45398

Монархия как форма правления: понятие, признаки, виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Буржуазные в которых власть короля ограничивается конституцией и парламентом и которые подразделяются на дуалистические когда монарх сохраняет всю полноту исполнительной власти в частности назначает министров ответственных перед ним и парламентарные когда монарх как глава исполнительной власти ограничен в правах и в частности назначаемые им министры зависят от вотума доверия парламента например Великобритания Швеция. Система права: понятие признаки элементы Под системой права понимается определённая внутренняя его структура...

Русский

2013-11-16

49.33 KB

22 чел.

17. монархия как форма правления понятие признаки виды

Форма правления - организация высшей власти в государстве, характеризуемая системой и порядком образования высших органов государства, их взаимодействием с иными органами и населением.

Монархия - форма правления, при которой в системе высших органов власти имеется монарх. Власть монарха не зависит ни от одного другого органа государства, монарх никому неподотчетен и неподконтролен.

Монарх - лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, самостоятельно, и получившее эту власть по наследству в соответствии с законами о престолонаследии. Монарх осуществляет свою власть пожизненно.

Монархии различаются в зависимости от степени полномочий монарха. Выделяют:

1. абсолютные монархии;

2. ограниченные или конституционные монархии, которые в свою очередь подразделяются на:

- дуалистические;

- парламентские.

Абсолютные монархии характеризуются полнотой власти монарха, в этом случае в руках монарха сосредоточена вся полнота власти. Черты монархии, названные выше, в максимальной мере относятся именно к этой форме правления. Мнения исследователей по поводу того, существуют ли в современном мире абсолютные монархии, неоднозначны. Некоторые считают, что в чистом виде такого рода монархий не сохранилось. Если же таковые и имеются, то к ним можно отнести Объединенные Арабские Эмираты, государства Саудовской Аравии.

Конституционные (ограниченные) монархии характеризуются тем, что власть монарха ограничена Конституцией, на основании которой в государстве действуют два института высшей власти: монарх и парламент, которые делят между собой полномочия. В зависимости от объема полномочий монарха конституционные монархии можно разделить на дуалистические и парламентарные.

Дуалистическая монархия характеризуется тем, что парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными полномочиями в этой области. Примерами могут служить Марокко, Иордания, Кувейт.

Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх лишен реальных полномочий и в области законодательной, и в области исполнительной власти. Он выполняет представительские функции, представляет государство во внешних сношениях, выполняет роль главы государства. Должность монарха существует как дань традициям, обусловлена культурно-историческим наследием страны. Большинство современных монархий являются именно таковыми, например, Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Япония.

Иногда в литературе предлагается другая классификация монархий: абсолютные, теократические, дуалистические, конституционные.

В теократической монархии монарх является и светским главой страны, и религиозным лидером.

В дуалистической монархии власть монарха ограничена парламентом.

В конституционной монархии монарх выступает в роли главы государства, выполняет представительские функции, но непосредственно в управлении государством участия не принимает.

Монархия как форма правления отличается следующими признаками:

существование единоличного носителя верховной власти , - монарха (фараона, короля, царя, императора, великого князя, шаха, эмира и т.п.), который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;

наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;

тем, что монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т.п.);

отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.

Эти признаки в своей идеальной совокупности встречаются достаточно редко. В Византии, например, где из 109 царствовавших императоров 74 были убиты, во всех 74 случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора Цхимисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства. Римские легионеры назначали и смещали императоров. Как свидетельствуют историки, арагонские феодалы возводили на престол королей по формуле: “Мы, которые стоим столько же, сколько и Вы, и которые можем больше, чем можете Вы, мы назначаем Вас нашим королем и сеньором при том условии, что Вы будете соблюдать наши привилегии. А если нет, - нет”. Реальная история оказывается весьма далекой от идеальных моделей теоретиков /13,стр.77/.

История государственности была по существу историей монархий, и в ходе ее эта форма правления существенно видоизменялась. Вот почему первым основанием классификации монархий является их разделение по тем историческим эпохам, в которых они существовали и существуют. В историческом разрезе монархии подразделяются на восточно - деспотические, основанные на азиатском способе производства; античные (рабовладельческие), в число которых входят рабовладельческие государства, выросшие на основе классической древности ( например, монархия рабовладельческого Рима); феодальные, к которым относятся раннефеодальные, отличавшиеся большой степенью децентрализованности, сословно - представительные, в которых власть монарха была ограничена тем или иным сословно - территориальным представительством (во Франции - Генеральными штатами, в Англии - парламентом, в Испании - кортесами и т.п.), и абсолютные (абсолютизм, самодержавие), в которых власть полностью принадлежит одному лицу и складываются такие государственные институты, к

ак наемная армия (в России ее не было), чиновничество, королевская казна с системой податей и т.д.; буржуазные, в которых власть короля ограничивается конституцией и парламентом и которые подразделяются на дуалистические, когда монарх сохраняет всю полноту исполнительной власти (в частности, назначает министров, ответственных перед ним), и парламентарные, когда монарх как глава исполнительной власти ограничен в правах и, в частности, назначаемые им министры зависят от вотума доверия парламента (например, Великобритания, Швеция).

48. Система права: понятие, признаки, элементы

Под системой права понимается определённая внутренняя его структура (строение, организация), которая

складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактиче-

ский социальный строй общества, государства определяет в конечном счёте ту или иную систему права, его

отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит пра-

во и как они соотносятся между собой.

Системность – общее свойство всех типов права, в то время как систематика или систематизация право-

вых норм не является таковой. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая осо-

бенности этого типа и всей общественной формации. Структура права – это юридическое выражение структуры

данного общества.

В этом заключается объективная социальная обусловленность системы права, её детерминация экономи-

ческими, культурными, национальными и иными факторами. Например, рабовладельческое, феодальное и со-

временное право отличаются друг от друга не только своими сущностями, но и внешними признаками, т.е.

формальными атрибутами, в том числе системного характера, на которых лежит печать времени.

При этом не следует смешивать понятия "система права" и "правовая система". В первом случае речь идёт,

как указано выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором – о право-

вой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, сущест-

вующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одним из слагаемых правовой сис-

темы.

Право есть совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Но это не случайное и не хаотич-

ное их нагромождение, не механическая масса, а строго согласованная и взаимозависимая целостная система, в

которой нормы выстраиваются, группируются в определённом порядке. Перед нами – сложное системное ие-

рархическое образование, пронизываемое процессами интеграции и дифференциации. В любом типе права ме-

жду конкретными его нормами всегда присутствуют элементы общего и единичного, сходства и отличия, само-

стоятельности и зависимости.

Однако объективная природа системы права не означает, что законодатель не может на неё повлиять. Он

может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в

этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те

или иные нормы, акты и т.д.), но в принципе система права от него не зависит, нельзя её заново создать, отме-

нить, "перестроить".

Обособить можно только то, что объективно обособляется. Иными словами, государство, власть могут в

известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать её совершенствованию, развитию,

но не более того. Они не могут по своему "хотению" учредить, ввести декретом нужную, желаемую систему

права.

Объективность – важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит

субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определён-

ная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Великобритании право не систе-

матизировано).

Систематизация – это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в

целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не система-

тизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль пра-

ва; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Правовая норма – первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное

правило поведения властного характера.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных

правовых норм, регулирующих определённую область (сферу) общественных отношений. Объективная необ-

ходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознаёт и оформляет (протоколирует) эту

потребность.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеоб-

разия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с

помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования.

Качественная однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответст-

вующую отрасль права. И наоборот, наличие или отсутствие той или иной отрасли права зависит от наличия

или отсутствия соответствующих областей общественных отношений, нуждающихся в правовом регулирова-

нии. Отрасль не "придумывается", а рождается из социальных и практических потребностей.

Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по

своему значению, объёму, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение объяс-

няется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу.

Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Например, в граждан-

ском праве – авторское право, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное; в конституционном – изби-

рательное право; в трудовом – пенсионное; в земельном – горное, водное, лесное и т.д. Эти подотрасли регули-

руют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родо-

вой обособленностью.

Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих опре-

делённую разновидность общественных отношений. Если юридическая норма – "исходный" элемент, "живая"

клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной

жизни. Институт – составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают отно-

сительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве – институт необходимой обороны, институт крайней

необходимости, невменяемости; в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения, сделки,

купли-продажи; в государственном праве – институт гражданства; в административном – институт должност-

ного лица; в семейном праве – институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг

с другом – как внутри данной отрасли, так и вне её.

Виды правовых институтов. Прежде всего, институты делятся по отраслям права на гражданские, уголов-

ные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей – столько соответствующих групп институтов.

Отраслевая принадлежность правовых институтов – наиболее общий критерий их дифференциации. По этому

же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на

отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охрани-

тельные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и бо-

лее отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Слож-

ный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своём составе более мелкие самостоятельные

образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает инсти-

тут штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений; охранительные –

на их охрану, защиту (типичны для уголовного права); учредительные – закрепляют, учреждают, определяют

положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для

государственного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в

котором чётко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура

правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом. Все эти уровни субординиро-

ваны, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые они образуют достаточно сложную

конструкцию.

Материальное и процессуальное право. В правовой науке все юридические нормы подразделяются на мате-

риальные и процессуальные. Первые – регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями

отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами

собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами

прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.

Вторые – определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения

преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопро-

сы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конститу-

ционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Рассуждая по аналогии, можно на

основе ст. 127 Конституции выделить и арбитражное судопроизводство, осуществляющееся в соответствии с

АПК РФ.

В итоге систему права можно кратко определить как совокупность взаимосвязанных между собой юриди-

ческих норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с

особенностями регулируемых общественных отношений.

79. понятие и виды актов толкования права.  Соотношение актов толкования права и нормативных правовых актов.

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, подразделяются в науке на четыре группы: а)

нормативные акты, включая договоры нормативного содержания; б) правоприменительные акты; в) правотол-

кующие (интерпретационные) акты; г) прочие акты (декларации, заявления, послания, обращения и т.п.).

Акты толкования – один из видов правовых актов. Их функциональное назначение состоит в том, что

они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли зако-

нодателя в жизнь. И хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, а только вместе с толкуемыми актами,

их роль в общем механизме правового регулирования весьма велика. Без них этот механизм был бы существен-

но ослаблен, а в отдельных случаях оказался бы ущербным, искажённым, ибо если норма права неверно понята,

она будет и неверно применена. А это уже нарушение законности в правоприменительной деятельности.

Основные особенности актов толкования заключаются в следующем:

1) они не содержат в себе общих правил поведения, а следовательно, не относятся к числу нормативных

актов;

2) не являются источником и формой права;

3) адресуются, как правило, к должностным лицам;

4) носят подзаконный, но обязательный характер;

5) по форме они могут облекаться в те же акты, что и нормативные – указы, постановления, инструкции и

т.д.;

6) их цель – толковать, разъяснять, но не создавать право.

Последний пункт нуждается в пояснениях. Дело в том, что в научной литературе существует точка зрения,

согласно которой в отдельных случаях акты толкования могут быть не только результатом правотолкующей, но и

правотворческой деятельности, иными словами, содержать в себе признаки нормативности. Особенно это касает-

ся судебного толкования нормативного, а не казуального характера (постановления Пленума Верховного Суда

РФ, Конституционного Суда РФ). Однако такое мнение разделяется далеко не всеми (возражающих, пожалуй,

большинство), и оно (мнение), как представляется, ближе к истине.

С теоретической, да и практической точки зрения судебные органы не наделены и не должны быть наде-

лены правотворческими функциями, их дело – не творить, а толковать и применять право. Что же касается ак-

тов нормативного толкования, то, как уже отмечалось, сам термин "нормативное" используется здесь условно,

лишь для сопоставления их с актами казуального толкования, а не в общеупотребительном смысле.

Виды актов толкования. По форме выражения они могут быть устными и письменными; по отраслям

права – уголовными, гражданскими, административными и т.д.; по юридической природе – нормативными и

казуальными, аутентичными и делегированными; по субъектам эти акты выступают как акты различных орга-

нов – судебных, прокурорских, арбитражных, контрольных, административных, законодательных, исполни-

тельных и т.д.

Многообразие актов толкования обусловлено многообразием юридических норм, а в конечном счёте – об-

щественных отношений, которые регулируются этими нормами. Сама жизнь диктует необходимость издания

подобных актов на всех уровнях государственного управления. Потребность в толковании возникает всюду, где

действует, функционирует право.

Среди правовых актов-документов различают:

нормативно-правовые акты (нормативные акты);

акты толкования права (интерпретационные акты);

акты применения права (правоприменительные акты).

Нормативные акты - первичны, интерпретационные и правоприменительные акты - производны от нормативных в том смысле, что без нормативных актов их существование немыслимо. Вначале появляется (издаётся) нормативный акт, затем появляются акты его толкования и применения, т.е. он (нормативный акт) - обязательная предпосылка появления последних, поскольку невозможно толкование и применение права без самого права (представленного таким его источником как нормативный акт). Различие этих актов по субъекту выражается в том, что в соответствии с законодательством Украины только нормативные акты - результат деятельности субъектов правотворчества, т.е. нормативные акты - результат правотворческой деятельности (правотворчества). Законодательство Украины не предусматривает правотворческие полномочия для субъектов толкования и применения норм права.

Нормативные акты - разновидность источников (форм) права, акты толкования и применения права такого официального статуса не имеют.

Нормативные акты содержат нормы права. Акты толкования права содержат разъяснения содержания соответствующих норм права, т.е. в них растолковывается (объясняется) как надо правильно понимать смысл тех или иных норм права. Правоприменительный акт содержит индивидуальное (персонифицированное) властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом (лицом) в результате решения им конкретного юридического дела.

Правоприменительные акты применяются с учётом актов их официального толкования. Сами по себе акты толкования права юридического значения не имеют, они действуют и применяются в единстве с теми нормами, которые толкуют (в единстве с соответствующим нормативными актами).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66034. Разработка и оптимизация конструкции регулирующего клапана (РК) DN125 для системы САОЗ ВД энергоблока АЭС с ВВЭР-1000 малой серии 7.73 MB
  Цель работы: обеспечение безопасности работы реакторных установок В-320 и В-338 при речах 1 контура, компенсируемых работой САОЗ ВД на основе подхода управляемого снижения давления 1 контура с регулированием расхода впрыска борного расхода...
66035. Глобализация финансов 17.21 KB
  В глобализации финансов часто усматривают причину роста спекуляций и отвлечения со спекулятивными целями капитала от производства и создания новых рабочих мест. Процесс финансовой глобализации сконцентрирован прежде всего в трех основных центрах мировой экономики...
66036. Бюджетный дефицит. Виды и меры по его ликвидации в России 52 KB
  Виды дефицита бюджета В тех случаях когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления расходов говорят о возникновении бюджетного дефицита.Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны.
66038. НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 18.27 KB
  Отличительная черта налоговой системы Франции высокая доля взносов в фонды социального назначения ФСН. Эластичность налоговой системы заключается в том что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюктуры законодательно уточняются ставки налогов.
66040. Органы управления финансами в разных странах 65.02 KB
  В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. Участие Президента...