45363

Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения

Реферат

Педагогика и дидактика

План Диагностика качества обучения определение цель принципы формула Контроль Понятие контроля Виды контроля Формы контроля Методы контроля Требования к контролю Тест как метод контроля Проверка Оценка 1. Принципы диагностирования обученности: Систематичность разнообразие постоянство форм методов средств контроля. Необходимость контроля на всех этапах обучения. Понятие контроля.

Русский

2013-11-16

50.5 KB

50 чел.

35. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.

План

  1.  Диагностика качества обучения (определение, цель, принципы, формула)
  2.  Контроль
    1.  Понятие контроля
    2.  Виды контроля
    3.  Формы контроля
    4.  Методы контроля
    5.  Требования к контролю
    6.  Тест как метод контроля
  3.  Проверка
  4.  Оценка

1. Диагностика качества обучения

Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Диагностика — это точное определение результатов дидактического процесса.

Цель диагностирования – своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.

Принципы диагностирования обученности:

  •  Систематичность – разнообразие, постоянство форм, методов, средств контроля. Необходимость контроля на всех этапах обучения.
  •  Объективность – выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.
  •  Открытость – оценки по одним и тем же критериям, ученики должны знать эти критерии; рейтинги учащихся, которые носят наглядный, сравнимый характер.

Уровень обученности можно вычислить количественно:

, где

О – оценка успеваемости

Ф – фактический объем усвоенных знаний, умений

П – полный объем знаний, умений, предложенный для усвоения.

Диагностика включает:

  •  контроль,
  •  проверку,
  •  оценивание;
  •  накопление статистических данных,
  •  их анализ; прогнозирование,
  •  выявление динамики, тенденций дидактического процесса.

2. Контроль

2.1. Понятие контроля.

Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль — это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.

По сути своей контроль обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новых знаний.

Постоянный контроль дисциплинирует обучаемых, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества.

2.2. Виды контроля

Предварительный контроль имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия.

Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения.

Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса.

2.3. Формы контроля

По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный. 

2.4. Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.).

Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков.

Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний. Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль.

2.5. Требования к контролю

индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью);

систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

разнообразие форм проведения контроля;

всесторонность контроля;

объективность контроля;

дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых);

единство требований со стороны обучающих.

 2.6. Тест как метод контроля

В последнее время все большее распространение получает тестовый контроль. 

Тесты представляют собой систему тестовых заданий стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов.

Тестовые задания отличаются краткостью, на выполнение каждого не должно тратиться много времени. Наиболее распространенными являются следующие формы тестовых заданий: 

  •  закрытая форма тестовых заданий. К заданию даются готовые ответы, один (или несколько) из которых правильный. Существует возможность угадывания. Не стимулирует самостоятельный поиск ответа.
  •  открытая форма тестовых заданий не содержит готовых ответов, позволяя их сформулировать в свободной форме, что дает возможность выявить логику мышления тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ (однако сложно анализировать результат);
  •  задания «на соответствие», необходимо установить соответствие элементов одного множества элементам другого;
  •  задания на «установление правильной последовательности». Они позволяют проверить понимание последовательности действий, процессов, суждений, вычислений.

Преимущества тестирования:

  •  — более высокая объективность контроля.  
  •  — более высокая дифференцированность оценки. Результаты тестирования могут быть представлены в более дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки.
  •  — более высокая эффективность контроля. Тестирование одновременно можно проводить в больших группах; легче, быстрее обрабатываются полученные результаты.

Негативные стороны: трудно проверить глубину понимания вопроса, логику мышления; существует вероятность случайности. Тестовые задания не позволяют проверить творческое применение усвоенных знаний в новой ситуации.

3. Проверка

Составной частью контроля является проверка. Проверка — система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Основной дидактической функцией проверки является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Цель проверки – определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего.

4. Оценка

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценка — это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков. Количественным выражением оценки является отметка.

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля.

Функции оценки:

  1.  Квалиметрическая – для обеспечения качества школьного образования.
  2.  Мотивирующая – позволяет эффективно влиять на ценностную сферу личности, мотивировать ее становление и развитие.
  3.  Исследовательская – позволяет накапливать систематические данные, их анализировать, выявлять тенденции, прогнозировать дальнейшее развитие.
  4.  Экспертная – позволяет получить объективное суждение о качестве педагогического объекта.
  5.  Контрольно-оценочная – соотнесение хода и результата педагогической деятельности.

Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями и т. д.

Высокая оценка знаний может и воодушевлять обучающегося к учению, но может и расхолаживать его в работе. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать к усилению учебной работы, и убивать охоту к учению.

Сложившаяся система оценивания результатов учебной деятельности в виде баллов, несмотря на недостатки, до сих пор не нашла себе достойной замены, хотя некоторые педагоги, ученые выступают против существующей системы оценки степени обученности. Их главные аргументы:

  •  обученность фактически оценивается трехбалльной шкалой (отметки «1» и «2» фиксируют незнание);
  •  недостоверность оценки обученности (отметки «5», «4», «3» ставятся в гимназических классах, в классах для одаренных детей, в классах общеобразовательных школ, в классах коррекционно-развивающего обучения. Они не равнозначны);
  •  трехбалльная шкала недостаточна, чтоб оценить знания учащихся (поэтому преподаватели используют суррогатную шкалу: к баллам добавляют «плюсы» и «минусы»).

Учеными предлагаются новые оценочные шкалы: десятибалльные, двенадцатибалльные, стобалльные и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43325. Розрахунок фінансового стану підприємства 638 KB
  Акціонерне товариство провело деномінацію акцій шляхом дроблення у співвідношенні 1:6 витрати по операції склали 750 грн. Показник Статутний капітал грн. Номінальна вартість грн. Відбудеться зменшення нерозподіленого прибутку на суму 750 грн.
43326. Дослідження та аналіз прямих податків в Україні 586 KB
  Світовий досвід у сфері прямого оподаткування Необхідність вдосконалення системи прямого оподаткування Вступ податок прямий фінансовий Являючи собою неперевершений інструмент вилучення частини приватних доходів на користь суспільних союзів податки вважаються однією з основних рис сучасної цивілізації. Для досягнення поставленої мети вирішувалися такі задачі: дослідження історичних передумов виникнення і розвитку податків; дослідження теоретичних основ...
43327. Розробка програми виведення системного і реального часу на платі IBM PC 1.19 MB
  Розробка програми виведення системного і реального часу на платі IBM PC полягає в тому що розробка програми має велике значення як для навчального процесу так і для створення складних систем оскільки будьяка потужна система базується саме на більш простих системах і розуміння цих процесів значно полегшує роботу зі складними системами дії яких приховані від користувача. Крім цього на сьогодні існує проблема що стосується корекції системного часу а точніше багато компютерів які беруть участь у процесі виробництва і керують ним...
43328. Використання електронних підручників на уроках хімії 143.5 KB
  Використання комп'ютерних моделей дозволяє розкрити істотні зв'язки досліджуваного об'єкта, глибше виявити його закономірності, що, у кінцевому рахунку, веде до кращого засвоєння матеріалу. Учень може досліджувати явище, змінюючи параметри, порівнювати отримані результати, аналізувати їх, робити висновки. Наприклад, задаючи різні значення концентрації реагуючих речовин (у програмі, що моделює залежність швидкості хімічної реакції від різних факторів), учень може простежити за зміною обсягу газу, що виділяється, і т.д.
43329. Оборотні кошти підприємства 516 KB
  Висока інфляція неплатежі й інші кризові явища змушують підприємства змінювати свою політику стосовно оборотних коштів шукати нові джерела поповнення вивчати проблему ефективності їхнього використання. Тема визначення потреби в оборотних коштах є досить актуальною бо правильна організація збереження і ефективність використання оборотних коштів мають велике значення для забезпечення безперервного процесу суспільного відтворення стійкого фінансового стану всіх суб'єктів господарювання нормального грошового звернення реального накопичення...
43330. Вузол черв’ячного редуктора 5.02 MB
  Пустотілий вал 1 черв’ячного колеса розміщений у корпусі редуктора на конічних роликових підшипниках 0-го класу точності. На вал 1 діє нерухома радіальна сила – 8 кН. Вінець черв’ячного колеса не розбирається і повинен передавати Мкр=2000 кН мм на маточину. В деталі 2 є шліцевий отвір, в який заходить шліцевий вал, непоказаний на кресленні. Даний вал може вільно переміщатись в осьовому напрямку.
43332. Архітектура, історія, перспективи LTE стандарта в Україні та світі 192 KB
  Історія технології LTE Рівень економічного розвитку будьякої країни в даний час визначається ступенем розвитку сучасних технологій. Це досягається за рахунок поступового переходу до мереж наступного покоління NGN Next Genertion Network FGN Future Genertion Network LTE які підтримують широкий спектр інфокомунікаційних послуг. LTE грунтується на фундаментальній ідеї розподілу функцій комутації та функцій надання послуг що дозволяє виконати впровадження глобальної інформаційної інфраструктури ГІІ яка надає можливість...
43333. Интеграл Лебега-Стилтьеса, функции с ограниченным изменение 551 KB
  Рассмотрим подробнее заряды на -алгебре, порожденной полуинтервалами на отрезке. Каждому заряду (как и мере) поставим в соответствие функцию g. Опишем класс функций на , которые соответствуют зарядам. Построение заряда аналогично построению меры Лебега-Стилтьеса по неубывающей функции.