45489

МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Многообразные стандарты и подобные им методические материалы упорядочим по следующим признакам: 1. По утверждающему органу: официальные международные стандарты; официальные национальные стандарты; национальные ведомственные стандарты; стандарты международных комитетов и объединений; стандарты фирмразработчиков; стандарты дефакто. По предметной области стандартизации: функциональные стандарты стандарты на языки программирования интерфейсы протоколы кодирование шифрование стандарты на фазы...

Русский

2013-11-17

47.5 KB

16 чел.

МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Для большинства технологий характерной чертой их развития является стандартизация и унификация.

Стандартизация — нахождение решений для повторяющихся задач и достижение оптимальной степени упорядоченности.

Унификация — относительное сокращение разнообразия элементов по сравнению с разнообразием систем, в которых они используются.

Главная задача стандартизации в рассматриваемой области — создание системы нормативно-справочной документации, определяющей требования к разработке, внедрению и использованию всех компонентов информационных технологий. На сегодняшний день в области информационных технологий наблюдается неоднородная картина уровня стандартизации. Для ряда технологических

процессов характерен высокий уровень стандартизации (например для транспортирования информации), для других — он находится в зачаточном состоянии.

Многообразные стандарты и подобные им методические материалы упорядочим по следующим признакам:

1.  По утверждающему органу:

•  официальные международные стандарты;

•  официальные национальные стандарты;

•  национальные ведомственные стандарты;

•  стандарты международных комитетов и объединений;

•  стандарты фирм-разработчиков;

•  стандарты «де-факто».

2.  По предметной области стандартизации:

•  функциональные стандарты (стандарты на языки программирования, интерфейсы, протоколы, кодирование, шифрование )

•  стандарты на фазы развития (жизненного цикла) информационных систем  (стандарты  на проектирование,  материализацию, эксплуатацию, сопровождение и др.).

В зависимости от методического источника в качестве стандартов могут выступать метод, модель, методология, подход. Следует отметить, что указанные стандарты обладают разной степенью обязательности, конкретности, детализации, открытости, гибкости и адаптируемости.

В качестве примера рассмотрим ряд стандартов различного уровня.

Международный стандарт ISO/OSI разработан международной организацией по стандартизации (International Standards OrganizationISO), предназначен для использования в области сетевого информационного обмена, представляет эталонную семиуровневую модель, известную как модель OSI (Open System Intercongtction — связь открытых систем). Первоначально усилия были направлены на разработку структуры (модели) протоколов связи цифровых устройств. Основная идея была связана с разбиением функций протокола на семь различных категорий (уровней), каждый из которых связан с одним более высоким и с одним более низким уровнем (за исключением самого верхнего и самого нижнего). Идея семиуровневого открытого соединения состоит не в попытке создания универсального множества протоколов связи, а в реализации «модели», в рамках которой могут быть использованы уже имеющиеся различные протоколы. В последнее время достиг-

нут значительный прогресс в реализации различных типов протоколов, о чем говорит успешное функционирование многих сетей передачи данных, например, Интернета. Более подробно данный стандарт изложен в подразд. 3.2.

Международный стандарт ISO/IEC 12207:1995-08-01 — базовый стандарт процессов жизненного цикла программного обеспечения, ориентированный на различные его виды, а также типы информационных систем, куда программное обеспечение входит как составная часть. Разработан в 1995 г. объединенным техническим комитетом ISO/IEC JTC1 «Информационные технологии, подкомитет SC7, проектирование программного обеспечения». Включает описание основных, вспомогательных и организационных процессов.

Основные процессы программного обеспечения:

•  процесс приобретения, определяющий действия покупателя, приобретающего информационную систему, программный продукт или его сервис;

•  процесс поставки, регламентирующий действия поставщика, снабжающего указанными выше компонентами;

•  процесс разработки, определяющий действия разработчика принципов построения программного изделия;

•  процесс функционирования, определяющий действия оператора,   обслуживающего   информационную   систему   в   интересах пользователей и включающий помимо требований инструкции по эксплуатации консультирование пользователей и организацию обратной связи с ними;

•  процесс сопровождения, регламентирующий действия персонала по модификации программного продукта, поддержке его текущего состояния и функциональной работоспособности.

Вспомогательные процессы регламентируют документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификацию, аттестацию, совместную оценку, аудит.

Рассмотрим краткую характеристику:

1.  Формирование требований к АС:

•  обследование объекта и обоснование необходимости создания АС;

•  формирование требований пользователя к АС;

•  оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания);

2.  Разработка концепции АС:

•  изучение объекта;

•  проведение необходимых научно-исследовательских работ;

•  разработка вариантов концепции АС, удовлетворяющей требованиям пользователя;

•  оформление отчета о выполненной работе;

3.  Техническое задание:

•  разработка и утверждение технического задания.

4.  Эскизный проект:

•  разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям;

•  разработка документации на АС и ее части.

5.  Технический проект:

•  разработка проектных решений по системе и ее частям;

•  разработка документации на АС и ее части;

•  разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и/или технических требований (технических заданий) на их разработку;

•  разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации.

6.  Рабочая документация:

•  разработка рабочей документации на систему и ее части;

•  разработка или адаптация программ.

7.  Ввод в действие:

•  подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие;

•  подготовка персонала;

• комплектация АС поставляемыми изделиями (программны-, техническими и информационными средствами);

•  строительно-монтажные работы;

•  пуско-наладочные работы;

•  предварительные испытания;

•  опытная эксплуатация;

•  приемочные испытания. 8. Сопровождение АС:

•  выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами;

•  послегарантийное обслуживание.

В связи с широким использованием в настоящее время объектной технологии большой интерес представляет CORBA (Common Object Request Broker Architecture) — стандарт в виде набора спецификаций для промежуточного программного обеспечения объектного типа. OMG разработал семантический стандарт, включающий 4 основных типа:

•  объекты, моделирующие мир (студент, преподаватель, экзамен);

•  операции, относящиеся к объекту и характеризующие его свойства (дата рождения студента, пол и др.);

•  типы, описывающие конкретные значения операций;

•  подтипы, уточняющие типы.

Естественно затраты на стандартизацию могут сделать проектные работы по внедрению информационных технологий более дорогостоящими, однако эти затраты с лихвой окупаются в процессе эксплуатации и развития системы, например при замене оборудования или программной среды.

Таким образом, стандартизация является единственной возможностью обеспечения порядка в бурно развивающихся информационных технологиях.

По аналогии с современным строительством, программные приложения реализуются из компонентов. Под компонентом в данном случае понимают самостоятельный программный продукт, поддерживающий объектную идеологию, реализующий отдельную предметную область и обеспечивающий взаимодействие с другими компонентами с помощью открытых интерфейсов. Такая технология направлена на сокращение сроков разработки программных приложений и обеспечение гибкости внедрения. В плане реализации подобной технологии естественным является переход от стандартизации интерфейсов к стандартизации компонентов. Для унификации этого процесса необходимы метастандарты проектирования бизнес-процессов, которые формулируют основные установочные концепции. На первый взгляд, бизнес-процессы и информационных технологии имеют мало общего. Однако внедрение информационных технологий всегда приводит к реорганизации бизнеса. Потому методики моделирования бизнеса имеют много общего с проектированием информационных систем. Здесь может быть выстроена следующая цепочка: предметная область — бизнес-модель — модель информационной системы — технологическая модель — детальное представление — функционирование системы.

Среди стандартов проектирования бизнес-процессов можно отметить следующие: семейство стандартов IDEF (Integration Definition for Function), RUP (компании Rational Software), Catalysis (компании Computer Associates). Каждый из этих стандартов базируется на исходных понятиях. Например, в стандарте IDEF0 (Integration Definition for Function Modeling) такими понятиями являются:

•  «Работа» (Fctivity) — для обозначения действия;

•  «Вход»   (Input),  «Выход»  (Output),   «Управление»  (Control), «Механизм» (Mechanism) — для обозначения интерфейсов.

Использование стандартов проектирования бизнес-процессов позволяет унифицировать процесс абстрагирования и формализации представления предметной области. Мощным методологическим средством в этой области является концепция CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support). Русскоязычный термин, отражающий специфику CALS — компьютерное сопровождение процессов жизненного цикла изделий (КСПИ). Выделяют следующие основные аспекты данной концепции:

•  компьютеризация основных процессов создания информации;

•  интеграция  информационных процессов,  направленная  на совместное и многократное использование одних и тех же данных;

•  переход к безбумажной технологии организации бизнес-процессов.

В методологии CALS (КСПИ) существуют две составные части: компьютеризированное интегрированное производство (КИП) и интегрированная логистическая поддержка (ИЛП).

В состав КИП входят:

•  системы автоматизированного проектирования конструкторской    и    технологической    документации    САПР-К,    САПР-Т, CAD/CAM);

•  системы автоматизированной разработки эксплуатационной документации (ETPDElectronic Technical Develoment);

•  системы управления проектами и программами (РМ — );

•  системы управления данными об изделиях (PDMProject Data Managent);

•  интегрированные системы управления (MRP/ERP/SCM). Система  интегрированной  логистической   поддержки   (ИЛП)

предназначена для информативного сопровождения бизнес-процессов на послепроизводственных стадиях жизненного цикла изделий от разработки до утилизации. Целью внедрения ИЛП является сокращение затрат на хранение и владение изделием. В состав ИЛП входят:

•  система логистического анализа на стадии проектирования (Logistics Suuport Analysis);

•  система планирования материально-технического обеспечения (Order Administration, Invoicing);

•  электронная эксплуатационная документация и электронные каталоги;

•  система поддержки эксплуатации и др.

Важной составляющей (КСПИ) является электронная подпись (ЭЦП). Современный электронный технический документ состоит из двух частей: содержательной и реквизитной. Первая содержит необходимую информацию, а вторая включает аутентификационные и идентификационные сведения, в том числе из обязательных атрибутов — одну или несколько электронных подписей.

Развитие CALS (КСПИ) связано с созданием виртуального предприятия, которое создается посредством объединения на контрактной основе предприятий и организаций, участвующих в жизненном цикле продукции и связанных общими бизнес-процессами. Информационное взаимодействие участников виртуального предприятия реализуется на базе хранилищ данных, объединенных через общую корпоративную или глобальную сеть.

Значительный прогресс достигнут в области стандартизации пользовательского интерфейса. Среди множества интерфесов выделим следующие классы и подклассы:

•  символьный (подкласс — командный);

•  графический (подклассы — простой, двухмерный, трехмерный);

•  речевой;

•  биометрический (мимический);

•  семантический (общественный).

Выделяют два аспекта пользовательского интерфейса: функциональный и эргономический, каждый из которых регулируется своими стандартами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60744. Тихий океан – найбільший океан Землі 438.5 KB
  Мета уроку: вивчити історію дослідження Тихого океану удосконалювати навики роботи учнів з географічною картою формувати вміння описувати географічне положення океану та будову його дна...
60746. Роль права в жизни человека, общества, государства 81.5 KB
  Для развития творческого мышления учащихся, познавательного интереса к предмету, воспитания правовой культуры разработан урок усвоения нового материала с элементами практической работы...
60747. Строение и работа сердца 97 KB
  Раскрыть связь строения сердца с его функцией. Дать понятие о сердечном цикле причине неутомляемости сердца. Рассмотреть причину автоматизма сердца.
60748. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями 962 KB
  Цель урока: Сформулировать правила сравнения сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями повторить и обобщить знания об обыкновенных дробях; Развивать умение применять знания теории на практике развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля...
60749. Растровое кодирование графической информации 419.5 KB
  Цель: ввести понятие растровой графики и рассмотреть кодирование растровых изображений Задачи: образовательная: 1. Этап урока Время Деятельность практиканта Деятельность учащихся Примечание...
60750. Поняття комп’ютерної публікації. 3асоби створення публікацій. Види публікацій та їх шаблони. Структура публікації 3.6 MB
  Мета: навчальна: Сформувати поняття комп’ютерної публікації розглянути види публікацій та засоби їх створення. Отже тема нашого уроку Поняття комп’ютерної публікації.
60751. 200 років з дня народження Тараса Григоровича Шевченка 968 KB
  Мета: Активізувати та збагачувати знання дітей про життя та творчість Тараса Шевченка; викликати інтерес до поезії; спонукати учнів до вияву власних творчих здібностей та їх розвитку; розвивати виразне читання та зв€язне мовлення школярів виховувати любов і повагу до спадщини...
60752. Рух графічних зображень за допомогою циклів 58.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з поняттям анімації; навчити створювати рухи окремих елементів, створювати анімацію програмним способом; розвивати логічне і образне мислення; виховувати любов до прекрасного.