45410

Понятие и признаки преступления

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие и признаки преступления Понятие преступления определяет статья 14 УК РФ: Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Из этого определения вытекают четыре обязательных признака преступления: общественная опасность противоправность виновность и наказуемость. Общественная опасность как признак преступления является качественным или материальным признаком. Общественная опасность является объективным свойством преступления.

Русский

2013-11-17

28.5 KB

3 чел.

5.Понятие и признаки преступления

Понятие преступления определяет статья 14 УК РФ: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

Из этого определения вытекают четыре обязательных признака преступления: общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.

- Общественная опасность как признак преступления является качественным или материальным признаком. Общественная опасность является объективным свойством преступления. Это свойство заключается в способности причинять вред общественным отношениям, охраняемым уголовным законом.

Законодатель учитывает общественную опасность по ее характеру и степени (ст. 60 УК РФ определяет, что при назначении наказания учитывается характер и степень общественной опасности).

- Характер общественной опасности (качественный признак) определяется теми общественными отношениями, на которые совершено посягательство, т.е. объектом преступления (преступления против жизни, преступления против собственности).

- Степень общественной опасности (количественный признак) определяется тяжестью причиненных последствий, формой вины, способом совершения преступления, а также находит свое отражение в санкции уголовно-правовой нормы.

На степень и характер общественной опасности влияют также особенности личности преступника (наличие у него судимости, определенное положение и др.).

Если деяние по форме схоже с преступлением, но не причиняет существенного вреда личности или обществу, то оно признается малозначительным и непреступным. Малозначительность деяния (ч. 2 ст. 14) означает, что оно лишь формально содержит признаки общественно опасного деяния, но на самом деле не представляет значительной общественной опасности, т.к. не причиняет и не создает угрозы причинения существенного вреда личности, обществу, государству.

Противоправность — это запрещенность деяния уголовным законом.

Противоправность свидетельствует о том, что лицо, совершившее преступление, нарушило запрет, установленный Уголовным кодексом. Если в уголовном законе запрета нет, то деяние не может быть признано преступлением даже в случае пробела в законе.

Противоправность — это формальный признак преступления.

Виновность. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена вина. Понятие виновности раскрывается в ч. 1 ст. 24 УК: «Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности».

Без вины, без мотивированной позиции лица, обладающего свободой выбора между преступным и непреступным поведением, преступление отсутствует.

Виновность возможна только при наличии тех форм вины, которые указаны в законе, а именно: умысел (прямой или косвенный) или неосторожность (легкомыслие или небрежность).

Этот признак исключает возможность объективного вменения, т.е. привлечения лица к уголовной ответственности лишь за сам факт причинения без установления его вины.

Наказуемость — это угроза, возможность применения уголовного наказания за совершенное деяние, запрещенного Уголовным кодексом.. Данный признак означает, что за совершение каждого преступления может быть назначено соответствующее наказание. Это совсем не означает, что наказание применяется за совершение любого преступления, ведь с учетом всех обстоятельств дела лицо, совершившее преступление могут и освободить от уголовной ответственности или наказания.

Таким образом, признак наказуемости предполагает обязательное наличие в уголовном законе угрозы применения наказания за совершенное преступление, но совсем необязательную фактическую реализацию этого наказания.

Отличие преступлений от иных видов правонарушений (административных правонарушений, гражданско-правовых нарушений, дисциплинарных проступков)

Отличаются повышенной опасностью, т.к. посягают на наиболее важные общественные отношения (например, право личности на охрану жизни) и способны повлечь наиболее тяжкие последствия.  

Такой высокой степенью опасности не обладают.

2.  Наличие правовых последствий  

Влекут за собой судимость.  

Такого последствия не вызывают.

3.  Орган, налагающий взыскание  

Наказание назначает только суд.  

Взыскание вправе назначить не только суд, но и полномочное должностное лицо, коллегиальный орган.

4.  Уровень репрессивности взыскания  

Наказание отличается повышенной репрессивностью (смертная казнь, пожизненное лишение свободы, лишение свободы на определенный срок).  

Такие репрессивные виды не назначаются


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83999. Розвиток зв’язного мовлення. Твір-розповідь з елементами опису. Опис калини 105 KB
  Мета: формування в учнів навички вільного володіння рідною мовою, сприяти розширенню їх словникового запасу; розвивати зв’язне мовлення учнів, уміння порівнювати і зіставляти; розширити знання дітей про калину, як рослину-символ України;виховувати любов до рідного слова...
84000. Узагальнення вивченого про прислівник 44 KB
  Мета: вдосконалювати вміння розпізнавати прислівники в усному і писемному мовленні. Розвивати вміння використовувати прислівники у текстах визначати їх роль; розвивати здатність учнів до взаємодії мовне чуття мислення увагу пам’ять; виховувати самостійність старанність наполегливість...
84001. Колективне складання текстів різного типу про осінь 207 KB
  Учитель читає вірш: Лоскоче душу промінь золотавий Убравши пишно парки і ліси Йде краєм осінь Туман ранковий стелиться над ставом І лине сум прощальної краси. звучить тиха мелодія і на дошці розміщені ілюстрації осені в природі Скажіть хто створює цю красу Так осінь.
84002. Вживання прикметників у прямому і переносному значенні 39.5 KB
  Мета: Формувати вміння розрізняти прикметники вжиті в прямому і переносному значенні; закріплювати знання про прикметники Їхню роль у тексті; розвивати інтерес до усної народної творчості; збагачувати словниковий запас учнів; виховувати любов до рідної мови.
84003. Космічна подорож. Закріплення знань про часові форми дієслова 37.5 KB
  Мета: формувати вміння учнів визначати час дієслів та змінювати дієслова за часами; спостерігати за роллю дієслів у реченні; збагачувати словниковий запас; розвивати мовлення; виховувати гордість за свою Батьківщину. Що називається дієсловом Як змінюються дієслова Як визначити час дієслова...
84004. РІД IМЕННИКIВ. ЗМІНЮВАННЯ IМЕННИКIВ ЗА ЧИСЛАМИ 96.5 KB
  Мета: - перевірити знання учнів про іменник, як частину мови, закріпити знання дітей про змінювання іменників за числами, повторити з учнями рід іменників, розвивати вміння правильно ставити рід у словах, повторити антоніми, збагачувати активний словник школярів, продовжувати роботу...
84005. Складання твору за картиною «Зима - чарівниця» 114 KB
  Мета: Ознайомити із темою уроку. Формувати вміння добирати найбільш влучні Прикметники під час складання твору. Розвивати зв’язне мовлення мислення, спостережливість. Удосконалювати чітко і повним реченням відповідати на запитання. Збагачувати словниковий запас. Виховувати любов до природи.
84006. Розвиток зв’язного мовлення. Твір «Моє місто» 133.5 KB
  Мета. Хід уроку Організація класу Актуалізація опорних знань Слово вчителя Діти послухайте вірш Моє місто Умань стародавнє. Яке місто названо у вірші З якої букви потрібно писати це слово На каліграфічній хвилинці повторимо правила написання букв У у букво сполучення із даними буквами.
84007. Навчальний переказ у формі прес-конференції 153.5 KB
  Мета: Вчити дітей передавати послідовно зміст зв’язного тексту. Розширити і збагатити знання учнів про сову, осмислити значення цієї пташки. Розвивати уяву, фантазію, спостережливість. Виховувати бережне ставлення до природи. Засобом рольової гри та нестандартним підходом...