45390

Правовое сознание: понятие, структура, уровни и виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

правовое сознание: понятие структура уровни и виды Правосознание одна из форм общественного сознания наряду с политическим нравственным научным художественным философским и т. Следовательно правосознание юридическая категория подлежащая изучению юридической наукой. Правосознание выполняет следующие основные функции раскрывающие его роль и социальное назначение в обществе: 1 оценочную; 2 регулятивную; 3 познавательную; 4 прогностическую. Ни одно юридическое явление образование ни один правовой институт не остаются вне...

Русский

2013-11-16

50.58 KB

20 чел.

9. 1. правовое сознание: понятие, структура, уровни и виды

Правосознание – одна из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным,

художественным, философским и т.д. Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий

их мир, объективную реальность, собственное бытие. У каждой формы свой предмет (область) отражения. У

правосознания – это право, правовая действительность. Следовательно, правосознание – юридическая категория, подлежащая изучению юридической наукой.

Правосознание выполняет следующие основные функции, раскрывающие его роль и социальное назначение в обществе: 1) оценочную; 2) регулятивную; 3) познавательную; 4) прогностическую.

Оценочная функция заключается в том, что с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и

оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их

соответствия или несоответствия определённым критериям. Оценка может быть как позитивной, так и негатив-

ной, т.е. критической. Ни одно юридическое явление, образование, ни один правовой институт не остаются вне

аналитического опосредования их правосознанием. Оценке подвергается правовая политика государства, деятельность его органов, властных структур, должностных лиц, законодателей; правомерные и противоправные

поступки граждан, собственное поведение субъекта (самооценка). Уйти от оценочного суждения правосознания

очень трудно.

Регулятивная функция означает, что хотя правосознание, в отличие от права, и не осуществляет непосредственного правового регулирования общественных отношений (в смысле установления каких-либо запретов, предписаний, дозволений, определения юридических прав и обязанностей субъектов, санкций за правона-

рушения и т.д.), оно тем не менее способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки.

Познавательная функция состоит в том, что правосознание как форма отражения и освоения правовой

действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о праве и его

действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причём знания, накапливаемые правосознанием,

постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием всё более широкого круга физических и

юридических лиц. Сюда же входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, право-

вая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.

Прогностическая функция раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в

будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных

актов. Прогнозирование – важнейшее условие эффективности действующего законодательства, а также пред-

полагаемых мер в данной области. Когда действие того или иного закона даёт отрицательные результаты, то это

означает, что он с самого начала был плохо продуман и обоснован.

Структура правосознания. Как следует из приведённого выше определения, правосознание состоит из

двух главных элементов или сторон: идеологии и психологии. Они и образуют структуру данного явления.

Правосознание, взятое в качестве идеологии, представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воз-

зрений, доктрин. Это часть идеологии вообще как собирательного понятия. Особенность правосознания в том,

что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеологии.

Виды правосознания. По степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и ин-

дивидуальное.

Массовое – это когда определённые правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широ-

кое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе. Например, свыше

80 % российских граждан, как уже отмечалось, выступают за сохранение смертной казни; или мнение о том,

что наши законы неэффективны, плохо работают, что борьба с преступностью оставляет желать лучшего.

Групповое отражает правосознание определённых социальных слоёв населения (например, студенчества,

школьной или рабочей молодёжи, военнослужащих, должностных лиц, вузовских работников и т.д.).

Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной

личности

Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят учёные, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим

образованием). Ценность их мнений – в доказательности, компетентности, убедительности.

Обыденное правосознание – это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под

влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам ин-

формации. Обыденное правосознание чаще всего бывает ещё незрелым, недостаточно развитым. Это то, что К.

Маркс назвал "ходячими формами мышления". На этом же уровне нередко встречается индифферентное (безраз-

личное) отношение к праву в силу крайне слабой осведомленности о нём. В то же время вырабатываются так называемые правовые привычки, когда субъект почитает и соблюдает законы потому, что так воспитан, приучен,

таковы семейные и иные традиции.

Право и правосознание. Сам термин "правосознание" состоит, как видим, из двух слов – "право" и "сознание". Уже из этого словообразования вытекает тесная взаимосвязь указанных слагаемых. Понятие правосознания прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознаётся, оценивается, интерпретируется субъектом, как он к нему относится. Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не

будь права, не было бы и правосознания. И напротив, коль есть правосознание, значит, есть и объект его отражения – право. Онтологически они неразрывны.

В практическом плане право и правосознание оказывают мощное воздействие друг на друга. С одной стороны, право служит основной базой и источником формирования правосознания, постоянно питает его; с другой – правосознание оказывает существенное влияние на право, его развитие, совершенствование, повышение

эффективности. Данные категории глубоко коррелятивны (взаимозависимы).

2. Закон: понятие признаки виды

Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чём

не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество

верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причём в строго ого-

воренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

− по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон,

закон субъектов Федерации);

− по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

− по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные

и т.п.);

− по сроку действия (постоянные законы и временные);

− по характеру (текущие и чрезвычайные);

− по сферам действия (общефедеральные и региональные);

− по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

− по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГК РФ,

УК РФ и т.д.);

− по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

− по объёму регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические

нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на

то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место за-

нимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомога-

тельную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не

должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских

полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 – 90 Конституции РФ) и законодательными нормами.

Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место.

Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего пра-

вового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Норматив-

ные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о

введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Со-

брания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государ-

ства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному

Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат

норм права и поэтому не носят нормативного характера.

2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенно-

стью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение зако-

нов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Пра-

вительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти ак-

ты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Прави-

тельства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции дан-

ной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за

рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты

Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и

сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Феде-

ральной службы безопасности и т.п.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представи-

тельных, законодательных структур – Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представи-

тельного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, об-

ластных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах

компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сёл, посёл-

ков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного пред-

приятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего

трудового распорядка).

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов,

в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

3.  правовая культура: понятие, структура, уровни

Правовая культура – часть общей культуры общества или отдельной личности. Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов, "срезов", "измерений". В данном случае речь идёт о такой её разновидности, как правовая культура, которая, кратко говоря, выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами.

Это – особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки.

Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура – важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.

В отечественной литературе над проблемой правовой культуры активно работают такие учёныеправоведы, как Н.Л. Гранат, Н.М. Кейзеров, В.И. Каминская, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, А.П. Семитко, В.Н. Синюков и др. Выработаны краткие определения данного понятия.

Под правовой культурой предлагается понимать "систему овеществлённых и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей". В широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране. При

этом не игнорируется и мировой опыт.

Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либерально-демократического правового принципа "не запрещённое законом дозволено". Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой

и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено. В России действие указанной аксиомы в силу правовой

отсталости подавляющей части граждан уже породило и продолжает порождать серьёзные негативные последствия, хотя в условиях рыночных отношений, предполагающих личную инициативу и предприимчивость субъектов, она совершенно необходима.

Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в неё входят. Кроме того, правовая культура – многоуровневое понятие. Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоёв и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю. Гегель указывал на несовпадение "теоретической и практической культуры".

Что касается правовой культуры общества, то она включает в себя такие "показатели", как достигнутый

уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, чёткую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.

Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются: 1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания; 2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение или использование этих

законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение в

необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; 5)

правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения

(статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами; 6) правовая активность, т.е.

целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58027. Створення форм у HTML-сторінках 794.5 KB
  Навчальна: опанувати технологію і методи створення форм в HTML-документах Розвивальна: розвивати логічне мислення, пізнавальний інтерес до дисципліни та обраної спеціальності; Виховна: виховувати акуратність у веденні електронної документації...
58028. Іменники середнього роду 94 KB
  Мета: Активізувати вивчену лексику. Вчити ознаки іменників середнього роду. Познайомитися зі зменшувальними суфіксами виконувати тренувальні вправи. Розвивати навички письма, граматичні навички.
58029. Завершение формирования мировых колониальных империй. Международные отношения в последней трети XIX века 122 KB
  Цели: Сформировать представление об Индии во второй половине XIX века; ознакомить с принципами колониальной политики Британии в Индии; раскрыть причины ход и результаты восстание сипаев; формировать собственные суждения об идеологии бремени белого человека...
58030. Индия. Культурно — исторические особенности. Экономико-географическая характеристика 118 KB
  Цель: сформировать у учащихся общие представления о культуре и экономических особенностях Индии; совершенствовать навыки учащихся самостоятельно отбирать и анализировать материал; продолжить формирование умений обобщать и делать выводы; воспитывать ответственность...
58031. Давня Індія 78.5 KB
  Слово вчителя: Шановні учні сьогодні ми з вами помандруємо на Схід до цікавої і загадкової Індії. Вивчення нового матеріалу Географічне положення Індії Робота з картою.
58032. Застосування дієприкметника як особливої форми дієслова у захисті проектів «Особливості догляду за шкірою підлітків» 1.94 MB
  МЕТА: виховувати в учнів любов до вивчення української мови; творчу ініціативу та свідоме ставлення до зміцнення й збереження власного здоровя; розвивати мовленнєву компетенцію учнів та навички комунікативно користуватися засобами мови в різних життєвих ситуаціях...
58033. Прості і складені задачі, які включають дії над величинами, вираженими одиницями площі 58.5 KB
  Цілі: освітні: формувати обчислювальні уміння і навички, уміння розв’язувати задачі, аналізувати математичні завдання; розвивальні: розвивати логічне і алгоритмічне мислення, пізнавальні та інтелектуальні можливості, стимулювати розвиток умінь учнів аргументувати свою відповідь...
58034. Застосування інтеграла до моделювання процесів 2.54 MB
  Навчальна: узагальнити і систематизувати знання студентів з теми «Інтеграл та його застосування»; сприяти закріпленню знань про геометричний, фізичний та економічний зміст інтеграла; формувати вміння й навички студентів самостійно систематизувати та поглиблювати знання...
58035. Применение интеграла 107 KB
  Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме Применение интеграла. Актуализация опорных знаний Определение первообразной; Определение неопределенного интеграла; Определение интеграла...