45321

Конституционный строй

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Одним из ключевых институтов гражданской службы определенных Федеральным законом О государственной гражданской службе Российской Федерации является институт должности гражданской службы. Прохождение гражданской службы возможно только на должности государственной службы. При освобождении от должности и не будучи назначенным на другую должность лицо увольняется с гражданской службы. Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации должности...

Русский

2013-11-16

19.94 KB

0 чел.

5. Конституционный строй (в узком смысле) – установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) – совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

Элементы конституционного строя РФ:

1) республиканская форма правления;

2) суверенитет РФ;

3) права и свободы личности;

4) источник власти – многонациональный народ России;

5) верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

6) федеративное государственное устройство;

7) гражданство РФ; 8) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; 9) организация местного самоуправления.

Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения – гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

  Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

       Статья 1 Конституции определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Характеристика России как демократического государства выражает необходимость обеспечения в стране реального действия прав и свобод человека, народовластия, разделения властей, а также местного самоуправления.

Основы конституционного строя РФ – основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ. Принципы конституционного строя РФ – основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ. Выделяются следующие принципы конституционного строя РФ:

  1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

  2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

  3) верховенство закона;

  4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и т. д.);

  5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);  

  6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

  7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);

  8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской);

  9) разделение властей;

  10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

  11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

  Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в качестве высшей ценности составляют гуманистические основы конституционного строя России.

- Конституция РФ, обладая высшей юридической силой и имея прямое действие на всей территории России, закрепляет основные политические права человека и гражданина на уровне международных стандартов (свобода слова, право на объединение, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и т.д.) и должна соблюдаться всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Права и свободы человека признаются высшей ценностью. Государство обязано соблюдать и защищать их.

 

-  Единственным источником власти в России, носителем ее суверенитета является многонациональный народ. Это значит, что наша страна провозглашается государством народовластия. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, а также свободное осуществление ее народом в соответствии с его суверенной волей и конкретными интересами непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

  - Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную и судебную.

    Чтобы обеспечить реализацию принципа разделения власти, не только в верхних ее эшелонах, но и во всей иерархии, предусматривается соединение этого принципа с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.

Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством.

-    Правовое государство - это конституционное государство. Конституция является центром правовой системы, на ее базе строится весь механизм законности государства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

  - Основы государственного, территориального устройства России определены в статье 5 Конституции РФ и основаны на принципе федерализма.

 - Российский федерализм обеспечивает суверенитет и равноправие наций, проживающих на территории Российской Федерации. Суверенитет наций - это верховенство и независимость в решении вопросов внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями. Их свободное волеизъявление - в избрании формы своей национальной государственности. Равноправие наций означает равенство прав наций во всех вопросах государственного строительства, развитие национальной культуры, в том числе и национального языка и литературы.

 - Конституция РФ установила в государстве республиканскую форму правления. Российская Федерация - смешанная республика, так как одновременно обладает признаками и президентской, и парламентской республики. Верховная государственная власть и местное самоуправление в стране осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок, что представляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия.

 - В статье 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация - это светское государство, в котором не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Статья 28 гарантирует каждому гражданину свободу совести, свободу вероисповедания.

 -  Статьей 7 Конституции РФ заложено в основу конституционного строя понятие «социальное государство». Это означает, что главной задачей государства является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности и характеризуется ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должны быть также делом его ума, рук, инициативы, а основа социальной государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

  -  Основой экономической системы любого государства является регулирование отношений собственности. В Конституции РФ собственность регламентирована значительно шире, чем в большинстве зарубежных конституций. Прежде всего закреплено наличие различных форм собственности, в равной мере защищенных государством. В соответствии со статьей 6 Конституции это: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особо следует отметить статью 36, закрепившую право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, придав ему статус одного из основных конституционных прав граждан и их объединений.

2. Статья 55. Доходы местных бюджетов

О доходах местных бюджетов см. также "главу 9" Бюджетного кодекса РФ.

1. К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) средства самообложения граждан в соответствии со "статьей 56" настоящего Федерального закона;

2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со "статьей 57" настоящего Федерального закона;

3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со "статьей 58" настоящего Федерального закона;

4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со "статьей 59" настоящего Федерального закона;

5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые в соответствии со "статьей 62" настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные поступления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) "штрафы", установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

2. В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с "пунктом 1 части 4 статьи 35" настоящего Федерального закона, включаются субсидии, предоставляемые в случаях, установленных уставами муниципальных районов, из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных "пунктами 5", "6", "12" - "14" и "16 части 1 статьи 15" настоящего Федерального закона.

3. Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения установленного "статьями 14", "15", "16" настоящего Федерального закона перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.

Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия.

4. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со "статьей 63" настоящего Федерального закона.

5. Учет операций по распределению доходов от налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений, установленными в соответствии со "статьями 57" - "61" настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным "кодексом" Российской Федерации.

3. Реестр должностей гос.службы

Одним из ключевых институтов гражданской службы, определенных Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", является институт должности гражданской службы. Прохождение гражданской службы возможно только на должности государственной службы. При освобождении от должности и не будучи назначенным на другую должность лицо увольняется с гражданской службы.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

В Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" содержится классификация должностей гражданской службы, которые подразделяются на категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

- руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

- помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

- специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

- обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

- высшие должности гражданской службы;

- главные должности гражданской службы;

- ведущие должности гражданской службы;

- старшие должности гражданской службы;

- младшие должности гражданской службы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25376. Социальная работа как вид профессиональной деятельности: объекты и субъекты 35 KB
  чтобы понять сущность социальной работы как профессионального вида деятельности необходимо дать определение рядовому понятию – деятельность. Деятельность – это способ существования и развития социальной действительности проявление социальной активности целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Основой социальной работы в России выступает благотворительность уходящая своими корнями в глубокую древность. Профессия социальный работник специалист по социальной работе официально зарегистрированы в мартеапреле...
25377. Основные тенденции истории социальной работы за рубежом 62.5 KB
  Основные тенденции истории социальной работы за рубежом Периодизация истории социальной работы за рубежом повторяет основные периоды в истории развития народов: 1.Развитие социальной работы в новое время середина XVII – начало XX в.Развитие социальной работы в новейшее время XXв. Кроме этой классификации не менее распространена следующая: пять периодов в истории социальной работы за рубежом: 1.
25378. Основные тенденции становления социальной работы в России 133 KB
  Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в. Самыми распространенными формами помощи бедным односельчанам являлось кормление по домам призреваемые находились целые сутки в одном доме переходя на следующие в другой и подаяние милостыни но в деревнях денег было мало и подавали чаше всего едой и одеждой. Характеризуется отсутствием государственной систему социальной помощи населению. Самая распространенная форма помощи подача милостыни.
25379. Сущность и классификация технологий социальной работы 36 KB
  Сущность и классификация технологий социальной работы При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать общую трактовку социальных технологий особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности а также особенности объектов субъектов содержания средств и других элементов социальной работы как системы. В отечественной литературе социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов методов и воздействий применяемых социальными службами отдельными учреждениями...
25380. Проблемы эффективности в социальной работе и методы ее оценки 52.5 KB
  Проблемы эффективности в социальной работе и методы ее оценки. Другими важными проблемами ЭСР являются оценка эффективности выбор предметов оценки эффективности; субъекты оценивающие эффективность; методы и методики оценки эффективности; факторы влияющие на эффективность неэффективность. Наиболее типичными разделами методики являются: назначение; контур и предмет оценки эффективности; рекомендуемые методы оценки эффективности их характеристика; порядок определения эффективности; пример расчета эффективности; приложения при...
25381. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 79.5 KB
  ОРГАНИЗАЦИОННОРАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Существуют различные позиции относительно систем управления в области социального обслуживания. Административные организационные методы их иногда называют организационнораспорядительными имеют большое значение в практике управления. Если в качестве критерия или основания классификации взять функцию которую выполняют способы административного воздействия в реальном управлении то можно выделить три большие группы: регламентирующие распорядительные и дисциплинарные методы....
25382. Особенности реализации технологии социальной диагностики 43 KB
  Особенности реализации технологии социальной диагностики Социальные технологии могут быть рассмотрены как совокупность операций процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата. Представление о патологиях состояния общества или индивидов и групп в этом обществе как о социальных болезнях утвердилось вместе с зарождением социальной работы. Распознавание социальной патологии которую желательно изжить или социальной проблемы которую необходимо разрешить вызывает в первую очередь вопрос о том что...
25383. Особенности реализации технологии социальной профилактики 40.5 KB
  Технология социальной работы – это совокупность научных знаний средств приемов методов и организационных процедур направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. Важный принцип социальной работы состоит в том что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе.
25384. Социальная адаптация 52 KB
  Она характеризует с одной стороны процесс взаимодействия объекта СР с социальной средой а с другой стороны является отражением результата СР который может выступать критерием ее эффективности. Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека через приспособление потенций организма индивид с процессами природной и социальной среды. Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека но и процесс в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию...