45402

Федеративное государство: понятие признаки виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Они не обладают суверенитетом правом одностороннего выхода из союза юридически лишены права участия в международных отношениях. Любая федеративная система государственного устройства может быть эффективной лишь тогда когда ее деятельность осуществляется в строгих рамках конституции и текущего законодательства когда четко разграничены сферы деятельности и компетенция центральных и местных государственных органов когда строго соблюдены права и свободы граждан. публичное и частное право : общая характеристика и критерии разграничения...

Русский

2013-11-17

64.9 KB

49 чел.

21. Федеративное государство: понятие признаки виды

Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и

обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нём

наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и за-

конодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут

быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между её субъектами и центром, зафиксированного

в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна

часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая – субъектов федерации;

третья – совместной компетенцией союза и его членов. В настоящее время в мире существует 26 федеративных

государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две

республики – Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская феде-

рация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединённые Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Арген-

тина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Ниге-

рия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединённые Штаты Микронезии); федерацией яв-

ляется Австралия. Некоторые элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран

Европы.

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.

Признаки федерации:

1) наличие самостоятельности у субъектов государства;

2) союзное государство;

3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;

4) двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:

1) национально-государственная;

2) административно-территориальная;

3) смешанная.

В зависимости от юридической основы различают федерации:

1) договорные;

2) конституционные.

Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Федеративное государство представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств — членов или государственных образований (субъектов федерации). На данный момент в мире насчитывается 24 федерации.

Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти: федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. Федеральные органы власти осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны.

Государственные образования, составляющие федерацию, как правило, не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции, центральная власть имеет право принятия принудительных мер по отношению к субъекту федерации. Одним из обязательных элементов федерации является двухпалатная структура федерального парламента. Как правило, члены федерации имеют свою собственную конституцию. Федерации различаются:

1. В зависимости от роли национального фактора в определении структуры федерации, — федерации на территориальной основе (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на национальной основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-территориальной основе (Российская Федерация, Швейцария, Канада).

2. Так называемые конституционные — федерации созданные «сверху», актами государственных органов (обычно конституциями) (США, Канада, Бразилия), договорные - объединения ранее самостоятельных государственных образований (Швейцария, ОАЭ) и конституционно-договорные (Российская Федерация);

3. централизованные (Индия, где все штаты, кроме одного, не имеют конституции и гражданства) и децентрализованные (США, ФРГ, Российская Федерация и т.д.).

4. симметричные федерации — все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно-правовым положением (Австралия, Германия) и асимметричные федерации — объем полномочий разных субъектов неодинаков (Индия, США)

Поскольку федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, то федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего, национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящим в союзное государство.

Необходимо отметить, что любая федеративная система, независимо от ее черт и специфических особенностей, выступает как единое союзное государство, состоит из двух или более относительно самостоятельных государств и государственных образований. Каждое из них, будучи субъектом федерации, имеет свое собственное административно-территориальное деление, создает наряду с федеральными свои высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные и иные органы, располагает своей конституцией и текущим законодательством, может иметь в нередких случаях собственные воинские формирования и гражданство.

Следует выделить ряд основополагающих принципов образования, функционирования федеративной системы, с позиции которых следует рассматривать и оценивать любую, в том числе и российскую, федерацию:

— добровольное объединение государств или государственных образований в федерацию,

— равноправие субъектов федераций, независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала,

— плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами,

— широкие возможности граждан активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональных политических процессах,

— соблюдение федерацией и субъектами федерации, федеративными и всеми остальными органами и организациями обычных и конституционных законов как в отношении друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными общественно-политическими органами и организациями.

Любая федеративная система государственного устройства может быть эффективной лишь тогда, когда ее деятельность осуществляется в строгих рамках конституции и текущего законодательства, когда четко разграничены сферы деятельности и компетенция центральных и местных государственных органов, когда строго соблюдены права и свободы граждан. В этом смысле можно лишь приветствовать характеристику федерализма как «договорного отказа от централизма», как «структурно оформленную дисперсию полномочий» между различными государственными организациями — своего рода властными центрами, законные полномочия которых гарантируются конституцией. Важно исходить также из того, что федерализм - это не одномерное, а многомерное явление, что он имеет не только статический, но и динамический характер. Когда речь идет о многомерности федерализма, имеется в виду существование различных, более или менее одинаково значащих его сторон либо аспектов: исторических, политических, культурных, идеологических и др. Это подтверждается периодически изменяющимся характером отношений между федерацией и ее субъектами. В разные периоды истории эти отношения являются в различной степени жесткими, централизованными или децентрализованными. Федерализм — независимо от того, в какой стране он устанавливается — в США, Германии, России, Канаде, существует не сам по себе и не для себя как самоцель, а приобретает смысл лишь в служении обществу, отдельному человеку.

Наиболее общие черты, характерные для большинства федеративных государств:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п.

2. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.

3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

4. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосудароственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

52. публичное и частное право : общая характеристика и критерии  разграничения

Характеристика системы права была бы неполной без рассмотрения вопроса о делении права на частное и

публичное.

Суть указанного разделения состоит в том, что в любой системе права есть нормы, призванные обеспечи-

вать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (консти-

туционное право, уголовное, уголовно-процессуальное, административное, финансовое, военное), и нормы,

защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское,

кооперативное и т.д.). Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право "обслуживает" в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.

Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности

и теми отношениями, которые зарождаются на его основе. Исторически "частное право развивается одновре-

менно с частной собственностью" (Ф. Энгельс). Частная собственность, экономическая свобода, предпринима-

тельство, равноправие и юридическая защищённость субъектов рыночной системы – неотъемлемые атрибуты

гражданского общества, признанные всем цивилизованным миром.

Частное право – это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных

собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.

Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов го-

сударственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и прави-

тельственных учреждений, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй.

Разумеется, указанные функции в конечном счёте тоже отвечают интересам всех. Поэтому частное право

не может существовать без публичного, ибо последнее призвано охранять и защищать первое. Частное право

опирается на публичное, без которого оно могло бы быть обесценено. В общей правовой системе они тесно

взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.

В настоящее время, когда признана и законодательно закреплена частная собственность, когда Россия взя-

ла курс на рыночные отношения, легализация частного права стала естественной и неизбежной. Без этого усло-

вия невозможно формирование гражданского общества, правового государства, стимулирование частнопред-

принимательской деятельности.

По мнению С.С. Алексеева, именно частное право стало главным носителем правового прогресса, намного

опередив в этом отношении развитие публично-правовых институтов. Он подчёркивает, что частное право –

это в основном "рыночное право" и в данном качестве оно может сыграть важную роль в создании единого

правового пространства в рамках СНГ, так как рынок в принципе не знает межгосударственных границ.

В России принят новый Гражданский кодекс, который призван стать "второй конституцией" – экономиче-

ской. Кодекс сориентирован на рыночные отношения, равенство всех форм собственности, отражает идеи гра-

жданского общества. Государство сознательно ограничивает своё "присутствие" в сфере хозяйственных отно-

шений, оно устанавливает лишь общие основы свободной конкурентной экономики.

В Кодексе получает окончательное признание и законодательное закрепление частное право, без которого

невозможны ни стабильный развитой рынок, ни подлинный институт собственности, ни реализация естествен-

ных прав и свобод человека.

Для нашей страны деление права на публичное и частное исторически не было выражено столь отчетливо, как в странах Западной Европы. Это объясняется определенной спецификой русского права и заметным удельным весом обычаев и «общинного права».

В диссертации рассматриваются точки зрения о соотношении частного и публичного права при социализме, содержащиеся в работах русских правоведов еще до революции 1917 года и сразу после нее. Ни один из ученых не отводит частно-правовому началу существенной роли, различие в точках зрения заключается в том, насколько распространится сфера публичного права и что останется от частного права.

Отмечается полное смешение взглядов на право в целом и на соотношение публичного и частного права на начальном этапе социализма в

России. В подтверждение данного тезиса диссертант приводит положения из работ известных правоведов рассматриваемого периода П.И. Стучки, Е.Б. Пашуканиса, Д.И. Курского.

Период нэпа характеризовался незначительным увеличением сферы частного права, свертывание и отказ от которого означал очередное наступление по направлению к социализму и коммунизму, т.е. дальнейшее вытеснение частного оборота, частного права.

Теснейшим образом с соотношением частного и публичного права при социализме связано положение отдельной личности, самостоятельного индивида. Уничтожение частной собственности на средства производства неизбежно влечет за собой отрицание индивида как субъекта экономических, частно-правовых отношений, которые трактуются как противные обществу, «теневые». Реальное существование социалистической экономики не могло не привести к развитию и распространению нелегальных форм производства и распределения. Речь идет о неизбежно возникаемой при таком «частном праве» «предпринимательской деятельности» от спекуляции, хищений социалистического имущества до мощной «теневой экономики», мафиозных хозяйственных кланов, тотальной коррупции партийного и чиновничьего аппарата.

Автор обращает внимание на то, что процесс формирования рыночной экономики в России ставит проблему соотношения частного и публичного в праве на одно из первых мест.

В диссертации соискателем делается вывод, что решение проблемы лежит в плоскости улучшенного, более качественного, т.е. соответствующего социальному развитию соотношения частного и публичного права. Участие государства в правовом регулировании не должно стеснять свободы его участников, частный интерес должен не подавляться, а максимально стимулироваться с одновременным удовлетворением публичного интереса. Общество должно иметь такие ограничения публично-правового порядка в экономике, которые последняя способна выдержать и которые соответствуют уровню общественного развития, а также обеспечению состояния защищенности.

Вторая глава диссертации «Основные концепции разграничения публичного и частного права» состоит из четырех параграфов и посвящена анализу концепций разграничения публичного и частного права.

Многообразие научных взглядов на проблему дуализма позволяет их классифицировать. Предлагается выделение таких теорий, как материальные, формальные теории, теории, соединяющие материальный и формальный критерии, а также теории, отрицающие деление права на публичное и частное.

В первом параграфе «Материальные теории» исследуются взгляды ученых, которые усматривают в качестве критерия разграничения

публичного и частного права различия в содержании регулируемых отношений.

Автор приходит к выводу, что именно материальный критерий используют большинство исследователей со времен античности и по настоящее время. Сторонники этого взгляда Аристотель, Демосфен в Древней Греции, Ульпиан в Древнем Риме. В России данной теории придерживались Г.Ф. Шершеневич, Е.В. Васьковский и др.

Противоположность публичного и частного права сводится согласно указанной теории к противопоставлению общего блага и личной пользы. Публичное и частное право рассматривается как средство к достижению различных целей: публичное право служит общему благу, гражданское или частное — частным интересам.

Традиционная критика рассматриваемых концепций с позиций сторонников формальных теорий заключается в следующем:

1) нельзя противопоставлять интересы общие и частные. Так называемые общественные интересы или общее благо всегда может быть разложено на сумму частных интересов, что позволяет утверждать, что общественные интересы охраняются правом постольку, поскольку они способны обеспечить благосостояние отдельных лиц. В то же время сами частные интересы защищаются правом только тогда, когда это соответствует общему благу;

2) деление не совпадает с прочно вошедшей в практику классификацией отраслей права. Речь идет о том, что нормы, которые защищают жизнь, здоровье, свободу подлежали бы исключению из публичного права и перенесению в частно-правовую сферу, где осуществляется охрана собственности и договоров. Нельзя, таким образом, утверждать, что отдельное лицо больше заинтересовано в защите своих имущественных интересов, чем жизни, здоровья, свободы и т.д.

По нашему мнению, следует отнести к данной группе материальных теорий и взгляд профессора Л.И. Петражицкого, а именно, предложенное им деление права на лично-свободное и социально-служебное, в котором решающим является то или иное направление сознания субъекта. Следовательно, одно и то же правоотношение может попасть в область частного или публичного права в зависимости от настроения управомоченного лица. Таким образом, и здесь разграничивается частное и публичное право в зависимости от того, чьи интересы преследуются в том или ином правоотношении. Соотношение теорий, основой для которых является формулировка, данная Ульпианом, и теории Л.И. Петражицкого заключается в следующем: в формулировке Ульпиана право разграничивается в объективном смысле, а в теории Л.И.Петражицкого разграничение приобретает субъективный характер.

Также к группе материальных теорий следует отнести мнение Д.И. Мейера, для которого частное право регулирует имущественные интересы

отдельных частных лиц, в то время как неимущественные интересы частных лиц должны находиться в сфере публичного права.

Последовательно придерживаясь указанной позиции, мы должны переместить в область публичного права все личные неимущественные отношения, возникающие по поводу т.н. нематериальных благ (жизнь, здоровье, честь, деловая репутация, достоинство личности и т.д.), примерный перечень которых содержится в ст. 150 современного Гражданского кодекса России, а также отношения, возникающие по поводу создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений, промышленных образцов и т.д. (авторское и изобретательское право). Такое распределение приводит к разрыву однородного правового материала.

К материальным теориям должен быть отнесен взгляд П.П. Цитовича, согласно которому частное право в противоположность публичному является правом распределения. Основным аргументом, опровергающим данную точку зрения, может служить то, что и в сфере публичного права существует распределение, к примеру, бюджетные средства, т.е. отношения, составляющие предмет финансового права.

Во втором параграфе «Формальные теории» рассматриваются значительно отличающиеся друг от друга взгляды на проблему разграничения публичного и частного права.

Согласно одной из точек зрения публичное и частное право различаются в зависимости от того, кому предоставлена инициатива защиты права в случае правонарушений, т.е. рассматривается не содержание охраняемых интересов (ученые задаются вопросом не что защищается, а как защищается), а порядок их охранения. Публичное право согласно такой трактовке это право, которое охраняется по инициативе самого государства (органов государственной власти) в порядке суда уголовного или административного, причем такая охрана осуществляется независимо от воли (возможно и вопреки воле) лица, чье право нарушено (потерпевшего, пострадавшего). Частное же право охраняется по инициативе субъекта, чьи интересы и право нарушены путем предъявления гражданского иска в порядке гражданского судопроизводства. Указанное направление формальной теории имеет то достоинство, что основано на чисто юридическом начале.

Среди ученых, придерживающихся данной теории, следует отметить А. Тона, С.А. Муромцева.

В литературе приводятся следующие критические замечания: 1) теория инициативы защиты переносит критерий разграничения на случаи нарушения права, характеризует "болезненное" состояние права (правоотношения), а не правоотношения в целом; 2) нельзя утверждать, что только частные права могут охраняться по инициативе частных лиц; 3) для того, чтобы придерживаться рассматриваемой теории, необходимо четкое указание в действующем законодательстве, т.е. в каждой конкретной норме

кому же предоставлена инициатива защиты на случай нарушения права. Во многих случаях такого распределения инициативы зашиты не существует.

Кроме того, рассматриваемая теория не может быть использована при характеристике права на более ранних этапах его развития. Когда не было гражданских судов, куда должны были обращаться субъекты за защитой нарушенного права. И, наконец, определение публичного или частного права через способ судебной защиты приводит к следующей логической ошибке: гражданское (частное) право - право, охраняемое гражданским иском, при таком указании необходимо выяснять, что такое гражданский иск, а это и есть способ охраны гражданского права.

К группе формальных теорий разграничения публичного и частного права должна быть отнесена т.н. теория положения субъекта. По мнению одного из представителей исторической школы права Г.Ф. Пухты, право должно рассматриваться как частное или публичное в зависимости от того, принадлежит ли оно лицу как индивидууму или как члену организованного общества; в первом случае мы имеем дело с правом частным, во втором с правом публичным.

Такое понимание встречает возражения в том смысле, что нельзя рассматривать права изолированно, по отношению к какому-либо индивиду, все права, в том числе и частные, принадлежат одному субъекту по отношению к другим, по отношению к обществу. Другим важным недостатком данной классификации является то, что при последовательном ее проведении к публичному праву должны быть отнесены отношения, возникающие в любых объединениях, в том числе хозяйственных обществах и товариществах.

Несколько иначе формальная теория классифицирует право в зависимости от того, между кем устанавливается юридическое отношение - между частными лицами или между частным лицом и государством (П. Вуарен и др.).

Однако такое понимание разграничения частного и публичного права не отвечает на вопрос, каким образом государство является участником частно-правовых отношений. Для того чтобы преодолеть именно это замечание, другие представители формальной теории берут правоотношение само по себе и усматривают различие между публичным и частным правом з том или ином положении субъекта: самостоятельного или подчиненного, активного и пассивного, субъекта права и субъекта обязанности и другие характеристики (Е.Н. Трубецкой).

В работе отмечается, что, пытаясь преодолеть недостаток положения субъекта (невозможность участия государства в частных правоотношениях), многие авторы переходят к рассмотрению характера положения субъектов в правоотношениях, т.е. равенства или субординации сторон (И.А. Покровский, Б.Б. Черепахин).

Таким образом, если публичное право есть система юридической централизации отношений, то гражданское право, наоборот, есть система юридической децентрализации: оно по самому своему существу предполагает для своего бытия наличность множества самоопределяющихся центров. Если публичное право есть система субординации, то гражданское право есть система координации; если первое есть область власти и подчинения, то второе есть область свободы и частной инициативы.

Третий параграф «Смешанные теории (теории, объединяющие материальный и формальный критерии)» посвящен характеристике названных теорий.

В работе анализируется теория частных прав Р. Иеринга, которая состоит из комбинации двух критериев; частный интерес (материальный элемент) и критерий частной инициативы защиты (формальный момент). Дернбург, делая попытку использования обоих критериев, ставит во главу угла материальный критерий, но для практических целей считает удобным пользоваться формальным критерием инициативы защиты.

Ряд авторов объединяют субъектный состав соответствующих отношений и категорию «интерес» (К. Ларенц, М. Планиоль).

Анализ существующих к тому времени теорий дуализма позволяет Н.М. Коркунову сформулировать собственную теорию разграничения частного и публичного права. Автор полагал, что роль критерия может сыграть способ использования объекта права. Речь идет о том, что «все характеристические особенности частного и публичного права вполне объясняются различием поделения объекта и его приспособления»[4].

По мнению диссертанта, отмеченные Н.М. Коркуновым различия в способах приобретения и прекращения частных и публичных прав (с которыми вполне можно согласиться) не позволяют уяснить предложенный им критерий поделения и приспособления объекта. Представляется, что, предложив новый критерий и настаивая на различии в юридической форме отношений, ученый увязывал его с критикуемой им же теорией интересов, излагая ее в несколько ином виде. В зависимости от того, кто использует для своих интересов объект права - отдельная личность или государство, правовое регулирование соответствующих отношений осуществляется частным или публичным правом.

Автор делает вывод, что теория, основанная на различии объекта пользования (вполне приемлемая для классификации вещей, которые условно можно назвать частными или публичными, или, скажем, вещами в обороте и изъятыми из оборота, и к соответствующим правоотношениям) не может применяться к тем областям права, где нет никакого объекта пользования (уголовное право, уголовно-исполнительное право и т.д.).

В четвертом параграфе «Теории, отрицающие деление права на частное и публичное» исследуются нигилистические взгляды на проблему.

Среди авторов, которые высказывались в этом ключе, также имеются значительные расхождения во мнениях.

Д.Д. Гримм, Карл Кромэ не видели путей решения проблемы и предлагали оставить поиски критерия разграничения публичного и частного права, а использовать метод перечисления. В работе отмечается, что Д.Д. Гримм признавал деление права на частное и публичное и не отрицал его практического значения. Но в его формулировке частное (или публичное) право это то, которое принято рассматривать в качестве такового.

К.Д. Кавелин и др. предлагали преодолеть теоретические затруднения в делении права путем использования иных классификаций.

Другое направление в группе теорий, отрицающих дуализм права, касается не только вопросов систематизации права, но и существования частного права как сферы, регулирующей интересы индивидов, обеспечивающей предприимчивость, личную заинтересованность, частную инициативу, т.е. основных мотивов экономического прогресса, а с точки зрения общефилософских вопросов и решение проблемы соотношения личности и государства, свободы и зависимости.

Профессор Бордоского университета Леон Дюги, являясь специалистом в области публичного права, распространил свою концепцию права как социальной функции и на сферу частного права.

Автор делает вывод, что у Л. Дюги институты частного права принимают вид совершенно чуждый цивилистическому стилю, частноправовые начала заменяются принципами публичного права и, таким образом, вполне определенно ставится вопрос о самом бытии в будущем частного права. Являясь представителем теории солидаризма, Л. Дюги отрицал индивидуальное начало в правовых отношениях, в его правовых построениях нет места частному интересу, все право принимает опубличенный вид.

Согласно одному из взглядов на право все действующее законодательство как форма его выражения является публичным. По мнению П.А. Сорокина, отвергающего дуализм, если бы государство не было заинтересовано в том или ином строении семьи и брака, собственности и наследования, оно не издавало бы законов, определяющих и регулирующих эти отношения.

Аналогичной точки зрения, усиленной, правда, идеологическими соображениями, придерживался А.Г. Гойхбарг.

Третья глава «Принципы разграничения публичного и частного права» состоит их четырех параграфов и посвящена анализу категории интереса и метода правового регулирования как имеющих самостоятельное значение критериев разграничения права на публичное и частное.

83. правонарушение: понятие,  признаки, виды

Правонарушение – это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого

лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан. Деяние может осуществляться в виде как

действий, так и бездействия.

Действие отличается активностью поведения субъекта (кража, драка, хулиганство, разбой, убийство, нане-

сение телесных повреждений, вымогательство и т.п.). Бездействие, напротив, характеризуется пассивностью:

неисполнение служебных обязанностей должностным лицом (халатность), сон часового на посту или сторожа,

охраняющего какой-либо объект; оставление человека в опасном для жизни состоянии, неоказание ему помо-

щи; неуплата налога; неявка в суд и т.д. Словом, лицо обязано было по закону что-то сделать, но не сделало

этого.

Противоправное поведение противостоит правомерному. По своей направленности и содержанию эти по-

нятия выступают как антиподы, характеризуются полярностью, непримиримостью – одно исключает другое.

Правонарушения есть зло, с которым в любом демократическом государстве ведётся борьба.

Конечно, отдельно взятое правонарушение, особенно неуголовного характера, может и не представлять

собой большой социальной опасности, но, взятые вместе, в совокупности, они подрывают основы нормальной

жизни общества, режим законности и правопорядка.

Вред или ущерб, причиняемый правонарушением, может быть физическим, моральным, материальным,

личным, организационным, а также значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым, из-

меряемым и неизмеряемым. Вред олицетворяет собой общественную опасность деяния и его нежелательность

для общества и личности.

Следует иметь в виду, что не всякое противоправное поведение образует правонарушение – надо, чтобы

последнее было результатом свободного волеизъявления индивида, т.е. осознанным и, следовательно, винов-

ным. Например, противоправное поведение ребёнка или душевнобольного, вообще недееспособного лица не

является правонарушением, влекущим юридическую ответственность.

Закон предусмотрел также случаи, когда то или иное деяние формально подпадает под признаки какого-

либо правонарушения, но в силу определённых обстоятельств не рассматривается как противоправное (мало-

значительность, необходимая оборона, крайняя необходимость и т.д., о чём подробнее будет сказано ниже).

Правонарушение включает в себя ряд обязательных признаков, образующих его состав. Установление со-

става правонарушения является юридической квалификацией содеянного – весьма важной с правовой точки

зрения логической операцией, непосредственно затрагивающей судьбу личности.

Категория состава детально разработана в уголовном праве применительно к преступлениям, где она наи-

более ярко проявляется, но эта категория имеет и общеправовое значение в гражданском, административном и

других отраслях права. Именно поэтому она изучается прежде всего общей теорией государства и права.

Наличие состава правонарушения является основанием для привлечения виновного лица к юридической

ответственности. Отсутствие хотя бы одного из признаков данного понятия не даёт полного состава, а значит,

отпадает законное основание для возбуждения дела и привлечения лица к ответственности. Многие уголовные

дела прекращаются именно из-за отсутствия состава преступления.

В состав правонарушения входят следующие четыре элемента, которые, в свою очередь, раскрываются че-

рез ряд собственных специфических черт и признаков: 1) объект правонарушения; 2) субъект правонарушения;

3) объективная сторона правонарушения; 4) субъективная сторона правонарушения.

Под объектом правонарушения понимается то, на что посягает правонарушитель, чему причиняется непо-

средственный вред, ущерб. Различают общий и специальные, или конкретные, объекты. В качестве общего

объекта выступают правопорядок, интересы государства и общества, существующий социально-экономический

и политический строй, сложившиеся общественные отношения. Специальные объекты – это конкретные блага,

ценности (жизнь, честь, здоровье человека, собственность, имущество, безопасность и т.д.). Любое правонару-

шение наносит урон как общему объекту, так и конкретному.

Под субъектом правонарушения понимается праводееспособное лицо, совершившее правонарушение. Не

могут быть субъектами правонарушений малолетние дети и душевнобольные лица, поскольку они неделиктно-

способны. То же самое касается состояния невменяемости. Не могут быть также субъектами некоторых престу-

плений иностранцы (государственная измена, отказ от службы в армии, дезертирство и др.).

Принято считать, что социальную значимость своих поступков и их последствий индивид начинает осоз-

навать с 16 лет. И лишь в отдельных случаях, в силу явной очевидности противоправности деяния (прежде все-

го в уголовном праве), – с 14 лет, когда несовершеннолетний уже сам, а не родители, несёт ответственность за

свои действия.

Следует сказать, что в настоящее время в связи с резким ростом во всём мире подростковой и детской пре-

ступности ставится вопрос (в отечественной и зарубежной печати, специальной литературе) о понижении поро-

га ответственности примерно до 12 лет. Основной аргумент – более раннее взросление современного человека

(акселерация). Статистика безжалостно фиксирует значительное число малолетних убийц, совершение ими

других тяжких преступлений. Заметим кстати, что в русском уголовном законодательстве XVII – XVIII вв. (при

Петре I, Екатерине II) субъектом преступления признавалось лицо, достигшее 10-летнего возраста. Впрочем,

вопрос этот сложный и небесспорный; медикам, юристам здесь есть над чем подумать.

Под объективной стороной правонарушения понимается совокупность его внешних признаков, отвечаю-

щих на вопросы: что, где, когда и как произошло. К таким признакам (чертам, элементам) относятся следую-

щие:

а) само реальное волевое действие либо бездействие (деяние). Человек может мыслить как угодно, но он

не может поступать как угодно. Ответственность может наступить только за действия, а не за мысли. К. Маркс

писал: "Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом.

Мои действия – вот область, где я сталкиваюсь с законом... Законы, которые делают главным критерием не дей-

ствия человека, а его образ мыслей, представляют собой не что иное, как позитивные санкции беззакония";

б) противоправность действия либо бездействия. Данное условие означает, что тот или иной поступок

должен нарушать определённую норму права. Если же этого нет, то даже объективно опасное действие не мо-

жет быть признано противоправным, а следовательно, наказуемым (например, хирург делает сложную опера-

цию, его действия опасны, но правомерны, никакой правовой нормы не нарушают);

в) вредоносный результат, ущерб, общественная опасность. Без таких последствий поступок не считается

правонарушением. Часть 2 ст. 14 УК РФ гласит: "Не является преступлением действие (бездействие), хотя фор-

мально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу мало-

значительности не представляющее общественной опасности";

г) прямая причинно-следственная связь между деянием и наступившим вредным результатом. Косвенная

связь не имеет значения для квалификации преступления и наступления ответственности. Например, врач на-

значил больному лекарство. Медсестра, делая пациенту укол, занесла инфекцию, произошло заражение крови,

больной скончался. Отвечать будет медсестра, а не врач, хотя без его назначения летального исхода, возможно,

и не было бы. Здесь связь есть, но не непосредственная, а опосредованная.

Для более полной характеристики объективной стороны принимаются во внимание и некоторые другие

факультативные (дополнительные) признаки и условия: место, время, способы совершения деяния; группой или

в одиночку, с применением оружия или иных технических средств; систематически, повторно, с особой жесто-

костью и тому подобные обстоятельства.

Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение субъекта к своему

деянию и его последствиям. Имеются в виду цели, мотивы, установки, которыми руководствовался правонару-

шитель, замышляя и осуществляя преступление. Они показывают антиобщественные устремления злоумыш-

ленника, раскрывают социально-психологический механизм совершения уголовно наказуемой акции. К субъек-

тивной стороне относят также предварительный сговор, сильное душевное волнение, поведение после преступ-

ления. Субъективная сторона правонарушения отвечает на вопрос: как субъект относится к своему деянию, ка-

ковы были его побуждения.

Всё это выражается понятием "вина" или "виновность". Вина выступает в двух формах: 1) умышленная; 2)

неосторожная. В свою очередь, умысел может быть прямым или косвенным (эвентуальным). Неосторожная

вина также подразделяется на два вида: а) преступную самонадеянность или легкомыслие; б) преступную не-

брежность или халатность.

Прямой умысел – это когда субъект сознавал общественную опасность своих действий, предвидел воз-

можность или неизбежность наступления опасных последствий и желал их наступления.

Косвенный умысел – это когда субъект осознавал общественную опасность своих действий, предвидел

возможность наступления опасных последствий, не желал, но сознательно допускал эти последствия либо от-

носился к ним безразлично.

Самонадеянность (легкомыслие) – это когда лицо предвидело возможность наступления общественно

опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на

предотвращение этих последствий.

Небрежность (халатность) – это когда лицо не предвидело возможность наступления общественно опас-

ных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно бы-

ло и могло предвидеть эти последствия.

Следует заметить, что в последнее время распространились так называемые "безмотивные преступления",

когда субъект даже не может объяснить, почему он совершил то или иное преступление. Обычно отвечает:

"просто так", "не знаю", "случайно".

Виды правонарушений. В зависимости от степени общественной опасности правонарушения подразде-

ляются прежде всего на преступления и проступки.

Преступления относятся к категории особо опасных и вредных для общества, они предусмотрены Уго-

ловным кодексом, посягают на наиболее значимые объекты, за их совершение применяются наиболее строгие

санкции (лишение свободы, смертная казнь, пожизненное заключение). Именно с преступностью как явлением

государство ведёт развёрнутую и последовательную борьбу, стараясь сократить её, свести к минимуму, ибо

избавиться от неё совсем практически невозможно. Преступность всегда существовала и существует во всех

странах мира с незапамятных времен.

Надо сказать, что границы, разделяющие уголовно наказуемые деяния и проступки, условны, подвижны,

они могут меняться вместе с изменениями условий. Например, нынешний УК РФ по сравнению с прежним об-

новился на 60 %, из него изъято 76 статей, или 20 %. Свыше 100 статей имеют более мягкие санкции. Данное

обстоятельство широко обсуждается в печати и в специальной литературе. Противоречие состоит в том, что, с

одной стороны, идёт интенсивный процесс криминализации общества, а с другой – тенденция к декриминали-

зации и либерализации уголовного законодательства.

Проступки – менее опасны по своему характеру и последствиям, чем преступления. Они совершаются не

в уголовно-правовой сфере и не преступниками, а обычными гражданами в различных областях экономиче-

ской, хозяйственной, трудовой, административной, культурной, семейной, производственной деятельности. И

влекут за собой не наказания, а взыскания.

Различают следующие виды проступков: 1) гражданские; 2) административные; 3) дисциплинарные; 4) мате-

риальные; 5) процессуальные.

Под гражданскими проступками (деликтами) понимается причинение неправомерными действиями вреда

личности или имуществу гражданина, а также организации; неисполнение договорных обязательств, наруше-

ние прав собственника, заключение противозаконной сделки и т.д. Санкции за такого рода правонарушения –

возмещение морального или материального вреда, восстановление нарушенного права, исполнение лежащей на

субъекте обязанности, принудительное взыскание долга и другие формы ответственности.

Под административными проступками понимается нарушение норм административного права, охраняю-

щих установленный в обществе правопорядок, систему управления, экологические объекты, памятники исто-

рии и культуры, санитарно-гигиенические требования, правила противопожарной безопасности, эксплуатации

транспорта и т.д. Типичные взыскания – штраф, лишение водительских прав, арест на пятнадцать суток (за

мелкое хулиганство), исправительные работы до двух месяцев, запрет на охоту и др.

Дисциплинарные проступки связаны с нарушениями производственной, служебной, воинской, учебной,

финансовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка различных организаций, учреждений, предпри-

ятий, других государственных структур. Основные взыскания – выговор, замечание, понижение в должности,

лишение премии, увольнение.

Материальные правонарушения (проступки) – это причинение рабочими и служащими материального

ущерба своим предприятиям, учреждениям, организациям. Применяются главным образом правовосстанови-

тельные санкции – удержание части зарплаты, обязанность загладить вред, возместить стоимость испорченной

вещи и т.д.

Процессуальные проступки – это, например, неявка в суд, к следователю на допрос, отказ добровольно

выдать вещественное доказательство и т.д. Санкция – принудительный привод по повестке к заинтересованно-

му должностному лицу или органу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32881. Социальная структура. Классы и классовая борьба. Интеллигенция 42.81 KB
  Устойчивые связи между любыми элементами общества устойчивые взаимозависимости корреляции; 2. В широком смысле под социальной структурой понимается строение общества в целом совокупность устойчивых связей между его основными функциональными сферами экономикой политикой культурой и др. В узком смысле под социальной структурой общества понимается деление общества на различные социальные группы системы устойчивых связей между ними а также внутренняя структура различных социальных общностей. В европейской философии XVIIXVIII...
32882. Государство. Монархия и республика. Право 45.02 KB
  Государство. Государство ядром полит. Государство – это соц. Теории происхождения государство: 1.
32883. Общественное сознание и его структура. Ценности, нравственность, искусство 39.97 KB
  Общественное сознание и его структура. Общественное сознание воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность выраженные в созданных обществом естественном или искусственном языке творениях духовной культуры социальных нормах и взглядах соц. Сознание людей может отставать от общественного бытия и не соответствовать ему. 3 Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества.
32884. Революция и реформа. Смена лидеров в истории 45.35 KB
  Революция и реформа. Революция радикальное коренное глубокое качественное изменение скачок в развитии общества природы или познания сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Социальная революция качественный скачок в развитии общества который сопровождается переходом государственной власти в руки революционного класса или классов и глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни. В марксистской традиции введено разделение на буржуазные революции Приводят к замене феодализма капитализмом в экономике не до...
32885. Русская аксиология 49.6 KB
  Человека интересует не просто истина, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. Человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость
32886. Философия как мировоззрение. Предмет философии. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм 41.21 KB
  Предмет философии. Основной вопрос философии. Предметы философии круг вопросов которые изучает философия. Структура предмета философии: Онтология Учение о бытие; Гносеология Учение о познании; Человек; Общество.
32887. Мифология как мировоззрение. Первобытная мифология. Религия как мировоззрение 38.38 KB
  Мифы пытаются дать ответ на следующие вопросы: Происхождение Вселенной Земли и человека; Объяснение природных явлений; Жизнь судьба смерть человека; Деятельность человека и его достижения; Вопросы чести долга этики и нравственности. Религия как мировоззрение: Религия форма мировоззрения основанная на вере в наличие фантастических сверхъестественных сил которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная образноэмоциональная а не рациональная форма...
32888. Античная философия. Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель. Демокрит, Эпикур 48.3 KB
  Милет: Философия охватывала все науки и не ставила ключевого вопроса философии но был поставлен вопрос о первопричине мира. Один из основателей атомистики и материалистической философии. Сократ Платон Аристотель: Сократ – Его учение знаменует переход философии к рассмотрению человека от рассмотрения природы и мира. Его деятельность поворотный момент античной философии.
32889. Средневековая философия. Отцы церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Фома Аквинский, Григорий Палама. Реализм и номинализм 45.82 KB
  В результате в мире идет борьба между добром и злом но поскольку мир это творение Бога Добра – то добро в итоге и одерживает победу. Основные черты: Теоцентризм Главная причина сущего – Бог; Изучению самого по себе космоса природы явлений окружающего мира уделялось мало внимания так как они считались творением Бога; Господствовали догматы...