45399

Республика как форма правления, понятие, виды, признаки

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Наличие у президента права вето на законы принимаемые парламентом. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путём утверждения ежегодного бюджета страны а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия. критерии отраслевого деления системы права В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1 предмет правового регулирования; 2 метод правового регулирования. Под методом понимаются определённые приёмы способы средства воздействия права на общественные отношения.

Русский

2013-11-16

49.09 KB

35 чел.

18. республика как  форма правления, понятие, виды,признаки

Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок.

Признаки республики:

· Во главе государства - президент и коллегиальный представительный орган (парламент).

· Срочный характер государственной власти. Выборность и сменяемость высших органов государства. Таким образом, государственная власть формируется непосредственно населением (избирателями).

· Возможность привлечения к политической и юридической ответственности высших должностных лиц государства.

· Разделение государственной власти на судебную, законодательную и исполнительную, включая взаимный контроль или как часто применяемый термин "систему сдержек и противовесов" и взаимодействие всех ветвей власти.

Виды республик.

Президентская республика. Характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальный признак президентской республики - отсутствие должности премьер-министра, поскольку президент сам непосредственно возглавляет исполнительную власть. Президент формирует правительство, является верховным главнокомандующим. И парламент, и президент избираются непосредственно населением. Следует отметить значительную независимость, обособленность правительства и парламента друг от друга. Правительство политически не отвечает перед парламентом. Парламент не может выразить недоверие президенту. Президент, в свою очередь, не вправе распустить парламент. Наличие у президента права вето на законы, принимаемые парламентом. Примеры президентской республики - США, Мексика, Бразилия, Аргентина.

Парламентарная республика. В данной разновидности республики президент является главой государства с представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Премьер-министр назначается президентом из числа правящей партии или партийной коалиции", имеющей большинство голосов в парламенте. Для парламентарной республики характерны непрямые парламентские выборы президента и определенное верховенство парламента в политической жизни государства, обусловленное партийным характером правления. Парламент избирает президента, формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью. Парламент вправе выразить недоверие правительству и отправить его в полном составе или отдельных министров в отставку. Президент, в свою очередь, всегда действуете согласия правительства. Издаваемые им акты вступают в юридическую силу после одобрения их правительством или парламентом. Примеры парламентарной республики - Австрия, ФРГ, Швейцария, Италия, Израиль, Турция, Индия, Финляндия, Греция.

Смешанная республика характеризуется сочетанием различных элементов. В ней как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные функции в различных пропорциях разделены между ними. Примеры - Франция, Россия, Югославия.

В настоящее время наблюдается тенденция сближения различных форм правления.

Республика (от латинского res publica – государственное, общественное дело) – это форма правления, при

которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирате-

лей или представительного органа.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики

подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Брази-

лия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских

(Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша,

Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщи-

ков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент

сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может выне-

сти вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет воз-

можность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утвер-

ждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конститу-

цию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латин-

ского veto – запрет) на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно пе-

ред ним. Парламент может путём голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности

правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру),

конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парла-

ментом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государст-

венной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными

функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Ре-

альной же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двой-

ная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках пре-

зидент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он

назначает главу правительства и министров с учётом расклада политических сил в парламенте. Глава государ-

ства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент

также имеет возможность контролировать правительство путём утверждения ежегодного бюджета страны, а

также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

49. критерии отраслевого деления системы права

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования;

2) метод правового регулирования. Они и выступают системообразующими факторами.

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определённые виды общественных отношений.

Последние представляют собой сложную, многоаспектную категорию. В структуру предмета правового регу-

лирования входят следующие элементы: а) субъекты – индивидуальные и коллективные; б) их поведение, по-

ступки, действия; в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во

взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес; г) социальные факты (события, обстоя-

тельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих

отношений.

Предмет в данном случае – это всё то, что подпадает под действие правовых норм. Иными словами, сфера,

на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки (грани-

цы) нередко называют правовым или юридическим полем. За пределами этого поля находится неправовое про-

странство.

Под методом понимаются определённые приёмы, способы, средства воздействия права на общественные

отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы

регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере

зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку

он имеет объективное содержание, предопределён самим характером общественных отношений и не зависит в

принципе от воли законодателя. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как произво-

ден от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более

строгой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь наличие различных видов общественных отно-

шений ещё не создаёт само по себе системы права, не порождает автоматически его отраслей.

Именно предмет прежде всего диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль

выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от во-

ли законодателя. Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений,

может избирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, ис-

пользуя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предме-

та. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.

Группировка норм по отраслям и институтам зависит прежде всего от видового разнообразия обществен-

ных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда по одному лишь предметному признаку можно

отличить одну отрасль права от другой, так как существуют такие отношения, которые опосредуются нормами

ряда отраслей.

Например, отношения собственности во всех её формах регулируются гражданским правом, уголовным,

административным, конституционным. В таких случаях на помощь приходит метод регулирования, ибо каждая

правовая отрасль имеет свой, характерный для неё способ воздействия на поведение субъектов (либо их соче-

тание).

Словом, одного материального ориентира недостаточно: если руководствоваться только им, то трудно бы-

ло бы разграничить смежные отрасли и институты. Тем более что в праве не существует абсолютно независи-

мых отраслей, так как они – части единой системы. Если бы основанием для деления права служил только

предмет, то отраслей оказалось бы слишком много.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие

компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на про-

исходящие социальные процессы: а) установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зави-

сит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные по-

требности, государственная заинтересованность и др.); б) издание соответствующих нормативных актов, преду-

сматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении; в) наделе-

ние участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособно-

стью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения; г) определение мер ответственности (при-

нуждения) на случай нарушения этих установлений.

Однако наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех

или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений.

Императивный и диспозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском

праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма – это

властное предписание, веление государства; в то же время она даёт субъектам известную альтернативную воз-

можность выбора вариантов поведения в рамках закона. Указанные методы в какой-то мере носят универсаль-

ный характер.

Такое же сквозное значение имеют дозволения, обязывание и запрет, свойственные в различных комби-

нациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном по-

рядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придаёт поведению субъектов строго

целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло.

В административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффек-

тивно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов

и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчинённость одних субъектов другим, обязатель-

ность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты ука-

занного метода.

Поощрения свойственны в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные систе-

мы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производитель-

ности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д. Нормы, ус-

танавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почётных званий, также счи-

таются поощрительными, но они относятся к административному праву.

Метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответ-

чик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг

перед другом, законом и судом, их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов

отличаются также многие гражданские отношения.

В сельскохозяйственном праве применяется метод рекомендаций, обусловленный тем, что крестьянские

(фермерские) хозяйства, колхозы – негосударственные организации и по отношению к ним властно-

императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них своё влияние лишь путём

разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов.

В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характер-

ные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.

80. пробелы в праве. Понятие, причины возникновения, способы устранения и восполнения

Ни одно, даже самое совершенное законодательство не может заранее предусмотреть все те нестандартные

ситуации, которые могут возникнуть в жизни и потребовать правового реагирования, поскольку жизнь неизме-

римо богаче, многообразнее, чем любые юридические нормы. Именно поэтому нигде в мире никогда не было и

нет беспробельного, идеального права, адекватно отражающего действительность. Пробелы в законодательстве

нежелательны, однако объективно они возможны и неизбежны

Под пробелом в праве понимается отсутствие в нём нужной нормы, с помощью которой можно было бы

разрешить возникший случай. Это как бы "умолчание" законодателя относительно необходимости правового

урегулирования определённого общественного отношения. Случай есть, а нормы нет.

В литературе различают пробелы первоначальные ("недосмотр законодателя") и последующие, когда они

обнаруживаются уже в процессе правового регулирования, правоприменительной практики, когда появляются

неизвестные ранее отношения. В любом случае пробел в праве – это состояние неурегулированности, неопре-

делённости, а стало быть, и возможного своеволия, личного усмотрения чиновника.

Выделяют также реальные и мнимые пробелы. Мнимый – это когда высказывается суждение о сущест-

вующем якобы пробеле в праве, тогда как на самом деле ситуация вообще не находится в правовом пространст-

ве и, следовательно, не подлежит разрешению. В.В. Лазарев называет ещё такие виды пробелов, как полные и

частичные, преодолимые и непреодолимые, простительные и непростительные, а также намеренные.

Пробелы в праве вызываются в основном следующими причинами: а) относительной "консервативностью"

права по сравнению с более активной динамикой общественных отношений; б) несовершенством законов и

юридической техники; в) бесконечным разнообразием реальной жизни; г) появлением новых отношений, кото-

рых не было в момент принятия той или иной нормы.

Имеет значение и то, что, как сказано выше, право опосредует не все взаимоотношения между людьми, а

только наиболее принципиальные, но с течением времени одни факты могут выпадать из сферы его действия,

другие, напротив, включаться в неё. На гранях соприкосновения правовой и неправовой сфер могут возникать

"щели", нестыковки, пробелы.

Первый и естественный путь полного устранения пробела – принятие новой нормы. Но это – "долгий

путь", ибо законодатель не может непрерывно, в срочном порядке заделывать "дыры" в праве, он это делает

постепенно, устраняя наиболее существенные из них. Пробелы же возникают постоянно и их надо оперативно

заполнять, преодолевать. Для этой цели и существует институт правовой аналогии.

Термин "аналогия" в переводе с латинского означает сходство, подобие, соответствие чего-либо с чем-

либо. В данном случае речь идет о сходстве правовых норм и регулируемых ими отношений. Задача аналогии

заключается в том, чтобы разрешить ситуацию, не предусмотренную законом, таким образом, каким разрешил

бы её законодатель, судя по тому, как он разрешает другие подобные ситуации. Законодатель устраняет пробел,

а правоприменитель – восполняет или преодолевает.

В основе аналогии лежит предположение, что все отношения, сходные между собой в главных своих чер-

тах и признаках, разрешаются одинаково. При этом обязательным условием является то, чтобы случай, подле-

жащий разрешению, непременно входил в круг регулируемых правом отношений, иными словами, находился в

пределах юридического поля. К моральным отношениям аналогия права неприменима.

Различают два вида правовой аналогии или два способа преодоления пробелов: 1) аналогию закона; 2)

аналогию права. В первом случае отыскивается и применяется сходная с другими норма закона или иного

нормативного акта. Во втором, когда не обнаруживается даже и сходной нормы, дело разрешается на основе и в

соответствии с общим духом, смыслом, принципами действующего права. Понятно, что в такой ситуации осо-

бое значение приобретает правосознание, юридическая культура и профессионализм судей.

Институт правовой аналогии в её двух видах закреплён в ч. 3 ст. 10 действующего пока Гражданского

процессуального кодекса РСФСР, которая гласит: "В случае отсутствия закона, регулирующего спорное отно-

шение, суд применяет закон, регулирующий сходные отношения, а при отсутствии такого закона суд исходит

из общих начал и смысла советского законодательства". В названной статье говорится также о том, что суд в

соответствии с законом может применять нормы иностранного права.

Наиболее серьёзный пробел – это когда нет ни соответствующей нормы права, ни правового обычая, ни

юридического прецедента, ни нормативного договора. В п. 1 ст. 6 ГК говорится: "В случаях, когда предусмот-

ренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством

или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если

это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отно-

шения (аналогия закона)"; в п. 2 этой же статьи разъясняется: "При невозможности использования аналогии

закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодатель-

ства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости".

Таким образом, два кодекса чётко определяют необходимость и способы преодоления пробелов в праве.

При этом впервые упоминается об отсутствии обычая и соглашения сторон, а не только нормы.

В научной литературе выделяется еще субсидарная, или дополнительная, аналогия. Субсидарной назы-

вается такая аналогия, когда суд при рассмотрении, например, гражданского дела применяет сходные нормы из

других отраслей права (административного, семейного, трудового, финансового и т.д.).

Институт аналогии не действует в уголовном праве, хотя пробелы в нём тоже возникают, но они устраня-

ются законодательным путём. Например, ст. 152 УК РФ содержит состав торговли детьми. Раньше, в старом

Кодексе, такой статьи не было, в то время как сами деяния совершались. Следовательно, пробел ликвидирован.

Не было в прежнем уголовном законе и нормы, карающей за жестокое обращение с животными. Статья 245

нового УК предусмотрела данный состав. Пробел заполнен. Есть и другие примеры.

Аналогия в уголовном праве не применяется потому, что оно исходит из основополагающей идеи: нет пре-

ступления без указания на то в законе. Преступлением может быть признано только такое деяние, которое пря-

мо предусмотрено УК, и следовательно, уголовная ответственность может наступить только за заранее преду-

смотренное действие. Эта идея признана всеми демократическими правовыми системами и направлена на за-

щиту свободы личности. Во всех остальных отраслях права аналогия так или иначе используется. Вообще, пра-

вовая аналогия возможна всюду, где нет специального запрещения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24141. Борьба с агрессией шведских и немецких феодалов 28.5 KB
  Древнерусское государство было зоной взаимодействия цивилизаций Запада и Востока Русь сыграла выдающуюся роль в судьбе Европы своего времени: отразила натиски печенегов половцев монголов став щитом заслонившим Европу от кочевников Она участвовала в отражении славянскими и прибалтийскими народами агрессии с Запада разбила крестовый поход шести держав на Прибалтику и Русь изменив этим соотношение сил в Европе. После официального разделения православной и католической церкви 1054 папство пыталось обратить Русь в католическую веру....
24142. Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности 44.19 KB
  Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости что воспел в стихах присланную ему пиксиду резную коробочку сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом. Грамотность письменность Много нового внесли в понимание уровня русской городской культуры находки свидетельствующие о широком распространении грамотности в народных массах. Родной язык Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка. Отдельные цитаты в сохранившихся рукописях...
24143. Предпосылки образования русского централизованного государства 26.01 KB
  Особенности русского централизованного государства Русское централизованное государство сложилось в XIV–XVI вв. Группы предпосылок образования русского централизованного государства. Его князья строят государственный аппарат для укрепления своей власти; внешнеполитические: главная внешнеполитическая задача Руси заключалась в необходимости свергнуть татаромонгольское иго которое тормозило развитие Русского государства.
24144. Этапы образования Русского централизованного государства 44.43 KB
  на северозападе русских земель возникло государство Великое княжество Литовское. на востоке от русских земель возникло другое сильное государство Золотая Орда. Видя слабость русских земель Литва стала очень активно присоединять русские земли. Литва на 3 4 стала состоять из русских земель.
24145. Российское государство при Иване III 29.71 KB
  Во внутренней политике Иван III как и его отец продолжает собирать русские земли под московским началом. Иван III присоединил к Москве Ростовское и Тверское Рязанское Белозерское и Дмитровское княжества. Такой ход дел не устраивал Ивана III стремившегося объединить все русские земли под московским началом.
24146. КУЛЬТУРА XIV-XV ВВ. 36.63 KB
  Со второй половины XIV в. Высокие образцы народнопоэтической речи дают и другие московские памятники XIV XV столетий. Составление летописей и других сочинений переписка рукописей переживают подъем со второй половины XIV в.
24147. Реформы Ивана 4 Грозного 27.57 KB
  После его смерти на Руси началось боярское правление. Особенностью его прихода к власти было то что впервые в истории Руси великий князь был венчан на царство и получил титул царя: термин царь пришел на Русь от монголотатар; до падения ига царем называл себя главный хан Золотой Орды; данным титулом золотоордынский царь подчеркивал свою власть над всеми как над другими ханами так и над русскими князьями которые ездили в Орду на поклон к царю; впервые приняв титул царь Иван Грозный показал свою абсолютную суверенность...
24149. Культура России в XVI в. 32.19 KB
  Фольклор Фольклор XVI в. в XVI в. Публицистика XVI в.