45404

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие политический режим включает в себя следующие параметры признаки: − степень участия народа в механизмах формирования политической власти а также сами способы такого формирования; − соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности; − характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом; − положение средств массовой информации степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;...

Русский

2013-11-17

60.45 KB

8 чел.

23. политический режим…

 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ

Политический (государственный) режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.Согласно одной точке зрения, понятия "политический режим" и "государственный режим" можно расценивать как тождественные.

По мнению других авторов, понятие "политический режим" более широкое, чем понятие "государственный режим", поскольку включает в себя методы и приёмы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории "политический режим" и "политическая система" тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично.

Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социальнополитических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

Понятие "политический режим" включает в себя следующие параметры (признаки):

− степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

− соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

− характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;

− положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

− место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

− тип политического поведения; характер политического лидерства;

− доминирование определённых методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

− политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия,

полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

− меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два

полярных режима – демократический и антидемократический.

Демократический режим. Понятие "демократия" означает, как известно, народовластие, власть народа.

Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована.

Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в

этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

− провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

− решения принимаются большинством с учётом интересов меньшинства;

− предполагается существование правового государства и гражданского общества;

− выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчётность

избирателям;

− силовые структуры (вооружённые силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;

− доминируют методы убеждения, компромисса;

− политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;

− гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;

− реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать за-

коны, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной)

и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. От-

сюда и её название – непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Одни из них – выборы, референдумы – четко регламентированы соответствующими нормативными актами

(Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в

санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа – депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных

классов, социальных групп, слоёв, политических партий и общественных организаций.

Сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либеральнодемократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдаётся личности, её правам и свободам, а роль

государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические

режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой

данных режимов.

К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.Тоталитарный режим. Термин "тоталитаризм" (от латинского totus – весь, целый, полный) был введён в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие

впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С

этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:

− государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

− общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в

политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;

− монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

− государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам,

окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;

− доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

− господство одной партии, фактическое сращивание её профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют чёткие гарантии их реализации;

− фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его

окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации,

были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным

было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью

которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Авторитарный режим. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между

тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой – жёстче, антинароднее, чем демократический.

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая

власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии на-

рода. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как раз-

новидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти

Пиночета).

Основные характеристики авторитарного политического режима:

− в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

− игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую

президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

− роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

− суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесу-

дебные органы;

− сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётности и подконтрольности их населению;

− в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;

− сохраняется ограниченная цензура, "полугласность";

− существует частичный плюрализм;

− права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;

− силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах её осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным,

захватническим путём, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного

переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как

хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В

условиях военного режима создаётся разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо

армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан,

борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам:

1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие

сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;

2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в

авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции

54. система законодательства: понятие и соотношение с системой права

Система законодательства - это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства.

В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:

- отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:

- комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;

- общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях);

- законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);

- конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).

Структура системы законодательства - это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов.

Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):

-отраслевая («горизонтальная») - отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство ),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства - трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные с трудовыми);

-иерархическая («вертикальная») - законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе.

Разновидностью иерархической структуры является иерархическая структура законодательства в федеративном государстве, т.н. «федеративная структура законодательства» - федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1)  система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2)  система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

Система права и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического

единства с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство – это форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства – не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоорди-нированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.

Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права.

Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.

Однако система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права – это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие

отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РСФСР и т.д.). /

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Имеются так называемые комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них является хозяйственное законодательство.

Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства,, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство.

Единство принципов распределения правотворческой компетенции между государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить два субординационных среза законодательства:

1) акты высших органов государственной власти; 2) акты высших органов государственного управления. Вертикальная же структура права – это его деление на нормы, институты, отрасли и т.д.

В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами системы законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права и их число превышает число отраслей права.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.

Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.

Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства – важная теоретическая и практическая задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.

84. юридическая ответственность. Понятие, функции, виды

Юридическая ответственность – один из видов социальной ответственности индивида. Её главная осо-

бенность в том, что юридическая ответственность связана с нарушением юридических норм, законов, за кото-

рыми стоит принудительный аппарат государства. Это – властно-императивная форма ответственности, опи-

рающаяся на силовое начало. Здесь всегда присутствуют карательный, воспитательный и превентивный момен-

ты. Иными словами, перед нами извечная проблема деяния и воздаяния.

Юридическая ответственность – наиболее строгий и предельно формализованный вид социальной от-

ветственности. Наказание за правонарушения, особенно за преступления, как правило, предусматривается и

объявляется всему обществу заранее. Человек знает, что ему грозит, если он преступит тот или иной закон, на-

рушит ту или иную правовую норму. При других видах социальной ответственности этого нет.

В научной литературе юридическая ответственность определяется по-разному, так как само это понятие

сложное и многоаспектное. Одни учёные видят сущность юридической ответственности в применении санкций

к правонарушителю, другие – в претерпевании последним известных социальных "неудобств", неблагоприят-

ных последствий; третьи считают, что это особое правоохранительное отношение между государством и лицом,

совершившим противоправное деяние, в рамках которого они ведут себя соответственно; четвёртые сводят

юридическую ответственность к наказанию виновного субъекта, лишению его некоторых благ; пятые – к спе-

цифической обязанности отвечать за содеянное, загладить вред, причинённый обществу. Различают позитив-

ную и негативную ответственность и т.д.

В каждом из этих определений есть доля истины, поскольку отражает какую-то важную сторону, грань,

черту определяемого явления. Диалектика не исключает множественности дефиниций одного и того же пред-

мета; исследователь имеет право на свою трактовку изучаемого объекта и на свои выводы.

Не совсем корректным является лишь определение юридической ответственности только как государст-

венного принуждения, ибо такое принуждение может быть применено и к лицам, не совершившим никакого

правонарушения (принудительное лечение, задержание по подозрению, обыск, досмотр, требование соблюдать

под угрозой штрафа существующие санитарные, противопожарные, экологические, гигиенические нормы и

правила, предупреждение, профилактика, обязательные прививки, медосмотры и т.д.). Подобные меры обычно

называют мерами социальной защиты, безопасности.

Принуждение в указанных и других аналогичных случаях есть, а ответственности нет. Конечно, всякая

юридическая ответственность предполагает элемент государственного принуждения, но не всякое государст-

венное принуждение связано с правовой ответственностью, оно применяется, как мы видели, и по другим пово-

дам.

Суммируя сказанное и имеющиеся мнения, юридическую ответственность можно кратко определить как

необходимость для виновного лица подвергнуться мерам государственного воздействия, претерпеть опреде-

лённые отрицательные последствия; или как вид и меру принудительного лишения лица известных благ.

В любом случае юридическая ответственность – это способ реагирования государства на правонарушение,

осуществление предусмотренных законом санкций. Привлечение к ответственности – одна из форм реализации

права, а именно применение, поскольку здесь достигается та цель, на которую рассчитывал законодатель.

Предписания права воплощаются в жизнь, реализуются, получают логическое завершение. Началом и основа-

нием юридической ответственности является совершение правонарушения, преступления. Если преступник не

пойман, ответственность выступает как состояние, существующее в рамках общерегулятивного правоотноше-

ния и готовое перейти в конкретное в случае поимки субъекта преступления.

В практическом плане юридическая ответственность может выражаться для правонарушителя в виде на-

ступления нежелательных (отрицательных) последствий материального, морального, личного, организационно-

го, физического характера (лишение или ограничение свободы, исправительные работы, конфискация имуще-

ства, штраф, арест, лишение права занимать определённые должности, смертная казнь).

Из этого не следует, что ответственность и наказание – одно и то же; эти понятия тесно взаимосвязаны, но

не тождественны. От наказания суд может и освободить, а ответственность как правовое состояние остаётся.

Кроме того, наказание может быть условным, когда виновный, т.е. ответственный перед законом, обществом,

государством, субъект остаётся на свободе. Существует также институт помилования, когда человек освобож-

дается от дальнейшего отбывания наказания. Однако ответственность как таковая с него не снимается.

Юридическая ответственность отличается от всякой иной социальной ответственности следующи-

ми признаками:

1) она предусмотрена действующим законодательством (уголовным, гражданским, административным и

др.);

2) наступает за правонарушения при наличии полного его состава. В ст. 8 УК РФ говорится: "Основанием

уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления,

предусмотренного настоящим Кодексом";

3) опирается на государственное принуждение; особый аппарат представляет собой реализацию санкций

юридических норм, применение к виновному мер наказания;

4) выражается в определённых неблагоприятных для правонарушителя последствиях, лишении его из-

вестных социальных благ (свободы, имущества, прав и т.д.);

5) возлагается и реализуется в установленной законом процессуальной форме; нарушение процедурных

норм также влечёт за собой ответственность;

6) правонарушитель наказывается от имени государства в отличие, например, от моральной ответствен-

ности, которая исходит от негосударственных структур;

7) осуществляется уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами в строго

определённом порядке и в пределах своих прерогатив.

Указанные признаки можно выразить своеобразной формулой, состоящей из ряда вопросов: кто отвечает?

за что? как? перед кем? на основании чего? Ответы на эти вопросы дают возможность в принципе определить

вид, характер, специфику, степень строгости ответственности. Отсутствие в этом ряду хотя бы одного вопроса

и ответа на него делает ситуацию неясной или даже неразрешимой.

Виды юридической ответственности. Юридическая ответственность по своей природе далеко не одина-

кова, поэтому она подразделяется на соответствующие виды в основном по отраслевому признаку: 1) уголов-

ную; 2) гражданскую; 3) административную; 4) дисциплинарную; 5) материальную; 6) процессуальную; 7) кон-

ституционную.

Все названные виды ответственности являются традиционными и хорошо известными, за исключением,

пожалуй, конституционной, которая стала выделяться сравнительно недавно.

Под конституционной ответственностью имеются в виду, например, отрешение Президента от должности,

отзыв депутата, роспуск Государственной Думы, отставка Правительства и т.д. Такую ответственность называ-

ют ещё политико-правовой.

В литературе и в печати ставится вопрос о принятии специального закона о конституционной ответствен-

ности высших структур власти: Президента, Правительства, Федерального Собрания за возможные злоупот-

ребления, ненадлежащее исполнение своих обязанностей, принятие неверных или ошибочных решений с тяжё-

лыми последствиями, затрагивающими судьбы людей, страны (распад государства, нарушение его целостности,

лишение населения вкладов, невыплата зарплаты, пенсий, пособий, развязывание войны, массовая гибель гра-

ждан и т.д.).

Юридическая ответственность представляет собой правореализационную деятельность государства, в ча-

стности, в такой ее форме, как применение правовых норм к правонарушителям. И оттого, насколько последо-

вательна и неотвратима эта ответственность, прямо зависит эффективность указанной деятельности, её резуль-

таты. Сегодня она, к сожалению, малоэффективна, огромная масса преступников никакой ответственности не

несёт, а спокойно пребывает на свободе, совершая всё новые и новые уголовно наказуемые деяния. Причин

много, но главная из них – общий системный кризис общества (экономический, социальный, политический,

духовный, нравственный, правовой).

Назначение юридической ответственности в самом общем виде – охрана конституционного строя, право-

порядка, прав и свобод граждан, а в более узком смысле – наказание правонарушителя, предостережение ос-

тальных членов общества от возможных противоправных поступков и их последствий.

Юридическая ответственность служит важным стимулятором правомерного поведения людей, сдержи-

вающим началом для недостаточно устойчивых в социальном отношении граждан. Иными словами, она высту-

пает одним из средств воспитания индивида в духе уважения к праву, закону, дисциплине.

Наличие института юридической ответственности – способ самосохранения общества от посягательств со

стороны преступных элементов, тех, кто противопоставляет себя закону, морали, правилам цивилизованной жиз-

ни. Это также известная гарантия для свободы добросовестной и правопослушной личности, её чести, достоинст-

ва, безопасности. Перед нами, как уже отмечалось, – извечная проблема деяния и воздаяния.

В ст. 43 УК РФ говорится: "1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приго-

вору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в

предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. 2. Наказание при-

меняется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и пре-

дупреждения совершения новых преступлений".

Цели юридической ответственности наглядно проявляются в её функциях, которые в какой-то мере рас-

крывают сущность права в целом. В научной литературе обычно выделяется пять таких функций: 1) каратель-

ная; 2) штрафная; 3) предупредительная, или превентивная; 4) воспитательная; 5) компенсационная, или право-

восстановительная. Названия этих функций говорят сами за себя и не требуют детализации. В разных сочетани-

ях они действуют во всех отраслях российского законодательства.

Что касается карательной функции, то её применительно к нашим условиям надо понимать не в смысле

некой самоцели (покарать во что бы то ни стало, причинить мучения, страдания и т.д.), а, скорее, в смысле

стремления законодателя "преподать урок" злоумышленнику и всем остальным. Это верно даже в отношении

смертной казни, которая хотя и не отменена сегодня в России, но в действительности не приводится в исполне-

ние, а заменяется пожизненным заключением.

К основным принципам юридической ответственности относятся следующие:

1) принцип законности, который означает, что вся процедура возложения и реализации ответственности

должна протекать в строгих рамках закона, юридических норм, исключать произвол, своеволие;

2) принцип обоснованности предполагает, что ответственность должна быть следствием правонарушения,

содержащего в себе все признаки его состава и необходимые доказательства, если этого нет – нет и основания

для привлечения лица к ответственности;

3) принцип неотвратимости требует, чтобы ни одно правонарушение, тем более преступление, не остава-

лось безнаказанным: важна не суровость наказания, а его неминуемость (неизбежность); все противоправные

деяния должны раскрываться, виновные нести ответственность;

4) принцип справедливости – наказание должно соответствовать тяжести содеянного, обстоятельствам

его совершения и личности виновного; недопустимость двойной ответственности за одно и то же правонару-

шение; все равны перед законом и правосудием;

5) принцип гуманизма – наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, уни-

жение человеческого достоинства виновного, оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы

правонарушения; возможность условного осуждения, отсрочки приговора;

6) презумпция невиновности – каждый гражданин предполагается невиновным, пока не будет доказано

иное в установленном законом порядке


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69427. Структура MS-DOS. Особливості організації файлової системи 18.85 KB
  Операційна система виконує такі функції: керування пам’яттю введенням-виведенням файловою системою взаємодією процесів; захист інформації; облік використання ресурсів оброблення командної мови; виявлення різних моментів що виникають у процесі роботи і відповідну реакцію...
69428. Команди для роботи з файлами та каталогами в MS-DOS 20.09 KB
  Існує два типи команд операційної системи MS DOS: внутрішні та зовнішні. Внутрішні команди – це найпростіші та найчастіше використовувані команди системи. Вони є частиною командного процесора COMMAND.COM і завантажуються...
69429. Код Хаффмена 74.5 KB
  Все кодируемые сообщения источника располагаются в столбец по убывающим вероятностям. Затем два наименее вероятных сообщения расположенных в последних строках столбца объединяются в одно которому приписывается суммарная вероятность.
69430. Код с проверкой по модулю q 88 KB
  Краткие теоретические сведения Принцип построения данного кода аналогичен по построению двоичного кода с одной проверкой на четность по mod 2. k информационные элементы кодовой комбинации принимающие значения от 0 до q1 то проверочный разряд b1 определяется суммой...
69431. Рекуррентный код 92 KB
  Последние формируются путем сложения по модулю 2 двух информационных посылок отстоящих одна от другой на шаг сложения k. Пусть имеем последовательность информационных посылок: 0 1 2. Тогда последовательность проверочных посылок...
69432. Код с простым повторением 89.5 KB
  В основу построения данного кода по аналогии с двоичным положен метод повторения исходной кодовой комбинации. Отличие qичного кода от аналогичного двоичного заключается в том что повторение кодовой комбинации qичного кода может производится параллельно во времени...
69433. Код Эллайеса 191 KB
  Цель: Изучить код Эллайеса выяснить особенности его построения и применения Краткие теоретические сведения Код Эллайеса как итеративный код содержит 2 системы проверок внутри каждой кодовой комбинации.
69434. Код Варшамова 157.5 KB
  Цель: Изучить код Варшамова выяснить особенности его построения и применения Краткие теоретические сведения Код предложенный Варшамовым является типичным представителем систематических кодов т. Благодаря этому возможно построить все комбинации кода...
69435. Коды Рида-Маллера 277 KB
  Эти m строк составляют векторы первого порядка b. Далее идут строки векторов второго порядка которые получаются из всех произведений двух строк первого порядка затем – строки третьего порядка являющиеся всеми произведениями трех строк первого порядка и т.