45365

Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в информатике

Реферат

Педагогика и дидактика

Использование методов проблемного обучения в информатике. План Технология проблемного обучения Проблемная ситуация Проблемное изложение Частичнопоисковая Исследовательская деятельность Приемы создания проблемных ситуаций Преимущества и недостатки проблемного обучения Использование методов проблемного обучения в информатике 1. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем в ходе которых у школьников формируются новые...

Русский

2013-11-16

36.5 KB

36 чел.

37. Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в информатике.

План

  1.  Технология проблемного обучения
  2.  Проблемная ситуация
    1.  Проблемное изложение
    2.  Частично-поисковая
    3.  Исследовательская деятельность
  3.  Приемы создания проблемных ситуаций
  4.  Преимущества и недостатки проблемного обучения
  5.  Использование методов проблемного обучения в информатике

1. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у школьников формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, творческое мышление и другие личностно – значимые качества. При проблемном обучении педагог не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником проблему, заинтересовывает его, побуждает школьника найти способ её решения. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том:

  1.  Перед учащимися ставится проблема
  2.  При участии учителя или самостоятельно школьники обсуждают способы решения этой проблемы и выдвигают гипотезы
  3.  Организуется проверка истинности гипотез. Школьники аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения.
  4.  Выбор наиболее верных способов решений или тех гипотез, которые подтвердились.
  5.  Окончательное решение проблемы, подведение итогов.

2. Проблемная ситуация

Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, она возникает, если у школьника не хватает имеющихся знаний для решения проблемы или известных способов действия. То есть возникает противоречие между знанием и незнанием. Проблемная ситуация может возникать, когда возникает противоречие между старыми знаниями и новыми фактами, между житейскими представлениями и научными знаниями, когда необходимо использовать ранее усвоенные знания в новых условиях и так же может возникать ситуация, когда есть противоречие между теорией и практикой.

Проблемная ситуация может быть организована в разных формах деятельности на уроке:

  1.  Проблемное изложение
  2.  Частично-поисковая деятельность
  3.  Самостоятельная исследовательская деятельность

2.1. При проблемном изложении учащийся имеет меньше возможности проявить самостоятельность, сообщение нового материала осуществляется самим педагогом. Учитель ставит проблему, учитель вскрывает пути её решения, демонстрируя перед учащимися ход научного мышления. Учащиеся следят за движением мысли к решению проблемы, становясь соучастниками научного поиска.

2.2. Частично-поисковая. Учитель ставит проблему и организует деятельность учащихся с помощью специальных вопросов, побуждающих их к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на отдельные взаимосвязанные части решения проблемы.

2.3. Исследовательская деятельность. Представляет собой самостоятельный поиск учеником решения проблем. Педагог может предложить ему общую схему решения любой исследовательской задачи, а ученик на основании этой схемы самостоятельно решает свою частную проблему, используя собственные подходы, собственные способы, творческие находки для решения этой проблемы.

3. Методические приемы создания проблемных ситуаций:

  •  подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
  •  излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  •  предлагаю классу рассмотреть задачу с различных позиций;
  •  делаю сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставляю факты;
  •  ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  •  определяю проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
  •  ставлю проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление “психологической инерции”).

4. Преимущества и недостатки проблемного обучения

Преимущества технологии проблемного обучения: Она способствует не только приобретению учащимися системы знаний, умений, навыков, но и достижению высокого уровня интеллектуального развития, формированию способностей к самостоятельному добыванию знаний путём собственной творческой деятельности. Развивает интерес к учебному труду, обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки: Большие затраты времени для достижения и слабая управляемость учебной деятельности.

5. Использование метода проблемного обучения в преподавании информатики.

Обучение решению задач различными способами является одной из важнейших составляющих в обучении информатике, так как задачи способствуют развитию мышления и творческой активности учащихся.

При решении задач только одним способом у учащихся единственная цель - найти правильный ответ. Если же требуется применить при этом несколько способов, школьники стараются отыскать наиболее оригинальное, красивое, экономичное решение. Для этого они вспоминают многие теоретические факты, методы и приемы, анализируют их с точки зрения применимости к данной в задаче ситуации, накапливают определенный опыт применения одних и тех же знаний к различным вопросам.

Все это активизирует мыслительную деятельность школьников, прививает интерес к предмету.

Проблемно - поисковая технология не просто требует от учителя изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Учебная дисциплина, в том числе и информатика, должна рассматриваться не как предмет с набором готовых заданий, а как специфическая деятельность человека. Обучение же должно в разумной мере проходить в форме повторного открытия, а не простой передачи суммы знаний.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46172. Миграция населения 157 KB
  В настоящей работе мы рассмотрим некоторые аспекты миграционных явлений в России в первую очередь в больших городах. Это привлекает в город студентов не только из других регионов России но и изза рубежа. Давая классификацию миграции в Европе Сергей Рязанцев2 называет следующие виды: Экономическая миграция Этническая миграция Вынужденная миграция Нелегальная миграция Как мы видим России свойственны те же миграционные тенденции. Она грозит накрыть собой крупные города европейской части России прежде считавшиеся мононациональными.
46173. АФГАНИСТАН В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 32 KB
  Саурские события 1978 г Неудача вооруженных выступлений фундаменталистов Хекматиара и раскол НДПА продлили дни режима М Дауда. единство НДПА было формально восстановлено генсеком вновь стал Тараки. В ответ на это контролируемые НДПА воинские части выступили против Дауда. Успех апрельского военного переворота объяснялся в первую очередь слабостью режима Дауда а не наличием революционной ситуации в ее классическом понимании: Армия была в большей степени под контролем НДПА чем Правительства из 18 тыс.
46174. Массаж, значение, показания, противопоказания 94 KB
  История массажа В создании современного метода массажа русским ученым принадлежит огромная роль. Русскими врачами еще в прошлом столетии не только была проделана большая работа в области физиологического обоснования общего действия массажа на организм человека но и созданы отдельные приемы массажа в соответствии с их практической пригодностью в каждом отдельном случае расширены показания и противопоказания к назначению массажа. Еще до появления в свет шведской гимнастической системы и шведского врачебного массажа отец русской терапевтической...
46175. Отношение и развитие между людьми в первобытное время. Зарождение искусства, музыки и архитектуры в первобытное время 66.5 KB
  Люди в первобытных общинах были равноправными по своему положению имели одинаковые права и обязанности среди них не было богатых и бедных. Основой существования первобытных коллективов это равные обмены которые имели символистическую опору. Не было излишек все делили поровну для первобытных людей равный обмен помогал в общении. Очень несовершенными были также трудовые навыки и производственный опыт первобытных людей.
46176. Public Relations 47.5 KB
  Цель ПР установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижение взаимопонимания основанного на правде знании и полной информированности. Специалисты ПР используют для наведения мостов и установления взаимопонимания современные методы общения и убеждения. ТЕОРИЯ ОБЩЕНИЯ В философии ПР большое значение придается необходиимости двусторонних отношений. Сейчас эта необходимость признается достаточно широко но как ее достичь Недостаток общения порождает множество случаев непонимания и...
46177. PR - как теория коммуникативного воздействия. PR и другие науки 45 KB
  Для профессиональной практики в сфере связей с общественностью необходимы знания по психологии искусству коммуникации социальной психологии экономики основам менеджмента этики политологии социологии; а также опыт в анализе социальных проблем связям со средствами информации публикацией материалов создания рекламы кинотелематериалов видеосюжетов изучении общественного мнения подготовки презентаций докладов выступлений организации специальных событий. Специалист по PR получает базовую подготовку: в области планирования в...
46178. Глоссарий терминов и понятий института маркетинговых исследований в PR-коммуникации 113.5 KB
  Бюджет маркетинга финансовый план маркетинга система показателей раздел плана маркетинга предприятия в котором в детализированной форме по элементам комплекса маркетинга или по мероприятиям маркетинга приведены величины затрат доходов и прибыли от для осуществления маркетинговой деятельности фирмы. Планирование бюджета маркетинга может основываться на целевой прибыли или исходя из оптимизации прибыли. Основные составляющие затрат на маркетинг: управленческие расходы заработная плата персонала службы маркетинга амортизационные...
46179. Литогенез 211 KB
  Понятие осадочных горных пород.генез совокупность природных процессов образования и последующих изменений осадочных горных пород. Вальтером который выделил в процессе образования осадочных пород 5 основных фаз: выветривание горных пород денудация включая перенос исходного материала осадков отложение диагенез и метаморфизм. В цикле литогенеза различают следующие стадии: 1 образование и мобилизация исходного вещества осадков в процессе физического и химического разрушения материнских пород и его перенос к месту захоронения ...
46180. Структура научно-исследовательской работы. Требования к введению, реферату, основной части и заключению 64 KB
  Структура научно-исследовательской работы. Приложение задачи Введение Данная контрольная работа посвящена теме Структура научно-исследовательской работы. Целью написания данной работы является изучение структурных элементов научно-исследовательской работы.