45401

Унитарное государства: понятие, признаки, виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Взаимодействие этих тенденций центробежных и центростремительных представляет большой интерес для исследователей работающих в области теории государства и права и сегодня. lw juridicl legl institution совокупность норм права обособленных в рамках определенной отрасли права регулирующих группу взаимосвязанных общественных отношений напр. Отрасль права чаще всего складывается не непосредственно из юридических норм а из П. III и IV ГК РФ содержат общую и особенную части обязательственного права; разд.

Русский

2013-11-17

57.48 KB

69 чел.

20. Унитарное государства: понятие, признаки, виды.

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю

структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определён-

ные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения

власти в центре и на местах.

В зависимости от этого критерия различают следующие формы.

Унитарное государство – простое, единое государство, части которого являются административно-

территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нём существует

единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болга-

рии, Италии.

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные орга-

ны, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложе-

ния обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции

государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать

налоги. Унитарные государства бывают централизованными – Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и де-

централизованными – Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией,

самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Унитарное государство

Унитаризм (французское unitarism от лат. unitas — единство) — самая простая форма территориальной организации государства. Государство считается унитарным (слитным, простым), если большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться отдельные автономные национально-государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственной государственности (Республика Крым в составе унитарной Украины). Как правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов власти. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус единиц административно-территориального деления; они управляются на основе законов принимаемых центральными органами; их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения.

Таким образом, унитарное государство характеризуется следующими признаками:

1. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами. На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

3. Составные части унитарного государства (области, департаменты. округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

4. Унитарное государство, населенное небольшими по численности национальностями, широко допускает национальную и законодательную автономию.

5. Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

6. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

7. В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа).

Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция — четыре.

Государство — это не статичное, раз и навсегда сложившееся образование. Оно находится в постоянной динамике, вызванной развитием общества, народов, внешнеполитическими процессами. В политически организованных странах действуют две взаимно противоположные тенденции.

С одной стороны, народы, отдельные части общества территориально обосабливаются. Иногда это вызвано желанием больших групп населения сохранить национальную, религиозную идентичность, обеспечить их местные экономические интересы (например, в форме борьбы за использования ресурсов). Разница в обычаях, традициях, прошлые межэтнические, межплеменные конфликты толкают народы к разъединению.

С другой стороны, действует и противоположный вектор. Общность экономических интересов, развитие рынка требуют единого правового пространства, которое необходимо для эффективного хозяйствования. Взаимопроникновение культур, религий, вытеснение старых традиций сглаживают различия, которые в прошлом разделяли людей. Многие государства сегодня решают проблему, которую ярко обозначил еще в начале XX в. российский правовед В.М. Гессен: «Является необходимость в такой форме взаимоотношений, которая, распределяя законодательство между центром и окраинами, позволяла бы использовать на благо государства богатые местные силы..., и сохраняя живую связь между частями государства, уравновешивала бы существующие в нем центробежные и центростремительные силы»1. Взаимодействие этих тенденций (центробежных и центростремительных) представляет большой интерес для исследователей, работающих в области теории государства и права и сегодня.

Наиболее распространенной его формой является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Но это не означает, что развитие форм государства достигло совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного развития, в ближайшей исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения содержания государственной власти.

Итак, унитарное государство — это такая форма государственного устройства, при которой существует простое административно-территориальное (политико-административное, политико-территориальное) деление государства, высшие органы власти едины и обладают абсолютным суверенитетом на всей территории страны, действует единые Конституция и гражданство.

Исторически первичной и заметно преобладавшей до XX в. формой государственного устройства было унитарное государство, хотя сам термин «унитарное» имеет позднее происхождение (XIX в.) и является антонимом термина «федеративное». В качестве исторических примеров унитарных государств можно привести деспотии Древнего Востока, полисы Древней Греции, Римскую империю.

После распада Римской империи на ее территории в течение долгого времени (Средневековья) существовало множество мелких областей, время от времени объединяемых в рыхлые крупные «империи», которые так же легко распадались, как и образовывались. Правители и мелких и крупных образований тяготели к унитаризму.

Начиная с эпохи Возрождения (XIV в.), продолжаясь в Новое Время (конец XVI - конец XIX вв.), в Европе идут процессы складывания крупных унитарных государств, которые доказывают свое преимущество перед временными «союзами» мелких государств. Эту тенденцию в самом ее начале заметил и проанализировал Никколо Макиавелли в своих классических политических трактатах «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Он однозначно высказался в пользу единого (унитарного) государства (на примерах Испании, Франции, Турции), оценивая трагическую ситуацию своей родины — раздробленной Италии. Его предсказания подтвердились. Сильные унитарные государства, захватив ресурсы практически всей планеты, превратились в колониальные империи, долгое время определявшие судьбы мира. К ним можно отнести Великобританию, Францию, Испанию, Нидерланды. В то же время раздробленность надолго затормозила политическое и экономическое развитие таких стран, как Италия и Германия, объединившихся только в начале 1870-х гг. Необходимо добавить, что сильным унитарным государством в XVIII—XIX вв. была и Пруссия, которая объединила Германию.

Следуя за мыслителями, занимавшимися политическими проблемами и вопросами государственного устройства (Платон, Макиавелли, Гоббс, Гегель, Ортега-и-Гассет, Чичерин), попробуем сформулировать, что способствует складыванию унитарного государства и его длительной устойчивости.

Можно выделить следующие факторы:

1. Однородность населения или значительное преобладание одного культурно-исторического и национального типа населения, что включает в себя:

— единство языка (близость языков, диалектов);

— единство истории (научной и мифологической, т. е. единые мифы происхождения, герои, общие героические и трагические периоды истории);

— единство религиозное или существование ведущей «государственной» религии (или сосуществование неантагонистических религий);

— схожесть массового менталитета (мировосприятия и поведения), который включает в себя как рациональные стороны, так и подсознательные, иррациональные, автоматично-традиционные.

2. Сильное внешнее давление (угроза) — осознание населением общности перед лицом внешнего врага. Но в то же время сильно сплачивает и общность внешних завоевательных задач, национальная гордость победителей (Древний Рим, Испания в XV—XVI вв.), так называемая общность перед «вызовом истории».

3. Удобство сильного единого унитарного государства для экономической деятельности, создания единого экономического пространства. Они включают в себя (наряду с другими):

— территориальную специализацию (разделение труда);

— единство и богатство ресурсов;

— отсутствие внутренних таможенных барьеров

— единство налогообложения;

— единую валюту;

— защиту от внешней экономической экспансии (протекционизм в отношении отечественной экономики);

— единое правовое поле в экономике;

— общие выгоды от использования колоний.

Важным является и еще один признак, который, является одним из составляющих менталитета, но из-за особой важности может быть специально выделен. Это исторически сложившаяся устойчивая привычка «уважения» к власти, к элите всех видов, умение добровольно ей подчиняться, понимание не только своей пользы, но и общей. Такое качество можно назвать уровнем политической культуры, что совсем необязательно впрямую связано с общим уровнем культуры.

Среди основных «ослабляющих» централизованное государственное устройство факторов можно выделить следующие:

1. Разные истории, культуры, языки, религии, менталитет;

2. Ощущение регионами (частями) невыгодности объединения по экономическим причинам.

3. Насильственное (неестественное) присоединение в прошлом каких-то частей унитарного государства;

4. Недовольство населения уровнем жизни. Вера в быстрое решение всех проблем в своем «отдельном» государстве (регионе);

5. Низкая политическая культура населения. Общественным мнением такого населения легко манипулировать политикам-сепаратистам. Проследив, таким образом, основные особенности развития унитарных государств в прошлом, перейдем к анализу современного унитаризма.

51. правовые институты, понятие и виды

ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (англ. law/juridical/legal institution) - совокупность норм права, обособленных в рамках определенной отрасли права, регулирующих группу взаимосвязанных общественных отношений, напр., И. гражданства, И. наследования. Отрасль права чаще всего складывается не непосредственно из юридических норм, а из П.и., в которых объединены близкие по предмету правового регулирования нормы.

П.и. объединяет такие совокупности юридических норм, которые обеспечивают цельное самостоятельное регулирование группы отношений или осуществление особой задачи, функции в этом регулировании, воплощают в своем содержании особую юридическую конструкцию, некоторые общие положения, принципы.

Внутри кодифицированного или иного крупного нормативного правового акта П.и. могут быть обособлены в виде особого раздела, главы или иной рубрики (напр., разд. III и IV ГК РФ* содержат общую и особенную части обязательственного права; разд. IV ГК РСФСР 1964 г. включает нормы авторского права и т.п.). С др. стороны, правовые нормы, составляющие единый П.и., могут содержаться и в разных нормативных правовых актах. См. также Правовая система.

Институт права – это совокупность сгруппированных правовых норм в единый блок, который находится в отрасли права и регулирует разновидность общественных отношений, входящих в предмет урегулирования этой отрасли права.

Юридическая норма является исходным элементом, «ячейкой» права, а правовой институт можно представить как первичную правовую общность.

Институт – это блок, составная часть, звено отрасли. В любой отрасли их множество. Они имеют относительную самостоятельность, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов:

   в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости;

   в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;

   в государственном праве – институт гражданства;

   в административном – институт должностного лица;

   в семейном праве – институт брака и т. д.

Все институты осуществляют свою деятельность в тесной взаимосвязи друг с другом как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Виды правовых институтов

Правовые институты делятся по отраслям права:

   на гражданские;

   уголовные;

   административные;

   финансовые и т. д.

Как много отраслей, так же много и соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов является самым общим критерием их разделения. По этому же признаку они классифицируются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей.

Простой институт в основном небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный, или комплексный, институт является относительно крупным, так как имеет в своем составе более мелкие автономные образования, которые называют субинститутами. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

Институт права – это совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Эти правовые нормы обладают самостоятельностью и автономией, так как регулируют независимые друг от друга, но возникающие в одной отрасли права самостоятельные вопросы.

Система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:

   структура отдельного нормативного предписания;

   структура правового института;

   структура правовой отрасли;

   структура права в целом.

Все эти уровни скоординированные, логически и функционально предполагают существование друг друга. Вместе они составляют очень сложную конструкцию, которая формирует отрасль права и наполняет ее необходимым для регулирования содержанием, дающим возможность решить задачи, встающие в процессе урегулирования отношений.

Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих опре-

делённую разновидность общественных отношений. Если юридическая норма – "исходный" элемент, "живая"

клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной

жизни.

Институт – составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают отно-

сительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве – институт необходимой обороны, институт крайней

необходимости, невменяемости; в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения, сделки,

купли-продажи; в государственном праве – институт гражданства; в административном – институт должност-

ного лица; в семейном праве – институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг

с другом – как внутри данной отрасли, так и вне её.

Виды правовых институтов. Прежде всего, институты делятся по отраслям права на гражданские, уголов-

ные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей – столько соответствующих групп институтов.

Отраслевая принадлежность правовых институтов – наиболее общий критерий их дифференциации. По этому

же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на

отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охрани-

тельные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и бо-

лее отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Слож-

ный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своём составе более мелкие самостоятельные

образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает инсти-

тут штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений; охранительные –

на их охрану, защиту (типичны для уголовного права); учредительные – закрепляют, учреждают, определяют

положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для

государственного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в

котором чётко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура

правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом. Все эти уровни субординиро-

ваны, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые они образуют достаточно сложную

конструкцию.

Материальное и процессуальное право. В правовой науке все юридические нормы подразделяются на мате-

риальные и процессуальные. Первые – регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями

отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами

собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами

прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.

Вторые – определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения

преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопро-

сы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конститу-

ционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Рассуждая по аналогии, можно на

основе ст. 127 Конституции выделить и арбитражное судопроизводство, осуществляющееся в соответствии с

АПК РФ.

В итоге систему права можно кратко определить как совокупность взаимосвязанных между собой юриди-

ческих норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с

особенностями регулируемых общественных отношений.

82. правомерное поведение: понятие, признаки, виды….

Абсолютное большинство участников общественных отношений ведёт себя правомерно, т.е. нормально,

ничего не нарушая, соблюдая законы страны, пользуясь своими правами, свободами и исполняя обязанности.

Это основная и преобладающая форма поведения субъектов – индивидуальных и коллективных.

Правомерное поведение охватывает прежде всего наиболее сознательную часть населения, иными слова-

ми, законопослушных или правопослушных граждан. А законоуважение – важнейшая черта правового государ-

ства, его высокой культуры – общей, политической, юридической, моральной, духовной. Такое поведение –

необходимое условие организованного человеческого общежития, взаимоприемлемых, цивилизованных отно-

шений. Ещё римляне говорили: "Кто живет по закону, тот никому не вредит".

Следовательно, правомерное поведение – это такое поведение, которое соответствует требованиям юри-

дических норм. При этом подчинение правовым императивам не является в большинстве случаев чисто меха-

ническим (рефлекторным), а обусловлено всем жизненным опытом индивида, его культурными, нравственны-

ми и правовыми воззрениями. Существует презумпция правомерного поведения, основанного на известном

принципе "не запрещенное законом дозволено".

Особенности правомерного поведения заключаются в том, что оно: во-первых, является, как правило, об-

щественно полезным; во-вторых, выражает и реализует свободу воли человека; в-третьих, удовлетворяет инте-

ресы и потребности как самого индивида, так и государства; в-четвёртых, обеспечивает необходимый правопо-

рядок в обществе; в-пятых, связано с позитивной ответственностью личности.

Здесь требуется оговорка о том, что в каких-то случаях поведение субъекта может быть правомерным, но

нежелательным, а стало быть, и вредным (ущербным). Например, когда человек без видимых причин много-

кратно вступает в брак и разводится, то это формально не противоречит закону, который не устанавливает,

сколько раз можно жениться, но идёт вразрез со стремлением государства и общества к укреплению семьи.

Точно так же отказ от голосования на выборах не является противоправным поступком, однако с социально-

политической точки зрения такое поведение субъекта трудно назвать полезным, так как государство, общество

опять-таки заинтересованы в том, чтобы все избиратели исполняли свой гражданский долг, так или иначе вы-

ражали свою волю.

Прямого вреда в приведённых ситуациях нет, но и пользы тоже. Подобных примеров немало, поскольку в

более общем плане поведение субъекта, не противоречащее закону, может оказаться нравственно предосудитель-

ным, порицаемым. В целом же правомерное поведение в подавляющем большинстве случаев является не только

желательным, но и полезным. И именно такое поведение безраздельно доминирует в огромной массе правомер-

ных действий и поступков, совершаемых в обществе.

В научной литературе правомерное поведение определяется как общественно необходимое, желательное

или допустимое с точки зрения интересов государства поведение граждан и коллективов, состоящее в соблю-

дении (исполнении), осуществлении норм права.

В сфере действия права поведение человека может быть либо правомерным, либо неправомерным, либо

юридически безразличным (индифферентным). В первых двух случаях поведение является правовым, посколь-

ку оно опосредуется правовыми нормами и, следовательно, субъект должен соотносить свои поступки с их

предписаниями.

В третьем случае поведение не является правовым, так как выходит за рамки правового поля и, стало быть, не

опосредуется правом. Там действуют другие регуляторы – мораль, обычаи, традиции и т.д. Впрочем, последние

имеют "хождение" и на правовом поле, но оценивают поведение посредством своих критериев – добра, зла,

совести, чести, благородства, неблагородства и других неюридических понятий.

Правомерное поведение – важнейшая социальная характеристика личности, сущность которой, как из-

вестно, проявляется в практической деятельности, а не в замкнутом мире собственных переживаний и самосоз-

нания. Гегель определял человека как "ряд его поступков". Глубоко верная мысль. Нельзя судить о человеке по

тому, что он сам о себе думает, по его абстрактным достоинствам, красивым словам. Нужны конкретные дейст-

вия, поступки, дела, позиция, а нередко и борьба. Строгое следование праву, его велениям – один из показате-

лей здорового правосознания индивида.

В состав правомерного поведения входят следующие элементы: 1) субъект (праводееспособное лицо);

2) объект (общественно полезный результат); 3) объективная сторона (действия либо бездействие, не противо-

речащее праву); 4) субъективная сторона (позитивные цели, мотивы, установки).

В теории права достаточно подробно освещены различные аспекты правомерного поведения, его призна-

ки, характеристики, особенности. Конечно, юристы имеют дело прежде всего с противоправными поступками

людей, но им необходимо также знать, какими мотивами руководствуются те, кто соблюдает законы, каков эталон

нормального поведения, что считать отклонением от него. Важно понять психологию и технологию как право-

мерного, так и неправомерного поведения, их механизмы и побудительные причины, внутренние и внешние

факторы.

В специальной литературе выделяются следующие виды и мотивы правомерного поведения.

Социально активное поведение. Это глубоко осознанное, целеустремлённое инициативное поведение,

направленное на осуществление правовых норм, поддержание правопорядка, законности, стабильности, защиту

интересов государства, общества, других граждан. Субъект нередко предпринимает решительные действия по

пресечению правонарушений, содействует правоохранительным органам в их борьбе с преступностью. Нормы

права воспринимаются индивидом как объективно необходимые, целесообразные, выражающие его собственные

взгляды, потребности, устремления. Перед нами повышенная степень самосознания личности, развитое чувство

её позитивной ответственности.

Социально пассивное поведение. Субъекты в основном воздерживаются от совершения противоправных

действий; без особой активности, равнодушно соблюдают законы, хотя нередко внутренне с ними не согласны.

Фактически это принудительное или вынужденное поведение. Научные исследования показывают, что пример-

но 20 % россиян не идут на совершение уголовных деяний при благоприятных условиях, иначе говоря, преодо-

левают криминальный соблазн, искушение из-за угрозы наказания, разоблачения. Выходит, эта часть граждан

соблюдает право не за совесть, а за страх. Только это, т.е. боязнь ответственности, удерживает их от рокового

шага. Истина старая. Ещё Гегель в "Критике философии права" заметил: "Очень часто право не нарушают

только из-за страха перед наказанием или перед другими неприятностями, например, утратить свое доброе имя,

честь, репутацию, дискредитировать себя в глазах друзей, знакомых, родных". Но это всё же правомерное по-

ведение, как бы оно ни обеспечивалось – подчинение закону налицо, цели законодателя достигаются.

Привычное поведение. Согласно социологическим опросам, примерно одна треть российских граждан со-

блюдают правовые нормы по привычке, не задумываясь над тем, почему именно так поступают. Они обычно

затрудняются даже внятно объяснить мотивы своего законопослушания. Как правило, отвечают: "так надо",

"так приучены", "так воспитаны", "иначе нельзя". Для них правомерное поведение является естественным, само

собой разумеющимся образом жизни.

Такое поведение формируется под влиянием многих факторов – традиций, семейного и иного воспитания,

здорового консерватизма, сложившихся устоев, правил, стереотипов; стремления к порядку, спокойствию и

справедливости; понимания того, что это выгодно, удобно, комфортно, что только таким путём можно добиться

поставленных целей, желаний, успеха. Оправдывается известная сентенция о том, что привычка – вторая нату-

ра. Всё это соответствует общему благу, интересам личности, общества и государства.

Конформистское поведение. Данный вид правомерного поведения – менее ценный, чем описанный выше,

поскольку в значительной степени подвержен влиянию окружающих, зависит от "чужого мнения" и поэтому,

как правило, оказывается конъюнктурным, несамостоятельным, приспособленческим. Слово "конформизм" в

переводе с латинского означает подобие, соответствие, стремление к однообразию, единомыслию. Поступаю

"как все", "как многие", "как другие" или даже "как он" – вот суть конформистского поведения. Это в основном

ситуативный образ действий, исключающий чёткую гражданскую позицию, которая, возможно, у субъекта ещё

не сформировалась.

Мотивация простая: нежелание слыть "белой вороной", выбиваться из "общего ряда", боязнь утратить до-

верие близких, друзей, знакомых или, напротив, стремление заслужить их одобрение, похвалу. Немаловажное

значение имеет фактор подражания. "Следует признать, что конформистское поведение, будучи в целом при-

емлемым для общества, не является всё же для него желаемым, поскольку представляет собой безоговорочное

повиновение, слепое следование праву без активного отношения к нему на основании собственных оценок".

Маргинальное поведение. Маргиналы – это люди, выбившиеся из нормальной колеи жизни, оказавшиеся

на её обочине или даже на дне (бомжи, бездомные бродяги, нищие, хронические алкоголики и наркоманы; не

нашедшие себе места под солнцем бывшие заключённые; беженцы, вынужденные переселенцы, перемещённые

лица, так называемые "группы риска" и другие слои населения). Их поведение чаще всего бывает на грани пра-

вомерного и неправомерного. Маргинальность в переводе с латинского как раз и означает край, граница, про-

межуточность.

Психика указанного "спецконтингента" неустойчива (беспокойство, неуверенность в завтрашнем дне, от-

чаяние, чрезмерная чувствительность, агрессивность). Оторванные от социальных корней, с изломанной судь-

бой, эти люди готовы на всё. В целях выживания легко идут на различные правонарушения, преступления. Са-

ма потенциально криминальная среда определяет их отношение к праву, морали, другим ценностям; их мир

замкнут только на себя. К сожалению, в современной России армия маргиналов растёт, и государство, общест-

во не в состоянии в ближайшее время радикально решить эту проблему.

Нигилистическое поведение. Нигилизм означает отрицательное отношение к определённым правилам,

нормам, принципам, взглядам, законам, образу жизни. Это – одна из форм мироощущения и социального пове-

дения индивида. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим,

религиозным и другим, в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и обществен-

ной практики идёт речь – культуре, науке, этике, политике, праве.

Поведение нигилистически настроенных людей имеет свои особенности (скептицизм, сомнения, протест,

экстремизм, радикализм). При этом сами нигилисты, как правило, никаких позитивных программ и методов их

осуществления не выдвигают. Их действия чаще всего балансируют на грани дозволенного и недозволенного.

Нередко они считают, что уважать и соблюдать закон "старомодно", склонны к максимализму, завышенным

требованиям. Юридическая наука должна учитывать подобный тип поведения.

Кудрявцев В.Н. даёт несколько иную классификацию правомерного поведения, подчёркивая некоторую её

условность: 1) материальные действия (осуществление прав, исполнение обязанностей); 2) инструментальные

действия (приобретение прав и обязанностей, защита прав и законных интересов). Он также выделяет правомер-

ное поведение гражданина, коллектива и должностного лица, что само собой разумеется.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83122. Різноманітність рослин у природі. В.О.Сухомлинський «Верба над ставком» 110 KB
  Формувати уявлення про різноманітність рослинного світу про водорості мохи хвощі папороті хвойні рослини квіткові рослини уміння розрізняти окремі рослини цих груп розуміти цінність їх у природі; виробляти уміння узагальнювати робити висновки оцінювати результати діяльності...
83123. Внеклассное чтение о дружбе, товариществе «Умею ли я дружить?» 72 KB
  Цели урока: развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание и умение работать в быстром темпе, умение работать самостоятельно и формировать навыки контроля и самоконтроля; способствовать развитию у учащихся чувства гуманности, сопереживания, сплочению классного...
83124. Письмове віднімання чисел без переходу через десяток. Прості задачі на віднімання 224.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів із прийомами письмового віднімання трицифрових чисел без переходу через розряд; удосконалювати вміння учнів розв’язувати прості задачі на дію віднімання та задачі, що включають суми двох і трьох доданків; розвивати логічне мислення, математичне мовлення...
83125. Число і цифра 8. Написання цифри 8. Порівняння чисел в межах 8 87 KB
  Мета. Ознайомити учнів із числом 8, пояснити утворення числа 8 додаванням одиниці до попереднього числа; закріпити знання взаємозв’язку між частиною і цілим; вчити користуватися у мовленні числівниками; розвивати логічні мислення учнів, пам’ять, уважність, спостережливість...
83126. Текст. Типи текстів 1.3 MB
  Мета: закріпити вміння учнів визначати тип тексту складати тексти різних типів удосконалювати навички побудови зв’язного тексту стимулювати пізнавальну активність; розвивати усне й писемне мовлення; розвивати уяву пам’ять увагу; вміння самоаналізу результатів роботи...
83127. Я и Украина. Гражданское образование 210 KB
  Цель: формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; расширять знания учащихся о роли доброты в жизни каждого человека. Задачи урока Раскрыть смысл понятия «доброта». Помочь детям задуматься о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера.
83128. Заходь у гості, щедра осінь 371.5 KB
  Мета. Формувати читацькі інтереси. Вчити дітей бачити красу рідного краю, вміти милуватися нею. Збагачувати словниковий запас, розвивати спостережливість, бажання пізнавати й передавати словами красу осені. Виховувати інтерес до книги, любов і бережне ставлення до природи.
83129. Сучасний урок на свіжому повітрі. Лісові голоси 2.73 MB
  Мета: Формувати уявлення про красу навколишнього світу, сповненого розмаїття звуків, кольорів. Ознайомити з основними елементами художньо-образної мови, музики, з можливостями різних видів мистецтва створювати виразні образи. Дати поняття про тривалість звука, висоту...
83130. До джерела народної мудрості 5.17 MB
  Мета: залучати учнів до джерел і витоків народної мудрості, збагатити та дати ширші уявлення про фольклорні жанри, формувати вміння повноцінно орієнтуватися в літературі, розвивати логічне мислення, пошукові та пізнавальні інтереси; виховувати любов до рідного краю, мови, почуття гордості за свій народ.