45312

Избирательное право

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

При этом иностранные граждане могут быть наблюдателями на выборах а также на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке установленном законом иностранные граждане постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях что и граждане Российской Федерации; обязательность проведения выборов включая наличие установленных сроков...

Русский

2013-11-16

27.01 KB

1 чел.

23.

1. Избирательное право – достаточно сложное политико-правовое понятие, достаточно неоднозначно трактуемое в науке и практике.

Эта особенность касается и понятия «избирательное право». При большом количестве существующих в общественных науках определений оно используется в двух основных смыслах.

1) В первом смысле – как объективное избирательное право – это один из важнейших институтов (подотраслей) российского конституционного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов в Российской Федерации1.

2) Во втором смысле – как субъективное избирательное право – это право граждан Российской Федерации:

а) избирать (активное избирательное право) в органы государственной власти и местного самоуправления и
б) быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (пассивное избирательное право).

Принципы избирательного права – это его основополагающие начала. Существуют самые разные подходы к пониманию и классификации принципов избирательного права7, однако в учебных целях следует обратить внимание, прежде всего, на принципы избирательного права, признанные в качестве таковых в нормативно-правовых актах РФ.

Основные (конституционные) принципы избирательного права – это знаменитая «четырёххвостка» - всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

1) Принцип всеобщности избирательного права – означает, что избирательным правом наделяется как можно большее число граждан государства. Устанавливаемые ограничения должны быть минимальными и разумно обоснованными. Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии со ст. 32 и 60 Конституции РФ устанавливаются следующие требования к избирателю (лицу, обладающему активным избирательным правом):

  1.  наличие российского гражданства (существует одно исключение, о котором подробнее - ниже);
  2.  возраст не менее 18 лет (этого возраста гражданин должен достигнуть хотя бы в день голосования);
  3.  дееспособность (отсутствие признания судом недееспособным);
  4.  гражданин не должен содержаться в местах лишения свободы по приговору суда.

2) Принцип равного избирательного права – означает, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях. Например, избиратели имеют на выборах равное число голосов (в том числе более одного – при проведении выборов по смешанной избирательной системе, по многомандатным округам и т.д.).

3) Принцип прямого избирательного права – предполагает, что граждане Российской Федерации голосуют на выборах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата непосредственно.

4) Принцип тайного голосования – означает, что голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. В принципе существует и голосование открытое – оно часто применяется, например, при принятии решений коллегиальными органами государственной власти. Однако для обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателя ему предоставляется возможность проголосовать тайно – сделать соответствующую пометку в бюллетене в специальной кабинке. Проводятся и эксперименты по голосованию в электронной форме

К легальным принципам избирательного права следует отнести следующие:

  1.  свободное и добровольное участие гражданина Российской Федерации в выборах;
  2.  наличие у гражданина Российской Федерации, проживающим за пределами ее территории, всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти;
  3.  проведение выборов избирательными комиссиями как самостоятельными органами публичной власти;
  4.  открытость и гласность деятельности комиссий при подготовке и проведении выборов;
  5.  запрет участия иностранных граждан, за исключением случая, указанного в законе, лиц без гражданства, иностранных организаций в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах. При этом иностранные граждане могут быть наблюдателями на выборах, а также на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации;
  6.  обязательность проведения выборов (включая наличие установленных сроков проведения и порядка назначения выборов, единых выборных дней – как правило, второе воскресенье марта или октября).
     2. Федеральные органы исполнительной власти: виды и нормативная основа

статья  112    Конституции Российской Федерации

Федеральный конституционный законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"

Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) О СИСТЕМЕ И СТРУКТУРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Правительство РФ – высший исполнительный орган гос. власти в масштабах всей страны. Его правовое положение определяется гл. 6 КРФ и ФКЗ от 17 декабря 1997 «О Правительстве РФ».

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции).

Председатель Правительства назначается Президентом в порядке, установленном Конституцией, и освобождается им от должности. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства. Зам. Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. На членов Правительства распространяются требования о представлении в налоговые органы сведений о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Министерство РФ является ФОИВ, осуществляющим функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении федеральных служб и федеральных агентств, координирует (с 1.01.2005 г.) деятельность ГВФ. В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции контроля, надзора, правоприменительные, а также управления имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр).

Федеральная служба (ФС) является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Гос. границы России, борьбы с преступностью, общественной безопасности. ФС возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.

В объеме компетенции ФС полномочна:

издавать индивидуальные правовые акты;

выдавать лицензии;

регистрировать акты, документы, права и объекты;

вести реестры,

регистры и кадастры;

осуществлять правоприменительные функции.

ФС не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента или постановлениями Правительства, осуществлять управление гос. имуществом и оказывать гос. платные услуги.

Федеральное агентство (ФА), являясь ФОИВ в сфере своей деятельности, осуществляет функции по оказанию гос. платных услуг, за исключением функций контроля и надзора, осуществляет управление гос. имуществом. ФА возглавляет руководитель (директор), агентство может иметь статус коллегиального органа.

В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; ведет реестры. регистры и кадастры. ФА не вправе осуществлять функции нормативно-правового регулирования, контроля и надзора в сфере своей деятельности, кроме случаев, установленных указами Президента РФ.

Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности указом Президента по предложению Председателя Правительства. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством. если иное не установлено законом.

Руководители ФОИВ, подведомственных Президенту, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

В соответствии с принципом федерализма и административно-территориального деления система органов исполнительной власти включает два уровня (подсистемы) по вертикали:

федеральные органы исполнительной власти РФ;

органы исполнительной власти субъектов РФ.

3. Муниципальные правовые акты, система и юрид.хар-ра.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ

Статья 7. Муниципальные правовые акты

1. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

2. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

3. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

4. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

5. Если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.

Глава 7. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Статья 43. Система муниципальных правовых актов

1. В систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

2. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

3. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

4. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

5. Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.

6. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

7. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Статья 43.1. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов

1. Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

2. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ХАРАКТЕРИСТИКА

Муниципальный правовой акт представляет собой решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Муниципальные правовые акты, как официальные письменные документы, могут быть нормативными и ненормативными (индивидуальными). Нормативный правовой акт - это принятый (изданный) в определенном порядке официальный письменный документ, выражающий волеизъявление населения (избирателей), полномочного органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления по установлению, изменению или отмене норм права - общеобязательных правил, рассчитанных на многократное применение и адресованных неопределенному кругу лиц. Ненормативные правовые акты часто называют также актами применения права или индивидуальными правовыми актами. В известном смысле в качестве ненормативных правовых актов можно понимать действия органов местного самоуправления, должностных лиц. Если, конечно, на их основе возникают права и обязанности у конкретных участников муниципальных правовых отношений.

Система муниципальных правовых актов. Правовую основу местного самоуправления, наряду с другими источниками, составляют уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Законодатель установил, что в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Следует подчеркнуть, что муниципальные правовые акты общеобязательны только на территории соответствующих муниципальных образований. Государство санкционировало принятие на местном уровне только регулятивных актов. Муниципальные образования, их органы не вправе принимать охранительные акты, т.е. предусматривающие меры принуждения (ответственности). При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67322. Планирование машинных экспериментов с моделями систем 236 KB
  Методы планирования эксперимента на модели. Эффективность машинных экспериментов существенно зависит от выбора плана эксперимента т. проведения с ней эксперимента. При планировании машинных экспериментов возникает целый ряд проблем взаимно связанных как с особенностью функционирования моделируемого...
67323. ОСТРАЯ НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЧЕСКАЯ ИНФЕКЦИЯ. ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ. СЕПСИС, ГНОЙНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОСТЕЙ И СУСТАВОВ, ГНОЙНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ КИСТИ 354.5 KB
  Крайне редко гнойные артриты развиваются в результате гематогенного заноса возбудителей инфекции в полость сустава. При попадании возбудителей инфекции в полость сустава первоначально инфекционный процесс разворачивается в синовиальной жидкости выработка которой...
67324. Организация и методы сопровождения программных средств 287.5 KB
  Организация и методы сопровождения программных средств В процессе эксплуатации версий программного продукта у каждого пользователя могут появляться некоторые претензии к функционированию которые квалифицируются им как ошибки или дефекты эталонной базовой или собственной версии.
67325. Коди автентифікації на основі БСШ та їх властивості 411.63 KB
  Визначення та класифікація кодів автентифікації повідомлень Коди автентифікації повідомлень КАП МАС коди відомі також як коди забезпечення справжності повідомлень є криптографічними примітивами що використовуються для забезпечення цілісності та автентичності даних.
67326. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 207.5 KB
  Правотворчество государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления в результате которой формируется система законодательства. Источниками официального опубликования федеральных законов и актов палат Федерального...
67327. ВИБОРИ ТА ВИБОРЧІ СИСТЕМИ 131 KB
  Найбільш поширеною формою прямого народовладдя є вибори які на відміну від інших його форм референдумів плебісцитів постійно і періодично застосовуються у більшості країн світу. Вибори визначають як акт самоврядування народу або як процедуру формування...
67328. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛЯЦИИ ЦИКЛА СНА-БОДРСТВОВАНИЯ 170 KB
  Сон можно охарактеризовать как периодически наступающее состояние проявляющееся угнетением сознания снижением чувствительности к внешним раздражителям пассивностью и относительной неподвижностью. Восстановительная теория сна В течение долгого времени было принято считать что сон необходим...
67330. Доходи та прибуток. Прибуток торговельного підприємства 61.79 KB
  В умовах ринкової економіки основним показником господарської діяльності торгового підприємства є прибуток. Це пов'язано з тим, що для підприємства, яке несе повну матеріальну відповідальність за результати своєї торгово-господарської діяльності, основною метою є не забезпечення найбільшого обсягу товарообороту, а отримання максимально можливих прибутків.