4526

Изучение теодолитов. Поверки. Производство измерений

Лабораторная работа

Производство и промышленные технологии

Изучение теодолитов. Поверки. Производство измерений Цель работы: Изучить устройство, поверки теодолита Т30, принципы и порядок измерения горизонтальных и вертикальных углов с помощью теодолита. Описание и общая схема теодолита Т30 с осями...

Русский

2012-11-22

225.5 KB

33 чел.

Изучение теодолитов. Поверки. Производство измерений

Цель работы: Изучить устройство, поверки теодолита Т30, принципы и порядок измерения горизонтальных и вертикальных углов с помощью теодолита.

  1.  Описание и общая схема теодолита Т30 с осями.

1 – основание; 2 – исправительный винт цилиндрического уровня;   3, 4 – закрепительный и наводящий винты алидады; 5 – цилиндрический уровень; 6 – наводящий винт зрительной трубы; 7 – кремальера; 8 – закрепительный винт зрительной трубы; 9 – визир; 10 – окуляр зрительной трубы;   11 – окуляр отсчетного микроскопа; 12 – колонка;         13 – подставка; 14 – закрепительный винт лимба; 15 – подъемный винт.

Теодолит - это геодезический прибор, предназначенный для измерения горизонтальных и вертикальных углов.

В теодолите Т30 отсчетное приспособление выполнено в виде штрихового микроскопа, позволяющего брать отсчеты с точностью 1'.

На зрительной трубе имеется оптический визир 9, в поле зрения которого виден светлый крест. Этот крест совмещается с предметом, который должен попасть в поле зрения зрительной трубы, но изображение предмета может быть размытым (иногда его изображение вообще не будет видно). Для получения четкого изображения предмета необходимо с помощью кремальеры 7 перемещать в трубе специальную фокусирующую линзу до тех пор, пока его изображение не станет четким. Зажимные винты зрительной трубы 8 и алидады горизонтального круга 3 закрепляются, и микрометренными винтами алидады горизонтального круга 4 и зрительной трубы 6 центр сетки нитей наводится на предмет. Отчетливость изображения сетки нитей получают вращением диоптрийного кольца окуляра трубы 10.

В теодолите Т30 подставка 13 жестко скреплена с основанием 1, служащим одновременно донцем футляра, что позволяет закрывать теодолит футляром, не снимая его со штатива. Ось вращения теодолита устанавливается в отвесное положение с помощью подъемных винтов 15 и цилиндрического уровня при алидаде горизонтального круга 5.

В теодолитах Т30 имеется только один цилиндрический уровень при алидаде горизонтального круга 5, который прикрепляется к подставке зрительной трубы параллельно визирной плоскости. Положение уровня изменяется юстировочными (исправительными) винтами 2. При алидаде вертикального круга уровня нет.

  1.  Описание отсчетных устройств Т30 и 2Т30. 

В штриховом микроскопе в середине поля зрения виден штрих, относительно которого осуществляется отсчет по лимбу. Цена деления лимба составляет 10 угловых минут, т.е. градус разделен на шесть частей. Число минут оценивается на глаз. Точность отсчета составляет 1'.

В шкаловом микроскопе в поле зрения видна шкала, размер которой соответствует цене деления лимба. Для теодолита технической точности размер шкалы и цена деления лимба равны 60'. Шкала разделена на двенадцать частей и цена ее деления составляет 5 угловых минут. Если перед числом градусов знака минус нет, отсчет производится по шкале, где перед цифрами от 0 до 6 знака минус нет, в направлении слева направо. Если перед числом градусов стоит знак минус, в этом случае минуты отсчитываются по шкале вертикального круга, где перед цифрами от 0 до 6 стоит знак минус в направлении справа налево. Десятые доли минуты берутся на глаз с точностью до 30''.

Поле зрения штрихового микроскопа с отсчетами:

а) 14º14΄ (г), +14º14΄ (в).

Поле зрения шкалового микроскопа с отсчетами:

б) (346)º(46)΄(г), -14º14΄ (в).

3. Поверки теодолита.

Поверка цилиндрического уровня. Ось цилиндрического уровня при алидаде горизонтального круга должна быть перпендикулярна к вертикальной оси вращения теодолита. В результате поверки пузырек уровня отклонился на 0,5 деления уровня, то ось уровня перпендикулярна к оси вращения теодолита (условие выполнено).

Поверка положения сетки нитей. Сетка нитей должна быть установлена так, чтобы горизонтальная нить сетки была перпендикулярна оси вращения теодолита (линии отвеса), а вертикальная нить была параллельна оси вращения теодолита. Смещения изображения нити отвеса не замечено: условие выполнено.

Определение и устранение коллимационной ошибки. Визирная ось зрительной трубы CD должна быть перпендикулярна к горизонтальной оси ее вращения AB.

КП1 = 242º  21΄.  

КЛ1 =  62º  23΄.

С1== 1΄.

Полученная  коллимационная ошибка не превышает двойной точности отсчетного приспособления (2t) теодолита Т30 (2΄).

КП2= 258º 43΄.

КЛ2 = 78º 41΄.

С2=  = 1΄.

Полученная  коллимационная ошибка не превышает двойной точности отсчетного приспособления.

Определение места нуля вертикального круга. Место нуля (МО) – это отсчет по лимбу вертикального круга, соответствующий горизонтальному положению визирной оси зрительной трубы и отвесному положению вертикальной оси теодолита:

КП1= 242º 21΄.

КЛ1= 62º 23΄.

МО1 = 0,5 (КЛ1+КП1+180º) =242º 22΄.

КП2= 258º 43΄.

КЛ2 = 78º 41΄.

МО2 = 0,5 (КЛ2+КП2+180º) = 258º 42΄.

4. Ведомость измерения горизонтальных и вертикальных углов способом приемов и его суть.

Прием измерения угла состоит из двух полуприемов: измерение угла при положении вертикального круга справа от наблюдателя «КП» и слева от наблюдателя «КЛ».

Журнал измерения углов

№ станции

№ точ. набл.

Отсчет

Горизонтальный угол

Среднее значение гор. угла

Место нуля

Угол наклона

По горизонтальному кругу

По вертикальному кругу

º

΄

º

΄

º

΄

º

΄

º

΄

º

΄

1

КЛ2

78

41

168

29

16

08

16

15

242

22

-180

29

КЛ1

62

23

167

41

КП2

258

43

11

38

16

22

КП1

242

21

12

20

258

42

-180

1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52981. ФИЗИЧЕСКАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» 72.5 KB
  Ребята! Сегодня мы снова встречаемся в этом зале с вами на игре «Счастливый случай». В игре принимают участие команда 11-А класса (название) и команда 11-Б класса (название). Прошу команды занять свои места. ( Команды под музыку занимают свои места в зале).
52982. Круглий стіл «Фізика за чайним столом» 106.5 KB
  Вчитель: Ми з вами часто стикаємося з багатьма звичними речами але знаємо про них мало а деколи навіть не можемо відповісти на найпростіші запитання про фізичні явища які з цими предметами повязані. Але учні також один одному можуть ставити питання які їх цікавлять Вчитель: Перед вами на столі стоять блискучі самовари. 1 Вчитель: А чому у самовара ручки деревяні або пластмасові Учень: Дерево або пластмаса поганий провідник тепла порівняно з металом. Вчитель: Ви помітили що підставивши чашки або склянки до носика самовара вони...
52984. Внеклассное мероприятие по физике «Лирическая физика» 64.5 KB
  1 конкурс Разминка Разминка физическая Кто открыл явление инерции Из чего состоят молекулы Прибор для измерения массы тела Основная единица измерения силы В каком городе жил Архимед Состояние вещества если молекулы расположены в строгом порядке Научные предположения о чем либо Основная единица количества теплоты Плотность чистой воды Какую физическую величину измеряют мензуркой Как называют изменение формы или размеров тела Как называется процесс превращения пара в жидкость Основная единица...
52985. Взаємодія тіл 1.18 MB
  Запропоновані тестові завдання можуть бути використані як для поточної перевірки знань учнів, так і для тематичних атестацій. Задачі і завдання підібрані різних типів - розрахункові, графічні, якісні, задачі-малюнки, умова яких задається за допомогою малюнка, графіка, фотографії.
52987. Компетентнісний підхід у викладанні фізики 105.5 KB
  Ключові компетенції включають в себе вміння виконувати цілісну ясну грамотну дію вирішувати реальну ситуацію задачу. У зв'язку з цим можна виділити навички та вміння які повинні виникнути у студентів: володіння інформаційними технологіями уміння їх застосовувати збір і обробка необхідної інформації; здатність вчитися все життя це основа безперервної підготовки в професійному плані а також в особистому і суспільному житті; вміння спілкуватися поважати один одного здатність жити з людьми інших культур мов і релігій. Це призводить...
52988. Методичні рекомендації з проведення навчального експерименту в системі вивчення фізики в середній школі 170.5 KB
  Методичні рекомендації з проведення навчального експерименту в системі вивчення фізики в середній школі м. Система шкільного експерименту з фізики. Роль експерименту в процесі вивчення фізики в школі.
52989. ФОРМУВАННЯ САМООСВІТНЬОЇ КОМПЕТЕНТНОСТІ УЧНІВ ЗАСОБАМИ ФІЗИКИ 103 KB
  Модель випускника готового до самоосвіти Засоби організації самоосвітньої діяльності учнів Памятки раціональної організації навчальної роботи школяра як розвязати задачу як здійснити перевірку розвязків задачі робота з підручником фізики складання плану відповіді з фізики як скласти конспект як готувати доповідь реферат як працювати з додатковою літературою як готувати домашнє завдання як виконувати письмову домашню роботу Зразки тестів та контрольних робіт для перевірки навчальних досягнень...