45381

Принципы права понятие и классификация

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

принципы права понятие и классификация Принципы права – это основные исходные начала положения идеи выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права его природу и социальное назначение представляют собой наиболее общие правила поведения которые либо прямо сформулированы в законе либо выводятся из его смысла.Представляется что принципы права должны отражать и выражать основные ценности на которые ориентируется право. Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции...

Русский

2013-11-16

47.7 KB

40 чел.

31. принципы права понятие и классификация

Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как

специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное

назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в

законе, либо выводятся из его смысла.Представляется, что принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. Принципы – это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования. Они являются более фундаментальными и обобщёнными правилами поведения, нежели юридические нормы; обладают значительной устойчивостью и стабильностью, фиксируясь преимущественно в Конституциях либо важнейших законах.

Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат своеобразными ориентирами для правотворческой (оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки и издания нормативных

актов), правоприменительной и правоохранительной деятельности. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относят такие принципы, как:

1) справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и

поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и

государством;

2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус

всех субъектов и нашедший своё воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: "1. Все равны

перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо

от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других

обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации";

3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и

гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности,

сказано в ст. 21 Конституции РФ: "1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть

основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или

унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного

согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам";

4) демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и инсти-

туты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать

в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

5) единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности

прав и обязанностей участников правоотношений – субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав

без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда уста-

новлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему ин-

формации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вме-

сте с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных

субъектов;

6) федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государ-

ствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства – общефедеральная и ре-

гиональная;

7) законность – система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права

всеми и повсеместно. Этот принцип нашёл своё отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: "Конституция Рос-

сийской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории

Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны про-

тиворечить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного само-

управления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Фе-

дерации и законы";

8) сочетание убеждения и принуждения – универсальные методы социального управления, которые свой-

ственны различным регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: правовоспита-

тельная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их

принятия. Особенности принуждения: а) более жёсткий метод воздействия права на субъектов; б) оно является

второстепенным, применяемым после убеждения методом; в) осуществляется в особой процессуальной форме,

установленной в праве; г) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. вклю-

чает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения пра-

вовых предписаний. Главная задача законодателя – установить оптимальное сочетание мер принуждения и

убеждения в праве.

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к

межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и

гласности судопроизводства и т.д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относят-

ся: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном праве – пре-

зумпция невиновности; в трудовом праве – принцип свободы труда; в земельном праве – принцип целевого ха-

рактера использования земли и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют

общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному

юридическому делу (например, при аналогии права).

62. правоспособность: понятие, порядок приобретения и утраты.

Правоспособность и дееспособность субъектов права. Под правоспособностью понимается признавае-

мая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, спо-

собность быть их носителем. Подчеркнём – не фактическое правообладание, а только постулируемая заранее

возможность или способность к этому. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без исключе-

ния, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью.

Главное в правоспособности – не права, а принципиальная возможность или способность иметь их. А это

очень важно, ибо, как мы знаем, в истории далеко не все и не всегда наделялись такой возможностью (напри-

мер, рабы) или наделялись лишь отчасти (крепостные).

Впервые понятие правоспособности было сформулировано и введено в практику буржуазными кодексами

XIX в. (французский Гражданский кодекс 1804 г., германское Гражданское уложение 1896 г.). К тому времени

категорией правоспособности пользовалось и английское гражданское право. Как видим, рассматриваемый ин-

ститут обязан своим происхождением гражданскому законодательству, однако в последующем он приобрёл

более широкое значение.

Отличие правоспособности от субъективного права состоит в том, что она: а) неотделима от личности,

нельзя человека лишить правоспособности, "отобрать", "отнять" её у него или ограничить; б) не зависит от по-

ла, возраста, профессии, национальности, места жительства, имущественного положения и иных жизненных

обстоятельств; в) непередаваема, её нельзя делегировать другим; г) по отношению к субъективному праву она

первична, исходна, играет роль предпосылки; д) субъективное право конкретно, а правоспособность абстракт-

на.

В понятии правоспособности существо заключается не в "праве", а в "способности".

Однако, будучи категорией универсальной, правоспособность проявляет себя в различных отраслях права

по-разному. Даже значение и роль её в соответствующих сферах правового регулирования неодинаковы. Отсю-

да и возникают нередко сомнения и споры относительно всеобщего характера правоспособности.

Каждое лицо рождается способным к правообладанию, может и должно иметь необходимые ему права,

признанные мировым сообществом и юридическими системами национальных государств (право на жизнь,

свободу, здоровье, честь, достоинство, безопасность и т.д.). Эта способность (возможность) никем и ни при ка-

ких обстоятельствах не может быть прекращена, аннулирована. Она признается априори как безусловная и бес-

спорная аксиома – нечто само собой разумеющееся. Любой гражданин, в том числе несовершеннолетний, твёр-

до знает, что он является правоспособным и, следовательно, может стать носителем (сейчас или в будущем)

соответствующих прав и свобод.

Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность.

Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из чис-

ла предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание теми или иными правами

может наступить, как уже говорилось, лишь при известных условиях. В российском законодательстве нет опре-

деления общей правоспособности, а только гражданской. Но в науке, в общей теории права, оно сложилось.

Отраслевая правоспособность даёт возможность приобретать права в тех или иных отраслях права.

Именно поэтому она и называется отраслевой. Например, брачная, трудовая, избирательная.

Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность – это такая правоспособность, при ко-

торой требуются специальные познания или талант. К примеру, профессия судьи, врача, учёного, артиста, му-

зыканта и др.

Правоспособность организаций, юридических лиц также является специальной, она определяется целями и

задачами их деятельности, зафиксированными в соответствующих уставах и положениях о них. Возникает в

момент создания той или иной организации и прекращается вместе с её ликвидацией.

3. Понятие «правовая система» относится к разряду юридических предельно широких понятий (категорий), таких же, как «правовая надстройка», «правовая действительность (реальность)» и др. И в этом плане правовую систему следует отличать от системы права. Понятие «система права» предназначено для того, чтобы раскрыть внутреннюю сторону объективного права, охарактеризовать его состав (элементы) и структуру (целесообразные связи между элементами). Когда же мы говорим о правовой системе, то объективное право само входит в нее в качестве элемента, хотя и особого.

Особая роль объективного права в правовой системе состоит в том, что все остальные элементы правовой системы «вытекают» из объективного права в процессе правового регулирования и так или иначе связаны с ним.

В частности, современная российская правовая система организована на федеральной основе. В каждой республике, иных субъектах Федерации – своя правовая система, имеющая местные особенности и включающая в себя региональные нормы и институты. Свои правовые системы созданы в бывших союзных республиках – ныне суверенных государствах. В наше время наблюдается интенсивное сближение и взаимопроникновение различных правовых систем на основе обязательного для всех международного права и национальных особенностей каждой страны. В Конституции РФ записано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Это и понятно – любое национальное право тысячами нитей связано с межнациональным, как сгустком длительного коллективного опыта. Такое взаимодействие отражает современные мировые интеграционные процессы.

Российская правовая система имеет ряд особенностей, которые затрудняют ее включение в законодательную правовую семью.

Во-первых, отечественная правовая система несет на себе отпечаток идеологизированной правовой системы. Долгая практика игнорирования закона приводит к тому, что и сегодня закон не воспринимается всеми однозначно как ведущий источник права. Российское общественной правосознание характеризуется гипертрофированным оценочным компонентом, в результате чего каждое законодательное установление оценивается субъектами с точки зрения их представления о справедливости, а также и с точки зрения собственных интересов. Это подрывает идею неукоснительного следования предписаниям закона.

Во-вторых, основным источником (по массовости) является не столько закон, сколько подзаконные акты. Невиданное по объемам подзаконное нормотворчество не столько конкретизирует предписания закона, сколько затрудняет практику его применения. Упор на подзаконные акты также мешает закону сделаться действительно ведущим источникам права.

Характеризуя отечественную правовую систему, необходимо помнить, что сущность ее нельзя сводить лишь к харак-теру используемых ею юридических источников и на этом осно-вании причислять отечественную правовую систему к романо-германскому правовому ареалу. Между правовыми семьями нет резкой границы: идет постоянный процесс взаимообмена, использования аналогичных форм, что, однако, не говорит об элиминации коренных культурно-исторических границ основных правовых цивилизаций.

Самобытность славянской правовой семьи и прежде всего российской правовой системы обусловлена не столько технико-юридическими, формальными признаками, сколько глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов.

К началам, имеющим методологическое значение для анализа отечественного права, можно отнести следующие :

1. Самобытность русской государственности, не поддающаяся элиминации даже после длительных и массированных включений иностранных управленческих и конституционных форм. Для русского права всегда была исключительно важной связь с государством.

2. Особые условия экономического прогресса, для которого характерна опора на коллективные формы хозяйствования, крестьянскую общину, артель, сельскохозяйственный кооператив, основывающиеся на специфической трудовой этике, взаимопомощи, трудовой демократии, традициях местного самоуправления.

3. Формирование особого типа социального статуса личности, для которого свойственно преобладание коллективистских элементов правосознания и нежесткость линий дифференциации личности и государства. Эту черту не нужно рассматривать как недостаток, необходимо воспринять ее как национальную особенность.

4. Тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православной ветви христианства с ее акцентами на духовной жизни человека с соответствующими этическими выводами (нестяжательство, благочестие).

Юридические источники славянской правовой семьи через Византию унаследовали законодательные традиции римского права и таким "кружным" путем примыкают к романо-германской правовой семье. Но, повторимся, наличие ряда национально-исторических, культурных, ментальных особенностей не позволяют России полностью вписаться в модель законодательной правовой семьи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26357. Франция в годы термидорианской реакции 17.5 KB
  якобинский клуб был закрыт по постановлению Конвента. Термидорианцы поспешили ликвидировать социальноэкономическое законодательство якобинского Конвента. Восставшим удалось захватить здание Конвента. 4 прериаля после ожесточенной борьбы восстание было подавлено вооруженными силами термидорианского Конвента.
26358. Внутренняя и внешняя политика Директории 23.16 KB
  правительственные войска заняли здания Совета пятисот и Совета старейшин и арестовали часть депутатов. Они били войска Австрийской империи и ее союзников в которых царила рутина насаждавшаяся спесивыми бездарными военачальниками. Основные удары по австрийским войскам нанесла французская армия в Северной Италии под командованием Бонапарта. 10 мая он разбил австрийские войска в сражении при Лоди вошел в Милан и вскоре приступил к осаде главной австрийской военной базы крепости Мантуи.
26359. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. Итоги революции 18.89 KB
  Сийес распустил слух об опасном якобинском заговоре и устроил так что те депутаты совета старейшин на которых он не рассчитывал или которых боялся не попали на заседание в котором предполагалось принять задуманные заговорщиками решения. Собравшиеся депутаты единогласно вотировали перенесение законодательного корпуса в СенКлу где оба совета должны были собраться на другой день не ранее полудня. Бонапарт окружённый генералами и офицерами немедленно отправился на заседание совета где произнес короткую речь с обещанием поддерживать...
26360. Бранденбургско-прусское государство во вт.пол. XVII- первой трети XVIII в. 29.76 KB
  XVII первой трети XVIII в. Социальноэкономическое и политическое развитие Германии в XVIII в. Борьба Пруссии и Австрии за гегемонию в Центральной Европе Господство крепостного права Мекленбург Бранденбург Померания Восточная Пруссия Силезия оставались в XVIII в. Сгон крестьян с земли принимает все более широкие размеры со второй половины XVIII в.
26361. Фридрих II и просвещённый абсолютизм в Пруссии 27.52 KB
  Фридрих II и просвещённый абсолютизм в Пруссии. Фри́дрих II или Фридрих Великий известный также как по прозвищу Старый Фриц нем. Фридрих родился в Берлине 24 января 1712 года при крещении получил имя КарлФридрих. Его отец король Пруссии Фридрих Вильгельм I из династии Гогенцоллернов мать София Доротея Ганноверская дочь короля Англии Георга I.
26362. Просвещенный абсолютизм в Австрии. Реформы Марии-Терезии и Иосифа II 15.02 KB
  Реформы МарииТерезии и Иосифа II. Правление Иосифа II 178090 Сын Марии Терезии Иосиф II ставший соправителем своей матери после 1765 часто вступал с ней в споры по вопросам государственной политики. Демонстрируя просвещенность и добрую волю Иосиф II провозгласил равенство всех подданных перед судом и при сборе налогов. Хотя Иосиф II объявил себя защитником католичества он вел энергичную борьбу с властью папы Римского.
26363. Итальянские войны 1494-1559 г 25.59 KB
  Французские войска вторглись в Италию подчинили Флоренцию и практически не встречая сопротивления в 1495 году заняли Неаполь. 6 июля 1495 года французские войска встретились с армией Венецианской лиги в сражении при Форново и не сумев добиться победы ушли во Францию. В 1496 году испанские войска очистили территорию Италии от французских гарнизонов остававшихся в крепостях а французский гарнизон в Неаполе капитулировал. В 1501 году французские войска вторглись на территорию Неаполя а испанский экспедиционный корпус высадился в Калабрии.
26364. Тридцатилетняя война 1618-1648 г 29.02 KB
  Тридцатилетняя война 16181648 г. Тридцатилетняя война 1618 1648 первый в истории Европы военный конфликт затронувший в той или иной степени практически все европейские страны в том числе и Россию за исключением Швейцарии. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе. Последняя значимая религиозная война в Европе породившая вестфальскую систему международных отношений.
26365. Война за испанское наследство 34.66 KB
  Когда же Людовик XIV начал более агрессивно расширять свои территории некоторые европейские державы главным образом Англия и Голландская республика выступили на стороне Священной Римской империи чтобы воспрепятствовать усилению Франции. Другие государства присоединились к союзу против Франции и Испании чтобы попытаться заполучить новые территории или же защитить уже имеющиеся. В результате Филипп V остался королём Испании но лишился права наследовать французский престол что разорвало династический союз корон Франции и Испании. В...