45365

Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в информатике

Реферат

Педагогика и дидактика

Использование методов проблемного обучения в информатике. План Технология проблемного обучения Проблемная ситуация Проблемное изложение Частичнопоисковая Исследовательская деятельность Приемы создания проблемных ситуаций Преимущества и недостатки проблемного обучения Использование методов проблемного обучения в информатике 1. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем в ходе которых у школьников формируются новые...

Русский

2013-11-16

36.5 KB

38 чел.

37. Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в информатике.

План

  1.  Технология проблемного обучения
  2.  Проблемная ситуация
    1.  Проблемное изложение
    2.  Частично-поисковая
    3.  Исследовательская деятельность
  3.  Приемы создания проблемных ситуаций
  4.  Преимущества и недостатки проблемного обучения
  5.  Использование методов проблемного обучения в информатике

1. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у школьников формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, творческое мышление и другие личностно – значимые качества. При проблемном обучении педагог не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником проблему, заинтересовывает его, побуждает школьника найти способ её решения. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том:

  1.  Перед учащимися ставится проблема
  2.  При участии учителя или самостоятельно школьники обсуждают способы решения этой проблемы и выдвигают гипотезы
  3.  Организуется проверка истинности гипотез. Школьники аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения.
  4.  Выбор наиболее верных способов решений или тех гипотез, которые подтвердились.
  5.  Окончательное решение проблемы, подведение итогов.

2. Проблемная ситуация

Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, она возникает, если у школьника не хватает имеющихся знаний для решения проблемы или известных способов действия. То есть возникает противоречие между знанием и незнанием. Проблемная ситуация может возникать, когда возникает противоречие между старыми знаниями и новыми фактами, между житейскими представлениями и научными знаниями, когда необходимо использовать ранее усвоенные знания в новых условиях и так же может возникать ситуация, когда есть противоречие между теорией и практикой.

Проблемная ситуация может быть организована в разных формах деятельности на уроке:

  1.  Проблемное изложение
  2.  Частично-поисковая деятельность
  3.  Самостоятельная исследовательская деятельность

2.1. При проблемном изложении учащийся имеет меньше возможности проявить самостоятельность, сообщение нового материала осуществляется самим педагогом. Учитель ставит проблему, учитель вскрывает пути её решения, демонстрируя перед учащимися ход научного мышления. Учащиеся следят за движением мысли к решению проблемы, становясь соучастниками научного поиска.

2.2. Частично-поисковая. Учитель ставит проблему и организует деятельность учащихся с помощью специальных вопросов, побуждающих их к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на отдельные взаимосвязанные части решения проблемы.

2.3. Исследовательская деятельность. Представляет собой самостоятельный поиск учеником решения проблем. Педагог может предложить ему общую схему решения любой исследовательской задачи, а ученик на основании этой схемы самостоятельно решает свою частную проблему, используя собственные подходы, собственные способы, творческие находки для решения этой проблемы.

3. Методические приемы создания проблемных ситуаций:

  •  подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
  •  излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  •  предлагаю классу рассмотреть задачу с различных позиций;
  •  делаю сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставляю факты;
  •  ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  •  определяю проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
  •  ставлю проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление “психологической инерции”).

4. Преимущества и недостатки проблемного обучения

Преимущества технологии проблемного обучения: Она способствует не только приобретению учащимися системы знаний, умений, навыков, но и достижению высокого уровня интеллектуального развития, формированию способностей к самостоятельному добыванию знаний путём собственной творческой деятельности. Развивает интерес к учебному труду, обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки: Большие затраты времени для достижения и слабая управляемость учебной деятельности.

5. Использование метода проблемного обучения в преподавании информатики.

Обучение решению задач различными способами является одной из важнейших составляющих в обучении информатике, так как задачи способствуют развитию мышления и творческой активности учащихся.

При решении задач только одним способом у учащихся единственная цель - найти правильный ответ. Если же требуется применить при этом несколько способов, школьники стараются отыскать наиболее оригинальное, красивое, экономичное решение. Для этого они вспоминают многие теоретические факты, методы и приемы, анализируют их с точки зрения применимости к данной в задаче ситуации, накапливают определенный опыт применения одних и тех же знаний к различным вопросам.

Все это активизирует мыслительную деятельность школьников, прививает интерес к предмету.

Проблемно - поисковая технология не просто требует от учителя изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Учебная дисциплина, в том числе и информатика, должна рассматриваться не как предмет с набором готовых заданий, а как специфическая деятельность человека. Обучение же должно в разумной мере проходить в форме повторного открытия, а не простой передачи суммы знаний.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22264. Совершенствование системы документооборота в ООО «РАЙЖИВСОЮЗ» 242 KB
  Дать определение понятия «документооборот», определить какие существуют виды документооборота, и какие функции они выполняют. Разобрать теоретические аспекты данной темы; Дать полную характеристику организации (ООО «РАЙЖИВСОЮЗ»), на основе которой будет выполняться данная курсовая работа; Предложить методы совершенствования существующей системы документооборота организации, показать и доказать их экономическую эффективность.
22265. ОПУХОЛИ СИСТЕМЫ КРОВИ (ГЕМОБЛАСТОЗЫ) 39 KB
  Это происходит следующим образом: сначала лейкозные клетки разрастаются в органах кроветворения красный костный мозг селезенка лимфоузлы затем происходит выход лейкозных клеток в кровь где их можно обнаружить в большом количестве на следующем этапе который рассматривается как метастазирование лейкозные клетки из крови попадают в органы и образуют лейкозные инфильтраты по ходу сосудов в строме что ведет к атрофии и дистрофии органа. лейкозные клетки вытесняют нормальные клетки крови эритроциты лейкоциты тромбоциты...
22266. ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ЛИМФОМЫ 27 KB
  Лимфосаркома злокачественная опухоль из клеток лимфоцитарного ряда. Микро характерно диффузное разрастание атипичных лимфоидных клеток которые могут выходить за пределы ткани лимфоузла т. За счет пролиферации опухолевых клеток рисунок лимфоузла стирается в ткани возникают очаги некроза и склероза. Они состоят из пролиферирующих лимфоидных клеток гистиоцитов плазмоцитов и атипичных клеток.
22267. НАРУШЕНИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ. ПОЛНОКРОВИЕ (ГИПЕРЕМИЯ) 43.5 KB
  Это проявляется асцитом расширением вен передней брюшной стенки голова Медузы расширением вен пищевода что опасно кровотечением. КРОВОТЕЧЕНИЕ ГЕМОРРАГИЯ Определение кровотечение геморрагия это выход крови из просвета сосуда или полости сердца наружу наружное кровотечение или в полости тела внутреннее кровотечение. Наружное кровотечение: кровохарканье кровотечение из носа рвота кровью маточное кровотечение метроррагия мелена кровь с калом.
22268. НАРУШЕНИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ. Тромбоз 42.5 KB
  Неблагоприятный: септический аутолиз тромба рассасывание тромба под действием микробов что опасно сепсисом и кровотечением отрыв тромба тромбоэмболия которая может привести к инфаркту. Значение: тромбоз может привести к нарушению кровоснабжения органа и развитию инфаркта гангрены. ТЭЛА может привести к красному инфаркту легкого или к внезапной смерти. ИНФАРКТ Определение: инфаркт это сосудистый ишемический некроз который возникает вследствие прекращения...
22269. Некроз. Патогенетические формы 33 KB
  Этиологические формы: токсический некроз эта форма встречается при действии на ткани организма токсинов яды биологи ческой природы токсины палочки дифтерии бактерий или химической природы кислоты щелочи. травматический некроз этот некроз возникает при действии сильных физических факторов высокие или низкие температуры электроток. сосудистый некроз связан с острым нарушением кровоснабжения органа или ткани.
22270. Влияние внутренней среды на разработку и реализацию управленческих решений 229.5 KB
  Внутренняя среда организации – эта та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на различные аспекты функционирования организации, в том числе на процесс разработки и реализации управленческих решений
22271. Социально–экономическое положение Шпаковского района Ставропольского края 192 KB
  Цель данного курсового проекта – охарактеризовать социально – экономического положение Шпаковского муниципального района не только с экономической стороны, но и со стороны туристской деятельности, а также предложить проект по реализации туристского потенциала Шпаковского района.
22272. Сушарка розпилювальна дискова для зневоднення бульйону пташиного 1.95 MB
  Вологу з матеріалів можна видалити різними способами: механічним, фізико-хімічним та тепловим. При механічному способі вологу відтискують у пресах або центрифугах. Фізико-хімічний спосіб ґрунтується на застосуванні вологовідбірних засобів і використовується переважно в лабораторній практиці.