45364

Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению

Реферат

Педагогика и дидактика

Проблема целей и содержания воспитания. Понятие воспитания Цели воспитания Культурологический подход к воспитанию и обучению Содержание воспитания 1. Понятие воспитания Воспитание это деятельность воспитателей по созданию условий для культурного становления и саморазвития личности иначе деятельность педагога по организации жизни ребёнка на уровне культуры. Цели воспитания Цель воспитания идеал к которому стремится общество и отдельный воспитатель.

Русский

2013-11-16

45.5 KB

47 чел.

36. Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению.

План.

  1.  Понятие воспитания
  2.  Цели воспитания
  3.  Культурологический подход к воспитанию и обучению
  4.  Содержание воспитания

1. Понятие воспитания

Воспитание – это деятельность воспитателей по созданию условий для культурного становления и саморазвития личности, иначе – деятельность педагога по организации жизни ребёнка на уровне культуры.

Воспитание – это процесс целенаправленного взаимодействия и организации деятельности с целью привития определённых качеств ребёнку и самореализации личности.

2. Цели воспитания

Цель воспитания – идеал, к которому стремится общество и отдельный воспитатель.

Цель воспитания – осознанное представление о конечном результате в педагогической деятельности, ожидаемый образ результата.

Цель воспитания может изменяться: в исторических процессах, в зависимости от общественных условий, национальной культуры, так как она будет отражать педагогическую политику и традиции.

Цель современного воспитания – это личность, способная строить жизнь, достойную человека.

Идеальная цель - формирование разносторонней и гармонично развитой личности, т.е. развитой морально, интеллектуальной, эстетической и т.д.

Идеальная цель показывает то, к чему надо стремиться.

Реальные цели воспитания зависят от ряда подходов, которые использует педагог в своей педагогической деятельности:

  1.  Личностный
  2.  Аксиологический(ценностный)
  3.  Деятельностный
  4.  Культурологический

Личностный

Проявляется в отношении к учащимся, как к уникальному явлению, не зависимо от его интеллектуальных особенностей. В процессе воспитания педагог воспринимает ребёнка таким, какой он есть, учитывая привычки, здоровье, ценности, достоинства. Уважение к ребенку не зависит от его успехов или неуспехов, признается право на самобытность ребенка.

Аксиологический (ценностный)

Ценностные ориентации являются одними из главных характеристик личности.

Ценностный подход предполагает развитие и изменение ценностей ребенка.

Ценности (основные из них) остаются постоянными на различных этапах развития общества. Такие как жизнь, здоровье, любовь, знания, труд, мир, красота, творчество и т.п. значимы для людей во все времена.

Деятельностный

Это такая организация учебно-воспитательного процесса, в котором ребенок является активным субъектом деятельности. Только деятельность значимая для личности способствует овладению общечеловеческой и профессиональной культурой.

3. Культурологический подход к воспитанию и обучению

Культурологический

Такая организация педагогического процесса, в ходе которого ребенок формируется как субъект культуры, субъект исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества.

Целью воспитания является формирование базовой культуры личности.

Культура личности – это степень совершенства, достигнутая в освоении той или иной отраслью знаний и деятельности.

Культура личности – это определённый уровень творческих сил и способностей человека,

Культура личности – это  гармония интеллекта, эмоций, убеждений и воли; это гармония с самим собой, окружающими людьми, целой жизнью, обществом, природой.

Этот подход предполагает взаимодействие, диалог субкультур, диалог поколений. Обучаясь, воспитываясь, школьник усваивает основы культуры, которая помогает ему включиться в процесс освоения общественной и мировой культуры. Эти основы называются базовой культурой – это оптимальный минимум качеств, свойств, способностей, действий личности, которые помогают ей развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой.

На основе базовой культуры создаётся возможность саморазвития всех сторон личности, которые позволяют сформировать культурную личность.

Культура личности

 Субъективные возможности  Объективные возможности

 (желания, интересы и т.д.)   (особенности среды, семья, школа)

Базовая культура

Понятие базовой культуры включает в себя следующие компоненты и позволяет выделять духовно-нравственную, познавательную, физическую, эстетическую, экологическую, экономическую, правовую и другие направления базовой культуры личности.

Приоритетным направлением базовой культуры, которая поможет выбрать содержание воспитания каждого школьника относительно культуры жизненного самоопределения. Жизненное самоопределение характеризует ученика как субъект собственной жизни и собственного счастья. В то же время смысл самоопределения нельзя отрывать от человека и как существа общественного. Человек живет не только для себя, но и для других, для общества. И соответственно общество – это форма жизни, необходимая для человека.

Исходя из понимания культуры личности, как уровня возможностей, способностей, свойств, качеств личности, её знания, чувств, потребностей, действий можно воспользоваться формулой развития культуры личности, которая выражается пятью словами: знаю, умею, верю, хочу, делаю.

 

 

4.Содержание воспитания

Содержание воспитания – система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетические воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.

В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:

1. Реализм целей воспитания.

2. Совместная деятельность детей и взрослых.

3. Самоопределение.

4. Личностная направленность воспитания.

5. Добровольность.

6. Коллективистская направленность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23842. Житие протопопа Аввакума: жанровое своеобразие 21.5 KB
  Не будь Аввакума не было бы таких какими мы знаем Пушкина Толстого Гоголя Достоевского в один ряд с которыми Лихачев ставит Аввакума 1 этап Киевская Русь Феодосий Печерский. 2 этап Епифаний Премудрый плетение словес.3 этап борьба с каноном ЕрмолайЕразм Повесть о Петре и Февронье замена волшебной сказки.4 этап разрушение канона появление романа потом в произведениях многих авторов возникают отголоски жития вплоть до святых атеизма Как закалялась сталь Островского.
23843. Житие протопопа Аввакума: новаторство Аввакума 22.5 KB
  Житие протопопа Аввакума: новаторство АввакумаОн ощущает себя святым страдающим за веру пишет свое житие. Прожив полную лишений жизнь он говорит об этом случае в своем житие так глубоко в душу это ему запало.
23844. Эволюция жанра жития 24.5 KB
  Следующий этап эволюции наступает в тот момент когда на предыдущем этапе уже некуда развиваться достигнуто совершенство.1 этап.2 этап. Плетение словес Епифамия Премудрого совершенствовать уже было не и наступил следующий этап.
23845. Эволюция жанра хождения 23.5 KB
  Эволюция жанра хождения.Хождениями в древнерусской литературе назывались произведения в которых описывались путешествияпаломничества в Палестину Византию страны Востока. Хождения совершались как официальными представителями русской церкви так и по собственной инициативе или обету паломников их называли кАликами перехожими Хождение Игумена Даниила древнейшее произведение жанра хождения.Популярность Хождения игумена Даниила в древнерусской письменности была исключительно велика о чём свидетельствует тот факт что до нас...
23846. Зарождение Силлабической поэзии и русского театра 29 KB
  Зарождение Силлабической поэзии и русского театраЗарождение Силлабической поэзии в России связано с именами Симеона Полоцкого Сильвестра Медведева Кариона Истомина. Происхождение и образование Симеона Полоцкого наглядно показывают откуда и каким образом проникал в Россию стиль барокко. Наследие Симеона Полоцкого очень велико. Курянин по происхождению служивший подьячим в Приказе тайных дел а потом по настоятельному совету Симеона постригшийся в монахи [5] Сильвестр Медведев после смерти учителя унаследовал его место место придворного...
23847. Творчество Симеона Полоцкого 24 KB
  Творчество Симеона ПолоцкогоОн воспитывал государевых детей одного из них будущего царя Федора Алексеевича он научил сочинять силлабические вирши открыл латинскую школу неподалеку от Кремля в Заиконоспасском монастыре где обучались молодые подьячие Приказа тайных дел собственной канцелярии царя Алексея Михайловича. Симеон Полоцкий также занял или точнее учредил еще одну должность должность придворного поэта дотоле в России неизвестную. Любое событие в царской семье браки именины рождения детей давало Симеону Полоцкому повод...
23849. Предмет, об’єкт і задачі економічного аналізу 57 KB
  Поняття економічного аналізу та його роль в управлінні підприємством. Предмет і об’єкти економічного аналізу. Функції та принципи економічного аналізу. Система показників економічного аналізу. Історія розвитку економічного аналізу та його зв’язок з іншими дисциплінами...
23850. Теоретическая модель цифровой сети связи 83 KB
  Суть сети – соединение разного оборудования. Следовательно, одной из основных проблем является проблема совместимости. Поэтому, в настоящее время, все возможные пути развития сетей отражены в стандартах.