45365

Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в информатике

Реферат

Педагогика и дидактика

Использование методов проблемного обучения в информатике. План Технология проблемного обучения Проблемная ситуация Проблемное изложение Частичнопоисковая Исследовательская деятельность Приемы создания проблемных ситуаций Преимущества и недостатки проблемного обучения Использование методов проблемного обучения в информатике 1. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем в ходе которых у школьников формируются новые...

Русский

2013-11-16

36.5 KB

37 чел.

37. Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в информатике.

План

  1.  Технология проблемного обучения
  2.  Проблемная ситуация
    1.  Проблемное изложение
    2.  Частично-поисковая
    3.  Исследовательская деятельность
  3.  Приемы создания проблемных ситуаций
  4.  Преимущества и недостатки проблемного обучения
  5.  Использование методов проблемного обучения в информатике

1. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у школьников формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, творческое мышление и другие личностно – значимые качества. При проблемном обучении педагог не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником проблему, заинтересовывает его, побуждает школьника найти способ её решения. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том:

  1.  Перед учащимися ставится проблема
  2.  При участии учителя или самостоятельно школьники обсуждают способы решения этой проблемы и выдвигают гипотезы
  3.  Организуется проверка истинности гипотез. Школьники аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения.
  4.  Выбор наиболее верных способов решений или тех гипотез, которые подтвердились.
  5.  Окончательное решение проблемы, подведение итогов.

2. Проблемная ситуация

Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, она возникает, если у школьника не хватает имеющихся знаний для решения проблемы или известных способов действия. То есть возникает противоречие между знанием и незнанием. Проблемная ситуация может возникать, когда возникает противоречие между старыми знаниями и новыми фактами, между житейскими представлениями и научными знаниями, когда необходимо использовать ранее усвоенные знания в новых условиях и так же может возникать ситуация, когда есть противоречие между теорией и практикой.

Проблемная ситуация может быть организована в разных формах деятельности на уроке:

  1.  Проблемное изложение
  2.  Частично-поисковая деятельность
  3.  Самостоятельная исследовательская деятельность

2.1. При проблемном изложении учащийся имеет меньше возможности проявить самостоятельность, сообщение нового материала осуществляется самим педагогом. Учитель ставит проблему, учитель вскрывает пути её решения, демонстрируя перед учащимися ход научного мышления. Учащиеся следят за движением мысли к решению проблемы, становясь соучастниками научного поиска.

2.2. Частично-поисковая. Учитель ставит проблему и организует деятельность учащихся с помощью специальных вопросов, побуждающих их к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на отдельные взаимосвязанные части решения проблемы.

2.3. Исследовательская деятельность. Представляет собой самостоятельный поиск учеником решения проблем. Педагог может предложить ему общую схему решения любой исследовательской задачи, а ученик на основании этой схемы самостоятельно решает свою частную проблему, используя собственные подходы, собственные способы, творческие находки для решения этой проблемы.

3. Методические приемы создания проблемных ситуаций:

  •  подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
  •  излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  •  предлагаю классу рассмотреть задачу с различных позиций;
  •  делаю сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставляю факты;
  •  ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  •  определяю проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
  •  ставлю проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление “психологической инерции”).

4. Преимущества и недостатки проблемного обучения

Преимущества технологии проблемного обучения: Она способствует не только приобретению учащимися системы знаний, умений, навыков, но и достижению высокого уровня интеллектуального развития, формированию способностей к самостоятельному добыванию знаний путём собственной творческой деятельности. Развивает интерес к учебному труду, обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки: Большие затраты времени для достижения и слабая управляемость учебной деятельности.

5. Использование метода проблемного обучения в преподавании информатики.

Обучение решению задач различными способами является одной из важнейших составляющих в обучении информатике, так как задачи способствуют развитию мышления и творческой активности учащихся.

При решении задач только одним способом у учащихся единственная цель - найти правильный ответ. Если же требуется применить при этом несколько способов, школьники стараются отыскать наиболее оригинальное, красивое, экономичное решение. Для этого они вспоминают многие теоретические факты, методы и приемы, анализируют их с точки зрения применимости к данной в задаче ситуации, накапливают определенный опыт применения одних и тех же знаний к различным вопросам.

Все это активизирует мыслительную деятельность школьников, прививает интерес к предмету.

Проблемно - поисковая технология не просто требует от учителя изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Учебная дисциплина, в том числе и информатика, должна рассматриваться не как предмет с набором готовых заданий, а как специфическая деятельность человека. Обучение же должно в разумной мере проходить в форме повторного открытия, а не простой передачи суммы знаний.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74491. Общая характеристика общения 100.5 KB
  Общение это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией выработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимание другого человека. Перцептивная сторона общения Вопрос о том как происходит чтение другого человека что позволяет нам понимать его поведение встают перед каждым из нас. Для того чтобы понимать это необходимо ответить на следующие вопросы: Как формируется первое впечатление Как происходит...
74492. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО 113 KB
  В первом случае руководитель отождествляя себя с более крупными группами организации нежели с группой подчиненных может считать что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Однако недостатков больше чем достоинств: высокая вероятность ошибочных решений; подавление инициативы творчества подчиненных замедление нововведений застой пассивность сотрудников; неудовлетворенность людей своей работой своим положением в коллективе; неблагоприятный психологический климат подхалимы козлы отпущения...
74493. ТЕХНИКА И ТАКТИКА АРГУМЕНТИРОВАНИЯ 82 KB
  Правило №1 правило Гомера Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Как видно из примера причина неудачи в том что просительница нарушила правило Гомера. Правило №2 правило Сократа Для получения положительного решения по очень важному для вас вопросу поставьте его на третье место предпослав ему два коротких простых для собеседника вопроса на которые он без затруднения скажет вам да. Правило №3 правило Паскаля Не загоняйте собеседника в угол.
74494. СПОР, ДИСКУССИЯ, ПОЛЕМИКА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПСИХОРЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 100.5 KB
  Знать правила спора надо не только для того чтобы вести его самому. Вникнуть в суть обсуждаемых ими проблем разобраться в доводах за и против поможет знание психологических особенностей спора. Что же такое спор Какова его сущность с какими видами споров нам приходится иметь дело Понятие спора. Вовторых осуществив процесс спора стороны приходят к более глубокому уяснению позиции как своей собственной так и позиции своего оппонента.
74495. Имидж делового человека 422 KB
  Нет ничего приятнее чем видеть как люди становятся красивыми стильными и уверенными в себе как происходят положительные перемены в их личной жизни и карьере. К сожалению часто бывает так: отработан какойто стереотип приобретены и усвоены определённые формы поведения стиль одежды манера общения и человек не задумываясь переносит этот стереотип в другие обстоятельства. Стиль одежды Стили составляют основу знаний о моде. Правда сегодня в чистом виде каждый стиль встречается не так часто.
74496. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 80 KB
  Иерархия памяти ПК Память ПК это совокупность отдельных устройств которые запоминают хранят и выдают информацию. Отдельные устройства памяти называются запоминающими устройствами ЗУ. Общее название указанных процедур носит название обращение к памяти. Основные характеристики памяти это емкость и быстродействие время обращение к памяти.
74497. Классификация электронных вычислительных машин. Принципы строения и функционирования ЭВМ Джона фон Неймана 122.5 KB
  Классификация электронных вычислительных машин Электронные вычислительные машины ЭВМ в настоящее время более применимый термин компьютеры являются основным элементом информационной системы. В общем случае ЭВМ можно классифицировать по ряду признаков. По принципу действия ЭВМ делятся на три больших класса в зависимости от формы представления информации с которой они работают: АВМ аналоговые вычислительные машины непрерывного действия работают с информацией представленной в непрерывной аналоговой форме то есть в виде...
74498. Компьютерные информационные технологии (КИТ) 126.5 KB
  Информационно телекоммуникационный рынок По принятой в настоящее время в мире терминологии рынок компьютерных технологий носит название ИКТ рынок информационно телекоммуникационный рынок. ИКТ рынок в свою очередь делится: рынок информационных технологий ИТ рынок телекоммуникационный рынок ТЛК рынок ИТ рынок включает следующие сегменты: компьютерное и аппаратное обеспечение офисное аппаратное обеспечение программное обеспечение и услуги по их обслуживанию. ТКЛ рынок включает услуги предоставления связи...
74499. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЙЦИИ 92 KB
  К ЭИ относятся сведения которые циркулируют в экономической системе о процессах производства материальных ресурсах процессах управления производством финансовых процессах а также сведения экономического характера которыми обмениваются между собой различные системы управления. Уточним понятие экономической информации на примере системы управления промышленным предприятием. Структура системы управления Система управления предприятием должна обеспечить требуемое состояние производства Zt план выпуска продукции используя вход X t...