45363

Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения

Реферат

Педагогика и дидактика

План Диагностика качества обучения определение цель принципы формула Контроль Понятие контроля Виды контроля Формы контроля Методы контроля Требования к контролю Тест как метод контроля Проверка Оценка 1. Принципы диагностирования обученности: Систематичность – разнообразие постоянство форм методов средств контроля. Необходимость контроля на всех этапах обучения. Понятие контроля.

Русский

2013-11-16

50.5 KB

44 чел.

35. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.

План

  1.  Диагностика качества обучения (определение, цель, принципы, формула)
  2.  Контроль
    1.  Понятие контроля
    2.  Виды контроля
    3.  Формы контроля
    4.  Методы контроля
    5.  Требования к контролю
    6.  Тест как метод контроля
  3.  Проверка
  4.  Оценка

1. Диагностика качества обучения

Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Диагностика — это точное определение результатов дидактического процесса.

Цель диагностирования – своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.

Принципы диагностирования обученности:

  •  Систематичность – разнообразие, постоянство форм, методов, средств контроля. Необходимость контроля на всех этапах обучения.
  •  Объективность – выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.
  •  Открытость – оценки по одним и тем же критериям, ученики должны знать эти критерии; рейтинги учащихся, которые носят наглядный, сравнимый характер.

Уровень обученности можно вычислить количественно:

, где

О – оценка успеваемости

Ф – фактический объем усвоенных знаний, умений

П – полный объем знаний, умений, предложенный для усвоения.

Диагностика включает:

  •  контроль,
  •  проверку,
  •  оценивание;
  •  накопление статистических данных,
  •  их анализ; прогнозирование,
  •  выявление динамики, тенденций дидактического процесса.

2. Контроль

2.1. Понятие контроля.

Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль — это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.

По сути своей контроль обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новых знаний.

Постоянный контроль дисциплинирует обучаемых, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества.

2.2. Виды контроля

Предварительный контроль имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия.

Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения.

Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса.

2.3. Формы контроля

По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный. 

2.4. Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.).

Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков.

Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний. Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль.

2.5. Требования к контролю

индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью);

систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

разнообразие форм проведения контроля;

всесторонность контроля;

объективность контроля;

дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых);

единство требований со стороны обучающих.

 2.6. Тест как метод контроля

В последнее время все большее распространение получает тестовый контроль. 

Тесты представляют собой систему тестовых заданий стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов.

Тестовые задания отличаются краткостью, на выполнение каждого не должно тратиться много времени. Наиболее распространенными являются следующие формы тестовых заданий: 

  •  закрытая форма тестовых заданий. К заданию даются готовые ответы, один (или несколько) из которых правильный. Существует возможность угадывания. Не стимулирует самостоятельный поиск ответа.
  •  открытая форма тестовых заданий не содержит готовых ответов, позволяя их сформулировать в свободной форме, что дает возможность выявить логику мышления тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ (однако сложно анализировать результат);
  •  задания «на соответствие», необходимо установить соответствие элементов одного множества элементам другого;
  •  задания на «установление правильной последовательности». Они позволяют проверить понимание последовательности действий, процессов, суждений, вычислений.

Преимущества тестирования:

  •  — более высокая объективность контроля.  
  •  — более высокая дифференцированность оценки. Результаты тестирования могут быть представлены в более дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки.
  •  — более высокая эффективность контроля. Тестирование одновременно можно проводить в больших группах; легче, быстрее обрабатываются полученные результаты.

Негативные стороны: трудно проверить глубину понимания вопроса, логику мышления; существует вероятность случайности. Тестовые задания не позволяют проверить творческое применение усвоенных знаний в новой ситуации.

3. Проверка

Составной частью контроля является проверка. Проверка — система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Основной дидактической функцией проверки является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Цель проверки – определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего.

4. Оценка

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценка — это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков. Количественным выражением оценки является отметка.

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля.

Функции оценки:

  1.  Квалиметрическая – для обеспечения качества школьного образования.
  2.  Мотивирующая – позволяет эффективно влиять на ценностную сферу личности, мотивировать ее становление и развитие.
  3.  Исследовательская – позволяет накапливать систематические данные, их анализировать, выявлять тенденции, прогнозировать дальнейшее развитие.
  4.  Экспертная – позволяет получить объективное суждение о качестве педагогического объекта.
  5.  Контрольно-оценочная – соотнесение хода и результата педагогической деятельности.

Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями и т. д.

Высокая оценка знаний может и воодушевлять обучающегося к учению, но может и расхолаживать его в работе. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать к усилению учебной работы, и убивать охоту к учению.

Сложившаяся система оценивания результатов учебной деятельности в виде баллов, несмотря на недостатки, до сих пор не нашла себе достойной замены, хотя некоторые педагоги, ученые выступают против существующей системы оценки степени обученности. Их главные аргументы:

  •  обученность фактически оценивается трехбалльной шкалой (отметки «1» и «2» фиксируют незнание);
  •  недостоверность оценки обученности (отметки «5», «4», «3» ставятся в гимназических классах, в классах для одаренных детей, в классах общеобразовательных школ, в классах коррекционно-развивающего обучения. Они не равнозначны);
  •  трехбалльная шкала недостаточна, чтоб оценить знания учащихся (поэтому преподаватели используют суррогатную шкалу: к баллам добавляют «плюсы» и «минусы»).

Учеными предлагаются новые оценочные шкалы: десятибалльные, двенадцатибалльные, стобалльные и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69434. Код Варшамова 157.5 KB
  Цель: Изучить код Варшамова выяснить особенности его построения и применения Краткие теоретические сведения Код предложенный Варшамовым является типичным представителем систематических кодов т. Благодаря этому возможно построить все комбинации кода...
69435. Коды Рида-Маллера 277 KB
  Эти m строк составляют векторы первого порядка b. Далее идут строки векторов второго порядка которые получаются из всех произведений двух строк первого порядка затем – строки третьего порядка являющиеся всеми произведениями трех строк первого порядка и т.
69436. Код Грея 206 KB
  Отражённые ( рефлексные ) коды строятся таким образом, что соседние кодовые комбинации, в отличии от простых двоичных кодов, различаются цифрой только в одном разряде, т.е. кодовое расстояние между соседними кодовыми комбинациями такого кода равно единице.
69437. Двоично-десятичный код 114 KB
  Цель: Изучить двоично-десятичный код выяснить особенности его построения и применения Краткие теоретические сведения. В двоично-десятичном коде каждая десятичная цифра представляется группой цифр состоящей из 4х двухпозиционных символов.
69438. Код Бергера Код Эллайеса 104 KB
  Цель: Изучить код Эллайеса выяснить особенности его построения и применения Краткие теоретические сведения Коды Бергера относятся к разряду несистематических кодов. Существует несколько вариантов построения кодов Бергера. Например сообщение 011010 закодированное кодом Бергера выглядит как 011010100.
69439. Код Шеннона-Фано 64.5 KB
  Основной принцип положенный в основу кодирования по методу ШеннонаФано заключается в том что при выборе каждой цифры кодовой комбинации следует стремится к тому чтобы содержащееся в ней количество информации было наибольшим т. Сообщениям имеющим большую вероятность...
69440. Код Хэмминга 271 KB
  Формирование r проверочных элементов в комбинации этого кода осуществляется по k информационным элементам. Таким образом длина кодовой комбинации n = r k. Проверочные элементы представляют собой линейные комбинации информационных элементов т.
69441. Количество информации и энтропия 145 KB
  Краткие теоретические сведения Количество информации Количество информации является апостериорной характеристикой и определяет количество информации которое получают после приема сообщений. Если p Xi – вероятность iого сообщения то индивидуальное количество информации...
69442. Перестройка и национальный вопрос 25 KB
  Гласность была целиком использована на расшатывание национального вопроса в СССР на Украине началась кампания пропаганды украинской культуры начали говорить о том что русская культура задавила украинскую.