45378

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Ценность права выражается в том что оно прежде всего выступает средством: − регулирования общественных отношений придаёт действиям людей согласованность упорядоченность уверенность; − защиты существующего общественного строя устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния; − обновления общества фактором его прогресса содействует развитию тех социальных связей в которых заинтересовано общество; − решения глобальных проблем современности оборонных экологических и т. Эффективность правового...

Русский

2013-11-16

43.74 KB

2 чел.

28. понятие и  сущность права.

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

Слово "право" – многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. Во-первых, его употребляют в

общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идёт о нравственных,

политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).

Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определённая правовая возможность конкретного

субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от

его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Наш объект рассмотрения – право именно в этом, последнем, смысле. В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определённых юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоёв), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Право – социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведённом выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:

1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а

прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

2) общеобязательность, в чём воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается

государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

5) формальная определённость права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную

письменную форму, должны быть чётко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет своё место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определённым иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

Можно выделить и соответствующие подходы к сущности права. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведённую в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы. Существует также общесоциальный подход, который рассматривает право как выражение компромисса

между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более широких целях – как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической

свободы, демократии, политического плюрализма и т.п. Наряду с этими основными выделяют и другие – религиозный, этнический, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответствующие интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике. Иначе говоря, сущность права многопланова. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в ней в зависимости от исторических условий на первый план может выступать любое из вышеперечисленных начал. Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория "ценность права", под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности. Ценность права выражается в том, что оно прежде всего выступает средством: − регулирования общественных отношений (придаёт действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность);

− защиты существующего общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за

общественно опасные и вредные деяния);

− обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество);

− решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.);

− определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы);

− утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры. Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определённых норм,

выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.

59. состав правоотношения

Структура правоотношения. В состав правоотношения входят следующие элементы: 1) субъект; 2) объ-

ект; 3) субъективное право; 4) юридическая обязанность.

Правоотношения составляют основную сферу общественной цивилизованной жизни. Везде, где действует

право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Особенно они

развиты в гражданском обществе, правовом государстве. Они сопровождают человека на протяжении всей его

жизни. Вот почему правоотношения – одна из центральных проблем правовой науки, теории права.

Резюмируя всё сказанное, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и на-

ходящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носи-

телей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.

90. Эффективность  правового регулирования: понятие, условия, критерии оценки

Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования

и стоящей перед ним целью.

В современных условиях можно выделить следующие направления повышения эффективности правового

регулирования.

1. Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учётом высокого уровня

законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках

которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информацион-

ных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно уси-

лить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования,

т.е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствова-

нии этому процессу.

2. Совершенствование правоприменения "дополняет" действенность нормативного регулирования, а зна-

чит, и в целом механизм правового регулирования.

Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности,

они сразу начинают демонстрировать свои "слабые стороны": нормативное регулирование без индивидуально-

го (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих

правил) – в произвол. Вот почему механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь раз-

личных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет прида-

вать управленческому процессу дополнительные преимущества. Если нормативная регламентация призвана

обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в

твёрдые рамки законности, то правоприменение – учёт конкретной обстановки, своеобразие каждой юридиче-

ской ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придаёт гибкость и универсаль-

ность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права.

3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового ре-

гулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.

Интересы человека – вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регу-

лирования, повышения его эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения

данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, дол-

жен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению её пра-

вового статуса.

Эффективность механизма правового регулирования - это оценочная категория, с помощью которой определяется уровень функциональности механизма правового регулирования в динамическом состоянии.

Категория «критерий» не тождественна понятиям «показатель», «условие». Термин «критерий» мыслится как признак, своеобразная направленность оценки. Категория «показатель» обозначает абсолютную или относительную величину этого признака, степень качества его состояния. Условие определяется как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит, и как обстановка, в которой что-нибудь происходит. Следует выделять условия внутренние и внешние, специальные и общие.

Критерии эффективности механизма правового регулирования можно дифференцировать на общие и специальные. Общие критерии эффективности механизма правового регулирования есть критерии оценки эффективности механизма правового регулирования в целом, в совокупности всех его стадий и элементов. Общие критерии нами подразделяются на; а) общесистемные, б) статические, в) динамические.

Общесистемные критерии отражают качество системообразующих внутренних связей механизма правового регулирования. К общесистемным критериям эффективности механизма правового регулирования можно отнести: 1) устойчивость системы правового регулирования; 2) мобильность системы правового регулирования; 3) взаимообеспеченность системы правового регулирования; 4) непротиворечивость, беспробельность и полноту системы правового регулирования.

Статическим критерием эффективности механизма правового регулирования выступает качество статических элементов механизма правового регулирования в целом: 1) рациональная структура механизма правового регулирования; 2) структурная полнота механизма правового регулирования; 3) соответствие структуры механизма правового регулирования стоящей перед ним цели.

Динамическим критерием эффективности механизма правового регулирования выступает качество механизма правового регулирования в динамическом аспекте, которое оценивается через: 1) кумулятивность процесса; 2) краткость процесса; 3) упорядоченность процесса; 4) гибкость процесса; 5) темп процесса. Содержание динамического критерия эффективности механизма правового регулирования акцентируется на характеристиках самого процесса, абстрагируясь от свойств предмета функционирования. Для обеспечения прозрачности анализа эффективности механизма правового регулирования на этом этапе необходимо абстрагироваться от свойств статических элементов механизма правового регулирования, косвенно свидетельствующих о характере процесса. Нужно акцентировать внимание только на «голой» динамической стороне явления, тем самым приближаясь к более глубокому осмыслению качества функционирования механизма правового регулирования.

7. Спег\иальные критерии выражаются в критериях качества отдельных элементов механизма правового регулирования. Специальные критерии выступают фактором прямого действия лишь в отношении отдельных звеньев механизма правового регулирования, а не воздействуют целенаправленно на уровень эффективности механизма правового регулирования в целом. К специальным критериям эффективности механизма правового регулирования относятся: а) качество нормы права, б) качество юридического факта, в) качество акта реализации, г) качество акта применения.

Критериями качества нормы права являются: 1) правовая ценность нормы права; 2) степень преодоления конфликта интересов в содержании норм права; 3) защищенность нормативного интереса; 4) лаконичный, доступный и

грамотный язык изложения, надлежащий стиль изложения юридической нормы, а также структурная целостность и законченность нормы права; 5) полнота установления и выражения юридической нормы; 6) адекватность нормы права по содержанию и по форме; 7) оптимальность средств правового регулирования, закрепленных в норме права; 8) гибкость нормы права; 9) адекватность содержания нормы права фактическому статусу субъекта.

К критериям качества юридического факта относятся: 1) четкость юридического факта; 2) точность данной правовой категории; 3) полнота юридического факта.

К критериям качества акта реализации можно отнести: 1) стабильность акта реализации; 2) целесообразность определяемой дефиниции; 3) разумность акта реализации; 4) ясность акта реализации.

Среди критериев качества акта применения можно обозначить его: 1) оптимальность; 2) профессиональность; 3) рациональность; 4) реальную реализуемость; 5) адекватность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77120. СЛУЖБА МЕТРОЛОГІЇ НА ПІДПРИЄМСТВІ 38.5 KB
  До третьої групи входять: участь в розробці перспективних планів автоматизації виробництва метрологічного забезпечення підприємства; спостереження за засобами вимірювання і автоматизації здійснення заходів по реконструкції засобів вимірювання...
77121. Пути снижения себестоимости перевозок 412.5 KB
  Себестоимость перевозок выраженная в денежной форме величина эксплуатационных расходов транспортного предприятия приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта.
77123. Современные кластерные системы 46 KB
  Кластер это модульная многопроцессорная система созданная на базе стандартных вычислительных узлов соединенных высокоскоростной коммуникационной средой. Привлекательной чертой кластерных технологий является то что они позволяют для достижения необходимой производительности...
77124. Создание пользовательских форматов 101 KB
  Если пользовательский формат содержит только одну секцию, Excel применяет его к положительным, отрицательным и нулевым значениям. Если пользовательский формат содержит две секции, то первая применяется к положительным и нулевым значениям, а вторая – к отрицательным.
77125. Політичні орієнтації сучасної української молоді 96.5 KB
  Нинішній етап розвитку українського суспільства, який характеризується продовженням трансформаційних процесів у сфері суспільних цінностей та ідеалів, породжує серйозні модифікації глибинних взаємовідносин людини з державою, владою...
77127. Россия между двумя революциями 1905 и 1917 года. П.А.Столыпин и его программа модернизации России 30.5 KB
  Столыпин приложил максимум усилий для налаживания сотрудничества между Правительством и Думой. Однако основное содержание деятельности Столыпина состояло в преобразовании аграрного сектора экономики.
77128. ПРИНЦИП СТРУЙНОЙ ПЕЧАТИ 100 KB
  Хранения чернил обеспечивается двумя конструктивными решениями. В одном из них головка принтера объединена с резервуаром для чернил причем замена резервуара с чернилами одновременно связана с заменой головки.