45320

Механизм защиты Конституции РФ

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В конституционной практике Российской Федерации давно сложился ряд правовых форм способов защиты Конституции:1 процесс охраны Конституции Президентом Российской Федерации. Во-первых в качестве гаранта федеральной Конституции Президент Российской Федерации который наделяется прерогативами по защите конституционного строя прав и свобод человека и гражданина осуществлению мер по охране суверенитета РФ ее независимости и государственной целостности обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти. Суд наделен...

Русский

2013-11-16

22.96 KB

44 чел.

4. Механизм защиты Конституции РФ

Конституция - это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.Юридическим свойством Конституции является также то, что ее правовая охрана обеспечивается с по­мощью конституционного контроля.

Понятие Конституции РФ.

Конституция РФ - это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.

Механизмы защиты Конституции РФ - это совокупность правовых средств, с помощью которых нормы права, закрепленные в Конституции РФ, обеспечиваются механизмом должного исполнения.

Элементы механизма защиты Конституции РФ:

- cубъекты механизма защиты (Президент РФ, Федеральное собрание, Конституционный суд РФ).

- объекты механизма защиты (Конституционно-правовые нормы, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты, отнесенные к отрасли конституционного права).

- содержание механизма защиты, т.е. действия в материальной или формальной форме по защите ее правовых норм.

Виды форм защиты Конституции РФ:

- Гарантия защиты Конституции РФ со стороны Президента РФ (часть 2 статьи 80 Конституции РФ).

- Прямой конституционный надзор (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).

- Косвенный конституционный надзор (часть 4 статьи 125 Конституции РФ).

- Конституционный контроль (часть 2 статьи 125 Конституции РФ).

- Особый порядок пересмотра и внесения поправок (статья 134,135,136,137 Конституции РФ).

- Толкование конституционно-правовых норм (часть 5 статьи 125 Конституции РФ).

Правовые формы охраны конституции РФ

Процедура правовой охраны Конституции - это определенный ряд специальных юридических мер, которые направлены на обеспечение надлежащей реализации конституционной нормы, утверждение (или восстановление, если имеет место нарушение) режима конституционной законности. Более широкий смысл правовой охраны Конституции заключается в создании таких условий, которые стимулируют развитие определенных гарантий, усовершенствование государственно-правового порядка и методики обеспечения действия конституционных норм. В особенном значении правовых основ Конституции предполагается использование определенных специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе. Субъектный состав охраны Конституции в разных странах различный. Чаще всего к нему относят главу государства, суды общей юрисдикции, верховный суд как высшую судебную инстанцию, органы конституционного контроля (судебного и внесудебного характера). В конституционной практике Российской Федерации давно сложился ряд правовых форм (способов) защиты Конституции:1) процесс охраны Конституции Президентом Российской Федерации. Во-первых, в качестве гаранта федеральной Конституции Президент Российской Федерации, который наделяется прерогативами по защите конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, осуществлению мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти. Во-вторых, предусмотренное Конституцией (часть 2 статьи 85) право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85) предоставляет ему возможность не только непосредственно контролировать состояние конституционной законности, но и активно влиять на него;

2) произведение конституционного надзора судами общей юрисдикции. Суд наделен определенным правом на неприменение те правовые нормы, которые, по убеждению суда, не соответствуют Конституции Российской Федерации (в этом случае суд обязательно должен обратиться в установленном порядке в Конституционный Суд по поводу признания такой нормы неконституционной);3) деятельность других государственных органов, а главное органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человека РФ по обеспечению режима конституционной законности, охране прав и свобод в РФ;4) деятельность федерального Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля в РФ.

С другой стороны, процедура правовой охраны Конституции происходит путем возложения Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 15) на граждан, органы государственной власти и местного самоуправления и различного рода должностных лиц конституционных обязанностей, которые заключаются в соблюдении Конституции Российской Федерации и законов; предусмотренных в Конституции (часть 4 статьи 3) запретов на использование или завладение властью кем бы то ни было в Российской Федерации; преследование федеральным законодательством любого посягательства и захвата власти или захват каких-то властных полномочий; установлений конституционных режимов функционирования общественных объединений, а также запрещение организации какой-либо деятельности общественного объединения, целью и действием которых являются насильственные действия по устранению конституционных режимов и строя, нарушений целостности, подрывов государственного строя; установление конституционной основы управления чрезвычайным и военным положением, предусмотренным Конституцией Российской Федерации, прав граждан направлять свои жалобы на какие-либо нарушения конституционного права и свободы в Конституционный Суд Российской Федерации и другое.

ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ РФ

   Особенности правовой охраны Конституции РФ состоят в том, что вся система государственных органов РФ, в том числе Президент рФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, а также судебная система РФ, призвана обеспечивать соблюдение конституционным норм, безусловно, органы местного самоуправления также обеспечивают соблюдение конституционных норм в отдельных населенных пунктах РФ.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Федеральное Собрание РФ принимает федеральные законы во исполнение Конституции РФ, заслушивает отчеты Правительства РФ об их исполнении и соблюдении конституционных норм в РФ, осуществляет иные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции РФ всеми субъектами правоотношений.

Правительство РФ осуществляет контроль за соблюдением Конституции РФ и конституционных прав и свобод федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов.

Особое место в охране конституционных норм принадлежит Конституционному Суду РФ. Он осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением Конституции РФ: 1) издает акты официального толкования конституционных положений;

2) проверяет принимаемые законы и подзаконные акты различных органов власти на соответствие их Конституции РФ;

3) в случае обнаружения несоответствия нормативных актов федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ признает этот акт не соответствующим Конституции РФ и отменяет его действие;

4) проверяет международные договоры РФ на соответствие нормам Конституции РФ и признает их соответствующими или не соответствующими Конституции РФ, причем в последнем случае такие международные договоры не подлежат ратификации, а значит, не подлежат применению на территории РФ.

Иные суды РФ вправе отменять действие нормативных актов органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в случае их несоответствия положениям Конституции РФ по запросу правомочных органов. Правовой охране Конституции РФ служит особый усложненный порядок ее принятия, внесения в ее текст изменений или поправок.

Все субъекты конституционно-правовых отношений, включая и дипломатические, и консульские представительства иностранных государств, представительства международных организаций, их сотрудников, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом, а также иных законно находящихся на российской территории иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), обязаны соблюдать Конституцию РФ.

2. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления: формы, порядок правового регулирования

Местное самоуправление в России — деятельность местных сообществ, осуществляемая непосредственно или через местные представительные органы, по вопросам местного значения. Гарантируется главой 8 Конституции России. Характеризуется наличием определённой территории, закреплённой за муниципальным образованием, выборных органов и форм непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, муниципальной собственности и бюджета, муниципальных нормативных актов.

Согласно гл. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправлении в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления относится:

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

1. Местный референдум - это голосование граждан России, постоянно или преимущественно проживающих на территории одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований (см. ст. 1 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан).

На местный референдум, как правило, выносятся такие вопросы, которые являются принципиально важными для организации жизни местного сообщества (например, структура органов местного самоуправления) либо по закону требуют выяснения воли жителей (например, изменение границ данного муниципального образования).

2. Муниципальные выборы - это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами. голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления

3. голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования

4. Собрание (сход) граждан — высший орган территориальной общины, созываемый для решения вопросов местного значения, а также являющийся формой непосредственного участия жителей в обсуждении и решении вопросов местного значения. Органы власти района, города, области (края, республики) вправе вынести на рассмотрение Собрание граждан любой вопрос местного значения, входящий в их непосредственную компетенцию.

5. другие формы

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

• Европейская хартия местного самоуправления,

• Конституция Российской Федерации,

• общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,

• федеральные конституционные законы,

• Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),

• конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,

• уставы муниципальных образований,

• решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,

• иные муниципальные правовые акты.

3. Государственная служба - это профессиональная деятельность лиц, имеющих соответствующие ранги, чины, звания только в государственных органах.

Согласно Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» с изменениями от 11 ноября 2003 г.) правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской

Регулирование отношений, связанных с государственной гражданской службой Российской Федерации, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» с изменениями от 11 ноября 2003 г.) в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.

Согласно данному закону, государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.

Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой Российской Федерации, осуществляется:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации";

3) Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

5) указами Президента Российской Федерации;

6) постановлениями Правительства Российской Федерации;

7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

9) нормативными правовыми актами государственных органов.

Федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривается другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9824. Информация по методам оценки эффективности программы управления рисками 57.5 KB
  Информация по методам оценки эффективности программы управления рисками. Эффективность программы управления может быть оценена различными способами. В Руководстве могут быть представлены некоторые из них. Рассмотрим два основных подхода. Первый спос...
9825. Анализ алгоритмов обучения для нейросетей 136 KB
  Анализ алгоритмов обучения для нейросетей 1. Введение 3 2. Методы обучения нейросетей. 4 I. Алгоритм обратного распространения ошибки 4 II. Классический генетический алгоритм. 5 III. Модифицированный генетический алгоритм. 8 IV. Социально - генетиче...
9826. Сущность и функции исторического знания. Методология исторической науки. Общее и особенное в историческом развитии России 30.29 KB
  Сущность и функции исторического знания. Методология исторической науки. Общее и особенное в историческом развитии России. 1. Русский литератор, философ и общественный деятель XIX века. Н.Г. Чернышевский писал: Можно не знать, не чувствовать влечения...
9827. Россия в условиях форсированной модернизации конца 19 начала 20 веков. Реформы Вите 24.06 KB
  Россия в условиях форсированной модернизации конца 19 начала 20 веков. Реформы Вите. На рубеже XIX-XX веков Россия была великой мировой державой, территория которой занимала шестую часть земного шара, а население составляло около 130 млн. человек (в...
9828. Основные этапы отечественной историографии по истории России 28.85 KB
  Основные этапы отечественной историографии по истории России. Слово историография происходит от греческого история - разведывание, исследование прошлого и графо - пишу. Понятие историография неоднозначно. Таким термином часто называют истори...
9829. Модернизация политической системы России в начале 20 века, политические партии, опыт думского парламента 48.2 KB
  Модернизация политической системы России в начале 20 века, политические партии, опыт думского парламента В политическом отношении Россия в конце XIX - начале XX века представляла собой монархию с неограниченным самодержавием, О свободе слова, собран...
9830. Происхождение восточных славян и проблемы становления древнерусского государственности 27.8 KB
  Происхождение восточных славян и проблемы становления древнерусского государственности Прежде чем ответить на вопрос о том, как сформировалось государство Российское, необходимо понять, кто такие славяне, откуда есть пошла Русская земля. Проблема пр...
9831. Российское общество в условиях форсирования модернизации начала 20 века: реформы Столыпина 24.55 KB
  Российское общество в условиях форсирования модернизации начала 20 века: реформы Столыпина. На рубеже XIX-XX веков Россия была великой мировой державой, территория которой занимала шестую часть земного шара, а население составляло около 130 млн. чел...
9832. Киевская Русь 9-11 веках особенности государственного строя и социально-политического развития 25.91 KB
  Киевская Русь 9-11 веках особенности государственного строя и социально-политического развития. В Киевской Руси, как и в других государствах Западной Европы, в X-XI веках начало складываться феодальное общество. Древнерусское государство было полиэт...