45372

Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку

Реферат

Педагогика и дидактика

Многообразие форм организации обучения в школе. План Формы организации обучения. Критерии выбора форм организации обучения. Общие формы обучения Фронтальная форма Групповая Парная Индивидуальная.

Русский

2013-11-16

52.5 KB

23 чел.

30. Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку.

 План

  1.  Формы организации обучения.
    1.  Определение.
    2.  Критерии выбора форм организации обучения.
    3.  Классификация форм.
  2.  Общие формы обучения
    1.  Фронтальная форма
    2.  Групповая
    3.  Парная
    4.  Индивидуальная.
  3.  Урок
    1.  Особенности урока
    2.  Формы уроков
    3.  Воспитание в процессе обучения на уроке
    4.  Структура урока
  4.  Требования к уроку.
    1.  Дидактические (образовательные)
    2.  Развивающие
    3.  Воспитательные
    4.  Организационные
    5.  Гигиенические

1. Формы организации обучения.

 

 1.1. Форма обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.

Форма организации обучения показывает, где, как, за какой промежуток времени и с каким количеством учащихся будет осуществляться обучение.

 1.2. Критерии выбора форм организации обучения:

  1.  Цель обучения, в зависимости от цели выбираем форму.
  2.  Особенность содержания учебного предмета.
  3.  Методы обучения.
  4.  Возраст и индивидуальные особенности учащихся.

1.3. Среди форм организации обучения (ФОО) выделяют:

Общие:

  •  Фронтальная
  •  Групповая
  •  Индивидуальная
  •  Парная

Конкретные:

  •  Урок
  •  Экскурсия
  •  Домашняя работа
  •  Самостоятельная работа
  •  Экзамен

2. Общие формы обучения.

2.1. Фронтальная форма предполагает, что все ученики класса работают над общей целью и выполняют общее для всех задание, позволяет осуществить одновременное обучение большого количества учащихся, позволяет вовлекать учащихся в обсуждение проблем и эмоционально воздействовать на ход обучения, т.е. управлять усвоением знаний. Направлена на среднестатистического ученика, сложно учитывать индивидуальность и степень включенности каждого.

2.2. Групповая форма предполагает деление на группы от 3 до 8 человек, выполнение общего задания, обсуждение задачи, определение способов ее решения и установление роли каждого в выполнении задания. Группа – кооперация, дифференциация и т.д.

Групповая форма позволяет дифференцировать интересы, запросы учеников, повысить их активность. Побуждает к сотрудничеству, формирует коллективистские взаимоотношения.

Группа часто требует подбора учащихся, замены. Общение может строиться на авторитарности лидера, может быть нечеткое распределение ролей, незаслуженное использование результатами всей группы, бывает сложно определить вклад каждого, поэтому используют разные способы оценки группы.

2.3. Парная форма – задания выполняет пара учеников постоянного или переменного состава. Учит учеников сотрудничать, работать вместе. Эта форма требует хорошей организации.

2.4. Индивидуальная форма организации обучения предполагает, что каждый ученик самостоятельно выполняет учебные задания. При этой форме максимально учитываются индивидуальные особенности, темп работы. Индивидуальная форма организации оказывает большое влияние на развитие ученика, но не обучает сотрудничеству. Требует от учителя большой подготовки.

3. Урок как основная форма организации обучения.

3.1. Имеет следующие особенности:

  •  Постоянный состав класса.
  •  Точно установленное время (40 – 45 мин.).
  •  Урок включен в расписание.
  •  На уроке существует возможность использовать разнообразные методы и способы обучения, возможно чередование разных вводов деятельности.
  •  Руководство учителем познавательной деятельностью класса с учетом особенностей каждого школьника.
  •  Урок дает возможность не только формировать ЗУН, но и мировоззрение, нравственные устои.
  •  На уроке ученики овладевают не только системой ЗУН, но и способами познавательной деятельности.
  •  Ученики обучаются умению учиться, умению познавать.

3.2. Уроки бывают разных форм:

  •  Урок – смотр умений
  •  Урок – аукцион
  •  Урок – клуб
  •  Урок – кафе
  •  Урок – суд
  •  Урок – диспут
  •  Урок – лабораторная работа
  •  Урок – практическая работа
  •  Урок – лекция
  •  

Существуют и другие формы организации обучения, которые могут существовать как на уроке, так и самостоятельно: экскурсия, кружок, факультатив, консультация, собеседование, конференция, олимпиада, зачет, экзамен, семинар и т.д.

3.3. Воспитание в процессе обучения на уроке.

  •  Организация через общение с педагогом, друг с другом.
  •  Когда учитель знает ученика, он может подобрать индивидуальные методы воздействия на ученика.
  •  Возможность стимулирующего воспитания коллектива.
  •  Личный пример учителя
  •  Содержание материала урока (необходим оптимальный подбор).
  •  Оптимальный подбор методов, приемов, средств обучения.
  •  Организация деятельности школьника (приучает к самостоятельности, развивает волю).

3.4. Структура урока – соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между ними.

  1.  Организационный момент.
  2.  Проверка д/з.
  3.  Объяснение нового материала.
  4.  Решение задач.
  5.  Проверка знаний.
  6.  Закрепление знаний.
  7.  Д/з.

Типы уроков:

  •  Урок – изучение нового материала.
  •  Урок – повторение.
  •  Урок контроля.
  •  Урок решения задач.
  •  Комбинированный урок.

Структура урока определяется задачами, содержанием материала, методами и приемами обучения, возрастными особенностями школьников.

4. Требования к уроку

4.1. Дидактические требования (образовательные):

  •  Формулировка целей урока (образовательной, воспитательной, развивающей).
  •  Реализация принципов обучения на уроке.
  •  Выбор рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля.
  •  Использование разнообразных форм работы.
  •  Реализация межпредметных связей.

4.2. Развивающие требования:

  •  Формирование познавательных процессов.
  •  Развитие познавательных интересов.
  •  Учет развития школьников и психологических особенностей школьников.
  •  Развитие творческих способностей.
  •  Развитие навыков учебной деятельности, способов познания.

4.3. Воспитательные требования:

  •  Необходимо формировать мировоззрение школьников.
  •  Воспитание нравственных качеств, эстетических чувств.
  •  Соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпимости.
  •  Создание положительного эмоционального фона.
  •  Развитие опыта общения и отношений.

  1.  Организационные требования:
  •  Наличие продуманного плана урока.
  •  Необходима организационная четкость урока: организованное начало, высокий темп работы, логическая стройности и законченность каждого этапа.
  •  Поддержание сознательной дисциплины на уроке.
  •  Подготовка и использование технических средств обучения и информационных технологий.
  •  Целостность урока, его завершенность внутри системы уроков.

  1.  Гигиенические требования:
  •  Чистота в помещении.
  •  Растения для очищения воздуха.
  •  Проветриваемость.
  •  Следить за правильной установкой оборудования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22301. Работа с элементами списка 1.26 MB
  Затем новый элемент списка заполняется информацией: NOV^ := DAT;. Для поиска места подключения нового элемента надо просмотреть все элементы списка от его начала до элемента имеющего NZ = KEY или до конца списка. Продвижение вдоль списка от его начала к его концу осуществляется с помощью двух указателей: CUR и PR.
22302. ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ 238 KB
  Изучить организацию проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очагах боевых действий и ЧС мирного времени, методику оценки санитарно-эпидемиологического состояния территории. Методику расчета возможных санитарных потерь. Изучить организацию проведения санитарной экспертизы продовольствия и воды.
22303. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного времени 196 KB
  Ознакомить с задачами военной медицины в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время. Изучить задачи, предназначение, организационную структуру и порядок использования медицинских формирований Министерства обороны РФ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени.
22305. Данные и основные операторы 725.5 KB
  Хороший выбор структур данных позволяет разрабатывать на языке Паскаль простые и эффективные алгоритмы. Достоинства Паскаля: он ориентирован на структурное программирование имеет развитые средства контроля и достаточно прост в изучении; язык имеет хороший состав типов и структур данных; трансляторы с Паскаля есть во всех распространенных ПК; конкретные реализации языка дают возможность использовать все аппаратные средства ПК; на основе языка Паскаль разработана Delphi одна из современных систем визуального программирования....
22306. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ЧС 269.5 KB
  Опыт ликвидации медико-санитарных последствий ЧС позволяет выделить общие факторы обстановки, которые, как правило, имеют место при всех ЧС, сопровождающихся значительными потерями населения, и влияют на организацию лечебно-эвакуационного обеспечения. К ним можно отнести следующие...
22307. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГРЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ 196 KB
  Процесс оповещения населения обязательно сопровождается организацией оповещения органов управления и ответственных должностных лиц, принимающих решения о проведении конкретных мероприятий по защите населения, аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.
22308. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного (антропогенного) характера 233.5 KB
  Изучить классификацию АОХВ, характеристику очагов химического и радиационного заражения при авариях на радиационно опасных и химически опасных объектах. Изучить виды дорожно-транспортных аварий и катастроф, а также чрезвычайных ситуаций на пожаро - и взрывоопасных объектах
22309. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ НАПАДЕНИЯ ПРОТИВНИКА 160.5 KB
  Изучить организацию лечебно-эвакуационного обеспечения населения в очагах массовых санитарных потерь при применении противником ОМП. Рассмотреть организацию оказания медицинской помощи пострадавших, медицинскую сортировку. Изучить принципиальную схему развертывания этапа медицинской эвакуации, организацию медицинской эвакуации пострадавших