45326

Право на объединение, многопартийность и правовой статус политических партий в РФ

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Политическая партия определяется как общественное объединение созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли участия в общественных и политических акциях в выборах и референдумах а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Деятельность политических партий должна осуществляться на принципах добровольности равноправия самоуправления законности и гласности. Иначе...

Русский

2013-11-16

25.91 KB

4 чел.

10. Право на объединение, многопартийность и правовой статус политических партий в РФ

Конституция РФ устанавливает только три положения, связанные с реализацией этого права.

1. Право на объединение принадлежит каждому человеку. Следовательно, граждане и не граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, обладают правом вступать в политические партии, профсоюзы и другие общественные организации, поскольку Конституция РФ не предусматривает возможность ограничения в данном праве каких-либо лиц на основе закона (за исключением иностранцев в соответствии со ст. 62).  

2.   Государство гарантирует свободу общественных объединений. За исключением ограничений, предусмотренных ч. 5 ст.   13 Конституции,  государство не вправе ограничивать цели и задачи общественных объединений,   вмешиваться   в  их  внутреннюю деятельность.   Объединения  создаются  без  предварительного разрешения госорганов, а их уставы принимаются ими самостоятельно и только регистрируются в Министерстве юстиции и его органах. Министерство контролирует законность целей и задач объединений, а финансовые органы - источники их доходов. Общественное объединение может быть ликвидировано только в двух случаях (и только по решению суда):

а)  нарушение ч. 5 ст.  13 Конституции, иные уголовно наказуемые деяния;

б)  повторное в течение года совершение действий, выходящих за пределы уставных целей и задач, или нарушение закона.

3.   Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.   Следовательно,  закон  гарантирует добровольность вступления в объединение и пребывания в  нем,   исключает какое-либо  принуждение.  Членство в  какой-либо   партии   или   профсоюзе  не  может быть условием   занятия должности в государственной организации и вообще служить основанием для ограничения прав и свобод человека.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» устанавливает общие условия реализации гражданами права на объединение. Этим Законом регулируется порядок создания объединений, ответственность за злоупотребление этим правом.

Закон рассматривает общественное объединение в таких формах, как общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.  

Российские граждане имеют право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями; вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в них; участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами; беспрепятственно выходить из политических партий.

Никакой гражданин не может быть в «добровольно-принудительном порядке» принужден вступить в какое-либо объединение (право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в них) и, тем более, состоять в нем (право беспрепятственно выходить из политических партий).

Политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна соответствовать определенным требованиям, установленным законом:

-  наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации (при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии);

-  наличие в составе партии не менее пятидесяти тысяч членов (при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения  численностью  не   менее   пятисот  членов,   в  остальных  региональных  отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов);

- нахождение руководящих и иных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений на территории Российской Федерации.  

Деятельность политических партий должна осуществляться на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных федеральным законом.

Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.  

2. юр. ответственность мсу. 

Юридическая ответственность - один из видов негативной реакции государства на правонарушение.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает применение к органам или лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном порядке. При этом, в зависимости от характера правонарушения и санкции за его совершение ответственность подразделяется на виды: уголовная, административная, гражданская и дисциплинарная (иногда в качестве особых видов выделяют также конституционную и материальную ответственность).

Иначе, юридической ответственностью органов местного самоуправления и должностных лиц можно назвать применение к таком лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией нарушенной нормы, в установленном для этого процессуальном порядке.

Юридическая ответственность - один из основных институтов, опосредующих охранительную функцию права.

Основой юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами является конституционная норма, обязывающая органы власти, граждан и их объединения соблюдать Конституцию и законы (ст. 15), соответствующие нормы законодательства о местном самоуправлении.

В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления норм указанных законодательных актов, прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд или арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством. Так, например, одним из видов неблагоприятных последствий для названных органов и должностных лиц может быть признание судом недействительными их решений и обязанность возместить ущерб, причиненный ими.

Важно отметить, что ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц обладает рядом особенностей, в виду чего можно говорить о выделении в теории права отраслевого вида ответственности - муниципально-правовой ответственности, которая отличается от других собственными признаками и свойствами и не является суммарным выражением других видов ответственности[4].

Главное ее отличие состоит в том, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления предполагает не только (и не столько) акцент на кару в плане государственного принуждения, но в большей степени ориентирована на позитивные аспекты, исходя из обязанности отвечающих выполнить необходимые действия для достижения определенных результатов, предписанных законом[5].

Из числа различных органов местного самоуправления субъектами государственно-правовой ответственности являются только те, которые в своем лице воплощают народовластие, являются его выразителями и стали таковыми в результате выборов или референдумов, т.е. власть им делегирована народом непосредственно или через представительный орган местного самоуправления. Такими субъектами кроме самого муниципального образования являются: представительный орган муниципального образования, член (депутат) этого представительного органа, выборное должностное лицо муниципального образования. Остальные органы и работники местного самоуправления не могут выступать носителями государственно-правовой ответственности. Вопросы их юридической ответственности регулированы в рамках других отраслей законодательства.

Отличительная черта государственно-правовой ответственности от других видов юридической ответственности состоит и в том, что субъекты государственно-правовых нарушений несут ее перед государством в лице его представительных (законодательных) органов государственной власти, а именно субъекты РФ и его органы власти — перед представительным (законодательным) органом РФ, муниципальные образования, их органы и выборные лица – перед представительными (законодательными) органами субъектов РФ, выборные лица — перед избравшим их народом.

Поэтому необходимо четко разграничивать понятия юридической ответственности:

· муниципального образования в целом;

· представительного органа местного самоуправления, под которым понимается коллегиальный выборный орган;

· члена представительного органа местного самоуправления (депутата);

· выборного должностного лица местного самоуправления, каковыми обычно являются главы муниципальных образований;

· иных непредставительных и невыборных органов в виде различных комиссий, отделов, управлений, советов и т.п.;

· назначаемых должностных лиц местного самоуправления;

· иных работников местного самоуправления.

Характер и вид юридической ответственности каждого из перечисленных субъектов правоотношений зависит от специфики самого субъекта. Например, применительно к перечисленным первым двум субъектам правоотношений речь можно вести только об их государственно-правовой и гражданско-правовой ответственности, тогда как применительно к выборным лицам местного самоуправления (в частности, к главам и депутатам) допустимы и другие виды юридической ответственности с соблюдением специальных гарантий.

В зависимости от вида юридической ответственности, можно выделять уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную и муниципально-правовую ответственность. Названные виды юридической ответственности различаются следующими признаками:

Порядок привлечения к ответственности регулируется нормами разных отраслей. Так, порядок привлечения к уголовной ответственности регулируется нормами уголовного права; к материальной – трудового и т. п.

Основания. Основанием любого вида юридической ответственности является правонарушение. Но основанием уголовной ответственности является преступление, гражданско-правовой – гражданско-правовой деликт, дисциплинарной – дисциплинарный проступок, муниципально-правовой – утрата доверия.

Шкала взысканий. Так, за административный проступок может быть наложен штраф, исправительные работы, административный арест и т. д.; за дисциплинарный проступок – выговор, строгий выговор и т. д., за гражданско-правовой деликт – пеня, возмещение вреда и т. д.

Порядок привлечения к ответственности. Например, уголовная ответственность налагается в судебном порядке, административная – в административном или в судебном порядке, дисциплинарная – в административном порядке.

Круг лиц или органов, налагающих взыскание. Так, уголовное наказание налагается только в судебном порядке; дисциплинарное взыскание налагается руководителем или вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицом; административное взыскание налагается, например, административной комиссией, органами внутренних дел.

Форма правоприменительного акта. В уголовном праве – это приговор, в административном – постановление, в гражданском – решение и т. д.

Перед кем наступает ответственность. Например, уголовная или административная ответственность наступает перед государством; гражданско-правовая – перед физическими или юридическими лицами; муниципально-правовая – перед населением муниципального образования.

Сроки наложения, исполнения и погашения взысканий. Так, административное взыскание налагается в течение двух месяцев с момента совершения, а при длящемся в течение двух месяцев с момента совершения; дисциплинарное взыскание – в течение месяца с момента обнаружения и шести месяцев с момента совершения. Срок погашения административного и дисциплинарного взыскания составляет один год; уголовного – от одного года до восьми лет.

Нужно отметить, что особенности разных видов ответственности в юридической литературе освещаются достаточно хорошо. При решении вопросов о привлечении к ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц можно достаточно наглядно ощутить комплексную природу муниципального права как отрасли права.

Ответственность должностных лиц органов местного самоуправления

Позитивная ответственность должностных лиц реализуется в форме регулярных отчетов о работе перед избирателями (для депутатов и иных выборных лиц), перед главой муниципального образования, руководителями структурных подразделений (для муниципальных служащих).

Негативная ответственность реализуется в виде юридической ответственности должностных лиц местного самоуправления. Характеризуя юридическую ответственность должностных лиц, следует обратить внимание на некоторые различия в порядке привлечения к ответственности выборных и невыборных должностных лиц органов местного самоуправления. Эти различия касаются, в первую очередь, уголовной, дисциплинарной и муниципально-правовой ответственности.

Особенности привлечения к уголовной ответственности. В соответствии со ст. 18 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта РФ. Иными словами, вышеназванные лица обладают неприкосновенностью. Но депутат и другие выборные должностные лица органов местного самоуправления пользуются неприкосновенностью только на территории муниципального образования. Вне этой территории иммунитет не действует. Для привлечения к уголовной ответственности депутатов представительных органов местного самоуправления не требуется согласия соответствующего представительного органа. Достаточно согласия прокурора соответствующего субъекта РФ

Невыборные должностные лица органов местного самоуправления (муниципальные служащие) неприкосновенностью не обладают.

Особенности привлечения к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих и выборных должностных лиц органов местного самоуправления имеет существенные отличия. В обоих случаях основанием является дисциплинарный проступок – виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Но характер должного поведения выборных и невыборных должностных лиц органов местного самоуправления существенно отличается. Как следствие этого вводятся и различные виды взысканий.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. Вводится важное ограничение степени ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за осуществление переданных им государственных полномочий. Это правило действует только в отношении государственно-властных полномочий, переданных или делегируемых органам местного самоуправления на основании закона.

В случае установленных судом нарушений органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, конституции, устава субъекта РФ, федеральных законов, законов субъекта РФ, устава муниципального образования законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ может обратиться в соответствующий суд (Верховный Суд республики, краевой, областной или городской (города федерального значения) суд, суд автономной области, суд автономного округа) за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции РФ, конституции, уставу субъекта РФ, федеральным законам, законам субъекта РФ, уставу муниципального образования.

Заключение суда о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции РФ, конституции, уставу субъекта РФ, федеральным законам, законам субъекта РФ, уставу муниципального образования является основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Прекращение полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляются законом субъекта РФ.

Конституционность процедуры досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления стала предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.

В постановлении Конституционного Суда РФ досрочное прекращение полномочий – при условии, что оно сопровождается одновременным назначением новых выборов и как разновидность ответственности соразмерно степени совершенного нарушения и значимости защищаемых интересов,– само по себе не может рассматриваться как неправомерное вмешательство органов государственной власти в деятельность местного самоуправления. Таким образом, установленная федеральным законом возможность досрочного прекращения полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не противоречит Конституции РФ.

Органы местного самоуправления не несут ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий, которыми они наделены, если: им не переданы материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления соответствующих государственных полномочий; осуществлению данных полномочий препятствуют решения и действия органов государственной власти и их должностных лиц.

3. Понятие и элементы административно-правового статуса гражданина РФ

Административно-правовой статус гражданина – комплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченные юридическими способами и средствами защиты.

Административно-правовой статус гражданина РФ определен Конституцией РФ, международно-правовыми договорами, ФЗ «О гражданстве РФ» (31.05.2002), Указом Президента РФ «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» и др.

В законе «О гражданстве РФ» впервые определены принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ.

1. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ.

4. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.

5. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.

6. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.

7. Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Расторжение брака также не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Элементы административно-правового статуса граждан:

принципы административно-правового статуса граждан;

гражданство;

административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;

права и обязанности граждан в сфере государственного управления;

административная ответственность граждан;

юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Виды административно-правовых статусов граждан:

общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;

родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.);

индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5468. Научно технический прогресс и технологии 182 KB
  НТП и технология План Исторический обзор развития промышленного производства. Вклад отечественных ученых в технологию современного промышленного производства Техника и технологии в условиях НТР. Исторический обзор развития промышленного прои...
5469. Культурологія. Конспект лекцій. Зміст та історія становлення. Феномен культури 2.13 MB
  У навчальному посібнику основні теми курсу культурології згруповано в чотири блоки: культурологія: зміст та історія становлення онтологія культури феномени культури сучасність і майбутнє культури. Розкривається специфіка культури як людської...
5470. СССР в годы перестройки 75 KB
  СССР в годы перестройки Начало политики перестройки. В 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. На пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. было объявлено о проведении в стране масштабных реформ с целью изменения общества. Реформы намечал...
5471. Современные промышленные технологии. Основные промышленные комплексы и технологии производства материалов, энергии, машин и аппаратов. 287.5 KB
  Современные промышленные технологии. Основные промышленные комплексы и технологии производства материалов, энергии, машин и аппаратов. План лекции: Производство и технологический прогресс Биотехнологии Технологии энергетики Произ...
5472. Космос. Физическая география 99.5 KB
  Физическая география. Вселенная. В самом крупном масштабе Вселенная представляет собой расширяющееся пространство, заполненное губкообразной клочковатой структурой. Стенки этой губчатой структуры представляют собой скопления миллиардов галактик. Рас...
5474. Понятие о доказательной медицине. Основы теории вероятностей 76 KB
  Понятие о доказательной медицине. Основы теории вероятностей. Разновидность лекции: аудиторная. Методы обучения: Время: 2 (час.) Значение темы лекцииблагодаря развитию доказательной медицины и информационных технологий появилась возможность ос...
5475. Сырьё, вода и энергия в промышленности 432.5 KB
  Сырьё, вода и энергия в промышленности. План: Промышленные сырьевые ресурсы, их характеристика. Вода в промышленности. Производство и потребление энергии. Основные тенденции развития энергетики РФ на рубеже 21 века. Сырьевая база и структу...
5476. Коммутация в цифровых сетях 532.5 KB
  Коммутация в цифровых сетях Для предприятий малого и среднего бизнеса коммуникации на основе передачи данных, голоса и видео является критически важной составляющей ведения бизнеса. Следовательно, правильно спроектированная ЛВС (LAN) - это фунд...