45364

Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению

Реферат

Педагогика и дидактика

Проблема целей и содержания воспитания. Понятие воспитания Цели воспитания Культурологический подход к воспитанию и обучению Содержание воспитания 1. Понятие воспитания Воспитание – это деятельность воспитателей по созданию условий для культурного становления и саморазвития личности иначе – деятельность педагога по организации жизни ребёнка на уровне культуры. Цели воспитания Цель воспитания – идеал к которому стремится общество и отдельный воспитатель.

Русский

2013-11-16

45.5 KB

46 чел.

36. Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению.

План.

  1.  Понятие воспитания
  2.  Цели воспитания
  3.  Культурологический подход к воспитанию и обучению
  4.  Содержание воспитания

1. Понятие воспитания

Воспитание – это деятельность воспитателей по созданию условий для культурного становления и саморазвития личности, иначе – деятельность педагога по организации жизни ребёнка на уровне культуры.

Воспитание – это процесс целенаправленного взаимодействия и организации деятельности с целью привития определённых качеств ребёнку и самореализации личности.

2. Цели воспитания

Цель воспитания – идеал, к которому стремится общество и отдельный воспитатель.

Цель воспитания – осознанное представление о конечном результате в педагогической деятельности, ожидаемый образ результата.

Цель воспитания может изменяться: в исторических процессах, в зависимости от общественных условий, национальной культуры, так как она будет отражать педагогическую политику и традиции.

Цель современного воспитания – это личность, способная строить жизнь, достойную человека.

Идеальная цель - формирование разносторонней и гармонично развитой личности, т.е. развитой морально, интеллектуальной, эстетической и т.д.

Идеальная цель показывает то, к чему надо стремиться.

Реальные цели воспитания зависят от ряда подходов, которые использует педагог в своей педагогической деятельности:

  1.  Личностный
  2.  Аксиологический(ценностный)
  3.  Деятельностный
  4.  Культурологический

Личностный

Проявляется в отношении к учащимся, как к уникальному явлению, не зависимо от его интеллектуальных особенностей. В процессе воспитания педагог воспринимает ребёнка таким, какой он есть, учитывая привычки, здоровье, ценности, достоинства. Уважение к ребенку не зависит от его успехов или неуспехов, признается право на самобытность ребенка.

Аксиологический (ценностный)

Ценностные ориентации являются одними из главных характеристик личности.

Ценностный подход предполагает развитие и изменение ценностей ребенка.

Ценности (основные из них) остаются постоянными на различных этапах развития общества. Такие как жизнь, здоровье, любовь, знания, труд, мир, красота, творчество и т.п. значимы для людей во все времена.

Деятельностный

Это такая организация учебно-воспитательного процесса, в котором ребенок является активным субъектом деятельности. Только деятельность значимая для личности способствует овладению общечеловеческой и профессиональной культурой.

3. Культурологический подход к воспитанию и обучению

Культурологический

Такая организация педагогического процесса, в ходе которого ребенок формируется как субъект культуры, субъект исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества.

Целью воспитания является формирование базовой культуры личности.

Культура личности – это степень совершенства, достигнутая в освоении той или иной отраслью знаний и деятельности.

Культура личности – это определённый уровень творческих сил и способностей человека,

Культура личности – это  гармония интеллекта, эмоций, убеждений и воли; это гармония с самим собой, окружающими людьми, целой жизнью, обществом, природой.

Этот подход предполагает взаимодействие, диалог субкультур, диалог поколений. Обучаясь, воспитываясь, школьник усваивает основы культуры, которая помогает ему включиться в процесс освоения общественной и мировой культуры. Эти основы называются базовой культурой – это оптимальный минимум качеств, свойств, способностей, действий личности, которые помогают ей развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой.

На основе базовой культуры создаётся возможность саморазвития всех сторон личности, которые позволяют сформировать культурную личность.

Культура личности

 Субъективные возможности  Объективные возможности

 (желания, интересы и т.д.)   (особенности среды, семья, школа)

Базовая культура

Понятие базовой культуры включает в себя следующие компоненты и позволяет выделять духовно-нравственную, познавательную, физическую, эстетическую, экологическую, экономическую, правовую и другие направления базовой культуры личности.

Приоритетным направлением базовой культуры, которая поможет выбрать содержание воспитания каждого школьника относительно культуры жизненного самоопределения. Жизненное самоопределение характеризует ученика как субъект собственной жизни и собственного счастья. В то же время смысл самоопределения нельзя отрывать от человека и как существа общественного. Человек живет не только для себя, но и для других, для общества. И соответственно общество – это форма жизни, необходимая для человека.

Исходя из понимания культуры личности, как уровня возможностей, способностей, свойств, качеств личности, её знания, чувств, потребностей, действий можно воспользоваться формулой развития культуры личности, которая выражается пятью словами: знаю, умею, верю, хочу, делаю.

 

 

4.Содержание воспитания

Содержание воспитания – система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетические воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.

В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:

1. Реализм целей воспитания.

2. Совместная деятельность детей и взрослых.

3. Самоопределение.

4. Личностная направленность воспитания.

5. Добровольность.

6. Коллективистская направленность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57572. Задачі на відсотки. Дихання – найважливіша функція людського організму 43.5 KB
  Мета: Формувати вміння та навички учнів працювати з відсотками, розв’язувати задачі на відсотки: знаходження відсотків від числа та числа за його відсотком; розвивати навички усних обчислень...
57573. Мандрівка океаном Всесвіту 55.5 KB
  Організаційний момент Вступ Учитель Оріон син грецького бога морів Посейдона був хоробрим і вправним мисливцем. Інструктаж з техніки безпеки Учитель Перед початком подорожі нам обов’язково треба повторити правила роботи з основними пристроями.
57574. Арифметична прогресія, її властивості. Формула n – го члена 56 KB
  Мета уроку: Ввести поняття арифметичної прогресії розглянути її властивості; вивести формулу n-го члена та навчити учнів застосовувати її до розв’язування задач.
57575. Відсотки в задачах бізнесово-фінансового змісту 119.5 KB
  Мета: навчити учнів практичному застосуванню вивчених алгоритмів з теми “Відсотки” для розвязання задач бізнесового та фінансового змісту; знати, що в відсотках обчислюються кількісні та якісні показники роботи, економія матеріалів...
57576. Біогаз із сміттєзвалищ 343 KB
  Окиснення (аеробний процес) спостерігається тільки у верхніх шарах сміттєзвалища. У нижні шари комунальних відходів кисень не потрапляє. Від моменту перекривання доступу кисню, кисневі процеси відбуваються доволі швидко (кілька, або кільканадцять днів).
57577. Презентація проекту «Роде мій, красний» 41.5 KB
  Повторити значення слів рід родина рідня; дати поняття про щасливу сім’ю; навчити учнів складати родовідне дерево; виховувати повагу до членів сім’ї історії традицій своєї сім’ї.
57578. Свята та розваги в дошкільному навчальному закладі 67 KB
  Методика ознайомлення дітей з довкіллям у дошкільному навчальному закладу. Мовленнєвий розвиток дітей від народження до 7 років. Отже розглядаючи нормативноправові документи з дошкільної освіти можна стверджувати...
57579. Вертолет Ми-8 1.42 MB
  В данной дипломной работе мне предстоит разобрать силовую установку, ознакомиться с ее особенностями. Описать отказ (выключение) одного двигателя в полете, особенности летной и технической эксплуатации, технологию работы членов экипажа в особых случаях полета.
57580. Сучасний урок – цікавий урок 75 KB
  Метою сучасного заняття стає вже не нагромадження знань а пошукова діяльність спрямована на формування вмінь і навичок щодо орієнтації в інформаційному просторі.