45392

Основные подходы к типологии государства

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Основные подходы к типологии государства Типология это теория о типах тех или иных явлений. Разделение государств на типы призвано помочь выяснить чьи интересы выражали и обслуживали государства объединенные в данный тип. Тип государства совокупность государств которые имеют сходные общие черты проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития базировании на одинаковых экономических производственных отношениях на одинаковом сочетании общесоциального и узкогруппового классового аспектов их сущности аналогичном уровне...

Русский

2013-11-16

46.97 KB

26 чел.

11. 1. Основные подходы к типологии государства…

Типология — это теория о типах тех или иных явлений. Когда мы говорим о типологии государств, то это значит, что речь идет о «разделении» всех государств, существующих в прошлом и настоящем, на группы, классы — типы. Разделение государств на типы призвано помочь выяснить, чьи интересы выражали и обслуживали государства, объединенные в данный тип.

Тип государства — совокупность государств, которые имеют сходные общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития, базировании на одинаковых экономических (производственных) отношениях, на одинаковом сочетании общесоциального и узкогруппового (классового) аспектов их сущности, аналогичном уровне культурно-духовного развития.

Тип государства характеризуется:

• элитой (классом, социальной группой), которая находится у власти;

• системой производственных отношений и форм собственности, на которых эта власть базируется;

• системой методов и способов, которые применяет эта власть при защите производственных отношений и форм собственности;

• реальным (а не декларируемым) общесоциальным содержанием политики государства, его истинной ролью в обществе;

• уровнем культурно-духовного развития населения государства в целом и личности в частности.

Имеются два подхода к типологии государств:

формационный

ц ивилизационный

Формационный подход основан на марксистском учении о смене общественно-экономических формации (их базис — тип производственных отношений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государств. Рабовладельческой общественно-экономической формации соответствует рабовладельческий тип государства, феодальной — феодальный, буржуазной — буржуазный. Формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

Понятие исторического типа государства связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства от экономических отношений, которые господствуют в обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип, согласно марксистско-ленинской теории, отражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства.

При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса. Называя три основных типа эксплуататорских государств (рабовладельческое, феодальное, буржуазное), К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин выделяли и последний (неэксплуататорский) исторический тип — социалистическое государство, которое в ближайшей исторической перспективе должно перерасти в общественное коммунистическое самоуправление. Социалистическое государство фактически рассматривалось как антикапиталистическое, что служило ложной теоретической основой для отождествления прогрессивных (цивилизованных) и регрессивных (примитивных)

моделей социализма, а также некорректных трактовок сущности коммунистической формации.

Классово-формационный подход к типологии государств был единственным в нашей научной и учебной литературе до 90-х гг. XX в.

Другой подход — цивилизационный — кладёт в основу типовой классификации государств понятие «цивилизация»', ее уровень, достигнутый теми или другими народами. Сторонники цивилизацией ного подхода (Еллинек, Кельзен, Коркунов, Крю-гер, Гелбрейт, Тойнби) отвергают формационный подход как одномерный и соотносят государство прежде всего с духовно-нравственными и культурными факторами общественного развития. Английский историк А.Тойнби понимает под «цивилизацией» относительно замкнутое и локальное положение общества, которое отличается общностью культурньк, экономических, географических, религиозных, психологических и других признаков. Каждая цивилизация (А.Тойнби насчитывает 21 цивилизацию) дает стойкую общность всем государствам, живущим в ее границах.

Исходя из степени духовности народа, культуры, идеологии, национального характера, менталитета, географической среды и других факторов сторонники цивилизационного подхода делят цивилизации на:

• первичные;

• вторичные.

К первичным цивилизациям отнесены государства — древневосточное (Египет, Персия, Шумеры, Вавилон, Бирма и др.), эллинское (Спарта, Афины), римское, средневековое. К вторичным — государства Западной Европы, Северной Америки, Восточной Европы, Латинской Америки и др.

Для первичных цивилизаций характерна командно-административная организация государственной власти. Государство обеспечивает как политическое, так и хозяйственно-социальное функционирование общества, а не определяется ими. Из первичных цивилизаций сохранились только те, которые смогли последовательно развить духовно-культурное начало во всех видах деятельности человека (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабская и др.).

Цивилизация (луг. civilis — гражданский, городской) — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизни общества, этнические и религиозные основы, степень гармонии человека и природы, уровень С1юбоды личности — экономической, политической, социальной и лухоппой.

Вторичные цивилизации (государства нового и новейшего времени, современные государства) возникли на основе изначально обозначившегося различия между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказалась не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Европейская цивилизация, начиная со времен античности, тяготеет к рыночно собственническому укладу, гражданскому обществу и правовой организации. Государства Северной Америки восприняли и развили эту направленность европейских государств.

Отличие цивилизационного подхода от формационного заключается в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и цели ее собственной деятельности. Цивилизационный подход позволяет видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми, но и важнейший фактор духовно-культурного развития общества.

Таким образом, в соответствии с цивилизационным подходом:

(1) сущность государства

определяется как соотношением социальных сил, так и накоплением, преемственностью культурно-духовных образцов поведения;

(2) политика государства — не столько продукт игры социальных сил, сколько результат влияния мировоззрения общества, его морали, ценностной ориентации;

(3) разнообразие национальных культур обусловливает пути развития государств, их типы.

Каждый их двух подходов имеет свои достоинства и недостатки. Недостатком цивилизационного подхода является нередкая недооценка социально-экономического фактора, возвеличивание культурного элемента как «души, крови, лимфы, сущности цивилизации» (А-Тойнби). К недостаткам формационного подхода относится переоценка классово-экономического фактора. Вне поля его зрения остаётся огромный пласт культурно-ценностных идей и представлений, которые не могут быть охарактеризованы как классовые. Нельзя принять и существующую в рамках формационного подхода неоправданную апологетику социалистического государства как высшего и последнего исторического типа.

Однако следует отдать должное формационному подходу в том, что он привлек внимание к существенной роли факторов экономического порядка, влияющих на формирование государств и изменение их типов; к поэтапности и естественности исторического характера их развития. Нельзя полностью отбрасывать классификацию государств на исторические типы (рабовладельческое, феодальное, буржуазное). Важно учитывать, что критерий такого деления ограничен определенными рамками — «базисными», классово-экономическими; что за формационньши пределами оставлено много исторических явлений, которые составляют глубинную сущность общества и государства.

Типы государств по уровню защиты прав и свобод человека:

— правовые: государства с режимом конституционной законности;

— неправовые: либо государства с режимом беззакония, либо государства с режимом революционной законности.

Правда, цивилизационный подход ближе к типологии общества, чем государства.

Типы государств по способу приобретения власти'.

— легитимные (приобретение власти признано законным со стороны населения страны и международного сообщества);

— нелегитимные, но существующие де-факто (приобретение власти осуществлено незаконным путём).

Действие нормативного акта во времени тесно связано с понятием юридической силы (законной силы) нормативного акта. Этому действию присущи два основных момента:

вступление акта в силу;

утрата актом силы.

Нормативные акты вступают в силу:

а) либо с момента их принятия;

б) либо с момента их обнародования (официального опубликования);

в) либо с момента наступления срока, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие;

г) либо по истечении определённого срока после обнародования (официального опубликования) нормативного акта (срок вступления в силу не указан в самом нормативном акте, но определён для такого случая законодательством).

д) либо с момента их получения адресатом (если акты в соответствии с законодательством не публикуются, а рассылаются).

Способы прекращения действия (утраты силы) нормативных актов:

истечение срока действия, на который был принят данный акт;

отмена акта уполномоченным на то органом (прямая отмена);

фактическая замена данного акта иным актом, принятым по тем же вопросам (фактическая отмена).

По общему правилу, нормативные акты во времени имеют прямое действие, и не имеют обратного, переживающего действия.

Прямое действие предполагает применение акта в связи с юридическими фактами, возникшими после введения его в действие. Обратное действие (т.н. «обратная сила закона») предполагает применение акта в связи с юридическими фактами, возникшими до введения его в действие.

73. понятие и формы реализации права

Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных

отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда – значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права.

Можно иметь самое совершенное законодательство, прекрасные, мудрые законы, но если они никем не

будут восприниматься и исполняться, то всё это превращается в свод благих пожеланий; усилия законодателей,

правотворческих органов будут сведены на нет. Закон силён не своими абстрактными достоинствами, а реальным, позитивным действием. Мёртвые, нефункционирующие законы никому не нужны, так как никакой пользы

не приносят.

Сегодня в России принято немало нужных и важных законов, указов, правительственных постановлений,

иных нормативно-правовых актов, но проблема состоит в том, что они плохо, неэффективно работают или даже

совсем не действуют.

В проблеме реализации права важнейшее значение имеет социально-политический аспект – насколько

полно и адекватно право выражает волю, потребности, устремления людей, иными словами, в какой мере оно

легитимно.

Если тот или иной нормативный правовой акт оказывается чуждым народному правосознанию, если последнее не воспринимает данный акт как "свой", он обречён на бездействие. То же самое относится ко всей

юридической системе. Сказанное не означает, что каждый отдельно взятый закон должен нравиться всем.

Правореализация – это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное

поведение субъектов. Если этого не происходит, то власть оказывается неспособной обеспечить стабильность и

порядок в обществе. При этом правомерное поведение может быть как добровольным, так и принудительным,

т.е. совершаемым под угрозой применения санкций.

Важно, что в любом случае цели, которые ставил перед собой законодатель, достигаются. Само собой разумеется, что реализация права связана только с правомерным поведением, по каким бы мотивам оно ни совершалось: неправомерные действия, правонарушения не могут служить способом осуществления правовых норм.

Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов – социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других. Немалую роль здесь играют и финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии. Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия, среду для нормального правового регулирования, а стало быть, и успешного проведения реформ.

В науке различают четыре основные формы реализации права: 1) соблюдение; 2) использование; 3) исполнение; 4) применение. В основу такого деления положена степень активности субъектов по осуществлению

правовых норм.

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения, поведение индивида может быть либо правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.

Особенности данной формы реализации заключаются в следующем:

а) это в основном пассивная форма поведения субъектов – воздержание от совершения неправомерных действий;

б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов – от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих

структур до парламента и правительства;

в) она касается главным образом правовых запретов;

г) осуществляется вне конкретных правоотношений;

д) происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя

тем самым соответствующие правовые нормы. Спецификой данной формы является то, что она: во-первых,

распространяется в основном на обязывающие нормы; во-вторых, предполагает, в отличие от первой (пассив-

ной) формы, активные действия субъектов; в-третьих, отличается известной императивностью, властностью,

поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции; в-четвёртых, в большинстве

случаев правоисполнительные действия, опять-таки в отличие от первой, так или иначе фиксируются, оформляются.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57866. Механічний рух населення України. Сальдо міграції 233.5 KB
  Мета уроку: розкрити поняття міграція сальдо міграції сформувати знання про види значення та наслідки механічного переміщення українців окреслити основні тенденції та напрямки міграцій населення України...
57867. Таємниці повітряного океану Землі 104.5 KB
  Мета та завдання уроку: освітні: сформувати знання у учнів про атмосферу її будову та склад повітря; розкрити значення атмосфери для життя на Землі і необхідність її вивчення; ознайомити зі змістом поняття погода†та її основними показниками. Виховні: продовжувати формувати географічну культуру особистості як необхідну складову освіченості школяра; сприяти формуванню свідомого розуміння значення атмосфери та важливості її вивчення виховувати бажання вивчати досліджувати та берегти повітряну...
57868. ЦІННІСТЬ ЗНАНЬ У ЖИТТІ ЛЮДИНИ. ДАР МОВИ І ЙОГО ВИКОРИСТАННЯ 784 KB
  Мета: пояснити учням вартість знань для кожної людини, поглиблювати їхні знання про виникнення мови та її використання за допомогою сюжетів зі Святого Письма та прикладів з життя...
57869. Чому люди поважають звичаї, традиції і закони? 91.5 KB
  Розвивати уміння оцінювати власні вчинки або вчинки інших людей з точки зору моральних норм; розвивати мислення, уміння знаходити загальне і відмінне; творчо мислити і фантазувати; співпереживати витворам мистецтва;
57870. Mes goûts et mes loisirs 180 KB
  Bonjour, mes enfants! Je suis ravie de vous voir. Notre leçon est consacrée aux goûts et aux loisirs. Nous allons parler de vos préférences, de tout ce que vous aimez ou détestez, je ferai votre connaissance avec le sondage des écoliers français.
57871. Прилагателно име. Граматически особенности. Правопис и употреба 3 MB
  Ход на урока: Днес на нашия урок присъстват гости от цяла Запорожка област но нашата работа ще протече както и друг път. Проверка на домашната работа и поставяне на темата: В. Ето ви образец за домашната работа...
57872. Конспект Лекций по ТОЭ 1.75 MB
  Электрические цепи, в которых получение электрической энергии, её передача и преобразование происходят при неизменных во времени токах и напряжениях, называют цепями постоянного тока. В таких цепях электрические и магнитные поля также не изменяются во времени. Так как токи и напряжения постоянны, то изменения этих величин во времени равны нулю
57873. Пам’ять серця стоїть на посту. Голод 1932-33рр. в Україні як геноцид: мовою документів, через твори У.Самчука «Марія» та В. Барки «Жовтий князь» 174.5 KB
  Барка Жовтий князь знайомство з історичними документами спогадами свідків ознайомити учнів з противоправною політикою радянської держави політикою геноциду щодо українського селянства; сформувати у свідомості учнів уявлення про суб’єктивні причини масового голодомору та його наслідки...
57874. Просвітництво як літературна епоха. Розмаїття виявів літературного життя 72 KB
  Today we are going to listen to student’s reports about three famous representatives of Enlightenment. They are Robert Burns, Daniel Defoe, Heinrich Heine. They lived in different parts of Europe...