45400

Форма территориально-государственного устройства: понятие и общая характеристика

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Субъекты федерации - территориальные единицы обладающие не всеми а некоторыми признаками государства например конституцией законодательными органами. Поэтому современное понимание федерации означает что это такое государство в состав которого входят территориальные образования – субъекты федерации штаты кантоны провинции обладающие определенным суверенитетом т. Таким образом субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными...

Русский

2013-11-16

51.88 KB

6 чел.

19. форма территориально- государственного устройства понятие и  общая характеристика

Под формой государственного устройства в юридической науке понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между его составными частями (субъектами), а также между центральными и местными органами. Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

Унитарное государство (от латинского unitas – «единство») – это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Такое государство может делиться только на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом. Органы власти административно-территориальных образований подчиняются единым, общим для всей страны высшим органам государственной власти (например, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Италия, Франция, Венгрия, Португалия, Латвия, Литва, Эстония и др.). В унитарном государстве – единое законодательство, единое гражданство для всей страны, единая денежная система, административно-территориальное управление осуществляется единым центром. Административно- территориальные единицы не обладают какой-либо политической самостоятельностью.

Разновидностью унитарных государств можно считать государства, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования.

Например, это такие государства, как Китай (имеет в своем составе ряд автономий – Тибет, Гонконг и др.), Испания (Область басков), Украина (Крымская автономная республика) и др.

Федеративное государство характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой государственная власть разделена между центральными, т. е. федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов, входящих в федерацию. Федерация (от латинского foedus – «союз») – это союз нескольких государственных образований (государств), основанный на договоре. Субъекты федерации – территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами). Поэтому современное понимание федерации означает, что это такое государство, в состав которого входят территориальные образования – субъекты федерации (штаты, кантоны, провинции), обладающие определенным суверенитетом, т. е. относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Таким образом, субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными государственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы данных регионов и проживающего там населения.

Все субъекты федерации являются равноправными ее членами. Наряду с общими для всех членов федерации федеральными высшими органами государственной власти аналогичные органы власти имеются в каждом субъекте, входящем в федерацию. Соотношение между высшими органами государственной власти федерации в целом и высшими органами государственной власти каждого из субъектов федерации, а также их компетенция определяются на основе договора. Законодательство в таких государствах состоит из федерального законодательства и законодательства каждого субъекта федерации. Федерациями являются, например, США, Германия, Индия, Россия, Швейцария и др.

Важным признаком федеративного государства является также наличие двойного гражданства: гражданства федерации и гражданства соответствующего субъекта в составе федерации. Понятие «федерация» шире, чем просто форма государственного устройства. Характеризует этот феномен всю политическую систему общества.

Выделяют различные виды федераций:

   дуалистические федерации, основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США), взаимной координации их деятельности;

   национально-территориальные федерации;

   договорно-конституционные федерации;

   симметричные федерации;

   асимметричные федерации, т. е. в которых не соблюдается принцип равенства субъектов федерации.

Основной проблемой любой федерации является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит правовой статус субъектов в составе федерации и характер взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации. Эти отношения определяются конституцией федерации или федеративными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В зависимости от этого в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип государственного устройства. Например, Конституция Российской Федерации 1993 г. определяет предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72) и предметы ведения субъектов в составе Российской Федерации (ст. 73).

Согласно Конституции Российская Федерация состоит из 89 субъектов федерации, равноправных в отношениях с федеральными органами. К ним относятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Разнообразие форм составляющих федерацию образований — результат исторического развития России, особенностей ее национального состава. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.

Конфедерация (от латинского confoederatio – «сообщество») представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Например, страны Европейского Союза, прежде всего, преследуют экономические и политические цели для обеспечения наиболее благоприятных условий для экономического и политического сотрудничества.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется на основе договора по принципу добровольности и согласия всех членов. В конфедеративных государствах для достижения поставленных целей создаются необходимые органы управления. Однако здесь нет центрального государственного аппарата, отсутствует единая система права. Все государства, объединившиеся в конфедерацию, обладают суверенитетом и имеют полную политическую самостоятельность. Обладает ли сама конфедерация суверенитетом? На этот счет в юридической литературе есть разные точки зрения. Хотя в конфедерациях и имеются высшие органы власти, но решения этих органов не являются обязательными для государств, входящих в этот союз, если эти решения не одобрены их парламентами. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Учитывая все это, конфедерацию обычно не считают суверенным государственным образованием.

Конфедерация в основном носит временный характер. История знает несколько примеров конфедерации. Например, союз Севера с Югом после гражданской войны в США с 1776 по 1787 г., союз кантонов в Швейцарии в 1815–1848 гг. На сегодняшний день конфедераций так таковых не существуют, но есть союзы, обладающие определенными признаками конфедерации (Европейский Союз).

В современной юридической литературе выделяют и содружество как форму объединения государств (СНГ). Содружество так же, как и конфедерация создается для достижения определенных целей.

Истории известна также такая форма государственного устройства, как империя – сложное государство, созданное насильственным путем в результате завоеваний и присоединения отдельных территорий. Империи существовали с глубокой древности (империя Александра Македонского, Римская империя) до начала ХХ в. (Великобритания, дореволюционная Россия). Однако единого государственно-правового статуса у составных частей империй никогда не было.

50. понятие отрасли права, основные отрасли  российского права

Правовые отрасли – основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений. В данном случае не

ставится цель дать их развёрнутую характеристику, а лишь показать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем

самым доказывает и оправдывает своё право на самостоятельное существование. Здесь важно провести общие

границы между различными группировками норм с учётом их тесной взаимосвязи.

1. Конституционное право. Это первая и ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических

норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг её ведения

входят такие вопросы, как формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти,

принципы их деятельности, политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное

устройство, административно-территориальное деление, избирательная система, правовое положение (статус)

граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др.

Главным нормативным актом этой отрасли, естественно, является Конституция государства, выступающая

основополагающей базой для всего текущего правотворчества. Это предмет данной отрасли. Методом же вы-

ступает главным образом учредительно-закрепительный в сочетании с общим (базовым) регулированием без

установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие.

2. Административное право. Регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, мини-

стерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций). Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полно-

мочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д. Основной метод – власть и подчинение, импера-

тивные приказы, указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за порученный участок.

3. Финансовое право. Предмет данной отрасли – финансовые отношения, формирование и исполнение

госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений

выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с государственным

правом и административным, так как сферы этих трёх отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполнительно-распорядительный характер. Методы регулирования –

контроль, ревизии, властные предписания. Однако в условиях перехода к рынку всё более раздвигаются рамки

самостоятельности, возникла система коммерческих банков.

4. Земельное право. Отрасль призвана регулировать вопросы землепользования и землеустройства, со-

хранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением (государственные, колхозные, совхозные, фермер-

ские, арендные, городские и т.д.). Подотраслями данной отрасли выступают лесное право, водное и горное. Ос-

новной нормативный акт – Земельный кодекс. Методы регулирования – дозволения, разрешения, запреты.

5. Сельскохозяйственное право. Регулирует порядок организации и деятельности крестьянских (фер-

мерских) хозяйств, колхозов, акционерных обществ, арендаторов, их взаимоотношения с другими субъектами

(госорганами, предприятиями, учреждениями, членами самих этих хозяйств); порядок использования и оплаты

труда, распределения доходов; отражает особенности сельскохозяйственного производства.

Колхозные общественные отношения имеют свою специфику, связанную с тем, что колхозы – не государ-

ственные организации, многое в них основано на саморегуляции, самоуправлении. Право опосредствует эти

отношения не императивными, а главным образом диспозитивными методами (закреплением, охраной, реко-

мендациями, содействием, помощью и т.д.). Основные нормативные акты – Примерный устав сельскохозяйст-

венной артели и уставы конкретных колхозов, законодательство о собственности, аренде и др.

6. Трудовое право. Предмет данной отрасли – сфера трудовых отношений (формы рациональной органи-

зации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее

время, отпуска; приём на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений). Субъектами трудо-

вых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организа-

ции, профсоюзы. Метод регулирования – поощрение, стимулирование, придание соответствующим договорам

нормативного значения.

7. Гражданское право – наиболее крупная отрасль, регулирующая обширную область имущественных и

личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйст-

венная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм граж-

данского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, её приобретение и отчуждение, купля,

продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаим-

ные поставки сырья и продукции производителями и потребителями).

Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых

стороны юридически равны (истец – ответчик; должник – кредитор; заказчик – подрядчик) и которые не стро-

ятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном пра-

ве. Последние также регламентируют в известных пределах имущественные отношения, но с помощью иных

методов.

В силу своей обширности и комплексности гражданское право как отрасль имеет многочисленные подот-

расли: наследственное право, изобретательское, авторское, патентное, жилищное, транспортное и т.д. Основной

нормативный акт – Гражданский кодекс РФ. Некоторые подотрасли также кодифицированы (Кодекс торгового

мореплавания, Воздушный кодекс, Устав железных дорог). В условиях становления рыночных отношений роль

гражданского права возрастает. Главный метод регулирования – диспозитивный.

8. Семейное право. Примыкает и тесно связано с гражданским правом. Тем не менее это самостоятель-

ная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителя-

ми и детьми, вопросы патронирования, усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения чле-

нов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт – Семейный кодекс. Ведущие методы

– равенство сторон и диспозитивный.

9. Уголовное право. Совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) дейст-

вия и поступки следует считать уголовно наказуемыми; правомочия компетентных органов по отношению к

лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы кара-

тельной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и

т.д. Основной нормативный акт – Уголовный кодекс. Метод регулирования – императивно-запретительный.

10. Уголовно-исполнительное право. Включает в себя нормы, регламентирующие порядок отбывания

наказания лицами, осуждёнными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государ-

ственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения. Уголовно-

исполнительное право является как бы продолжением уголовного права, что даёт основание некоторым учёным

считать уголовно-исполнительное право подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства спе-

циалистов в данной области, это всё же самостоятельная отрасль, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой

специфический метод регулирования – воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения.

Основной нормативный акт – Уголовно-исполнительный кодекс.

11. Уголовно-процессуальное право. Отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов

предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессу-

альные формы этой деятельности, права и обязанности участвующих в ней субъектов (подследственных, под-

судимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), их правовое положение.

Основополагающий нормативный акт – Уголовно-процессуальный кодекс. Ведущие методы регулирования –

императивный и метод равенства сторон, которые тесно взаимосвязаны между собой.

12. Гражданское процессуальное право. Совокупность норм, регулирующих деятельность органов пра-

восудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, се-

мейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты,

что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят

также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт –

Гражданский процессуальный кодекс. Строгое соблюдение всех процессуальных норм служит важной гарантией

реализации материальных отношений.

В литературе выделяются также комплексные отрасли: хозяйственное право, природоохранительное (эко-

логическое), военное, торговое, прокурорско-надзорное и другие, соединяющие в себе разнородные нормы и

институты, регулирующие соответственно сложные, "конгломеративные" отношения. Кроме того, в настоящее

время формируются новейшие правовые отрасли, вызванные развитием современного научно-технического

прогресса: космическое право, атомное, компьютерное и др.

Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство

мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не

внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нём выражается коллективная воля народов, вы-

ступающих субъектами данного права. Его нормы и институты закрепляются в различных международных до-

говорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные

права и обязанности государств – участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение

на международной арене.

Новая Россия признала приоритет международного права над внутригосударственным, особенно в гума-

нитарной области (права человека, правосудие, свобода личности, информации и т.д.). В Конституции РФ запи-

сано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются

составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем

предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

Заметим, что международное право является, как сказано в Конституции, составной частью российской

правовой системы, но это не значит, что оно входит в систему права РФ в качестве самостоятельной отрасли.

Да и в правовую систему оно включается не в полном своём объеме, а лишь в той мере, в какой выступает ис-

точником права страны и не противоречит её национальным интересам. Речь идёт прежде всего о таких нормах,

которые направлены на поддержание правопорядка и стабильности в мире.

Законодательство является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов.

Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.

Причины юридических коллизий могут быть:

объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;

субъективными, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.

Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.

Можно выделить следующие виды юридических коллизий РФ:

  1. между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);
  2. между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);
  3. между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);
  4. между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);
  5. между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);
  6. между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).

Существует несколько способов разрешения коллизий:

  1. отмена старого акта;
  2. принятие нового акта;
  3. внесение изменений в действующие акты;
  4. систематизация законодательства; деятельность судов;
  5. референдумы;
  6. переговоры через согласительные комиссии;
  7. толкование и др.

Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан. Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19786. Компоненти керування – Button, RadioButtonGroup, CheckBox, etc 28 KB
  Компоненти керування – Button RadioButton/Group CheckBox. Компоненти керування стандартні для Windows інтерфейсні елементи такі як головне і спливаюче меню кнопка однорядковий і багаторядковий редактори перемикачі мітки списки і деякі інші компоненти що застосовуються найчасті
19787. Компоненти списків ListBox, ComboBox 22 KB
  Компоненти списків ListBox ComboBox. Компоненти керування стандартні для Windows інтерфейсні елементи такі як головне і спливаюче меню кнопка однорядковий і багаторядковий редактори перемикачі мітки списки і деякі інші компоненти що застосовуються найчастіше. Компонент...
19788. Робота з текстом. Клас TStrings 16.16 KB
  При роботі з інформацією текстом потрібно виконувати її відображення введення і редагування. Підкреслимо що ми розглядаємо поняття текстав широкому сенсі припускаючи що до складу тексту можуть входити літери іціфри. При роботі з текстовими даними вони можуть об'єдну
19789. Розподіл оперативної пам’яті. Вказівники види, об’явлення, операції 34.5 KB
  4.Розподіл оперативної пам’яті. Вказівники: види об’явлення операції. Вказівником називається змінна яка містить в собі певниу адресу мається на увазі адресу в оперативній пам'яті. Як правило вказівники містять адресу деякої іншої змінної або виділеної д
19790. Створення меню. Компоненти MainMenu та PopupMenu 28 KB
  1.Створення меню. Компоненти MainMenu та PopupMenu. MainMenu невізуальний на відміну від візуальних компонентів TEdit і TLabel в точності відповідних своєму зовнішньому вигляду в працюючій програмі. Це означає що хоча його видно на формі як невеликий квадрат у вікні створеної програми ...
19792. Текстові компоненти Label, Edit, Memo 26.5 KB
  Текстові компоненти Label Edit Memo Компоненти керування стандартні для Windows інтерфейсні елементи такі як головне і спливаюче меню кнопка однорядковий і багаторядковий редактори перемикачі мітки списки і деякі інші компоненти що застосовуються найчастіше. Компонен
19793. Файловий ввід/вивід. Поняття потока. Класс TFileStream 27 KB
  Файловий ввід/вивід. Поняття потока. Класс TFileStream. Файловий вводвивод реалізується по поточним стандартам.Наприклад Мова Сі абстрагує всі файлові операції перетворюючи їх на операції з потоками байтів які можуть бути як потоками введення так і потоками виведе
19794. Требования, предъявляемые к современным вычислительным сетям 17.73 KB
  Требования предъявляемые к современным вычислительным сетям Главным требование обеспечение пользователям потенциальной возможности доступа к разделяемым ресурсам всех компьютеров объединенных в сеть. Все остальные требования производительность надежность сов