45372

Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку

Реферат

Педагогика и дидактика

Многообразие форм организации обучения в школе. План Формы организации обучения. Критерии выбора форм организации обучения. Общие формы обучения Фронтальная форма Групповая Парная Индивидуальная.

Русский

2013-11-16

52.5 KB

23 чел.

30. Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку.

 План

  1.  Формы организации обучения.
    1.  Определение.
    2.  Критерии выбора форм организации обучения.
    3.  Классификация форм.
  2.  Общие формы обучения
    1.  Фронтальная форма
    2.  Групповая
    3.  Парная
    4.  Индивидуальная.
  3.  Урок
    1.  Особенности урока
    2.  Формы уроков
    3.  Воспитание в процессе обучения на уроке
    4.  Структура урока
  4.  Требования к уроку.
    1.  Дидактические (образовательные)
    2.  Развивающие
    3.  Воспитательные
    4.  Организационные
    5.  Гигиенические

1. Формы организации обучения.

 

 1.1. Форма обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.

Форма организации обучения показывает, где, как, за какой промежуток времени и с каким количеством учащихся будет осуществляться обучение.

 1.2. Критерии выбора форм организации обучения:

  1.  Цель обучения, в зависимости от цели выбираем форму.
  2.  Особенность содержания учебного предмета.
  3.  Методы обучения.
  4.  Возраст и индивидуальные особенности учащихся.

1.3. Среди форм организации обучения (ФОО) выделяют:

Общие:

  •  Фронтальная
  •  Групповая
  •  Индивидуальная
  •  Парная

Конкретные:

  •  Урок
  •  Экскурсия
  •  Домашняя работа
  •  Самостоятельная работа
  •  Экзамен

2. Общие формы обучения.

2.1. Фронтальная форма предполагает, что все ученики класса работают над общей целью и выполняют общее для всех задание, позволяет осуществить одновременное обучение большого количества учащихся, позволяет вовлекать учащихся в обсуждение проблем и эмоционально воздействовать на ход обучения, т.е. управлять усвоением знаний. Направлена на среднестатистического ученика, сложно учитывать индивидуальность и степень включенности каждого.

2.2. Групповая форма предполагает деление на группы от 3 до 8 человек, выполнение общего задания, обсуждение задачи, определение способов ее решения и установление роли каждого в выполнении задания. Группа – кооперация, дифференциация и т.д.

Групповая форма позволяет дифференцировать интересы, запросы учеников, повысить их активность. Побуждает к сотрудничеству, формирует коллективистские взаимоотношения.

Группа часто требует подбора учащихся, замены. Общение может строиться на авторитарности лидера, может быть нечеткое распределение ролей, незаслуженное использование результатами всей группы, бывает сложно определить вклад каждого, поэтому используют разные способы оценки группы.

2.3. Парная форма – задания выполняет пара учеников постоянного или переменного состава. Учит учеников сотрудничать, работать вместе. Эта форма требует хорошей организации.

2.4. Индивидуальная форма организации обучения предполагает, что каждый ученик самостоятельно выполняет учебные задания. При этой форме максимально учитываются индивидуальные особенности, темп работы. Индивидуальная форма организации оказывает большое влияние на развитие ученика, но не обучает сотрудничеству. Требует от учителя большой подготовки.

3. Урок как основная форма организации обучения.

3.1. Имеет следующие особенности:

  •  Постоянный состав класса.
  •  Точно установленное время (40 – 45 мин.).
  •  Урок включен в расписание.
  •  На уроке существует возможность использовать разнообразные методы и способы обучения, возможно чередование разных вводов деятельности.
  •  Руководство учителем познавательной деятельностью класса с учетом особенностей каждого школьника.
  •  Урок дает возможность не только формировать ЗУН, но и мировоззрение, нравственные устои.
  •  На уроке ученики овладевают не только системой ЗУН, но и способами познавательной деятельности.
  •  Ученики обучаются умению учиться, умению познавать.

3.2. Уроки бывают разных форм:

  •  Урок – смотр умений
  •  Урок – аукцион
  •  Урок – клуб
  •  Урок – кафе
  •  Урок – суд
  •  Урок – диспут
  •  Урок – лабораторная работа
  •  Урок – практическая работа
  •  Урок – лекция
  •  

Существуют и другие формы организации обучения, которые могут существовать как на уроке, так и самостоятельно: экскурсия, кружок, факультатив, консультация, собеседование, конференция, олимпиада, зачет, экзамен, семинар и т.д.

3.3. Воспитание в процессе обучения на уроке.

  •  Организация через общение с педагогом, друг с другом.
  •  Когда учитель знает ученика, он может подобрать индивидуальные методы воздействия на ученика.
  •  Возможность стимулирующего воспитания коллектива.
  •  Личный пример учителя
  •  Содержание материала урока (необходим оптимальный подбор).
  •  Оптимальный подбор методов, приемов, средств обучения.
  •  Организация деятельности школьника (приучает к самостоятельности, развивает волю).

3.4. Структура урока – соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между ними.

  1.  Организационный момент.
  2.  Проверка д/з.
  3.  Объяснение нового материала.
  4.  Решение задач.
  5.  Проверка знаний.
  6.  Закрепление знаний.
  7.  Д/з.

Типы уроков:

  •  Урок – изучение нового материала.
  •  Урок – повторение.
  •  Урок контроля.
  •  Урок решения задач.
  •  Комбинированный урок.

Структура урока определяется задачами, содержанием материала, методами и приемами обучения, возрастными особенностями школьников.

4. Требования к уроку

4.1. Дидактические требования (образовательные):

  •  Формулировка целей урока (образовательной, воспитательной, развивающей).
  •  Реализация принципов обучения на уроке.
  •  Выбор рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля.
  •  Использование разнообразных форм работы.
  •  Реализация межпредметных связей.

4.2. Развивающие требования:

  •  Формирование познавательных процессов.
  •  Развитие познавательных интересов.
  •  Учет развития школьников и психологических особенностей школьников.
  •  Развитие творческих способностей.
  •  Развитие навыков учебной деятельности, способов познания.

4.3. Воспитательные требования:

  •  Необходимо формировать мировоззрение школьников.
  •  Воспитание нравственных качеств, эстетических чувств.
  •  Соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпимости.
  •  Создание положительного эмоционального фона.
  •  Развитие опыта общения и отношений.

  1.  Организационные требования:
  •  Наличие продуманного плана урока.
  •  Необходима организационная четкость урока: организованное начало, высокий темп работы, логическая стройности и законченность каждого этапа.
  •  Поддержание сознательной дисциплины на уроке.
  •  Подготовка и использование технических средств обучения и информационных технологий.
  •  Целостность урока, его завершенность внутри системы уроков.

  1.  Гигиенические требования:
  •  Чистота в помещении.
  •  Растения для очищения воздуха.
  •  Проветриваемость.
  •  Следить за правильной установкой оборудования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78867. Методы в социально-гуманитарных науках 13 KB
  Методы в социальногуманитарных науках. Разновидностью включенного наблюдения является этнометодология суть которой состоит в том чтобы результаты описания и наблюдения социальных явлений и событий дополнить идеей их понимания. В социальногуманитарных науках широко применяется сравнительный компаративистский метод опять же с учетом специфики их предмета. Так в психологии этот метод реализуется в двух вариантах: а Сопоставление различных групп по возрастам деятельности и другим параметрам метод поперечных срезов.
78868. Место проблемы человека в системе социально-гуманитарного знания 28.5 KB
  Место проблемы человека в системе социальногуманитарного знания Построить социальную онтологию отвлекаясь от человеческих индивидов как субъектов социального процесса невозможно. Поэтому главное внимание социальная философия уделяет исследованию человека как предпосылки и субъекта социальноисторического процесса. Что такое человек Каковы его природа и сущность Каковы характерные особенности и направленность эволюции человека Все это суть проблемы философской антропологии учения о человеке исследующего своеобразие человеческого...
78869. Концепция социальной рациональности Макса Вебера 29 KB
  Концепция социальной рациональности Макса Вебера. Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания как общая социология методология социального познания политическая социология социология права социология религии экономическая социология теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл понимающей социологией. Вебер в этом плане решительно расходится с Дюркгеймом полагая что реальным действующим лицом может быть не мифическое коллективное сознание государство или класс а конкретный индивид.
78870. Феноменологическая программа исследования знания 32.5 KB
  Феномен и логос учение о феноменах явлениях это обозначение философского движения появившегося в начале 20 века а также своеобразной практики осмысления пытающейся проникнуть к истокам человеческого опыта и познания. Ее отличительными чертами являются: нацеленность на вскрытие и приведение к непосредственной очевидности тех пластов нашего опыта которые в обыденной жизни остаются незримыми зачастую будучи основанием зримых; экспликация и истолкование смыслового содержания этого опыта и его сущностных структур; преимущественно...
78871. Герменевтический подход в социально-гуманитарном познании 29 KB
  Рикер понимает теорию операций понимания в их соотношении с интерпретацией текстов; слово герменевтика означает не что иное как последовательное осуществление интерпретации. Таким образом нужно установить соотношение между понятиями интерпретации и понимания. Цель понимания совершить переход от этого выражения к тому что является основной интенцией знака и выйти вовне через выражение. Согласно Дильтею виднейшему после Шлейермахера теоретику герменевтики операция понимания становится возможной благодаря способности которой наделено...
78872. Марксистский подход к исследованию социальной реальности 31.5 KB
  Базис или способ производства материальных благ или экономическая формация = производительные силы производственные отношения. Производительные силы ресурсы и средства обеспечивающие процесс производства. Производственные отношения выражается в различных формах собственности на средства производства. Классы в узком смысле слова социальные группы различающиеся по отношению к средствам производства.
78873. Образ науки в постмодернизме 13.99 KB
  Постмодернизм эту проблему пытается решить посвоему быть может осознавая себя не как конец философии а как переходное состояние между закатом и рассветом. На первый план в этой философии выходят проблемы языка новой субъективности иронии культуры цитат и кавычек. Понимание мира как хаоса сопряжено в философии постмодернизма с отказом от установки на целостность закономерность мира. Картина реальности в философии постмодерна состоит из симулякров не имеющих оснований во внешней реальности симулякры точные копии оригинал...
78874. Роль социально-гуманитарных наук в процессе соц трансформаций 13.58 KB
  Напротив ей присуща роль разрушителя мнимого всезнания и фиктивной уверенности. Используя науку по образу обыденного сознания мир с ее помощью заколдовывается вновь. Задача же социального теоретика на сегодняшний день состоит не только в производстве нового знания доставляющего новые возможности но и в разрушении фиктивных ожиданий обыденного сознания от сферы управления. Только разрушая мнимое всезнание наука может осуществить свою функцию производства нового знания.
78875. Жизнь как кактегория наук об обществе и культуре 13.83 KB
  Для Дильтея философия это рефлексия жизни на самое себя а переживание чувство жизни жизненный опыт жизненное отношение обозначают внутреннее восприятие нашей души самодостоверность внутреннего опыта единственный прочный и неприкосновенный фундамент. Он руководствовался главным принципом познать жизнь из нее самой и стремился представить мышление и познание как внутренне присущие жизни полагая что в ней самой формируются объективные структуры и связи с помощью которых осуществляется ее саморефлексия. Не менее значимым...