45434

Применение метода оценочной функции при реализации интеллектуальных функций. Уровни интеллектуальности поведения

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Черепаха представляет собой трехколесную тележку на которой размещены аккумуляторы система реле и электронная ламповая схема. Схема отрегулирована таким образом что при низком потенциале анода лампы Л1 запирается лампа Л2 и реле Р2 устанавливается так что исключается одновременное нахождение под током реле P1 и Р2. При умеренном освещении фотоэлемента лампа Л2 приоткрывается однако проводимый ею ток недостаточен для срабатывания реле P1 хотя уменьшение напряжения на аноде лампы и приводит к отпусканию реле Р2. Замыкание...

Русский

2013-11-17

61.5 KB

0 чел.

6, Применение метода оценочной функции при реализации интеллектуальных функций. Уровни интеллектуальности поведения

Синтетическая психология

           Иногда синтез осуществить легче, чем анализ. Трудно понять, как  работает на низком уровне мозг, но можно попробовать имитировать поведение  как <вход-выход>. Цель этого направления - создание имитаторов поведения.  Такие имитаторы создавались различными группами исследователей - Амосов,  Брайтенберг, Уолтер и другие. На нижних уровнях машины имитировали простейшие эмоции и поведение (страх), на верхних - более абстрактные и сложные (предчувствие, любовь). На самой простой модели можно увидеть интересные психологические реакции.

           Рассмотрим "Черепаху" Г. Уолтера, названную им "Машина спекулятрикс",  что означает "думающая машина". "Черепаха" представляет собой трехколесную   тележку, на которой размещены аккумуляторы, система реле и электронная (ламповая) схема. Переднее колесо расположено на рулевой колонке и приводится в действие двумя двигателями - рулевым Д1 и приводным Д2. На рулевой колонке закреплен также фотоэлемент и осветительная лампочка, свет от которой не попадает на фотоэлемент. Тележка покрыта кожухом, напоминающим по форме черепаший панцирь и оставляющим открытым лишь фотоэлемент и лампочку. Вокруг кожуха размещения упругий бампер,прикосновение к которому замыкает механический контакт K1. Принципиальная схема "Черепахи" приведена на рисунке 12.1.

      

     рис.12.1

           "Черепаха" с такой схемой способна воспроизводить следующие виды  поведения: движение на свет или от него, поисковые движения, обход препятствии, движение к "кормушке" и заход в нее для подзарядки  аккумуляторов. Схема отрегулирована таким образом, что при низком потенциале анода лампы Л1 запирается лампа Л2 и реле Р2 устанавливается так, что исключается одновременное нахождение под током реле P1 и Р2. Если фотоэлемент ФЭ не освещен, то лампа Л2 открыта, а Л1 заперта. При  умеренном освещении фотоэлемента лампа Л2 "приоткрывается", однако   проводимый ею ток недостаточен для срабатывания реле P1, хотя уменьшение напряжения на аноде лампы и приводит к отпусканию реле Р2. Дальнейшее  увеличение освещенности фотоэлемента ("ослепление") ведет к срабатыванию P1 при отпущенном Р2. Замыкание механического контакта K1 превращает схему в мультивибратор, попеременно включающий и выключающий реле Р1 и Р2.  Поведение "Черепахи" зависит от внешних воздействий, т.е. от  состояний реле и характеризуется следующей таблицей.

Раздражение

       Состояние реле

     Скорость,развиваемая                          

             двигагелями

Р1

Р2

 Д1 (руль)

Д2 (привод)

Темнота

Выключено

Включено

Нормальная

Малая

Свет

Выключено

Выключено

   О(руль неподвижен)

Нормальная

"Ослепление"

Включено

Выключено

Малая

Нормальная

Прикосновение

Выключено

Включено

Нормальная

Малая

Прикосновение

Включено

Выключено

Малая

Нормальная

              Несмотря на относительную простоту устройства, "Черепаха"  демонстрирует достаточно разнообразные виды поведения. В нормальных условиях она осуществляет "поиск", двигаясь по формируемым ею и средой траекториям, и в течении часа способна исследовать довольно большую   комнату. При попадании на фотоэлемент света она либо приближается к источнику света (при слабом свете или разрядившихся батареях), либо отходит от него (при сильном "ослепляющем" свете). При наезде на  препятствие - независимо от того, какой другой раздражитель действовал -  автомат реагирует только на прикосновение, являющееся более сильным  раздражителем, и отходит от препятствия. После совершения отходного  маневра он продолжает двигаться под влиянием оставшегося раздражителя.  "Черепаха" способна отыскивать оптимальное для себя состояние, которым является поиск в слабо освещенных местах. Лампа Л3, расположенная в  передней части устройства, позволяет ей в отсутствие других источников света "узнавать" себя в зеркале, приближаясь к своему изображению. Таким же образом два автомата могут "увидеть" друг друга и двигаться навстречу. При частичной разрядке аккумуляторов способность избегать "ослепления" ослабевает и "Черепаха" приближается к "кормушке", в которой установлен  источник света, и, соприкасаясь с контактами зарядного устройства в ней, "насыщается", а затем (возникало "ослепление") отходит от нее и продолжает нормальную деятельность. Ниже приведены примеры различного поведения "Черепахи": поиск в отсутствие яркого света, стремление к не очень сильному источнику света, поведение при наличии двух сильных источников  света, обход препятствия при стремлении к свету, стремление к одному источнику света двух одинаковых автоматов, посещение "кормушки", поведение перед зеркалом и "знакомство" двух "Черепах". Легко видеть, что поведение  автомата во многом аналогично комплексу фиксированных действий,  наблюдаемых в поведении живых организмов. Заметим, что, точные траектории движений заранее установить невозможно. В каждом отдельном случае они определяются рядом случайных факторов, таких, как шероховатость и наклоны поверхности, по которой движется автомат, трение в подвижных его частях, разброс моментов срабатывания реле и т. п.

          Всего было построено 14 уровней подобных животных. На третьем уровне  удалось реализовать схему "хищник-жертва". На четвертом - машины отличали живое от неживого, огибали препятствия. На пятом реализовывали простейшее  обучение. На 6-8 уровнях научились обобщать. На 14 - вырабатывали шкалу ценностей, находили линию наискорейшего достижения цели, создавали внутреннюю модель мира.

          Существенный недостаток - нет самопроизводства и эволюции.

Распознавание и классификация

           Одно из важнейших интеллектуальных свойств. Все устройства,  реализующие это свойство должны иметь три блока.

         Задача состоит в отделении образца типа А от образца типа Б, для этого требуется ввести физическую величину, которая бы отличала образцы  различных типов. Очевидно, что эта величина будет иметь целый диапазон значений и выбирая некоторый индетифицирующий признак мы можем столкнутся с проблемой перекрытия (верхний график), то есть с ситуацией наличия этого признака у обоих образцов. Поэтому требуется развернуть базовые оси, чтобы проекции различных классов пересекались минимально (нижний график).

      

          Задача интеллекта - найти линии разделения классов. Для лучшего

     результата требуется вводить дополнительные признаки. Каждый полезен хотя

     бы для одного разделения и влияет на уменьшение вероятности ошибки.

     Наилучшими признаками являются те, у которых разность средних выше

     стандартных отклонений. Признак будет бесполезным, если средние совпадают

     со средними другого признака. Очень много признаков увеличивает

     вероятность ошибки.

      

     рис.12.4

     Признаки (x1..xn) анализируются разделяющими функциями (q1..qm). Решение

     поступает с устройства сравнения.

Меры сходства

     xij - значение i-ой переменной для j-го объекта.

     1.Коэффициент корреляции

      

     2.Меры расстояния

         а)Евклидово

      

         б)Манхеттенское

      

         в)Минковского

      

     3.Коэффициент ассоциативности

         а)

     S = ( a + d )/( a+ b + c + d );

         б)

     J = a/( a + b + c );

         в)

     Kас = ( ad - bc )/( ad + bc );

           


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28231. Способы управления эмоциями. Защитные механизмы и совладающее поведение 43.5 KB
  Защитные механизмы и совладающее поведение. Защитные механизмы психики. Отрицание Проекция Приписывает свои мотивы другим людям атрибутивнаяособзает черту и бессознателтно приписывает другим комплементарная осознает но источник лежит в другом классическая не признает качество Смешение Смещение объекта смещение влечения Регрессия объекта при разводе к маме Идентификация принимает личные характеристики другого на себя Компенсация Реактивное образование Замена на противоположные импульсы Рационализация Сублимация...
28232. Психические состояния и их классификация 31.5 KB
  Левитов: Состояние целостная характеристика психической деятельности и поведения за некоторый период времени показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражения объектов и явлений действительности в настоящий момент в зависимости от конкретной ситуации предшествующего состояния и психических свойств личности. Состояние целостная организация поведения и деятельности за определенный момент времени. Психическое состояние относительно устойчивое психическое явление характеризующее психику в целом фон на...
28233. Диагностические и прогностические возможности интеллектуального тестирования (краткая характеристика основных интеллектуальных) 64 KB
  В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности связанный с личностными характеристиками исследования связей интеллекта с эмоциональноволевыми особенностями социальноэкономическими условиями и т. В истории исследования генезиса интеллекта человека можно выделить 2 главных подхода взаимно обогащающих друг друга. Источник развития интеллекта в нем самом развитие представляет собой развертывание стадий операторных механизмов по сформированным природой алгоритмам. Интеллект необходимо рассматривать как...
28234. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕКА (ИНДИВИД-ЛИЧНОСТЬ-ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ) В РАБОТАХ Б.Г.АНАНЬЕВА 32 KB
  Форма развития индивида онтогенетическая эволюция которая идет по филогенетической программе но модифицируется под влиянием социальной истории в соответствии с возрастом и индивидуальной изменчивостью: постепенно усиливается влияние социальных свойств личности. На развитие индивида накладывается развитие личности → ступени общественного воспитания образования и обучения стали определяющими характеристиками периодов развития индивида. статус личности в обществе активная позиция человека статус общности в которой формировалась личность...
28235. Развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Функции самосознания: самопознание, саморегуляция и самоорганизация 35 KB
  Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации предмету деятельности к другим людям. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того чтобы oтношение к себе превратились в свойство называемое рефлексивностью. Чужую самооценку например родительскую; Способы регуляции поведения; 6. Самосознание культурный феномен позволяющий сохранять постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности усвоенные индивидом.
28236. «Образ Я» и «Я-концепция». Структура, этапы формирования, функции имеханизмы защиты 42.5 KB
  Описательная составляющая Яконцепции образ Я или картина Я; составляющая связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам самооценка или принятие себя. Три главных элемента Я концепции: Когнитивная составляющая образ Я представление индивида о самом себе. Составляющие Яконцепции: реальное Я представление о себе в настоящем времени идеальное Я то каким субъект по его мнению должен был бы стать ориентируясь на моральные нормы. Бернс выделяет следующие основные ракурсы Яконцепции: Реальное Я установки...
28237. Личность в системе отношений и структура отношений личности. Взгляды В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева 46 KB
  Личность в системе отношений и структура отношений личности. Психология отношений специфическая теория личности имеет существенное значение при исследовании проблем нормального и патологического формирования личности происхождения болезней и механизмов их развития особенностей клинических проявлений лечения и предупреждения. Одно из фундаментальных положений психологии отношений является понимание личности как системы отношений индивида с окружающей средой. Эти отношения представляют собой преимущественно сознательную основанную на...
28238. НЕЙРОТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА (Б.М.ТЕПЛОВ, В.Д.НЕБЫЛИЦЫН, Е.П.ИЛЬИН) 68 KB
  НЕЙРОТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА Б.ИЛЬИН Свойства НС это устойчивые особенности НС влияющие на индивидуальные психологические особенности человека. Свойства НС природные врожденные особенности НС влияющие на формирование индивидуальных форм поведения у животных и некоторых индивидуальных различий способностей и характера у человека Павлов Теплов. Тип высшей нервной деятельности генотип темперамент следует отличать от характера фенотипа или склада высшей нервной деятельности который есть сплав из черт типа и тех черт...
28239. ТЕМПЕРАМЕНТ: ЕГО СВОЙСТВА И ТИПОЛОГИЯ 31.5 KB
  эмоциональная неустойчивость врожденная склонность человека входить в состояние эмоционального напряжения тревожность степень личностного ситуативного эмоционального напряжения в угрожающей ситуации или ситуации повышенной ответственности утомляемость работоспособность врабатываемость импульсивность быстрота реакции непроизвольных движений приспособление к непосредственно действующим раздражителям быстрота принятия решения и его исполнение ригидность пластичность степень легкости приспособления к новой ситуации...