45394

Правовые формы осуществления функций государства: понятие и виды юридической деятельности

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

К правовым формам относятся: 1 правотворческая – деятельность по подготовке и изданию нормативных актов способствующих осуществлению той или иной функции государства; 2 правоприменительная – деятельность по реализации нормативных актов путём принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера; 3 правоохранительная – деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической...

Русский

2013-11-16

56.7 KB

25 чел.

13. правовые формы осуществления функций государства:  понятие и виды юридической деятельности.

Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.

Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами.

К правовым формам относятся:

1) правотворческая – деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

2) правоприменительная – деятельность по реализации нормативных актов путём принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов

управленческого характера;

3) правоохранительная – деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

К организационным формам относятся:

1) организационно-регламентирующая – текущая работа определённых структур по обеспечению

функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов,

планированием, координацией действий, контролем и т.п.;

2) организационно-хозяйственная – оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучётом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;

3) организационно-идеологическая – повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.

Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, с помощью которых органы го-

сударства реализуют его функции. Среди подобных методов прежде всего выделяют такие, как убеждение и

принуждение, рекомендации и поощрение.

Убеждать – значит поощрять субъектов к определённой деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство прежде всего должно

максимально использовать методы убеждения как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

Принуждать – значит склонять людей к определённой деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться через такие

юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.

Рекомендовать – значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения

общества и государства.

Поощрять – значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.

Юридическая деятельность – это волевые действия юристов, основанные на юридическом мышлении.

Юридическая деятельность связана с юридическим мышлением, которое формируется на основе изучения юриспруденции.

Юридическая деятельность включает в себя помимо рациональной стороны еще и моральную.

Существуют различные виды юридической деятельности (судебная, адвокатская и др.)

Юридическая деятельность составляет основу существования правовой системы общества. Юридическая деятельность опирается на юридическое мышление, которое позволяет выстроить логическую цепочку: отбор, анализ и оценка правовой информации; оценка ситуации как ситуации, требующей правовых средств решения; выбор оптимальных вариантов решения правовой задачи.

Юридическая деятельность – это профессиональная деятельность, т.е. деятельность, осуществляемая по определенным методикам; с соблюдением требований, закрепленных в соответствующем законодательстве и в кодексах этики; подконтрольная государственным органам или корпорации специалистов; осуществляемая на возмездной основе; обеспеченная гарантиями. Профессионализм юридической деятельности во многом задается содержанием юридического образования.

Юридическая деятельность включает в себя как рациональную деятельность, так и моральную. Юридическая деятельность не сводится только к рациональным действиям, которые выполняет профессиональный юрист, специализирующийся в той или иной сфере. Большое значение для юристов имеют кодексы профессиональной этики. В них сформулированы моральные нормы, которыми должны руководствоваться: судьи, адвокаты, сотрудники органов внутренних дел и др. В кодексах этики (чести) судей устанавливаются правила поведения судей, – как в профессиональной деятельности (судьи должны выполнять свою роль неподкупно, с достоинством и честью), так и во внеслужебной деятельности (судья должен избегать любого поведения, которое может сказаться на доверии к нему). В кодексах профессиональной этики адвокатов предъявляется требование осуществлять свою деятельность на основе нравственных критериев.

Существуют различные виды юридической деятельности (судебная, адвокатская и др.). Судебная деятельность имеет свои особенности. Существует точка зрения американского правоведа Дж.Фрэнка (1889–1957), что « работа судьи в судах первой инстанции является гораздо более трудной и сложной и требует значительно большей одаренности, чем работа в высших судах»[1].

Юридическая деятельность опирается на юридический опыт. Системный анализ юридического опыта провел русско-французский правовед и философ Ж. Гурвич.

2.  Норма права: понятие, логическая структура, критерии классификации.

Норма права (юридическая норма) выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норме присущи качества, характерные для всякой социальной

нормы как регулятора общественных отношений. Однако правовая норма имеет и отличительные особенности. В частности, она является критерием правомерности поведения субъектов, который весьма чётко обозначен и конкретен. Норма права есть модель поведения и как таковая определяет границы возможных и должных поступков в тех или иных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы индивида. Государственно-властное веление, получившее логически завершённое, формально определённое закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Специфичность правовой нормы проявляется в том, что она принимается государственными органами (парламентом, президентом, правительством, министерствами, ведомствами, губернаторами и др.) либо органами местного самоуправления, общественными организациями, но с санкции государства (делегированное правотворчество).

К признакам нормы права относят:

1) общеобязательный характер – она воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам – физическим и юридическим лицам;

2) формальная определённость – выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана чётко и строго определять рамки деяний субъектов;

3) связь с государством – устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением, наказанием, стимулированием;

4) предоставительно-обязывающий характер – представляет собой властное предписание государства от-

носительно возможного и должного поведения людей;

5) микросистемность – правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Под структурой правовой нормы понимается её внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных

между собой составных частей. Структура юридической нормы – это упорядоченное единство необходимых

элементов, обеспечивающих её функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких

частей состоит норма и как они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, эти части характеризуют юри-

дическую норму как автономное, в определённой мере самодостаточное правовое явление.

Таких частей три: 1) гипотеза, 2) диспозиция, 3) санкция.

1. Гипотеза (предположение) – элемент нормы права, указывающий на условия её действия, применения

(время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путём закрепления юридических фактов (на-

пример, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки

субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).

Гипотезы правовых норм могут подразделяться на виды по следующим основаниям:

а) по характеру содержания различают общие (абстрактные, определяющие условия действия норм об-

щими родовыми признаками) и конкретные (казуистические, устанавливающие частные специальные условия

действия нормы, например нормы УПК, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых

уголовное дело не возбуждается либо прекращается);

б) по степени определённости общая гипотеза может быть абсолютно определённой (только указывает

факты, которые обусловливают действие нормы, например сроки давности), абсолютно неопределённой (не

указывает никаких фактов, с которыми связано её действие, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять юридическую норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные условия действия нормы, например применение нормы на территории закрытого военного подразделения);

в) по степени сложности гипотезы подразделяются на однородные (если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы) и составные (если гипотеза действие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств).

2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) – элемент нормы права, определяющий модель по-

ведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, её ядром (напри-

мер, в гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил право-

мерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторон – покупателя и продавца, на-

следника и наследодателя, кредитора и должника; в уголовном праве и других охранительных отраслях боль-

шинство диспозиций содержит признаки запрещённых деяний – нельзя убивать, красть, грабить, хулиганить и

Диспозиции тоже весьма разнообразны и классифицируются по следующим основаниям:

а) по способу описания – на простые (содержащие указание на совершение деяния без описания его при-

знаков, так как они достаточно очевидны; например, закон не характеризует признаки преступления, если речь

идёт о предельно ясном деянии), описательные (содержащие признаки правомерного либо противоправного

поведения; например, ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует "бандитизм" как 1) создание устойчивой; 2) вооружен-

ной; 3) группы лиц (банды); 4) в целях нападения на граждан или организации; 5) а равно руководство такой

группой); отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нор-

мативного акта; например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на

признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы); бланкетные (содержащие ссылку на другой нормативно-

правовой акт либо указывают на незаконность действий и таким образом отсылают правоприменителя к соот-

ветствующему закону);

б) по своей юридической направленности выделяются предоставительно-обязывающие (содержат двусто-

ронние правила поведения, например, арендодателя и арендатора); обязывающие (указывают вид и меру пове-

дения обязанного лица, например, должника по договору займа); управомочивающие (указывают на вид и меру

возможного поведения, например, избирателя); рекомендательные (указывают на желательность либо целесо-

образность того или иного поведения, в котором заинтересовано общество и государство, например, не посе-

щать по туристическим путёвкам страны, где существует реальная опасность для жизни и здоровья граждан);

запрещающие (указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность, на-

пример, управление автомобилем в нетрезвом состоянии).

3. Санкция – элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реали-

зующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными – меры наказания (лишение свобо-

ды, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными – меры поощрения (премия за добросовестное выполнение

служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест ли-

шения свободы и т.п.).

Для примера возьмём какую-либо простейшую норму права и проанализируем её элементы. Так, в соот-

ветствии с российским избирательным законодательством граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет,

имеют право избирать; лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной

или уголовной ответственности.

Гипотезой здесь является часть фразы: "граждане РФ, достигшие 18 лет" – вот два условия, при наличии

которых гражданин имеет право избирать в орган власти. Диспозицией является часть, где установлено само

правило поведения – участие в выборах, в голосовании. Наконец, последняя часть нормы – санкция (в данном

случае неблагоприятная, ибо связана с правонарушением) – предусматривает последствия, которые ожидают

того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке, т.е. право, пре-

дусмотренное диспозицией.

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы своё место и играет особую роль,

вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бес-

смысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Вопрос о структуре правовой нормы является дискуссионным. Одни авторы считают, что норма права со-

стоит из двух частей – гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же учёных-юристов

придерживаются трёхзвенной структуры правовой нормы, состоящей из вышерассмотренных элементов – ги-

потезы, диспозиции, санкции.

Классификация позволяет более чётко обозначить место и роль юридических норм в системе правового

регулирования, глубже познать их природу и назначение.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

− исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его

цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; де-

финитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

− общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все

или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

− специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регули-

руют какой-либо определённый вид родовых общественных отношений с учётом присущих им особенностей и

т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы

правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) – на конститу-

ционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера – на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и про-

цессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

− императивные (содержащие властные предписания);

− диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

− поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

− рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведе-

ния);

5) в зависимости от времени действия – на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Пре-

зидента о введении чрезвычайного положения в определённом регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций – на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности

участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, пре-

зидента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, на-

пример нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с по-

мощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, – на общераспространённые

(действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространённые

(действуют только в отношении определённой категории лиц – пенсионеров, военнослужащих, учащихся и

т.д.);

8) в зависимости от степени определённости элементов правовой нормы – на абсолютно определённые

(точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия

несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий пе-

речень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определённые (устанавливающие возмож-

ные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и

нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов

действия, из которых необходимо выбрать один с учётом конкретных обстоятельств; например, установление

нормами УК РФ различных видов наказания – лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия – на общефедеральные (действуют на территории всей страны, на-

пример нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ

– в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, уч-

реждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы – на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования – на управомочивающие (предоставляющие воз-

можность совершать определённые действия, например принять завещание, требовать исполнения обяза-

тельств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например

возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие

производить определённые действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества – на нормы, принятые государственными (законодатель-

ными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо орга-

нами местного самоуправления).

Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, ко-

торые данные нормы призваны регулировать.

3. Применение права — особая форма реализации норм права

Правоприменительная деятельность — это сложный процесс, выступающий как способ и средство организации реализации права; как стадия правового регулирования; как юридический факт; как элемент механизма правового регулирования. Применение права есть всегда действие, акт поведения управомоченного лица, государственного органа, направленный на реализацию нормы права.

Применение права — это властная организующая деятельность компетентных субъектов по реализации требований норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая.

Акты-действия завершаются принятием актов-документов. Таковы, например: приказ ректора вуза о зачислении студентов; приказ руководителя министерства, главка и другого органа распорядительного характера; приговор суда о наказании преступника; решение суда (арбитража) по спору о гражданском праве; всякого рода распорядительные визы на документах, подлежащих исполнению.

Таким образом:

1) акты  применения как документы имеют различные формы, так как опосредуют многообразную исполнительно-распорядительную и охранительную деятельность государства;

2) акты применения предшествуют реализации норм права, их главное назначение — организовать ее;

3) акт применения как действие уполномоченного лица (органа государства) является стадией реализации нормы права.

Следовательно, применение права следует рассматривать в двояком смысле:

•   как форму реализации права, так как существуют и другие (соблюдение, исполнение, использование);

•   как стадию реализации нормы права, так как применение — это конечная стадия завершающего этапа правового регулирования, представляющего собой действие, которое предписывает последующие поступки субъектов — участников конкретного правоотношения.

Акт применения как документ обладает рядом юридических свойств:

•   властное веление;

•   индивидуальное веление, основанное на норме права;

•   компетентное веление, вынесенное компетентным органом;

•   определение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей участников конкретного правоотношения;

•   установление мер ответственности за совершенное правонарушение.

Следовательно, акт применения — это разновидность юридического факта или элемент сложного фактического состава, имеющий назначением внести организованность, упорядоченность в конкретные общественные отношения.

Акт применения права — это документально оформленное, государственно-властное, индивидуально-конкретное письменное или устное решение компетентного субъекта, принятое на основе нормы права, обладающее юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Наряду с актами применения в практике государственного управления значительное место занимают близкие к ним по значению индивидуальные акты, особенно в сфере экономического руководства. Но они не являются актами применения конкретной нормы. Каждый акт применения права преследует определенную цель, фактическое достижение которой дает возможность считать его эффективным.

'             Так как применение нормы права связано с осуществлением либо ее диспозиции, либо санкции, то акты применения опосредуют:

•   исполнительно-распорядительную деятельность государственного органа (например, распределение материальных фондов);

•   правоохранительную деятельность государственного органа (например, приговор суда по конкретному уголовному делу или его решение по гражданскому делу и т. п.).

Совершенствование деятельности органов внутренних дел предполагает улучшение правоприменения. Если оно обосновано, то этим предопределяется верная направленность и эффективность правового воздействия. Когда на основе акта применения возникло правоотношение, то исполняется не только соответствующая норма права, но и сам акт, которым четко определены субъекты, их права и обязанности. Таким образом, единство нормы права и акта применения укрепляет юридические гарантии правомочий и юридических обязанностей. Но как бы ни было велико значение акта применения, он не влечет автоматическое исполнение нормы права. Нужно, чтобы субъекты совершили реально те действия, которые имеются в виду и в норме права, и в акте применения. Только тогда норма права полностью воплощается в жизнь.

По общему правилу реализация актов применения требует проведения организаторской работы государственных органов и других субъектов, применяющих нормы права. Здесь необходимы непрерывные двусторонние связи между субъектом акта применения и субъектами — непосредственными исполнителями. Процесс реализации, информация о нем порождают новые ситуации, вносятся коррективы либо принимаются впоследствии акты применения.

Важную роль в процессе реализации акта применения играет распорядительная и организаторская работа в процессе применения права. Это неюридическая деятельность, но в условиях государственно-организованного общества она носит всеобъемлющий, универсальный характер, облекаясь, как правило, в организационные акты, которые нацеливают членов общества на правильное и четкое исполнение норм права. Иначе говоря, организационные акты применения действуют в сочетании с ними.

Для понимания процесса применения права важно уяснить способствующие ему юридические условия, которые нельзя сводить только к санкциям. Назовем их.

1. Соответствие воли государства, закрепленной в праве, воле социальных субъектов, которые применяют норму. Это главное условие нормального применения.

2.  Наличие четко сформулированных социально полезных целей норм права, осознание которых способствует формированию внутренних мотивов правомерного поведения.

3.  Наличие общих предписаний, мобилизующих социальных субъектов на реализацию норм права.

4.  Наличие конкретных компетенционных норм, которые прямо имеют в виду обязанность соответствующего органа (должностного лица) применять нормы права.

Применение права в каждом конкретном случае оказывает организующее воздействие. Все в совокупности взятые индивидуальные акты в той или иной сфере общественной жизни обеспечивают (вместе с другими формами общественной и государственной деятельности) государственное управление. Применение права выступает одной из форм государственного руководства обществом и способно оказать влияние на развитие конкретных общественных отношений в соответствии с закономерностями его развития.

Применению права присущи социальные и юридические функции. Под первыми имеются в виду экономические, политические, социально-культурные, культурно-воспитательные. Под юридическими понимаются регулятивные и охранительные функции: закрепление господствующих общественных отношений, придание им урегулированное™ и порядка; стимулирование развития новых отношений; охрана общественных отношений от посягательств.

Стадии применения права

Для того чтобы уяснить поставленный вопрос и содержание процесса применения норм, необходимо знать требования, которые к нему предъявляются:

1) законность — применение норм должно строго соответствовать закону, иначе будет иметь место не применение норм права, а обход их требований; в этом случае акт государственного органа будет актом фиктивного применения, юридически ничтожным и должен быть оспорен и отменен;

2) обоснованность — применение норм должно исходить из всех тех фактических (жизненных) обстоятельств, которые имеются в виду в гипотезе нормы права или предполагаются санкцией, т. е. тех обстоятельств, которые в силу действия нормы права могут и должны влечь возникновение, изменение или прекращение данного конкретного правоотношения.

Основные стадии процесса применения норм права:

1) анализ фактических обстоятельств дела, с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы;

2) выбор (отыскание) правовой нормы для определения поведения участников правоотношения или для оценки поведения, когда применяется санкция;

3) уяснение смысла и содержания нормы права;

4) разъяснение нормы права компетентным государственным органом или иным субъектом;

5) принятие акта применения нормы права.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33199. Закономерности психического развития детей с нарушением слуха 14.53 KB
  Общие закономерности: Закономерность соотношения биологических и социальных факторов в процессе психического развития ребенка. Процесс перехода от одной стадии психического развития к другой предполагает глубокое преобразование всех структурных компонентов психики. Неравномерность психического развития.
33200. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХА 19.41 KB
  Исследование нарушения слуха затруднено тем что: Ребенок не жалуется на отсутствие слуха. Родители не замечают отсутствие слуха и не принимают эффективных мер. Отсутствие унифицированных методов позволяющих получить достоверные сведения о снижении слуха в детском возрасте.
33201. Особенности зрительного восприятия детей с нарушением слуха 14.16 KB
  Особенности зрительного восприятия детей с нарушением слуха. Это связано с менее подробным анализом и синтезом предметов в прошлом опыте с замедленным формированием произвольности процесса восприятия. Для точного восприятия формы предмета важно выделить его контур. Особенности развития осмысленности восприятия отчетливо проявляются при анализе изображений и картин.
33202. Особенности двигательных ощущений. Осязание глухих и слабослышащих 15.25 KB
  Многие дети имеющие нарушения слуха отстают от нормально слышащих по развитию движений. На протяжении всего дошкольного возраста сохраняется некоторая неустойчивость трудность сохранения статичного и динамичного равновесия недостаточно точная координация неуверенность движений и относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки. У большинства имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук артикуляционного аппарата. Замедленная по сравнению со слышащими скорость выполнения отдельных движений влияет на темп...
33203. Кожные ощущения и восприятия 13.83 KB
  Возникают при непосредственном контакте предмета с кожей подразделяются на 4 вида: тактильные вибрационные температурные и болевые. Наибольшее значение для компенсации слуха имеют вибрационные т. Вибрационные ощущения возникают при воздействии меньшей силы чем слуховые. Для того чтобы вибрационные ощущения смогли использовать как средство познания для детей необходимо проводить специальную работу.
33204. Особенности развития внимания 15.43 KB
  Устойчивость внимания с возрастом меняется. Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания т. произвольного и опосредствованного что обусловлено более поздним формированием умений использовать средства организации внимания управление им а также отставанием в развитии речи способствующей организации и управлению собственным поведением.
33205. Память как хранитель информации 15.52 KB
  Глухие дети раньше познают в объектах специфическое чем особое и общее отмечают несущественные детали в ущерб главным но менее заметным. Значительно больше глухие отстают в запоминании слов обозначающие звуковые явления. Глухие запоминают больше слов обозначающих качество предметов воспринимаемых тактильно. Часто глухие школьники заменяют слова глаголы из области слуховых представлений словами глаголами связанными со зрительной вибрационной и тактильной сферами.
33206. РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ 17.46 KB
  На успешность запоминания слов оказывает влияние к какой грамматической категории относятся слова. РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ глухих детей проходит ряд стадий: 13 класс характеризуется распространяющимся типом запоминания при котором используется повторение. 46 классы охватывающий тип запоминания. Часто наблюдается сочетание осмысленного и механического запоминания.
33207. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ 16.36 KB
  УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ Экспериментальные психологические исследования большинства ученых показали что мышление у детей с нарушениями слуха имеет целый ряд особенностей которые обусловлены вопервых более медленным и своеобразным развитием речи у этих детей и вовторых недостаточным вниманием которое уделяется формированию мыслительной деятельности детей в практике дошкольного и школьного воспитания и обучения. Исследования свидетельствуют о том что наибольшие трудности возникают у глухих детей при...