45404

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие политический режим включает в себя следующие параметры признаки: − степень участия народа в механизмах формирования политической власти а также сами способы такого формирования; − соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности; − характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом; − положение средств массовой информации степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;...

Русский

2013-11-17

60.45 KB

7 чел.

23. политический режим…

 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ

Политический (государственный) режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.Согласно одной точке зрения, понятия "политический режим" и "государственный режим" можно расценивать как тождественные.

По мнению других авторов, понятие "политический режим" более широкое, чем понятие "государственный режим", поскольку включает в себя методы и приёмы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории "политический режим" и "политическая система" тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично.

Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социальнополитических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

Понятие "политический режим" включает в себя следующие параметры (признаки):

− степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

− соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

− характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;

− положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

− место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

− тип политического поведения; характер политического лидерства;

− доминирование определённых методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

− политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия,

полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

− меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два

полярных режима – демократический и антидемократический.

Демократический режим. Понятие "демократия" означает, как известно, народовластие, власть народа.

Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована.

Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в

этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

− провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

− решения принимаются большинством с учётом интересов меньшинства;

− предполагается существование правового государства и гражданского общества;

− выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчётность

избирателям;

− силовые структуры (вооружённые силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;

− доминируют методы убеждения, компромисса;

− политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;

− гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;

− реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать за-

коны, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной)

и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. От-

сюда и её название – непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Одни из них – выборы, референдумы – четко регламентированы соответствующими нормативными актами

(Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в

санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа – депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных

классов, социальных групп, слоёв, политических партий и общественных организаций.

Сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либеральнодемократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдаётся личности, её правам и свободам, а роль

государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические

режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой

данных режимов.

К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.Тоталитарный режим. Термин "тоталитаризм" (от латинского totus – весь, целый, полный) был введён в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие

впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С

этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:

− государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

− общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в

политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;

− монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

− государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам,

окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;

− доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

− господство одной партии, фактическое сращивание её профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют чёткие гарантии их реализации;

− фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его

окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации,

были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным

было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью

которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Авторитарный режим. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между

тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой – жёстче, антинароднее, чем демократический.

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая

власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии на-

рода. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как раз-

новидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти

Пиночета).

Основные характеристики авторитарного политического режима:

− в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

− игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую

президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

− роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

− суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесу-

дебные органы;

− сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётности и подконтрольности их населению;

− в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;

− сохраняется ограниченная цензура, "полугласность";

− существует частичный плюрализм;

− права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;

− силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах её осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным,

захватническим путём, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного

переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как

хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В

условиях военного режима создаётся разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо

армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан,

борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам:

1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие

сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;

2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в

авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции

54. система законодательства: понятие и соотношение с системой права

Система законодательства - это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства.

В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:

- отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:

- комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;

- общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях);

- законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);

- конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).

Структура системы законодательства - это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов.

Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):

-отраслевая («горизонтальная») - отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство ),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства - трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные с трудовыми);

-иерархическая («вертикальная») - законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе.

Разновидностью иерархической структуры является иерархическая структура законодательства в федеративном государстве, т.н. «федеративная структура законодательства» - федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1)  система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2)  система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

Система права и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического

единства с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство – это форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства – не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоорди-нированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.

Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права.

Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.

Однако система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права – это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие

отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РСФСР и т.д.). /

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Имеются так называемые комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них является хозяйственное законодательство.

Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства,, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство.

Единство принципов распределения правотворческой компетенции между государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить два субординационных среза законодательства:

1) акты высших органов государственной власти; 2) акты высших органов государственного управления. Вертикальная же структура права – это его деление на нормы, институты, отрасли и т.д.

В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами системы законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права и их число превышает число отраслей права.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.

Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.

Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства – важная теоретическая и практическая задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.

84. юридическая ответственность. Понятие, функции, виды

Юридическая ответственность – один из видов социальной ответственности индивида. Её главная осо-

бенность в том, что юридическая ответственность связана с нарушением юридических норм, законов, за кото-

рыми стоит принудительный аппарат государства. Это – властно-императивная форма ответственности, опи-

рающаяся на силовое начало. Здесь всегда присутствуют карательный, воспитательный и превентивный момен-

ты. Иными словами, перед нами извечная проблема деяния и воздаяния.

Юридическая ответственность – наиболее строгий и предельно формализованный вид социальной от-

ветственности. Наказание за правонарушения, особенно за преступления, как правило, предусматривается и

объявляется всему обществу заранее. Человек знает, что ему грозит, если он преступит тот или иной закон, на-

рушит ту или иную правовую норму. При других видах социальной ответственности этого нет.

В научной литературе юридическая ответственность определяется по-разному, так как само это понятие

сложное и многоаспектное. Одни учёные видят сущность юридической ответственности в применении санкций

к правонарушителю, другие – в претерпевании последним известных социальных "неудобств", неблагоприят-

ных последствий; третьи считают, что это особое правоохранительное отношение между государством и лицом,

совершившим противоправное деяние, в рамках которого они ведут себя соответственно; четвёртые сводят

юридическую ответственность к наказанию виновного субъекта, лишению его некоторых благ; пятые – к спе-

цифической обязанности отвечать за содеянное, загладить вред, причинённый обществу. Различают позитив-

ную и негативную ответственность и т.д.

В каждом из этих определений есть доля истины, поскольку отражает какую-то важную сторону, грань,

черту определяемого явления. Диалектика не исключает множественности дефиниций одного и того же пред-

мета; исследователь имеет право на свою трактовку изучаемого объекта и на свои выводы.

Не совсем корректным является лишь определение юридической ответственности только как государст-

венного принуждения, ибо такое принуждение может быть применено и к лицам, не совершившим никакого

правонарушения (принудительное лечение, задержание по подозрению, обыск, досмотр, требование соблюдать

под угрозой штрафа существующие санитарные, противопожарные, экологические, гигиенические нормы и

правила, предупреждение, профилактика, обязательные прививки, медосмотры и т.д.). Подобные меры обычно

называют мерами социальной защиты, безопасности.

Принуждение в указанных и других аналогичных случаях есть, а ответственности нет. Конечно, всякая

юридическая ответственность предполагает элемент государственного принуждения, но не всякое государст-

венное принуждение связано с правовой ответственностью, оно применяется, как мы видели, и по другим пово-

дам.

Суммируя сказанное и имеющиеся мнения, юридическую ответственность можно кратко определить как

необходимость для виновного лица подвергнуться мерам государственного воздействия, претерпеть опреде-

лённые отрицательные последствия; или как вид и меру принудительного лишения лица известных благ.

В любом случае юридическая ответственность – это способ реагирования государства на правонарушение,

осуществление предусмотренных законом санкций. Привлечение к ответственности – одна из форм реализации

права, а именно применение, поскольку здесь достигается та цель, на которую рассчитывал законодатель.

Предписания права воплощаются в жизнь, реализуются, получают логическое завершение. Началом и основа-

нием юридической ответственности является совершение правонарушения, преступления. Если преступник не

пойман, ответственность выступает как состояние, существующее в рамках общерегулятивного правоотноше-

ния и готовое перейти в конкретное в случае поимки субъекта преступления.

В практическом плане юридическая ответственность может выражаться для правонарушителя в виде на-

ступления нежелательных (отрицательных) последствий материального, морального, личного, организационно-

го, физического характера (лишение или ограничение свободы, исправительные работы, конфискация имуще-

ства, штраф, арест, лишение права занимать определённые должности, смертная казнь).

Из этого не следует, что ответственность и наказание – одно и то же; эти понятия тесно взаимосвязаны, но

не тождественны. От наказания суд может и освободить, а ответственность как правовое состояние остаётся.

Кроме того, наказание может быть условным, когда виновный, т.е. ответственный перед законом, обществом,

государством, субъект остаётся на свободе. Существует также институт помилования, когда человек освобож-

дается от дальнейшего отбывания наказания. Однако ответственность как таковая с него не снимается.

Юридическая ответственность отличается от всякой иной социальной ответственности следующи-

ми признаками:

1) она предусмотрена действующим законодательством (уголовным, гражданским, административным и

др.);

2) наступает за правонарушения при наличии полного его состава. В ст. 8 УК РФ говорится: "Основанием

уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления,

предусмотренного настоящим Кодексом";

3) опирается на государственное принуждение; особый аппарат представляет собой реализацию санкций

юридических норм, применение к виновному мер наказания;

4) выражается в определённых неблагоприятных для правонарушителя последствиях, лишении его из-

вестных социальных благ (свободы, имущества, прав и т.д.);

5) возлагается и реализуется в установленной законом процессуальной форме; нарушение процедурных

норм также влечёт за собой ответственность;

6) правонарушитель наказывается от имени государства в отличие, например, от моральной ответствен-

ности, которая исходит от негосударственных структур;

7) осуществляется уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами в строго

определённом порядке и в пределах своих прерогатив.

Указанные признаки можно выразить своеобразной формулой, состоящей из ряда вопросов: кто отвечает?

за что? как? перед кем? на основании чего? Ответы на эти вопросы дают возможность в принципе определить

вид, характер, специфику, степень строгости ответственности. Отсутствие в этом ряду хотя бы одного вопроса

и ответа на него делает ситуацию неясной или даже неразрешимой.

Виды юридической ответственности. Юридическая ответственность по своей природе далеко не одина-

кова, поэтому она подразделяется на соответствующие виды в основном по отраслевому признаку: 1) уголов-

ную; 2) гражданскую; 3) административную; 4) дисциплинарную; 5) материальную; 6) процессуальную; 7) кон-

ституционную.

Все названные виды ответственности являются традиционными и хорошо известными, за исключением,

пожалуй, конституционной, которая стала выделяться сравнительно недавно.

Под конституционной ответственностью имеются в виду, например, отрешение Президента от должности,

отзыв депутата, роспуск Государственной Думы, отставка Правительства и т.д. Такую ответственность называ-

ют ещё политико-правовой.

В литературе и в печати ставится вопрос о принятии специального закона о конституционной ответствен-

ности высших структур власти: Президента, Правительства, Федерального Собрания за возможные злоупот-

ребления, ненадлежащее исполнение своих обязанностей, принятие неверных или ошибочных решений с тяжё-

лыми последствиями, затрагивающими судьбы людей, страны (распад государства, нарушение его целостности,

лишение населения вкладов, невыплата зарплаты, пенсий, пособий, развязывание войны, массовая гибель гра-

ждан и т.д.).

Юридическая ответственность представляет собой правореализационную деятельность государства, в ча-

стности, в такой ее форме, как применение правовых норм к правонарушителям. И оттого, насколько последо-

вательна и неотвратима эта ответственность, прямо зависит эффективность указанной деятельности, её резуль-

таты. Сегодня она, к сожалению, малоэффективна, огромная масса преступников никакой ответственности не

несёт, а спокойно пребывает на свободе, совершая всё новые и новые уголовно наказуемые деяния. Причин

много, но главная из них – общий системный кризис общества (экономический, социальный, политический,

духовный, нравственный, правовой).

Назначение юридической ответственности в самом общем виде – охрана конституционного строя, право-

порядка, прав и свобод граждан, а в более узком смысле – наказание правонарушителя, предостережение ос-

тальных членов общества от возможных противоправных поступков и их последствий.

Юридическая ответственность служит важным стимулятором правомерного поведения людей, сдержи-

вающим началом для недостаточно устойчивых в социальном отношении граждан. Иными словами, она высту-

пает одним из средств воспитания индивида в духе уважения к праву, закону, дисциплине.

Наличие института юридической ответственности – способ самосохранения общества от посягательств со

стороны преступных элементов, тех, кто противопоставляет себя закону, морали, правилам цивилизованной жиз-

ни. Это также известная гарантия для свободы добросовестной и правопослушной личности, её чести, достоинст-

ва, безопасности. Перед нами, как уже отмечалось, – извечная проблема деяния и воздаяния.

В ст. 43 УК РФ говорится: "1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приго-

вору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в

предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. 2. Наказание при-

меняется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и пре-

дупреждения совершения новых преступлений".

Цели юридической ответственности наглядно проявляются в её функциях, которые в какой-то мере рас-

крывают сущность права в целом. В научной литературе обычно выделяется пять таких функций: 1) каратель-

ная; 2) штрафная; 3) предупредительная, или превентивная; 4) воспитательная; 5) компенсационная, или право-

восстановительная. Названия этих функций говорят сами за себя и не требуют детализации. В разных сочетани-

ях они действуют во всех отраслях российского законодательства.

Что касается карательной функции, то её применительно к нашим условиям надо понимать не в смысле

некой самоцели (покарать во что бы то ни стало, причинить мучения, страдания и т.д.), а, скорее, в смысле

стремления законодателя "преподать урок" злоумышленнику и всем остальным. Это верно даже в отношении

смертной казни, которая хотя и не отменена сегодня в России, но в действительности не приводится в исполне-

ние, а заменяется пожизненным заключением.

К основным принципам юридической ответственности относятся следующие:

1) принцип законности, который означает, что вся процедура возложения и реализации ответственности

должна протекать в строгих рамках закона, юридических норм, исключать произвол, своеволие;

2) принцип обоснованности предполагает, что ответственность должна быть следствием правонарушения,

содержащего в себе все признаки его состава и необходимые доказательства, если этого нет – нет и основания

для привлечения лица к ответственности;

3) принцип неотвратимости требует, чтобы ни одно правонарушение, тем более преступление, не остава-

лось безнаказанным: важна не суровость наказания, а его неминуемость (неизбежность); все противоправные

деяния должны раскрываться, виновные нести ответственность;

4) принцип справедливости – наказание должно соответствовать тяжести содеянного, обстоятельствам

его совершения и личности виновного; недопустимость двойной ответственности за одно и то же правонару-

шение; все равны перед законом и правосудием;

5) принцип гуманизма – наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, уни-

жение человеческого достоинства виновного, оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы

правонарушения; возможность условного осуждения, отсрочки приговора;

6) презумпция невиновности – каждый гражданин предполагается невиновным, пока не будет доказано

иное в установленном законом порядке


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34998. Закон убывающей производительности (отдачи) 29 KB
  Дело в том что в краткосрочном периоде когда технологический процесс остается неизменным а величина хотя бы одного фактора является фиксированной неизменной неизбежно наступает такой момент когда каждая новая вовлекаемая в производство единица переменного фактора будет обеспечивать меньшее увеличение выпуска продукции чем предыдущая. Но по закону убывающей предельной производительности последовательное увеличение переменного ресурса при неизменности других ведет к убывающей отдаче данного фактора то есть к снижению предельного...
34999. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффекты мас 32 KB
  Хозяйственная практика показывает что на каждой ступени расширения производственных мощностей и увеличения объемов производства происходит постепенное снижение издержек производства на единицу продукции. Эта закономерность проявляющаяся слабее или сильнее практически в любом виде производства объясняется действием так называемых эффектов масштаба. Если долговременные средние издержки падают с ростом выпуска говорят что фирма имеет экономию обусловленную ростом масштабов производства.
35000. Принцип формирования и виды доходов населения 32 KB
  Признаются равно справедливыми и приемлемыми и высокие доходы тех кто преуспел в конкуренции и низкие доходы а то и отсутствие таковых тех кто потерпел неудачу. Доходы населения принято классифицировать в соответствии с разными признаками. доходы за вычетом налогов и взносов. Номинальные доходы сумма денег полученная человеком за определенный период времени.
35001. Проблема неравенства доходов. Кривая Лоренца 32 KB
  На потребительском рынке это неравенство возможностей проявляется в неравной платежеспособности покупателей в основе которой лежит неравенство доходов. Очевидно что при равном распределении доходов какими бы благими намерениями оно ни оправдывалось в обществе не будут производить предметы роскоши ибо их некому будет купить. И наоборот в обществе с неравным распределением доходов выпускаемая продукция и оказываемые услуги будут значительнее разнообразнее а структура потребления разных доходных групп будет существенно различаться.
35003. Сущность заработной платы и ее формы 22.5 KB
  Коротко можно определить зарплату как цену уплачиваемую за единицу времени услуг труда. По мере развития общества растет и та часть общественного богатства которая затрачивается на оплату труда работников в рынок труда в конечном счете определяет дифференциацию заработной платы различных категорий работников. Верхняя граница зарплаты определяется темпами роста производительности труда.
35004. Необходимость, государственного регулирования экономики 26 KB
  Государство выправляя известное несовершенство рыночной системы берет на себя организацию предложения центральных денег и в обозримом будущем без государственной помощи не обойтись. Взаимодействия участников системы свободного предпринимательства многообразны по формам и социальным последствиям. Здесь основной задачей государства является создание правовой базы и общественной атмосферы для поддержания и облегчения функционирования рыночной системы перераспределение дохода н богатства и стабилизация экономики.
35005. Экономические функции, государства 31 KB
  Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базою и некоторых важнейших услуг являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Государство устанавливает также законные правила игры регулирующие отношения между предприятиями поставщиками ресурсов и потребителями. Основные услуги обеспечиваемые государством включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка введение стандартов измерения веса и качества продуктов создание денежной системы облегчающей Обмен товаров и услуг....
35006. Методы воздействия государства на экономику 29.5 KB
  Государственное регулирование это форма целенаправленного воздействия государства на функционирующую экономическую систему с целью обеспечения пли поддержания определенных процессов изменений экономических явлений или их связей. В развитых странах есть два пути сокращения государственных расходов: уменьшение расточительства государственных органов и сужение сферы деятельности государства. Другая форма денежнокредитных отношений активное участие государства в операциях на рынке ценных бумаг с целью регулирования количества обращающихся...