45390

Правовое сознание: понятие, структура, уровни и виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

правовое сознание: понятие структура уровни и виды Правосознание – одна из форм общественного сознания наряду с политическим нравственным научным художественным философским и т. Следовательно правосознание – юридическая категория подлежащая изучению юридической наукой. Правосознание выполняет следующие основные функции раскрывающие его роль и социальное назначение в обществе: 1 оценочную; 2 регулятивную; 3 познавательную; 4 прогностическую. Ни одно юридическое явление образование ни один правовой институт не остаются вне...

Русский

2013-11-16

50.58 KB

18 чел.

9. 1. правовое сознание: понятие, структура, уровни и виды

Правосознание – одна из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным,

художественным, философским и т.д. Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий

их мир, объективную реальность, собственное бытие. У каждой формы свой предмет (область) отражения. У

правосознания – это право, правовая действительность. Следовательно, правосознание – юридическая категория, подлежащая изучению юридической наукой.

Правосознание выполняет следующие основные функции, раскрывающие его роль и социальное назначение в обществе: 1) оценочную; 2) регулятивную; 3) познавательную; 4) прогностическую.

Оценочная функция заключается в том, что с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и

оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их

соответствия или несоответствия определённым критериям. Оценка может быть как позитивной, так и негатив-

ной, т.е. критической. Ни одно юридическое явление, образование, ни один правовой институт не остаются вне

аналитического опосредования их правосознанием. Оценке подвергается правовая политика государства, деятельность его органов, властных структур, должностных лиц, законодателей; правомерные и противоправные

поступки граждан, собственное поведение субъекта (самооценка). Уйти от оценочного суждения правосознания

очень трудно.

Регулятивная функция означает, что хотя правосознание, в отличие от права, и не осуществляет непосредственного правового регулирования общественных отношений (в смысле установления каких-либо запретов, предписаний, дозволений, определения юридических прав и обязанностей субъектов, санкций за правона-

рушения и т.д.), оно тем не менее способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки.

Познавательная функция состоит в том, что правосознание как форма отражения и освоения правовой

действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о праве и его

действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причём знания, накапливаемые правосознанием,

постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием всё более широкого круга физических и

юридических лиц. Сюда же входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, право-

вая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.

Прогностическая функция раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в

будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных

актов. Прогнозирование – важнейшее условие эффективности действующего законодательства, а также пред-

полагаемых мер в данной области. Когда действие того или иного закона даёт отрицательные результаты, то это

означает, что он с самого начала был плохо продуман и обоснован.

Структура правосознания. Как следует из приведённого выше определения, правосознание состоит из

двух главных элементов или сторон: идеологии и психологии. Они и образуют структуру данного явления.

Правосознание, взятое в качестве идеологии, представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воз-

зрений, доктрин. Это часть идеологии вообще как собирательного понятия. Особенность правосознания в том,

что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеологии.

Виды правосознания. По степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и ин-

дивидуальное.

Массовое – это когда определённые правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широ-

кое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе. Например, свыше

80 % российских граждан, как уже отмечалось, выступают за сохранение смертной казни; или мнение о том,

что наши законы неэффективны, плохо работают, что борьба с преступностью оставляет желать лучшего.

Групповое отражает правосознание определённых социальных слоёв населения (например, студенчества,

школьной или рабочей молодёжи, военнослужащих, должностных лиц, вузовских работников и т.д.).

Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной

личности

Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят учёные, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим

образованием). Ценность их мнений – в доказательности, компетентности, убедительности.

Обыденное правосознание – это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под

влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам ин-

формации. Обыденное правосознание чаще всего бывает ещё незрелым, недостаточно развитым. Это то, что К.

Маркс назвал "ходячими формами мышления". На этом же уровне нередко встречается индифферентное (безраз-

личное) отношение к праву в силу крайне слабой осведомленности о нём. В то же время вырабатываются так называемые правовые привычки, когда субъект почитает и соблюдает законы потому, что так воспитан, приучен,

таковы семейные и иные традиции.

Право и правосознание. Сам термин "правосознание" состоит, как видим, из двух слов – "право" и "сознание". Уже из этого словообразования вытекает тесная взаимосвязь указанных слагаемых. Понятие правосознания прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознаётся, оценивается, интерпретируется субъектом, как он к нему относится. Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не

будь права, не было бы и правосознания. И напротив, коль есть правосознание, значит, есть и объект его отражения – право. Онтологически они неразрывны.

В практическом плане право и правосознание оказывают мощное воздействие друг на друга. С одной стороны, право служит основной базой и источником формирования правосознания, постоянно питает его; с другой – правосознание оказывает существенное влияние на право, его развитие, совершенствование, повышение

эффективности. Данные категории глубоко коррелятивны (взаимозависимы).

2. Закон: понятие признаки виды

Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чём

не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество

верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причём в строго ого-

воренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

− по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон,

закон субъектов Федерации);

− по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

− по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные

и т.п.);

− по сроку действия (постоянные законы и временные);

− по характеру (текущие и чрезвычайные);

− по сферам действия (общефедеральные и региональные);

− по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

− по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГК РФ,

УК РФ и т.д.);

− по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

− по объёму регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические

нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на

то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место за-

нимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомога-

тельную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не

должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских

полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 – 90 Конституции РФ) и законодательными нормами.

Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место.

Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего пра-

вового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Норматив-

ные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о

введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Со-

брания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государ-

ства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному

Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат

норм права и поэтому не носят нормативного характера.

2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенно-

стью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение зако-

нов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Пра-

вительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти ак-

ты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Прави-

тельства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции дан-

ной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за

рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты

Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и

сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Феде-

ральной службы безопасности и т.п.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представи-

тельных, законодательных структур – Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представи-

тельного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, об-

ластных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах

компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сёл, посёл-

ков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного пред-

приятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего

трудового распорядка).

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов,

в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

3.  правовая культура: понятие, структура, уровни

Правовая культура – часть общей культуры общества или отдельной личности. Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов, "срезов", "измерений". В данном случае речь идёт о такой её разновидности, как правовая культура, которая, кратко говоря, выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами.

Это – особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки.

Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура – важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.

В отечественной литературе над проблемой правовой культуры активно работают такие учёныеправоведы, как Н.Л. Гранат, Н.М. Кейзеров, В.И. Каминская, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, А.П. Семитко, В.Н. Синюков и др. Выработаны краткие определения данного понятия.

Под правовой культурой предлагается понимать "систему овеществлённых и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей". В широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране. При

этом не игнорируется и мировой опыт.

Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либерально-демократического правового принципа "не запрещённое законом дозволено". Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой

и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено. В России действие указанной аксиомы в силу правовой

отсталости подавляющей части граждан уже породило и продолжает порождать серьёзные негативные последствия, хотя в условиях рыночных отношений, предполагающих личную инициативу и предприимчивость субъектов, она совершенно необходима.

Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в неё входят. Кроме того, правовая культура – многоуровневое понятие. Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоёв и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю. Гегель указывал на несовпадение "теоретической и практической культуры".

Что касается правовой культуры общества, то она включает в себя такие "показатели", как достигнутый

уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, чёткую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.

Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются: 1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания; 2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение или использование этих

законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение в

необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; 5)

правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения

(статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами; 6) правовая активность, т.е.

целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77406. Усыновление (удочерение) детей 102.5 KB
  Что касается усыновления – он в СК не раскрыт используется в различных аспектах: Правовой институт который представляет собой систему правовых норм посвящённых подбору усыновителей определению порядка передачи ребёнка на усыновление условия усыновления установление порядка и правовых последствий прекращения отношений по усыновлению. Усыновление как форма устройства определяет юридическую судьбу ребёнка. Усыновление обладает приоритетом именно для того чтобы обеспечить наилучшие интересы ребёнка существуют определённые правила...
77407. Семейное право в правовой системе РФ 40 KB
  Понятие и признаки семьи. Семья в Российском праве не является субъектом S является лишь члены семьи. Понятие семьи даётся социологическими науками понимается и как сожительство разнополых особей но и как различного степени родства людей или находящихся в свойстве родственниками по крови они не являются. В российском праве нет единого определения семьи которое бы имело значение для всех отраслей российского права.
77408. Семейные правоотношения 58 KB
  Семейное правоотношение – правоотношение урегулированное нормами семейного права. Все семейные права и обязанности строго персонифицированы они не передаваемые при правоприемстве. Семейные правоотношения – индивидуализирующая членов семьи юридическая связь содержанием которой являются семейные права и обязанности гарантированные принудительной силой государства. Семейная правоспособность – абстрактная возможность иметь семейные права и нести семейные обязанности.
77409. Понятие брака. Порядок его заключения 43.5 KB
  Понятие признаки правовая природа брака. Брак является одним из наиболее древних институтов. Основные признаки брака в РФ: любой брак это союз.
77413. Реорганизация юридических лиц 66.5 KB
  В учебной литературе вопросы реорганизации носят описательный характер. Проблемы возникающие из реорганизации практически не освещаются в научной литературе. В этом и есть принципиальное отличие реорганизации от ликвидации Реорганизация – процедура совокупность юридических действий определяющая переход в порядке правопреемства прав и обязанностей от одного или нескольких юридических лиц правопредшественников к другому или другим юридическим лицам правопреемникам связанный с прекращением правопредшественников и созданием...
77414. Ликвидация коммерческих организации 23.27 KB
  При добровольной учредители или орган юридического лица это решение может приниматься и по истечении срока на который создавалось юридическое лицо по достижению цели в случае если суд признал недействительной государственную регистрацию юридического лица. К ликвидационной комиссии переходят правомочия управления коммерческой организацией она выступает в суде от имени ликвидируемого юридического лица. Этот баланс утверждается органами юридического лица по соглашению с органами государственной регистрации. Ликвидация юридического лица 1.