45363

Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения

Реферат

Педагогика и дидактика

План Диагностика качества обучения определение цель принципы формула Контроль Понятие контроля Виды контроля Формы контроля Методы контроля Требования к контролю Тест как метод контроля Проверка Оценка 1. Принципы диагностирования обученности: Систематичность разнообразие постоянство форм методов средств контроля. Необходимость контроля на всех этапах обучения. Понятие контроля.

Русский

2013-11-16

50.5 KB

49 чел.

35. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.

План

  1.  Диагностика качества обучения (определение, цель, принципы, формула)
  2.  Контроль
    1.  Понятие контроля
    2.  Виды контроля
    3.  Формы контроля
    4.  Методы контроля
    5.  Требования к контролю
    6.  Тест как метод контроля
  3.  Проверка
  4.  Оценка

1. Диагностика качества обучения

Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Диагностика — это точное определение результатов дидактического процесса.

Цель диагностирования – своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.

Принципы диагностирования обученности:

  •  Систематичность – разнообразие, постоянство форм, методов, средств контроля. Необходимость контроля на всех этапах обучения.
  •  Объективность – выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.
  •  Открытость – оценки по одним и тем же критериям, ученики должны знать эти критерии; рейтинги учащихся, которые носят наглядный, сравнимый характер.

Уровень обученности можно вычислить количественно:

, где

О – оценка успеваемости

Ф – фактический объем усвоенных знаний, умений

П – полный объем знаний, умений, предложенный для усвоения.

Диагностика включает:

  •  контроль,
  •  проверку,
  •  оценивание;
  •  накопление статистических данных,
  •  их анализ; прогнозирование,
  •  выявление динамики, тенденций дидактического процесса.

2. Контроль

2.1. Понятие контроля.

Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль — это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.

По сути своей контроль обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новых знаний.

Постоянный контроль дисциплинирует обучаемых, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества.

2.2. Виды контроля

Предварительный контроль имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия.

Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения.

Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса.

2.3. Формы контроля

По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный. 

2.4. Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.).

Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков.

Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний. Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль.

2.5. Требования к контролю

индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью);

систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

разнообразие форм проведения контроля;

всесторонность контроля;

объективность контроля;

дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых);

единство требований со стороны обучающих.

 2.6. Тест как метод контроля

В последнее время все большее распространение получает тестовый контроль. 

Тесты представляют собой систему тестовых заданий стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов.

Тестовые задания отличаются краткостью, на выполнение каждого не должно тратиться много времени. Наиболее распространенными являются следующие формы тестовых заданий: 

  •  закрытая форма тестовых заданий. К заданию даются готовые ответы, один (или несколько) из которых правильный. Существует возможность угадывания. Не стимулирует самостоятельный поиск ответа.
  •  открытая форма тестовых заданий не содержит готовых ответов, позволяя их сформулировать в свободной форме, что дает возможность выявить логику мышления тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ (однако сложно анализировать результат);
  •  задания «на соответствие», необходимо установить соответствие элементов одного множества элементам другого;
  •  задания на «установление правильной последовательности». Они позволяют проверить понимание последовательности действий, процессов, суждений, вычислений.

Преимущества тестирования:

  •  — более высокая объективность контроля.  
  •  — более высокая дифференцированность оценки. Результаты тестирования могут быть представлены в более дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки.
  •  — более высокая эффективность контроля. Тестирование одновременно можно проводить в больших группах; легче, быстрее обрабатываются полученные результаты.

Негативные стороны: трудно проверить глубину понимания вопроса, логику мышления; существует вероятность случайности. Тестовые задания не позволяют проверить творческое применение усвоенных знаний в новой ситуации.

3. Проверка

Составной частью контроля является проверка. Проверка — система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Основной дидактической функцией проверки является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Цель проверки – определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего.

4. Оценка

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценка — это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков. Количественным выражением оценки является отметка.

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля.

Функции оценки:

  1.  Квалиметрическая – для обеспечения качества школьного образования.
  2.  Мотивирующая – позволяет эффективно влиять на ценностную сферу личности, мотивировать ее становление и развитие.
  3.  Исследовательская – позволяет накапливать систематические данные, их анализировать, выявлять тенденции, прогнозировать дальнейшее развитие.
  4.  Экспертная – позволяет получить объективное суждение о качестве педагогического объекта.
  5.  Контрольно-оценочная – соотнесение хода и результата педагогической деятельности.

Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями и т. д.

Высокая оценка знаний может и воодушевлять обучающегося к учению, но может и расхолаживать его в работе. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать к усилению учебной работы, и убивать охоту к учению.

Сложившаяся система оценивания результатов учебной деятельности в виде баллов, несмотря на недостатки, до сих пор не нашла себе достойной замены, хотя некоторые педагоги, ученые выступают против существующей системы оценки степени обученности. Их главные аргументы:

  •  обученность фактически оценивается трехбалльной шкалой (отметки «1» и «2» фиксируют незнание);
  •  недостоверность оценки обученности (отметки «5», «4», «3» ставятся в гимназических классах, в классах для одаренных детей, в классах общеобразовательных школ, в классах коррекционно-развивающего обучения. Они не равнозначны);
  •  трехбалльная шкала недостаточна, чтоб оценить знания учащихся (поэтому преподаватели используют суррогатную шкалу: к баллам добавляют «плюсы» и «минусы»).

Учеными предлагаются новые оценочные шкалы: десятибалльные, двенадцатибалльные, стобалльные и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37597. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА 2.67 MB
  Целью диссертационной работы является исследование комплекса проблем рынка лекарственных средств для формирования системы государственного регулирования фармацевтического рынка России в сложившихся экономических, политических и социальных условиях.
37598. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 1.27 MB
  современные проблемы управления несостоятельными предприятиями [2. Кризисные предприятия в национальной экономике России [2.2] Понятие несостоятельного предприятия [2. Степень качества финансового состояния предприятия [2.
37599. СТИМУЛИРОВАНИЕ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.04 MB
  Теоретические основы организации стимулирования наемных работников в процессе предпринимательской деятельности [2.2] работников в предпринимательской деятельности [2. Анализ действующих систем стимулирования наемных работников [3.
37600. Издержки производства: экономическая природа, региональные особенности и резервы снижения (на примере отраслей нефтедобычи Республики Татарстан) 957 KB
  Экономическое содержание издержек производства. Классификация издержек производства. Региональные особенности издержек производства в нефтедобыче.
37601. Проектирование информационных систем 1.12 MB
  Приводимые в обзоре рекомендации могут способствовать успешному внедрению CASEсредств и уменьшить риск неправильных инвестиций. Несмотря на высокие потенциальные возможности CASEтехнологии увеличение производительности труда улучшение качества программных продуктов поддержка унифицированного и согласованного стиля работы далеко не все разработчики информационных систем использующие CASEсредства достигают ожидаемых результатов. Существуют различные причины возможных неудач но видимо основной причиной является неадекватное понимание...
37602. Определение мощности дизельного двигателя 202.67 KB
  Определение мощности дизельного двигателя: 1. Процесс снятия индикаторной диаграммы с цилиндров двигателя называется индицированием цилиндров. Индикаторная диаграмма снятая с двигателя изображает действительный цикл с учетом всех потерь а площадь индикаторной диаграммы индикаторную работу цикла Li. Если подставить в уравнение Pi в кг см2 Vh в литрах как принято в двигателестроении число оборотов вала n в об мин и обозначить количество цилиндров i а тактность двигателя ττ = 2 для двухтактного и...
37603. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УГЛА АТАКИ ПОТОКА НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ТУРБИННОЙ РЕШЕТКИ 317.21 KB
  ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УГЛА АТАКИ ПОТОКА НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ТУРБИННОЙ РЕШЕТКИ Вопросы пространственного обтекания турбинных решеток чрезвычайно сложны и теоретически решается лишь для некоторых простейших случаев поэтому основным достоверным материалом для суждения о качественной и количественной зависимостях между отдельными величинами при обтекании турбинных решеток сжимаемой средой является материал эксперимента. Рисунок 1 Характеристики турбинной решетки Результаты эксперимента β1 = 450 Углы потока 1 2 3 4...
37605. Изучение методов векторного синтеза и отображения модулированных сигналов в современных систем связи 3.35 MB
  Формирование с помощью программы VSG модулированного сигнала в соответствии с данными приведенными в таблице ниже. Использованные параметры сигнала: Выборок на символ 16; Количество символов 500; Опорный уровень 0 дБ.1 IQ составляющие сигнала QPSK во временной области без использования предмодуляционного фильтра Рисунок1.2 Векторная диаграмма и Сигнальное созвездие QPSK сигнала Далее по заданию вводим обработку сигнала с помощью предмодуляционного фильтра.