45372

Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку

Реферат

Педагогика и дидактика

Многообразие форм организации обучения в школе. План Формы организации обучения. Критерии выбора форм организации обучения. Общие формы обучения Фронтальная форма Групповая Парная Индивидуальная.

Русский

2013-11-16

52.5 KB

22 чел.

30. Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку.

 План

  1.  Формы организации обучения.
    1.  Определение.
    2.  Критерии выбора форм организации обучения.
    3.  Классификация форм.
  2.  Общие формы обучения
    1.  Фронтальная форма
    2.  Групповая
    3.  Парная
    4.  Индивидуальная.
  3.  Урок
    1.  Особенности урока
    2.  Формы уроков
    3.  Воспитание в процессе обучения на уроке
    4.  Структура урока
  4.  Требования к уроку.
    1.  Дидактические (образовательные)
    2.  Развивающие
    3.  Воспитательные
    4.  Организационные
    5.  Гигиенические

1. Формы организации обучения.

 

 1.1. Форма обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.

Форма организации обучения показывает, где, как, за какой промежуток времени и с каким количеством учащихся будет осуществляться обучение.

 1.2. Критерии выбора форм организации обучения:

  1.  Цель обучения, в зависимости от цели выбираем форму.
  2.  Особенность содержания учебного предмета.
  3.  Методы обучения.
  4.  Возраст и индивидуальные особенности учащихся.

1.3. Среди форм организации обучения (ФОО) выделяют:

Общие:

  •  Фронтальная
  •  Групповая
  •  Индивидуальная
  •  Парная

Конкретные:

  •  Урок
  •  Экскурсия
  •  Домашняя работа
  •  Самостоятельная работа
  •  Экзамен

2. Общие формы обучения.

2.1. Фронтальная форма предполагает, что все ученики класса работают над общей целью и выполняют общее для всех задание, позволяет осуществить одновременное обучение большого количества учащихся, позволяет вовлекать учащихся в обсуждение проблем и эмоционально воздействовать на ход обучения, т.е. управлять усвоением знаний. Направлена на среднестатистического ученика, сложно учитывать индивидуальность и степень включенности каждого.

2.2. Групповая форма предполагает деление на группы от 3 до 8 человек, выполнение общего задания, обсуждение задачи, определение способов ее решения и установление роли каждого в выполнении задания. Группа – кооперация, дифференциация и т.д.

Групповая форма позволяет дифференцировать интересы, запросы учеников, повысить их активность. Побуждает к сотрудничеству, формирует коллективистские взаимоотношения.

Группа часто требует подбора учащихся, замены. Общение может строиться на авторитарности лидера, может быть нечеткое распределение ролей, незаслуженное использование результатами всей группы, бывает сложно определить вклад каждого, поэтому используют разные способы оценки группы.

2.3. Парная форма – задания выполняет пара учеников постоянного или переменного состава. Учит учеников сотрудничать, работать вместе. Эта форма требует хорошей организации.

2.4. Индивидуальная форма организации обучения предполагает, что каждый ученик самостоятельно выполняет учебные задания. При этой форме максимально учитываются индивидуальные особенности, темп работы. Индивидуальная форма организации оказывает большое влияние на развитие ученика, но не обучает сотрудничеству. Требует от учителя большой подготовки.

3. Урок как основная форма организации обучения.

3.1. Имеет следующие особенности:

  •  Постоянный состав класса.
  •  Точно установленное время (40 – 45 мин.).
  •  Урок включен в расписание.
  •  На уроке существует возможность использовать разнообразные методы и способы обучения, возможно чередование разных вводов деятельности.
  •  Руководство учителем познавательной деятельностью класса с учетом особенностей каждого школьника.
  •  Урок дает возможность не только формировать ЗУН, но и мировоззрение, нравственные устои.
  •  На уроке ученики овладевают не только системой ЗУН, но и способами познавательной деятельности.
  •  Ученики обучаются умению учиться, умению познавать.

3.2. Уроки бывают разных форм:

  •  Урок – смотр умений
  •  Урок – аукцион
  •  Урок – клуб
  •  Урок – кафе
  •  Урок – суд
  •  Урок – диспут
  •  Урок – лабораторная работа
  •  Урок – практическая работа
  •  Урок – лекция
  •  

Существуют и другие формы организации обучения, которые могут существовать как на уроке, так и самостоятельно: экскурсия, кружок, факультатив, консультация, собеседование, конференция, олимпиада, зачет, экзамен, семинар и т.д.

3.3. Воспитание в процессе обучения на уроке.

  •  Организация через общение с педагогом, друг с другом.
  •  Когда учитель знает ученика, он может подобрать индивидуальные методы воздействия на ученика.
  •  Возможность стимулирующего воспитания коллектива.
  •  Личный пример учителя
  •  Содержание материала урока (необходим оптимальный подбор).
  •  Оптимальный подбор методов, приемов, средств обучения.
  •  Организация деятельности школьника (приучает к самостоятельности, развивает волю).

3.4. Структура урока – соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между ними.

  1.  Организационный момент.
  2.  Проверка д/з.
  3.  Объяснение нового материала.
  4.  Решение задач.
  5.  Проверка знаний.
  6.  Закрепление знаний.
  7.  Д/з.

Типы уроков:

  •  Урок – изучение нового материала.
  •  Урок – повторение.
  •  Урок контроля.
  •  Урок решения задач.
  •  Комбинированный урок.

Структура урока определяется задачами, содержанием материала, методами и приемами обучения, возрастными особенностями школьников.

4. Требования к уроку

4.1. Дидактические требования (образовательные):

  •  Формулировка целей урока (образовательной, воспитательной, развивающей).
  •  Реализация принципов обучения на уроке.
  •  Выбор рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля.
  •  Использование разнообразных форм работы.
  •  Реализация межпредметных связей.

4.2. Развивающие требования:

  •  Формирование познавательных процессов.
  •  Развитие познавательных интересов.
  •  Учет развития школьников и психологических особенностей школьников.
  •  Развитие творческих способностей.
  •  Развитие навыков учебной деятельности, способов познания.

4.3. Воспитательные требования:

  •  Необходимо формировать мировоззрение школьников.
  •  Воспитание нравственных качеств, эстетических чувств.
  •  Соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпимости.
  •  Создание положительного эмоционального фона.
  •  Развитие опыта общения и отношений.

  1.  Организационные требования:
  •  Наличие продуманного плана урока.
  •  Необходима организационная четкость урока: организованное начало, высокий темп работы, логическая стройности и законченность каждого этапа.
  •  Поддержание сознательной дисциплины на уроке.
  •  Подготовка и использование технических средств обучения и информационных технологий.
  •  Целостность урока, его завершенность внутри системы уроков.

  1.  Гигиенические требования:
  •  Чистота в помещении.
  •  Растения для очищения воздуха.
  •  Проветриваемость.
  •  Следить за правильной установкой оборудования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46328. Проектирование приводной станции к полочному элеватору 1.74 MB
  Нахождение коэффициента запаса прочности. Нахождение коэффициента запаса прочности. Нахождение коэффициента запаса прочности Подбор подшипников по динамической грузоподъемности. Кинематический и энергетический расчет привода Мощность элеватора определяется по уравнению где Z – производительность элеватора.
46329. Увеличение мощности пути железных дорог. Совершенствование машин с точки зрения ремонтопригодности 16.83 MB
  Увеличение мощности пути железных дорог требует усовершенствования технологии и организации ремонтнопутевых работ. Своевременный и качественный ремонт пути снижение затрат времени труда и эксплуатационных расходов повышение производительности труда достигает акиалной1 еханизацией путевых работ. Основным направлением в вопросе механизации путевых работ является создание высокопроизводительных машин обеспечивающих производство больших объемов работ в сравнительно небольшие окна и вынесение значительной части работ на путевые...
46330. Повышене результативности камерального контроля 172.9 KB
  Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические подходы к содержанию камеральной проверки определить её место и роль в системе государственного налогового контроля; исследовать нормативноправовой механизм камерального контроля в России; исследовать современное состояние контрольной деятельности на примере Межрайонной инспекции ФНС России; определить результативности камерального и выездного контроля сравнить их; разработать рекомендации по повышению результативности камерального контроля....
46331. Вольтметр электростатической системы, подключенный к источнику напряжения, имеющего форму прямоугольных однополярных импульсов, со скважностью 100 имеет показание 100 В 131.54 KB
  Решение: Рассчитаем в MthCD действующее значение напряжения которое измеряет вольтметр электростатической системы: Мгновенное значение напряжения Действующее значение напряжения Найдем Um из полученного выражения: В Рассчитаем в MthCD показание выпрямительного вольтметра с однополупериодной схемой выпрямления подключенного к тому же источнику. В Найти показания вольтметра вида В3 с детектором СКЗ и открытым входом при измерении им напряжения сигнала если Uv= В Um 0 Ut T t Вольтметр вида В3 с открытым...
46332. Гражданское и торговое право зарубежных стран 108.3 KB
  Обязательство это правоотношения в силу которого одно лицо кредитор имеет право требовать от другого лица должника выполнения какихлибо действий или воздержание от какихлибо действий. В обязательственном правоотношении участвуют кредитор лицо имеющее право требовать совершения обусловленных действий или воздержания от их совершения и должник лицо обязанное совершить оговоренное в обязательстве действие или воздержаться от его совершения. Этот пробел был восполнен французской правовой доктриной определяющей обязательство как...
46333. Конфликт в организации как управленческий процес 82.16 KB
  Исходя из поставленной цели определены следующие задачи: определить понятие конфликта и конфликтной ситуации выделить виды и типы конфликтов описать процесс развития конфликта а также изучить способы и методы управления конфликтами.
46334. Соблюдение условий и требований таможенных процедур 319.54 KB
  Понятие виды и классификация таможенных процедур. Этапы развития таможенных режимов. Понятие и принципы таможенных процедур. Классификация и виды таможенных процедур.
46335. Расчёт холодильных камер для хранения молочного продукта 99.4 KB
  Искусственное охлаждение можно осуществлять двумя способами: с помощью другого вещества, имеющего более низкую температуру передавая тепло при изменении его агрегатного состояния с помощью специальных охлаждающих устройств холодильных машин и установок.