45380

Соотношение права и морали

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

соотношение права и морали. Единство права и морали заключается в следующем: право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей имеют способность проникать в различные области общественной жизни; право и мораль являются многомерными образованиями имеющими сложную структуру которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов; право и мораль действуют в едином поле социальных отношений; право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни...

Русский

2013-11-16

51.65 KB

28 чел.

30. 1. соотношение права и морали.

Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.

Единство права и морали заключается в следующем:

   право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

   право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

   право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

   право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

   право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

   право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

   правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

   право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

   взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

   право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

   правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

   мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

Наряду с общими чертами между правом и моралью есть и довольно значительные различия. Главные среди них следующие:

1) мораль и право возникают в разное время. Мораль существует с момента возникновения человеческого общества, всегда сопутствует жизни и деятельности личности, в то время как право складывается позже, на определенной ступени социального развития, когда общество разделяется на противоположные классы и возникает государство;

2) нормы права создаются (изменяются, отменяются) государством в процессе деятельности полномочных государственных органов либо санкционируются им (акты некоторых общественных организаций, например, органов местного самоуправления). Правотворчество - это монополия государства, его исключительная прерогатива.

Для создания норм морали не нужна специальная целенаправленная деятельность.

3) правовые нормы формально определены, т.е. закрепляются в официальных письменных актах государства (законах, иных нормативных правовых актах, судебных решениях и т.д.) либо иных санкционированных государством текстах (религиозные книги, произведения видных ученых-юристов), на которые можно ссылаться при решении юридических дел, и вне такой внешне выраженной официальной формы существовать не могут. Моральные же нормы и принципы, как правило, не имеют четких, письменно зафиксированных и тем более официальных форм выражения и существуют в основном в сознании людей.

4) у морали и права различны оценочные критерии поведения людей. В праве используются такие критерии как правомерно - неправомерно, законно - незаконно, имеет право - несет обязанность и т.д. Для моральной оценки существуют иные критерии: морально - аморально, честно - нечестно, похвально - постыдно, благородно - подло и т.

5) мораль и право не всегда совпадают также и по сферам их действия. Мораль регулирует более обширный круг отношений и ее воздействие на социальные связи шире и глубже. Практически не существует областей жизни людей, которые в той или иной степени не подлежат моральным оценкам. Право же регулирует не все, а наиболее важные сферы общественных отношений

6) право и мораль различны также и по степени конкретности своих предписаний. Моральные нормы обычно носят более общий характер и представляют собой, как правило, принципы поведения, рассчитанные на большой комплекс разнообразных поступков (принципиальность, взаимопомощь, правдивость и т.д.). Нормы же права обычно более конкретны, четко указывают права и обязанности участников правоотношений. Так, если мораль требует правдивости во взаимоотношениях людей, то право предусматривает ответственность за приписки в деловой документации, лжесвидетельство в суде, мошенничество и т.д.;

7) различия между правом и моралью можно провести также по методам их обеспечения. Нормы права наряду с иными методами (убеждение, воспитание, профилактика, материальное и моральное поощрение и др.) обеспечиваются также государственным принуждением в случае их нарушения, юридическими санкциями (различные меры юридической ответственности, применяемые судом и иными правоохранительными органами).

Соблюдение норм морали опирается на другое: на силу общественного воздействия, авторитет коллектива, в котором живет, работает, учится гражданин. Общественное мнение, меры духовного и организационного воздействия (моральное осуждение, исключение из коллектива и т.п.), порицание аморальных поступков окружающими - вот на что опирается мораль. Не следует также сбрасывать со счетов также внутренние стимулы нравственного поведения: совесть, чувство стыда, долг, честь, порядочность.

Право и мораль постоянно связаны при осуществлении правосудия, охране общественного порядка. Без использования нравственных критериев невозможно объективно и справедливо решать дела о хулиганстве, клевете, выселении за невозможностью совместного проживания, лишении родительских прав, судьбе детей и т.д. В ряде случаев правовые нормы служат важным инструментом воспитания людей, вытеснения из их сознания устаревших и вредных моральных обычаев и убеждений (кровная месть, свадебный калым, умыкание невесты и т.п.).

2. правосубьектность. Понятие, виды, структура.

Правосубъектность включает в себя четыре элемента:

   правоспособность – это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения индивида и прекращается смертью. Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом;

   дееспособность;

   деликтоспособность – это способность человека отвечать за гражданские правонарушения;

   правосубъектность определяется при помощи норм права, которые устанавливают основные и отправные права и обязанности.

Имеет место и специальная правосубъектность, которая предусматривает другой правовой статус, в отличие от обычных субъектов. Так, в частности, субъектами со специальной правосубъектностью можно считать депутатов, кандидатов в депутаты, глав избирательной комиссии.

Правосубъектность - способность быть участником правоотношений - установлена правовыми нормами и несколько различается у индивидуальных и коллективных субъектов права.

Правосубъектность есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов - правоспособности и дееспособности.

Правоспособность - это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

В современном цивилизованном обществе нет и не может быть людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Правоспособность не естественное, а общественно-правовое качество субъектов права, носящее абсолютный, универсальный характер. Оно вытекает из международных пактов о правах человека, принципов гуманизма, свободы, справедливости. Обязанность каждого государства гарантировать и защищать это качество.

Главное в правоспособности не права, а принципиальная возможность или способность их иметь.

Впервые понятие правоспособности было сформулировано и введено в практику буржуазными кодексами XIX в. (французский Гражданский кодекс 1804 г., германское Гражданское уложение 1896 г.). К тому времени категорией правоспособности пользовалось и английское гражданское право.

Правоспособность сама по себе никакого реального блага не дает. Это только «право на право», т.е. право иметь право, а последнее и открывает путь к обладанию тем или иным благом, совершению определенных действий, предъявлению претензий. Нельзя на основе одной лишь правоспособности чего-либо требовать, кроме как признания равноправным членом общества.

Правоспособность отличается от субъективного права тем, что она:

   неотделима от личности;

   не зависит от пола, возраста, профессии, национальности, места жительства, имущественного положения и иных жизненных обстоятельств;

   непередаваема;

   по отношению к субъективному праву она первична, исходна, играет роль посылки;

   субъективное право конкретно, а правоспособность абстрактна.

В понятии правоспособности существо заключается не в «праве», а в «способности». Правоспособность нельзя рассматривать как суммарное выражение прав и обязанностей, носителем которых может быть данное лицо, потому что такое суммарное выражение дано в самом законе.

Различают следующие виды правоспособности:

1. Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание правами и обязанностями может наступить лишь при определенных условиях. В российском законодательстве нет легальной дефиниции общей правоспособности, существует лишь научное определение.

2. Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права. Именно поэтому она и называется отраслевой. Например, брачная, трудовая, избирательная.

3. Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность – это такая правоспособность, при которой требуются специальные познания или талант. К примеру, судьи, врача, ученого, артиста, музыканта и т.д.

Правоспособность организаций, юридических лиц также является специальной, она определяется целями и задачами, зафиксированными в соответствующих уставах и положениях. Возникает в момент создания той или иной организации и прекращается вместе с ее ликвидацией.

Круг лиц, обладающих правосубъектностью, определяется специализированными нормами. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Семейного кодекса РФ брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту государственной регистрации заключения брака вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет (ч. 2 ст. 13 СК РФ). Но необходимо отметить, что в соответствии с Законом Челябинской области «Об условиях и порядке выдачи, в виде исключения, разрешения на вступление в брак на территории Челябинской области лицу, не достигшему возраста 16 лет» при наличии особых обстоятельств (рождение ребенка, беременность 22 недели и более, непосредственная угроза жизни одной из сторон), в виде исключения, может быть разрешено вступление в брак лицу, достигшему возраста 15 лет и постоянно проживающему на территории Челябинской области.

Подводя итог понятию правосубъектности, необходимо отметить, что различается три вида правосубъектности: общая (способность, по сути абстрактная, быть субъектом права вообще); отраслевая (способность быть субъектом права соответствующей правой отрасли) и специальная (способность быть субъектом определенной группы общественных отношений в рамках конкретной отрасли права).

Общей правосубъектностью обладают все субъекты. В частности, все граждане потенциально могут стать носителями практически всех прав и обязанностей. Исключение составляют лишь те, которые обусловлены неизменными (например, пол) или необратимыми (такими, как возраст, неизлечимая душевная болезнь) обстоятельствами.

3. классификация национальных правовых семей. Основные правовые семьи современности

В мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие особенности соответствующих эпох, цивилизаций, стран, народов, континентов. Различают национальные правовые системы и межнациональные (семьи или отдельные группы систем). Национальная правовая система – органический элемент

конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и

т.д.

Правовая семья – это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются

сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов

регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата;

взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

В зависимости от вышеназванных признаков выделяют следующие основные правовые семьи:

1) романо-германскую (семью континентального права);

2) англосаксонскую (семью общего права);

3) религиозную (семью мусульманского и индусского права);

4) традиционную (семью обычного права).

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках

романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и

т.д.). Современная правовая система России при всех её особенностях более родственна именно романо-

германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

− единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой

занимают нормативные акты (законодательство);

− главная роль в формировании права отводится законодателю, который создаёт общие юридические

правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

− писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

− высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных

актов;

− весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и

др.);

− деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

− правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных

источников;

− на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

− особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право.

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США,

Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Данная семья характеризуется следующими признаками:

− основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные

судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

− ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает

особое положение в системе государственных органов;

− на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего

в судебном порядке;

− главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное)

право, которое во многом определяет право материальное;

− нет кодифицированных отраслей права;

− отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

− широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве

вспомогательных, дополнительных источников;

− юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак,

Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

− главный творец права – Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны

раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

− источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности,

в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и

действующих в отношении индусов;

− весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными

постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

− особое место в системе источников права занимают труды учёных-юристов, конкретизирующие и тол-

кующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

− отсутствует деление права на частное и публичное;

− нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

− судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на

идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых

семьях).

К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего

Востока.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

− доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

− обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний,

сложившихся естественным путём и признанных государствами;

− обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных ин-

дивидов;

− нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее

время всё больше и больше;

− судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

− судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая

её сплочённость;

− юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

− архаичность многих её обычаев и традиций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84707. Положение о МИД РФ, его основные задачи и функции 15.25 KB
  По нему Министерство иностранных дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Руководство деятельностью МИДа России осуществляет президент Российской Федерации. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Российской Федерации; Положением о МИД России утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. Основные...
84708. Структура МИД России 15.81 KB
  Территориальные департаменты на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациями. Территориальные департаменты Территориальные департаменты Министерства иностранных дел Первый департамент стран СНГ Второй департамент стран СНГ Белоруссия Молдавия Украина Третий департамент стран СНГ Средняя Азия Четвертый департамент стран СНГ Закавказье Первый Европейский департамент Западная Европа Греция Турция Второй Европейский департамент Северная Европа Прибалтика Третий...
84709. Деятельность департаментов МИД РФ и вопросы их компетенции 14.65 KB
  Деятельность департаментов МИД РФ и вопросы их компетенции. Департаменты МИДа России делятся на: 1.Территориальные департаменты на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациями. Территориальные департаменты Территориальные департаменты Министерства иностранных дел Первый департамент стран СНГ Второй департамент стран СНГ Белоруссия Молдавия Украина Третий департамент стран СНГ Средняя Азия Четвертый департамент стран СНГ Закавказье Первый Европейский департамент...
84710. Административный процесс в системе административного права 110 KB
  Понятие и принципы административного процесса. Виды административных процедур (производств). Правовое регулирование административных процедур и производств. Административная юстиция. Административная юрисдикция
84711. Коллегия МИД России. 11.35 KB
  Коллегия МИД России. В МИД образуется коллегия в составе министра председателя коллегии его заместителей по должности а также других руководящих работников системы министерства. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МИД и принимает соответствующие решения. В целях выработки наиболее обоснованных предложений по вопросам внешней политики государства МИД может образовывать научноконсультативные методические и экспертные советы.
84712. Понятие «дипломатические отношения». Установление дипломатических отношений как следствие международно-правового признания государств 15.77 KB
  Установление дипломатических отношений как следствие международноправового признания государств. В одной из первых статей ООН говориться об установлении добрососедских отношений. Дипломатические отношения помогают определить форму таких добрососедских отношений. Так в Испании после переворота Франко Советская Россия не признала его и дипломатических отношений не было но реально они были.
84713. Процедура установления и прекращения дипломатических отношений 13.74 KB
  Такие отношения именуемые дипломатическими устанавливаются с их взаимного согласия и осуществляются в соответствии с нормами международного права и утвердившейся практикой международного общения. Так признание государства деюре подразумевается в случае официального выражения признающей стороной желания установить с ним дипломатические отношения. Однако отсутствие признания деюре или дефакто не означает что между обоими государствами исключаются вообще какиелибо отношения. Такие фактические отношения нередко имеют место в течение...
84714. Категории дипломатических представительств и классы их глав 15.1 KB
  дипломатические представительства и консульские учреждения России ее представительства при международных межгосударственных межправительственных организациях представительства министерства на территории РФ а также подведомственные министерству предприятия учреждения и организации созданные для обеспечения его деятельности на территории России. Постоянное представительство РФ при международной организации является государственным органом внешних сношений осуществляющим представительство РФ в соответствующей международной организации....
84715. Дипломатический корпус в узком и широком понимании. Дипломатическое старшинство. Дуайен 13.53 KB
  Дуайен. Возглавляет список дуайен затем сотрудники его посольства и так далее. Возглавляет дипломатический корпус старшина или дуайен. В некоторых странах католических в соответствии с установившимся обычаем папский нунций является дуайеном независимо от времени его аккредитования.