45395

Государственные органы: понятие, виды, принципы формирования и функционирования

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Здесь необходимо подчеркнуть важную роль юридической квалификации в применении права ибо именно это правоприменительное действие есть условие обеспечивающее качество реализации юридических предписаний в практической жизни. Задача юридической квалификации в определении юридической природы конкретного фактического обстоятельства т. Обоснованность справедливость и эффективность итогового решения как результата квалификации зависят от качества установления юридической природы фактических обстоятельств от соблюдения правоприменителем...

Русский

2013-11-16

95.76 KB

18 чел.

14. государственные органы: понятие, виды, принципы формирования и функционирования

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:

   юридически организационный и экономически определенный характер;

   наличие собственной структуры;

   имеет государственно-властные полномочия;

   государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства;

   наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме;

   выполнение строго определенных государственных функций и задач;

   обладание правом на издание юридических актов;

   наличие нужных материальных средств;

   реализация деятельности на базе нормативных правовых актов;

   близкое взаимодействие с иными государственными органами.

Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:

   от порядка их формирования;

   объема выполняемых полномочий;

   широты компетенции;

   характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);

   числа государственных гражданских служащих;

   времени функционирования.

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

   на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;

   производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

   высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;

   центральные, в частности министерства;

   местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.

В зависимости от широты компетенции различают:

   органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;

   органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

   коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;

   единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.

В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:

   законодательные;

   исполнительные;

   судебные;

   контрольно-надзорные органы.

В зависимости от времени функционирования:

   постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях;

   временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет государственно-властные полномочия; 4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) обладание правом на издание юридических актов; 8) наличие нужных материальных средств; 9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10) близкое взаимодействие с иными государственными органами.

Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:

1) от порядка их формирования;

2) объема выполняемых полномочий;

3) широты компетенции;

4) характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);

5) числа государственных гражданских служащих;

6) времени функционирования.

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

1) на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;

2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

1) высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;

2) центральные, в частности министерства;

3) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.

В зависимости от широты компетенции различают:

1) органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;

2) органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;

2) единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.

В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:

1) законодательные;

2) исполнительные;

3) судебные;

4) контрольно-надзорные органы.

В зависимости от времени функционирования: 1) постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; 2) временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.

45.  гипотеза юридической нормы

Под структурой правовой нормы понимается её внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных

между собой составных частей. Структура юридической нормы – это упорядоченное единство необходимых

элементов, обеспечивающих её функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких

частей состоит норма и как они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, эти части характеризуют юри-

дическую норму как автономное, в определённой мере самодостаточное правовое явление.

Таких частей три: 1) гипотеза, 2) диспозиция, 3) санкция.

1. Гипотеза (предположение) – элемент нормы права, указывающий на условия её действия, применения

(время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путём закрепления юридических фактов (на-

пример, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки

субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).

Гипотезы правовых норм могут подразделяться на виды по следующим основаниям:

а) по характеру содержания различают общие (абстрактные, определяющие условия действия норм об-

щими родовыми признаками) и конкретные (казуистические, устанавливающие частные специальные условия

действия нормы, например нормы УПК, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых

уголовное дело не возбуждается либо прекращается);

б) по степени определённости общая гипотеза может быть абсолютно определённой (только указывает

факты, которые обусловливают действие нормы, например сроки давности), абсолютно неопределённой (не

указывает никаких фактов, с которыми связано её действие, а предоставляет право органам власти в необходи-

мых случаях применять юридическую норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные ус-

ловия действия нормы, например применение нормы на территории закрытого военного подразделения);

в) по степени сложности гипотезы подразделяются на однородные (если в ней указано одно обстоятель-

ство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы) и составные (если гипо-

теза действие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более об-

стоятельств).

Напомним, что гипотеза — это часть нормы права, раскрывающая условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы, т. е она содержит указания на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма права вступает в действие.

В частности, гипотеза может выражать:

  1.  сроки вступления в действие правовой нормы;
  2.  достижение определенного возраста гражданина — субъекта права;
  3.  время и место совершения того или иного события;
  4.  «принадлежность» гражданина к тому или иному государству;
  5.  состояние здоровья, от которого зависит возможность реализации права.

Примеры гипотез

Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет (гипотеза), может быть объявлен полностью дееспособным (диспозиция), если он работает по трудовому договору (продолжение гипотезы) (ст. 27 ГК РФ об эмансипации). В нормах семейного права имеются условия заключения брака: «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния» (п. I ст. 10 СК РФ) — условие места или органа заключения брака.

«Права и обязанности супругов возникают со дня регистрации заключения брака...» (п. 2 ст. 10 СК) — условие момента возникновения брачного правоотношения.

Рис. 8. Виды гипотез

По степени сложности (в зависимости от структуры) гипотезы подразделяются:

  1.  а) на однородные (простые). В них указывается на одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы. Пример: «Срок действия доверенности не может превышать трех лет» (п. I ст. 186 ГК РФ);
  2.  б) составные (сложные). В них действие нормы права ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Пример. Условия заключения брака для вступающих в брак: во-первых, взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, а также достижение брачного возраста (ст. 12 СК РФ); во-вторых, отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака (ст. 14 СК РФ — состояние в браке одного из супругов, близкое родство, а также недееспособность, признанная судом);
  3.  в) альтернативные. В них содержится несколько условий, причем при наличии любого из них данная правовая норма начинает действовать. Пример: «В случаях когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар...» (п. 3 ст. 484 ГК РФ);
  4.  г) сложно-альтернативные. В этом случае гипотезы имеют одновременно и сложность, и альтернативность.

По наличию или отсутствию юридических фактов (обстоятельств):

  1.  а) положительные - указывают на необходимость определенных условий для действия нормы;
  2.  б) отрицательные - предполагают, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий. Так, неоказание помощи больному медицинским работником рассматривается в качестве отрицательной гипотезы. За это устанавливается мера юридической ответственности.

По форме выражения:

  1.  а) общие. В них указываются общие признаки, например общее условие действия всех уголовно-правовых норм — достижение возраста уголовной ответственности;
  2.  б) частные. В них указываются более конкретные признаки. Так, условием действия уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за должностные преступления, является наличие специального субъекта, т. е должностного лица.

По форме выражения гипотезы в литературе называют еще абстрактными и казуистическими.

76. Юридическая квалификация. Понятие и виды

В юридической литературе правовую квалификацию принято рассматривать как мыслительную деятельность, в ходе которой устанавливается соответствие или несоответствие признаков реального фактического обстоятельства признакам юридического факта, абстрактно очерченного нормой права, а также как результат этого процесса <1>. Квалификация выражается в резолютивной части решения по юридическому делу в суждениях. Схематично это выглядит следующим образом: "Деяние А1 соответствует (не соответствует) признакам деяния А, предусмотренного нормой Н" и т.д. Здесь необходимо подчеркнуть важную роль юридической квалификации в применении права, ибо именно это правоприменительное действие есть условие, обеспечивающее качество реализации юридических предписаний в практической жизни.

Задача юридической квалификации - в определении юридической природы конкретного фактического обстоятельства, т.е. связано ли с ним наступление правовых последствий. Анализируя правовую природу фактического обстоятельства, правоприменитель "измеряет действия и поступки людей с помощью норм права" <2>, "определяет некий факт действительности в качестве правового явления, с которым субъекту права следует обходиться соответственно его природе" <3>. Другими словами, юридическая квалификация является средством перехода от ситуации правовой неопределенности при оценке тех или иных фактических обстоятельств к правовой определенности, выражающейся в конкретизации положений норм права и фиксировании юридического значения данных фактов <4>. Обоснованность, справедливость и эффективность итогового решения как результата квалификации зависят от качества установления юридической природы фактических обстоятельств, от соблюдения правоприменителем определенных правил квалификации <5> и в конечном итоге от уровня правовых знаний правоприменителя, в том числе его представлений о сущности и назначении права, способности выделить в конкретном деянии то, что имеет юридическое значение.

В юридической литературе, как общетеоретической <6>, так и отраслевой <7>, достаточно полно исследовались понятие, значение, сущность и место юридической квалификации в правоприменительном процессе. Представляется, что не менее важным и актуальным как в теоретическом, так и практическом плане выделение оснований и анализ видов юридической квалификации, что, несомненно, будет способствовать наиболее полному раскрытию содержания этого сложного правоприменительного действия, наиболее глубокому осмыслению назначения правоприменения в целом. Это явится условием наиболее эффективного использования научных разработок и рекомендаций в практической деятельности правоприменительных органов. Нет сомнения, что деление понятия - одно из существенных этапов его развития, в ходе которого происходит конкретизация понятия и раскрытие его содержания <8>.

Делением называется логическое действие, посредством которого объем рассматриваемого понятия распределяется между рядом подмножеств с помощью избранного основания (критерия) <9>, характерного для всех его структурных единиц. В научной литературе в большинстве случаев деление юридической квалификации предлагается при помощи таких критериев, как субъект, объект (предмет), отраслевая принадлежность и сам результат квалификации.

Так, А.Ф. Черданцев предлагает подразделять юридическую квалификацию в зависимости от результата осуществляемого процесса квалификации на позитивную и негативную <10>. В случае соответствия признака реального факта признакам, очерченным нормой права, квалификация определяется как позитивная, а при несоответствии - как негативная. И позитивная, и негативная квалификации берутся в основу правоприменительного решения. В первом случае, например, будет вынесен обвинительный приговор или постановление о назначении административного наказания, а условия правового договора будут признаны соответствующими существенным условиям "абстрактного" договора, определенного законом или другим нормативным правовым актом, а во втором - оправдательный приговор или постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении и т.д.

Во многом итоги такой квалификации носят условный характер, ибо квалификация одновременно может быть негативной и позитивной (например, "данный договор не договор купли-продажи, а договор мены"). Кроме того, при рассмотрении юридического дела вышестоящими судебными инстанциями те факты, которые нижестоящими инстанциями квалифицированы как юридически значимые, могут быть признаны не относящимися к делу <11>. Приведем пример из судебной практики. В суд обратился О. с заявлением, в котором просил признать незаконными действия должностного лица - старшего госинспектора А., указав следующее. 8 июня 2006 г. он приобрел автомобиль марки "Ауди", а 12 сентября 2006 г. обратился в подразделение ГИБДД с заявлением о постановке на регистрационный учет этого автомобиля, в чем ему было отказано со ссылкой на нормативные документы МВД России. Истец указал, что данные действия являются незаконными, нарушают его права, гарантированные ст. 35 Конституции РФ, иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Решением Сараевского районного суда Рязанской области от 18 сентября 2006 г. заявление удовлетворено: на старшего госинспектора А. возложена обязанность поставить автомобиль О. на регистрационный учет, заменить паспорт транспортного средства, выданный 26 января 2006 г. на имя О., на новый. Президиум Рязанского областного суда 25 сентября 2007 г. решение районного суда оставил без изменения. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 21 мая 2008 г. судебные постановления отменила в соответствии со ст. 387 ГПК РФ из-за существенного нарушения применения норм материального права, в частности, судебные инстанции не учли, что О. обращался в суд не с иском о признании за ним права собственности на автомобиль "Ауди", а с заявлением в порядке гл. 25 ГПК РФ, в котором просил проверить правомерность действий должностного лица, отказавшего ему в постановке на регистрационный учет этого автомобиля.

Следовательно, в силу положений ст. 254, 258 ГПК РФ предметом судебного исследования должно было являться соответствие такого отказа требованиям действующего законодательства. Факт же того, что право собственности О. на названный автомобиль никем не оспаривалось и прав на автомашину никто не предъявлял, которому судом первой и второй инстанций было придано юридическое значение, на самом деле правового значения для правильного разрешения дела не имеет <12>.

В правовой науке, как отмечалось, предпринята попытка классификации в зависимости от субъекта, осуществляющего юридическую квалификацию. Это основывается на признании связи юридической квалификации со всеми формами реализации права, ибо такого плана действия являются основанием, мотивом поведения любого субъекта права. По данному критерию традиционно выделяют официальную (легальную), осуществляемую специально уполномоченными на то государством субъектами, и неофициальную квалификации <13>. Последнюю принято подразделять на обыденную и доктринальную. Особое значение имеет подразделение легальной квалификации, которую в зависимости от типа правоприменения можно осуществить, на судебную, административную (например, проводимую комиссиями по делам несовершеннолетних, таможенными и другими органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях согласно гл. 23 КоАП РФ) и управленческую (осуществляемую субъектом, находящимся в служебном или организационном отношении с адресатом решения, к примеру работодателем). Интересно, что в случаях обжалования решений одни и те же фактические обстоятельства могут быть предметом всех видов квалификации и, как правило, судебная квалификация будет последующей ("проверяющей") для других, в результате чего возможна переквалификация, ведущая к отмене или изменению решений предыдущих инстанций. Так, органами предварительного расследования действия П., который из личных неприязненных отношений нанес К. один удар кулаком правой руки в область лица, от которого К. упал, ударился головой о землю, вследствие чего получил травму, несовместимую с жизнью, квалифицированы как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ). Черемушкинский суд не согласился с такой квалификацией по причине отсутствия каких-либо доказательств наличия у П. умысла на причинение тяжкого вреда здоровью, что является обязательным квалифицирующим признаком данного состава преступления. В результате государственный обвинитель обратился к суду с просьбой о переквалификации действий П. на ч. 1 ст. 109 УК РФ как причинение смерти по неосторожности <14>.

В специальной литературе, посвященной юридической квалификации, не сформировалось единого мнения относительно объекта и предмета правовой квалификации, а также о соотношении данных понятий. Многие авторы считают их идентичными, очерчивающими действия и поведение людей <15>. Однако предмет и объект правовой квалификации целесообразно разграничивать, где под объектом квалификации следует понимать общественные отношения, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся в результате наступления определенного факта (действия или события), которые можно рассматривать в качестве предмета правовой квалификации. Кроме того, при установлении рода общественных отношений, подлежащих квалификации, одновременно определяется отрасль права, регулирующая данные отношения, ее институт и конкретная правовая норма, распространяющаяся на данный случай. Поэтому деление юридической квалификации в зависимости от такого критерия, как объект, совпадает с отраслевой правовой оценкой (соответственно, можно выделить гражданско-правовую, уголовно-правовую, административно-правовую квалификации и др.). Подчеркнем, что квалификация свойственна реализации норм любой отрасли права.

Правильное определение рода и вида правоотношений и, следовательно, отрасли их регулирующей, возникших в результате того или иного факта, отграничение их от сходных правоотношений является важной и непростой задачей, стоящей перед правоприменителем. Решению этой задачи способствует выяснение всех обстоятельств дела и придание юридического значения каждому признаку реального факта в соответствии с признаками, абстрактно закрепленными в норме права. Так, например, такой факт действительности, как незаконная рубка лесных насаждений, их повреждение, может оцениваться с позиций норм как административного права (ст. 8.28 КоАП РФ), так и уголовного (ст. 260 УК РФ). Только выяснение всех фактических обстоятельств (в частности, размера причиненного ущерба категории лесов, которым причинен вред, и др.) позволит правильно квалифицировать данные действия <16>.

Предметом юридической квалификации могут быть события, действия или бездействие людей, а также вещи, включая деньги и ценные бумаги, информация, интерес (частный или публичный), работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности, а также нематериальные блага (жизнь и здоровье, честь, достоинство, деловая репутация и др.). Относительно нематериальных благ интересна практика Черемушкинского суда. Гражданин Семенов обратился в суд с иском о защите чести и достоинства в связи с тем, что ответчик Новиков в своей книге религиозного толка называет Семенова "евреем" и "трусом", что, по мнению последнего, не соответствует действительности. Суд при оценке данной ситуации пришел к выводу, что нарушения чести и достоинства места не имело, так как название национальности в данном случае не было направлено на оскорбление личности <17>.

В зависимости от характера действий человека квалификацию делят на такого плана действия в части правонарушений и правомерного поведения. В юридической науке традиционно в большей мере анализу подвергается квалификация правонарушений, и в первую очередь преступлений <18>. Между тем не меньшее значение для практики и, пожалуй, большую сложность представляет квалификация правомерных деяний, которые составляют доминирующее большинство случаев правового поведения <19>. Эта сложность связана с тем, что правомерное поведение в своих проявлениях более разнообразно, часто трудно определить его особенности. Заметим, что оба вида квалификации осуществляются через оценку элементов противоправного или правомерного поведения (традиционно к этим элементам относят: субъект, объект, объективную и субъективную стороны). Если элементы правомерного или противоправного поведения по всем своим признакам соответствуют элементам модели поведения, содержащейся в норме права, то правомерность или противоправность данного поведения не вызывает сомнений.

Критерий темпоральности (соотношения предмета юридической квалификации и субъекта ее осуществления во времени) позволяет подразделить квалификацию как на правовую оценку прошлых или настоящих фактов (это ретроспективная квалификация), так и нацеленную в будущее (перспективная квалификация). Последней, как правило, является неофициальная квалификация, когда субъект права, перед тем как совершить определенное деяние, оценивает его возможные последствия с точки зрения права. Такая оценка необходима для того, чтобы избежать неблагоприятных для субъекта последствий, так как при неправильном, ошибочном юридическом сопоставлении своих поступков субъект права может совершить неправомерные действия, за которыми следуют юридическая ответственность или иные юридически неблагоприятные последствия. Неверная оценка может привести и к тому, что результат действия субъекта может оказаться не защищенным правом, а само действие при этом будет нерезультативным, не достигшим тех целей, которые преследовал субъект.

Кроме сказанного, в научной литературе предпринята попытка, в зависимости от стадии правоприменения, выделить такие виды юридической квалификации, как предварительная (или гипотетическая) и окончательная (генеральная) <20>. Такое основание деления можно охарактеризовать как емкость фактической основы дела. Предварительная квалификация дается на начальных стадиях рассмотрения дела, когда только начинается накопление фактических обстоятельств по делу (например, при принятии судом к производству гражданского дела, при возбуждении уголовного дела) и осуществляется "первая их примерка" к тем или иным нормам права. Генеральная квалификация происходит после установления всех фактических обстоятельств дела и непосредственно включается в акт правоприменения, завершающий рассмотрение дела <21>.

Представляется, что выделение данных видов юридической квалификации может помочь в деле "примирения" сторон в споре относительно места юридической квалификации в правоприменении. Не вдаваясь в дискуссию, отметим, что в научной литературе существует несколько точек зрения относительно места правовой квалификации в правоприменительном процессе. По мнению одних ученых, квалификация ближе всего к такой правоприменительной стадии, как решение дела <22>. Другие полагают, что юридическая квалификация образует самостоятельную стадию правоприменительной деятельности <23>. Существует и мнение о том, что квалификация охватывается стадией выбора подлежащей применению нормы права и выступает формой, разновидностью этой стадии <24>. Наиболее распространенным является мнение о том, что каждая стадия применения права сопровождается юридической квалификацией, а сама правовая оценка является "сквозным" правоприменительным действием <25>.

По большому счету противоречия между данными точками зрения нет, ибо, как представляется, первоначальные стадии правоприменения - установление фактических обстоятельств и выбор нормы права - сопровождаются предварительной квалификацией, а самостоятельную стадию образует генеральная квалификация, выводы которой составляют итоговое решение <26>. Так, на стадии установления фактических обстоятельств, в ходе которой формируется фактическая основа юридического дела, выявляются те или иные жизненные случаи, имеющие юридическое значение, т.е. происходит предварительная квалификация. Стадия выбора и анализа правовой нормы, подлежащей применению, также предполагает проведение предварительной квалификации, поскольку выбор точной нормы права, регламентирующей конкретный жизненный случай, возможен через сопоставление признаков фактических обстоятельств и признаков юридических фактов, закрепленных нормами права. Предварительная квалификация позволяет обратиться к более конкретному нормативному правовому акту, его разделу и т.д. <27>. Также в ходе предварительной квалификации в случаях, если нормы права содержат бланкетные гипотезы, должны быть учтены положения дополнительных оснований квалификации (различных правил, технических регламентов, моральных норм).

Однако квалификация на данных стадиях правоприменения не основная цель этих стадий, к тому же оценка фактических обстоятельств в процессе правоприменения может уточняться, конкретизироваться, даже изменяться, так как предварительная квалификация - это не разовый акт, а процесс неоднократного подведения рассматриваемых отношений под избранную норму. Этот процесс в случае необходимости предусматривает и замену одних норм другими. Как справедливо отметил П.Е. Недбайло, здесь происходит "лишь первая примерка фактов к норме и, наоборот, нормы - к фактам" <28>. Решив вопрос о том, что рассматриваемое дело находится в сфере правового регулирования, носит юридический характер, компетентный орган должен определить отраслевую принадлежность данного дела, в соответствии с чем и выбрать нужную норму права.

Окончательное же установление соответствия или несоответствия между выявленными признаками реальных фактов и признаками, абстрактно очерченными нормой права, происходит на стадии генеральной квалификации. Если предварительные правовые оценки выступают средством, способствующим установлению фактических обстоятельств дела и подлежащей применению правовой нормы, то окончательная квалификация служит основанием для принятия решений и фиксируется в акте правоприменения. При этом на данной стадии возможна "переквалификация фактов, когда на основании тщательного исследования обстоятельств дела оказывается, что последние подпадают под иную норму, чем это было определено при первоначальной квалификации" <29>. Именно эта квалификация позволяет индивидуализировать субъективные права и юридические обязанности (определить их содержание и объем применительно к конкретным субъектам, назначить меру наказания и т.д.).

Рассмотренными основаниями проблема классификации юридической квалификации не исчерпывается. Кроме данных критериев деления юридической квалификации, на наш взгляд, целесообразно выделить также логическое основание - модус, лежащий в основе квалификации, и уровень нормативной основы дела.

Несомненно, что юридическая квалификация имеет не только юридические, гносеологические, но и логические основания. Логический процесс юридической квалификации определяется как совокупность "мыслительных приемов, подчиненных законам логического мышления" <30> и представляет собой отражение в сознании правоприменителя объективно существующих в реальной действительности фактических данных (деяний, процессов, вещей, явлений) и правовых реалий, их соотношение <31>. Если к этому подходить схематично, то "логико-мыслительное" строение процесса квалификации представляет собой не что иное, как умозаключение (категорический силлогизм), в котором роль большой посылки играет конкретное нормативное предписание, малой посылки - конкретный юридический факт, подлежащий судебной оценке. Силлогизм служит логической основой повелевающего государственно-властного вывода компетентного органа. Разновидности силлогизма, отличающиеся друг от друга качественной и количественной характеристикой входящих в них посылок и заключения, называются модусами силлогизма <32>. Из 64 модусов еще Аристотелем выведены 19 правильных (аподиктических, т.е. позволяющих с необходимостью сделать вывод о единственно возможной связи между субъектом и предикатом <33>), которые распределяются по четырем фигурам. В процессе легальной позитивной юридической квалификации используются преимущественно модусы первой фигуры (Barbara, Celarent, Darii и Ferio). Негативной же квалификации характерны модусы второй фигуры (Cesare, Cesaro, Camestres и Festino).

Принятие решения как логический процесс "идет" от большой посылки к малой и заключению. Соответственно, чтобы логико-правовой вывод из посылок был верен (соответствовал целям и принципам судопроизводства), необходимо объективное и по возможности полное установление содержания обеих посылок, а также соблюдение законов логического мышления (в первую очередь законов тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания) и правил построения логического умозаключения. Логика развития процесса квалификации является объективной, отступление от соблюдения правил логики грозит ошибочным итоговым решением <34>.

Тщательная проработка вопросов логической стороны юридической квалификации, исследование модусов, используемых в процессе правоприменения, будут способствовать созданию и использованию в деятельности правоприменительных органов логических программ (алгоритмов) квалификации и, следовательно, приведут к формализации и автоматизации этого процесса. Это позволит правоприменителю прежде всего четко представлять ту последовательность действий, которую необходимо осуществить для получения единственно правильного вывода по делу, а также сведет к минимуму применение субъективистских оценок и обеспечит оперативность принятия решения. При этом использование таких компьютерных программ ни в коем случае не заменит обычных судей. Они лишь позволят сделать их работу более эффективной, особенно в тех случаях, когда дело связано не с интерпретацией положений закона, а с "чистой логикой", где необходимы однозначные ответы: "да" или "нет". Необходимо отметить, что в некоторых странах такие технологии уже применяются в ходе реализации программы "Электронный судья" <35>.

Одним из важных критериев классификации является уровень нормативной основы дела. Данный критерий с определенной долей условности позволяет выделить простую и сложную квалификации. При простой квалификации трудности в нахождении нормативной основы (большой посылки умозаключения), под которую подпадает реальный факт, сведены до минимума, что не отменяет обязанности правоприменителя правильно, своевременно и в соответствии с нормами и принципами права определить и истолковать содержание отрасли права, соответствующего института и конкретного правового предписания, регулирующего данные отношения.

Когда же нахождение или применение конкретной нормы права, под регулирование которой подпадает данная жизненная ситуация, затруднительно и неоднозначно, можно говорить о сложном характере правовой квалификации <36>. Так, после уяснения действительного смысла правовой нормы правоприменитель может обнаружить правовые нормы, коллидирующие с правовой нормой, подлежащей применению. Следовательно, возникает необходимость преодоления коллизии между правовыми нормами, претендующими на реализацию, что возможно только при следовании определенным правилам квалификации в случаях коллизий. Отдельным видом сложной квалификации являются случаи, когда приходится преодолевать пробелы в нормативных правовых актах, в том числе с помощью таких приемов, как аналогии закона и аналогии права (безусловно, это не касается уголовных дел и дел об административных правонарушениях, где применение аналогии запрещено). Также юридическая квалификация не может осуществляться в отрыве от новой шкалы оценок социальных благ, закрепленной в Конституции РФ и основополагающих международных и европейских правовых актах. Поэтому в процессе квалификации лица, ее осуществляющие, должны учитывать соотношение принципов и норм международного и национального права, особенности применения норм международного права, а также стандарты защиты прав человека и основных свобод, содержащиеся в основополагающих международных правовых актах, ратифицированных Российской Федерацией, и в решениях Европейского суда по правам человека.

Выделение критериев классификации и деление юридической квалификации представляет собой сложный логический прием, имеющий важнейшее значение для теоретического познания сущности юридической квалификации. Справедливо в этой связи утверждение о делении юридической квалификации как важнейшем средстве познания правовой действительности, особенностей правового регулирования <37>. В этом качестве она должна широко использоваться в правовой науке и практике.

Таким образом, можно сделать вывод, что деление юридической квалификации по существенным основаниям позволяет выявить ее роль в правоприменительном процессе и непосредственной реализации субъективных прав и юридических обязанностей и одновременно с этим дает возможность определить социальное назначение и регулятивные возможности каждого вида правовой квалификации в сравнении с другими. Так, выделение наряду с квалификацией правонарушений юридической оценки правомерного поведения отражает особую роль последней в развитии социально-правовой активности граждан как средства формирования правомерного поведения. Достижение целей квалификации, повышение ее качества диктует необходимость учета специфики каждого вида данной стадии правоприменения. Поэтому несомненно, что качественная и объективная разработка критериев деления юридической квалификации и анализ соответствующих видов являются важными компонентами исследования теоретических проблем юридической квалификации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19942. Право на вознаграждение за создание и использование произведений 18.79 KB
  Тема: Право на вознаграждение за создание и использование произведений Вознаграждение выплачивается автору произведения как при его создании по договору заказа так и созданию произведения по трудовому договору. По договору заказа кроме вознаграждения за создани
19943. Произведения, созданные в связи с выполнением трудового договора. Возникновение авторских прав и их регистрация 19.4 KB
  Лекция №4 Тема: произведения созданные в связи с выполнением трудового договора. Возникновение авторских прав и их регистрация. Трудовой договор – это соглашение между работником предприятием и работодателем в соответствии с которым работник обязуется выполнить ра
19944. Изобретательство и патентные работы 19.6 KB
  Лекция №5 Тема: изобретательство и патентные работы. Гражданский хозяйственный кодекс подзаконный акт МИН об утверждении правил составление подачи заявки на изобретение и заявки на полезные модели. Изобретение полезная модель – это результат интеллектуальной де
19945. Охрана полезных моделей (ОПМ) 22.96 KB
  Лекция №6 Тема: охрана полезных моделей ОПМ. 1891 год – первый закон об охране полезных моделей в Германии. В качестве полезной модели может быть зарегистрирована любая форма конфигурация или расположение элементов созданного объекта инструмента прибора которые п
19946. Комплекс испытательных средств для исследования ползучести и состава газообразных продуктов деления 329.83 KB
  Рассмотреть комплекс испытательных средств для исследования ползучести и состава газообразных продуктов деления, взаимосвязи его систем с облучательными устройствами и испытуемыми образцами. Обратить внимание на унификацию узлов установок, их объединение в облучательное устройство в зависимости от поставленных задач. Представить схему измерений комплекса и его элементы, параметры при испытании топливных композиций. Познакомить слушателей с газовым стендом, спектрометрическим комплексом и электроосадителем.
19947. Технология производства образцов диоксида урана двух партий 141.84 KB
  Изучались образцы диоксида урана двух технологий. Один тип образцов (тип с) по традиционной для реакторов ВВЭР технологии. Другой (тип f) изготовлен во Франции по технологии DCI и исследовался в соответствии с межгосударственной программой. Такие образцы, обладая повышенной пластичностью, предназначены для твэлов реакторов, способных работать в режимах покрытия пиковых нагрузок в электросетях.
19948. Качественные представления о двухстадийном диффузионном переносе ГПД. Обзор физических моделей и их сопоставление 47.3 KB
  Обосновать необходимость разработки двухстадийной диффузионной модели миграции ГПД для объяснения полученных экспериментальных результатов. Представить краткий обзор моделей двухстадийного переноса. Рассмотреть систему диффуравнений, условия однозначности и решение стационарной задачи.
19949. Частные случаи решения задачи и их сопоставление с экспериментальными результатами 41.7 KB
  Рассмотреть частные случаи решения задачи и сопоставить их с экспериментальными результатами. Обосновать дополнительные гипотезы о связях между параметрами переноса и необходимость их введения при решении задачи по восстановлению параметров по экспериментальным данным. Представить методику определения энергий активации и предэкпоненциальных членов коэффициентов диффузии.