45373

Педагогическая деятельность и педагогические взгляды В.А.Сухомлинского

Реферат

Педагогика и дидактика

Нравственное воспитание 6. Воспитание потребностей культура желаний 7. Трудовое воспитание 8. Другие идеи воспитание без наказаний зубрежка основа на эмоциональночувственной сфере 3 составные части воспитательного процесса.

Русский

2013-11-16

38.5 KB

101 чел.

31. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды В.А.Сухомлинского

План

1. Советская педагогика после ВОВ

2. Краткая биография, заслуги, произведения.

3. Необходимые составляющие пед. действия

4. Задача воспитания, задача школы

5. Нравственное воспитание

6. Воспитание потребностей, культура желаний

7. Трудовое воспитание

8. Взаимоотношения учителя и ученика.

9. Сближение школы и семьи.

10. Другие идеи (воспитание без наказаний, зубрежка, основа на эмоционально-чувственной сфере, 3 составные части воспитательного процесса).

1. В 50 – 60 гг., страна, пережив ужасы Великой Отечественной войны, постепенно возвращалась к мирной жизни, одной из проблем которой стала школа, поиски оснований новых педагогических устремлений. По сравнению с предыдущим периодом для этого времени характерен возврат к традициям русской педагогики, основанной на любви, уважении, свободе личности, на внимании к ребенку, к его индивидуальным особенностям и внутреннему миру. Примером такой новой педагогики явилась концепция В. А. Сухомлинского, оказавшая значительное влияние на всю советскую педагогику 60-80-х гг. XX столетия.

2. Сухомлинский Василий Александрович окончив рабфак и Полтавский пединститут, с 1944 г. возглавлял Павлышскую среднюю школу на Кировградчине, которая стала лабораторией для его творческих поисков. Он достиг и славы и почета, стал Заслуженным учителем Украины, Героем Социалистического Труда СССР. Сухомлинский – педагог и мыслитель, стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей, что нашло отражение в его работах «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором», «Три письма о любви» Сухомлинским написано более 30 книг и 5000 статей.

3. Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Сухомлинский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии он выделял как необходимое:

  •  умственное развитие,
  •  труд,
  •  воспитание нравственное, эстетическое, экологическое,
  •  изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей,
  •  взаимоотношения семьи и школы,
  •  педагогическое мастерство учителя.

4. Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым»

5. Сферой развития духа является нравственное воспитание. Воспитание гармонически развитой личности может быть основано лишь на коммунистической нравственности, которая пронизывает все грани человеческой личности, открывая перед каждым путь к гражданским, идейным, творческим, трудовым, эстетическим ценностям.

 Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял, как мы уже отмечали, нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости. При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка.

6. Особая проблема для теории и практики воспитания – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей. Высшая потребность – потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей. Сухомлинский утверждал, что необходимо научить понимать «что» именно имеет право желать каждый конкретный человек. Поэтому «воспитание культуры желаний – один из самых ярких оттенков нравственного смысла школьной жизни»  Культура желаний есть обратная сторона долженствования, то есть человек, умеющий желать, понимает и чувствует, что позволительно или непозволительно.

7. Центральная часть дидактической системы Сухомлинского — трудовое воспитание. В 1950-е гг. Сухомлинский разрабатывал пути соединения физического и умственного труда школьников. В Павлышской школе была внедрена система трудового воспитания, основой которой были политехническое обучение и общественно полезный, производительный труд учащихся. Трактовал сельскохозяйственный труд как средство развития личности, а не только как путь подготовки учащихся к овладению профессией. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда. Труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки воспитанника.

8. В процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Именно через подобные моменты формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей.

9. Новой в теории Сухомлинского, вызвавшей широкий отклик, была идея сближения школы и семьи. Автор пропагандировал идею возвращения педагогической ответственности в семью. Он писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка она выполняет эти же функции. Поэтому семья, и школа должны развиваться вместе. Сухомлинский призывал к педагогическому просвещению не только детей и учителей, но и родителей. Семья и школа вместе должны развивать в ребенке чувство долга и ответственности, правила жизни в обществе

При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается – психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать.

10. Воспитание без наказаний, оценка – инструмент наказания лишь в старший классах. Оценка – вознаграждение за труд, а не наказание за лень.

Вред зубрежки огромен – она невольно уничтожает основные идеи учебного процесса. Подобное воспитание воздействует лишь на логическую, абстрактную систему мышления, не затрагивая область чувств и эмоций человека.

Успех воспитания во многом определяется эмоционально-чувственной сферой. Воспитание должно основываться на положительных эмоциях.

3 составные части воспитательного процесса; педагог – воспитанник – коллектив.

Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72117. Способы адресации ЭВМ в сети 14.08 KB
  Аппаратные адреса представляют собой шестнадцатеричные номера (12 цифр; например: 00-08-74-96-92-5C). Присвоение аппаратных адресов происходит автоматически: они встраиваются в аппаратуру (модемы, сетевые адаптеры и т. д.) на стадии производства или генерируются при каждом новом запуске оборудования.
72118. Реляционная модель данных с хранением в виде двумерных таблиц 22.79 KB
  Таблицы обладают следующими свойствами: каждая ячейка таблицы является одним элементом данных; каждый столбец содержит данные одного типа числа текст и т. Первичный ключ должен обладать следующими свойствами: уникальность: не должно существовать двух или более записей имеющих одинаковые...
72119. Сетевые протоколы. OSI 13.43 KB
  Протоколы – это соглашение о формате и правилах передачи данных по сети. Протоколы обладают следующими свойствами: протоколы работают на разных уровнях модели OSI, поэтому функции протокола определяются уровнем, на котором он работает; несколько протоколов могут работать совместно...
72120. Вычислительная сеть. Структура вычислительной сети 88.34 KB
  Компьютерные сети создаются для разделения ресурсов данных программных средств ресурсов процессора применения многопользовательского режима. Структура вычислительной сети Узел - это любое устройство подключенное к передающей среде сети.
72121. Алгоритмизация. Базовые алгоритмические структуры 26.87 KB
  Алгоритм точный набор инструкций описывающих порядок действий исполнителя Процесс разработки конкретного алгоритма заключается в последовательном выполнении следующих пунктов: 1 разложении всего вычислительного процесса на отдельные шаги возможные составные части алгоритма что определяется...
72123. Система управления базой данных 13.08 KB
  К основным функциям СУБД относятся: непосредственность управления данными во внешней и оперативной памяти; поддержание целостности данных и управление транзакциями; обеспечение безопасности данных; обеспечение параллельного доступа к данным нескольких пользователей.
72125. Глобальная сеть. Интернет 12.99 KB
  Интернет - это глобальная сеть соединяющая сети различного размера по всему миру. Провайдер - это организация фирма компания обеспечивающая подключение пользователей к сети Интернет. Подключение может осуществляться двумя способами: 1 по модему телефонному DSL или другого типа...