45361

Школьный класс как малая социальная группа: характеристика, структура, уровни развития. Межличностные отношения и методы их изучения

Реферат

Педагогика и дидактика

План Признаки коллектива Характеристика класса как ученического коллектива Структура класса Формальная – неформальная Отсутствие структуры складывающаяся структура 2 или более группировок Уровни развития класса стадия 1 2 3 и последующие Межличностные отношения в классе звезды предпочитаемые отвергаемые изолированные Методы изучения межличностных отношений в классе социометрия выявление лидера Признаки коллектива: Общая социально значимая цель. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и...

Русский

2013-11-16

60.5 KB

336 чел.

33. Школьный класс как малая социальная группа: характеристика, структура, уровни развития. Межличностные отношения и методы их изучения.

 План

  1.  Признаки коллектива
  2.  Характеристика класса как ученического коллектива
  3.  Структура класса
    1.  Формальная – неформальная
    2.  Отсутствие структуры, складывающаяся структура, 2 или более группировок
  4.  Уровни развития класса (стадия 1, 2, 3 и последующие)
  5.  Межличностные отношения в классе (звезды, предпочитаемые, отвергаемые, изолированные)
  6.  Методы изучения межличностных отношений в классе (социометрия, выявление лидера)

  1.  Признаки коллектива:

  1.  Общая социально значимая цель.
  2.  Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.
  3.  Отношение ответственной зависимости.
  4.  Общий выборный руководящий орган.

Также сплоченность, характеризующая взаимопонимание, сплоченность, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимноотвественность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

 

 2. Характеристики класса как ученического коллектива

Школьный класс (ученический коллектив) – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

 Ученический коллектив как система – это

  •  Органичная часть более сложного объединения – воспитательного коллектива, включающего помимо детского и коллектив педагогов-воспитателей;
  •  Относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;
  •  Скоординированное единство двух структур: официальной, складывающейся под влиянием взрослых, определяющих его организационное строение и деятельность, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;
  •  Субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;
  •  Субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

Ученический коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой детерминировано изменениями во внутреннем мире воспитанников, изменениями в жизни общества в целом, в непосредственно окружающей коллектив среде, в характере педагогического руководства деятельностью коллектива. Движет процесс развития коллектива борьба противоречий, возникающих между перспективами, достигнутыми и планируемыми, между интересами коллектива и отдельных членов, между потребностями учеников и возможностями их удовлетворения в коллективе.

3. Структура класса

3.1. В психологии малой группы принято выделять две основные структуры отношений в коллективе: ФОРМАЛЬНУЮ (официальную) и НЕФОРМАЛЬНУЮ (неофициальную).

Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для всех групп этого типа.  Элементом формальной структуры в школьном классе может быть позиция старосты, какие-то другие должности.

Неформальная структура — это стихийно возникающая в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. Неформальная структура отношений есть результат опыта взаимодействия членов группы друг с другом. Естественно, что неформальная структура не возникает одномоментно с возникновением группы, а формируется постепенно.

Формальная и неформальная структуры, как правило, не совпадают. В детских коллективах неформальные связи почти всегда важнее для ребят.

3.2. 1)отсутствие структуры совсем, т.е. групповой уровень отношений практически не сформирован. В лучшем случае ребята разбиваются на пары, ощущение класса как чего-то целостного отсутствует и у самих школьников, и у преподавателей, работающих с ними.

2)складывающаяся структура. В классе существует группировка, в которую входит небольшое число ребят, а остальные одноклассники существуют сами по себе.

3)наличие в классе двух или более конкурирующих группировок ребят. Каждая из сложившихся группировок уже прошла свой путь психологического развития, и критерий сплочения в одной подгруппе отличается от тех факторов, которые сыграли группообразующую роль для других ребят. Наличие же таких группировок приводит к атмосфере враждебности и конкуренции в классе.

4. Уровни развития класса как ученического коллектива (по Макаренко):

Первая стадия – становление коллектива. В это время коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося класс превратить в коллектив. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

На второй стадии устанавливается влияние актива. Теперь актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляци.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий:

  •  между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований;
  •  между общими и индивидуальными перспективами;
  •  между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе;
  •  между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями;
  •  и т.д.

Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.

 Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Этому уровню характерно предъявление более высоких требований к себе, чем к товарищам. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Между стадиями нет четких границ – возможности для переходя к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии развития.


Признаки коллектива

I этап

II этап

III этап

Общая цель

Ставит руководитель

Ставят органы самоуправления

Каждая личность

Общая деятельность

По требованию руководителя включаются все

Предлагается и организуется органами самоуправления

Каждый может предложить и организовать общую деятельность

Общественное мнение

Нет

Формирует актив

Каждый влияет на общественное мнение, может высказать и дать свою точку зрения для коллектива

Органы самоуправления

Назначает руководитель

Складывается достаточно самостоятельно

Каждый может через чередование поручений выполнять ту или иную роль, активно участвуя в работе коллектива

Традиции

Нет, их может предложить руководитель

Актив класса предлагает дела, привлекающие большинство

Традиции существуют, сохраняются, благодаря эмоциональной привлекательности и необходимости для каждого в коллективе

Взаимоотношения

Предъявляет требования педагог, регулирует, пресекает

Актив, совместно с педагогом, который контролирует, организует, оценивает. Педагог доверяет школьникам, советуется с ними в решении вопросов для коллектива

Все вопросы взаимоотношений решаются коллегиально, совместно; на лицо сотрудничество и содружество. Стиль общения - демократический.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают выработать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

5. Межличностные отношения в коллективе.

Каждый член группы обладает определенным местом в системе отношений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа социально-педагогическим статусом. Все многообразие оттенков отношений между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям:

  •  Звезды - ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих учеников
  •  Предпочитаемые (или популярные) - такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками.
  •  Отвергаемые — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками.
  •  Изолированные – те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.

6. Методы изучения межличностных отношений в классе.

Для определения статусной структуры школьного класса часто используют социометрическую методику. Социометрическая методика - это один или несколько вопросов, в которых ребенка спрашивают — с кем из одноклассников он хотел бы выполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, иметь какие-то отношения. Ответом на этот вопрос являются фамилии одноклассников. Эти вопросы должны быть значимыми для ребят, чтобы их взаимные оценки были не случайны, а имели под собой некоторое содержание.

Специального внимания требует вопрос о позиции лидера школьного класса. Лидер — это такой член группы, который обладает наиболее сильным влиянием на одноклассников, является для них олицетворением их класса, носителем основных ценностей этого коллектива. Увидеть, кто определяет решения в классе, бывает непросто. Существует процедура, близкая социометрической, для определения лидера класса. Это вопросы, направленные на ранжирование одноклассников по критериям их вклада в те или иные виды совместной деятельности. В отличие от социометрических вопросов, в которых отвечающий оценивает степень своей собственной симпатии или антипатии, при ранжировании каждый член класса оценивает, кто из одноклассников является наиболее влиятельным в той или иной ситуации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83291. Комбінована робота. Практична робота. Створення аплікації на тему «Метелик» 129.5 KB
  Мета: закріпити навички роботи з папером, удосконалювати навички копіювання простих форм за допомогою шаблону та створення з вирізаних форм аплікації;повторити правили техніки безпеки під час роботи з ножицями; розвивати увагу, спостережливість, фантазію; виховувати працелюбність, акуратність...
83292. Океаны Земли. Практическая работа. Обозначение океанов и материков на глобусе и карте 68 KB
  Цели: Сформировать представление о поверхности океанов Земли изображение их на глобусе и карте довести до сознания учащихся что в природе всё взаимосвязано; Развивать пространственное воображение познавательный интерес развивать умение работать с картой полушарий глобусом учебным текстом...
83293. Чи легко приносити радість іншим? В.О. Сухомлинський «Покинуте кошеня» А. Костецький «Хвостата мова» 4.5 MB
  Мета: Формувати навички швидкого виразного читання, уміння уважно слухати; Збагачувати словниковий запас учнів; Простежувати причиново-наслідкові зв’язки, аналізувати проблемні ситуації і робити висновки. Вчити дітей розглядати будь-який об’єкт чи явище з позитивної і негативної точки зору...
83294. Склад числа 10. Складання і розв’язування прикладів на додавання. Складання прикладів за монетами. Розпізнавання геометричних фігур 32 KB
  Мета: розглянути всі варіанти складу числа 10; вправляти учнів у складанні прикладів за малюнками, розпізнаванні геометричних фігур; ознайомити учнів з монетою номіналом «10к.»; розвивати мислення, навички каліграфічного письма; виховувати старанність.
83295. Информационные технологии как фактор повышения мыслительной деятельности учащихся на уроках познание мира 2.58 MB
  Изучить психолого–методическую и научно–методическую литературу о роли информационных технологий в учебном процессе. Раскрыть роль и значение информационных технологий в повышении результативности в обучении школьников. Экспериментальная проверка роли информационных технологий как фактора повышения качества знаний школьников на уроках познание мира.
83296. Факторы и последствия изменения климата 56.59 KB
  Изучением изменений климата занимается наука палеоклиматология. Причиной изменения климата являются динамические процессы на Земле внешние воздействия такие как колебания интенсивности солнечного излучения и с недавних пор деятельность человека.
83298. Организация контроля за деятельностью подразделений предприятия ИП «Г.Г.Соколова» 49.58 KB
  Управленческий контроль это одна из функций управления без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование организация руководство и мотивация. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки...
83299. Технология создания программы в жанре телеинтервью (на примере программы «Познер») 55.06 KB
  Актуальность теоретического исследования технология создания программы в жанре телеинтервью заключается в том, что в настоящее время жанр интервью является самым распространенным и популярным в журналистике. Всё более возрастающий интерес к нему требует от интервьюеров создания качественного материала...