45361

Школьный класс как малая социальная группа: характеристика, структура, уровни развития. Межличностные отношения и методы их изучения

Реферат

Педагогика и дидактика

План Признаки коллектива Характеристика класса как ученического коллектива Структура класса Формальная неформальная Отсутствие структуры складывающаяся структура 2 или более группировок Уровни развития класса стадия 1 2 3 и последующие Межличностные отношения в классе звезды предпочитаемые отвергаемые изолированные Методы изучения межличностных отношений в классе социометрия выявление лидера Признаки коллектива: Общая социально значимая цель. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и...

Русский

2013-11-16

60.5 KB

355 чел.

33. Школьный класс как малая социальная группа: характеристика, структура, уровни развития. Межличностные отношения и методы их изучения.

 План

  1.  Признаки коллектива
  2.  Характеристика класса как ученического коллектива
  3.  Структура класса
    1.  Формальная – неформальная
    2.  Отсутствие структуры, складывающаяся структура, 2 или более группировок
  4.  Уровни развития класса (стадия 1, 2, 3 и последующие)
  5.  Межличностные отношения в классе (звезды, предпочитаемые, отвергаемые, изолированные)
  6.  Методы изучения межличностных отношений в классе (социометрия, выявление лидера)

  1.  Признаки коллектива:

  1.  Общая социально значимая цель.
  2.  Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.
  3.  Отношение ответственной зависимости.
  4.  Общий выборный руководящий орган.

Также сплоченность, характеризующая взаимопонимание, сплоченность, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимноотвественность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

 

 2. Характеристики класса как ученического коллектива

Школьный класс (ученический коллектив) – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

 Ученический коллектив как система – это

  •  Органичная часть более сложного объединения – воспитательного коллектива, включающего помимо детского и коллектив педагогов-воспитателей;
  •  Относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;
  •  Скоординированное единство двух структур: официальной, складывающейся под влиянием взрослых, определяющих его организационное строение и деятельность, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;
  •  Субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;
  •  Субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

Ученический коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой детерминировано изменениями во внутреннем мире воспитанников, изменениями в жизни общества в целом, в непосредственно окружающей коллектив среде, в характере педагогического руководства деятельностью коллектива. Движет процесс развития коллектива борьба противоречий, возникающих между перспективами, достигнутыми и планируемыми, между интересами коллектива и отдельных членов, между потребностями учеников и возможностями их удовлетворения в коллективе.

3. Структура класса

3.1. В психологии малой группы принято выделять две основные структуры отношений в коллективе: ФОРМАЛЬНУЮ (официальную) и НЕФОРМАЛЬНУЮ (неофициальную).

Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для всех групп этого типа.  Элементом формальной структуры в школьном классе может быть позиция старосты, какие-то другие должности.

Неформальная структура — это стихийно возникающая в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. Неформальная структура отношений есть результат опыта взаимодействия членов группы друг с другом. Естественно, что неформальная структура не возникает одномоментно с возникновением группы, а формируется постепенно.

Формальная и неформальная структуры, как правило, не совпадают. В детских коллективах неформальные связи почти всегда важнее для ребят.

3.2. 1)отсутствие структуры совсем, т.е. групповой уровень отношений практически не сформирован. В лучшем случае ребята разбиваются на пары, ощущение класса как чего-то целостного отсутствует и у самих школьников, и у преподавателей, работающих с ними.

2)складывающаяся структура. В классе существует группировка, в которую входит небольшое число ребят, а остальные одноклассники существуют сами по себе.

3)наличие в классе двух или более конкурирующих группировок ребят. Каждая из сложившихся группировок уже прошла свой путь психологического развития, и критерий сплочения в одной подгруппе отличается от тех факторов, которые сыграли группообразующую роль для других ребят. Наличие же таких группировок приводит к атмосфере враждебности и конкуренции в классе.

4. Уровни развития класса как ученического коллектива (по Макаренко):

Первая стадия – становление коллектива. В это время коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося класс превратить в коллектив. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

На второй стадии устанавливается влияние актива. Теперь актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляци.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий:

  •  между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований;
  •  между общими и индивидуальными перспективами;
  •  между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе;
  •  между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями;
  •  и т.д.

Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.

 Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Этому уровню характерно предъявление более высоких требований к себе, чем к товарищам. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Между стадиями нет четких границ – возможности для переходя к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии развития.


Признаки коллектива

I этап

II этап

III этап

Общая цель

Ставит руководитель

Ставят органы самоуправления

Каждая личность

Общая деятельность

По требованию руководителя включаются все

Предлагается и организуется органами самоуправления

Каждый может предложить и организовать общую деятельность

Общественное мнение

Нет

Формирует актив

Каждый влияет на общественное мнение, может высказать и дать свою точку зрения для коллектива

Органы самоуправления

Назначает руководитель

Складывается достаточно самостоятельно

Каждый может через чередование поручений выполнять ту или иную роль, активно участвуя в работе коллектива

Традиции

Нет, их может предложить руководитель

Актив класса предлагает дела, привлекающие большинство

Традиции существуют, сохраняются, благодаря эмоциональной привлекательности и необходимости для каждого в коллективе

Взаимоотношения

Предъявляет требования педагог, регулирует, пресекает

Актив, совместно с педагогом, который контролирует, организует, оценивает. Педагог доверяет школьникам, советуется с ними в решении вопросов для коллектива

Все вопросы взаимоотношений решаются коллегиально, совместно; на лицо сотрудничество и содружество. Стиль общения - демократический.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают выработать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

5. Межличностные отношения в коллективе.

Каждый член группы обладает определенным местом в системе отношений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа социально-педагогическим статусом. Все многообразие оттенков отношений между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям:

  •  Звезды - ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих учеников
  •  Предпочитаемые (или популярные) - такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками.
  •  Отвергаемые — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками.
  •  Изолированные – те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.

6. Методы изучения межличностных отношений в классе.

Для определения статусной структуры школьного класса часто используют социометрическую методику. Социометрическая методика - это один или несколько вопросов, в которых ребенка спрашивают — с кем из одноклассников он хотел бы выполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, иметь какие-то отношения. Ответом на этот вопрос являются фамилии одноклассников. Эти вопросы должны быть значимыми для ребят, чтобы их взаимные оценки были не случайны, а имели под собой некоторое содержание.

Специального внимания требует вопрос о позиции лидера школьного класса. Лидер — это такой член группы, который обладает наиболее сильным влиянием на одноклассников, является для них олицетворением их класса, носителем основных ценностей этого коллектива. Увидеть, кто определяет решения в классе, бывает непросто. Существует процедура, близкая социометрической, для определения лидера класса. Это вопросы, направленные на ранжирование одноклассников по критериям их вклада в те или иные виды совместной деятельности. В отличие от социометрических вопросов, в которых отвечающий оценивает степень своей собственной симпатии или антипатии, при ранжировании каждый член класса оценивает, кто из одноклассников является наиболее влиятельным в той или иной ситуации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31816. Технология ведения деловых бесед 29 KB
  К числу целей требующих проведения деловой беседы можно отнести вопервых стремление одного собеседника посредством слова оказать определенное влияние на другого человека или группы к действию с тем чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения другими словами создать новую деловую ситуацию или новые деловые отношения между участниками беседы; вовторых необходимость выработки руководителями соответствующих решений на основании анализа мнений и высказываний сотрудников. В сравнении с другими видами речевой...
31817. Личные качества менеджера, темперамент и психологический тип лица, принимающего решения 34 KB
  Личные качества менеджера темперамент и психологический тип лица принимающего решения. менеджер занимается приемом передачей и обработкой информации необходимой для работы предприятия; руководитель принимает решения которые ложатся в основу работы предприятия. К основным личным качествам современного менеджера можно отнести такие качества как: жажда знаний профессионализм новаторство и творческий подход к работе; упорство уверенность в себе и преданность делу; нестандартное мышление изобретательность инициативность и...
31818. Организация процесса разработки, принятия и выполнения управленческих решений 26 KB
  Фактор виляющие на организацию проц ЛПР: 1Степень структурированности проблемы 2Степень загрузки ЛПР 3Налич инфи 4Степень неопределенности 5Наличие ресв 6Масштабность проц принимаемого решения 7 организационная культура предприятия Особенности разработки запрограммированных и не запрограммированных решений: Алгоритм разрки запрогго решения: 1Распредеелние ресв на разработку решения 2Назаначение ответственных за выполнение УР Алгоритм разрки не запрогго решения: 1Создание временного труд колва по РУР 2Координация проц РУР 3Контроль хода...
31819. Использование власти и личностного влияния в процессе принятия управленческих решений 24 KB
  Управленческие отношения формируются самим рукм в сфере его воздействия в поле его влияния. Формализованные УР ориентируют рукля на жесткие требования а работников на подчинение этим требованиям. Персонализированные ориентируют руководителя на мягкие требования а работников на самостоятельное решение проблем. Виды: 1Атхократические подчиняются силе воли рукля 2Технократические рабки подчиняются производственному проц 3Бюрократические подчиняются организационному порядку в ущерб делу Персонализированные упре отношения:...
31820. Современные программные средства, используемые для поддержки принятия решений 24 KB
  Продукт SS Wrehouse dministrtor позволяет реализовать хранилища данных на верхнем уровне и SS OLP ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ В РЕЖИМЕ реального времени. Продукт Orcle Wrehouse Builder OWB средства для проектирования и развертывания хранилищ данных витрин данных и приложений по деловому интеллекту в Интернет. Система Business Objects предназначен для создания самых сложных консолидирующих упрх и аналитических отчетов на основе накопленных в организации разнородных данных рассылки этих отчетов корпоративным сервером. Система...
31821. Понятие и классификация автоматизированных информационных систем в управлении 28.5 KB
  Автоматизированная информационная система АИС совокупность программноаппаратных средств предназначенных для автоматизации деятельности связанной с хранением передачей и обработкой информации. АИС являются с одной стороны разновидностью информационных систем ИС с другой автоматизированных систем АС вследствие чего их часто называют ИС или АС. В АИС за хранение информации отвечают: на физическом уровне встроенные устройства памяти RM внешние накопители дисковые массивы на программном уровне файловая система ОС СУБД...
31822. Реформа армии Петра I 595 KB
  Для приверженцев первой точки зрения в военной историографии характерна уверенность в том, что военное дело в допетровской России было безнадежно отсталым, устаревшим и к моменту воцарения Петра I находилось в состоянии полного развала и запустения, армия была дезорганизована и небоеспособна
31823. Создание плана озеленения с использованием древесно-кустарниковых и травянистых растений, исключительно имеющих лечебные свойства 150.18 KB
  Фитотерапия с лечебной и профилактической целью использует либо растения в целом либо их отдельные части: корни корневища клубни луковицы листья цветки стебли кору почки ягоды плоды и семена. Цветет в мае плоды созревают в июле августе. Плоды черемухи использовались человеком каменного века о чем свидетельствуют результаты археологических раскопок. Используя их в пищу люди не могли не отметить их специфического вяжущего действия поэтому плоды черемухи можно считать одним из древнейших лекарственных средств.
31824. СВИНЦОВО-КИСЛОТНИЙ АКАМУЛЯТОР 6-СТ-90 550.5 KB
  Приготовление пасты. Расчёт объема пасты осуществляется по формуле. Поэтому при формировании очередной партии пластин отрицательной и положительной пасты меняются местами и следовательно изменяется полярность подачи напряжения на шины.3 Приготовление пасты Активная масса свинцовых аккумуляторов образуется в результате электрохимических процессов окисления или восстановления протекающих в электродных пастах при формировании намазных этими пастами пластин.