45377

Исторические предпосылки возникновения права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Есть лишь отношения объективно требующие или не требую щие правового опосредования. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать что стал участником правового отношения например оказавшись наследником по закону после смерти родственника проживавшего в другом городе. Механизм правового регулирования: понятие структура стадии процесса Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения обеспе чивая реализацию позитивных интересов субъектов. Каждый из этапов и юридических элементов правового...

Русский

2013-11-16

57.96 KB

15 чел.

27. Исторические предпосылки возникновения  права.

История общества, всех его институтов — объективный процесс, не зависящий от воли и сознания отдельного челове­ка. Это означает, что такие социальные явления, как государ­ство и право, никто персонально не изобретал и не основывал. Они — результат естественно-исторического развития обще­ства как социального организма. Чтобы определить исторические предпосылки права, сле­дует выявить предшествовавший ему общественный феномен и проследить, при каких условиях он приобрел юридические свойства. Прообразом собственно юридической формы в условиях ро­дового общества, не знавшего права, были правила, которые сложились и функционировали в виде обычаев. История сви­детельствует: их никто не вводил в жизнь рода. Они сформи­ровались в результате естественного, эмпирического обобще­ния многочисленных актов поведения, с чьей помощью люди пытались удовлетворять свои потребности. Те поступки, ко­торые не приводили к необходимому результату, воспринима­лись как неэффективные и даже вредные и потому правилами поведения не становились. Более того, они осуждались обще­ством и требовали запрета. Запрет — табу — одно из первых правил (многие историки считают его Самым первым) пове­дения людей. Напротив, те поступки, те методы действий, которые постоянно или во всяком случае достаточно часто приводили к желаемым целям, многократно повторяясь, ста­новились обычаем.

Передаваясь от поколения к поколению, обычаи закреплялись через традицию и превращались в по­стоянно действующие нормы. В качестве постоянного правила поведения обычай стано­вится фактом коллективного сознания членов рода. Он не был писаным. Он не был институционализирован вообще, так как не существовал вне индивидуальных сознаний и передавался от одного родича к другому, в том числе от старшего к млад­шему в процессе непосредственного общения, прямо в прак­тике хозяйствования, управления или быта. Вместе с тем как факт коллективного сознания обычай вы­ражал первые зародыши понимания должного и потому обес­печивался коллективными мерами. Эти "санкции" имели со­вершенно иную природу по сравнению с современными. Сре­ди них прежде всего выделялось осуждение нарушителя обы­чая коллективным ("общественным") мнением. Однако исто­рики зафиксировали и факты прямого применения родовым коллективом и несравненно более суровых санкций. В случае особо тяжкого проступка виновный подвергался остракизму, т.е. изгонялся из рода. Остракизм — наказание страшное, по­скольку в условиях родовых связей изгнание из одного ро­дового коллектива исключало возможность его вступления в другой коллектив, объединявший людей, происходивших от другого, общего только им предка.

Человек же не может су­ществовать в одиночку, и, оказавшись "без роду и племени", он обречен на гибель. Но и здесь нельзя упускать из виду, что подобно тому, как не были институционализированы обы­чаи, так не были институционализированы и санкции. В част­ности, первобытному содружеству оставались неизвестны и специальные органы, назначавшие наказания, и должностные лица, связанные с применением санкций, и т.д.

Слияние индивида с родовым коллективом приводило к то­му, что причинение ему вреда "чужаком" означало причине­ние им вреда всему роду. Равным образом и причинителем оказывалась не отдельная личность (это понятие в принципе неизвестно первобытному сообществу), а род, к которому тот принадлежал, в целом. В свете сказанного обычай кровной ме­сти, когда все члены рода потерпевшего должны мстить всем членам рода обидчика, в условиях родового строя представля­ется вполне естественным. Уяснение социального смысла нарушения норм-обычаев для понимания того, что есть право и почему оно возни­кает, исключительно важно. Как свидетельствуют древней­шие юридические памятники (Законы XII таблиц, "Русская Правда", "Салическая правда" и др.), архаическое законо­дательство почти полностью ограничивается санкциями за гражданские и уголовные правонарушения. Опираясь на это, Е. Б. Пашуканис имел все основания утверждать: "Неподчи­нение норме, нарушение ее, разрыв нормального общения и вытекающий отсюда конфликт — вот что является исходным моментом и главнейшим содержанием архаического законода­тельства. Наоборот, нормальное не фиксируется сначала как таковое — оно просто существует. Потребность зафиксиро­вать и точно установить объем и содержание взаимных прав и обязанностей возникает там, где спокойное и мирное суще­ствование нарушено... Юридическое общение получает свою специфическую характеристику исторически прежде всего на фактах правонарушений. Понятие кражи определяется рань­ше, чем понятие собственности..." [82, 159].

Тем не менее для понимания того, что есть право, всего этого недостаточно. Родовой обычай имеет сугубо локальный характер, ограничивал свое действие коллективом людей, свя­занных общим происхождением. Оттого и нарушение обычая здесь пока только "родственное дело". Оно касается лишь род­ственников, составляющих замкнутое целое, куда посторон­ним вход наглухо закрыт. Совсем иной смысл причинение вреда индивиду приобре­тает тогда, когда он становится звеном такой социальной си­стемы, которая основана на обменных отношениях. Рынок — вот то, что объединяет всех обменивающихся индивидов и что является необходимым условием существования каждого, а стало быть, и существования всех как элементов обществен­ного целого. Предполагая разделение общественного труда, обменные отношения приводят к тому, что, например, владе­лец хлеба, чтобы удовлетворить свою потребность в мясе, оде­жде, книгах, телевизоре, театре и т.д., должен продать свой хлеб и купить на вырученные деньги то, что ему необходимо.

В то же время это "то, что ему необходимо", оказывается на рынке, ибо производители мяса, одежды, книг, телевизоров, спектаклей, нуждаясь в хлебе и др., должны продать произ­веденное ими и тем самым удовлетворить потребность вла­дельца хлеба. Таким образом, каждый нуждается в каждом, а все вместе — в "месте встречи", т.е. в рынке. Теперь представим себе, что некто поджег амбар с пшени­цей или убил землепашца и хлеб на рынок не поступил. Кто здесь потерпевший? Непосредственно, конечно, им является владелец хлеба. Но и все оставшиеся без хлеба участники об­менных связей тоже! И, разумеется, общество в целом, если оно основывается на рыночном обмене. В таком случае поджи­гатель или убийца, посягая на землепашца и его имущество, тем самым посягает и на общественные отношения, являю­щиеся клеточками социального организма. Однако в таком случае и преследование причинителя вреда — задача не род­ственников потерпевшего, а дело всего общества. Итак, появление на месте кровнородственных связей обме­на как средства объединения людей в новый тип общества и, следовательно, замена личных отношений родства обществен­ными — такова первая и самая общая предпосылка возникно­вения права. Бели общество основано на вещных связях, то его члены нуждаются прежде всего в нормальном функционировании рынка как фундамента не только общества в целом, но их собственного личного бытия. Вот почему объективные усло­вия рыночного обмена — главное, что должно быть закреп­лено в праве и в чем должна конкретизироваться его общая трансформирующаяся в условия предпосылка. Обмен невозможен, если его участники не свободны, а на­ходятся в личной (родственной), сословной или коллектив­ной зависимости. Помещик не станет обмениваться товара­ми со своим крепостным; он найдет другие способы получить произведенный крестьянином продукт, например, путем обро­ка. Сельскохозяйственная артель социалистического типа не вступает в обменные отношения со своими членами: произве­денный колхозниками продукт и так принадлежит колхозу. Стало быть личная свобода — первое условие товарообмена, подлежащее юридической защите. Но одной свободы недостаточно, чтобы произошел акт об­мена. Необходимо еще обладать товаром и иметь возмож­ность определять его судьбу. Только собственник правомочен владеть, пользоваться и распоряжаться принад­лежащими ему вещами. Стало быть, частная собственность — второе условие существования рынка, которое требует пра­вового закрепления и охраны.

Наконец, эквивалентному характеру обменных отношений должно соответствовать и равенство сторон. Если товаровла­дельцы неравноправны, тот, кто обладает большими полно­мочиями, в состоянии нарушить эквивалентность обмена и получить выгоды, экономическим законам рынка не соответ­ствующие. Стало быть, равенство участников рыночных свя­зей — третье условие, подлежащее закреплению в праве. Итак, предпосылка возникновения права в его развитых формах — рынок, требующий свободы и равенства частных собственников — субъектов обмена. Обменные отношения по мере вытеснения кровнородственных объединяют людей в об­щество на новой по сути безграничной основе. Их закрепле­ние и охрана приобретают отныне общественное значение и осуществляются не с помощью локальных норм первобытного коллектива, а посредством установления общих правил пове­дения. Все субъекты обмена на рынке равны, и потому пра­вила поведения в одинаковой мере распространяются на всех. Закрепляя выкристаллизовавшиеся в процессе общественной практики регулярно осуществляющиеся, устойчивые отноше­ния и такое поведение их участников, которое обеспечивает эту устойчивость, они становятся необходимой формой упо­рядочения нового общественного строя. Такова модель воз­никновения права, но реализуется она не сразу.

"Свобода! Равенство! Собственность!" — все эти лозунги были уже на знаменах санкюлотов, когда они, штурмуя 14 июля 1789 г. Бастилию, низвергали феодализм с его нату­ральным хозяйством, крепостным правом, сословными пере­городками. Правда, на их знаменах было написано еще и сло­во "братство", но это — дань демагогии, которая присуща любому обществу, особенно в его революционные периоды. Однако, взятие штурмом Бастилии еще не породило права. Его, оказывается, вообще нельзя создать по заранее разрабо­танному плану. История свидетельствует: оно складывается "само по себе", т.е. в результате естественно-исторического развития общества.

Аналогией процесса становления права может служить процесс формирования языка. Кто сконструировал правила словоупотребления, языковые нормы? Кто создал сложную нормативную систему грамматики? Древнерусский монах из Киева, Владимира или Суздали? Петербургский универси­тет? Академия наук? Конечно же, нет! Язык появился, раз­вился, стал сложной системой потому, что функционировал, служил средством общения и в процессе употребления, вы­являя свои пороки, препятствующие взаимопониманию лю­дей, избавлялся от них, одновременно закрепляя удачное, по­лезное. Подобным же образом возникает и эволюционирует право. При этом самих по себе условий и предпосылок стано­вления права еще недостаточно для его формирования. Они должны развиться, превратиться в повторяемое отношение (обмен всегда отношение), приобрести свойство регулярно­сти. Благодаря регулярности, если повторяющееся отноше­ние оказывается эффективным, полезным, оно закрепляется, становится нормой, зачастую образует содержание принима­емых государством законов. Впрочем, последнее необязатель­но: право в своем развитии до стадии изданного государством закона доходит далеко не всегда. Судить же о том, появилось право или его еще нет, можно лишь в том случае, если из­вестны его признаки.

58. Правоотношение: понятие, признаки, иды

В обществе существует множество различных отношений – экономических, политических, юридических,

моральных, духовных, культурных и др. Собственно, само человеческое общество есть совокупность отноше-

ний, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирую-

щих в обществе между индивидами и их объединениями, являются (в отличие от взаимосвязей в природе) об-

щественными, или социальными.

Правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулиро-

ванные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержа-

ния (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая но-

вое, дополнительное свойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального

отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним. Ведь форма и содержание лю-

бого явления неразрывны.

Государство не может при помощи правовых средств произвольно менять изначальный характер тех или

иных отношений, а тем более создавать новые. Если бы это было возможно, то решение многих проблем жизни

общества было бы сравнительно лёгкой задачей. Государство путём издания законов может в лучшем случае

ускорять развитие известных отношений, улавливать тенденции, давать простор для проявления позитивных

начал и, напротив, сдерживать, вытеснять негативные и отжившие связи и процессы.

Но есть и такие правоотношения, которые возникают только как правовые и в другом качестве существо-

вать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и другие. Именно

подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в "чистом виде", представляют собой действительно

самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создаёт,

"творит" общественные отношения, порождая новые связи.

Правоотношения – следствие действия права как социального и государственного института. В догосудар-

ственном (родовом) обществе правоотношений не было, поскольку там не было права. Это значит, что право-

отношения немыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требую-

щие правового опосредования. Именно связь с правом, урегулированность тех или иных отношений правом

даёт основание называть их правовыми. Не может быть такого положения, чтобы правовые отношения сущест-

вовали помимо и независимо от юридических норм.

Конечно, правоотношения возникают не просто потому, что есть норма права (хотя это обязательное фор-

мальное основание), а потому, что определённые общественные отношения нуждаются в правовой регламента-

ции. Тогда появляется юридическая норма и уже на её основе – правоотношение. Правоотношения как бы "вы-

зревают" в недрах общественной жизни, детерминируясь экономическими и иными потребностями.

Поэтому следует различать исторический генезис правоотношений, их зародышевое состояние и вполне

сложившуюся правовую форму, определяемую законом. Иначе говоря, материальный и формальный источни-

ки.

Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное

значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это прежде всего отно-

шения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граж-

дан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не

регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются

лишь отчасти (например, в семье, помимо материальных, существуют сугубо личные, интимные отношения

между супругами, между родителями и детьми, не затрагиваемые правом).

Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое об-

щественное отношение есть правоотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, не

являются абсолютными, раз навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется

законом, в другой период может перестать быть его объектом.

Наиболее характерные признаки правовых отношений как особого вида общественных отношений заклю-

чаются в следующем.

1. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредст-

венно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями су-

ществует причинно-следственная связь. Нет нормы – нет и правоотношения. Они представляют собой некото-

рое единство, целостность.

2. Субъекты правовых отношений взаимосвязаны юридическими правами и обязанностями, которые в

правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках ко-

торого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно на-

звать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и

правообязанные люди, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого.

3. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы прав в них отража-

ется государственная воля; во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотноше-

ние не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по край-

ней мере одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению.

Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в

отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например, оказавшись

наследником по закону после смерти родственника, проживавшего в другом городе. Или, скажем, потерпевший

от преступления оказывается затем, помимо своего желания, вовлечённым в уголовно-процессуальное право-

отношение с преступником и судом.

4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие от-

ношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правовых отношениях государство заинтересова-

но (например, вытекающих из правонарушений) и, казалось, не должно было бы их защищать, но интерес госу-

дарства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, по-

этому оно держит их в поле своего внимания, обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юриди-

ческих форм и процедур, прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений,

но последние в своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности.

5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определённостью их

взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда кон-

кретное отношение "кого-то" с "кем-то". Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и

могут быть названы поимённо, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных

отношениях, например моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляе-

мы.

Виды правовых отношений. Прежде всего правоотношения, как и юридические нормы, можно класси-

фицировать по отраслевому признаку на государственные, административные, финансовые, гражданские, тру-

довые, семейные и т.д. Различают регулятивные и охранительные правоотношения. Первые – возникают из

правомерных действий субъектов; вторые – из противоправных, связанных с применением государственного

принуждения.

По степени конкретизациии и субъектному составу правоотношения подразделяются на абсолютные, от-

носительные и общерегулятивные. В абсолютных точно определена лишь одна сторона, например собственник

вещи, которому противостоят все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, и которые обязаны

уважать это его право, не чинить никаких препятствий для его реализации. В этом смысле, например, право

собственности является абсолютным. В относительных – строго определены обе стороны (например, "долж-

ник-кредитор", "продавец-покупатель"). Их можно назвать поимённо.

Общерегулятивные, или просто общие, правоотношения в отличие от конкретных выражают юридиче-

ские связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по пово-

ду гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности (право на жизнь, честь, достоинство,

безопасность, неприкосновенность жилища, свободу слова и т.п.), а равно обязанностей (соблюдать законы,

правопорядок). Они возникают главным образом на основе норм Конституции, других основополагающих ак-

тов и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений.

По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных –

обязанность заключается в необходимости совершить определённые действия в пользу управомоченного, в

пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения.

Различают простые правоотношения (между двумя субъектами) и сложные (между несколькими или

даже неограниченным числом); кратковременные и долговременные.

Содержание правоотношений. В любом правовом отношении выделяются фактическое, юридическое и

волевое содержания. О фактическом (экономическом, политическом и т.д.) уже говорилось выше. Оно не меня-

ется в результате опосредования правом реального, т.е. фактического, отношения. Под юридическим содержа-

нием понимаются субъективные права и обязанности участников правоотношения. Волевое – составляют воля

государства и воля самих субъектов. Любое правоотношение выступает как единство содержания и формы.

Структура правоотношения. В состав правоотношения входят следующие элементы: 1) субъект; 2) объ-

ект; 3) субъективное право; 4) юридическая обязанность.

Правоотношения составляют основную сферу общественной цивилизованной жизни. Везде, где действует

право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Особенно они

развиты в гражданском обществе, правовом государстве. Они сопровождают человека на протяжении всей его

жизни. Вот почему правоотношения – одна из центральных проблем правовой науки, теории права.

Резюмируя всё сказанное, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и на-

ходящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носи-

телей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.

89. Механизм правового регулирования: понятие, структура,  стадии процесса

Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспе-

чивая реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в процессе своего осуществления

складывается из определённых этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъ-

ектов к ценности.

Каждый из этапов и юридических элементов правового регулирования вызывается к "жизни" в силу кон-

кретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, осо-

бенности воздействия правовой формы на социальное содержание. Понятие, обозначающее данную стадий-

ность юридического управления и одновременно участие в нём совокупности юридических средств, получило в

литературе наименование "механизм правового регулирования".

Таким образом, механизм правового регулирования – это система юридических средств, организован-

ных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовле-

творению интересов субъектов права.

Из вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового

регулирования, средства её достижения и результативность.

Цель механизма правового регулирования – обеспечить упорядочение общественных отношений, га-

рантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объяс-

няющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заклю-

чается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. Механизм правового регулирования

– специфический "канал", соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до

логического результата.

Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования – регулировать

общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования

опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые

присутствуют везде, во всех правовых явлениях.

"Преодоление препятствий" – тоже не главное. Ведь в подавляющем большинстве случаев никаких пре-

пятствий не возникает, всё протекает нормально, закономерно. "Преодоление препятствий" – это нечто само

собой разумеющееся, на этом не следует специально акцентировать внимание, они лишь возможны, потенци-

альны.

Механизм правового регулирования – система различных по своей природе и функциям юридических

средств, позволяющих достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что

названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и

функциям, а с другой – всё же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регули-

рования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные,

ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определённое иерархическое положение среди

всех иных.

Механизм правового регулирования – организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той

или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной

управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы,

в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

В связи с тем, что механизм правового регулирования – сложное понятие, включающее систему правовых

средств, возникает потребность отграничить его от другой не менее сложной категории, как, например, "право-

вая система". Тем более что, на первый взгляд, у них весьма схожие определения. Так, под правовой системой

обычно понимают совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых

средств, находящихся в его распоряжении.

Названные категории соотносятся как часть (механизм правового регулирования) и целое (правовая сис-

тема), ибо правовая система – более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией "механизм пра-

вового регулирования" и другие категории: "право", "юридическая практика", "господствующая правовая идео-

логия".

Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические сред-

ства правового воздействия на общественные отношения, обозначить место и роль того или иного юридическо-

го средства в правовой жизни общества.

Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполага-

ет и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения.

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

1) норма права;

2) юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприме-

нительный акт);

3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут высту-

пать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

4.14.2. СТАДИИ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию.

Более того, именно в рамках тех или иных стадий вышеназванные элементы только и могут осуществляться.

Поэтому пять стадий механизма правового регулирования весьма жёстко связаны с его элементами.

1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовле-

творение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения.

Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осущест-

вление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые

средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты примене-

ния и т.п.). Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы пра-

ва.

2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включа-

ется" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом,

обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве "спускового

крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу".

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один

из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый

"последний момент". Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нуж-

ный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скреп-

ляет их в единый состав, придаёт им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и

юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан,

которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следова-

тельно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Толь-

ко правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет

опосредующим звеном между нормой и результатом её действия, составит фундамент для нового ряда право-

вых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облечённого в

правовую форму.

Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном

регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нём в наибольшей мере воплощаются право-

стимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, о регист-

рации брака, об устройстве на работу и т.п.

Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как

юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет опера-

тивно-исполнительный правоприменительный акт.

3. Третья стадия – установление конкретной юридической связи с весьма определённым разделением

субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и

соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая – обязана либо не препятствовать

этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управо-

моченного (обязанность). В любом случае речь идёт о правоотношении, которое возникает на основе норм пра-

ва и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное

правило поведения для соответствующих субъектов. Правоотношение конкретизируется в той степени, в какой

индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий кри-

терием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Данная стадия

воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение.

4. Четвёртая стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое

регулирование достигает своих целей – позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъ-

ективных прав и обязанностей – это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяют-

ся в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трёх формах:

соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в

таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

5. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе пра-

вореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворённому интересу должна прийти соот-

ветствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связыва-

ется с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правона-

рушения, либо прямого правонарушения. Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возве-

дения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регу-

лирования, как охранительные правоприменительные акты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59739. Новела М.Хвильового Я (Романтика) 46 KB
  Дослідити образну систему новели, проблематику, стилістичні особливості та ідейний зміст для досягнення розуміння учнями світоглядних позицій автора та ствердження гуманістичних ідей твору на противагу антигуманним.
59740. Основные типы отношений в системе: иерархические и синтагматические, парадигматические 23.5 KB
  Синтагматические отношения – отношения сочетаемости, устанавливающиеся между однотипными единицами в речевой цепи, отношения, в кот. вступает яз. единица при совпадении ее признаков с аналогичными ед.; отношения линейной связи.
59741. Сценарій уроку: Свято Матері 42.5 KB
  Шановні гості Дорогі діти батьки Вітаємо Вас з Святом Матері Мати. ВЕДУЧА II: У травні коли прокидається від сну природа коли дзвенить у блакиті пташиний спів коли травами і квітами замаїться земля теплий весняний вітер приносить до нас Свято Матері.
59742. Сценарій уроку Масляна 38.5 KB
  Тиждень перед Великоднім постом називається Масляна. Щодня жінки, молодь і діти гуляли, пригощались варениками з сиром. Набиралися сил перед довгим постом. Молодь збиралась на вечорниці і гуляла до ранку (досвітки).
59743. Сценарій уроку: Де коза ходить, там жито родить 41 KB
  В цей вечір ватаги дівчат і дітей ходять по хатах і щедрують. Сценарій бажано доповнити книжковою виставкою Щедрий вечір добрий вечір. Щедрий вечір Розкажіть онуку...
59744. Сценарій уроку Золота осінь 44 KB
  Осінь завжди красива барвиста. Осінь ведуча одягнена у однокольорове плаття на якому нашите листя клена. На сцені 5 дітей: 1й: Непомітно з’явилася осінь Заходить Осінь вклоняється тим хто в залі Все коротшає день щодоби Глянь берізки уже злотокосі І в дубів багряніють чуби.
59745. Прийди, прийди, весно, прийди, прийди, красна 45.5 KB
  До залу заходить Весна дівчина у квітчастому вбранні на голові віночок з квітів. ВЕСНА: Добрий день мої любі друзі Я Весна я Весна. ВЕСНА: Яка ж бо ти люта сестро Лютуй не лютуй а час твій пройшов. ВЕСНА: Так сестро це було та все пройшло.
59746. Сценарій уроку: Святий Спас прийшов до нас 46 KB
  У серпні Спас крім 19-го святкується ще двічі 14-го та 29-го. Правда назва його Спас мені не зрозуміла. Що воно означає ВЕДУЧА: На Русі свято відоме під назвою Спаса від слова спаситель рятівник яким православна церква іменує Ісуса Христа.
59747. Сценарій уроку: Несу кутю на покутю… 41.5 KB
  Дійові особи: Батько; мати; Оленка – старша дочка 1012 р. БАТЬКО: Піду кину сіна вівцям коням та корові. БАТЬКО: Заходячи в хату. БАТЬКО: Обовязково зайду а потім піду кликати Мороза вечеряти з нами.