45489

МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Многообразные стандарты и подобные им методические материалы упорядочим по следующим признакам: 1. По утверждающему органу: официальные международные стандарты; официальные национальные стандарты; национальные ведомственные стандарты; стандарты международных комитетов и объединений; стандарты фирмразработчиков; стандарты дефакто. По предметной области стандартизации: функциональные стандарты стандарты на языки программирования интерфейсы протоколы кодирование шифрование стандарты на фазы...

Русский

2013-11-17

47.5 KB

18 чел.

МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Для большинства технологий характерной чертой их развития является стандартизация и унификация.

Стандартизация — нахождение решений для повторяющихся задач и достижение оптимальной степени упорядоченности.

Унификация — относительное сокращение разнообразия элементов по сравнению с разнообразием систем, в которых они используются.

Главная задача стандартизации в рассматриваемой области — создание системы нормативно-справочной документации, определяющей требования к разработке, внедрению и использованию всех компонентов информационных технологий. На сегодняшний день в области информационных технологий наблюдается неоднородная картина уровня стандартизации. Для ряда технологических

процессов характерен высокий уровень стандартизации (например для транспортирования информации), для других — он находится в зачаточном состоянии.

Многообразные стандарты и подобные им методические материалы упорядочим по следующим признакам:

1.  По утверждающему органу:

•  официальные международные стандарты;

•  официальные национальные стандарты;

•  национальные ведомственные стандарты;

•  стандарты международных комитетов и объединений;

•  стандарты фирм-разработчиков;

•  стандарты «де-факто».

2.  По предметной области стандартизации:

•  функциональные стандарты (стандарты на языки программирования, интерфейсы, протоколы, кодирование, шифрование )

•  стандарты на фазы развития (жизненного цикла) информационных систем  (стандарты  на проектирование,  материализацию, эксплуатацию, сопровождение и др.).

В зависимости от методического источника в качестве стандартов могут выступать метод, модель, методология, подход. Следует отметить, что указанные стандарты обладают разной степенью обязательности, конкретности, детализации, открытости, гибкости и адаптируемости.

В качестве примера рассмотрим ряд стандартов различного уровня.

Международный стандарт ISO/OSI разработан международной организацией по стандартизации (International Standards OrganizationISO), предназначен для использования в области сетевого информационного обмена, представляет эталонную семиуровневую модель, известную как модель OSI (Open System Intercongtction — связь открытых систем). Первоначально усилия были направлены на разработку структуры (модели) протоколов связи цифровых устройств. Основная идея была связана с разбиением функций протокола на семь различных категорий (уровней), каждый из которых связан с одним более высоким и с одним более низким уровнем (за исключением самого верхнего и самого нижнего). Идея семиуровневого открытого соединения состоит не в попытке создания универсального множества протоколов связи, а в реализации «модели», в рамках которой могут быть использованы уже имеющиеся различные протоколы. В последнее время достиг-

нут значительный прогресс в реализации различных типов протоколов, о чем говорит успешное функционирование многих сетей передачи данных, например, Интернета. Более подробно данный стандарт изложен в подразд. 3.2.

Международный стандарт ISO/IEC 12207:1995-08-01 — базовый стандарт процессов жизненного цикла программного обеспечения, ориентированный на различные его виды, а также типы информационных систем, куда программное обеспечение входит как составная часть. Разработан в 1995 г. объединенным техническим комитетом ISO/IEC JTC1 «Информационные технологии, подкомитет SC7, проектирование программного обеспечения». Включает описание основных, вспомогательных и организационных процессов.

Основные процессы программного обеспечения:

•  процесс приобретения, определяющий действия покупателя, приобретающего информационную систему, программный продукт или его сервис;

•  процесс поставки, регламентирующий действия поставщика, снабжающего указанными выше компонентами;

•  процесс разработки, определяющий действия разработчика принципов построения программного изделия;

•  процесс функционирования, определяющий действия оператора,   обслуживающего   информационную   систему   в   интересах пользователей и включающий помимо требований инструкции по эксплуатации консультирование пользователей и организацию обратной связи с ними;

•  процесс сопровождения, регламентирующий действия персонала по модификации программного продукта, поддержке его текущего состояния и функциональной работоспособности.

Вспомогательные процессы регламентируют документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификацию, аттестацию, совместную оценку, аудит.

Рассмотрим краткую характеристику:

1.  Формирование требований к АС:

•  обследование объекта и обоснование необходимости создания АС;

•  формирование требований пользователя к АС;

•  оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания);

2.  Разработка концепции АС:

•  изучение объекта;

•  проведение необходимых научно-исследовательских работ;

•  разработка вариантов концепции АС, удовлетворяющей требованиям пользователя;

•  оформление отчета о выполненной работе;

3.  Техническое задание:

•  разработка и утверждение технического задания.

4.  Эскизный проект:

•  разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям;

•  разработка документации на АС и ее части.

5.  Технический проект:

•  разработка проектных решений по системе и ее частям;

•  разработка документации на АС и ее части;

•  разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и/или технических требований (технических заданий) на их разработку;

•  разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации.

6.  Рабочая документация:

•  разработка рабочей документации на систему и ее части;

•  разработка или адаптация программ.

7.  Ввод в действие:

•  подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие;

•  подготовка персонала;

• комплектация АС поставляемыми изделиями (программны-, техническими и информационными средствами);

•  строительно-монтажные работы;

•  пуско-наладочные работы;

•  предварительные испытания;

•  опытная эксплуатация;

•  приемочные испытания. 8. Сопровождение АС:

•  выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами;

•  послегарантийное обслуживание.

В связи с широким использованием в настоящее время объектной технологии большой интерес представляет CORBA (Common Object Request Broker Architecture) — стандарт в виде набора спецификаций для промежуточного программного обеспечения объектного типа. OMG разработал семантический стандарт, включающий 4 основных типа:

•  объекты, моделирующие мир (студент, преподаватель, экзамен);

•  операции, относящиеся к объекту и характеризующие его свойства (дата рождения студента, пол и др.);

•  типы, описывающие конкретные значения операций;

•  подтипы, уточняющие типы.

Естественно затраты на стандартизацию могут сделать проектные работы по внедрению информационных технологий более дорогостоящими, однако эти затраты с лихвой окупаются в процессе эксплуатации и развития системы, например при замене оборудования или программной среды.

Таким образом, стандартизация является единственной возможностью обеспечения порядка в бурно развивающихся информационных технологиях.

По аналогии с современным строительством, программные приложения реализуются из компонентов. Под компонентом в данном случае понимают самостоятельный программный продукт, поддерживающий объектную идеологию, реализующий отдельную предметную область и обеспечивающий взаимодействие с другими компонентами с помощью открытых интерфейсов. Такая технология направлена на сокращение сроков разработки программных приложений и обеспечение гибкости внедрения. В плане реализации подобной технологии естественным является переход от стандартизации интерфейсов к стандартизации компонентов. Для унификации этого процесса необходимы метастандарты проектирования бизнес-процессов, которые формулируют основные установочные концепции. На первый взгляд, бизнес-процессы и информационных технологии имеют мало общего. Однако внедрение информационных технологий всегда приводит к реорганизации бизнеса. Потому методики моделирования бизнеса имеют много общего с проектированием информационных систем. Здесь может быть выстроена следующая цепочка: предметная область — бизнес-модель — модель информационной системы — технологическая модель — детальное представление — функционирование системы.

Среди стандартов проектирования бизнес-процессов можно отметить следующие: семейство стандартов IDEF (Integration Definition for Function), RUP (компании Rational Software), Catalysis (компании Computer Associates). Каждый из этих стандартов базируется на исходных понятиях. Например, в стандарте IDEF0 (Integration Definition for Function Modeling) такими понятиями являются:

•  «Работа» (Fctivity) — для обозначения действия;

•  «Вход»   (Input),  «Выход»  (Output),   «Управление»  (Control), «Механизм» (Mechanism) — для обозначения интерфейсов.

Использование стандартов проектирования бизнес-процессов позволяет унифицировать процесс абстрагирования и формализации представления предметной области. Мощным методологическим средством в этой области является концепция CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support). Русскоязычный термин, отражающий специфику CALS — компьютерное сопровождение процессов жизненного цикла изделий (КСПИ). Выделяют следующие основные аспекты данной концепции:

•  компьютеризация основных процессов создания информации;

•  интеграция  информационных процессов,  направленная  на совместное и многократное использование одних и тех же данных;

•  переход к безбумажной технологии организации бизнес-процессов.

В методологии CALS (КСПИ) существуют две составные части: компьютеризированное интегрированное производство (КИП) и интегрированная логистическая поддержка (ИЛП).

В состав КИП входят:

•  системы автоматизированного проектирования конструкторской    и    технологической    документации    САПР-К,    САПР-Т, CAD/CAM);

•  системы автоматизированной разработки эксплуатационной документации (ETPDElectronic Technical Develoment);

•  системы управления проектами и программами (РМ — );

•  системы управления данными об изделиях (PDMProject Data Managent);

•  интегрированные системы управления (MRP/ERP/SCM). Система  интегрированной  логистической   поддержки   (ИЛП)

предназначена для информативного сопровождения бизнес-процессов на послепроизводственных стадиях жизненного цикла изделий от разработки до утилизации. Целью внедрения ИЛП является сокращение затрат на хранение и владение изделием. В состав ИЛП входят:

•  система логистического анализа на стадии проектирования (Logistics Suuport Analysis);

•  система планирования материально-технического обеспечения (Order Administration, Invoicing);

•  электронная эксплуатационная документация и электронные каталоги;

•  система поддержки эксплуатации и др.

Важной составляющей (КСПИ) является электронная подпись (ЭЦП). Современный электронный технический документ состоит из двух частей: содержательной и реквизитной. Первая содержит необходимую информацию, а вторая включает аутентификационные и идентификационные сведения, в том числе из обязательных атрибутов — одну или несколько электронных подписей.

Развитие CALS (КСПИ) связано с созданием виртуального предприятия, которое создается посредством объединения на контрактной основе предприятий и организаций, участвующих в жизненном цикле продукции и связанных общими бизнес-процессами. Информационное взаимодействие участников виртуального предприятия реализуется на базе хранилищ данных, объединенных через общую корпоративную или глобальную сеть.

Значительный прогресс достигнут в области стандартизации пользовательского интерфейса. Среди множества интерфесов выделим следующие классы и подклассы:

•  символьный (подкласс — командный);

•  графический (подклассы — простой, двухмерный, трехмерный);

•  речевой;

•  биометрический (мимический);

•  семантический (общественный).

Выделяют два аспекта пользовательского интерфейса: функциональный и эргономический, каждый из которых регулируется своими стандартами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60099. Я - українець! 74 KB
  Ведучий: Я українець Над Дніпром Стоїть в саду вишневім хата Криниця журавель з цебром І скибка місяця щербата. Ведуча: Я українка З юних літ Мене пісень навчила мати Які чарують цілий світ Де народився Заповіт...
60100. МАСЛЕНИЦА. СЦЕНАРИЙ 47.5 KB
  Ведущая: А еще для славян масленица долгое время была встречей нового года так как до 16 века он начинался с марта. Дети вместе: У нас горы снежные готовы и блины напечены просим жаловать Мальчик: Масленица объедуха...
60101. Устный журнал: Что в имени тебе моём? 47 KB
  У каждого человека есть имя Нет меж живущих людей да не может и быть безыменных: В первый же миг по рождении каждый убогий и знатный Имя как сладостный дар от родимых своих получает Гомер Прошли тысячелетия а сказанное им и сейчас остается истиной.
60103. Сценарій 9 травня «День памяті та надії» 55 KB
  ХХІ століття. Усе далі й далі відходять грізні роки Великої Вітчизняної війни. Але кожного року 9 травня ми відзначаємо День перемоги, і ніколи не згасне память про всіх тих, хто поліг у боях, хто віддав своє життя для нашого щастя.
60104. Позакласний захід «Що потрібно знати про грип» 60.5 KB
  Тож Що потрібно знати про грип будуть розповідати діти. Сьогодні ми поговоримо про одну з найпоширеніших інфекційних хвороб грип. На грип хворіють і діти і дорослі.
60105. Відкритий виховний захід: «Психологічне здоровя дитини» 49.5 KB
  Мета: розширювати і узагальнювати поняття про поведінку між людьми; про вихованість і чемність людську доброту і милосердя та вплив цих чинників на здоровя людини; прищеплювати бажання свідомо дотримуватися усталених норм поведінки...
60107. Сценарій маленького ювілею «50 днів у школі» 69 KB
  Він нас зібрав усіх сюди У вересневу рань Щоб вчитися змогли всі ми І набиратись знань. Сьогодні всі ми урочисто Переступили цей поріг Яскраве сонечко надворі Кидає промінці у клас Такого свята ще ніколи...