45370

Системы развивающего обучения

Реферат

Педагогика и дидактика

Системы развивающего обучения План Понятие и сущность развивающего обучения ЗАР ЗБР принципы структура Дидактическая система Л. Зонкова цель принципы методы формы результат Теория содержательного обучения и дидактическая система Эльконина и Давыдова цели требования к процессу обучения. Формы уроков методы результат Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина Талызиной цели 6 этапов Понятие и сущность развивающего обучения С 30г. В России начинается разработка дидактических систем развивающего...

Русский

2013-11-16

47.5 KB

14 чел.

42. Системы развивающего обучения

План

  1.  Понятие и сущность развивающего обучения (ЗАР, ЗБР, принципы, структура)
  2.  Дидактическая система Л.В. Зонкова (цель, принципы, методы, формы, результат)
  3.  Теория содержательного обучения и дидактическая система Эльконина и Давыдова (цели, требования к процессу обучения. Формы уроков, методы, результат)
  4.  Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина, Талызиной (цели, 6 этапов)

  1.  Понятие и сущность развивающего обучения

С 30г. 20в. В России начинается разработка дидактических систем развивающего обучения. Теоретические основы развивающего обучения

«Не всякое обучение ведет за собой развитие, а только то, в результате которого ребенок овладевает чем-то принципиально новым» Выгодский

Он считал, что только такое обучение можно считать развивающим, которое идет впереди развития ребенка.

Выгодский: Обучение должно стимулировать развитие ребенка.

Зона актуального развития (ЗАР)– тот уровень знаний, та деятельность, которую ребенок может освоить самостоятельно

Зона ближайшего развития (ЗБР) – «завтрашний день» ребенка, то, что ребенок сделать самостоятельно пока не может, но может выполнить это задание с помощью, в сотрудничестве, работая в группе сверстников или под руководством 4чителя, или по догадке.

Выгодский: обучение должно лежать в ЗБР, создавать трудности. Такое обучение может значит для ребенка больше, т.к. первый шаг в обучении может обозначать 100 шагов в развитии.

ЗАР – уровень обученности

ЗБР – уровень обучаемости

Под развивающим обучением понимается обучение, в котором происходит формирование умственной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы личности ребенка, и на этой основе обеспечивается полноценное усвоение знаний, т.е. в процессе развивающего обучения совершенствуется не только уровень ЗУН, а личность ребенка.

Для осуществления развивающего обучения, кроме традиционных, руководствуются следующими принципами:

  1.  Принцип проблемности. Задача должна быть парадоксальна, непонятна, противоречива. Решение задачи вызывает эмоции. – интерес, возможность поиска.
  2.  Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
  3.  Принцип развития в процессе обучения различных видов мышления.

Возможная структура развивающего обучения:

Этап 1. Постановка учебной или познавательной задачи.

Этап 2. Совместное с учащимися решение и поиск способов решения задачи.

Этап 3. Организация оценки найденного способа действия. При этом важно учитывать:

  •  Требование сотрудических взаимоотношений
  •  Требования диалога
  •  Требования совместного поиска

2. Теория общего психического развития учеников (Зонков)

Необходимо развивать ребенка, опираясь на его естественные возможности и потребности. Давать развиваться во всех направлениях.

Главная цель – более высокое, по сравнению с традиционными, общее развитие ученика, всех его сфер, мотивов, интеллекта, эмоций, воли.

Принципы обучения по Зонкову:

  1.  Обучение быстрым темпом, не нужно многократно повторять, нужно избегать однообразия.
  2.  Ведущая роль теоретических знаний
  3.  Принцип осознания всеми учащимися процесса учения.
  4.  Обучение всех: и сильных, и средних, и слабых – целенаправленная работа над развитием всех учеников. Гуманизация взаимоотношений учителя и учащихся.
  5.  Осознание школьниками хода умственных действий. Развитие способностей к мышлению

Изменяется содержание обучения. Главный принцип построения содержания обучения– индуктивный.

Традиционные предметы изучаются разнообразнее, шире, более глубоко.

Нет главных и неглавных предметов.

В содержании обучения появляются новые предметы:

  •  С 2 кл. – естествознание
  •  С 3 кл. – введение в историю, география
  •  иностранный язык (с 1 или 2 кл)

Методы обучения:

  •  Проблемные. Ученики учатся сами добывать знания.
  •  Методы, связанные с самостоятельной работой с дополнительной литературой.

Основные формы обучения – Урок (много работы в парах, группах, индивидуально)

Особенное место – экскурсии (в 2-3 раза больше, чем в традиционном обучении)

Результат: дети мыслящие, умеющие рассуждать, доказывать, высокий уровень знаний. Дети отличаются высоким уровнем восприятия, развитием мыслительных операций. У них сформировано положительное отношение к учебе, они могут самостоятельно добывать знания, у них сформированы познавательные интересы. Самостоятельность и активность.

Но: у таких детей сложности в репродукции.

2. Теория содержательного обобщения и дидактическая система (Эльконина, Давыдова)

Цели: формирование ученика как субъекта деятельности происходит через самостоятельное определение целей обучения, через планирование деятельности, через самостоятельный отбор способов осуществления деятельности, через умение подводить итоги работы.

Главнее требования к построению процесса обучения:

  1.  Обучение должно осуществляться в процессе решения учениками не только конкретных учебных задач, а задач, общих для целого класса.
  2.  В основе обучения лежит содержательное обобщение (понятие). Человек мыслит понятиями. Ребенок учится выделять повторяющиеся свойства групп предметов, видеть общее в каждом конкретном случае. Если ребенок поймет общее, ему будет легче понять частное.

Формы уроков по системе Давыдова-Эльконина:

- Урок постановки учебной задачи

- Урок моделирование учебной задачи

- Урок комбинированный

- Урок решения конкретных задач

- Урок оценки

- Урок контроля

Основные методы: проблемные и диалогические, к ним могут относится эвристические беседы и учебные дискуссии.

Большое значение имеют методы, связанные с самостоятельной работой учащихся.

Много работы индивидуально, в группах, в парах по решению индивидуальных задач.

Результатом обучения являются:

- Высокий уровень логического развития учащихся

- Ученики активные, самостоятельные

- Имеют высокий уровень развития познавательных интересов.

- Хотят, могут и умеют учиться

- Умеют вести диалог, дискутировать, отстаивать свою точку зрения

- Часто бывает плохо развита эмоциональная сфера, слишком много прагматизма

4. Теория поэтапного формирования умственных действий

Авторы: Гальперин, Талызина.

В этой теории разработан вопрос как происходит усвоение знаний, благодаря этой теории мы не только понимаем как ребёнок получает знания, но ещё и можем сформировать условия для усвоения знаний.

Цель обучения: Управление процессом формирования умственных действий учащихся через организацию обучения, учитывающего основные этапы формирования интеллектуальной деятельности.

6 этапов формирования:

1. Формирование мотивационной основы деятельности. Предполагает выработку у обучаемого собственного отношения к целям и задачам интеллектуальной деятельности.

2. Составление схемы – ориентировочной основы действия. Учитель выделяет ориентиры, алгоритмы, даёт указания, которые необходимо выполнять для того, чтобы это действие освоить.

3. Формирование действия в материальную форму,  т.е. обучаемый осуществляет требуемые действия опираясь на представленный образец.

4. Формирование действия во внешней речи. То есть объяснить что сделал, рассказать как решал задачу и т.д.

5. Формирование действия во внутренней речи. То есть происходит переход речи в мысль, обучаемый должен осмыслить свои действия.

6. Переход действия в глубокие, свёрнутые процессы мышления, происходит понимание.

На практике это происходит так: Дети слушают, воспринимают, записывают, воспроизводят, сопоставляют, сравнивают, обобщают, анализируют, представляют материал в системе, связывают с другими знаниями, составляют схемы, таблицы, делают записи.


ЗАР

БР


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75763. Понятие опасных и вредных производственных факторов 42.64 KB
  Понятие опасных и вредных производственных факторов По степени и характеру действия на организм все факторы условно делят на вредные и опасные. К вредным относятся такие факторы которые становятся в определенных условиях причиной заболеваний или снижения работоспособности. Опасными называют такие факторы которые приводят в определенных условиях к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья. И опасные и вредные факторы могут быть естественного или природного и антропогенного характера т.
75764. Теоретические основы и практические функции БЖД 21.59 KB
  Иначе говоря традиционно в данном научном направлении рассматривается преимущественно лишь локальная система жизнедеятельности как образующая своего рода фундамент безопасности для системы более высокого уровня так называемой глобальной системы жизнедеятельности. Соответственно можно выделить пространство локальной безопасности жизнедеятельности которое составляет часть более общего пространства глобальной безопасности жизнедеятельности. Кроме того говоря о локальной безопасности жизнедеятельности следует учитывать что в последнее время...
75765. Индивидуальный и социальный риск 15.64 KB
  Индивидуальный и социальный риск Наиболее распространенной оценкой опасности является риск. Риск частота реализации опасностей. Риск расценивается или как опасное условие при котором выполняется деятельность или же как действие совершаемое в условиях неопределенности. Различают индивидуальный и социальный риск.
75766. Основные задачи БЖД 12.77 KB
  Основные задачи БЖД Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Эта дисциплина решает следующие основные задачи: идентификация распознавание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания; защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека; ликвидация отрицательных последствий...
75767. Опасность – центральное понятие БЖД 14.38 KB
  Опасность – центральное понятие БЖД Опасность центральное понятие в науке БЖД под которым подразумеваются любые явления процессы объекты свойства предметов способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью и жизни человека. Опасность хранят все системы имеющие энергию химически или биологически активные компоненты а так же свойства несоответствующие условиям жизнедеятельности человека. Потенциальный означает опасность возможная скрытая отложенная на потом. Признаками определяющими опасность являются: ...
75768. Номенклатура опасностей. Идентификация опасностей 16.99 KB
  Номенклатура опасностей. Идентификация опасностей. В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей. Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасностей.
75769. ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО» 179 KB
  Система диагностики результатов освоения младшими школьниками образовательной области Окружающий мир. Оценивание как основой метод диагностики результатов освоения содержательных линий. Оценивание метапредметных результатов освоения содержательных линий образования.
75770. Методы теории вероятностей в анализе безопасности и надежности летательных аппаратов 1.04 MB
  Теория вероятностей возникла в середине 17 в. То, что случайные явления представляют собой не исключение, а правило в реальном мире, было замечено еще в древности. Об этом словами Лукреция Кара прекрасно говорит Альфред Реньи.
75771. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА НА ИНТЕРНЕТ-САЙТ 198 KB
  Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления о сети Интернет как о явлении, имеющем правовое значение, выявление основополагающих моментов в регулировании ее деятельности. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач...