45396

Форма государства: понятие и общая характеристика вопросов

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

форма государства: понятие и общая характеристика вопросов Любое государство помимо его сущности и социального назначения характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти административнотерриториальное устройство и составляет форму государства или форму организации государственной власти. Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими способы организации высших органов...

Русский

2013-11-16

51.9 KB

4 чел.

15. форма государства: понятие и общая характеристика вопросов

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти). Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальную организацию государства. Все эти правоотношения, взятые вместе, образуют публичный правопорядок, который называется государственным устройством.

Термин «устройство государства» в общей теории государства и права понимается в различных смыслах. Речь может идти об устройстве государства как о форме государства, об устройстве как о форме правления, об устройстве как административно-территориальной организации. Во всех этих случаях речь идет об устройстве государства (организации государственной власти), но только в разных аспектах: политико-правовом, структурно-функциональном, административно-территориальном. Государство – это структурированная организация, строящая свою деятельность на основе права.

Форма государства неразрывно связана с его сущностью. Однако последняя предопределяет форму государства не непосредственно, а через его содержание, обусловливаемое уровнем культуры, традициями, характером развития экономических отношений, внешнеполитическими отношениями, существующими в определенных исторических условиях. Поэтому содержание государства отражает не только то, что свойственно ему как специфическому явлению общества в любых исторических условиях, но также и то, что присуще тем или иным государствам в силу особенностей конкретно-исторических условий их возникновения и развития.

Форма государства – это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства – это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).

Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.

Форма государства – это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением. На протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или иных государств, выделяя самое основное в формах государства. В теоретическом осмыслении государственного устройства особое место занимает характеристика формы правления, поскольку именно по форме правления определяют, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе. Еще в Древнем мире философы и мыслители рассматривали различные формы правления, выделяя «правильные» и «неправильные» формы организации государственной власти. Например, один из величайших мыслителей античности Платон исходил из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» – аристократия. Кроме того, им выделялись и рассматривались «законная монархия» – царская власть и «незаконная» – олигархия.

О многообразии форм государства говорил и Аристотель – ученик Платона и одновременно его критик. Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию и политию, или умеренную демократию. Эти формы государства считались им «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие «неправильные» формы – тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

Цицерон, например, выделял в зависимости от числа правителей три простые формы государства (царскую власть – монархию, власть оптиматов – аристократию, а также народную власть – демократию) и смешанную форму.

В эпоху Нового времени в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищева и многих других мыслителей предприняты попытки обобщить и систематизировать знания о существующих формах государственного правления, выявить причины и предпосылки, которые определяли ту или иную форму правления.

В настоящее время в юридической и политологической литературе классификация формы государства осуществляется главным образом по ее элементам: форме правления (монархия и республика), форме государственного устройства (унитарное государство, федерация и конфедерация), форме государственного (политического) режима (демократические или авторитарные методы государственного правления).

Некоторые авторы, например, помимо названных элементов, выделяют следующие формы государства: монократическая (монистическая), сегментарная (сегмент – отрезок целого) и поликратическая (плюралистическая). При этом под монократической формой государства понимают такое государство, при котором государственная власть характеризуется высокой степенью централизации в руках одного лица или органа (Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар). Ни разделение властей, ни подлинная автономия в территориально-политическом устройстве, ни реальное местное самоуправление при такой форме не допускаются. В государственном режиме доминируют авторитарные методы управления. Сегментарная государственная форма предполагает определенное разделение полномочий между различными институтами государственной власти по управлению обществом. Эта форма характеризуется наличием конституции и парламента, провозглашаются и отчасти осуществляются демократические права и свободы, признается разделение властей, определенная степень местного самоуправления. Сегментарная форма государства существует в таких странах, как Венесуэла, Египет, Иордания, Марокко и др.

Поликратическая государственная форма характеризуется демократическими правовыми методами управления обществом, гарантиями основных прав и свобод личности, разделением властей, системой взаимных сдержек и противовесов, значительной степенью автономии административно-территориальных единиц и субъектов федерации (там, где она существует), наличием самостоятельных органов местного самоуправления. Это такие развитые страны, как США, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Норвегия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония и др.

На сегодняшний день конституция каждой страны четко закрепляет и регламентирует структуру, способы формирования и правовое положение высших органов государственной власти (главы государства, парламента и правительства), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

Конституция Российской Федерации 1993 г. в главе 1 «Основы конституционного строя» закрепляет основные признаки государственного устройства Российской Федерации. Статья 1 устанавливает, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это значит, что Россия по форме государственного устройства – федерация, которая состоит из субъектов федерации, по форме правления – республика, где глава государства и парламент избираются путем прямых выборов гражданами страны, а в государственном управлении действует принцип разделения властей. Государственный режим осуществляется демократическими методами управления и гарантиями конституционных прав и свобод человека и гражданина. Некоторые важнейшие признаки Российской Федерации содержатся и в других статьях Конституции. Прежде всего это определение Российской Федерации как социального (ст. 7) и светского (ст. 14) государства.

46.  диспозиция юридической нормы. Понятие и виды

2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) – элемент нормы права, определяющий модель по-

ведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в ги-

потезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, её ядром (напри-

мер, в гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил право-

мерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторон – покупателя и продавца, на-

следника и наследодателя, кредитора и должника; в уголовном праве и других охранительных отраслях боль-

шинство диспозиций содержит признаки запрещённых деяний – нельзя убивать, красть, грабить, хулиганить и

т.п.).

Диспозиции тоже весьма разнообразны и классифицируются по следующим основаниям:

а) по способу описания – на простые (содержащие указание на совершение деяния без описания его при-

знаков, так как они достаточно очевидны; например, закон не характеризует признаки преступления, если речь

идёт о предельно ясном деянии), описательные (содержащие признаки правомерного либо противоправного

поведения; например, ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует "бандитизм" как 1) создание устойчивой; 2) вооружен-

ной; 3) группы лиц (банды); 4) в целях нападения на граждан или организации; 5) а равно руководство такой

группой); отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нор-

мативного акта; например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на

признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы); бланкетные (содержащие ссылку на другой нормативно-

правовой акт либо указывают на незаконность действий и таким образом отсылают правоприменителя к соот-

ветствующему закону);

б) по своей юридической направленности выделяются предоставительно-обязывающие (содержат двусто-

ронние правила поведения, например, арендодателя и арендатора); обязывающие (указывают вид и меру пове-

дения обязанного лица, например, должника по договору займа); управомочивающие (указывают на вид и меру

возможного поведения, например, избирателя); рекомендательные (указывают на желательность либо целесо-

образность того или иного поведения, в котором заинтересовано общество и государство, например, не посе-

щать по туристическим путёвкам страны, где существует реальная опасность для жизни и здоровья граждан);

запрещающие (указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность, на-

пример, управление автомобилем в нетрезвом состоянии).

Диспозиции различаются только по степени их определенности. Подобно гипотезе и диспозиция может быть абсолютно-определенной, абсолютно-неопределенной и относительно-определенной. При абсолютно-определенной диспозиции в самой норме точно определяется, как должно поступать при наличности указанных в гипотезе фактов. Таковы, напр., постановления, что просроченный вексель теряет вексельную силу, что престол переходит к старшему сыну последне-царствовавшого императора. Определения тут так категоричны, что не оставляют вовсе места для усмотрения заинтересованных лиц или для органа власти, призванного блюсти за соблюдением этих норм. Неопределенная диспозиция, напротив, ограничивается только ссылкой на такое усмотрение, все предоставляя ему и отказываясь сама определить подлежащее применению правило. Примером могут служить постановления, предоставляющие полиции принимать, в случае народных возмущений, все необходимыя меры для восстановленія тишины и спокойствия, или в случае зпидеміи - все необходимые меры для предупреждения распространения заразительной болезни. Сюда же относятся те уголовные законы, которые, не установляя определенного наказания, ограничиваются требованием наказать преступника, смотря по вине или по всей строгости законов. В таком случае выбор наказания принадлежит суду.

В указанных примерах ближайшее определение подлежащего применению правила предоставляется все-таки органам власти, полиции и суду. Эти органы обязаны выполнить возложенную на них функцию и могут быть, в случае надобности, к тому принуждены. Но существуют и такие нормы, которые предоставляют это заинтересованным частным лицам. Такова, напр., норма, определяющая, что имущество умершего поступает тому, кого умерший назначил в своем завещании наследником, или, что в случае заключения гражданских договоров подробности отношений между контрагентами определяются

130

их собственным оглашением. Норма тут ограничивается определением, что в таких-то случаях возможное столкновение должно быть урегулировано определенным правилом, но самое установление этого правила предоставляется воле заинтересованных лиц посредством завещания или договора. Однако, правило для разграничения могущих прийти в столкновение интересов должно быть установлено, a между тем нет никакой гарантии в том, что заинтересованные частные лица действительно его установят. Опыт показывает, напротив, что они очень часто не пользуются предоставленной им властью. Поэтому нормы такого рода, предоставляющие ближайшее определение правила автономии заинтересованных лиц, все-таки и сами установляют правило для применения его на случай, если волею заинтересованных лиц такового установлено не будет. Следовательно, заинтересованным лицам предоставляется самим определить способ разграничения их интересов. Если же они этого не сделают, применяется установленное на этот случай самой юридической нормой правило. Такие нормы, находящие себе применение лишь в том случае, если заинтересованные лица сами не установят иного разграничения своих интересов, носят название диспозитивиых норм; a в противоположность им, нормы, имеющие безусловно обязательную силу, не предоставляющие определения способа разграничения интересов самим заинтересованным лицам, называются нормами прецептивными. Ренненкампф предложил взамен этих русские названия; диспозитивные нормы он называет распорядителными; прецептивные - повелителными. Но эти названия не вошли у нас в употребление.

Относително-определенная диспозиция может иметь две формы. Могут быть, во-первых, установлены только крайние пределы, между которыми предоставлиется выбирать подходящую меpy разграничения интересов компетентной власти или заинтересованным лицам. Например, определяется максимум и минимум, или только максимум подлежащего наложению штрафа, или определяется максимум возможного срока договорного отношения, например, для личного найма пять лет, с предоставлением сторонам назначать и более короткий срок. Другая форма относительно-определенной диспозиции есть форма альтернативная, когда на выбор установляются две или несколько мер. Например, суду предоставляется назначать иногда по его усмотрению или денежный штраф, или лишение свободы, или следователю предоставляется или подвергнуть привлеченного к следствию аресту, или взять с него залог, или отпустить на поруки. Бывают и такие нормы, которые выбор, в пределах установленной ими альтернативы, предоставляют заинтересованным лицам. Так, потерпевший от преступления может по своему желанию предявить

131

иск о вознаграждении за убытки или в уголовном суде, или в гражданском, контрагент казны, недовольный расчетом, может или обратиться с жалобой к административному начальству или с иском в суд.

Все сказанное об юридических нормах имеет совершенно важное значение. Гипотеза и диспозиция суть необходимые элементы каждой юридической нормы, следовательно и законов уголовных, уподобяющих наказуемость преступных деяний. Но в силу особенного положения, какое занимают в общей системе права уголовные законы, их элементам обыкновенно присвоиваются другие названия. Каждый уголовный закон состоит непременно из двух частей: в первой определяются признаки наказуемого деяния, во второй - самое наказание. Каждый уголовный закон может быть выражен в такой форме: если кто совершит такое-то деяніе, он подвергается такому-то наказанию. Но дело в том, что в срвременном законодательстве обыкновенно нет особых постановлений, установляющих запрещение преступных деяний. О запрещенности деяния заключают лишь из его наказуемости. Поэтому первая часть уголовного закона, кроме определения условий применения наказния, указанного во второй части, содержит в себе еще, так сказать, и диспозицию другой нормы - нормы, установляющей запрещение преступного деяния. Вот почему криминалисты называют обыкновенно первую часть уголовного закона — диспозицией. Что касается второй части уголовных законов, то ее обыкновенно называют санкцией. Это потому, что установляемое наказание есть санкция действительного соблюдения какой-нибудь другой нормы, так как непременным условием применения наказания служит наличность нарушения права.

77. понятие и виды актов применения права. Соотношение правоприменительных и нормативных правовых актов.

Правоприменительный акт – один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как

известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо

делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

1) они имеют индивидуально-определённый характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно

назвать поимённо (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении

гражданина орденом). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифициро-

ванную) природу;

2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его

согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований

(делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

3) не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и

формой права; их назначение – не создавать, а применять нормы права;

4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем,

кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное)

правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространя-

ются; после разового применения прекращают свое действие;

6) обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идёт о претворении воли законодателя в

жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменитель-

ные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платёжные поручения, ди-

пломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше при-

знаки. Подобные "казённые бумаги" выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотно-

шений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми

внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время выне-

сения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определённую внутрен-

нюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение.

Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды правоприменительных актов. Акты применения норм права отличаются большим разнообразием,

поэтому они классифицируются по различным основаниям.

По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, администра-

тивно-правовые, финансовые и др.

По субъектам их издания – на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, кон-

трольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента,

правительства, федеральных министерств и ведомств.

По юридической природе – на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, пра-

вообеспечительные.

По последствиям – на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ

ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же ву-

зе).

По форме выражения – на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомоби-

ля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-

документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоря-

жение или резолюция руководителя подчинённому совершить определённое действие) и конклюдентные, или

молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения при-

менить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нару-

шены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечёт за собой юридическую ответствен-

ность (А.Д. Черкасов).

По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения,

протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпа-

дают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила

поведения.

Следует подчеркнуть, что всегда необходимо строго различать правоприменительные акты, нормативные акты и акты толкования норм права.

  Особенно часто смешивают нормативные и индивидуально- правовые акты. Действительно, между ними много общего: оба они носят категоричный и властный характер, поддерживаемый силой государственного принуждения к исполнению имеющихся в них предписаний; их издает (принимает) строго определенный круг специально на то уполномоченных лиц; они имеют четкую структуру и атрибутику, нарушение требований которой делает их недействительными; они напрямую регулируют общественные отношения; имеют одинаковую направленность на упорядочение отношений, укрепление законности и обеспечения правопорядка и др.

  Вместе с тем имеются и кардинальные различия.

  Нормативно-правовой акт — это источник, из которого субъекты получают информацию о своих правах и обязанностях, об установленных правилах поведения в тех или иных конкретных ситуациях (Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Таможенный кодекс и др.). Всегда следует помнить, что нормативно-правовой акт содержит нормы права (общие, не персонифицированные, не ограниченные по времени своего действия положения), служащие основой для разрешения конкретно-индивидуальных дел.

  Акт применения права — документ, созданный на основе нормативно-правового акта, но уже с указанием конкретных лиц, фактов, событий, времени (например, Уголовный или Трудовой кодексы и приговор суда или приказ о дисциплинарном взыскании; Положение о государственных наградах и приказ о поощрении; Положение о среднем и специальном образовании, на основании которого гражданин имеет право учиться (получить образование) и приказ о зачислении в конкретный вуз, на такой-то курс, в такую-то группу). Кроме того, правоприменительные акты являются актами разового действия, рассчитанными на строго определенную ситуацию. Эти акты могут носить не только обязательную для акта с нормативным содержанием письменную форму, но и выражаться в форме так называемых конклюдентных действий (сигналы регулировщика например). Они могут издаваться не только компетентными должностными лицами государственных органов (учреждений, организаций), но и иных — частных, коммерческих структур.

Некоторые ключевые понятия темы

  Юрисдикция — это деятельность компетентных органов, управомоченных на рассмотрение юридических дел и на вынесение по ним юридически обязательных решений.

  Наличный правоприменительный риск — это реально возникающая в процессе правоприменения ситуация, которая, воспринимается и оценивается субъектом как объективно существующая.

  Мнимый правоприменительный риск — это ситуация, возникающая в процессе правоприменения, когда субъект ошибочно полагает, что действует в состоянии правоприменительного риска, хотя объективные признаки ситуации правоприменительного риска отсутствуют.

  Обоснованный правоприменительный риск — риск, содержащийся в решении, реализация которого не превышает социально приемлемого уровня отрицательных последствий для нравственного, психологического, физического состояния людей, их здоровья.

  Необоснованный правоприменительный риск — это риск, уровень которого не обоснован с точки зрения экономических, социально- психологических и иных, обязательных для учета факторов.

  Целесообразность применения права — это реализация права компетентными органами и лицами при разрешении ими юридических дел, при которой цели права достигаются наилучшим образом и с максимальной эффективностью в рамках и на основе правовых принципов и норм.

  Конклюдентные действия — это действия лица, выражающие его волю установить правоотношение, но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61583. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин 518 KB
  Ход урока: Организационный этап 2 минуты Учитель: Здравствуйте. Проверка домашнего задания повторение ранее изученного материала 16 минут Учитель: На прошлом уроке вы научились наглядно определять изменения величин. Учитель: Верно.
61584. My family and I 141.03 KB
  Развивающие: продолжить развитие памяти, речевых умений, языковой догадки Воспитательные: развитие умений работать самостоятельно и в группе; воспитание уважительного отношения к старшим; формирование семейных ценностей у учащихся.
61585. Зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста 1.02 MB
  Выявить уровень развития зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста. Разработать и апробировать программу по развитию зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста.
61586. Полиграфическое искусство 25.56 KB
  Задачи: Обучающие: изучить полиграфическое дело познакомиться с такими понятиями как фирменный стиль полиграфия и подобное рассмотреть элементы рукописных книг познакомится с историей их изготовления познакомится с понятием единый стиль...
61587. Портрет мамы 19.68 KB
  Материалы для учителя: репродукции портретов наглядные пособия портрет лист бумаги формата А3 гуашь клей салфетки мольберт репродукции с портретами матерей известных художников...
61588. Экзотические птицы в витражной технике 17.82 KB
  Как вы все уже знаете тема нашей смены в лагере называется 438 попугаев. Каждому отряду присвоены имена различных видов попугаев. Затем мы вырежем всех нарисованных попугаев...
61589. Троекуров и Дубровский 20.23 KB
  Цели урока: Личностные: развитие представлений детей о нравственных и социальных проблемах, таких как верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость.
61590. Композиция с применением различных фактур. Зимний пейзаж 19.18 KB
  Цель урока: выполнить зимний пейзаж с применением разных материалов Задачи обучающие; изучить приемы работы с различными материалами познакомиться с понятием фактура развивающие...