45414

Принципы уголовного права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Принципы уголовного права Принцип законности ст. 3 УК конституционный принцип уголовного права. Данный принцип определяет что преступность и наказуемость деяния определяется только уголовным законом Российской Федерации. Данный принцип запрещает применение уголовного закона по аналогии ч.

Русский

2013-11-17

25 KB

1 чел.

2. Принципы уголовного права

Принцип законности (ст. 3 УК) — конституционный принцип уголовного права. Данный принцип определяет, что преступность и наказуемость деяния определяется только уголовным законом Российской Федерации. «Nullum crimen nullum poena sin lege»,что означает: «Нет преступления — нет наказания без точного указания на то в законе». Данный принцип запрещает применение уголовного закона по аналогии (ч. 2 ст. 13 УК). Восполнение любых пробелов в уголовном праве относится к исключительной компетенции законодателя. Только закон определяет преступность и наказуемость деяния.

Принцип равенства граждан перед законом (ст. 4 УК) заключается в том, что все лица, совершившие преступление, подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения и т.д. Данный принцип также основывается на конституционных положениях, поскольку в соответствии со ст. 19 Конституции РФ «все равны перед законом и судом». При этом данному принципу не противоречит особый порядок привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц (депутатов, судей, сотрудников правоохранительных органов и т.д.).

Тем не менее, принцип равенства перед уголовным законом не означает, что все лица, совершившие преступления (в том числе и тождественные), подлежат одинаковой ответственности и им назначается одинаковое наказание (например, к несовершеннолетним не может быть применена смертная кара и т.д.).

Принцип вины (ст. 5 УК) означает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния, в отношении которых установлено определенное психическое отношение лица к содеянному, т.е. его вина. Соответственно общественно опасное деяние становится преступлением лишь тогда, когда оно совершено виновно: умышленно или по неосторожности. В данном случае не допускается объективное вменение, т.е. привлечение к уголовной ответственности за невиновное причинение вреда.

Принцип справедливости (ст. 6 УК) заключается в том, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, а также личности виновного. В ст. 50 Конституции РФ определено, что никто не должен нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Принцип справедливости находится в тесной взаимосвязи с такими понятиями как индивидуализация и дифференциация уголовной ответственности.

Принцип гуманизма (ст. 7 УК). Данный принцип уголовного законодательства отражает положения Конституции РФ, которая в ст. 21 провозглашает: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Правовое воздействие на лиц, совершивших преступление, не преследует цель возмездия.

Принцип гуманизма проявляется и в таких институтах, как условное осуждение, условно-досрочное освобождение, смягчение наказания и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10558. Улица как среда воспитания. Дети улицы 97.5 KB
  Тема. Улица как среда воспитания. Дети улицы План. Влияние улицы на ребенка. Организация социально-педагогической работы с детьми улицы. ЛИТЕРАТУРА. Семейный кодекс Российской Федерации Ст 11 13 18 20. Конвенция о правах ребенка // Справочник
10559. Особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 114 KB
  Тема. Особенности детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации 1. Сущность понятия трудные жизненные ситуации для детей их типология; 2. Приемные и замещающие семьи для детей находящихся в трудной жизненной ситуации; 3. Государственные и негосударственные учре...
10560. Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях 142.5 KB
  Тема. Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях План. 1. Общие задачи социальной педагогики в пенитенциарных учреждениях. 2. Технология процесса исправления осужденных. 3. Принципы перевоспитания осужденных. 4. Основные направления средства методы и фо...
10561. Социально-педагогические возможности СМИ 141 KB
  Тема. Социальнопедагогические возможности СМИ План СМИ: виды и основные функции; Основные методы воздействия СМИ на личность и группу. СМИ функции СМИ теории влияния СМИ действенность влияния результаты влияния методы воздействия. ЛИТЕРАТУРА .
10562. Философия и жизненный мир человека 50.5 KB
  Философия и жизненный мир человека. Генезис философии социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения. Проблема определения философии. Образы философии в истории культуры. Философия как знание и понимание. 1. Генезис философии социа...
10563. Философия как социокультурный феномен 67.5 KB
  Философия как социокультурный феномен. Понятие мировоззрения его структура и основные функции. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Философия и основные формообразования культуры: наука искусство мораль религи...
10564. Философия древнего востока. Специфика и основные проблемы Китайской философии 69.5 KB
  Философия древнего востока. Общая характеристика древневосточной философии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы идеи и категории. Специфика и основные проблемы Китайской философии. Основные философские школы дре...
10565. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции 66.5 KB
  Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции Периодизация античной философии. Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал философия досократиков. Концепция атомизма и материалистические тен...
10566. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре 40.5 KB
  Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков. Исторические этапы развития средневековой философии. Принципы средневекового философского мышления. Соотношение разума и ве