус нет, отсчет производится по шкале, где перед цифрами от 0 до 6 знака минус нет, в направлении слева направо. Если перед числом градусов стоит знак минус, в этом случае минуты отсчитываются по шкале вертикального круга, где перед цифрами от 0 до 6 стоит знак минус в направлении справа налево. Десятые доли минуты берутся на глаз с точностью до 30''.

Поле зрения штрихового микроскопа с отсчетами:

а) 14º14΄ (г), +14º14΄ (в).

Поле зрения шкалового микроскопа с отсчетами:

б) (346)º(46)΄(г), -14º14΄ (в).

3. Поверки теодолита.

Поверка цилиндрического уровня. Ось цилиндрического уровня при алидаде горизонтального круга должна быть перпендикулярна к вертикальной оси вращения теодолита. В результате поверки пузырек уровня отклонился на 0,5 деления уровня, то ось уровня перпендикулярна к оси вращения теодолита (условие выполнено).

Поверка положения сетки нитей. Сетка нитей должна быть установлена так, чтобы горизонтальная нить сетки была перпендикулярна оси вращения теодолита (линии отвеса), а вертикальная нить была параллельна оси вращения теодолита. Смещения изображения нити отвеса не замечено: условие выполнено.

Определение и устранение коллимационной ошибки. Визирная ось зрительной трубы CD должна быть перпендикулярна к горизонтальной оси ее вращения AB.

КП1 = 242º  21΄.  

КЛ1 =  62º  23΄.

С1== 1΄.

Полученная  коллимационная ошибка не превышает двойной точности отсчетного приспособления (2t) теодолита Т30 (2΄).

КП2= 258º 43΄.

КЛ2 = 78º 41΄.

С2=  = 1΄.

Полученная  коллимационная ошибка не превышает двойной точности отсчетного приспособления.

Определение места нуля вертикального круга. Место нуля (МО) – это отсчет по лимбу вертикального круга, соответствующий горизонтальному положению визирной оси зрительной трубы и отвесному положению вертикальной оси теодолита:

КП1= 242º 21΄.

КЛ1= 62º 23΄.

МО1 = 0,5 (КЛ1+КП1+180º) =242º 22΄.

КП2= 258º 43΄.

КЛ2 = 78º 41΄.

МО2 = 0,5 (КЛ2+КП2+180º) = 258º 42΄.

4. Ведомость измерения горизонтальных и вертикальных углов способом приемов и его суть.

Прием измерения угла состоит из двух полуприемов: измерение угла при положении вертикального круга справа от наблюдателя «КП» и слева от наблюдателя «КЛ».

Журнал измерения углов

№ станции

№ точ. набл.

Отсчет

Горизонтальный угол

Среднее значение гор. угла

Место нуля

Угол наклона

По горизонтальному кругу

По вертикальному кругу

º

΄

º

΄

º

΄

º

΄

º

΄

º

΄

1

КЛ2

78

41

168

29

16

08

16

15

242

22

-180

29

КЛ1

62

23

167

41

КП2

258

43

11

38

16

22

КП1

242

21

12

20

258

42

-180

1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53427. Таблицы сложения и вычитания числа 9. Периметр четырехугольника. Изготовление кораблика способом оригами 180.5 KB
  Трудовое обучение: продолжать знакомить учеников с оригами как видом искусства; учить изготавливать кораблик способом складывания и перегибания бумаги; развивать внимание усидчивость умение работать по технологической карте; воспитывать усидчивость старательность. Как называется эта геометрическая фигура четырехугольник Работа по таблице четырехугольники.
53428. Весна прийшла. Вірш Л.Українки «Вишеньки». Виготовлення сувеніру для мами 76.5 KB
  Мета: вчити учнів виготовляти сувеніри і розвивати вміння самостійно добирати розмір колір матеріал працювати з поролоном і картоном; формувати емоційно-позитивне ставлення до художнього образу вишні; поглибити кявлення про народні звичаї та повіря; розвивати звязне мовлення творчість мислення естетичний смак; виховувати любов до мами почуття вдячності і шанобливе ставлення повагу гордість за рідну матусю бажання...
53429. Життя в добрі 3.65 MB
  Так би і померла та людина, аби тою дорогою не проїздив самарянин. Треба відмітити, що євреї не любили самарян. Вони не розмовляли з самарянами і навіть не пускали їх у свій храм для поклоніння Богу. Але коли самарянин побачив пораненого єврея, то не став згадувати про це.
53430. Математична подорож на Південний берег Криму 722 KB
  На тему: Математична подорож на Південний берег Криму. Математичнаподорож на Південний берег Криму. Ознайомити учнів з географічним положенням рослинним та тваринним світом Південного берега Криму розширювати та збагачувати знання дітей про природу виховувати любов до природи та бережливе ставлення до її багатств. Обладнання: фізична карта України гербарій рослин Південного берега Криму мультимедійні засоби навчання малюнки підручники: 1 Богданович М.
53431. Хімічна промисловість 91.5 KB
  Мета уроку: навчальна: Дати характеристику галузевої структури промисловості пояснити чинники розміщення різних типів підприємств визначити взаємозвязки хімічної промисловості з іншими ознайомити учнів зі зразками полімерів продуктами хімічної промисловості пояснити хімічні процеси які відбуваються під час промислового синтезу речовин; розвивальна: розвивати память логічне мислення уміння нестандартного...
53432. Аналогії між літературними та математичними об’єктами 745 KB
  Вчитель математики: Іноді мені доводиться чути від учнів думку що не кожному з вас у подальшому житті знадобляться знання з математики. Перевірка домашнього завдання 5 хвилин Вчитель літератури: Спочатку перевіримо домашнє завдання: вам потрібно було підібрати прислівя в яких указувалося б на кількісні відношення. Команди по черзі називають прислівя з числами; вчитель математики на дошці записує бали кожній команді.
53433. Правописание числительных – орфография на уроках математики 10.34 MB
  Сейчас вы уже знаете что имена числительные являются словесным выражением цифр и чисел. Теоретическая разминка по русскому языку Теоретическая разминка по математике Закончить предложение: Сумма двух отрицательных чисел Сумма двух противоположных чисел равняется Если произведение чисел положительное число то множители имеют Если произведение чисел отрицательное число то множители имеют Если произведение равно нулю то Любая теория важна для практики.
53434. Интеграция на уроках музыки 42.5 KB
  Интеграция уроков музыки и развития речи обеспечивает межпредметную связь и раскрывает взаимосвязь человека и искусства. Что же такое интеграция Вот как это понятие трактуется в логическом словаресправочнике Н. Кондакова: Интеграция это объединение в целом какихлибо частей элементов.
53435. Диффузия – основа жизни 38 KB
  Однако разрозненные знания не позволяют создать целостную картину мира поэтому основная задача нашего урока показать взаимосвязь казалось бы таких разных наук как физика и биология при изучении такого распространенного явления как диффузия. Дать определения понятиям осмос и диффузия. Какой процесс имел место а тургор б диффузия в осмос 6.