45338

Основные понятия искусственного интеллекта

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Интеллектом называется способность мозга решать задачи путём приобретения запоминания и целенаправленного преобразования знаний в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам. Искусственный интеллект это одно из направлений информатики целью которого является разработка аппаратнопрограммных средств позволяющих пользователюнепрограммисту ставить и решать свои традиционно считающиеся интеллектуальными задачи общаясь с компьютером на ограниченном подмножестве естественного языка. Понятие интеллектуальной задачи...

Русский

2013-11-16

40 KB

28 чел.

01 Основные понятия искусственного интеллекта

Термин интеллект (intelligence) происходит от латинского intellectus – что означает ум, рассудок, разум, мыслительные способности человека. Интеллектом называется способность мозга решать задачи путём приобретения, запоминания и целенаправленного преобразования знаний в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам.

Вопрос "Возможно ли создать искусственный разум?" давно интересует людей. Многочисленные попытки ответить на него породили целое направление науки, получившее название искусственный интеллект (artificial intelligence) – ИИ (AI).

Искусственный интеллект как наука существует около полувека, и её структура, круг вопросов и методики не так чётко определены, как в более зрелых науках, например, физике. Первая система, которую можно считать интеллектуальной, является программа "Логик-Теоретик" предназначенная для доказательства теорем и исчисления высказываний. Она была продемонстрирована 9 августа 1956 года. За прошедшее с тех пор время в области искусственного интеллекта разработано большое множество различных систем, которые принято называть интеллектуальными. Области их применения охватывают практически все сферы человеческой деятельности.

Термин искусственный интеллект был предложен в 1956 году на семинаре в Дартмутском колледже (США). На сегодняшний день не существует единого определения, которое однозначно описывает это понятие. Приведем некоторые из определений искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект – это область компьютерных наук, занимающуюся исследованием и автоматизацией разумного поведения.

Искусственный интеллект – это одно из направлений информатики, целью которого является разработка аппаратно-программных средств, позволяющих пользователю-непрограммисту ставить и решать свои, традиционно считающиеся интеллектуальными задачи, общаясь с компьютером на ограниченном подмножестве естественного языка.

Понятие искусственный интеллект можно толковать, как свойство автоматических систем брать на себя отдельные функции интеллекта человека, например, выбирать и принимать оптимальные решения на основе ранее полученного опыта и рационального анализа внешних воздействий.

Понятие интеллектуальной задачи

Что понимается под интеллектуальной задачей? Для пояснения отличия интеллектуальной задачи от простой, необходимо ввести термин "алгоритм".

Под алгоритмом понимают точное предписание о выполнении в определённом порядке системы операций для решения любой задачи из некоторого данного класса (множества) задач. В математике класс задач определённого типа считается решённым, когда для её решения установлен алгоритм. Отыскание алгоритма для задач некоторого данного типа связано со сложными рассуждениями, требующими большой изобретательности и высокой квалификации. Принято считать, что подобного рода деятельность требует участия интеллекта человека. Задачи, связанные с отысканием алгоритма решения класса задач определённого типа, принято называть интеллектуальными.

Эффективность алгоритмов заключается в том, что они сводят решение сложной задачи к определенной последовательности достаточно простых операций. Исходная информация поступает на вход алгоритма, на каждом шаге она преобразуется и в таком виде передаётся на следующий шаг, в результате чего на выходе алгоритма получается информация, представляющая собой решение задачи.

После того, как алгоритм для задачи найден, процесс решения соответствующего класса задач становится таким, что его может в точности выполнить человек или компьютер (должным образом запрограммированный), не имеющие ни малейшего представления о сущности самой задачи. Требуется только, чтобы решающий задачу, был способен выполнять те простые операции, из которых складывается процесс, и выполнял их в определенном порядке, предложенным алгоритмом. Таким образом, действуя чисто машинально, возможно успешно решать любые задачи данного класса. Поэтому представляется совершенно естественным исключить их из класса интеллектуальных задач.

Примерами таких задач могут служить чисто вычислительные задачи: решение системы линейных алгебраических уравнений, численное интегрирование дифференциальных уравнений и т. д. Для решения подобного рода задач имеются стандартные алгоритмы, которые могут быть легко реализованы в виде программы. В противоположность этому для широкого класса интеллектуальных задач, таких как распознавание образов, игра в шахматы, доказательство теорем и т. п., напротив это формальное разбиение процесса поиска решения на отдельные элементарные шаги часто оказывается весьма затруднительным, даже если само их решение несложно.

Из этих рассуждений вытекает следующее определение интеллекта: интеллект представляет собой универсальный алгоритм, способный разрабатывать алгоритмы решения конкретных задач.

Характерными чертами интеллекта являются способность к обучению, обобщению, накоплению опыта (знаний и навыков) и адаптации к изменяющимся условиям. Благодаря этим качествам интеллекта мозг может решать разнообразные задачи, а также легко перестраиваться с решения одной задачи на другую.

Понятие интеллектуальной системы

Интеллектуальная система должна уметь в наборе фактов распознать существенные и из имеющихся фактов и знаний сделать выводы не только с использованием дедукции, но и с помощью аналогии, индукции и т. д.

Дедукция (от латинского deductio – выведение), вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.

Индукция (от латинского inductio – наведение), умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

Кроме того, интеллектуальные системы должны быть способны к самооценке – обладать рефлексией, т. е. средствами оценки результатов собственной работы. С помощью подсистем объяснения она может ответить на вопрос, почему получен тот или иной результат. Наконец, интеллектуальная система должна уметь обобщать, улавливая сходство между имеющимися фактами.

В 1950 году британский математик Алан Тьюринг опубликовал в журнале "Mind" свою работу "Вычислительная машина и интеллект", в которой описал тест для проверки программы на интеллектуальность. Он предложил поместить исследователя и программу в разные комнаты и до тех пор, пока исследователь не определит, кто за стеной – человек или программа, считать поведение программы разумным. Это было одно из первых определений интеллектуальности, т. е. А. Тьюринг предложил называть интеллектуальным такое поведение программы, моделирующее разумное поведение человека.

А. Тьюрингом было высказано предложение о возможности обучения интеллектуальных систем, что на сегодняшний день очевидно для всех специалистов в области искусственного интеллекта. Вот его слова: "Пытаясь имитировать интеллект взрослого человека, мы вынуждены много размышлять о том процессе, в результате которого человеческий мозг достиг своего настоящего состояния… Почему бы нам вместо того, чтобы пытаться создать программу, имитирующую интеллект взрослого человека, не попытаться создать программу, которая имитировала бы интеллект ребенка? Ведь если интеллект ребенка получает соответствующее воспитание, он становится интеллектом взрослого человека… Наш расчет состоит в том, что устройство, ему подобное, может быть легко запрограммировано… Таким образом, мы расчленим нашу проблему на две части: на задачу построения "программы-ребенка" и задачу "воспитания" этой программы".

Именно этот путь и используют практически все системы искусственного интеллекта. Кроме того, именно на этом пути появляются и другие признаки интеллектуальной деятельности: накопление опыта, адаптация и т. д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29930. Организация внешнего контроля качества аудита 37 KB
  В соответствии с планом уполномоченный орган по контролю качества работы определяет и согласовывает с аудиторской организацией индивидуальным аудитором сроки проведения проверки. Однако указанная норма проекта Федерального закона Об аудиторской деятельности противоречит законодательству Российской Федерации а именно Федеральному закону О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля надзора положения которого предусматривают что плановая проверка не может проводиться чаще...
29931. Основные этапы, техника и технология проведения аудиторских проверок 33 KB
  Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки необходимо чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита. Некоторые российские специалисты с различной степенью детализации выделяют следующие этапы аудиторской проверки: 1 на этапе подготовки и планирования аудита производится ознакомление с экономикой проверяемого предприятия оцениваются существенность и аудиторский риск система бухгалтерского учета и система внутреннего контроля разрабатываются общий план и программа проверки; 2 этап документирования и...
29932. Природные чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения: наводнения, сели, цунами и их последствия; мероприятия, проводимые по защите населения 38.5 KB
  Цунами это гигантские океанские волны возникающие чаще пито в результате подводных и островных землетрясений или извержений вулканов. Наиболее опасны цунами для населенных пунктов расположенных на низких океанских берегах. Вторичными последствиями цунами являются пожары возникающие в результате повреждения пожароопасных объектов.
29933. Лесные и торфяные пожары и их последствия. Профилактика лесных и торфяных пожаров 32.5 KB
  Лесные пожары бывают низовыми верховыми и подземными. Верховые пожары уничтожают верхний полог леса и распространяются со скоростью 825 км ч. Подземные пожары случаются на торфяных грунтах распространяются со скоростью 210 м в день.
29934. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам их распространения и тяжести последствий 35 KB
  Правила ухода за кожей зубами и волосами: регулярно менять белье носки чулки колготки гольфы; У мыться ежедневно теплой водой с туалетным или детским мылом; если кожа чешется смазать ее кремом или мазью; не выдавливать прыщи не вскрывать гнойники так как на их месте может начаться воспаление; при обнаружении на теле сыпи сразу же сказать об этом родителям; употреблять в пищу больше свежих овощей и фруктов молока; в них достаточно витаминов и минеральных веществ необходимых для кожи; зимой защищать кожу от...
29935. Радиационно-опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения 39 KB
  Это поражение может произойти следующими способами: внешнее облучение при прохождении радиоактивного облака; внешнее облучение обусловленное радиоактивным загрязнением почвы и местных предметов; внутреннее облучение при вдыхании воздуха зараженного радиоактивными веществами; внутреннее облучение при употреблении загрязненной воды пищи; контактное облучение в результате попадания на кожу и одежду радиоактивных веществ.
29936. Химически опасные объекты. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение безопасности населения 43 KB
  Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение безопасности населения Ответ: Химически опасный объект это такой объект при аварии на котором или при разрушении которого могут произойти массовые поражения людей животных и растений опасными химическими веществами. Поэтому аварии на таких объектах очень опасны. Эти аварии классифицируются следующим образом: аварии с выбросом или угрозой выброса аварийно химически опасных веществ АХОВ при их производстве переработке в хранении; аварии на...