45389

Территория государства

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Нормативные акты издаются органами обладающими нормотворческой компетенцией в строго установ ленной форме. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзакон ные акты.; 3 федеральные законы – это акты текущего законодательства посвящённые различным сторонам соци альноэкономической политической и духовной жизни общества например Гражданский кодекс РФ Уголов ный кодекс РФ Семейный кодекс РФ и пр. Виды подзаконных актов: 1 указы Президента РФ – высшие по юридической силе подзаконные...

Русский

2013-11-16

57.35 KB

0 чел.

1. Территория - пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей - плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной. Таким образом, государственная территория является не географической, а политико-правовой категорией. Для первобытного общества территориальные границы среды обитания вследствие кочевого образа жизни были весьма условны. Государство же характеризует четкое закрепление как внешних границ, так и внутреннего деления территории на отдельные управляемые единицы.

С момента возникновения государства защита государственных границ и территориальной целостности является его важнейшей функцией. Принцип территориальной целостности (неприкосновенности границ) государства - один из устоев современного международного права.

Структура территории складывается из следующих элементов:

· сухопутная часть, включающая материковую поверхность, острова и анклавы (части территории, окруженные со всех сторон территорией других государств и не имеющие выхода к морю);

· водная часть, включающая воды рек, озер, искусственных водохранилищ, расположенных в пределах сухопутной части государства, а также морские воды, омывающие его побережье;

· недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства;

· воздушная территория - атмосфера над сухопутной и водной территорией государства;

· морские и воздушные суда, космические аппараты с государственной символикой, территории посольств и дипломатических представительств за рубежом.

Не относятся к территории какого-либо государства открытые моря и океаны, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также целый материк - Антарктида.

Территория государства определяется ее границами. В территорию государства входит суша, внутренние моря, озера, реки, внешние моря в 12-границах мильной зоны (20 км) - территориальные воды, континентальный шельф, воздушное пространство в пределах границ, дипломатические представительства, посольства и консульства, торгу, пассажирские и военные морские и воздушные суда, самолеты и космические аппараты.

Государство закрепляет свое население за определенными территориями, устанавливает определенный режим проживания и передвижение в пределах территории, а также выезд за границу, в другие государства. Государственная власть распространяется на всех граждан и на всю территорию государства Из этими двумя признаками связанный институт гражданства или подданства, в зависимости от формы правления. Гражданство - это политико-правовая принадлежность лица к определенному государству.

Территория государства может иметь постоянный и относительно временный характер. Без этого признака не может существовать государство, поскольку вся территория является собственностью всего государства, материальной базой развития общества. Без территории государство не может быть субъектом международных отношений.

39. нормативный правовой акт: понятие признаки виды

Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий

правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное

применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установ-

ленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой инфор-

мации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов приме-

нения и толкования права (подробнее в других главах учебника).

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзакон-

ные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) – основополагающий учредительный политико-правовой акт, закреп-

ляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и

государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы – принимаются по вопросам, предусмотренным и органически

связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о во-

енных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвящённые различным сторонам соци-

ально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголов-

ный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и действие их распространя-

ется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе

в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ – высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ – акты исполнительного органа государства, наделённого широкой

компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как

правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного пред-

приятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты

подразделяются на:

− нормативные акты государственных органов;

− нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных

обществ, товариществ и т.п.);

− нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

− нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

− общефедеральные;

− нормативные акты субъектов Российской Федерации;

− нормативные акты органов местного самоуправления;

− локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

− нормативные акты неопределённо длительного действия;

− временные нормативные акты.

Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определённую

систему, в которой каждый из актов занимает своё место и играет свою роль.

Нормативно-правовой акт - это официальный документ уполномоченного государственного органа, содержащий правовые нормы.

Нормативно-правовой акт содержит правила общего характера, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на многократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные таким актом.

Индивидуально-правовой акт, в свою очередь, содержит конкретные предписания персонально определенному субъекту, рассчитанные на однократное применение. Многие правовые акты носят смешанный характер, то есть одновременно содержат и нормы, и индивидуальные предписания.

Нормативно-правовой акт - это ведущий источник права в системах романо-германского права, к которым относится и Россия. В ряде случаев определение правового акта как нормативного или индивидуального играет значительную роль в правоприменительной деятельности. Например, в ходе судебного разбирательства. Нормативно-правовые акты носят общеобязательный характер и служат нормативным основанием для вынесения судебного решения. Индивидуально-правовые акты при разрешении судебных споров не имеют приоритетного характера и оцениваются судами наряду с другими материалами по делу.

Приведём основные принципы построения российской правовой системы.

Принцип иерархии актов или принцип законности.

Соответствие актов нижестоящего уровня нормативным актам, обладающим большей юридической силой.

Принцип компетентности. Нормативные акты должны быть изданы в пределах компетенции соответствующего государственного органа или должностного лица.

Принцип формализованности. Обязательным условием законности нормативного акта является строгое соблюдение правотворческих процедур при его принятии и введении в действие. Этот принцип должен неуклонно соблюдаться на всех стадиях правотворческого процесса.

Принцип публичности или общедоступности. Любые нормативно-правовые акты должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, что обеспечивает реальное получение информации

о содержании акта всеми лицами, права и интересы которых ими затрагиваются. Неопубликованный нормативный акт не применяется и не порождает правовых последствий.

Принцип приоритета международно-правовых источников. Если надлежаще ратифицированным международным договором установлены иные правила, чем нормативно-правовым актом, то применяются нормы международного договора.

Принцип перспективного действия. Нормативно-правовые акты обратной силы не имеют, если только самим актом не установлено иное.

Нормативные правовые акты являются одним из источников прав в ряду других источников (правовые обьгааи, судебные прецеденты и др.).

  Нормативный правовой акт - это результат правотворчества, акт, содержащий нормы права. Можно выделить следующие признаки:

  1) нормативный правовой акт - это официальный документ;

  2) является носителем информации, а именно информации о нормах права (правилах поведения);

  3) обладает юридической силой, и обязателен для всех лиц, которым адресован;

  4) это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный;

  5) c помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.

  Нормативный акт - это разновидность юридических актов. Его следует отличать от актов применения права, имеющих конкретный, индивидуальный характер, с помощью которых разрешаются конкретные дела (например, решение суда). В отличие от них нормативный акт носит общий характер. Его следует отличать и от актов толкования, в которых дается разъяснение норм права.

  Нормативные акты составляют единую, иерархическую систему, отражая иерархическую систему государственных органов. Нормативные акты иерархически высших органов обладают и высшей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Актами высшей юридической силы являются законы.

  Все вместе взятые нормативные акты составляют систему законодательства в широком смысле этого слова. В узком смысле под законодательством понимается только система законов.

  Нормативные акты принимаются только в пределах компетенции соответствующих органов и согласно законодательной процедуре. Нормативные акты, принятые вне компетенции или в нарушение установленной процедуры (порядка), не являются легитимными, не обладают юридической силой, т.е. не обязательны для их адресатов.

  Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.

В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества.

Конституция — это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительных характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.

Особенности конституции предопределяется также тем, что она создается особым субъектом — народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.

Помимо юридической сущности конституция имеет и социально-политическую сущность. Это проявляется в том, что конституция демократического государства — итог социального компромисса. Она отражает социальное согласие представителей разных политических интересов.

Конституция имеет политические содержание. В ней закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.

Закон — это основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.

Признаки закона:

а) представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов;

б) принимается законодательными (представительными) органами или принимается путем референдума — всенародного голосования;

в) регулирует наиболее важные общественные отношения, обеспечивает упорядоченное развитие всех сфер жизни общества;

г) закон обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;

д) закон принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;

е) закон характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования, действия.

Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне следующие виды законов: федеральные конституционные законы, обычные (или текущие) федеральные законы, кодексы, основы, законы Российской Федерации, федеральные законы о ратификации международных договоров.

Особое место в системе законов занимает закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. Это особый акт, имеющий и содержательные и процедурные отличия. Данному виду актов посвящен Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституции Российской Федерации»1. Отметим особенности порядка принятия данного акта. Круг лиц и органов, имеющих право вносить такого рода акты в Государственную Думу гораздо уже, чем для иных законов. Законом РФ можно вносить поправки только в главы 3—8 Конституции России. Особенностью данного закона является процедура его одобрения субъектами Федерации. Принятая поправка подлежит внесению в текст Конституции Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке осуществляет официальное опубликование Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления в силу соответствующих поправок.

Федеральные конституционные законы. Данные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. Например, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и военного положения на территории Российской Федерации.

С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства.

Федеральные конституционные законы, в соответствии со ст. 76 Конституции России, имеют верховенство над федеральными законами.

Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства: не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Наиболее многочисленную группу законов составляют федеральные законы. Эти акты неодинаковы по своему содержанию, объему и предметам правового регулирования, по соотношению с иными нормативными актами.

Разновидностью федеральных законов является кодекс. Кодекс — это систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует сферу общественных отношений. Он выступает как основной законодательный акт в той или иной сфере, с ним находятся в своеобразном соотношении другие акты данной отрасли права, законодательства. Нормы кодекса являются приоритетными при регулировании общественных отношений нормами актов своей отрасли. Например, Гражданский кодекс РФ обладает высшей юридической силой в системе гражданско-правовых актов. Кодексы отличаются сложной структурой, состоят из частей, разделов, глав, статей и пунктов. Им присущ большой объем, масштабность регулирования.

Кодификации подл ежат отрасли права, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации (гражданское, уголовное право и др.), реже кодексы издаются по предметам совместного ведения (административное, трудовое право).

Понятие основ законодательства, основ, основных принципов предопределено федеративной природой Российского государства, наличием двух правовых систем, делением предметов ведения. По вопросам, составляющим предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов, создаются особые акты. Их цель — с одной стороны, обеспечить федеративное регулирование, с другой — допустить в установленных рамках правотворчество субъектов Федерации. Наименования актов такого рода содержат следующие обороты: «общие принципы», «основы». Например, Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации».

Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются в соответствии со ст. 106 Конституции Российской Федерации. Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия. Тексты международных договоров в форме законов публикуются в Бюллетене международных договоров. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Таким образом, документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными актами такого рода.

Законы субъектов Федерации в системе нормативных актов субъекта Федерации.

Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают указы Президента Российской Федерации. Они издаются по вопросам компетенции главы государства, которые установлены главой 4 Конституции Российской Федерации. Указы Президента РФ обязательны на территории всей страны. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, они могут быть нормативными и ненормативными. Их различие состоит в степени определенности, персонифицированности. Нормативные указы адресованы неопределенному кругу лиц. Ненормативные акты (указы и распоряжения) могут быть продемонстрированы на примере указов по кадровым вопросам. Они представляют собой акты правоприменительные, так как созданы в соответствии с законным полномочием и адресованы конкретным людям.

Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской федерации. Они могут быть отменены Президентом РФ в том случае, если они противоречат Конституции России, федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 115 Конституции Российской Федерации).

Исполнение постановлений Правительства РФ обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов. В пределах этих полномочий органы исполнительной власти Федерации и субъектов образуют единую систему

Акты федеральных органов исполнительной власти издаются всеми полномочными органами: министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами.

Все федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, действующие в пределах внутриведомственных отношений для органов, должностных лиц и служащих данного органа. Они могут издавать акты, обязательные для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству. Такие акты называются приказами, инструкциями, положениями.

Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Условием их действия является официальное опубликование. Это требование установлено ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Система законодательства субъектов Российской Федерации, характеризуется прежде всего наличием конституций и уставов, которые являются учредительными актами субъектов Федерации. Эти акты закрепляют формирование органов государственной власти субъекта, порядок проведения выборов, основные формы взаимодействия с местным самоуправлением. Конституции и уставы должны соответствовать федеральной Конституции и законам.

Закон субъекта Российской Федерации — нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Федерации в соответствии с Конституцией

России и федеральными законами, Конституцией или уставом субъекта РФ и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта РФ. Законы субъектов РФ могут создаваться также по предметам совместного ведения. Такого рода акты должны соответствовать федеральным законам в данной сфере. Например, на федеральном уровне принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На основании данного закона и в соответствии с ним большинство субъектов Федерации приняли свои акты. Основная сфера регулирования данных актов — предметы ведения субъектов Федерации.

Наряду с законами субъектов Федерации, президенты республик, главы администраций краев, областей, автономных округов и автономной области, мэры городов федерального значения, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают указы, постановления, приказы, положения, инструкции иные нормативные правовые акты. Эти акты издаются в пределах и формах, установленных для соответствующих органов.

Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции также создают нормативные правовые акты. Их примерами могут быть решения, распоряжения, приказы муниципалитетов, советов и т.п. органов. Наибольшей юридической силой в данной системе обладают уставы муниципальных образований. Акты муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливают обязательные нормы права для населения соответствующих территорий. Этими актами устанавливается статус органов и должностных лиц, порядок их формирования, полномочия, порядок управления муниципальной собственностью, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.

 

70. правовое сознание: понятие, структура, уровни и виды

Правосознание – одна из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным,

художественным, философским и т.д. Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий

их мир, объективную реальность, собственное бытие. У каждой формы свой предмет (область) отражения. У

правосознания – это право, правовая действительность. Следовательно, правосознание – юридическая катего-

рия, подлежащая изучению юридической наукой.

В отечественной литературе правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений,

а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допус-

тимому) праву и другим правовым явлениям. Речь идёт о том, как люди понимают и воспринимают право, как

его осознают, каким хотели бы видеть право в идеале. Отсюда термин – "правосознание".

Правосознание выражает оценку права с точки зрения его справедливости или несправедливости, мягко-

сти или строгости, совершенства или несовершенства, эффективности или неэффективности, достоинств или

недостатков. Это – разнообразные, порой полярно противоположные суждения о праве, одобрительная или от-

рицательная реакция на его действие.

При этом оценивается не только право, законы, но и другие юридические феномены – законность, право-

порядок, правотворчество, правосудие, акты правосудия, ход правовой реформы (если иметь в виду современ-

ную Россию), состояние преступности, деятельность правоохранительных органов и т.д., короче – всё, что про-

исходит в правовой сфере. Диапазон правосознания весьма широк, он охватывает все стороны и аспекты право-

вой жизни общества.

В современной судебной практике правосознание играет существенную роль, но оно основано на прочном

фундаменте конституционного и текущего законодательства, высоком профессионализме судей, их нравствен-

но-гуманистических и демократических убеждениях, признании естественных прав человека. Особое значение

правосознание приобретает при использовании судами института аналогии права, когда решения выносятся не

на основе конкретного закона (юридической нормы), а исходя из понимания судьями общих начал, принципов,

смысла, духа российского права, личного опыта и собственных представлений о справедливости.

Правосознание выполняет следующие основные функции, раскрывающие его роль и социальное назначе-

ние в обществе: 1) оценочную; 2) регулятивную; 3) познавательную; 4) прогностическую.

Оценочная функция заключается в том, что с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и

оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их

соответствия или несоответствия определённым критериям. Оценка может быть как позитивной, так и негатив-

ной, т.е. критической. Ни одно юридическое явление, образование, ни один правовой институт не остаются вне

аналитического опосредования их правосознанием. Оценке подвергается правовая политика государства, дея-

тельность его органов, властных структур, должностных лиц, законодателей; правомерные и противоправные

поступки граждан, собственное поведение субъекта (самооценка). Уйти от оценочного суждения правосознания

очень трудно.

Регулятивная функция означает, что хотя правосознание, в отличие от права, и не осуществляет непо-

средственного правового регулирования общественных отношений (в смысле установления каких-либо запре-

тов, предписаний, дозволений, определения юридических прав и обязанностей субъектов, санкций за правона-

рушения и т.д.), оно тем не менее способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведе-

ние людей, определять их ориентиры, цели, установки. Регулирующая роль правосознания относительна, одна-

ко она достаточно велика и полезна, особенно в плане духовного, морального, культурного влияния на индиви-

да.

Познавательная функция состоит в том, что правосознание как форма отражения и освоения правовой

действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о праве и его

действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уро-

вень его правовой осведомленности, информированности. Причём знания, накапливаемые правосознанием,

постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием всё более широкого круга физических и

юридических лиц. Сюда же входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, право-

вая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.

Прогностическая функция раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в

будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных

актов. Прогнозирование – важнейшее условие эффективности действующего законодательства, а также пред-

полагаемых мер в данной области. Когда действие того или иного закона даёт отрицательные результаты, то это

означает, что он с самого начала был плохо продуман и обоснован. Типичный пример – принятые в середине

1980-х гг. (в разгар "перестройки") так называемые антиалкогольные законы, принесшие при их реализации

только вред. Прогнозирование включает в себя учёт всех объективных и субъективных факторов, могущих по-

влиять на правовое развитие страны, ход правовой реформы. И правосознание играет здесь исключительно

важную роль.

Структура правосознания. Как следует из приведённого выше определения, правосознание состоит из

двух главных элементов или сторон: идеологии и психологии. Они и образуют структуру данного явления.

Правосознание, взятое в качестве идеологии, представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воз-

зрений, доктрин. Это часть идеологии вообще как собирательного понятия. Особенность правосознания в том,

что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеологии.

Понятно, что идеи способны оказывать существенное воздействие на сознание и поведение людей, их миро-

ощущение, образ жизни.

Вторая – психологическая – сторона правосознания, в сущности, питает первую и поэтому нередко рас-

сматривается как исходное, корневое начало. Данный аспект правосознания – это не идеи, не взгляды, а чувст-

ва, эмоции, переживания, настроения индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него

явлений. Имеется в виду эмпирический срез правосознания, предполагающий познание объекта опытным пу-

тём. Причём психологический настрой может быть не только индивидуальным. Если определённые настроения

получают массовое распространение, то говорят о социальных чувствах, которые могут иметь как всеобщий,

так и групповой характер. Общественное недовольство людей чем-либо подчас играет определяющую роль для

принятия тех или иных политико-правовых решений. Например, настроения большинства российских граждан

(свыше 80 %) склоняются сегодня, как и раньше, в пользу сохранения смертной казни, и это обстоятельство не

может не учитывать законодатель.

В уголовном праве при квалификации некоторых преступлений принимаются во внимание такие психоло-

гические состояния лица, как сильное душевное волнение (аффект), цинизм, жестокость, низменные побужде-

ния, невменяемость и т.д. В соответствующих случаях назначаются психологические экспертизы. Вообще

субъективная сторона правонарушения определяется в науке как психическое отношение правонарушителя к

своему деянию и его последствиям.

Примерами сильных эмоциональных проявлений могут служить факты, когда люди возмущаются каким-

либо особо тяжким преступлением, беззаконием, грубым произволом, негодуют по поводу того, что преступ-

ник не пойман и не осужден. Или, напротив, испытывают чувство удовлетворения тем, что зло наказано и спра-

ведливость восторжествовала, законность восстановлена. Всё это – "работа" второй, психологической, стороны

правосознания.

Виды правосознания. По степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и ин-

дивидуальное.

Массовое – это когда определённые правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широ-

кое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе. Например, свыше

80 % российских граждан, как уже отмечалось, выступают за сохранение смертной казни; или мнение о том,

что наши законы неэффективны, плохо работают, что борьба с преступностью оставляет желать лучшего.

Групповое отражает правосознание определённых социальных слоёв населения (например, студенчества,

школьной или рабочей молодёжи, военнослужащих, должностных лиц, вузовских работников и т.д.).

Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной

личности. У конкретного человека представления о праве могут быть и неверными, отсталыми или деформиро-

ванными. Впрочем, и групповое правосознание, как правило, не идеальное.

По уровню (глубине) отражения правосознание делится на научное, или теоретическое, профессиональное

и обыденное.

Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в

правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят учёные, приводя соответствую-

щие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся прак-

тические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлени-

ях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим

образованием). Ценность их мнений – в доказательности, компетентности, убедительности.

Обыденное правосознание – это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под

влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам ин-

формации. Обыденное правосознание чаще всего бывает ещё незрелым, недостаточно развитым. Это то, что К.

Маркс назвал "ходячими формами мышления". На этом же уровне нередко встречается индифферентное (безраз-

личное) отношение к праву в силу крайне слабой осведомленности о нём. В то же время вырабатываются так на-

зываемые правовые привычки, когда субъект почитает и соблюдает законы потому, что так воспитан, приучен,

таковы семейные и иные традиции.

Право и правосознание. Сам термин "правосознание" состоит, как видим, из двух слов – "право" и "соз-

нание". Уже из этого словообразования вытекает тесная взаимосвязь указанных слагаемых. Понятие правосоз-

нания прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознаётся, оценивается, интерпретируется субъек-

том, как он к нему относится. Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не

будь права, не было бы и правосознания. И напротив, коль есть правосознание, значит, есть и объект его отра-

жения – право. Онтологически они неразрывны.

В практическом плане право и правосознание оказывают мощное воздействие друг на друга. С одной сто-

роны, право служит основной базой и источником формирования правосознания, постоянно питает его; с дру-

гой – правосознание оказывает существенное влияние на право, его развитие, совершенствование, повышение

эффективности. Данные категории глубоко коррелятивны (взаимозависимы).

В заключение отметим, что правосознание в современном российском обществе крайне неоднородно, про-

тиворечиво, во многом деформировано. Процветает правовой нигилизм, неуважительное отношение к праву,

законам. Растёт преступность, другие противоправные деяния. Главная причина – кризисное состояние общест-

ва, низкая политическая, правовая и нравственная культура граждан, неэффективная работа правоохранитель-

ных органов.

Когда-то Ф. Энгельс писал, что есть два способа разложить нацию: наказывать невиновных и не наказы-

вать виновных. У нас, к сожалению, встречается и то и другое. Когда люди видят, что есть преступление, но нет

наказания или, наоборот, есть наказание, но нет преступления, то их правосознание серьёзно деформируется,

они перестают верить в закон, власть, правосудие, справедливость.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71749. Представление информации в табличной форме 258.5 KB
  Цель работы: Научить студентов вставлять в документ таблицы, рисовать таблицы, вводить текст в ячейки таблицы, выравнивать и форматировать текст в ячейках, добавлять и удалять строки и столбцы таблицы, менять параметры ячеек таблицы, вводить формулы в ячейки таблицы.
71750. Создание и редактирование документов 914.05 KB
  Ввод текста в Word осуществляется построчно переход на следующую строку в пределах одного абзаца выполняется автоматически. Ввод текста осуществляется в ту позицию текста в которой находится курсор мерцающая вертикальная черта.
71751. Предикаты раздела WHERE оператора SELECT 55 KB
  Вводит данные в таблицу, заменяя при этом все записи, вызывающие конфликт. Этот оператор аналогичен INSERT за исключением того, что при конфликте нового значения с существующим уникальным ключом новое значение будет записано вместо старого. Первый вариант оператора просто вставит указанные...
71752. Введение в БД MySQL. Типы данных 85 KB
  Цель работы Ознакомление с базой данных MySQL: получение навыков запуска консоли для работы с MySQL корректного формирования и набора команд для работы с БД. Изучить имеющиеся типы данных для столбцов в базе данных MySQL освоить операции создания таблиц.
71753. Изменение таблицы. Выбор данных из таблиц 53 KB
  Оператор ALTER охватывает широкий набор действий, которые изменяют структуру таблицы. Этот оператор используется для добавления, изменения или удаления столбцов существующей таблицы, а также для удаления индексов. Несколько операторов ALTER могут быть объединены в одно предложение...
71754. Создание баз данных 112.5 KB
  Поскольку базы данных и таблицы MySQL хранятся как файлы файловой системы, вы столкнетесь с неприятными различиями - в поведении реализаций для Unix и Win32. Именно, все файловые системы для Win32 нечувствительны к регистру, в то время как файловые системы Unix различают регистр.
71755. ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИЙ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ 1.05 MB
  Цель работы: ознакомиться с классификацией и конструкциями основных типов подшипников качения. 1 Классификация подшипников качения Подшипники качения классифицируют по следующим основным признакам: направление действия воспринимаемых нагрузок форме тел качения конструктивным...
71756. Типы и конструкции подшипников качения 225.5 KB
  Ознакомиться с типами и конструкциями наиболее распространенных подшипников качения и их условными обозначениями. Изучить конструкцию трех различных подшипников (получить у преподавателя), начертить их эскиз, измерить и поставить габаритные размеры и расшифровать их условное обозначение.
71757. Электротехнические материалы: Методические указания 344 KB
  Цель работы: Экспериментальное исследование магнитных характеристик ферромагнитных материалов. Снятие кривой намагничивания и гистерезисных циклов. Определение по кривой намагничивания магнитной проницаемости и ее зависимость от напряженности магнитного поля.