45371

Сущность процесса обучения: его противоречия, функции, этапы

Реферат

Педагогика и дидактика

Сущность процесса обучения: его противоречия функции этапы. План Сущность обучения Особенности процесса обучения Закономерности процесса обучения Принципы процесса обучения общие спеуифические Противоречия процесса обучения перечисление противоречий задачи для их преодоления Функции обучения Образовательная Воспитательная Развивающая Этапы процесса обучения Живое созерцание Абстрактное мышление Практика Двусторонний характер обучения Процесс преподавания Процесс учения 1. Сущность обучения – то что...

Русский

2013-11-16

53.5 KB

26 чел.

29. Сущность процесса обучения: его противоречия, функции, этапы.

 

План

  1.  Сущность обучения
    1.  Особенности процесса обучения
    2.  Закономерности процесса обучения
    3.  Принципы процесса обучения (общие, спеуифические)
  2.  Противоречия процесса обучения (перечисление противоречий, задачи для их преодоления)
  3.  Функции обучения
    1.  Образовательная
    2.  Воспитательная
    3.  Развивающая
  4.  Этапы процесса обучения
    1.  Живое созерцание
    2.  Абстрактное мышление
    3.  Практика
  5.  Двусторонний характер обучения
    1.  Процесс преподавания
    2.  Процесс учения

1. Сущность обучения – то, что отличает обучение от других процессов, отражает его внутренние связи, выражается в закономерностях и принципах.

1.1. Следовательно, можно определить особенности процесса обучения:

  1.  Обучение – 1 из видов познания, но не всякое познание является обучением. Обучение – специально организованное, управляемое познание.
  2.  Обучение всегда идет в общении между учителем и учеником.
  3.  Обучение связано с ценностно-ориентационной деятельностью, так как ребенок захочет учиться, если обучение будет для него значимым, важным, будет иметь для него смысл.
  4.  Обучение – двусторонний процесс, в котором равное значение имеет и преподаватель, и ученик.
  5.  Процесс обучения имеет задачную структуру, движение происходит от решения одной учебной задачи к другой, от непонимания к пониманию.

1.2. Закономерности обучения

Закономерности – объективные, устойчивые, существенные связи между процессами и явлениями, характеризующие их развитие. К закономерностям относятся следующие положения:

  •  Социальная обусловленность цели, содержания и методов обучения и воспитания.
  •  Непрерывность и неравномерность педагогического процесса.
  •  Закон целостности педагогического процесса (взаимосвязи обучения, воспитания и развития).
  •  Ведущая роль деятельности и общения в педагогическом процессе.
  •  Активно-деятельностный характер обучения и воспитания, т.е. подчеркивать роль активности самой личности в педагогическом процессе.
  •  Целостный педагогический процесс влияет на всю личность в целом, т.е. на сознание, чувства и поведение личности.

1.3. Принципы обучения – Обобщенные требования к организации и осуществлению педагогического процесса, процесса обучения,  руководящая идея, основное правило деятельности, Те правила, которые обеспечивают успешность или эффективность процесса обучения.

Принципы субъективны, зависят от личности педагога и школьников, которых педагог обучает.

Принципы:

  •  Проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их достоинства (гуманистический подход).
  •  Учет индивидуальных и возрастных особенностей в процессе обучения.
  •  Воспитание и обучение в коллективе, учет влияния коллектива на активизацию воспитания и обучения.
  •  Единство и согласованность педагогических усилий школы, семьи и общественности в организации обучения и воспитания.
  •  Принцип культуросообразности, который говорит об учете народной культуры в обучении и воспитании детей, об опоре на культурные особенности, ценности, учёт народных традиций и в то же время отношение к воспитанию и обучению как к ценности.

Специфические принципы обучения:

  •  Научность
  •  Проблемность
  •  Наглядность
  •  Активность и сознательность учащихся
  •  Доступность
  •  Прочность обучения и его цикличность
  •  Системность и последовательность.

2. Противоречия процесса обучения.

Обучение – процесс динамичный, основной движущей силой обучения являются противоречия. Главное среди них – противоречие между потребностями общества, которые предъявляются как необходимая подготовка молодого поколения и уровнем этой подготовки.

В процессе обучения на первых порах двигательной силой является противоречие между потребностью ученика в удовлетворении своих потребностей или способностей и возможностью удовлетворить их самостоятельно.

В школе обучение не всегда движимо только внутренними противоречиями, и тогда движущей силой является противоречие:

  •  между поставленными целями обучения и уровнем подготовки школьника;
  •  между интересами школьника и его уровнем знаний;
  •  между знаниями школьника и практическими умениями;
  •  между ранее изученным и изучаемым сегодня;
  •  между житейскими и научными знаниями.

Для преодоления этих противоречий в процессе обучения ставятся следующие задачи:

  1.  Возбуждение у учащихся потребностей в познании, в учении.
    1.  Вооружение учащихся научными знаниями и выработка умений и навыков в процессе обучения.
    2.  Организация их активной познавательной деятельности, развитие творческих способностей и дарований.
    3.  Усиление воспитательного воздействия процесса обучения.

3. Функции обучения 

В процессе обучения осуществляется образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Функции определяют, какие изменения происходят в личности ребенка под влиянием обучения.

  1.  Образовательная функция определяет усвоение системы знаний, ведущих идей, достижений и методов науки, умение объяснить факты на основе закономерностей, причинно-следственных связей применение знаний к решению новых нетрадиционных познавательных задач. (Реализация этой функции связана с повышением обученности школьников).
    1.  Воспитательная функция обучения заключается в следующем: обучение способствует формированию научного мировоззрения, нравственной, эстетической, интеллектуальной и другой культуры трудовому воспитанию в коллективе класса, формирует потребность следовать общечеловеческим ценностям. (Реализация этой функции связана с повышением воспитанности школьников).
    2.  Развивающая функция заключается в развитии речи, памяти, восприятия, воображения учащихся, их мыслительных процессов и операций, их наблюдательности, активности, самостоятельности, вооружение учащихся способами познавательной деятельности (практическими, интеллектуальными, исследовательскими, организационными и другими), привитие умений и навыков учебной работы. (Реализация этой функции приводит к повышению обучаемости школьников.)

Вывод: Все функции процесса обучения взаимосвязаны на практике, реализуются через комплекс задач урока, через отбор учителем содержания материала, который позволит максимально реализовать каждую из этих функций, контроль и самоконтроль результатов обучения.

4. Этапы учебного процесса.

  1.  Живое созерцание.

Выдвижение и осознание познавательной задачи, создание стимула к обучению, восприятие учащимися нового материала из различных источников.

 

  1.  Абстрактное мышление.

Обобщает, осмысливает, понимает, то есть, у него формируется научное понятие.

  1.  Практика.
    •  Запоминание и совершенствование знаний, использование упражнений, практических и лабораторных занятий, направленных на формирование умений и навыков.
    •  Применение знаний.
    •  Анализ достижений учащихся и проверка усвоения ими знаний, умений и навыков.

Таким образом происходит усвоение знаний об окружающем мире.

Усвоение – законченный акт познавательной деятельности, основной путь приобретения человеком общественно-исторического опыта.

5. Двусторонний характер обучения

Обучение имеет двусторонний характер и включает в себя и преподавание, и учение.

5.1. Процесс преподавания включает следующие виды деятельности учителя:

  •  Планирование (подбор материалов, сведений и т.д.).
  •  Организация своей деятельности (выяснение того, что будет рассматриваться школьниками и в какой последовательности).
  •  Организация деятельности школьников (постановка целей, мотивация обучения, создание условий для выполнения учениками учебной задачи, инструктаж, сотрудничество и взаимодействие со школьниками).
  •  Стимулирование активности школьников (актуализация, привлечение к теме, возбуждение интереса школьников, использование технологий активного обучения и т.д.)
  •  Контроль и регулирование (системы контрольных вопросов).
  •  Анализ результатов.

5.2. Процесс учения:

  •  Этап постановки целей, учебных задач.
  •  Самопланирование, самоорганизация учебной деятельности.
  •  Самостимулирование и организация, формирование внутренних и внешних мотивов.
  •  Осуществление учебных действий, восприятие и осмысление учебного материала.
  •  Самоконтроль и саморегулирование.
  •  Самоанализ и коррекция.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32758. Гидродинамика. Линии тока. Уравнение Бернулли 61 KB
  Гидродинамика раздел физики сплошных сред изучающий движение идеальных и реальных жидкости и газа. Если движение жидкости не содержит резких градиентов скорости то касательными напряжениями и вызываемым ими трением можно пренебречь и при описании течения. Если вдобавок малы градиенты температуры то можно пренебречь и теплопроводностью что и составляет приближение идеальной жидкости. В идеальной жидкости таким образом рассматриваются только нормальные напряжения которые описываются давлением.
32759. Ламинарное и турбулентное течение жидкости. Сила вязкого трения в жидкости. Число Рейнольдса. Формула Пуазейля 42 KB
  Число Рейнольдса. Ламинарное течение возможно только до некоторого критического значения числа Рейнольдса после которого оно переходит в турбулентное. Критическое значение числа Рейнольдса зависит от конкретного вида течения течение в круглой трубе обтекание шара и т. Число Рейнольдса Число Рейнольдса безразмерное соотношение которое как принято считать определяет ламинарный или турбулентный режим течения жидкости или газа.
32760. Термодинамический метод исследования. Термодинамические параметры. Равновесные состояния и процессы, их изображение на термодинамических диаграммах 40 KB
  Равновесные состояния и процессы их изображение на термодинамических диаграммах. Состояние системы задается термодинамическими параметрами параметрами состояния. Обычно в качестве параметров состояния выбирают: объем V м3; давление Р Па Р=dFn dS где dFn модуль нормальной силы действующей на малый участок поверхности тела площадью dS 1 Па=1 Н м2; термодинамическую температуру Т К Т=273. Под равновесным состоянием понимают состояние системы у которой все параметры состояния имеют определенные значения не изменяющиеся с...
32761. Вывод уравнения молекулярно-кинетической теории идеальных газов для давления и его сравнения с уравнением Клайперона-Менделеева 59.5 KB
  Основное уравнение молекулярнокинетической теории идеального газа Это уравнение связывает макропараметры системы – давление p и концентрацию молекулс ее микропараметрами – массой молекул их средним квадратом скорости или средней кинетической энергией: Вывод этого уравнения основан на представлениях о том что молекулы идеального газа подчиняются законам классической механики а давление – это отношение усредненной по времени силы с которой молекулы бьют по стенке к площади стенки. Учитывая связь между концентрацией молекул в газе и его...
32762. Средняя кинетическая энергия молекул. Молекулярно-кинетическое толкование абсолютной температуры. Число степеней свободы. Закон равномерного распределения энергии по степеням свободы молекул 51 KB
  Число степеней свободы. Закон равномерного распределения энергии по степеням свободы молекул. Число степени свободы молекул. Закон равномерного распространения энергии по степеням свободы молекул.
32763. Работа газа при изменении его объёма. Количество теплоты. Теплоёмкость. Первое начало термодинамики 16.59 KB
  Количество теплоты. Количество теплоты мера энергии переходящей от одного тела к другому в данном процессе. Количество теплоты является одной из основных термодинамических величин. Количество теплоты является функцией процесса а не функцией состояния то есть количество теплоты полученное системой зависит от способа которым она была приведена в текущее состояние.
32764. Приминение первого начала термодинамики к изопроцессам и адиабатному процессу идеального газа. Зависимость теплоёмкости идеального газа от вида процесса 88 KB
  Приминение первого начала термодинамики к изопроцессам и адиабатному процессу идеального газа. Зависимость теплоёмкости идеального газа от вида процесса. Тогда для произвольной массы газа получим Q=dU=mCvT M Изобарный процесс p=const. При изобарном процессе работа газа при расширении объема от V1 до V2 равна и определяется площадью прямоугольника.
32765. Работа, совершаемая идеальным газом в различных процессах 32 KB
  Работа совершенная идеальным газом в изотермическом процессе равна где число частиц газа температура и объём газа в начале и конце процесса постоянная Больцмана. Работа совершаемая газом при адиабатическом расширении численно равная площади под кривой меньше чем при изотермическом процессе. Работа совершаемая газом при изобарном процессе при расширении или сжатии газа равна = PΔV. Работа совершаемая при изохорном процессе равна нулю т.
32766. Адиабатный процесс. Уравнение Пуассона для адиабатного процесса 28 KB
  Уравнение Пуассона для адиабатного процесса. Уравнение адиабаты уравнение Пуассона.18 после соответствующих преобразований получим уравнение адиабаты: TVg1 = const или pVg = const.20 Уравнение 13.