45361

Школьный класс как малая социальная группа: характеристика, структура, уровни развития. Межличностные отношения и методы их изучения

Реферат

Педагогика и дидактика

План Признаки коллектива Характеристика класса как ученического коллектива Структура класса Формальная неформальная Отсутствие структуры складывающаяся структура 2 или более группировок Уровни развития класса стадия 1 2 3 и последующие Межличностные отношения в классе звезды предпочитаемые отвергаемые изолированные Методы изучения межличностных отношений в классе социометрия выявление лидера Признаки коллектива: Общая социально значимая цель. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и...

Русский

2013-11-16

60.5 KB

347 чел.

33. Школьный класс как малая социальная группа: характеристика, структура, уровни развития. Межличностные отношения и методы их изучения.

 План

  1.  Признаки коллектива
  2.  Характеристика класса как ученического коллектива
  3.  Структура класса
    1.  Формальная – неформальная
    2.  Отсутствие структуры, складывающаяся структура, 2 или более группировок
  4.  Уровни развития класса (стадия 1, 2, 3 и последующие)
  5.  Межличностные отношения в классе (звезды, предпочитаемые, отвергаемые, изолированные)
  6.  Методы изучения межличностных отношений в классе (социометрия, выявление лидера)

  1.  Признаки коллектива:

  1.  Общая социально значимая цель.
  2.  Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.
  3.  Отношение ответственной зависимости.
  4.  Общий выборный руководящий орган.

Также сплоченность, характеризующая взаимопонимание, сплоченность, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимноотвественность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

 

 2. Характеристики класса как ученического коллектива

Школьный класс (ученический коллектив) – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

 Ученический коллектив как система – это

  •  Органичная часть более сложного объединения – воспитательного коллектива, включающего помимо детского и коллектив педагогов-воспитателей;
  •  Относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;
  •  Скоординированное единство двух структур: официальной, складывающейся под влиянием взрослых, определяющих его организационное строение и деятельность, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;
  •  Субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;
  •  Субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

Ученический коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой детерминировано изменениями во внутреннем мире воспитанников, изменениями в жизни общества в целом, в непосредственно окружающей коллектив среде, в характере педагогического руководства деятельностью коллектива. Движет процесс развития коллектива борьба противоречий, возникающих между перспективами, достигнутыми и планируемыми, между интересами коллектива и отдельных членов, между потребностями учеников и возможностями их удовлетворения в коллективе.

3. Структура класса

3.1. В психологии малой группы принято выделять две основные структуры отношений в коллективе: ФОРМАЛЬНУЮ (официальную) и НЕФОРМАЛЬНУЮ (неофициальную).

Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для всех групп этого типа.  Элементом формальной структуры в школьном классе может быть позиция старосты, какие-то другие должности.

Неформальная структура — это стихийно возникающая в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. Неформальная структура отношений есть результат опыта взаимодействия членов группы друг с другом. Естественно, что неформальная структура не возникает одномоментно с возникновением группы, а формируется постепенно.

Формальная и неформальная структуры, как правило, не совпадают. В детских коллективах неформальные связи почти всегда важнее для ребят.

3.2. 1)отсутствие структуры совсем, т.е. групповой уровень отношений практически не сформирован. В лучшем случае ребята разбиваются на пары, ощущение класса как чего-то целостного отсутствует и у самих школьников, и у преподавателей, работающих с ними.

2)складывающаяся структура. В классе существует группировка, в которую входит небольшое число ребят, а остальные одноклассники существуют сами по себе.

3)наличие в классе двух или более конкурирующих группировок ребят. Каждая из сложившихся группировок уже прошла свой путь психологического развития, и критерий сплочения в одной подгруппе отличается от тех факторов, которые сыграли группообразующую роль для других ребят. Наличие же таких группировок приводит к атмосфере враждебности и конкуренции в классе.

4. Уровни развития класса как ученического коллектива (по Макаренко):

Первая стадия – становление коллектива. В это время коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося класс превратить в коллектив. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

На второй стадии устанавливается влияние актива. Теперь актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляци.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий:

  •  между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований;
  •  между общими и индивидуальными перспективами;
  •  между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе;
  •  между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями;
  •  и т.д.

Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.

 Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Этому уровню характерно предъявление более высоких требований к себе, чем к товарищам. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Между стадиями нет четких границ – возможности для переходя к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии развития.


Признаки коллектива

I этап

II этап

III этап

Общая цель

Ставит руководитель

Ставят органы самоуправления

Каждая личность

Общая деятельность

По требованию руководителя включаются все

Предлагается и организуется органами самоуправления

Каждый может предложить и организовать общую деятельность

Общественное мнение

Нет

Формирует актив

Каждый влияет на общественное мнение, может высказать и дать свою точку зрения для коллектива

Органы самоуправления

Назначает руководитель

Складывается достаточно самостоятельно

Каждый может через чередование поручений выполнять ту или иную роль, активно участвуя в работе коллектива

Традиции

Нет, их может предложить руководитель

Актив класса предлагает дела, привлекающие большинство

Традиции существуют, сохраняются, благодаря эмоциональной привлекательности и необходимости для каждого в коллективе

Взаимоотношения

Предъявляет требования педагог, регулирует, пресекает

Актив, совместно с педагогом, который контролирует, организует, оценивает. Педагог доверяет школьникам, советуется с ними в решении вопросов для коллектива

Все вопросы взаимоотношений решаются коллегиально, совместно; на лицо сотрудничество и содружество. Стиль общения - демократический.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают выработать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

5. Межличностные отношения в коллективе.

Каждый член группы обладает определенным местом в системе отношений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа социально-педагогическим статусом. Все многообразие оттенков отношений между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям:

  •  Звезды - ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих учеников
  •  Предпочитаемые (или популярные) - такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками.
  •  Отвергаемые — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками.
  •  Изолированные – те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.

6. Методы изучения межличностных отношений в классе.

Для определения статусной структуры школьного класса часто используют социометрическую методику. Социометрическая методика - это один или несколько вопросов, в которых ребенка спрашивают — с кем из одноклассников он хотел бы выполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, иметь какие-то отношения. Ответом на этот вопрос являются фамилии одноклассников. Эти вопросы должны быть значимыми для ребят, чтобы их взаимные оценки были не случайны, а имели под собой некоторое содержание.

Специального внимания требует вопрос о позиции лидера школьного класса. Лидер — это такой член группы, который обладает наиболее сильным влиянием на одноклассников, является для них олицетворением их класса, носителем основных ценностей этого коллектива. Увидеть, кто определяет решения в классе, бывает непросто. Существует процедура, близкая социометрической, для определения лидера класса. Это вопросы, направленные на ранжирование одноклассников по критериям их вклада в те или иные виды совместной деятельности. В отличие от социометрических вопросов, в которых отвечающий оценивает степень своей собственной симпатии или антипатии, при ранжировании каждый член класса оценивает, кто из одноклассников является наиболее влиятельным в той или иной ситуации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24145. Российское государство при Иване III 29.71 KB
  Во внутренней политике Иван III как и его отец продолжает собирать русские земли под московским началом. Иван III присоединил к Москве Ростовское и Тверское Рязанское Белозерское и Дмитровское княжества. Такой ход дел не устраивал Ивана III стремившегося объединить все русские земли под московским началом.
24146. КУЛЬТУРА XIV-XV ВВ. 36.63 KB
  Со второй половины XIV в. Высокие образцы народнопоэтической речи дают и другие московские памятники XIV XV столетий. Составление летописей и других сочинений переписка рукописей переживают подъем со второй половины XIV в.
24147. Реформы Ивана 4 Грозного 27.57 KB
  После его смерти на Руси началось боярское правление. Особенностью его прихода к власти было то что впервые в истории Руси великий князь был венчан на царство и получил титул царя: термин царь пришел на Русь от монголотатар; до падения ига царем называл себя главный хан Золотой Орды; данным титулом золотоордынский царь подчеркивал свою власть над всеми как над другими ханами так и над русскими князьями которые ездили в Орду на поклон к царю; впервые приняв титул царь Иван Грозный показал свою абсолютную суверенность...
24149. Культура России в XVI в. 32.19 KB
  Фольклор Фольклор XVI в. в XVI в. Публицистика XVI в.
24150. Культура России в 1598-1613 гг 25.48 KB
  Первый период смуты характеризуется борьбой за престол различных претендентов. Таким образом первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I 1605 1606 гг. Второй период смуты. Третий период смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками.
24151. Экономическое развитие России в XVII в. XVII в 21.87 KB
  XVII в время массового заселения Волги Предуралья начало освоения Сибири. Новым было в XVII в. Всего в XVII в.
24152. Внутренняя политика России в XVII в 20.78 KB
  За малолетних правителей власть осуществляла царевна Софья пытавшаяся отдалить Петра от престола. Софья не желая расставаться с властью подняла против Петра стрелков но восстание было жестоко подавлено а Софья заточена в монастырь.
24153. Внешняя политика России в 17 веке 31.17 KB
  Западнорусские земли стали ареной борьбы населения против угнетения польской шляхтой. начался почти непрерывный ряд казацких восстаний против Польши. В Киевской области было образовано войско реестровых внесенных в списки казаков которые однако переходили на сторону мятежных запорожцев и обращали свое оружие против поляков. Под его командованием русская армия предприняла два неудачных похода против Крымского ханства 1687 1689 находившегося в вассальной зависимости от Турции.