45372

Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку

Реферат

Педагогика и дидактика

Многообразие форм организации обучения в школе. План Формы организации обучения. Критерии выбора форм организации обучения. Общие формы обучения Фронтальная форма Групповая Парная Индивидуальная.

Русский

2013-11-16

52.5 KB

22 чел.

30. Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку.

 План

  1.  Формы организации обучения.
    1.  Определение.
    2.  Критерии выбора форм организации обучения.
    3.  Классификация форм.
  2.  Общие формы обучения
    1.  Фронтальная форма
    2.  Групповая
    3.  Парная
    4.  Индивидуальная.
  3.  Урок
    1.  Особенности урока
    2.  Формы уроков
    3.  Воспитание в процессе обучения на уроке
    4.  Структура урока
  4.  Требования к уроку.
    1.  Дидактические (образовательные)
    2.  Развивающие
    3.  Воспитательные
    4.  Организационные
    5.  Гигиенические

1. Формы организации обучения.

 

 1.1. Форма обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.

Форма организации обучения показывает, где, как, за какой промежуток времени и с каким количеством учащихся будет осуществляться обучение.

 1.2. Критерии выбора форм организации обучения:

  1.  Цель обучения, в зависимости от цели выбираем форму.
  2.  Особенность содержания учебного предмета.
  3.  Методы обучения.
  4.  Возраст и индивидуальные особенности учащихся.

1.3. Среди форм организации обучения (ФОО) выделяют:

Общие:

  •  Фронтальная
  •  Групповая
  •  Индивидуальная
  •  Парная

Конкретные:

  •  Урок
  •  Экскурсия
  •  Домашняя работа
  •  Самостоятельная работа
  •  Экзамен

2. Общие формы обучения.

2.1. Фронтальная форма предполагает, что все ученики класса работают над общей целью и выполняют общее для всех задание, позволяет осуществить одновременное обучение большого количества учащихся, позволяет вовлекать учащихся в обсуждение проблем и эмоционально воздействовать на ход обучения, т.е. управлять усвоением знаний. Направлена на среднестатистического ученика, сложно учитывать индивидуальность и степень включенности каждого.

2.2. Групповая форма предполагает деление на группы от 3 до 8 человек, выполнение общего задания, обсуждение задачи, определение способов ее решения и установление роли каждого в выполнении задания. Группа – кооперация, дифференциация и т.д.

Групповая форма позволяет дифференцировать интересы, запросы учеников, повысить их активность. Побуждает к сотрудничеству, формирует коллективистские взаимоотношения.

Группа часто требует подбора учащихся, замены. Общение может строиться на авторитарности лидера, может быть нечеткое распределение ролей, незаслуженное использование результатами всей группы, бывает сложно определить вклад каждого, поэтому используют разные способы оценки группы.

2.3. Парная форма – задания выполняет пара учеников постоянного или переменного состава. Учит учеников сотрудничать, работать вместе. Эта форма требует хорошей организации.

2.4. Индивидуальная форма организации обучения предполагает, что каждый ученик самостоятельно выполняет учебные задания. При этой форме максимально учитываются индивидуальные особенности, темп работы. Индивидуальная форма организации оказывает большое влияние на развитие ученика, но не обучает сотрудничеству. Требует от учителя большой подготовки.

3. Урок как основная форма организации обучения.

3.1. Имеет следующие особенности:

  •  Постоянный состав класса.
  •  Точно установленное время (40 – 45 мин.).
  •  Урок включен в расписание.
  •  На уроке существует возможность использовать разнообразные методы и способы обучения, возможно чередование разных вводов деятельности.
  •  Руководство учителем познавательной деятельностью класса с учетом особенностей каждого школьника.
  •  Урок дает возможность не только формировать ЗУН, но и мировоззрение, нравственные устои.
  •  На уроке ученики овладевают не только системой ЗУН, но и способами познавательной деятельности.
  •  Ученики обучаются умению учиться, умению познавать.

3.2. Уроки бывают разных форм:

  •  Урок – смотр умений
  •  Урок – аукцион
  •  Урок – клуб
  •  Урок – кафе
  •  Урок – суд
  •  Урок – диспут
  •  Урок – лабораторная работа
  •  Урок – практическая работа
  •  Урок – лекция
  •  

Существуют и другие формы организации обучения, которые могут существовать как на уроке, так и самостоятельно: экскурсия, кружок, факультатив, консультация, собеседование, конференция, олимпиада, зачет, экзамен, семинар и т.д.

3.3. Воспитание в процессе обучения на уроке.

  •  Организация через общение с педагогом, друг с другом.
  •  Когда учитель знает ученика, он может подобрать индивидуальные методы воздействия на ученика.
  •  Возможность стимулирующего воспитания коллектива.
  •  Личный пример учителя
  •  Содержание материала урока (необходим оптимальный подбор).
  •  Оптимальный подбор методов, приемов, средств обучения.
  •  Организация деятельности школьника (приучает к самостоятельности, развивает волю).

3.4. Структура урока – соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между ними.

  1.  Организационный момент.
  2.  Проверка д/з.
  3.  Объяснение нового материала.
  4.  Решение задач.
  5.  Проверка знаний.
  6.  Закрепление знаний.
  7.  Д/з.

Типы уроков:

  •  Урок – изучение нового материала.
  •  Урок – повторение.
  •  Урок контроля.
  •  Урок решения задач.
  •  Комбинированный урок.

Структура урока определяется задачами, содержанием материала, методами и приемами обучения, возрастными особенностями школьников.

4. Требования к уроку

4.1. Дидактические требования (образовательные):

  •  Формулировка целей урока (образовательной, воспитательной, развивающей).
  •  Реализация принципов обучения на уроке.
  •  Выбор рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля.
  •  Использование разнообразных форм работы.
  •  Реализация межпредметных связей.

4.2. Развивающие требования:

  •  Формирование познавательных процессов.
  •  Развитие познавательных интересов.
  •  Учет развития школьников и психологических особенностей школьников.
  •  Развитие творческих способностей.
  •  Развитие навыков учебной деятельности, способов познания.

4.3. Воспитательные требования:

  •  Необходимо формировать мировоззрение школьников.
  •  Воспитание нравственных качеств, эстетических чувств.
  •  Соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпимости.
  •  Создание положительного эмоционального фона.
  •  Развитие опыта общения и отношений.

  1.  Организационные требования:
  •  Наличие продуманного плана урока.
  •  Необходима организационная четкость урока: организованное начало, высокий темп работы, логическая стройности и законченность каждого этапа.
  •  Поддержание сознательной дисциплины на уроке.
  •  Подготовка и использование технических средств обучения и информационных технологий.
  •  Целостность урока, его завершенность внутри системы уроков.

  1.  Гигиенические требования:
  •  Чистота в помещении.
  •  Растения для очищения воздуха.
  •  Проветриваемость.
  •  Следить за правильной установкой оборудования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84300. Строение прокариотической (бактериальной) клетки 118.46 KB
  Клеточная стенка придает форму клетке предохраняет клетку от внешних воздействий является механическим барьером клетки защищает клетку от проникновения в нее избыточного количества влаги.1 Схема строения прокариотической клетки: 1 – клеточная стенка; 2 – цитоплазматическая мембрана; 3 – мезосомы; 4 – цитоплазма; 5 – нуклеоид; 6 – рибосомы; 7 – запасные вещества; 8 – жгутики; 9 – базальное тельце; 10 – тилокоиды; 11 – капсула Клеточная стенка Грам бактерий значительно тоньше чем у Грам но имеет двухслойную структуру. Цитоплазматическая...
84301. Строение эукариотической клетки 100.53 KB
  ЦПМ регулирует процессы обмена веществ клетки. ЦПМ эукариотической клетки способна также захватывать из среды твердые частицы явление фагоцитоза.2 Схема строения эукариотической клетки: 1 – клеточная стенка; 2 – цитоплазматическая мембрана; 3 – цитоплазма; 4 – ядро; 5 – эндоплазматическая сеть; 6 – митохондрии; 7 – комплекс Гольджи; 8 – рибосомы; 9 – лизосомы; 10 – вакуоли Ядро отделено от цитоплазмы двумя мембранами в которых имеются поры.
84302. Основные и новые формы бактерий 115.7 KB
  В зависимости от этого кокковые формы делятся на: монококки или микрококки – клетки кокков располагаются поодиночке; диплококки – кокки располагаются попарно так как деление клетки происходит в одной плоскости; стрептококки – кокки располагаются в виде цепочек напоминающих нити бус деление клеток происходит в одной плоскости причем клетки после деления не отделяются друг от друга; Рис. У бацилл размер споры меньше толщины палочки и поэтому форма клетки не меняется. Споры у клостридии по диаметру больше толщины клетки и поэтому при...
84303. Спорообразование бактерий 33.98 KB
  Образование проспоры. Формирование оболочек споры. Затем сверху мембраны синтезируется оболочка споры состоящая из нескольких слоев.
84304. Движение бактерий 85.08 KB
  Большинство подвижных бактерий активно передвигается только в жидкой среде. Движение бактерий осуществляется: С помощью жгутиков. Некоторые виды бактерий имеют один жгутик монотрихи у других жгутики располагаются пучками на одном или обоих концах клетки политрихи у третьих покрывают всю поверхность клетки перитрихи.
84305. Размножение бактерий 27.14 KB
  У подавляющего числа грамположительных бактерий деление происходит ровно пополам с помощью поперечной перегородки сеты которая образуется за счет выпячивания внутрь клетки цитоплазматической мембраны. У грамотрицательных бактерий деление происходит путем образования перетяжки цитоплазматическая мембрана и клеточная стенка прогибаются до слияния с противоположной поверхностью клетки.
84306. Классификация прокариот 33.46 KB
  Наиболее известна и широко используется классификация бактерий Берги. Составители Краткого определителя бактерий Берги девятое издание которого выпущено в 1980 г. По этой классификации царство прокариот в зависимости от отношения к свету разделено на 2 отдела: отдел цианобактерий фотосинтезирующие и отдел скотобактерий нефотосинтезирующие.
84307. Нефтегазодобывающее управление Лянторнефть 1.04 MB
  Лянторское месторождение находится на поздней стадии разработки характеризующейся высокой обводненностью добываемой нефти. В настоящее время этими установками оборудовано около 10 эксплутационного фонда скважин и этот способ добычи нефти еще длительное время останется самым распространенным. Цех добычи нефти и газа – ЦДНГ 7 является структурным подразделением нефтегазодобывающего управления Лянторнефть. ЦДНГ – 7 осуществляет добычу сбор и внутри промысловый транспорт нефти и газа.
84308. Финансовая система Республики Казахстан 114.85 KB
  В юридической литературе существует множество мнений о концепции нормативного договора диктуется различием в позициях конкретной традиционной теории все договоры надлежащим образом заключенные субъектами содержат правила микронормы и является источником права...