45434

Применение метода оценочной функции при реализации интеллектуальных функций. Уровни интеллектуальности поведения

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Черепаха представляет собой трехколесную тележку на которой размещены аккумуляторы система реле и электронная ламповая схема. Схема отрегулирована таким образом что при низком потенциале анода лампы Л1 запирается лампа Л2 и реле Р2 устанавливается так что исключается одновременное нахождение под током реле P1 и Р2. При умеренном освещении фотоэлемента лампа Л2 приоткрывается однако проводимый ею ток недостаточен для срабатывания реле P1 хотя уменьшение напряжения на аноде лампы и приводит к отпусканию реле Р2. Замыкание...

Русский

2013-11-17

61.5 KB

0 чел.

6, Применение метода оценочной функции при реализации интеллектуальных функций. Уровни интеллектуальности поведения

Синтетическая психология

           Иногда синтез осуществить легче, чем анализ. Трудно понять, как  работает на низком уровне мозг, но можно попробовать имитировать поведение  как <вход-выход>. Цель этого направления - создание имитаторов поведения.  Такие имитаторы создавались различными группами исследователей - Амосов,  Брайтенберг, Уолтер и другие. На нижних уровнях машины имитировали простейшие эмоции и поведение (страх), на верхних - более абстрактные и сложные (предчувствие, любовь). На самой простой модели можно увидеть интересные психологические реакции.

           Рассмотрим "Черепаху" Г. Уолтера, названную им "Машина спекулятрикс",  что означает "думающая машина". "Черепаха" представляет собой трехколесную   тележку, на которой размещены аккумуляторы, система реле и электронная (ламповая) схема. Переднее колесо расположено на рулевой колонке и приводится в действие двумя двигателями - рулевым Д1 и приводным Д2. На рулевой колонке закреплен также фотоэлемент и осветительная лампочка, свет от которой не попадает на фотоэлемент. Тележка покрыта кожухом, напоминающим по форме черепаший панцирь и оставляющим открытым лишь фотоэлемент и лампочку. Вокруг кожуха размещения упругий бампер,прикосновение к которому замыкает механический контакт K1. Принципиальная схема "Черепахи" приведена на рисунке 12.1.

      

     рис.12.1

           "Черепаха" с такой схемой способна воспроизводить следующие виды  поведения: движение на свет или от него, поисковые движения, обход препятствии, движение к "кормушке" и заход в нее для подзарядки  аккумуляторов. Схема отрегулирована таким образом, что при низком потенциале анода лампы Л1 запирается лампа Л2 и реле Р2 устанавливается так, что исключается одновременное нахождение под током реле P1 и Р2. Если фотоэлемент ФЭ не освещен, то лампа Л2 открыта, а Л1 заперта. При  умеренном освещении фотоэлемента лампа Л2 "приоткрывается", однако   проводимый ею ток недостаточен для срабатывания реле P1, хотя уменьшение напряжения на аноде лампы и приводит к отпусканию реле Р2. Дальнейшее  увеличение освещенности фотоэлемента ("ослепление") ведет к срабатыванию P1 при отпущенном Р2. Замыкание механического контакта K1 превращает схему в мультивибратор, попеременно включающий и выключающий реле Р1 и Р2.  Поведение "Черепахи" зависит от внешних воздействий, т.е. от  состояний реле и характеризуется следующей таблицей.

Раздражение

       Состояние реле

     Скорость,развиваемая                          

             двигагелями

Р1

Р2

 Д1 (руль)

Д2 (привод)

Темнота

Выключено

Включено

Нормальная

Малая

Свет

Выключено

Выключено

   О(руль неподвижен)

Нормальная

"Ослепление"

Включено

Выключено

Малая

Нормальная

Прикосновение

Выключено

Включено

Нормальная

Малая

Прикосновение

Включено

Выключено

Малая

Нормальная

              Несмотря на относительную простоту устройства, "Черепаха"  демонстрирует достаточно разнообразные виды поведения. В нормальных условиях она осуществляет "поиск", двигаясь по формируемым ею и средой траекториям, и в течении часа способна исследовать довольно большую   комнату. При попадании на фотоэлемент света она либо приближается к источнику света (при слабом свете или разрядившихся батареях), либо отходит от него (при сильном "ослепляющем" свете). При наезде на  препятствие - независимо от того, какой другой раздражитель действовал -  автомат реагирует только на прикосновение, являющееся более сильным  раздражителем, и отходит от препятствия. После совершения отходного  маневра он продолжает двигаться под влиянием оставшегося раздражителя.  "Черепаха" способна отыскивать оптимальное для себя состояние, которым является поиск в слабо освещенных местах. Лампа Л3, расположенная в  передней части устройства, позволяет ей в отсутствие других источников света "узнавать" себя в зеркале, приближаясь к своему изображению. Таким же образом два автомата могут "увидеть" друг друга и двигаться навстречу. При частичной разрядке аккумуляторов способность избегать "ослепления" ослабевает и "Черепаха" приближается к "кормушке", в которой установлен  источник света, и, соприкасаясь с контактами зарядного устройства в ней, "насыщается", а затем (возникало "ослепление") отходит от нее и продолжает нормальную деятельность. Ниже приведены примеры различного поведения "Черепахи": поиск в отсутствие яркого света, стремление к не очень сильному источнику света, поведение при наличии двух сильных источников  света, обход препятствия при стремлении к свету, стремление к одному источнику света двух одинаковых автоматов, посещение "кормушки", поведение перед зеркалом и "знакомство" двух "Черепах". Легко видеть, что поведение  автомата во многом аналогично комплексу фиксированных действий,  наблюдаемых в поведении живых организмов. Заметим, что, точные траектории движений заранее установить невозможно. В каждом отдельном случае они определяются рядом случайных факторов, таких, как шероховатость и наклоны поверхности, по которой движется автомат, трение в подвижных его частях, разброс моментов срабатывания реле и т. п.

          Всего было построено 14 уровней подобных животных. На третьем уровне  удалось реализовать схему "хищник-жертва". На четвертом - машины отличали живое от неживого, огибали препятствия. На пятом реализовывали простейшее  обучение. На 6-8 уровнях научились обобщать. На 14 - вырабатывали шкалу ценностей, находили линию наискорейшего достижения цели, создавали внутреннюю модель мира.

          Существенный недостаток - нет самопроизводства и эволюции.

Распознавание и классификация

           Одно из важнейших интеллектуальных свойств. Все устройства,  реализующие это свойство должны иметь три блока.

         Задача состоит в отделении образца типа А от образца типа Б, для этого требуется ввести физическую величину, которая бы отличала образцы  различных типов. Очевидно, что эта величина будет иметь целый диапазон значений и выбирая некоторый индетифицирующий признак мы можем столкнутся с проблемой перекрытия (верхний график), то есть с ситуацией наличия этого признака у обоих образцов. Поэтому требуется развернуть базовые оси, чтобы проекции различных классов пересекались минимально (нижний график).

      

          Задача интеллекта - найти линии разделения классов. Для лучшего

     результата требуется вводить дополнительные признаки. Каждый полезен хотя

     бы для одного разделения и влияет на уменьшение вероятности ошибки.

     Наилучшими признаками являются те, у которых разность средних выше

     стандартных отклонений. Признак будет бесполезным, если средние совпадают

     со средними другого признака. Очень много признаков увеличивает

     вероятность ошибки.

      

     рис.12.4

     Признаки (x1..xn) анализируются разделяющими функциями (q1..qm). Решение

     поступает с устройства сравнения.

Меры сходства

     xij - значение i-ой переменной для j-го объекта.

     1.Коэффициент корреляции

      

     2.Меры расстояния

         а)Евклидово

      

         б)Манхеттенское

      

         в)Минковского

      

     3.Коэффициент ассоциативности

         а)

     S = ( a + d )/( a+ b + c + d );

         б)

     J = a/( a + b + c );

         в)

     Kас = ( ad - bc )/( ad + bc );

           


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52862. Формування ключових та предметних компетентностей молодших школярів у контексті викликів сьогодення 90 KB
  Велику роль у цьому відіграють навчальні ігри. Їх використання підвищує інтерес дітей до навчання, сприяє створенню сприятливого психологічного клімату на уроці та розвитку активності учнів, а також дозволяє сконцентрувати увагу на головному – опануванні мовленнєвими навичками
52864. Guidelines to training students for Independent Assessment 35.5 KB
  In terms of requirements to Independent Assessment in English we offer strategies on completing tests in reading and writing with comments on the order of their fulfilling which enables students to minimize time and increase efficiency.
52865. Креативне письмо на уроці іноземної мови 67.5 KB
  Мета даної статті – проаналізувати навчальний потенціал креативного письма в вивченні іноземної мови, дослідити переваги роботи з креативним письмом на уроці іноземної мови, визначити цінність написання креативного тексту для розвитку учня як особистості.
52867. Конкурсна програма «Who knows English better» 517.5 KB
  Мета: формувати мовну й мовленнєву компетенції в рамках вивчених тем, удосконалювати вміння учнів з аудіювання, читання та усного мовлення; розвивати вміння переносити знання та навички в нову ситуацію; формувати здатність працювати в парі, групі; виховувати любов до навчання.
52868. Свято англійської мови для 1-4 класів 172 KB
  Storyteller: Dear children! Hope you like fairy-tales very much! You know an old story about the wolf and 7 little kids, don’t you? Now the play begins! Once upon a time there lived Mother Goat and her 7 little kids. ( Mother Goat has a milk can in her hand. She wants to go to the market. Her kids are around her.)
52869. Розвиток комунікативних здібностей школярів на уроках англійської мови 188.5 KB
  Наприклад якщо учні познайомилися один з одним на початку нового шкільного року в них ніколи потім не виникає потреби знову це робити. Учні в класі як правило не мають потреби ставити запитання про те як пройти чи проїхати кудись у певному напрямку але вони мусять знати як це робити в реальних життєвих ситуаціях. Наприклад спочатку учні відпрацьовують команди напрямку.
52870. План-конспект уроку для 4 класу за темою „Christmas” 161 KB
  Тhis day people usually visit their friends. There is a lot of dancing and eating. People bring a piece of coal for good luck. People decorate trees with toys, send greeting cards and find presents in their stockings. People send cards to people they love. They don`t write their names.