45327

Гражданство РФ - принципы, основания его приобретения и прекращения

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Основы конституционного строя детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе О гражданстве Российской Федерации. Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации: Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики – субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство предусматривающее изъятия из общего единого статуса гражданина Российской Федерации; гражданин республики одновременно является...

Русский

2013-11-16

22.21 KB

4 чел.

11. Гражданство РФ - принципы, основания его приобретения и прекращения

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

  Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы конституционного строя»), детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации».

  Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:

  • Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики – субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации; гражданин республики одновременно является гражданином Российской Федерации; правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ; установление гражданства республикой в составе Российской Федерации не порождает двойного гражданства проживающего в этой республике человека – Российской Федерации и соответствующей республики.

  • Равенство гражданства независимо от оснований приобретения гражданства, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т. п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа (и наоборот), заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга (ст. 8 Закона о гражданстве).

  • Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства – неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.

  • Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином какой бы то ни было противоправной деятельности к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.

  • Невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.

  В соответствии с гл. 2 Закона о гражданстве гражданство Российской Федерации может быть приобретено по следующим основаниям: по рождению (филиация); в результате приема в гражданство (натурализация); в результате восстановления в гражданстве (реинтеграция); в результате выбора гражданства (оптация).

  Выход из гражданства Российской Федерации хотя и является актом добровольным, но должен быть осуществлен по определенной процедуре: в общем порядке (с подачей заявления на имя Президента РФ, который и принимает окончательное решение), если гражданин проживает в России, или в упрощенном порядке (заявление подается и рассматривается соответствующими структурами МИД Российской Федерации), если гражданин России проживает в иностранном государстве. Прекращение гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей или единственный родитель которого является иностранным гражданином, также может быть осуществлено в упрощенном порядке (в этом случае вопрос будет рассматриваться соответствующими структурами МВД России); в случае же усыновления (удочерения) ребенка – гражданина России иностранным гражданином (или иностранными гражданами) гражданство ребенка может быть прекращено в общем порядке.

2.  Институт отзыва выборных лиц мсу

В Конституции РФ, принятой в 1993 году, институты отзыва и роспуска не упомянуты. Однако с середины 90-х годов они стали закрепляться на региональном и муниципальном уровнях. Правовой основой их использования явились нормы Конституции РФ. В частности, в ч. 1 ст. 77 закреплено право субъектов Федерации устанавливать систему органов государственной власти самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Поскольку соответствующий федеральный закон до октября 1999 года не был принят, субъекты Федерации осуществляли правовое регулирование в интересующей нас сфере самостоятельно. Наибольшее распространение получил институт отзыва. Уже к 1998 г. в 35 субъектах Российской Федерации было принято 62 законодательных акта, которые содержали нормы об отзыве, в том числе 5 — об отзыве высшего должностного лица субъекта Федерации, 25 — об отзыве депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, 5 — об отзыве депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, 11 — об отзыве глав муниципальных образований, 16 — об отзыве депутатов представительных органов местного самоуправления[9]. Институт отзыва был включен в уставы многих муниципальных образований. Правовой основой при этом явились положения, содержащиеся в пп. 9 п. 1 ст. 8 и в п. 5 ст. 18 Федерального закона № 154–ФЗ от 28 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Статья 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

1. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

2.1. В случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 20.03.2011 N 38-ФЗ)

3. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12, частями 5 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

5. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. При этом положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.

6. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

7. Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

 3. Административный процесс: понятие и содержание

Административный процесс — это урегулированный законом порядок, последовательность действий, совершаемых уполномоченным органом или должностным лицом в целях достижения позитивного результата при разрешении индивидуальных административных дел, а также для разрешения управленческих конфликтов и споров в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Он направлен на реализацию правомерного применения норм материального административного права и имеет своей конечной целью повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Данная функция, осуществляемая в процессуальной форме, реализуется, как правило, уполномоченными субъектами органов исполнительной власти, государственного управления, администрациями органов МСУ. Применение норм административного права обеспечивается процессуальными нормами только тогда, когда решается конфликтная ситуация и применяются меры государственного принуждения. Поэтому административный процесс представляет собой урегулированный законом порядок разрешения конфликтных индивидуальных дел в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ или применения мер государственного принуждения в целях обеспечения законности и правопорядка. С юридической точки зрения, административный процесс обеспечивает правовую реализацию материальных норм административного права и возможность обжалования неправомерного решения, принятого субъектом управления. В этом понимании административный процесс предназначен для обеспечения применения материальных норм в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления в целях повышения эффективности этих видов деятельности и достижения результатов, сформулированных целях органов исполнительной власти, государственного управления. Сущность административно-процессуальных норм имеет двойное предназначение. С одной стороны, эти нормы реализуют правоприменительные функции, так как обеспечивают реализацию материальных норм, а с другой - играют роль правоохранительную, так как регламентируют порядок реализации этих норм, закрепленных процессуально, и обеспечивают право на жалобу физического или юридического лица.

Среди ученых существуют разные позиции по поводу того, какое содержание имеет административный процесс.

1. 1. Сторонники первой точки зрения в содержание административного процесса включают совокупность всех действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач. Представляется, что такой подход приемлем с социологической точки зрения, однако с юридической он является не совсем корректным: дело в том, что одни действия, совершаемые исполнительными органами, не регламентированы нормами права и не имеют юридического значения, а потому не входят в предмет изучения науки права. Другие же действия исполнительных органов получили достаточное правовое регулирование.

Необходимо отметить, что административный процесс отличается большой пестротой нормативных актов, его регулирующих. К ним относятся и Конституция РФ, конституции, уставы субъектов РФ, регулирующие некоторые процедурные вопросы деятельности правительств, администраций; и федеральные законы (например, о Правительстве, Кодекс РФ об административных правонарушениях, регламентирующий производство по делам об административных правонарушениях). Однако основная масса административно-процессуальных норм содержится в ведомственных нормативных актах (например, порядок рассмотрения жалоб граждан в каком-либо органе, основы делопроизводства и др.). Одним словом, нормативный материал разрознен, единые правила административного процесса отсутствуют.

2. 2. Существует другой подход к определению содержания административного процесса. В соответствии с ним предметом административно-процессуального права может быть только юрисдикционная деятельность, т.е. деятельность по разрешению административно-правовых споров, споров между сторонами регулируемых административным правом общественных отношений, которые возникают в связи со сложившимся у одной стороны впечатлением, что ее права и обязанности нарушены. Такие споры могут возникать как между исполнительными органами, так и между исполнительным органом и управляемым субъектом. Такие споры разрешаются в рамках производства по делам об административных правонарушениях, производства по жалобам граждан и юридических лиц, а также согласительных процедур.

3. 3. Наконец, административным процессом в узком, специальном смысле является деятельность государственных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8428. Основные нормируемые показатели ВЗГ 252.5 KB
  Основные нормируемые показатели ВЗГ 1 Цель работы Изучение нормируемых параметров вторичных устройств синхронизации - ВЗГ (англ. - SSU, Synch. SupplyUnit, укр. - ВПС, вторинний пристрій синхронізації) и схем их испытаний 2 Указа...
8429. Измерение параметров импульсных сигналов методом дискретного счёта 190 KB
  Измерение параметров импульсных сигналов методом дискретного счёта. Цель работы: - изучение метода дискретного счёта - изучение принципа действия цифрового частотомера - приобретение навыков работы с измерительной аппаратурой. Используемая аппарат...
8430. Измерение напряжений электронными вольтметрами 254.5 KB
  Измерение напряжений электронными вольтметрами ЦЕЛЬ РАБОТЫ: -изучить принципы построения аналоговых электронных вольтметров -приобрести навыки эксплуатации различных вольтметров -уяснить зависимость показаний вольтметров от формы кривойизмеряемого...
8431. Техническая эксплуатация автомобилей. Методические указания 4.66 MB
  Целью методических указаний является оказание помощи студентам при проведении лабораторных работ по дисциплине Техническая эксплуатация автомобилей. Излагаются основные теоретические сведения, порядок выполнения и требования к оформлению отчетов по ...
8432. Визначення питомого опору провідника 440.5 KB
  Визначення питомого опору провідника Мета роботи: вивчення одного з методів визначення питомого опору визначення похибки електровимірювань. Теоретичнівідомості Опір...
8433. Основы работы с MATLAB. Изучение простейших операций и приемов работы в среде пакета Matlab 263 KB
  Основы работы с MATLAB. Изучение простейших операций и приемов работы в среде пакета Matlab. Цель работы: Ознакомление с простейшими операциями и приемами работы в среде пакета MATLAB. Организация самостоятельной работы При подготовке к...
8434. Стандартный файловый ввод-вывод 114.5 KB
  Стандартный файловый ввод-вывод 1. Цель работы. Целью лабораторной работы является получение практических навыков в работе с файловыми функциями форматного ввода-вывода. 2. Темы для предварительной проработки Функции форматного файлового вв...
8435. Параметризовані класи (шаблони) 69.5 KB
  Параметризовані класи (шаблони). Мета работи Ознайомитись з принципами створення шаблонів. Теми для попереднього вивчення Введення у класи Структура класу и функції. Варіанти індивідуальних завдань...
8436. Тесты по философии 219 KB
  Тесты по философии А Автор работы Похвала глупости, обосновавший известный тезис От великого до смешного один только шаг - (Э. Роттердамский) Автором книги Происхождение человека и половой отбор является... (Ч. Дарвин) Автором работы Государь...