45292

Оценка показателей качества. Методы оценки показателей качества: контрольных вызовов, анализа статистики. Расчет показателей качества: P, R, Q. Модель определения параметров качества услуг. Расчет показателей QoS: NA, SA, ST, SpQ, CCR

Доклад

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Оценочные испытания могут проводиться контролирующими органами лабораториями и центрами сертификации а также операторами связи. Оценочные испытания могут проводиться контролирующими органами лабораториями и центрами сертификации а также операторами связи. Контролирующими органами с целью проверки деятельности оператора и повышения качества услуг связи периодически. Проверяется соответствие значений показателей качества нормальному уровню в России устанавливается нормативными документами Министерства информационных технологий и связи РФ.

Русский

2013-11-16

224.93 KB

21 чел.

20. Оценка показателей качества. Методы оценки показателей качества: контрольных вызовов, анализа статистики. Расчет показателей качества: P, R, Q. Модель определения параметров качества услуг. Расчет показателей QoS: NA, SA, ST, SpQ, CCR.

Оценка показателей качества

Все показатели качества предоставления услуг и способы их расчета основаны на эксплуатационных измерениях. Это означает, что эти измерения должны проводиться с учетом требований со стороны конечного пользователя.

Считается, что конечный потребитель (абонент) умеет пользоваться своим мобильным телефоном и той услугой, которую он хочет получить (оценка параметров работоспособности самого устройства в данном случае не производится).

При измерениях параметров качества предполагается, что:

  1. услуга находится в состоянии готовности и ее получение не запрещено по какой-либо причине;
  2. маршрутизация выполнена правильно и без ошибок;
  3.  оборудование пользователя па другом конце маршрута в цепочке «конечный пользователь — конечный пользователь» готово ответить на вызов.

Результаты измерений качества передачи речи должны быть обработаны с использованием соответствующих методов статистического анализа, установленных международными стандартами, только для тех соединений, которые были успешно выполнены. Данные по неудачным вызовам тоже сохраняются для дополнительных расчетов.

Оценочные испытания могут проводиться контролирующими органами, лабораториями и центрами сертификации, а также операторами связи. Оценочные испытания могут проводиться контролирующими органами, лабораториями и центрами сертификации, а также операторами связи. При этом оценочные испытания проводятся:       .

  1.  Контролирующими органами с целью проверки деятельности оператора и повышения качества услуг связи периодически. Проверяется соответствие значений показателей качества нормальному уровню (в России устанавливается нормативными документами Министерства информационных технологий и связи РФ).
  2.  Лабораториями и центрами сертификации при добровольной сертификации услуг - с целью подтверждения уровня качества. Испытания проводятся во время сертификации и при осуществлении инспекционного контроля.
  3.  Оператором связи с целью контроля стабильности соответствия значений показателей качества услуг нормативным значениям, установленным руководящими документами (внутренний аудит).

Методы оценки показателей качества

Методы оценки показателей качества, методики проведения контроля при проведении сертификационных испытаний и при проведении внутреннего аудита оператором сети базируются на методиках, рекомендованных Министерством информационных технологий и связи РФ. Оценочные испытания при проведении контрольных испытаний и добровольной сертификации проводятся по техническим и организационным показателям качества услуг.

Испытания могут проводиться по двум уровням качества:

  1. Нормальному уровню - уровню, необходимому для обеспечения качества услуг; соответствие проверяется органами Госсвязьнадзора. Если проверка показала, что значения показателей качества соответствуют нормальному уровню, то считается, что данная сеть связи обеспечивает нормальный уровень качества обслуживания.

Иначе сертификат по качеству не выдается.

Нормативные значения показателей качества для нормального уровня устанавливаются руководящими документами Министерства информационных технологий и связи РФ и принимаются на основе статистических данных операторских компаний.

  1. Высокому уровню - уровню, рекомендуемому для повышения качества услуг; проверяется органами добровольной сертификации услуг. Нормативные значения для высокого уровня показателей качества устанавливаются документами Министерства информационных технологий и связи РФ и принимаются на основе международных стандартов. Если результаты внутреннего аудита и проверка показали, что значения показателей качества соответствуют высокому уровню, то считается, что данная сеть связи обеспечивает высокий уровень качества обслуживания.

Иначе сертификат по качеству не выдается.

Метод контрольных вызовов

При проведении оценочных испытаний контролирующими органами, лабораториями и центрами сертификации, основным методом испытаний является метод контрольных вызовов.

Контрольный вызов — вызов, инициируемый при испытании специализированными техническими средствами.

При проведении испытаний оцениваются доля неуспешных вызовов от общего числа вызовов и доля вызовов, окончившихся разъединением установленного соединения не по инициативе абонента.

Применяемые при испытаниях средства измерений, попадающие в сферу государственного метрологического контроля и надзора, должны быть сертифицированы в системе сертификации «Электросвязь».

Продолжительность испытаний определяется организацией, проводящей испытания, согласуется с оператором мобильной связи и зависит от емкости сети и лицензионной территории обслуживания оператора мобильной связи.

Программа проведения сертификационных испытаний должна содержать пункты, перечисленные ниже.

  1. Название компании-оператора мобильной связи, лицензионная территория обслуживания, виды нумерации, количество абонентов, подключенных к его сети, диапазон используемых частот, стандарт.
  2. Организационно-техническая структура сети, тип используемого оборудования (включая количество базовых станций и центров коммутации мобильной связи).
  3. Организация сбора и обработки данных статотчетности по данному документу.
  4. Перечень оцениваемых показателей качества услуг.
  5. Перечень измерительного оборудования (тип оборудования, владелец оборудования, срок аттестации).
  6. График проведения сертификационных испытаний (дата начала и окончания испытаний, периодичность фиксации информации, продолжительность сеансов испытаний).
  7. План проведения сертификационных испытаний, который содержит перечень объектов испытаний, перечень направлений связи для проведения контрольных вызовов, количество контрольных вызовов и маршрут передвижения.

Контрольные вызовы должны обеспечивать возможность оценки показателей качества для соединений в трех направлениях:

  1. Внутренних направлениях сети мобильной связи с учетом всех возможных маршрутов установления соединения (между двумя абонентами сети мобильной связи),
  2. Направлениях от мобильной сети к местной ТфОП с учетом всех возможных маршрутов установления соединения через мобильную сеть (между абонентами мобильной сети и ТфОП), включая направления на узлы спецслужб.
  3. Направлениях от мобильной сети к АМТС ТфОП с учетом всех возможных маршрутов установления соединения через мобильную сеть (между абонентами мобильной сети и АМТС ТфОП).

Все направления связи должны быть протестированы за период, регламентированный программой испытаний, не менее одного раза. Контрольные вызовы производятся с абонентской станции и наблюдаются на центре коммутации (ЦК мобильной связи). По результатам испытаний составляется протокол. По результатам испытаний, на основании анализа протокола, составляется акт о соответствии сети мобильной связи определенному документами уровню качества услуг.

Требуемое количество контрольных вызовов определяется для каждого оцениваемого показателя качества в зависимости от выбранной точности оценки и нормативного значения измеряемого показателя качества в соответствии с табл. 2.5.

 В случае автоматизированной проверки должна быть обеспечена точность не менее 10 %. В случае неавтоматизированной (ручной) проверки должна быть обеспечена точность не менее 20 % .Количество возможных маршрутов соединений зависит от структуры сети.

1.Внутри мобильной сети

2.Мобильная сеть-ТфОП

3.Мобильная сеть-АМТС

Потом протокол и акт.

Метод анализа статистики по показателям качества

В основе организации процессов оценки и управления качеством услуг лежит собственный или внутренний аудит. При этом работа начинается с определения новых потребностей абонентов, представляющих тот или иной сектор телекоммуникационного рынка. Регулятор (администрация связи), со своей стороны, также контролирует качество услуг связи операторов. Внутренний аудит проводится постоянно, в соответствии с графиком проведения аудита в компании. Оценочные испытания должны охватывать все этапы жизненного цикла организационно-технического процесса предоставления услуг. Объектами испытаний являются все ЦК и БС сети оператора. Оцениваются все направления маршрутов и все жизненные циклы.

При оценке показателей удовлетворенности абонентов применяются либо методики оценки анализа и расчета, либо методики опроса абонентов в соответствии с внутренними регламентирующими документами операторской компании.

В случае если показатели удовлетворенности абонентов ниже нормативных значений, то определяют, на какой из этапов жизненного цикла процесса предоставления услуг приходится наибольшее количество жалоб и на какой из аспектов. По результатам проведения внутреннего аудита составляется протокол, определяется и утверждается перечень работ по устранению выявленных недостатков.

Для оценки качества связи используются, как правило, международные системы показателей качества и методики их оценки. Часто целью внутреннего аудита является оценка показателей качества в определенном сегменте деятельности компании-оператора. Например, для определения производительности сети и выявления «узких» мест используется несколько групп индикаторов:

  1. ключевые индикаторы качества (KPI);
  2. индикаторы, являющиеся составными частями KPI;
  3. составные части доли сорванных звонков (Call Drop) на управляющем канале и канале трафика;
  4. дополнительные индикаторы.

К ключевым индикаторам качества относится доля вызовов, окончившихся разъединением установленного соединения не по инициативе абонента, и средний интервал между обрывами связи. Ключевые индикаторы отражают общее состояние сети. Процент неуспешных соединений используется в качестве главного индикатора ранжирования сетей. Два других индикатора отражают состояние сети по двум главным фазам звонка: установлению соединения с сетью и качеству соединения в процессе разговора. Сокращение времени разговоров, в том числе из-за ухудшения качества связи, и обрывы соединений ведут к понижению значений этих индикаторов. Индикаторы, являющиеся составными частями KPI, позволяют оценить степень перегрузок в сети и стабильность установленных соединений на различных фазах мобильного соединения с сетью. Индикаторы третьей группы служат для анализа роли различных факторов (проблемы на радиоканале, проблемы с оборудованием и ПО) в разрыве мобильного соединения с сетью. И наконец, дополнительные индикаторы характеризуют такие параметры, как средняя и максимальная нагрузка в сети, техническая емкость сети и среднее время разговоров.

Расчет показателей качества: P, R, Q.

Все показатели качества рассчитываются по результатам проведения оценочных испытаний и нормируются.

Значение общего суммарного числа контрольных вызовов за все сеансы испытаний N рассчитывается для каждого направления связи, указанного в программе испытаний. ВСЕ результаты расчета заносятся в таблицу результатов обработки данных испытаний.

  1.  Доля неуспешных вызовов Р0 оценивается по данным испытаний числа успешных и неуспешных вызовов, создаваемых абонентами сети мобильной связи в направлении абонентов сети мобильной связи и абонентов ТфОП.

 где Q - общее суммарное число неуспешных контрольных вызовов за все сеансы испытаний.

  1. Значение Q определяется по методике измерений для каждого направления связи, указанного в программе испытаний.
  2.  Доля вызовов с преждевременным разъединением установленного соединения Рp оценивается по данным испытаний числа успешных вызовов и вызовов с преждевременным разъединением, создаваемых абонентами сети мобильной связи в направлении абонентов сети мобильной связи и абонентов ТфОП.

 где R - общее суммарное число контрольных вызовов с преждевременным разъединением за все сеансы испытаний. Значение R определяется по   методике   измерений  для   каждого   направления   связи,  указанного в программе испытаний.

  1.  Доля вызовов, не удовлетворяющих нормативам по качеству передачи речи, - Rп оценивается по данным испытаний числа вызовов с удовлетворительным и неудовлетворительным качеством передачи речи, создаваемых абонентами сети мобильной связи в направлении абонентов сети мобильной связи и абонентов ТфОП.

 где Nпр - общее суммарное число контрольных вызовов, не удовлетворяющих нормативам по качеству передачи речи, за все сеансы испытаний.

  1.  Доля вызовов, не удовлетворяющих нормативам по величине времени задержки сигнала ответа, - QЗСО оценивается по данным испытаний числа вызовов с удовлетворительным и неудовлетворительным временем задержки сигнала ответа, создаваемых абонентами сети мобильной связи в направлении абонентов сети мобильной связи и абонентов ТфОП.

Значение показателя, выраженное в процентах, определяется по формуле     .     _-         ;;       где N3B — общее суммарное число контрольных вызовов, не удовлетворяющих нормативам по величине времени задержки вызова, за все сеансы испытаний.

  1.  Коэффициент восстановления связи – РBC рассчитывается как отношение числа заявок на восстановление связи, выполненных в нормативные сроки, к общему числу выполненных заявок на восстановление связи по формуле

где NKB - количество заявок, выполненных в контрольные сроки; NB -обшее количество выполненных заявок.

  1.  Доля неправильно тарифицированных соединений — РНТ, выраженное в процентах, определяется по формуле

де NНТ - количество неправильно тарифицированных соединений; NC -общее количество счетов.

  1.  Показатель удовлетворенности  организационными  аспектами  обслуживания определяется по формуле

где Nорг.жалоб - количество жалоб на организационные аспекты обслуживания; NАБ.СЕТИ - количество абонентов в сети, зарегистрированных к моменту произведения расчета.

  1.  Показатель удовлетворенности техническими аспектами обслуживания определяется но формуле

где Nтех.жалоб - количество жалоб на технические аспекты обслуживания; . NАБ.СЕТИ - количество абонентов в сети, зарегистрированных к моменту произведения расчета.

Модель определения параметров качества услуг

Модель, используемая для расчета параметров качества предоставляемых услуг сетей подвижной связи, представлена на рис. 2.3. Модель имеет 3 уровня взаимодействия конечного пользователя с сетью связи. Первый уровень определяет качество услуг на этапе доступа к сети конечного пользователя, что является основным требованием при рассмотрении всех прочих аспектов и параметров QoS. Параметром, используемым на этом уровне модели, является параметр QoS, называемый доступностью сети. Второй уровень модели определяет доступ к услуге, целостность и непрерывность услуги. На третьем уровне находятся совокупность конкретных услуг связи, предоставляемых оператором сети мобильной связи. Они определяют соответствующие параметры оценки QoS с точки зрения конечного пользователя. Взаимоотношения абонентов в этой модели выражены сценарием «абонент А вызывает абонента В». 

продолжение ниже:

Расчет показателей QoS: NA, SA, ST, SpQ, CCR.

  1.  Доступность сети с коммутацией каналов Network Accessibility Circuit Switched (NA-CS), представляет собой вероятность того, что конечному пользователю сети с коммутацией канатов будут предложены услуги мобильной связи посредством появления индикатора требуемой сети на дисплее абонентского устройства в режиме ожидания (in idle mode).

ЧУИВ – число успешно измерительных выборок, ЧИВ – число всех измерительных выборок

  1.  Доступность сети с коммутацией пакетов Network Accessibility Packet Switched (NA-PS) вероятность того, что конечному пользователю сети с коммутацией пакетов будут предложены услуги мобильной связи посредством появления индикатора требуемой сети на дисплее абонентского устройства при его работе во вспомогательном режиме (in standby mode).

 ЧУИВ+GPRS – число успешно измерительных и GPRS выборок

  1.  Доступ к услуге речевой телефонии Service Accessibility Telephony (SA-T), (SA-T), характеризует вероятность того, что конечный пользователь по запросу может получить доступ к услуге подвижной телефонии, которая ему предлагается посредством отображения индикатора сети на дисплее абонентского устройства  ЧУПВ – число успешно попыток выборок, ЧПВ – число попыток выборок
  2.  Время установления телефонного соединения Setup Time Telephony (ST-T), представляющее собой интервал времени между отправкой полных адресных данных и получением уведомления об установлении соединения  где t2 момент времени установления соединения (например, когда испытательное оборудование обнаруживает сигнал занятости абонента); t1 -момент времени, когда пользователь нажал на кнопку «Вызов» абонентского устройства.
  3.  Качество передачи речи Полноту услуг определяет показатель качество передачи речи, Speech Quality (SpQ), который представляет собой количественную меру качества передачи речи между конечными пользователями для услуг телефонии в сети подвижной связи в среднем на один вызов.

MOS-Mean Opinion Score – средняя экспертная оценка.

  1.  Доля успешных вызовов телефонии в сети мобильной связи с коммутацией каналов Непрерывность услуги характеризует Call Completion Ratio circuit switched (CCR-CS-T). CCR-CS-T представляет собой вероятность того, что полученная в результате завершенного соединения услуга телефонии реализуется в течение заранее определенного времени до чех пор, пока она не прекращается намеренно абонентом А или абонентом В,

ЧНЗВ – число намеренно завершенных вызовов; ЧУПВ – число успешных попыток выборок


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30692. Черты драмы и трагедии в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Роль второстепенных персонажей в художественной структуре пьесы 13.41 KB
  Роль второстепенных персонажей в художественной структуре пьесы. Такая популярность и актуальность пьесы объясняется тем что в Грозе сочетаются черты социальнобытовой драмы и высокой трагедии. В центре сюжета пьесы конфликт чувства и долга в душе главной героини Катерины Кабановой. Но еще Добролюбов указывал на то что на протяжении всей пьесы читатели думают не о любовной интриге а обо всей жизни.
30693. Анализ стихотворения Шепот, робкое дыханье 13.34 KB
  Любимая пора влюбленных ночь: Свет ночной ночные тени Стихотворение начинается с появления самих героев: Шепот робкоедыханье. И не случайно со слова шепот ведь ночью нельзя кричать тем более насвидании. Чувства героев развиваются от шепота и робкого дыханья к рядуволшебных изменений милого лица.
30694. «Отцы и дети» в одноименном романе И.С. Тургенева 14.14 KB
  Все эти новомодные веяния вызывают у Кирсанова возмущение и гнев. Все слова Кирсанова лишь слова так как не подкреплены никаким действием. Базарову человеку стремительному деятельному претит все из чего состоит Кирсанов.В финале романа мы узнаем что Кирсанов переехал в Германию и что сами немцы принимают его за англичанина.
30695. Типы носителей информации и их особенности 109.15 KB
  В современном обществе, где информация проблема носителей информации встала очень остро, так как объемы информации, генерируемые пользователями, возрастают в геометрической прогрессии.
30696. Мотив дороги в произведениях отечественной классики 19 века 25.31 KB
  Есенина Мотив дороги звучит в двух значительнейших произведениях 19 века. Образ дороги в этом произведении не выходит на первый план. Образ дороги здесь традиционный символ жизненного пути.
30697. Стихотворное новаторство В.В. Маяковского. Чтение наизусть и анализ стихотворения «А вы могли бы?» 12.76 KB
  Чтение наизусть и анализ стихотворения А вы могли бы. Тема этого стихотворения желание и способность лирического героя изменить в корне обыденную ни чем не примечательную жизнь причем сделать это так как никто другой и не подумал бы. Идея же заключается в названии стихотворения и в последних строках:А вы ноктюрн сыграть могли быНа флейте водосточных трубКаждая строка этого стихотворения вызов каждое слово экспрессивно и ярко; при своей лаконичности стихотворение оставляет более глубокое впечатление чем многие более длинные...
30698. Психологизм изображения внутреннего мира личности в лирике А.А.Ахматовой (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Земное и вечное в стихотворении «Приморский сонет» 15.95 KB
  Облик героини поэзии Ахматовой предстает в житейской простоте но в нем заключается пафос сильной личности. Ее лирическая героиня не отражает персональной судьбы Ахматовой а отражает проявление женской доли женского голоса. Предметный мир воспринимается уже в ином виде: три ступеньки кажутся вечностью любимый прием Ахматовой оксюморон темный дом свечи горевшие равнодушножелтым огнем. То в образе лирической героини проступают черты самой Ахматовой которая не верит что все происходит именно с ней насмешницей любимицей всех...
30699. Стихотворение А. Блока «Незнакомка» 12.25 KB
  Блока Незнакомка Тема страшного мира звучит в третьем томе стихотворений А. Это лишь внешняя видимая сторона страшного мира. При этом все зримые образы материального мира у Блока обретают символический подтекст. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке угнетенном пошлостью окружающего мира его стремлении освободиться от этого.
30700. АНАЛИЗ 1 ГЛАВЫ 1 ЧАСТИ «МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ» 20.62 KB
  Патриавшие пруды это центр Москвы давно пользующийся дурной славой Время года месяц: Весна май Время суток: Небывало жаркий закат странности возникающие в это время на Патриарших: одновременная икота литераторов; отсутствие в жаркое время отдыхающих под липами; появление прозрачного человека в клетчатом пиджаке; чувство необоснованного страха появившегося у Берлиоза...