45403

Конфедерация как переходная форма гос.устройства

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Правотворчество: понятие принципы виды процесс. Правотворчество – это деятельность прежде всего государственных органов по принятию изменению и отмене юридических норм. Правотворчество является составной частью более широкого процесса правообразования под которым понимается естественно-исторический процесс формирования права в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности выработка взглядов и концепций о будущем правового регу лирования а также разработка и принятие нормативных предписаний....

Русский

2013-11-17

59.81 KB

6 чел.

22.  Конфедерация как переходная форма гос.устройства

 

Конфедерация – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, эконо-

мических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся

субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках кон-

федерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объедини-

лись, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно

недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией – объединением Сенегала и Гамбии в 1982 –

1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из

конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 – 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством госу-

дарств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого – государ-

ства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределённая форма, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфи-

ческие формы – империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, от-

личительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная

власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этни-

ческий и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в

различные исторические эпохи.Конфедерация как переходная форма государства

Отсутствие территориального суверенитета позволяет отличить конфедерацию как союз государств от федеративного государства.

Обращает на себя внимание сходство (этимология) слов «федерация» и «конфедерация». В действительности эти понятия имеют не только внешние, но и содержательные совпадения, поскольку оба выражают форму договорного политического союза. Однако, разница между ними принципиальная. Конфедерация, иначе говоря, над- или сверх-федерация означает нечто, выходящее за пределы государственности хотя и небезразличное для внутреннего государственного устройства.

Примерами конфедераций могут быть США с 1781 по 1787 г.г., Швейцария с 1815 по 1848 г.г. И всегда конфедерация была вынужденной формой соединения государств, либо перерастающей в федерацию, либо разрушающейся на самостоятельные национальные государства.

Об этом свидетельствуют и примеры из истории. Например, преобразование Северо-Американской конфедерации в XVIII в. в федерацию, объединенная Арабская Республика образованная Египтом и Сирией в 1858 г., распалась уже в 1961 г. Сенегамбия, созданная путем объединения Сенегала и Гамбии в 1982 г., распалась лишь несколькими годами позднее.

В качестве типичных черт конфедерации Ю.А. Тихомиров называет договорную основу ее образования, свободу выхода, отсутствие первичного суверенитета объединения, ограниченный круг предметов ведения государственных органов.

Раскрывая понятие конфедерации, можно и иначе выделить характеризующие ее в совокупности признаки:

Во-первых, конфедерация является над-государственным образованием, образованным союзом (объединением) сохраняющих свой суверенитет государств.

Во-вторых, такое объединение имеет определенную функциональную направленность, то есть императивный мандат действия, определяющий и временные рамки существования конфедерации.

В-третьих, в основании объединения лежит принцип рекомендательности его решений.

В-четвертых, допускается асимметрия положения субъектов объединения. Каждое государство - субъект конфедерации сохраняет свою международную правосубъектность, право сецессии, право исполнения или неисполнения решения, право на свободный выбор форм сотрудничества.

К признакам, характеризующим определенное организационное устройство в форме конфедерации, А.В. Бутаков относит и наличие у каждого субъекта такого объединения непосредственного представительства.

Весьма спорным остается вопрос о том, является ли конфедерация формой государственного устройства.

С.Н. Бабурин не соглашается с попыткой А.В. Бутакова представить конфедерацию как одну из форм государственного устройства. Он пишет, что конфедеративная структура имеет как бы вторичный, надстроечный характер его отношению к государственной структуре.

М.Л. Костенко и Н.В. Лавренова считают, что конфедерация представляет собой не форму государственного устройства, поскольку речь идет не об одном, а о нескольких суверенных государствах, а созданный международным договором для достижения определенных целей союз (объединение) государств.

Далее они подчеркивают, что, сравнивая эти две структуры, следует в первую очередь подчеркнуть, что отношения в рамках федерации регулируется внутренним государственным правом, тогда как в рамках конфедерации - международным правом.

Следует согласиться, что образование конфедерации порождает не союзное государство, а союз государств. И правильно замечено, что межгосударственные отношения составляют объект международного права. «Но такие союзы, как конфедерация, уния или протекторат определяют не только внешнеполитическое положение их участников, но и некоторые стороны национальной государственности. Поэтому конфедеративные и подобные им отношения непосредственно связаны с государственным правом.

Конфедерация как одна из форм государственного устройства определена в Большом энциклопедическом словаре. Большинство российских ученых- правоведов все же определяют конфедерацию государственной формой.

Конфедерация представляет собой союз государств, объединившихся для осуществления общих политических целей и образующихся согласовано принимать решения, в том числе по вопросам внутригосударственных отношений.

Правовой основой конфедерации является договор, заключенный государствами-союзниками.

Члены конфедерации не совершают окончательной передачи своего суверенитета. Они сохраняют государственность и право распоряжаться ею.

Участие в конфедерации связывает ее членов обширным комплексом обязательств. Сохраняя государственность, участники конфедерации отказываются от самостоятельного решения ряда политических вопросов. В ведение конфедерации обычно передается рассмотрение вопросов обороны, финансовой политики, таможенного дела, совместного участия в международных отношениях.

Конфедерация принимает определенные решения в рамках своих функций. Эти решения должны выполняться на территории государств- союзников без каких либо процедур парафирования и ратификации, что необходимо, например, при принятии международных документов.

В конфедерации отсутствует собственная система исполнительных органов. Исполнение решений, принятых конфедерацией, осуществляется органами государств, участвующих в союзе.

Конфедерация не имеет собственно государственных органов, создаются своего рода межгосударственные органы, которые образуются по принципу делегирования. Могут создаваться межпарламентами советы, советы глав правительств и т.д.

Глава конфедерации обладает председательными, координационными, но не руководящими полномочиями.

Не являясь государством, конфедерация не может устанавливать государственно-правовые отношения с отдельными лицами. Следовательно, учреждение конфедеративного гражданства в принципе невозможно. Вместе с тем граждане государств членов конфедерации на территории друг друга пользуются равными правами: свободное передвижение по территории государств конфедерации, свободный выбор места жительства и т.д.

Бесспорным является право государств на выход из конфедерации.

Ярким примером конфедерации на современном этапе является союз России и Белоруссии.

Конфедерации имеют репутацию временных либо переходных государств. Считается, что конфедерации либо предшествуют созданию федераций, либо завершаются их распадом. В истории развития государственных форм так и происходило: конфедерациями были Североамериканские штаты; Гондурас и Сан-Сальвадор; Рейнская конфедерация и др.

Хочется надеяться, что союз России и Белоруссии пойдет по пути интеграции и приведет к образованию федеративного государства. Но в этом вопросе спешить нельзя, ибо существует ряд проблем, которые требуют своего разрешения. Одна из них лежит вы плоскости государственного устройства. Россия уже является федеративным государством. И если будет создана федерация России и Белоруссии, то, как в этой связи будет строиться собственно Российская Федерация. Уже ряд субъектов Российской Федерации (Татарстан, Ингушетия) дали понять, что в случае создания федерации России и Белоруссии они присоединяться к ней. То есть, они выйдут из состава Российской Федерации.

Для теории государства стало относительно новым и особенно актуальным изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество. Актуальность изучения такой формы вызвана образованием Содружества Независимых Государств.

Как отмечается в литературе содружество - это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности.

Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.), во-вторых, прав (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка, в-четвертых, культуры, в-пятых, религии.

Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе сотрудничества, как и при конфедерации, лежит межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств.

В науке существует мнение, что СНГ имеет форму конфедерации. Действительно, в момент своего учреждения СНГ выглядело как конфедерация. По нашему мнению, форма содружества имеет отличие от формы конфедерации. И эти отличия в следующем:

Во-первых, содружество весьма редкое, еще более аморфное объединение государств, чем конфедерация.

Во-вторых, содружество возникает, как следствие распада союзного государства. Содружество выступает как временное объединение государств, ранее состоявших в одном союзном государстве. И существует оно, покуда государства - члены содружества не определятся со стратегической государственной ориентацией. В отличие от содружества, конфедерация, выступает в основном формой, служащей этапом для объединения в союзное государство.

53. правотворчество: понятие, принципы, виды, процесс.

Правотворчество – это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и

отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы

местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане

при принятии законов на референдумах.

Правотворчество является составной частью более широкого процесса – правообразования, под которым

понимается естественноисторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и

оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регу-

лирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завер-

шающий этап правообразования.

Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юри-

дических предписаний, имеющих общеобязательный характер.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур),

содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых

норм права, отмене либо совершенствовании старых путём внесения изменений и дополнений.

Правотворчество характеризуется тем, что:

− оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

− основная продукция его – юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах

(кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

− это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принима-

ются существенные правила поведения;

− уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов –

это показатель цивилизованности и демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

− научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую,

политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);

− профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди

– юристы, управленцы, экономисты и др.);

− законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных за-

конов и подзаконных актов);

− демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных

норм и институтов в обществе);

− гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой обществен-

ности, нормальную циркуляцию информации).

− оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

Следовательно, принципы правотворчества – это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные

положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для

органов, творящих право.

Правотворчество – богатое по содержанию явление, сложная деятельность по формулированию общих

правил поведения. Оно характеризуется неоднородностью.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосо-

вания по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:

1) законотворчество – правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе

которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с ус-

ложнённой процедурой;

2) делегированное правотворчество – нормотворческая деятельность органов исполнительной власти,

прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного реше-

ния определённых проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

3) подзаконное правотворчество – здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами,

не относящимися к высшим представительным органам – Президентом, Правительством, министерствами, ве-

домствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руко-

водителями предприятий, учреждений, организаций. Далеко не все юридические нормы необходимо принимать

на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать

на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.

Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью,

меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с

тем подзаконное правотворчество связано с "непрозрачностью" процесса принятия нормативных актов, с их

громоздкостью.

Своеобразие правотворчества субъектов Российской Федерации. Конституция РФ в соответствии с ч. 4

ст. 76 представляет субъектам Федерации право вне пределов ведения РФ, совместного ведения Федерации и её

субъектов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных

актов. Такое регулирование может быть осуществлено в сфере принятия и изменения конституций республик

(уставов краёв и областей), территориального устройства субъектов Федерации, государственной (на уровне

субъектов РФ) и муниципальной службы, бюджета, налогов и сборов субъектов РФ.

Особенности правотворчества субъектов РФ заключаются в следующем:

1) расширились полномочия в сфере правотворчества – регионы впервые получили право принимать за-

коны как акты высшей юридической силы. Это связано с общей тенденцией децентрализации российской госу-

дарственности, с укреплением в ней подлинно федеративных начал. За последние годы субъектами РФ принято

уже несколько сотен законов (например, в Саратовской области – законы о государственной и муниципальной

службе, о референдуме Саратовской области и т.п.);

2) всё большее место в правотворчестве регионов начинают занимать соглашения и договоры между

субъектами Федерации или даже отдельными администрациями, которые регулируют вопросы, возникающие в

социально-экономической и культурной сферах;

3) правотворчество субъектов РФ отличает довольно значительная самобытность, отражающая специфи-

ку и статус того или иного региона (например, в республиках в большей мере принимаются кодифицированные

акты – кодексы, на Северном Кавказе особую роль играют национальные и религиозные обычаи). Перед субъ-

ектами РФ стоят цели – учитывать в правовом регулировании местные, региональные природные и националь-

ные особенности, осуществлять поиск оптимальных путей развития и конкретизации положений общефеде-

рального законодательства;

4) правотворчество субъектов РФ должно осуществляться в соответствии с Конституцией РФ, федераль-

ными конституционными законами и федеральными законами. Между тем на практике в современных услови-

ях более трети нормативных актов субъектов Федерации противоречат общефедеральным актам;

5) в рамках субъектов РФ принимают нормативные акты и многочисленные негосударственные структу-

ры – прежде всего органы местного самоуправления и т.д.

Таким образом, правотворчество – весьма разнообразная деятельность, каждый вид которой имеет свою

природу, своё социальное назначение.

По определению А.С.Пиголкина правотворческий процесс представляет собой «порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер».[3]

В. Нерсесянц придерживается следующего определения правотворчества: «правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену».[4] При этом автор подчеркивает, что «главное для правотворчества — выработка и утверждение новых правовых норм. В этом в первую очередь проявляется назначение данной формы государственной деятельности. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм».[5]

В. Нерсесянц отмечает, что по своей сущности правотворчество есть возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания.[6]

На основании изложенного попытаемся дать определение правотворчества. На наш взгляд, это организационно-оформленная деятельность государства по возведению, государственной воли путем выявления потребностей в нормативно-правовом регулировании общественных отношений и создания в соответствии с потребностями новых правовых норм, замена и отмена действующих.

Любой процесс, в том числе, и правотворческий, протекает в определенных формах и может быть разбит на стадии (этапы). Становление правовой системы - это длительный процесс, который происходит поступательно, т.е. через создание отдельных нормативных актов. Нормативный акт - это завершающее звено и непосредственный результат правотворческой деятельности. Соответственно, правотворческий процесс есть порядок последовательных операций, в результате которых в правовую систему вливается новый элемент. Логично было бы сделать вывод о том, что в процесс правотворчества не следует включать организационные действия, содействующие непосредственной правовой работе над нормативным актом. В частности к правотворчеству не относится деятельность по учету, анализу и обобщению предложений о совершенствовании законодательства, организационные мероприятия по совершенствованию работы правотворческих органов и т.д.

Собственно правотворчество - это деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию нормативных актов, совершаемая компетентными органами. Как любая процессуальная деятельность правотворчество представляет собой официальный порядок осуществления юридически значимых действий. Соответственно, возникает ряд взаимосвязанных взаимоотношений, например, правоотношения по поводу подготовки и принятия нормативного акта, т.е. соответствующие права и обязанности.

Как любая процессуальная деятельность правотворчество возникает лишь при наличии определенного юридического факта. Основанием возникновения правотворческого процесса является принятие официального решения о подготовке проекта нормативного акта.

В какой бы форме это решение не выражалось, оно является юридическим актом, который создает права и обязанности. Необходимо ограничить действия, предшествующие правотворческой деятельности от процессуального начала этой деятельности, так как материалы печати, высказывания политических деятелей и научных работников, предложения государственных и общественных организаций о совершенствовании законодательства еще не свидетельствуют о начале правотворческого процесса, т.е. процессуальные отношения не возникают. Подобные предложения являются социально-политическими предпосылками и основаниями правотворческой деятельности. Именно с момента принятия официального решения о подготовке проекта нормативного акта возникает определенное правоотношение, и с этого момента все действия по созданию нормативного акта качественно отличаются от действий, совершавшихся ранее предпосылок.

Несмотря на различные виды и особенности правотворческого процесса можно выделить общие стадии и принципы. Говоря о стадии правотворческого процесса, определим ее как самостоятельный этап процедурных действий по формированию государственной воли, организационно обособленный комплекс тесно связанных между собой действий, которые направлены на создание данного нормативного акта. Стадия правотворческой деятельности всегда выступает этапом процесса по подготовке и приданию официального значения нормативному акту. Определение количества стадий зависит от понимания сущности правотворческого процесса. Некоторые ученые, определяя правотворчество как процедуру официального происхождения проекта нормативного акта в правотворческом органе, вселяют стадии законодательной инициативы, обсуждения законопроекта, его принятие и опубликование. Другие, например, А.Г. Братко и В.В. Лазарев, помимо стадии законодательной инициативы выделяют и такие стадии, как «решение компетентного органа о необходимости изучения акта, выработка его проекта, включение в план законопроектных работ и т.п.; разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение; рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять; принятие нормативного акта; доведение содержания принятого акта до его адресата».[7]

Представляется, что наиболее удачными является широкое понимание правотворчества, т.е. включение в этот процесс деятельности по подготовке и обсуждению проектов нормативных актов, в которой участвуют другие государственные органы, общественные организации, широкие круги общественности. На основании такого понимания и более развернутой является классификация стадий правотворческого процесса, предложенная И.Л. Дюрягиным и А.С. Приголкиным. Авторы выделяют стадии двух основных этапов правотворчества: «Первый - предварительное формирование государственной воли, внешне выражается в составлении проекта нормативного акта. Данная ситуация носит подготовительный характер и состоит из действий, которые непосредственно не порождают правовых норм. Она создает основу для последующих стадий, являясь предпосылкой принятия акта. Здесь можно выделить ряд самостоятельных этапов: принятие решения о разработке проекта акта, подготовка проекта, его обсуждение, согласование и доработка. Второй - официальное возведение государственной воли в норму права, т.е. издание нормативного акта. На этом этапе правотворческого процесса решающее значение имеет деятельность самого правотворческого органа. Сюда мы относим внесение проекта на обсуждение правотворческого органа, непосредственное обсуждение проекта, принятие нормативного акта и его опубликование».[8] Перечисленные стадии присущи всем видам правотворчества. Наиболее полно они проявляются при издании законов высшими законодательными органами государства. Эта деятельность наиболее полно моделирует правотворческий процесс, и хотелось бы остановиться более подробно на ней с точки зрения стадийности, как одного из видов правотворчества.

Законотворчество и правотворчество являются отнюдь не синонимами. Как разделяют категории «система права» и «система законодательства», так и разделяются понятия правотворчества и законотворчества. Понятие правотворчества мы уже приводили выше, что же стоит понимать под законотворчеством?

Законотворчество - это вид государственной деятельности, посредством которого воля определенной, более или менее многочисленной, группы людей возводится в ранг закона и выражается в норме права в конкретном источнике права[9].

В отличие от правотворчества, целью законотворчества является создание закона (законодательного акта).

Законотворчество - стержень правотворчества, его важнейшая составляющая часть, поэтому законотворчеству присущи свойства общие для всех разновидностей правотворчества[10].

Если правотворчество - это деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию нормативных актов, совершаемая компетентными органами, то законотворчество деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию законодательных актов.

Законотворческий процесс представляет особый вид деятельности, носящий сугубо интеллектуальный характер, сложный по своему содержанию, осуществляемый в присущих ему формах с использованием специального юридического «инструментария» (методов), регламентированный несколькими видами правил, определяющих порядок подготовки, обсуждения и принятия законопроекта. Сущность законодательного процесса составляет, как отмечалось, формирование государственной воли, выступающей содержанием правовых норм.

84. состав правонарушения: понятие и общая характеристика элементов

Состав правонарушения - это совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, установленных законом, характеризующих общественно вредное, виновное деяние как правонарушение.

Значение состава правонарушения заключается в том, что он является: 1) юридическим основанием ответственности; 2) условием правильной квалификации: 3) основанием для определения судом меры ответственности; 4) гарантией прав и свобод человека и гражданина, а также способствует соблюдению и укреплению законности и правопорядка в демократическом правовом государстве.

В соответствии с общей теорией права структура правонарушения состоит из объекта, субъекта, объективной стороны, субъективной стороны.

Субъектом правонарушения признается физическое или юридическое лицо, обладающее деликтоспособностью, то есть возможностью отвечать за свои собственные деяния, посягающие на установленный порядок, существующие общественные отношения. Деликтоспособность определяется государством с учетом уровня психофизиологических возможностей личности, исходя из социальной зрелости индивида, устанавливается при достижении определенного возраста.

Субъектом уголовного преступления может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. За отдельные преступления указанные в ст. 20 УК РФ уголовная ответственность наступаете 14 лет.

В соответствии с гражданским законодательством полная дееспособность признается за совершеннолетними гражданами, то есть достигшими восемнадцатилетнего возраста. Допускается два изъятия из этого правила: полная дееспособность может возникнуть у гражданина и до достижения восемнадцатилетнего возраста в случаях, во-первых, вступления в брак лицом, не достигшим 18 лет, если ему в установленном законом порядке был снижен брачный возраст, во-вторых, при эмансипации, то есть объявлении несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, полностью дееспособным.

С 6 до 14 лет малолетние, несмотря на обладание возможностью совершения определенных сделок, не несут самостоятельной ответственности, являясь недееспособными. Ответственность за их действия несут их родители, усыновители или опекуны в полном объеме, они же отвечают и за вред, причиненный малолетними.

С 14 лет несовершеннолетние наделяются частичной дееспособностью, происходит возложение самостоятельной имущественной ответственности по заключенным ими сделкам, а также за причинение вреда.

Однако способности гражданина к волевым осознанным действиям могут быть нарушены вследствие заболевания либо злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, в этом случае гражданин признается недееспособным или ограничено дееспособным.

Субъектом правонарушений может быть и юридическое лицо. Юридические лица обладают правоспособностью и дееспособностью в их неразрывном единстве.

Субъектом дисциплинарного проступка может быть только гражданин, состоящий в трудовых правоотношениях с конкретным предприятием и нарушающий трудовую дисциплину.

Субъектом международного правонарушения являются государства, нации, международные организации.

Итак, субъектом правонарушения могут быть индивидуальные лица и организации, обладающие праводееспособностью (деликтоспособностью). Субъект, у которого отсутствует, хоть один из вышеуказанных признаков, не может быть привлечен к юридической ответственности.

Например, В. в течение нескольких лет после смерти своей матери проживал в комнате в коммунальной квартире с семьей из трех человек. У соседей Л. был двухлетий сын. На протяжении двух лет В. постоянно скандалил с соседями из-за ребенка. В. мог врываться в комнату к соседям, бить посуду, закрывать входную дверь. Однажды вечером у Л. собрались гости, играла музыка. Мальчик играл в коридоре. В. сделал несколько предупреждений Л., чтобы они выключили музыку, с каждым разом он становился агрессивней. Затем он выбежал из своей комнаты и хотел наброситься на ребенка, один из гостей увидел и попытался остановить В. В. схватил лежащий на полу молоток и ударил им З. несколько раз. З. Получил тяжкие телесные повреждения. В отношении В. была проведена судебно-медицинская эксперта. Экспертиза поставила диагноз: шизофрения. В. был признан невменяемым, соответственно не мог быть привлечен к уголовной ответственности.

Субъективная сторона правонарушения связана с понятием вины и сводится к ее анализу. Различают две формы вины: умысел - прямой и косвенный (эвентуальный), и неосторожность - самонадеянность и небрежность.

Вина это психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению.

Прямой умысел состоит в осознании правонарушителем общественно вредного характера совершаемого им деяния, предвидении возможности или неизбежности наступления противоправного результата, причинной связи между ними, а также желания их наступления.

Косвенный умысел устанавливается в том случае, если правонарушитель осознавал противоправность своего деяния, предвидел противоправный результат, но не желал его наступления, хотя сознательно попускал или относился безразлично к его наступлению.

Противоправная самонадеянность состоит в осознании правонарушителем вредности своего деяния, предвидении возможности наступления противоправного его результата с легкомысленным расчетом на его предотвращение, полагаясь на самого себя, свои умения, навыки и т.п. без достаточных к тому оснований.

Противоправная небрежность выражается в том, что правонарушитель не осознает вредности своего деяния, не предвидит возможного наступления противоправного результата, хотя по всем обстоятельствам дела при условии необходимой внимательности и предусмотрительности он мог и должен был его предвидеть.

Установление формы вины очень важно для правильной квалификации правонарушения, что подтверждается многими примерами.

Например, Ш. на предварительном следствии было предъявлено обвинение в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью и в хулиганстве. Как было установлено, при совершении хулиганских действий Ш. подбежал к А., пытаясь нанести ему удар, но, не удержавшись на ногах, сбил его с ног и сам упал на него. При падении на асфальт А. получил тяжкий вред здоровью. Районный суд пришел к выводу, что «сбивая А. с разбега своим телом и падая на него, Ш. не предвидел возможности наступления тяжкого вреда здоровью, но мог и должен был их предвидеть», в связи с чем. его действия были переквалифицированы как неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом (отношения по поводу собственности, жизни, здоровья, и общественного порядка и т.д.).

Объективная сторона характеризует правонарушение с внешней стороны, как акт внешнего поведения, показывает направленность противоправного деяния на определенный объект.

Обязательные элементы, составляющие содержание объективной стороны, включают в себя: противоправное деяние, его общественно вредные последствия - противоправный результат, а также причинную связь между деянием и наступлением последствий. Факультативные элементы объективной стороны - место, время, обстановка.

Итак, система признаков правонарушения в единстве его объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности, определяется как состав правонарушения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40399. Основные этапы истории методики русского языка как науки 39.5 KB
  Буслаева О преподавании отечественного языка 1844. Ушинский 1824 1870 который создал методику в полном ее объеме обосновал ее теоретически написал учебники для школы Родное слово для I II и III годов обучения Детский мир а также пособия для учителей: О первоначальном преподавании русского языка. Он раскрыл роль родного языка в воспитании человека в формировании его личности в его мыслительном развитии.
40400. Методы обучения грамоте 36 KB
  Вторая ступень состояла в обучении чтению слогов: сначала двухбуквенных потом трехбуквенных и далее вплоть до пяти и шестибуквенных. Чтение слогов проходило так: сначала нужно было назвать первую букву слога допустим буки затем присоединить к ней название второй буквы аз. Выучивание слогов сменялось новой третьей ступенью обучения по буквослагательному методу обучением чтению отдельных слов. выбранном для чтения слове надо было выделить первый слог и буква за буквой называть каждую из них в слоге а затем произнести весь...
40401. Методика работы над элементами синтаксиса 48 KB
  Из данных форм образуются словосочетания и предложения которые могут соединяться в сложные предложения и образовывать максимальную синтаксическую единицу – текст. Синтаксис как наука – это взаимодействие нескольких направлений лингвистической мысли например предложение как синтаксическая единица рассматривается с точки зрения: Теории членов предложения предполагает деление текста на составляющие – словосочетания и слова Теории актуального членения рассматривает предложение как часть более сложной синтаксической единицы – текста а...
40402. Гражданская война в США 78.84 KB
  Первый период войны апрель 1861 апрель 1863 Сражения 1861 года Боевые действия начались 12 апреля 1861 года сражением за форт Самтер в бухте Чарлстон который после 34часового обстрела был вынужден сдаться. Первое серьёзное сражение произошло в Вирджинии у железнодорожной станции Манассас 21 июля 1861 года когда плохо обученные войска северян перейдя ручей БуллРан атаковали южан но были вынуждены начать отступление превратившееся в бегство. В ходе этого самого кровавого дня войны известного как Сражение при Энтитеме обе стороны...
40403. Эпоха Бурбонов (XVIII век) 30.32 KB
  В 1609 году начинается выселение из Испании морисков однако доходы от конфискации их имущества не компенсировали последующий упадок торговли и запустение многих городов во главе с Валенсией. Вступление в войну католической Франции лишило конфликт религиозной почвы и привело к катастрофическим последствиям для Испании. На долгие десятилетия политическую жизнь Испании начали определять интересы её северного соседа. Экономическая и политическая слабость привели Испанию к подписанию крайне невыгодного договора в СанИльдефонсо 1796 который...
40404. Италия во времена испанского господства и возрастающего влияния Франции (1559—1700) 141.87 KB
  Наибольшее значение для будущего имело восстановление Савойи и Пьемонта которые прежде всего должны были служить испанскому господству в верхней Италии оплотом против Франции. Незадолго до того прекратило своё существование ещё одно из небольших владений в Италии Урбино которое в 1623 году слилось с Церковной областью. Франция уже ранее воздвигла на северной границе Италии преграду дальнейшему развитию испанской власти тем что воспрепятствовала соединению габсбургских земель в Граубюндене и Вальтеллине. Она пыталась утвердиться и в...
40405. Конституция США 95.53 KB
  Состоит из семи статей за время действия Конституции были приняты двадцать семь поправок которые являются её неотъемлемой частью. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей между законодательной конгресс исполнительной президент и судебной верховный суди нижестоящие суды ветвями. Хотя первоначальной целью Конвента был именно пересмотр Статей Конфедерации и вопрос о выработке нового документа не ставился постепенно делегаты пришли к заключению о необходимости создания новой Конституции которая бы утвердила...
40406. Война Первой коалиции 193.28 KB
  союзные войска в общем до 250 тыс. Французская регулярная армия не превышала тогда 125 тыс. Он издал грозную прокламацию которая имела целью устрашить французов но произвела обратное действие: её вызывающий тон возбудил сильнейшее негодование; всякий кто мог взялся за оружие и менее чем через 2 месяца численность французских войск превзошла уже 400 тыс. капитулировал имея в распоряжении 18 тыс.
40407. Предыстория объединения 77.04 KB
  под эгидой Пруссии был заключенТаможенный союз куда вошли Пруссия Бавария Саксония и другие государства. Королевство Пруссия Ядром Пруссии стало Маркграфство Бранденбург которое образовалось в XII веке на славянских землях бодричей и лютичей между Эльбой и Одером в результате экспансии немецких рыцарей на восток. В 1618 году в результате династического брака сына маркграфа Бранденбурга и дочери герцога Пруссии из другой ветви Гогенцоллернов образовалось наследственное владение БранденбургПруссия. ВТридцатилетней войне относительно...